Пенсионная реформа последние: Пенсионная реформа в России — Последние новости на сегодня

Разное

Содержание

«Автор пенсионной реформы» подвел ее первые итоги

Экономика Сюжет: Пенсионная реформа 220521

Поделиться

Экономиста Владимира Назарова, директора научно-исследовательского финансового института Минфина, многие именуют «автором пенсионной реформы».

Самому Назарову до пенсии далеко — ему 37 лет. В его послужном списке -институт Гайдара, членство в Комитете гражданских инициатив Кудрина, коллегии Минфина и экспертном совете при правительстве. Мы побеседовали с Назаровым о первых итогах пенсионной реформы и о том, почему она стартовала так неожиданно для россиян. Насколько слова г-на Назарова соответствуют реальной жизни, каждый может оценить сам.

Фото: Геннадий Черкасов

— В некоторых СМИ вас называют «автором» и даже «злым гением» пенсионной реформы. А Википедия сообщает: «Принимал участие в качестве эксперта в работе рабочей группы по пенсионной реформе». Продолжаете ли вы сотрудничать с правительством в этом направлении?

— Самым активным мое взаимодействие с правительством по пенсионной тематике было до 2012 года, когда я сформулировал идею необходимости разных пенсионных систем для разных поколений. Эти идеи не секретны и каждый может с ними ознакомиться, например, в журнале «Вопросы экономики» за 2012 год.

Потом это были эпизодические встречи с экспертами на разных площадках. Сейчас в таком же режиме обсуждается развитие добровольных пенсионных накоплений.

Но автором пенсионной реформы я себя не считаю. Я, скорее, один из первых в российском экспертном сообществе, кто обратил внимание на необходимость модернизации самой философии классической распределительной пенсионной системы.

С переходом в постиндустриальное общество ослабевает связь между достижением пенсионного возраста и потребностью в социальной поддержке, которая может возникнуть гораздо раньше или гораздо позже общеустановленного пенсионного возраста. В ряде случаев эта потребность может выражаться не в регулярной выплате денег, а в услугах по уходу и присмотру, в обеспечении лекарствами, в помощи в трудной жизненной ситуации и так далее.

Долгое время именно пенсионная система была в центре общественной повестки, а важнейшие для нашей страны проблемы борьбы с бедностью, обеспечения граждан доступными лекарствами, помощи в уходе за пожилыми людьми оставались за рамками основной дискуссии.

Сейчас фокус внимания начинает понемногу смешаться в сторону решения конкретных проблем граждан в различных жизненных ситуациях. Я верю, что по этим вопросам рано или поздно будет достигнут значительный прогресс, что мы будем жить в обществе, где каждому вне зависимости от его возраста будет гарантирован минимальный доход и оказана необходимая помощь с лекарствами.

Фото: iep.ru

— Как вы оцениваете промежуточные итоги реформы?

— Основной итог на данный момент – это индексация пенсии для неработающих пенсионеров в начале 2019 года на 7,05%, то есть, почти вдвое выше прошлогодней инфляции.

Такая же ситуация повторится и в 2020 году: с 1 января пенсии вырастут на 6,6% при инфляции около 3%. Без повышения пенсионного возраста индексация пенсий едва-едва успевала бы за ростом цен. Таким образом, только за два года реформы рост пенсий обгонит инфляцию более, чем на 6%. Говорить о других итогах реформы, например, о стабилизации расходов Пенсионного фонда или влиянии на рынок труда, пока еще слишком рано.

— За счет повышения пенсионного возраста правительство предполагало урегулировать дефицит государственной пенсионной системы. Как с этим обстоят дела?

— Основной целью было сохранение размеров пенсий в условиях сокращения числа работников, за счет страховых взносов которых и выплачивались пенсии. Например, в 2019 году численность занятых, по данным официальной статистики, снизилась почти на миллион человек. Согласно демографическим прогнозам, такое снижение будет происходить еще как минимум 5-10 лет.

Речь о снижении дефицита бюджета Пенсионного фонда не шла, в текущих непростых демографических условиях практически ни одной развитой стране не удается добиться превышения доходов пенсионного фонда над расходами. Но и увеличивать дефицит пенсионной системы также невозможно – от этого могут пострадать расходы на другие направления социальной политики. Некоторые развитые государства пошли даже на снижение размера пенсий.

В России такой подход был и остается неприемлемым. В итоге повышение пенсионного возраста позволило одновременно увеличить индексацию самым уязвимым категориям пенсионеров – пожилым неработающим людям, и при этом не допустить неконтролируемого роста дефицита.

— Предполагалось, что число занятых на официальном рынке труда граждан будет расти. Какова ситуация сейчас?

— Повышение пенсионного возраста сможет в лучшем случае замедлить темпы снижения численности рабочей силы, но ожидать роста количества занятых не стоит. Именно поэтому реформа создает сейчас меньше рисков для населения старшего возраста, которое дольше остаётся на рынке труда, чем если бы эта мера осуществлялась десять-пятнадцать лет назад, когда численность занятых росла.

— Вопросы вызывает реализация пенсионной реформы. В развитых странах о таких вещах принято предупреждать заранее, например, в Германии уже сейчас известно, что очередное повышение пенсионного возраста состоится в 2030 году. Почему у нас это судьбоносное решение было принято в такой спешке? Люди не получили возможности адаптироваться к новой ситуации.

Не лучше бы было пойти по пути референдума, как, например, в Швейцарии?

— В развитых странах сама идея повышения пенсионного возраста также не подвергается сомнению: пенсионный возраст за последние двадцать лет повышали как в Европе, так и практически во всех странах СНГ. Однако и там это не вызывает восторга населения, достаточно вспомнить недавние протесты во Франции. Причем острота общественной реакции далеко не всегда зависит от продолжительности подготовительного периода.

Действительно, в России реформа была проведена значительно быстрее, но это цена того, что решение откладывалось столь долгое время. Времени на раскачку уже не было, ведь повышение пенсионных возрастов — процесс длительный, основные результаты появляются через 5-10 лет после начала реформы.

Что касается референдума, то он в России неприменим, поскольку повышение пенсионного возраста безальтернативно, это единственный способ надежно, в долгую сохранить размеры пенсии в условиях старения населения.

А пойти на их сокращение невозможно – пенсии и так относительно невысоки, а у государства есть определенные обязательства: выплаты должны индексироваться не ниже, чем инфляция, размеры пенсий не могут быть ниже прожиточного минимума пенсионера.

Замечу также, что референдум требует четкой постановки вопроса. Если спросить «Хотите ли вы повышения пенсионного возраста?», основная масса граждан во всех странах ответит «нет».

Если же спрашивать «Что вы предпочитаете: повысить пенсионный возраст, повысить налоги, снизить пенсии или урезать другие расходы?», — набор возможных комбинаций окажется столь велик, что вынести его на референдум не представляется возможным.

Поэтому в большинстве стран мира референдум по такому вопросу не проводят. Просто в какой-то момент политики берут на себя ответственность за своё решение и стараются по возможности снизить свои электоральные потери, убеждая людей в том, что альтернативы были хуже. А в большинстве случаев они действительно хуже.

— Сейчас, по прошествии года, можно ли говорить, что какие-то последствия пенсионной реформы были не просчитаны? Или технически все было сделано правильно?

— Сейчас мы не видим каких-то серьезных просчетов в самой пенсионной реформе, но есть ряд проблем в сфере соцзащиты населения.

Это, во-первых, введение уголовной ответственности за увольнение граждан предпенсионного возраста. Очевидно, что такая мера приведет к увеличению дискриминации по возрасту при найме сотрудников: работодатель лишний раз подумает, стоит ли ему нанимать такого работника, увольнение которого может повлечь для него уголовную ответственность.

Во-вторых, новые меры по сохранению населения старшего возраста на рынке труда (например, по переобучению) направлены почему-то только на лиц в предпенсионном возрасте, то есть за пять лет до выхода на пенсию. Но ведь абсолютно ясно, что повышение пенсионного возраста может увеличить риски на рынке труда и у более молодых групп населения – в возрасте 45-50 лет. Как мне кажется, новые программы должны включать большее широкий круг возрастов.

В-третьих, и это главное — по-прежнему остается актуальной проблема отсутствия в России двух важнейших программ, позволяющих значительно снизить социальные риски для наших семей: гарантированный минимальный доход и лекарственное страхование в амбулаторно-поликлиническом звене.

По обоим направлениям в последнее время были сделаны важные шаги: введена выплата на первого и второго ребенка для семей, у которых среднедушевой доход не превышает 2 прожиточных минимума, а с 2020 года стартует пилотный проект по обеспечению лекарствами граждан, имеющих сердечно-сосудистые заболевания. Но, несмотря на эти шаги, мы еще далеки от создания универсальных общенациональных программ по поддержке доходов семей и обеспечению нуждающихся лекарствами.

— Одна из главных проблем российского рынка труда – большой теневой сектор, из-за которого бюджет и внебюджетные фонды (включая ПФР) недополучают значительные деньги. Создает ли правительство условия для нормального роста «белого» сектора?

— Я бы не стал относить большой теневой сектор к числу главных проблем российского рынка труда. Существует довольно четкая связь между уровнем экономического развития и неформальной занятости. И, если сравнивать Россию с близкими по ВВП на душу населения странами СНГ, Восточной и Южной Европы, то выяснится, что уровень неформальной занятости у нас близок или даже ниже, чем в этих странах.

Тем не менее, потенциал для снижения доли теневого сектора существует. Важный фактор, определяющий его размеры на рынке труда — административные барьеры в «белом» секторе экономики: чем больше налоги на труд и жестче трудовое законодательство, тем больше будет неформальная занятость.

Совокупные издержки по налогам на труд достаточно велики (вместе с НДФЛ – это около 40% от фонда оплаты труда), а трудовое законодательство зарегулировано. Поэтому некоторые работодатели предпочитают не заключать с работниками официальный трудовой договор, а нанимать на основании устных договоренностей или платить большую часть зарплаты в конверте.

Если ставить задачу снизить уровень неформальной занятости помимо ужесточения налогового администрирования, неплохо было бы снизить налоги на труд и создать государственную программу гарантированного дохода, чтобы предпринимателям было проще расторгнуть трудовые отношения с работникам, но те при этом оставались под защитой государственной помощи. Только совокупность этих мер позволит вывести заработные платы из тени, не убьет бизнес и сохранит занятность и доходы граждан.

— Сейчас почти 30% граждан (около 14 млн человек) выходят на пенсию раньше срока, в 40 с небольшим лет. Речь идет о военнослужащих, полицейских, гражданских госслужащих. Ничего подобного нет в других странах мира.

Многие из этой категории лиц, как правило, не имеющих хронических проблем со здоровьем и сохраняющих возможность работать, получают пенсии не через Пенсионный фонд, а напрямую из федерального бюджета. Справедливо ли это? Ведь досрочные пенсии дают немалую нагрузку на ПФР, кроме того, за них платят все граждане.

— Действительно, около трети граждан выходят на пенсию досрочно, вот только большую часть из них составляют вовсе не военные и полиция, а работающие во вредных и опасных условиях (например, шахтеры, работники химической промышленности), работающие на Крайнем Севере, учителя, врачи, инвалиды, многодетные матери – суммарно их как раз около трети от всех пенсионеров по старости. А вот пенсии по выслуге лет в России получают не более 5% всех пенсионеров.

По учителям, врачам и жителям крайнего Севера уже приняты решения о повышении возраста выхода на пенсию, но при этом режим их выхода на пенсию останется льготным по сравнению с большинством граждан. Что касается гражданских госслужащих, то они в России всегда выходили в общеустановленном пенсионном возрасте, никаких льготных возрастов у них нет. Напротив, пенсионный возраст для них начали поднимать еще в 2017 году, причем новый пенсионный возраст для женщин данной категории составляет 63 года, для мужчин – 65 лет.

Подписаться

Авторы:

Пенсионный фонд Алексей Кудрин Россия Пенсии Налоги Экономика Финансы Бизнес

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №28166 от 10 января 2020

Заголовок в газете: «Злой гений» реформы

Что еще почитать

Что почитать:Ещё материалы

В регионах

  • В Рязани из трудового рабства спасли 25-летнюю девушку с грудным ребёнком

    Фото 57438

    Рязань

    Анастасия Батищева

  • Севастополь снова атаковали дроны утром 24 апреля

    25205

    Крым

    фото: МК в Крыму

  • В США представили снаряд, который поможет Украине бить по Крыму

    18360

    Крым

    фото: МК в Крыму

  • Подоляк заявил, что Украина может уничтожить Крым и Донбасс

    15926

    Крым

    crimea. mk.ru

  • В мае в Крым приедут народные дипломаты из Германии

    7156

    Крым

    фото: МК в Крыму

  • Глава Ямала Артюхов рассказал президенту Путину о труднодоступных триллионах кубометров газа в недрах Ямала

    Фото 5410

    Ямал

    Федор Горин

В регионах:Ещё материалы

Пенсионная реформа во Франции — Журнал «Холод»

В январе премьер-министр Франции Элизабет Борн с подачи президента Эммануэля Макрона объявила о пенсионной реформе. Это привело к самым масштабным протестам во Франции в XXI веке, но закон все же был принят, причем в обход финального голосования в Национальной ассамблее. Такой ход еще больше разозлил французов — теперь люди выступают не только против реформы, но и против Макрона и его правительства. «Холод» рассказывает, что нужно знать о происходящем. 

Чтобы не пропускать главные материалы «Холода», подпишитесь на наш инстаграм и телеграм.

Что случилось?

Пенсионная реформа, которая всколыхнула Францию, предусматривает поэтапное повышение пенсионного возраста с 62 до 64 лет. А для некоторых граждан (например, работников энергетической и газовой промышленности) отменят «специальный» режим, позволяющий им выходить на пенсию раньше. 

Президент Франции Эммануэль Макрон настаивает на реформе давно и последовательно. Он хотел провести ее еще в 2019 году, что еще тогда вызывало протесты, но нововведение пришлось отложить из-за пандемии коронавируса. Обещание поднять пенсионный возраст было и в его предвыборной программе в 2022 году, когда Макрона избрали на второй срок. 

Протесты по всей стране начались 19 января, спустя несколько дней после объявления о реформе, и продолжаются до сих пор. Забастовки объявили работники практически всех секторов — от транспортников до чиновников разного уровня. К протестам присоединились студенты и ученики старшей школы. 

Численность протестов превысила демонстрации 1995 года, когда жители Франции тоже выходили на акции против реформы льготной и пенсионной системы. 31 января — это был второй день активных протестов — власти сообщили о 1,272 миллиона протестующих, крупное профсоюзное объединение «Всеобщая конфедерация труда» — о 2,8 миллиона. 

В первый день протестов Макрон заявил, что власти Франции «должны» провести пенсионную реформу, а выход людей на улицы прокомментировал так: «Все мнения должны быть выражены, это хорошо и легитимно».

Впрочем, когда закон приняли, реакция на протесты стала более агрессивной: вечером 16 марта, когда власти окончательно одобрили поправки в законодательство, только в Париже полицейские задержали 258 человек, а также применили слезоточивый газ и водометы. Демонстранты в ответ кидали в полицейских мусорки. До этого протесты проходили более-менее мирно и количество задержаний было в разы меньше: например, во время протестов 7 февраля парижская полиция задержала 26 человек. 

Последние масштабные протесты состоялись 23 марта и собрали 3,5 миллиона участников по всей Франции, заявили профсоюзы. Власти же сообщили о 1,08 миллиона. 28 марта состоялась еще одна крупная акция — МВД Франции сообщило о 740 тысячах демонстрантов по всей стране, но профсоюзы утверждают, что к протестам присоединились более двух миллионов человек. 

«Макрон презирает республику» — эти слова можно было увидеть на плакатах во время парижских демонстраций. А мэр Лилля Мартин Обри говорила: «У меня глубокое убеждение, что он унижает нас, что он не слушает французский народ».

Почему протестующие обвиняют Макрона и правительство в недемократичности? 

Потому что пенсионная реформа была принята в обход голосования в Национальной ассамблее — последнего этапа, необходимого для принятия всех законопроектов во Франции. Многие депутаты Нацассамблеи выступают против реформы.

16 марта окончательное голосование сначала прошло в Сенате. Там законопроект одобрили (193 голоса за, 114 — против). После этого Макрон встретился с правительством, а премьер Элизабет Борн — с депутатами. Она объявила, что закон будет принят в обход окончательного голосования в Национальной ассамблее, и сказала, что некоторые голоса в нижней палате парламента Франции находятся под вопросом, а правительство не намерено рисковать и повторять многочасовые дебаты по поводу реформы. «Эта реформа — плод компромисса, с ним согласились законодатели обеих палат парламента, — говорила Борн. — Я готова взять за него ответственность на себя».

Этому выступлению Борн в Нацассамблее были не очень рады. Многие депутаты слушали его с плакатами «Нет 64 годам», а также пели «Марсельезу», из-за чего речь Борн на некоторое время даже пришлось прервать. 

Депутаты попробовали оспорить принятие закона через вотум недоверия правительству, но безуспешно. Первый документ об отстранении правительства внесли оппозиционные группы LIOT и NUPES. За него проголосовали 278 депутатов при необходимых 287 голосах. Второй законопроект внесли крайне правые — «Национальное объединение» (RN) Марин Ле Пен, — и за него проголосовали лишь 94 депутата. Но второй законопроект ожидаемо набрал мало голосов, так как в Нацассамблее Франции коалиция левых (NUPES) принципиально не голосует за предложения крайне правых, даже если интересы и тех и других совпадают.

Чтобы хоть как-то успокоить протестующих, Макрон решил дать интервью крупному каналу TF1, которое вышло 22 марта. Однако это вызвало еще больший гнев протестующих. В частности, Макрон выразил надежду, что закон начнет действовать до конца 2023 года. Помимо этого, он сказал, что президент республики — гарант «республиканского порядка», а «группы», которые «используют крайнее насилие для нападения на избранных должностных лиц» или проводят демонстрации «без правил», находятся в меньшинстве. При этом, как отметило издание Le Monde, о насилии со стороны полиции по отношению к протестующим Макрон не упомянул.  

Кроме этого, в соцсетях стали писать, что в начале интервью на президенте Франции были часы, которые якобы стоят 80 тысяч евро и которые Макрон в ходе разговора с телеканалом снял. Это тоже возмутило некоторых французов. В Елисейском дворце изданию L’Independant заявили, что часы «бились о стол», поэтому он их и снял, а стоимость часов на самом деле гораздо ниже. После этого издание Franceinfo проверило, что Макрон носит часы марки Bell & Ross (модель BR V1-92), которые стоят 2,4 тысячи евро, то же самое сказали и в Елисейском дворце.

Подождите. Но как Макрону и правительству удалось так просто обойти голосование в Нацассамблее?

Дело в статье 49.3 французской Конституции. 

Она появилась в 1958 году во время президентства Шарля де Голля — новый документ ощутимо укреплял его роль и влияние исполнительной власти. В то время премьер-министр Франции Мишель Дебре говорил, что документ положит конец «нестабильности», царившей в Третьей и Четвертой республиках. Дебре заявлял, что необходимо уйти от главенства Нацассамблеи: по его мнению, это была «диктатура» и «анархия». При этом тогда же Нацассамблее предоставили инструмент, ограничивающий действия правительства, — возможность вынести вотум недоверия.

С момента вступления в силу статья 49.3 применялась 99 раз. В случае с поправками к пенсионной реформе ее применили в сотый раз. Нацассамблея в свою очередь пыталась выразить вотум недоверия правительству 61 раз (с учетом последних двух), но это ни разу не заканчивалось успешно. 

Почему Макрон так хочет провести эту реформу?

Власти Франции объясняют реформу необходимостью «стабилизировать пенсионную систему». Минфин подсчитал, что реформа поможет пополнить пенсионные кассы на 17,7 миллиарда евро к 2030 году. Глава Минфина Бруно Ле Мэр говорил, что при отказе от изменений дефицит достиг бы 13,5 миллиарда евро. 

Существует и другая проблема — слишком мало работающих молодых людей и работников предпенсионного и пенсионного возраста. Следовательно, уровень занятости во Франции значительно ниже среднего показателя по еврозоне. Среди причин такого низкого уровня как раз низкий возраст выхода на пенсию. Однако Антуан Гужар из экономического департамента Организации экономического сотрудничества и развития указывал, что одного повышения пенсионного возраста для роста занятости среди людей в категории от 55 до 64 лет недостаточно: необходимо принятие мер по улучшению условий труда, обучению сотрудников, а также нужно «положить конец дискриминации, связанной с возрастом». 

Помимо этого, одним из аргументов властей стало то, что Франция — одна из стран Евросоюза, где люди выходят на пенсию раньше всего. В большинстве стран, входящих в ОЭСР, пенсионный возраст и правда растет. В этой организации состоят 38 государств, в том числе больше половины стран, входящих в ЕС. Средний показатель возраста выхода на пенсию по Евросоюзу составляет 63,5 года для женщин и 64,3 года для мужчин. При этом в большинстве стран Европы он равен или превышает 65 лет.  

Процесс увеличения возраста выхода на пенсию начался и в Германии: к 2031 году он достигнет 67 лет. В Бельгии этот показатель тоже планируют поднять. Сейчас в этой стране люди выходят на пенсию в 65 лет, но его поднимут до 67 для тех, кто выйдет на пенсию после 1 февраля 2030 года. В Дании пенсионный возраст увеличится с 67 до 69 лет к 2035 году. И это далеко не полный список европейских стран, где или планируют, или уже постепенно поднимают возраст выхода на пенсию. 

Если пенсионный возраст повышается по всей Европе, то почему французы так против?

Одна из причин — условия труда. Как отметил журналист Франсуа Ленгле, Франция — европейский чемпион по несчастным случаям на производстве при показателе 3,5 смертей на 100 000 сотрудников ежегодно. Это вдвое больше, чем в среднем по Европе. Помимо этого, существует возрастная дискриминация молодежи и людей предпенсионного возраста. 

Проблема также в том, что, несмотря на повышение минимальной пенсии до 1200 евро, средний уровень пенсий может снизиться. 1200 евро — это полная пенсия, и для ее получения необходимо будет проработать по крайней мере до 64 лет, имея стаж не менее 43 лет. При отсутствии необходимого стажа для выхода на пенсию нужно будет проработать до 67 лет. Далеко не все люди могут работать в этом возрасте, например, по состоянию здоровья, следовательно, часть населения в возрасте от 64 до 67 лет окажется в подвешенном состоянии. 

Молодежь выступает против реформы, потому что, согласно данным Экономического, социального и экологического совета, люди обычно получают стабильную работу во Франции лишь в 27 лет. Этому предшествуют, например, неоплачиваемые стажировки, а также нестабильные рабочие контракты. При этом даже тем, кто выйдет на работу раньше, придется работать и после 64 лет, чтобы впоследствии получать полную пенсию.

Что ждет Францию? Пенсионную реформу проведут несмотря на протесты?

Власти Франции с самого начала показали, что идти на уступки не намерены. 

Однако протесты продолжаются, и депутаты Нацассамблеи не сдаются: они обратились в Конституционный совет с просьбой заблокировать пенсионную реформу. Теперь Совет в течение месяца должен проанализировать закон на предмет соответствия Конституции. Это необходимо для его окончательного вступления в силу.

Профессор университета Версаль-Сен-Кантен-ан-Ивелин Жан-Пьер Камби в разговоре с Le Monde отметил, что тотальная цензура реформы, то есть признание ее неконституционной, будет выглядеть как «объявление открытой войны исполнительной власти и сенаторскому большинству». Конституционный совет объявит о принятых решениях 14 апреля. 

Предыдущее повышение пенсионного возраста с 60 до 62 лет в 2010 году при президентстве Николя Саркози тоже вызвало массовые протесты. И тогда власти не пошли на уступки — в итоге пенсионный возраст был повышен.

Следующие масштабные протесты против пенсионной реформы по всей Франции запланированы на 6 апреля.

Франция: пенсионная реформа ставит политику в тупик, но крупная нестабильность маловероятна повысить минимальный возраст выхода на пенсию с 62 до 64 лет, используя статью 49.3. Мы считаем, что «вопросы недоверия», представленные в ответ на этот акт, чтобы заблокировать принятие закона о пенсионном обеспечении, не пройдут, и закон будет окончательно принят.

Тем не менее, могут быть некоторые препятствия для закона, в том числе риск роста протестов, которые могут привести к приостановке действия закона. Если закон будет отклонен, что не является нашим основным сценарием, есть риск возможного роспуска Ассамблеи и новых выборов с неопределенным исходом.
  • Рынки облигаций: недавние ограниченное расширение спреда французских 10-летних государственных облигаций по сравнению с эквивалентными немецкими облигациями в основном было обусловлено отсутствием риска, вызванным проблемами, связанными с региональными банками США и Credit Suisse . Это говорит о том, что в настоящее время во Франции нет серьезной оценки идиосинкразического риска. Если политическая ситуация еще больше ухудшится, мы можем увидеть дополнительное расширение распространения с некоторой чрезмерной реакцией. Тем не менее, инвесторы должны также иметь в виду, что французские облигации ликвидны, имеют высокий рейтинг и могут привлечь спрос инвесторов.
  • Рынки акций: Недавняя коррекция в основном соответствовала динамике европейского фондового рынка и, по сути, является коррекцией высоких результатов с начала года. С точки зрения структуры французский рынок достаточно сбалансирован, и оценки в целом соответствуют европейскому рынку. Если ситуация действительно ухудшится, это может оказать некоторое влияние на акции, но, на наш взгляд, у французских акций нет особых причин для значительного отклонения от акций других европейских стран на данном этапе. Более того, в экономике дела идут довольно хорошо, а инфляция ниже, чем в других европейских странах, поскольку затраты на энергию, как правило, меньше растут из-за интенсивного использования атомной энергии во Франции.
  • Французское правительство только что протолкнуло пенсионную реформу без голосования благодаря особому конституционному инструменту (статья 49.3). Какая реакция ожидается в парламенте и по стране?

    В Национальном собрании (нижняя палата) центристский альянс Ансамбль (Возрождение, Модем, Горизонты) представляет 250 депутатов, что недостаточно для получения абсолютного большинства (287). Абсолютное большинство (289 голосов при нормальных обстоятельствах) в настоящее время составляет 287, поскольку четыре места остаются незаполненными. Статья 49.3 (см. вставку 1) был активирован, потому что республиканский штаб предупредил президента Макрона, что менее половины из его 61 заместителя проголосуют за текст: следовательно, этого числа недостаточно для получения большинства.

    Открыто несколько сценариев:

    Вотум недоверия

    Два вотума недоверия были внесены в пятницу. Один от партии РН (крайняя правая Марин Ле Пен), другой от центристской группы ЛИОТ. Только предложение группы ЛИОТ, представленное как «транспартийное», может пройти, поскольку его поддерживают как НУПЕС (левый альянс), так и партии РН. Однако даже если все депутаты НУПЭС (149), RN (88), LIOT (20) и независимые (5), они достигают только 262, что недостаточно для получения абсолютного большинства (требуется 287). Таким образом, потребуется не менее 25 депутатов от LR (правых, Les Républicains) (из 61), чтобы проголосовать за предложение о свержении правительства. Оба ходатайства будут рассмотрены в понедельник, 20 марта, с 16:00 по центральноевропейскому времени.

    Принятие вотума недоверия , вероятно , приведет к отказу от этого законопроекта . Хотя технически можно было бы продолжить новый экзамен в парламенте (Ассамблее и Сенате), политически это было бы несостоятельно. Невыполнение «ветумов недоверия» остается наиболее вероятным сценарием . Тогда пенсионная реформа будет окончательно принята. Тем не менее, есть еще некоторые возможные препятствия перед его эффективной реализацией.

    Вставка 1: Как работает 49.3?

    Эта конституционная статья допускает «принудительное принятие» законодательства без голосования. Точнее, пункт 3 статьи 49 позволяет премьер-министру «после обсуждения Советом министров» «взять на себя ответственность правительства перед Национальным собранием» за голосование по определенным текстам.

    • Когда такая процедура инициирована, депутаты имеют возможность внести «вопрос недоверия» в течение 24 часов.
    • Если вотум недоверия поддержан абсолютным большинством депутатов, закон отклоняется и правительство должно уйти в отставку.
    • При отсутствии большинства закон принимается в первом чтении и затем направляется в Сенат. Затем он возвращается в Национальное собрание для второго чтения, в ходе которого правительство может снова активировать 49.3 по желанию на тех же условиях.
      Эта статья использовалась 100 раз с 1958 года, в том числе 11 раз премьер-министром Элизабет Борн.

    На пути к референдуму по народной инициативе (RIP)?

    Организация такого референдума с предложением об отказе от реформы теоретически возможна, но ограничена во времени. Фактически РИП требует, чтобы законопроект был инициирован одной пятой депутатов, то есть не менее 185 из 925 парламентариев (577 депутатов, 348 сенаторов). Предложение также должно быть поддержано 10% избирателей (4,87 млн ​​человек), подписи которых должны быть собраны в течение девяти месяцев.

    Таким образом, эта процедура позволит заблокировать реформу на 9 месяцев. 252 парламентария, депутаты НУПЕС и сенаторы от различных левых групп подали в пятницу запрос RIP, чтобы предотвратить повышение установленного законом пенсионного возраста выше 62 лет. Председатель Национального собрания должен рассмотреть вопрос о приемлемости этого законопроекта утром. от понедельника, 20 марта, и, если это так, она без промедления направит его в Конституционный совет, который затем рассмотрит вопрос о возможности проведения референдума. У Совета есть месяц на обсуждение.

    На обращение в Конституционный совет?

    В течение пятнадцати дней после окончательного принятия закона не менее 60 парламентариев могут передать вопрос в Конституционный совет. Обращение, которое приостанавливает срок обнародования закона, должно быть рассмотрено в течение одного месяца. Статья 61.3 Конституции позволяет правительству просить Конституционный совет рассмотреть текст в срочном порядке, что сокращает срок до восьми дней. Партия LFI обещает передать дело в Конституционный совет.

    Могут быть некоторые препятствия для закона, в том числе риск роста протестов, которые могут привести к приостановке действия закона.

    К отмене реформы перед лицом очень сильной социальной мобилизации?

    Часто приводят пример Первого трудового договора (CPE) 2006 года. Этот закон, предусматривающий специальный трудовой договор с молодежью с двухлетним испытательным сроком, был также принят с использованием 49.3 премьер-министром Домиником де Вильпеном, а затем обнародован. Но он был немедленно приостановлен из-за крайней социальной напряженности (насильственные демонстрации с участием почти 3 миллионов человек на улицах).

    С момента запуска реформы в конце января во Франции прошла серия демонстраций. По данным Министерства внутренних дел, 7 марта было мобилизовано до 1,3 миллиона человек (3,5 миллиона по данным профсоюза CGT). Девятый день забастовок и демонстраций ожидается в четверг, 23 марта.

    Движение может усилиться, если вотум недоверия будет отклонен. После использования 49.3 произошло несколько спонтанных демонстраций (при поддержке LFI), что привело к многочисленным инцидентам в выходные дни. Опросы показывают, что почти 75% населения выступают против повышения пенсионного возраста. Использование 49.3 могли бы расширить базу протеста, так как молодежь более чувствительна к вопросам демократии, чем к пенсионному вопросу.

    К роспуску собрания?

    Если закон отклонен. У Эммануэля Макрона тогда будет выбор: назначить другого премьер-министра или сохранить доверие к Элизабет Борн. На практике такой выбор, вероятно, спровоцировал бы роспуск Ассамблеи, даже если этого не требует закон. Важно отметить, что Президент по конституции не обязан действовать в течение определенного периода времени. Впоследствии, прежде чем сменить правительство, он может выиграть время, чтобы оценить действующие силы.

    В соответствии со статьей 12 Президент имеет возможность распустить Национальное собрание после консультации с Премьер-министром и председателями двух собраний. Затем в течение 20–40 дней организуются новые выборы. В другом контексте в 1997 году президент Ширак потерял свое большинство, спровоцировав досрочные выборы. Маневр был бы рискованным для президента Макрона. Потому что большими победителями, вероятно, станут NUPES и, прежде всего, RN, и если будет сложно сформировать правящую коалицию большинства. Однако эта угроза неоднократно выдвигалась, чтобы побудить ЛР проголосовать за закон.

    Какова будет финансовая стоимость пенсионной реформы?

    Одной из основных целей пенсионной реформы, поставленной правительством, является сбалансировать распределительную пенсионную систему.

    Одной из основных задач правительства является сбалансировать распределительную пенсионную систему. Консультативный совет по пенсиям (COR, Conseil d’Orientation des Retraites) прогнозирует дефицит в размере около 13,5 млрд евро в 2030 году. Предполагается, что к 2030 году пенсионная реформа принесет 17,7 млрд евро. Теоретически это оставляет 4,2 млрд евро для финансирования компенсационные меры, призванные смягчить последствия продления страхового стажа и увеличения установленного законом пенсионного возраста.

    За исключением того, что список компенсаций стал длиннее. По мнению некоторых экспертов, это увеличит стоимость примерно на 700 миллионов евро:

    • Те, кто начал работать раньше, смогут выйти на пенсию до достижения установленного законом возраста (эта схема была распространена на тех, кто начал работать до 21 года, а не в 20 лет, как первоначально). ).
    • Повышение пенсий матерям на 5% при условии, что они получат все свои четверти к 63 годам.

    Из-за сложности темы очень сложно сделать макроэкономические прогнозы предполагаемой стоимости этой реформы на семь лет. Но одно можно сказать наверняка Пенсионная реформа ставит под угрозу не устойчивость долга, а динамику реформ со стороны предложения и, следовательно, будущий потенциальный рост .

    С 2017 года Макрон провел множество реформ в интересах бизнеса, и французская экономика показала себя неплохо по сравнению с другими странами. Может ли этот импульс продолжаться?

    Мы считаем, что реформа пособий по безработице в сочетании с реформой пенсий и профессионального обучения должна постепенно улучшить участие в рабочей силе и, таким образом, усилить потенциальный рост.

    Рост ВВП во Франции составил 2,6% в 2022 году (по сравнению с 1,9% в Германии) в значительной степени благодаря относительной важности сектора услуг , сектора, менее пострадавшего от роста цен на энергоносители, чем промышленность Германии. Французская экономика дополнительно выиграла от тарифного щита , принятого в 2022 году, который оказался очень эффективным в сдерживании инфляции и вторичных эффектов, в результате чего французские домохозяйства оказались в лучшем положении, чем в соседних странах.

    Французская экономика также выиграла от мер в интересах бизнеса, принятых во время первого президентского срока Эммануэля Макрона , в частности от реформы страхования по безработице, начатой ​​в 2019 году, которая ужесточила правила компенсации и предотвратила чрезмерное использование коротких контрактов. Эти меры способствовали укреплению французского рынка труда, который в последние годы показал очень хорошие результаты, с исторически высокими уровнями занятости и участия в рабочей силе и исторически низким уровнем безработицы. Тем не менее уровень участия остается ниже, чем во многих сопоставимых странах, и сохраняются проблемы (молодежь и низкоквалифицированная безработица). В среднесрочной перспективе мы считаем, что реформа пособий по безработице в сочетании с пенсиями и профессиональной подготовкой должна постепенно повысить уровень участия в рабочей силе (молодых и пожилых людей) и, таким образом, усилить потенциальный рост .

    Однако в краткосрочной перспективе экономические риски смещены в сторону ухудшения из-за периода неопределенности, который начинается на фоне повторяющихся забастовок и социальных волнений . Короче говоря, импульс реформ в сфере предложения, которые необходимы для стимулирования создания рабочих мест, скорее всего, замедлится.

    Спреды внутри евро в последнее время были довольно спокойными. Вы уверены, что распространение французских OAT против Bunds останется ограниченным, несмотря на текущую политическую ситуацию? Что вы думаете о французских облигациях?

    Пока нет никаких признаков идиосинкразического риска во французских облигациях, поскольку недавнее расширение спреда, по-видимому, вызвано недавним настроением рынка отказаться от риска.

    На рынке ценных бумаг спред между суверенными облигациями является обычным показателем для измерения идиосинкразического стресса в стране. Хотя верно то, что 10-летний спрэд французских облигаций по отношению к Германии приближается к своему недавнему максимуму в 58 базисных пунктов, это движение, по-видимому, в основном вызвано нынешним настроением бегства в сторону качества, которое последовало за недавними проблемами, касающимися региональных банков США (SVB). в частности) и Credit Suisse. Отказ от риска на рынке привел к расширению спредов всех стран еврозоны по отношению к Германии. Единственное идиосинкразическое движение, связанное с Францией, произошло в прошлую пятницу (17 марта) с очень ограниченным расширением (3 базисных пункта) по сравнению с другими полуосновными странами. Это произошло сразу после принятия Пенсионной реформы с применением 49.3 статья и может открыть последовательность, которая увеличивает нервозность рынка.


    В течение последних предвыборных периодов спрэд между Францией и Германией расширился до 80 базисных пунктов, оценивая вероятность возможного правительства против евро. Конечно, , мы не можем полностью исключить, что, учитывая текущую среду «без риска», некоторые инвесторы могут слишком остро отреагировать на текущую французскую политическую историю. Это может быть усилено, если ситуация еще больше ухудшится, то есть если вотум недоверия приведет к свержению правительства и будут новые парламентские выборы, которые потенциально могут привести к правительству, выступающему против евро. Обратите внимание, что успех вотума недоверия не является наиболее вероятным сценарием и что даже в этом случае новые выборы могут состояться только по решению президента Макрона и если формирование парламентской группы большинства не будет решено. Однако инвесторы также должны помнить, что французские облигации ликвидны, имеют высокий рейтинг и могут привлечь спрос инвесторов.

    Каковы перспективы французских акций?

    Недавняя коррекция на французских фондовых рынках соответствует общему рынку Еврозоны.

    По состоянию на 17 марта на французском рынке наблюдалась коррекция с начала месяца (-4,6% для индекса MSCI France), однако она соответствует индексу MSCI EMU и по сути является коррекцией высокие показатели с начала года, при этом Франция опережает другие европейские рынки (+6,7% для Франции против 6,3% для индекса EMU). Эта коррекция не ставит под сомнение положительный тренд и превосходство рынка на глобальном уровне, по крайней мере, на данный момент.

    С точки зрения структуры французский рынок довольно сбалансирован: двумя наиболее важными секторами в индексе MSCI France являются потребительский сектор (20,8%) и промышленный сектор (22%). Финансы (10,3%) находятся только на третьем месте, наравне с потребительскими товарами. Здравоохранение (9,9%) представлено больше, чем энергетика (8,3%). Несмотря на цикличность, первые два сектора индекса обычно демонстрируют устойчивость. Акции предметов роскоши, на долю которых приходится основная часть дискреционных потребительских товаров, обладают неоспоримой ценовой силой и интересной зависимостью от роста в Китае; Промышленность присутствует в долгосрочных проектах (аэрокосмическая промышленность, промышленные газы, электрооборудование).

    Франция оценивается как средняя. Ожидается, что рост доходов будет стабильным в течение 2023 г., в соответствии с рынком США и глобальным индексом MSCI World ACWI, 12-месячный P/E (прибыль 13,1x) немного выше, чем в Европе (12,8x), но значительно ниже что на рынке США (18x). Выход (2,9%) выше, чем у MSCI World AC (2,3%).

    В целом французский рынок имеет довольно привлекательные характеристики среди фондовых рынков, при этом оценка является скорее нейтральным фактором . Что касается текущих политических событий, это правда, что если ситуация действительно ухудшится, это может оказать некоторое влияние на французские акции, особенно в банковском секторе и коммунальных услугах . Действительно, крайние левые и правые политические партии могут добиться определенных успехов, и у них очень критические, но разные взгляды на эти секторы, с заявленными целями национализации для крайне левых и повышения налогов для крайне правых. Дальнейший рост политической неопределенности также может увеличить премию за риск по французским акциям.

    Нет особых причин, по которым французские акции должны сильно отличаться от акций других европейских стран.

    Однако мы еще далеки от этого: на данный момент Макрон остается президентом, и у французских акций нет особых причин значительно отличаться от акций других европейских стран . Более того, в экономике дела обстоят довольно хорошо, а инфляция ниже, чем в других европейских странах, поскольку затраты на энергию, как правило, меньше растут из-за интенсивного использования атомной энергии в стране.

    Подробнее о Экономика и рынкиКапиталФинансыФиксированный доходФранцияПолитикаПенсия

    • Потенциальные возможности в банковском секторе США
    • Обвинение Трампа: последствия для политики и активов США
    • Тернистый путь к нулевой чистой прибыли требует нового подхода к портфелям
    • Обеспокоенность финансовой стабильностью склоняет чашу весов в сторону рецессии в США

    Авторы

    Винсент МОРТЬЕ

    Директор по инвестициям группы

    Дидье БОРОВСКИЙ

    Руководитель отдела макрополитических исследований, Институт Амунди

    Эрик МИХОТ

    Руководитель глобальной стратегии акций, Институт Амунди

    Изабель ВИК-ФИЛИПП

    Глава Euro Aggregate

    При участии Фредерика Розамона (Старший управляющий портфелем – руководитель отдела акций Франции)

    Пенсионная реформа – Американский совет по законодательным биржам

    Ключевые моменты

    Современные планы в стиле 401(k) стали обычным явлением в частном секторе. Однако для государственных служащих традиционные пенсии по-прежнему являются нормой.

    В государственном секторе системы с установленными выплатами катастрофически недофинансируются, что подвергает нынешних работников, пенсионеров и налогоплательщиков серьезному риску.

    Используя справедливую рыночную оценку, State Budget Solutions подсчитал, что государственные пенсии Америки находятся в коллективной яме в размере 4,7 триллиона долларов, что намного глубже, чем предполагают официальные стандарты государственного учета.

    В отличие от традиционных пенсий пенсионные планы в стиле 401(k) предлагают государственным служащим настоящую пенсионную безопасность с преимуществами гибкости и мобильности.

    0 1 2 3

    Key Points
    • Современные планы в стиле 401(k) стали обычным явлением в частном секторе. Однако для государственных служащих традиционные пенсии по-прежнему являются нормой.
    • В государственном секторе системы с установленными выплатами катастрофически недофинансируются, что подвергает нынешних работников, пенсионеров и налогоплательщиков серьезному риску.
    • Используя справедливую рыночную оценку, компания State Budget Solutions подсчитала, что государственные пенсии Америки находятся в коллективной яме в размере 4,7 триллиона долларов, что намного глубже, чем предполагают официальные стандарты государственного учета.
    • В отличие от традиционных пенсий пенсионные планы в стиле 401(k) предлагают государственным служащим настоящую пенсионную безопасность с преимуществами гибкости и мобильности.

    Современные планы в стиле 401(k) стали обычным явлением в частном секторе. Однако для государственных служащих традиционные пенсии по-прежнему являются нормой. Как писал бывший сенатор штата Юта Дэн Лильенквист в  Выполнение обещания: Государственные решения для государственной пенсионной реформы , это не партийный вопрос, а математическая задача.

    Решения для государственного бюджета, проект Центра государственной налоговой реформы ALEC, отслеживает необеспеченные пенсионные обязательства пятидесяти штатов. Используя справедливую рыночную оценку, State Budget Solutions оценивает, что государственные пенсии Америки находятся в коллективной яме в размере 4,7 триллиона долларов, что намного глубже, чем предполагают официальные стандарты государственного учета.

    Если государства хотят сдержать свои обещания пенсионерам, а также нынешним работникам, пенсионная реформа необходима. Аляска, Мичиган, Оклахома, Род-Айленд и Юта являются примерами штатов, которые провели реформы для повышения пенсионного обеспечения как нынешних, так и бывших работников. Кроме того, Целевая группа ALEC по налоговой и фискальной политике разработала множество практических беспристрастных решений, которые всем штатам следует рассмотреть.

    В отличие от традиционных пенсий пенсионные планы в стиле 401(k) предлагают государственным служащим настоящую пенсионную безопасность с преимуществами гибкости и мобильности. С частными пенсионными счетами государственные служащие, наконец, получат реальную собственность и контроль, минимизируя при этом расходы государственных налогоплательщиков, которых они обслуживают.

    Статьи

    + Все статьи о пенсионной реформе

    Публикации
    • Необъяснимое и недоступное, 6-е издание

      Необеспеченные государственные пенсионные обязательства составляют 8,28 триллиона долларов или чуть менее 25 000 долларов на каждого мужчину, женщину и ребенка в Соединенных Штатах.

      Ли Шалк/9 июня 2022 г.

    • Государственные облигации, 2020 г.

      Правительства штатов занимают по множеству причин и выпускают различные типы облигаций. Сегодня их совокупные обязательства по облигациям…

      Джонатан Уильямс/20 июля 2021 г.

    • Безотчетный и недоступный 2019

      Необеспеченные государственные пенсионные обязательства составляют 4,9 триллиона долларов или 15 080 долларов на каждого мужчину, женщину и ребенка в Соединенных Штатах. Состояние…

      Джонатан Уильямс/4 июня 2020 г.

    • Государственные облигации, 2019 г.

      Государства выпускают разнообразные облигационные займы с разной силой обязательств, источниками доходов, графиками обслуживания долга и…

      Джонатан Уильямс/11 февраля 2020 г.

    + Все публикации о пенсионной реформе

    Типовые политики
    • Закон о пенсионной защите государственных служащих штата Финал

      1. Определения. а. Термин «план пенсионных пособий» или «план» означает любой план, фонд или программу, которые были созданы, поддерживаются или предлагаются в будущем [штатом] или любым подразделением, округом, муниципалитетом, агентством или его органом, или любой школе, колледжу, университету, администрации, органу власти или другому…

    • Заявление ALEC о принципах разумной пенсионной практики Финал

      Стабильность. Государственные пенсии должны быть безопасными и защищенными от допущений высокого риска. Правительства штатов и местные органы власти должны устранить стимулы для недофинансирования пенсионных обязательств или чрезмерного расходования пособий сверх имеющихся доходов. Предсказуемость. Пенсионные обязательства государств должны быть предсказуемыми и структурированными, чтобы обеспечить определенность для налогоплательщиков и политиков.

    • Закон о пенсионном финансировании и справедливости Финал

      Типовое законодательство {Название, вводящий в действие пункт и т. д.} Раздел 1. {Определения.} (A) Чрезвычайное положение. «Чрезвычайное положение» означает чрезвычайные обстоятельства, неподконтрольные Законодательному органу, в том числе: (1) катастрофические события, такие как стихийное бедствие, терроризм, пожар, война и бунт; (2) Судебные приказы или постановления. (B) Увеличение доходов. «Увеличение выручки» означает любое…

    • Заявление ALEC о принципах установления планов государственных и местных органов власти с установленными выплатами Финал

      Первичные реформы Ограничение затрат работодателя до максимальной суммы заработной платы, которую государство будет выплачивать в счет вознаграждений работникам. Требовать, чтобы полная ARC (или нормальная стоимость) плана выплачивалась каждый календарный год. Требовать, чтобы ARC (или нормальная стоимость) рассчитывалась с использованием реалистичной скидки. курс, например, США…

    Оперативные группы

    Налоговая и фискальная политика

    Целевая группа ALEC по налоговой и фискальной политике занимается исследованием и продвижением разумной политики, направленной на создание…

    Пресс-релизы
    • Новый отчет показывает рост бремени государственных облигаций

      ДЛЯ НЕМЕДЛЕННОГО ВЫПУСКА Контактное лицо: Алексис Джарретт [электронная почта защищена] Новый отчет показывает рост бремени государственного долга по облигациям  Общий объем обязательств по государственным облигациям вырос на…

      20 июля 2021 г.

    • Новый отчет разоблачает кумовство пенсионного фонда

      ДЛЯ НЕМЕДЛЕННОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ Контактное лицо: Эшли Пратте [электронная почта защищена] Арлингтон, Вирджиния (14 декабря 2016 г.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *