Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 N 210-ФЗ (последняя редакция) \ КонсультантПлюс

Разное

Статья 15. Особенности организации предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах \ КонсультантПлюс

Статья 15. Особенности организации предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах

1. Предоставление государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами по принципу «одного окна», в соответствии с которым предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги или запросом, указанным в статье 15.1 настоящего Федерального закона, а взаимодействие с органами, предоставляющими государственные услуги, или органами, предоставляющими муниципальные услуги, осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Организация деятельности многофункциональных центров осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В целях осуществления организации деятельности многофункциональных центров высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации определяет один многофункциональный центр, расположенный на территории данного субъекта Российской Федерации, уполномоченный на заключение соглашений о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, а также на координацию и взаимодействие с иными многофункциональными центрами, находящимися на территории данного субъекта Российской Федерации, и организациями, указанными в части 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона (далее — уполномоченный многофункциональный центр). Порядок определения высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации уполномоченного многофункционального центра, требования к нему и особенности взаимодействия уполномоченного многофункционального центра с иными многофункциональными центрами, находящимися на территории данного субъекта Российской Федерации, и организациями, указанными в части 1. 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, устанавливаются правилами организации деятельности многофункциональных центров, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 359-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Предоставление государственных услуг федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов в многофункциональных центрах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется в соответствии с административными регламентами предоставления указанных услуг на основании соглашений о взаимодействии, заключенных федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов с уполномоченным многофункциональным центром.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 359-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Методическое обеспечение деятельности многофункциональных центров (в том числе разработка методических рекомендаций по созданию таких центров и обеспечению их деятельности, методических рекомендаций по предоставлению государственных и (или) муниципальных услуг и (или) услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, на основании запроса, указанного в статье 15. 1 настоящего Федерального закона, форм отчетности и порядка ее представления) и мониторинг деятельности многофункциональных центров (в том числе разработка и утверждение порядка проведения мониторинга) осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Правила организации деятельности многофункциональных центров утверждаются Правительством Российской Федерации.

(часть 5 введена Федеральным законом от 03.12.2011 N 383-ФЗ)

6. Перечни государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональных центрах, утверждаются:

1) актом Правительства Российской Федерации — для государственных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов;

2) нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации — для государственных услуг, предоставляемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальными государственными внебюджетными фондами;

3) муниципальным правовым актом — для муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления.

(часть 6 введена Федеральным законом от 28.07.2012 N 133-ФЗ)

Статья 7. Требования к взаимодействию с заявителем при предоставлении государственных и муниципальных услуг \ КонсультантПлюс

  • Главная
  • Документы
  • Статья 7. Требования к взаимодействию с заявителем при предоставлении государственных и муниципальных услуг

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2022)

Статья 7. Требования к взаимодействию с заявителем при предоставлении государственных и муниципальных услуг

(в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя:

1) представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг;

2) представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов.

Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе;

(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 133-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включенных в перечни, указанные в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона;

4) представления документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении государственной или муниципальной услуги, за исключением следующих случаев:

а) изменение требований нормативных правовых актов, касающихся предоставления государственной или муниципальной услуги, после первоначальной подачи заявления о предоставлении государственной или муниципальной услуги;

б) наличие ошибок в заявлении о предоставлении государственной или муниципальной услуги и документах, поданных заявителем после первоначального отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении государственной или муниципальной услуги и не включенных в представленный ранее комплект документов;

в) истечение срока действия документов или изменение информации после первоначального отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении государственной или муниципальной услуги;

г) выявление документально подтвержденного факта (признаков) ошибочного или противоправного действия (бездействия) должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, государственного или муниципального служащего, работника многофункционального центра, работника организации, предусмотренной частью 1. 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении государственной или муниципальной услуги, о чем в письменном виде за подписью руководителя органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, руководителя многофункционального центра при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо руководителя организации, предусмотренной частью 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, уведомляется заявитель, а также приносятся извинения за доставленные неудобства;

(п. 4 введен Федеральным законом от 19.07.2018 N 204-ФЗ)

5) предоставления на бумажном носителе документов и информации, электронные образы которых ранее были заверены в соответствии с пунктом 7.2 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если нанесение отметок на такие документы либо их изъятие является необходимым условием предоставления государственной или муниципальной услуги, и иных случаев, установленных федеральными законами.

(п. 5 введен Федеральным законом от 30.12.2020 N 509-ФЗ)

1.1. Заявители в целях получения государственных и муниципальных услуг обращаются в орган, предоставляющий государственные услуги, орган, предоставляющий муниципальные услуги, непосредственно или через многофункциональный центр. В электронной форме государственные и муниципальные услуги предоставляются способами, предусмотренными частью 2 статьи 19 настоящего Федерального закона, с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных порталов государственных и муниципальных услуг, официальных сайтов указанных органов в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 509-ФЗ)

1.2. Правительство Российской Федерации вправе определить перечень государственных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, государственными внебюджетными фондами, которые могут быть предоставлены при обращении заявителей в коммерческие и некоммерческие организации (при наличии у них технической возможности), а также случаи и порядок такого обращения.

Указанным порядком также определяются требования к коммерческим и некоммерческим организациям, в которые может обратиться заявитель за организацией предоставления государственных услуг (в том числе дополнительные требования к защите персональных данных и иной информации), условия предоставления таких услуг и критерии отбора указанных организаций.

(часть 1.2 введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 509-ФЗ)

1.3. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе с учетом положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, предусмотренных частью 1.2 настоящей статьи, установить в отношении государственных услуг, предоставляемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальными государственными внебюджетными фондами на территории субъекта Российской Федерации, случаи и порядок обращения за организацией предоставления таких услуг в коммерческие и некоммерческие организации (при наличии у них технической возможности), а также требования к организациям, в которые может обратиться заявитель за организацией предоставления государственных услуг (в том числе дополнительные требования к защите персональных данных и иной информации), и критерии отбора указанных организаций.

(часть 1.3 введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 509-ФЗ)

1.4. Перечень муниципальных услуг, случаи и порядок обращения за организацией предоставления таких услуг в коммерческие и некоммерческие организации (при наличии у них технической возможности), а также требования к организациям, в которые может обратиться заявитель за организацией предоставления муниципальных услуг (в том числе дополнительные требования к защите персональных данных и иной информации), и критерии отбора указанных организаций определяются органами местного самоуправления с учетом требований, установленных в соответствии с частью 1.3 настоящей статьи.

(часть 1.4 введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 509-ФЗ)

1.5. Коммерческая и некоммерческая организация, участвующая в организации предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с частями 1.2 — 1.4 настоящей статьи, вправе использовать результаты предоставления соответствующих услуг и информацию, ставшую доступной в результате предоставления соответствующих услуг, только в целях предоставления государственной или муниципальной услуги заявителю, а также с согласия заявителя в целях оказания указанной коммерческой или некоммерческой организацией услуг заявителю в соответствии с требованиями, которые вправе установить Правительство Российской Федерации.

(часть 1.5 введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 509-ФЗ)

1.6. Информационные системы коммерческих и некоммерческих организаций, участвующих в организации предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с частями 1.2 — 1.4 настоящей статьи, должны соответствовать требованиям и особенностям, предусмотренным частями 2 и 4 статьи 19 настоящего Федерального закона, а также обеспечивать предоставление государственных и муниципальных услуг, в том числе с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

(часть 1.6 введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 509-ФЗ)

1.7. При организации предоставления государственных и муниципальных услуг в коммерческих и некоммерческих организациях не допускается исключение иных форм обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг, предусмотренных частью 1. 1 настоящей статьи.

(часть 1.7 введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 509-ФЗ)

1.8. Организация предоставления государственных и муниципальных услуг в ходе личного приема в органе, предоставляющем государственную услугу, органе, предоставляющем муниципальную услугу, может не осуществляться при согласовании с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае, если предоставление таких услуг организовано в многофункциональном центре.

(часть 1.8 введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 509-ФЗ)

1.9. Контроль за деятельностью указанных в частях 1.2 — 1.4 настоящей статьи коммерческих и некоммерческих организаций по выполнению предусмотренных настоящим Федеральным законом требований осуществляется в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

(часть 1.9 введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 509-ФЗ)

2. Утратил силу. — Федеральный закон от 03.12.2011 N 383-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В случае, если для предоставления государственной или муниципальной услуги необходима обработка персональных данных лица, не являющегося заявителем, и если в соответствии с федеральным законом обработка таких персональных данных может осуществляться с согласия указанного лица, при обращении за получением государственной или муниципальной услуги заявитель дополнительно представляет документы, подтверждающие получение согласия указанного лица или его законного представителя на обработку персональных данных указанного лица. Документы, подтверждающие получение согласия, могут быть представлены в том числе в форме электронного документа. Действие настоящей части не распространяется на лиц, признанных безвестно отсутствующими, и на разыскиваемых лиц, место нахождения которых не установлено уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 133-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Для обработки органами, предоставляющими государственные услуги, органами, предоставляющими муниципальные услуги, иными государственными органами, органами местного самоуправления, подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, персональных данных в целях предоставления персональных данных заявителя, имеющихся в распоряжении таких органов или организаций, в орган, предоставляющий государственную услугу, орган, предоставляющий муниципальную услугу, либо подведомственную государственному органу или органу местного самоуправления организацию, участвующую в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, либо многофункциональный центр на основании межведомственных запросов таких органов или организаций для предоставления государственной или муниципальной услуги по запросу о предоставлении государственной или муниципальной услуги, а также для обработки персональных данных при исполнении многофункциональным центром функций в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона и при регистрации субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и на региональных порталах государственных и муниципальных услуг не требуется получение согласия заявителя как субъекта персональных данных в соответствии с требованиями статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных».

(в ред. Федеральных законов от 03.12.2011 N 383-ФЗ, от 29.12.2017 N 479-ФЗ, от 30.12.2020 N 509-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Органы, предоставляющие государственные услуги, органы, предоставляющие муниципальные услуги, иные государственные органы, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, участвующие в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, многофункциональные центры, организации, указанные в части 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, организации и уполномоченные в соответствии с законодательством Российской Федерации эксперты, предоставляющие услуги, являющиеся необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, а также работники указанных органов и организаций обязаны соблюдать конфиденциальность ставшей известной им в связи с осуществлением деятельности по предоставлению государственных и муниципальных услуг или услуг, являющихся необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, информации, которая связана с правами и законными интересами заявителя или третьих лиц. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, представление информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, в орган, предоставляющий государственную услугу, орган, предоставляющий муниципальную услугу, в подведомственную государственному органу или органу местного самоуправления организацию либо уполномоченному в соответствии с законодательством Российской Федерации эксперту, участвующим в предоставлении государственных и муниципальных услуг, предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, на основании межведомственных запросов, в многофункциональный центр либо в организацию, указанную в части 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, может осуществляться с согласия заявителя либо иного обладателя такой информации. Заявитель при обращении за предоставлением государственной или муниципальной услуги подтверждает факт получения указанного согласия в форме, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в том числе путем представления документа, подтверждающего факт получения указанного согласия, на бумажном носителе или в форме электронного документа.

(в ред. Федеральных законов от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 30.12.2020 N 509-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, положения пункта 2 части 1 настоящей статьи не распространяются на следующие документы, представляемые в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа:

1) документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, в том числе военнослужащих, а также документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, лица без гражданства, включая вид на жительство и удостоверение беженца;

2) документы воинского учета;

3) свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния, выданные компетентными органами иностранного государства, и их нотариально удостоверенный перевод на русский язык;

(п. 3 в ред. Федерального закона от 19.12.2016 N 433-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. 1) свидетельства об усыновлении, выданные органами записи актов гражданского состояния или консульскими учреждениями Российской Федерации;

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 19.12.2016 N 433-ФЗ)

4) утратил силу. — Федеральный закон от 28.12.2013 N 387-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) — 6) утратили силу. — Федеральный закон от 30.12.2020 N 509-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

7) документы на транспортное средство и его составные части, в том числе документы, необходимые для осуществления государственной регистрации транспортных средств;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 509-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) документы о трудовой деятельности, трудовом стаже (за периоды до 1 января 2020 года) гражданина, а также документы, оформленные по результатам расследования несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания;

(в ред. Федеральных законов от 03.12.2011 N 383-ФЗ, от 01.03.2020 N 35-ФЗ, от 31. 07.2020 N 268-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) документы об образовании и (или) о квалификации, об ученых степенях и ученых званиях и документы, связанные с прохождением обучения, выданные на территории иностранного государства, и их нотариально удостоверенный перевод на русский язык;

(п. 9 в ред. Федерального закона от 19.12.2016 N 433-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9.1) документы об образовании и (или) о квалификации, об ученых степенях и ученых званиях, выдаваемые военными профессиональными образовательными организациями и военными образовательными организациями высшего образования, а также выданные в 1992 — 1995 годах организациями, осуществляющими образовательную деятельность на территории Российской Федерации;

(п. 9.1 введен Федеральным законом от 19.12.2016 N 433-ФЗ)

10) утратил силу. — Федеральный закон от 30.12.2020 N 509-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

11) документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации, переданные на постоянное хранение в государственные или муниципальные архивы;

12) документы, выданные (оформленные) органами дознания, следствия либо судом в ходе производства по уголовным делам, документы, выданные (оформленные) в ходе гражданского или административного судопроизводства либо судопроизводства в арбитражных судах, в том числе решения, приговоры, определения и постановления судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

(в ред. Федеральных законов от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 08.03.2015 N 23-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

13) учредительные документы юридического лица, за исключением представления таких документов для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости;

(п. 13 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14) утратил силу с 1 января 2021 года. — Федеральный закон от 01.03.2020 N 35-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

15) правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

16) утратил силу с 1 июля 2020 года. — Федеральный закон от 18.07.2019 N 184-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Положения п. 17 ч. 6 ст. 7 (в редакции ФЗ от 28. 07.2012 N 133-ФЗ) не применяются с 01.01.2014.

17) удостоверения и документы, подтверждающие право гражданина на получение социальной поддержки, а также документы, выданные федеральными органами исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная и приравненная к ней служба, и необходимые для осуществления пенсионного обеспечения лица в целях назначения и перерасчета размера пенсий;

(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 133-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

18) документы о государственных и ведомственных наградах, государственных премиях и знаках отличия;

19) первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, предоставленных юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

(п. 19 введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 383-ФЗ)

6.1. Законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации либо муниципальным правовым актом может быть предусмотрена реализация требований пункта 2 части 1 настоящей статьи в отношении документов, указанных в части 6 настоящей статьи и необходимых для предоставления государственных или муниципальных услуг исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования), в случае, если такие документы находятся в распоряжении государственных органов соответствующего субъекта Российской Федерации, находящихся на территории того же субъекта Российской Федерации (муниципального образования), органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам субъекта Российской Федерации или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг.

(часть 6.1 введена Федеральным законом от 28.07.2012 N 133-ФЗ)

7. В целях предоставления государственных или муниципальных услуг в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг основанием для начала предоставления государственной или муниципальной услуги является направление заявителем с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг сведений из документов, указанных в части 6 настоящей статьи, если иное не предусмотрено законодательными актами при регламентации предоставления государственной или муниципальной услуги.

(в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 383-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Подача запросов, документов, информации, необходимых для получения государственных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, а также получение результатов предоставления таких услуг осуществляется в любом предоставляющем такие услуги подразделении соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа государственного внебюджетного фонда или многофункциональном центре при наличии соглашения, указанного в статье 15 настоящего Федерального закона, в пределах территории Российской Федерации по выбору заявителя независимо от его места жительства или места пребывания (для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей) либо места нахождения (для юридических лиц). Перечень государственных услуг, предоставляемых в соответствии с настоящей частью, утверждается Правительством Российской Федерации.

(часть 8 введена Федеральным законом от 05.12.2017 N 384-ФЗ)

8.1. Подача запросов, документов, информации, необходимых для получения государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также получение результатов предоставления таких услуг осуществляется в пределах территории субъекта Российской Федерации по выбору заявителя независимо от его места жительства или места пребывания (для физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей) либо места нахождения (для юридических лиц). Перечни государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящей частью, и порядок их предоставления утверждаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

(часть 8.1 введена Федеральным законом от 30. 12.2020 N 509-ФЗ)

9. Исчерпывающие перечни оснований для приостановления предоставления государственной или муниципальной услуги или отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги устанавливаются соответственно федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

(часть 9 введена Федеральным законом от 29.12.2017 N 479-ФЗ)

10. В целях предоставления государственных и муниципальных услуг установление личности заявителя может осуществляться в ходе личного приема посредством предъявления паспорта гражданина Российской Федерации либо иного документа, удостоверяющего личность, в соответствии с законодательством Российской Федерации или посредством идентификации и аутентификации в органах, предоставляющих государственные услуги, органах, предоставляющих муниципальные услуги, многофункциональных центрах с использованием информационных технологий, предусмотренных частью 18 статьи 14. 1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

(часть 10 введена Федеральным законом от 29.12.2020 N 479-ФЗ)

11. При предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме идентификация и аутентификация могут осуществляться посредством:

1) единой системы идентификации и аутентификации или иных государственных информационных систем, если такие государственные информационные системы в установленном Правительством Российской Федерации порядке обеспечивают взаимодействие с единой системой идентификации и аутентификации, при условии совпадения сведений о физическом лице в указанных информационных системах;

2) единой системы идентификации и аутентификации и единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение, биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным физического лица.

(часть 11 введена Федеральным законом от 29.12.2020 N 479-ФЗ)

Глава 2. Общие требования к предоставлению государственных и муниципальных услуг Статья 7.1. Требования к межведомственному информационному взаимодействию при предоставлении государственных и муниципальных услуг

КОДЕКС МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГЛАВА 380. ПРОЧИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О МУНИЦИПАЛЬНОМ ПЛАНИРОВАНИИ И ЗАСТРОЙКЕ

КОДЕКС МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.0003

Сек. 380.001. ПРОГРАММЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. (a) Руководящий орган муниципалитета может учредить и обеспечить управление одной или несколькими программами, включая программы предоставления займов и грантов из государственных средств и предоставления персонала и услуг муниципалитету, для содействия экономическому развитию штата или местного самоуправления и для стимулировать деловую и коммерческую активность в муниципалитете. Для целей настоящего подраздела муниципалитет включает территорию, которая:

(1) была аннексирована муниципалитетом для ограниченных целей; или

(2) находится в экстерриториальной юрисдикции муниципалитета.

(b) Руководящий орган может:

(1) управлять программой с использованием муниципального персонала;

(2) контракт с федеральным правительством, штатом, политическим подразделением штата, некоммерческой организацией или любым другим юридическим лицом на администрирование программы; и

(3) принимать пожертвования, подарки или другие ресурсы для разработки и управления программой.

(c) Любой город на границе Техаса и Мексики с населением более 500 000 человек может создавать некоммерческие корпорации и кооперативные ассоциации с целью создания и развития интермодального транспортного узла для стимулирования экономического развития. Такой интермодальный узел может также функционировать как международный интермодальный транспортный центр и может быть совмещен с местными, государственными или федеральными объектами и объектами Мексики или рядом с ними для выполнения своей цели.

Добавлено Деяниями 1989 г., 71-й лег., гл. 555, гл. 1, эфф. 14 июня 1989 г. Изменено Законами 1999 г., Закон 76, гл. 593, гл. 1, эфф. 1 сентября 1999 г.

Внесены изменения:

Законы 2005 г., 79-я лег., гл. 57 (HB 918), гл. 1, эфф. 17 мая 2005 г.

сек. 380.002. ГРАНТЫ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОТ НЕКОТОРЫХ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ. (a) Муниципалитет местного самоуправления с населением более 100 000 человек может создавать программы предоставления государственных денег любой организации, освобожденной от налогообложения в соответствии со статьей 501(a) Налогового кодекса от 1986 как организация, описанная в Разделе 501(c)(3) этого кодекса для общественных целей развития и диверсификации экономики штата, устранения безработицы или неполной занятости в штате, а также развития или расширения торговли в штате. . Гранты должны быть направлены на эти общественные цели и должны использоваться получателем, как это определено управляющим советом получателя, для программ, которые, по мнению муниципалитета, направлены на поддержку настоящего раздела и на условиях, предписанных муниципалитетом.

(b) Муниципалитет местного самоуправления может по контракту с корпорацией развития, созданной муниципалитетом в соответствии с Законом о корпорации развития (подзаголовок C1, раздел 12), предоставлять корпорации государственные средства. Корпорация развития должна использовать грантовые деньги для развития и диверсификации экономики штата, устранения безработицы или неполной занятости в штате, а также развития и расширения торговли в штате.

(c) Средства, предоставляемые муниципалитетом в соответствии с настоящим разделом, должны быть получены из любого источника, законно доступного муниципалитету в соответствии с его уставом или другим законом, за исключением поступлений от облигаций или других обязательств муниципалитета, подлежащих уплате за счет адвалорных налогов. .

Добавлено Деяниями 1991 г., 72-я лег., гл. 16, сек. 13.06(а), эфф. 26 августа 1991 г. Изменено Законами 1991 г., 72-я ветвь, 1-я CS, гл. 4, разд. 25.02, эф. 22 августа 1991 г.; Деяния 2001 г. , 77-я Лег., гл. 56, сек. 1, эфф. 1 сентября 2001 г.

Внесены изменения:

Законы 2007 г., 80-я лег., Р.С., гл. 885 (HB 2278), гл. 3.26, эфф. 1 апреля 2009 г.

сек. 380.003. ЗАЯВЛЕНИЕ НА СООТВЕТСТВИЕ ФОНДОВ ОТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА. Муниципалитет может, как агентство штата, предоставить соответствующие средства для федеральной программы, которая требует местных дополнительных средств от агентства штата, в той мере, в какой агентства штата, которые имеют право, отказываются от участия или не полностью участвуют в программе.

Добавлено Деяниями 1995 г., 74-я лег., гл. 1051, гл. 1, эфф. 17 июня 1995 г.

сек. 380.004. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ КОНТРОЛЛЕРУ. (a) Не позднее чем на 14-й день после даты заключения, изменения или продления соглашения, предусмотренного настоящей главой, муниципалитет должен представить контролеру информацию, указанную в Разделе 403.0246(c) Правительственного кодекса, и любую другую информацию. информацию, которую контролер считает необходимой для работы и обновления базы данных, описанной в этом разделе.

(b) Муниципалитет должен передавать информацию, требуемую Подразделом (a), в форме и способом, установленным контролером.

(c) Если муниципалитет представляет соглашение контролеру в соответствии с настоящим разделом и поддерживает веб-сайт в Интернете, муниципалитет должен предоставить на веб-сайте прямую ссылку на местонахождение информации о договоре, опубликованной на веб-сайте контролера в Интернете.

Добавлено Актами 2021 г., 87 лег., Р.С., гл. 208 (HB 2404), гл. 2, эфф. 1 сентября 2021 г.

Основные направления популяризации электронных государственных и муниципальных услуг среди сельского населения.

, Нияз Сафиуллин, Джаудат Файзрахманов и Чулпан Куракова

Казанский государственный аграрный университет, 420015 Казань, Россия

* Автор, ответственный за переписку: [email protected]

Реферат

В статье затрагивается актуальная проблема, связанная с процессами цифровой трансформации современной экономики страны. Описывается современное состояние развития информатизации сельской местности и приводятся данные об использовании информационно-коммуникационных сетей в домохозяйствах Российской Федерации, в том числе городских и сельских поселений. Данные о навыках работы с персональным компьютером проанализированы по типам населенных пунктов Российской Федерации. Делается вывод о необходимости повышения компьютерной грамотности сельских жителей страны. В качестве примера предлагается использовать образовательные ресурсы для овладения цифровыми навыками. Проведен сравнительный анализ использования сети Интернет городскими и сельскими жителями, в том числе при оказании электронных государственных и муниципальных услуг. Установлен факт наличия цифрового неравенства в использовании сети между городами и селами. Определены факторы формирования цифрового разрыва между городским и сельским населением при получении государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Выявлены основные причины отказа от использования сети Интернет для дистанционного взаимодействия сельских жителей с органами государственной власти при оказании государственных услуг. Предложены меры по популяризации и расширению системы предоставления электронных государственных и муниципальных услуг среди сельского населения. В качестве дополнительных мер авторы дают рекомендации по использованию помещений органов местного самоуправления в сельской местности в качестве точек бесплатного доступа к Единому порталу государственных и муниципальных услуг Российской Федерации. Основным направлением популяризации электронного взаимодействия сельского населения и органов государственной власти является проведение специализированных курсов цифровой грамотности при получении государственных и муниципальных услуг. Предлагается масштабировать эти курсы на региональном и федеральном уровнях.

© The Authors, опубликовано EDP Sciences, 2020

Это статья с открытым доступом, распространяемая в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution License 4.0, которая разрешает неограниченное использование, распространение и воспроизведение на любом носителе при условии, что оригинал работа цитируется правильно.

1 Введение

В настоящее время органы государственной и муниципальной власти используют возможности информационных и коммуникационных технологий, в том числе сети Интернет, для эффективного взаимодействия с гражданами и организациями. Для этого активно используются федеральные и региональные порталы государственных и муниципальных услуг, сайты органов государственной и муниципальной власти, а также местного самоуправления. На сегодняшний день электронные государственные и муниципальные услуги представляют собой удобную и современную форму записи на прием к врачу, оплаты коммунальных услуг, сдачи налоговой отчетности и т.д.

Процесс цифровизации охватывает как крупные города, так и небольшие населенные пункты. Однако необходимо констатировать, что все достижения информатизации сельских поселений и муниципальных образований сводятся к информированию граждан, однако само сельское население не имеет навыков работы с информационными технологиями. В то же время разрыв в сфере информатизации между городами и малыми населенными пунктами, и прежде всего малыми сельскими поселениями, увеличивается.

Более 20 тысяч (90%) российских муниципалитетов вынуждены работать в сфере информатизации по остаточному принципу, так как являются дотационными. Образовался колоссальный разрыв между крупными городами и сельскими поселениями, составляющими подавляющее большинство муниципальных образований России.

В таблице 1 представлены в процентах данные об использовании информационно-коммуникационных технологий городским и сельским населением России за 2018 год.

Данные, характеризующие использование ИКТ в городской и сельской местности, показывают, что сельское население менее обеспечено с доступом в Интернет, в том числе широкополосный. Только каждый второй сельский житель пользуется персональным компьютером с

Доступ в Интернет, при этом более 70% жителей городов используют Интернет для реализации его возможностей в личной и профессиональной деятельности.

Таблица 1.

Использование информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей в домохозяйствах по типу населенного пункта в России

2 Материалы и методы

Неспособность сельского населения свободно получать, использовать и распространять информацию является общероссийской проблемой, влияющей на социально-экономическое состояние. В связи с этим возникает цифровой разрыв, то есть ситуация, при которой определенная категория граждан имеет ограниченные возможности использования современных информационно-коммуникационных технологий. Цифровой разрыв может возникать как в национальном масштабе, так и в пределах региона или даже города. Это опасно, потому что создает конкурентное преимущество богатых над бедными. Таким образом, бедные не участвуют в развитии цифровой экономики и ухудшают свое положение. Термины «цифровое неравенство» и «цифровой разрыв» являются синонимами и могут использоваться одинаково.

Цифровой разрыв тесно связан не только со способностью доступа в Интернет, но и с навыками работы с инструментами информационных технологий. В Таблице 2 представлено процентное сравнение владения компьютером городского и сельского населения.

Согласно табл. 2, у сельского населения более низкий уровень работы с персональным компьютером. Как показывает статистика, в настоящее время лишь 26% трудоспособного населения России обладают цифровой грамотностью (могут решать задачи в технологически богатой среде). Цифровая грамотность сельского населения требует дальнейшего развития. Для этого государство должно активно внедрять образовательные курсы с ориентацией на сельское население.

Например, Университет 20.35 и российские ИТ-компании запустили образовательный ресурс «цифровая грамотность.рф» (сайт для обучения цифровой грамотности). С помощью этого онлайн-портала любой житель России сможет научиться безопасному и эффективному использованию цифровых технологий и сервисов, узнать о современных возможностях и угрозах цифровой среды, научиться соблюдать цифровую гигиену и защищать персональные данные, изучая бесплатно структурированную информацию в формате микрообучения.

На данный момент пользователям доступна первая пилотная версия проекта, которая содержит обучающие видео и статьи для развития базовых цифровых навыков как для начинающих, так и для продвинутых цифровых потребителей. Со следующего года этот портал будет наполнен онлайн-уроками, тестами и такими вспомогательными сервисами, как траектории развития, тесты для самооценки грамотности.

Таблица 2.

Доля населения, владеющего ПК, по типу населенного пункта, 2018 г.

3 результатов

Целью данного проекта является удвоение уровня цифровой грамотности сельских жителей России к 2024 году. К этому времени планируется, что сельские пользователи будут проходить разнообразное обучение и апробацию изучаемого материала на портале, кроме того будут размещены обучающие программы для различных категорий цифровых потребителей — от новичков до продвинутых пользователей.

Основные направления ликвидации цифрового разрыва между сельскими и городскими жителями были предложены в Федеральном законе от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи». Последние поправки к закону предусматривают организацию точек доступа к сети в населенных пунктах от 250 до 500 человек и организацию доступа в Интернет на скорости не ниже 10 Мбит/с. В 2014 году с «Ростелеком» был заключен десятилетний договор на оказание универсальных услуг связи.

Далее рассмотрим использование Интернета городским и сельским населением в Российской Федерации в 2018 г. Данные представлены на рисунке 1.

Городские жители по-прежнему более активны в использовании Интернета, при используя Интернет. В большинстве случаев Интернет используется для развлечения и общения. Только 21,8% сельского населения заказывают товары и услуги через Интернет.

Городские поселки и села предпочитают беспроводной интернет, для них удобно пользоваться социальными сетями, но не очень выгодно получать доступ к более «тяжелым» ресурсам. Сельское население имеет возможность оплачивать услуги Интернета, но не может к нему подключиться. Нет сети во многих сельских учебных заведениях, библиотеках и даже почтовых отделениях.

Есть сельские районы, не покрытые мобильной сетью высокого качества. В 1343 малых городах и селах нет возможности сделать голосовой вызов по сотовой сети. Во многих населенных пунктах еще не проведены современные коммуникации.

Для ликвидации цифрового разрыва в точках доступа в Интернет предоставляется бесплатный доступ к более чем 2000 информационным ресурсам органов государственной власти Российской Федерации, Единому порталу государственных и муниципальных услуг, а также к СМИ, публикующим официальные нормативные правовые акты.

Одним из преимуществ сети Интернет является возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Государственные (муниципальные) услуги — услуги, оказываемые физическим лицам и организациям по их запросу федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации или местными администрации в пределах своей компетенции.

На сегодняшний день госуслуги оказываются в электронном виде на Портале госуслуг РФ. Имеет возможность подачи электронных заявлений, получения уведомлений и выписок и оплаты госпошлин, налогов и штрафов.

На рис. 2 представлены данные об использовании системы оказания электронных государственных и муниципальных услуг городскому и сельскому населению.

Источником для расчета показателя является «Опросник выборочного обследования населения по вопросам использования информационных технологий в информационно-телекоммуникационных сетях». К сожалению, только 65,7% сельского населения используют Интернет для получения государственных и муниципальных услуг. Это также является одним из показателей цифрового разрыва между сельским и городским населением в России. В 2018 году на Едином портале госуслуг было оказано почти 56 млн услуг, что на 40% больше, чем в прошлом году.

На данный момент портал содержит более 18 тысяч различных услуг десятков государственных учреждений и ведомств для сельского населения.

Самые популярные услуги:

  1. Регистрация по месту пребывания/проживания

  2. Проверка информации об исполнительном производстве

  3. Проверка налоговых обязательств

  4. Оплата коммунальных услуг

  5. Запись в детский сад

  6. Регистрация транспортного средства

  7. Проверка и оплата штрафов ГИБДД

  8. Проверка пенсионных накоплений

  9. Подача налоговой декларации

  10. Оформление загранпаспорта

Удобство электронной формы оказания услуг неоспоримо, особенно для тех, кто проживает в местах, удаленных от областного центра. Как минимум, это предоставление подробной информации о том, что и как можно получить, на каких условиях, куда обращаться в случае необходимости. Следует добавить, что не во всех поселениях есть все те органы государственного управления и поддержки, которые необходимы.

Например, не все сельские населенные пункты имеют качественное медицинское обслуживание. Для того, чтобы пройти медосмотр, сельский житель обычно приезжает в райцентр, записывает на прием и ждет врача. В современных условиях мы можем записаться на прием онлайн, и человеку достаточно прийти к врачу в назначенное время. Однако без достаточных знаний ИКТ человек не может пользоваться сервисами, облегчающими его жизнь.

В целях выявления факторов, препятствующих получению сельским населением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, Росстатом проводится социологическое исследование. Результаты показаны на рис. 3.9.0003

Выявленные диспозиции, влияющие на готовность населения к использованию электронных услуг, определяют желание сельских жителей пользоваться системой предоставления электронных государственных и муниципальных услуг. 22,8% сельского населения столкнулись с проблемами в сфере обслуживания.

В основном это произошло из-за технических сбоев на портале и недостаточной и неясной информации.

Рисунок 4 раскрывает причины отказа сельского населения от использования системы предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Рис. 1.

Использование Интернета городским и сельским населением

Рис. 2.

Доля людей, использующих Интернет для получения государственных и муниципальных услуг, %

Рис. 3.

Доля сельского населения, испытывающего проблемы с получением государственных и муниципальных услуг через официальные сайты и порталы в Российской Федерации, %

Рис. 4.

Причины отказа сельского населения от использования сети Интернет при получении государственных и муниципальных услуг

4 Дискуссия

Сельское население Российской Федерации придерживается устоявшейся традиционной модели общения с органами власти, несмотря на активно внедряемые государством инновационные формы взаимодействия.

Популяризация и распространение положительного опыта использования электронной среды для взаимодействия с государственными органами актуальны в контексте представленных данных о причинах отказа от сети Интернет при получении государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с федеральной целевой программой «Электронная Россия (2002-2010 годы)» и Концепцией снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы инфраструктура общедоступного доступа в Интернет и услуги по предоставлению в сельской местности было организовано государственное и муниципальное обслуживание. Такие пункты работают в почтовых отделениях, сельских библиотеках и учреждениях местного самоуправления.

Кроме того, региональные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, оказывающие государственные и муниципальные услуги, законодательно обязаны предоставлять заявителям доступ к полной, актуальной и достоверной информации о предоставлении государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.

В зданиях исполнительных комитетов сельских поселений необходимо разместить плакаты, содержащие краткую информацию:

  • о преимуществах получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме и отличии от традиционного способа;

  • о перечнях государственных и муниципальных услуг, доступных для получения в электронном виде;

  • о схемах регистрации и подтверждения личности при регистрации на единых и региональных порталах госуслуг.

Демонстрационные стенды со сменными демопанелями рекомендуется размещать в общественных приемных, информируя граждан о:

  • государственные и муниципальные услуги, доступные для получения в электронном виде;

  • этапы и каналы получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме;

  • регистрация и пополнение счета на единых и региональных порталах госуслуг;

  • 9идентификация 0002 при регистрации на единых и региональных порталах госуслуг;

  • осуществление платежей на единых и региональных порталах госуслуг;

  • иные информационные материалы, направленные на информирование граждан о преимуществах получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Следующим направлением популяризации оказания электронных государственных услуг является внедрение учебно-образовательных курсов в рамках повышения цифровой грамотности сельского населения.

Авторы предлагают разработать специализированный курс «Цифровая грамотность при получении электронных государственных и муниципальных услуг». Данный курс является адаптацией курсов цифровой грамотности специально для сельского населения и направлен на формирование начальных компетенций в сфере работы с единым порталом госуслуг . Курс будет охватывать основные темы, необходимые для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и интернет-ресурсов для получения услуг.

Курс «Цифровая грамотность получения электронных государственных и муниципальных услуг» актуален при решении проблем социальной адаптации сельского населения к современной информационной среде. Благодаря обучению они получат общее представление о персональном компьютере, правилах и мерах безопасности при работе в сети Интернет, научатся набирать и форматировать тексты, работать с файлами и папками, самостоятельно выходить в Интернет, пользоваться государственными порталами, веб-сайтами и Приложения.

Курс может проходить онлайн на базе образовательного ресурса «Цифровая грамотность.рф» или офлайн в сельских библиотеках и школах. Преподавателями курса могут быть представители высших и средних профессиональных сельскохозяйственных учебных заведений, так как они лучше понимают специфику сельской жизни.

5 Заключение

Процесс цифровизации сельских поселений и обучение сельского населения навыкам работы с информационными технологиями способствует диверсификации местной экономики, формированию расширенных источников доходов сельских жителей, развитию самозанятости и приближению городских уровня жизни в деревне. Реализация направлений популяризации повысит уровень лояльности сельского населения к системе электронных госуслуг. Его можно реализовать на местном уровне районов и масштабировать на уровне региона и страны в целом.

Каталожные номера

  • Н.А. Сафиуллин, Г.Р. Валиева, Д.И. Файзрахманов, Л.Н. Савушкина, С.М. Куракова, Оценка качества электронных государственных и муниципальных услуг на примере Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, BIO Web of Conf. , 17, 00143 (2020) DOI: https://doi.org/10.1051/bioconf/20201700143 [Перекрестная ссылка] [Google ученый]
  • С.В. Ратнер, Цифровой разрыв регионов России как угроза социально-экономическому развитию страны, Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 39 (2012) [Google ученый]
  • А.Е. Хватов, А.С. Ваторопин, Факторы, препятствующие получению населением государственных услуг в электронной форме, Вопросы управления, 3(46) (2017) [Google ученый]
  • Краситель. Добринская, Т.С. Мартыненко, Перспективы российского информационного общества: уровни цифрового разрыва, Вестник РУДН. Серия: Социология (2019) [Google ученый]
  • Былина С.Г., Региональные особенности и детерминанты использования электронных услуг сельским населением, Проблемы развития территории, 5(9).7) (2018) [Google ученый]
  • В.Я. Ахметов, Р.Н. Галикеев, Перспективы социально-экономического развития сельских территорий в условиях цифровизации экономики, Бюлл. Евразийских наук, 6 (2019) [Google ученый]
  • Сафиуллин Н. А. Оценка эффективности оказания государственных и муниципальных услуг на основе PEST-анализа // Бюлл. Казанского государственного аграрного университета, 14(4-2) (56), 136-141 (2019) [Перекрестная ссылка] [Google ученый]

Все таблицы

Таблица 1.

Использование информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей в домохозяйствах по типу населенного пункта в России

В тексте

Таблица 2.

Доля населения, владеющего ПК, по типу населенного пункта, 2018

В тексте

Все фигурки

Рис.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *