Путин разрешил регистрировать автомобили без похода в ГИБДД — РБК
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
Скрыть баннеры
Ваше местоположение ?
ДаВыбрать другоеРубрики
Курс евро на 27 маяEUR ЦБ: 85,92 (+0,04) Инвестиции, 26 мая, 16:34 Курс доллара на 27 мая
USD ЦБ: 79,97 (-0,02) Инвестиции, 26 мая, 16:34
Рейтинг «РБК Инвестиций»: у каких акций лучшие дивиденды за 2022 год Инвестиции, 09:00
UnionPay обошла Visa по доле на рынке дебетовых карт Финансы, 08:38
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
В Днепропетровской области сообщили о повреждении газопровода и ЛЭП Политика, 08:30
Высокие потолки: в каких квартирах можно сделать второй ярус РБК и ПИК, 08:25
Россияне оценили свой личный КПД выше эффективности коллег и начальников Общество, 08:00
Грузовик с химикатами перевернулся на трассе М-5 в Башкирии Общество, 07:49
Нетворкинг: как заводить полезные знакомства
За 5 дней вы научитесь производить нужное впечатление и извлекать пользу из новых контактов
Прокачать навык
Власти Киева сообщили о самой массированной атаке дронами Политика, 07:43
Вулкан Шивелуч на Камчатке выбросил столб пепла на 3,5 км Общество, 07:25
В МИД Ирана раскритиковали Зеленского после его слов о помощи России Политика, 07:11
Украинский генерал заявил о слежке офиса Зеленского за Залужным Политика, 06:52
Российские военные уничтожили «Ланцетом» польскую гаубицу Krab Политика, 06:32
На Украине упростят посещение туристами Чернобыльской зоны отчуждения Политика, 06:31
Кличко сообщил о возгорании склада в Киеве после взрывов Политика, 06:18
adv. rbc.ru
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
Президент России подписал закон, согласно которому упрощается порядок регистрации новых автомобилей и получения номерных знаков для них. Новые правила вступят в силу через год
Фото: Артем Геодакян / ТАСС
Зарегистрировать новый автомобиль, купленный у официальных дилеров, и получить номерные знаки к нему в будущем можно будет без посещения ГИБДД. Закон, упрощающий порядок регистрации таких машин, подписал президент России Владимир Путин. Документ 3 августа опубликован на портале правовой информации.
Согласно ему, при покупке новых автомобилей личного посещения ГИБДД не потребуется. Оформить государственную регистрацию можно будет у автомобильных дилеров или других «специализированных организаций», подать заявление на регистрацию можно будет через единый портал госуслуг. Организации, которые смогут подавать документы в ГИБДД, внесут в специальный реестр.
adv.rbc. ru
Изменения вводятся и в отношении получения государственных регистрационных знаков для новых автомобилей. Так, ГИБДД назначит сам номер, а табличку с этим номером владелец сможет заказать у сторонних производителей. Компании, которые получат право производить таблички с регистрационными номерами, также внесут в специальный реестр, а предельные тарифы на изготовление номеров для них разработает Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
adv.rbc.ru
Документ вступит в силу по истечении одного года после дня его официального опубликования, следует из текста закона.
СМЭВ продлевает жизнь: россиян предложили лишать прав при ряде заболеваний | Статьи
Правительство внесло в Госдуму законопроект, по которому ГИБДД сможет лишать водительских прав в случае ухудшения состояния здоровья. Сейчас водители проходят медицинское освидетельствование раз в 10 лет, однако за это время с человеком может случиться что угодно. До сих пор Минздрав и МВД не обменивались данными, но такой механизм может появиться с 2023 года. Как он будет работать и в каких случаях водители могут лишиться прав, разбирались «Известия».
Зачем разработан законопроект
Изменения предлагается внести в законы «О безопасности дорожного движения» и «О персональных данных». Разработан документ по поручению президента Владимира Путина от 17 июля 2019 года. Президент поручил создать единую информационную базу с данными о людях, которые имеют противопоказания или ограничения к управлению транспортными средствами. Необходимо было обеспечить возможность обмена этими сведениями с органами внутренних дел РФ.
Законопроект затрагивает проблему лишения прав водителей с медицинскими противопоказаниями или ограничениями, о которых не знает ГИБДД. Чаще всего люди в таком случае
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
Сейчас водители с выявленными медицинскими противопоказаниями или ограничениями зачастую продолжают управлять транспортными средствами до тех пор, пока срок действия прав не истечет.
Чтобы документ не противоречил требованиям о защите персональных данных, вносятся изменения и в закон «О персональных данных». Также подчеркивается, что документ создан в рамках реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения», поэтому не потребует дополнительного финансирования.
Как будет работать система
Будет изменен подход к системе прохождения внеочередного обязательного медицинского освидетельствования
Водителя направляют на медосвидетельствование. Если врачи подтверждают диагноз, несовместимый с вождением, то предыдущее медицинское заключение аннулируют и вместо него выдают новое, которое через СМЭВ поступает в ГИБДД. Ранее выданное заключение автоматически аннулируют, если водитель не явится
Когда информация поступает в ГИБДД, права признаются недействительными. Если же речь идет не о противопоказаниях, а о новых ограничениях или показаниях, то удостоверение тоже признается недействительным, но водителю сообщают, что он должен получить новое.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
В Минздраве пояснили «Известиям», что ранее медорганизации направляли сведения о результатах обязательного освидетельствования водителей непосредственно в информационные системы МВД, а теперь будут передавать в ЕГИСЗ.
Поможет ли законопроект
Есть три типа противопоказаний: первый полностью исключает возможность получения прав, второй предполагает создание особых условий для того, чтобы человек мог сесть за руль (например, наличие специальных приспособлений, конструктивных элементов), третий включает ограничения к управлению — например, нельзя садиться за мотоциклы или грузовые машины.
Причины, по которым могут совсем запретить водить, в большинстве своем из области психиатрии. В перечне «запретных» для водителей заболеваний психические расстройства (деменция, галлюцинации, делирий и ряд других), шизофрения, аффективные расстройства (в том числе биполярное расстройство), невротические расстройства (сильные фобии, тревожность, истерики и т.д.), расстройства личности и поведения (например, вуайеризм и эксгибиционизм), а также умственная отсталость, эпилепсия, слепота на оба глаза, ахроматопсия (вид дальтонизма, когда всё видится только в черно-белом цвете). Всё остальное может стать причиной для ограничений или особых показаний для водителей. Тем не менее почти все эти состояния могут случиться с человеком, уже получившим права.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков
Вице-президент Ассоциации юристов по регистрации, ликвидации, банкротству и судебному представительству Владимир Кузнецов замечает, что раньше выявление водителей, у которых так кардинально изменилось состояние здоровья, происходило исключительно по случайности.
— Автоматический обмен данными Минздрава и ГИБДД позволит закрыть пробел, — сказал он «Известиям».
Гендиректор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль также положительно оценивает инициативу, замечая, что она обсуждается еще с 2018 года, когда МВД выступило с подобной инициативой. Однако люди, страдающие психическими заболеваниями, поведенческими расстройствами, в том числе из-за употребления наркотиков, хронического алкоголизма, часто уклоняются от медосмотров и посещений врача, говорит он.
Зампред комиссии Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Холодов также отметил, что проблему этот законопроект решит только частично.
— Чтобы полностью устранить проблему, надо постоянно мониторить ситуацию, — сказал он «Известиям». — Когда человек встал на учет в наркологический или психоневрологический диспансер, лишен водительского удостоверения или что-то с ним произошло — только в этих случаях он попадает в эту систему. В случаях, когда он не попался или не пришел куда-то добровольно, это не будет работать.
Управляющий партнер адвокатского бюро города Москвы «Матюнины и партнеры» Олег Матюнин замечает, что новые правила информационного обмена могут побудить граждан к «сознательному сокрытию своих заболеваний».
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин
— Люди могут перестраховываться и не обращаться за медицинской помощью, лишь бы не лишили прав, тем самым только усугубляя течение болезни, — сказал он «Известиям». — Мне кажется, будущее за специальным оборудованием автомобиля, которое тестирует текущее состояние водителя и либо позволяет, либо не позволяет машине тронуться с места.
Будет ли работать предложенная система
Специалист в сфере правового консалтинга Нихад Касумов, отмечая пользу идеи, замечает, что весь вопрос в том, как будет реализовываться этот законопроект на практике и насколько эффективным будет межведомственное взаимодействие.
Система будет строиться через ЕГИСЗ, а вопрос качества работы этого реестра заключается скорее в наполнении всех его разделов, считает медицинский юрист, руководитель компании «Юринк» Юрий Рыбко.
— Здесь очевидны две проблемы: во-первых, не все медицинские организации подключены к этой системе; и во-вторых, не все медицинские организации оперативно вносят в систему необходимую информацию, — сказал он «Известиям».
Рыбко замечает, что, согласно законопроекту, в реестре планируется размещать не только результаты медицинского освидетельствования, но и информацию от врачей, оказывающих медицинскую помощь. Узких мест, по его мнению, здесь несколько.
Во-первых, не всем понравится после обычного похода в поликлинику уйти оттуда с направлением на внеочередную водительскую комиссию. Во-вторых, неясно, будут ли все врачи обязаны проверять у своих пациентов наличие водительских удостоверений.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков
— В-третьих, непонятно, как исключить случаи, когда пациент не знал, что ему выписали такое направление или у него есть объективные причины не пройти освидетельствование за два месяца, — говорит Рыбко. — В-четвертых, часть расстройств носит временный характер. Нужно ли пациента с постельным режимом направлять на медицинское освидетельствование?
По его словам, все эти вопросы нужно проработать в подзаконных актах.
Есть ли риски у законопроекта
Адвокат Александр Иноядов говорит, что инициатива по внедрению автоматизированного информационного обмена как минимум повлечет разглашение врачебной тайны. Однако большинство экспертов не считают это проблемой.
— Потребуется брать с каждого автомобилиста разрешение на передачу персональных данных, в том числе касающихся наличия хронических заболеваний, в МВД, — замечает Денис Мигаль. — Поэтому важно, чтобы личные данные автомобилистов, передаваемые в МВД, касались только тех заболеваний, которые влияют непосредственно на управление автомобилем. Процесс передачи и место хранения информации должны быть надежно защищены от кибератак и хищений.
Юрист Европейской юридической службы Юлия Цын заметила, что по ФЗ-323 «Об основах охраны здоровья граждан» обмен информацией и размещение в медицинских информационных системах не является раскрытием врачебной тайны.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
Более того, Юрий Рыбко считает, что при положительном опыте законодательной инициативы и совершенствовании всех узких мест подобная практика может быть распространена и на другие ситуации, при которых реализация права гражданина зависит от состояния его здоровья. Например, в отношении людей, которые владеют оружием, работают с детьми и в социально значимых объектах, и в других случаях, когда это влечет какую-то угрозу безопасности.
Проблемы правоприменения некоторых административных процедур сотрудниками ГИБДД МВД России
Пробелы в российском законодательстве Выпуск №3 — 2022
Кодзокова Ляца Арсеньевна
Подробнее об авторах Кодзокова Ляца Арсеньевна
кандидат юридических наук, подполковник полиции, старший преподаватель кафедры организации правоохранительных органов
Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России
Нальчик, Россия
Чтобы прочитать статью полностью, пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь
Abstract:
Сегодня в динамично развивающейся среде особую нишу заняла проблема безопасности дорожного движения. На протяжении длительного времени в законодательство, регулирующее данную сферу, постоянно вносятся изменения. В 2021 году введен в действие новый Порядок контроля за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, пришедший на смену Административному регламенту. При этом основные положения предлагаемого Порядка основаны на нормативных требованиях предыдущего нормативного документа — Административного регламента. Изменения в новом Порядке и Регламенте коснулись в основном оснований для остановки автомобиля и проверки документов водителя и пассажиров. Изучение законодательства в области применения административных мер при остановке и задержании транспортного средства является актуальным вопросом, как для теоретиков права и юристов, так и для самих автовладельцев, и всех участников дорожного движения. В своих работах авторы рассмотрели такие вопросы, как перспективы реализации законодательных инициатив, международный опыт ужесточения наказаний за нарушения ПДД, вопросы правового регулирования остановки и задержания, меры административного воздействия на нарушителей и другие вопросы. У каждого автора свое субъективное мнение, однако почти все авторы в своих работах отмечали несовершенство законодательства, необходимость внесения некоторых поправок. Таким образом, несмотря на наличие научных работ, нельзя сказать, что выбранная для изучения тема устарела. Более того, в связи с введением и введением в действие новых Правил, которые начали действовать относительно недавно и прекратили действие всех прежних приказов и правил, интерес к этому направлению всколыхнулся с новой силой. В научной статье будут рассмотрены административные процедуры, применяемые органами ГИБДД МВД России, в частности об остановке и задержании транспортного средства.
Образец цитирования:
Кодзокова Л.А., (2022), ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕКОТОРЫХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР СОТРУДНИКАМИ ГАИ МВД РОССИИ. Пробелы в российском законодательстве, 3 => 105-111.
Референс-лист:
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом изменений, принятых в 2020 г.) официальная. текст. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2020. – 120 с.
Показатели состояния безопасности дорожного движения [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://stat. gibdd.ru/ (дата обращения: 23.02.2022).
Информация о показателях состояния безопасности дорожного движения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://stat.gibdd.ru/ (дата обращения: 23.02.2022).
Сотрудники Научно-исследовательского центра безопасности дорожного движения МВД России подготовили обзор дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации за 9 месяцев 2020 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ntsbdd.mvd.rf/news/item/23889882 (дата обращения: 30.03.2022).
Статистика аварий [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.tourismsafety.ru/pic/files/2021/Statistics%20Accident.pdf (дата обращения: 30.03.2022).
Агеев М.А. Вопросы законности задержания транспортного средства сотрудниками Госавтоинспекции / М.А. Агеев // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2020. № 2(15). С. 22-27.
Баканов К.С. Административно-правовой запрет на управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения: Автореф. дис. … канд. юридических наук. М., 2018. С. 182.
Жильцов А.В. К вопросу о перспективах реализации некоторых законодательных инициатив в области безопасности дорожного движения / А.В. Жильцов, А.Ю. Иванов // Юридическая наука и правоприменительная практика. 2017. №1 (39). С. 53.
Журавлев В.В. Задержание транспортного средства: проблемы правоприменительной практики и пути ее совершенствования / В.В. Журавлев // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2020. № 1(47). С. 99-103.
Кодзокова Л.А., Кодзоков Б.В. Проблемы применения остановки и задержания транспортного средства // Образование и право. № 2. С. 214.
Орлова А.А. Некоторые вопросы административно-правового регулирования задержания и запрещения эксплуатации транспортных средств // Молодой ученый. 2017. № 16 (150). С. 358-360.
Применение индивидуальных мер административного принуждения работниками органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ: учебник / под ред. Н. Н. Цуканова. — Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2015. С. 47-52.
Танага И.В. Международный опыт ужесточения наказания за совершение преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2015. № 4 (30). С. 83.
Ключевые слова:
административные процедуры, сотрудники полиции, органы внутренних дел, транспортное средство, остановка, задержание.
1. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА, ИСТОРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА (12.00.01) Страницы: 17-23 Выпуск №17401
Отношение российского общества к полиции и ее служащим в первой половине XIX в. в.
Лукьянов С.А.
милиция русская полиция офицеры полиции общая полиция политическая полиция
Подробнее3. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ, ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Страницы: 235-238 Выпуск №16988
Понятие уголовно-процессуальных мер принуждения и их виды
Теппеев Алан Ат левич
уголовное производство меры уголовно-процессуального принуждения меры пресечения уголовное дело задержание
Подробнее3. УГОЛОВНЫЕ, КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ, АДМИНИСТРАТИВНЫЕ И ИНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Страницы: 195-199 Выпуск №21729
К вопросу об уголовно-правовой оценке лиц, управляющих транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения
900 02 Гутаев Алим Магомедовичпьяное состояние транспортное средство уголовная ответственность безопасное вождение
Показать больше12. Судебная экспертиза; судебная экспертиза; Оперативно-розыскная деятельность Страницы: 184-186 Выпуск №15984
Особенности расследования организованной преступности в сфере угона автотранспортных средств и пробелы в регламентации уголовной ответственности за совершение
Просочкин Александр Михайлович
организованная преступность кража транспортное средство статистические данные угон автомобиля
Подробнее7. Уголовный процесс Страницы: 154-157 Выпуск №5413
Взаимодействие следователя и оперуполномоченного при уголовно-процессуальном задержании в Социалистической Республике Вьетнам
Выонг Тханг Лонг
задержание тактика задержания обвиняемый следователь оперативный блок
Показать еще13. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС 12.00.14 Страницы: 251-254 Выпуск №19457
Проблемные вопросы привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о мире и покое
Бондарь Антон Геннадиевич
Кучмезов Расул Абдулмуталифович 9 0003
Коркмазов Алим Викторович
мир и тихий законодательство офицеры полиции окружные комиссары экспертный опрос
Подробнее4. УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ Страницы: 266-270 Выпуск №19964
Тактические особенности осмотра транспортного средства в целях обнаружения предметов и веществ, ограниченных в обороте
Гаужаева Виктория Александровна
Бер ова Джульетта Михайловна
автомобиль осмотр осмотр захват техосмотр
Подробнее10. Судебная, прокурорская, правозащитная и правоохранительная деятельность Страницы: 200-203 Выпуск №15895
ПОДГОТОВКА К КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ
Киреев Михаил Павлович
Овцынов Юрий Юрьевич 900 03
Красиков Артем Сергеевич
контртеррористическая операция юридическое сопровождение противодействия терроризму беспилотные летательные аппараты планирование органы внутренних дел
Подробнее19. Судебная, прокурорская, правозащитная и правоохранительная деятельность Страницы: 173-175 Выпуск №11394
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗБРАНИЯ ТОЧНЫХ МЕР ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ ПО ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В ОБЛАСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рудич Валерий В.
мера задержание обвиняемый подозреваемый уголовное производство
Подробнее9. СУДЕБНАЯ, ПРОКУРОРСКАЯ, ПРАВОЗАЩИТНАЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (12.00.11) Страницы: 252-255 Выпуск №17401
О сущности и предмете прокурорского надзора за исполнением законов при содержании подозреваемых и обвиняемых в содержание под стражей в изоляторах временного содержания
Мержоев Магомед
Прокурор прокурорский надзор изолятор временного содержания подозреваемые обвиняемый
Показать большеНовый закон в Латвии направлен на сохранение национального языка путем ограничения использования русского языка в школах: NPR
Более трети населения Риги — русские; остальные — латыши, литовцы, белорусы, поляки и украинцы. Русский язык часто служит языковым общим знаменателем в латвийской столице. Дэвид Кейтон/AP скрыть заголовок
переключить заголовок Дэвид Кейтон/APБолее трети населения Риги составляют русские; остальные — латыши, литовцы, белорусы, поляки и украинцы. Русский язык часто служит языковым общим знаменателем в латвийской столице.
Дэвид Кейтон/APКакофония языков наполняет исторический центр Риги, а иностранные туристы заполняют мощеные улицы латвийской столицы. Но подслушайте жителей, и вы с такой же вероятностью услышите русский, как и национальный язык, латышский.
Преобладание русского языка в общественной жизни является одной из причин, по которой правительство Латвии приняло закон, ограничивающий использование русского языка в качестве языка обучения в школах страны со следующего года. Действия крошечной прибалтийской нации разозлили не только членов многочисленного этнического русского меньшинства в Латвии, но и Москву. МИД России назвал это решение «одиозным».
«Наша конституция гласит, что государственным языком является латышский, тогда как дома вы можете свободно говорить на своем родном языке, никаких возражений», — сказал Рихардс Колс, который представляет националистическую партию «Национальный альянс» в латвийском парламенте и выступает за ограничение использования русского языка в школах. . «По сути, мы национальное государство, поэтому мы основаны на языке, традициях и культуре».
Латвия, как и ее соседи Эстония и Литва, празднует 100-летие своего основания как независимое государство, хотя все три страны половину этого времени провели как невольные члены Советского Союза.
После столетий господства России многие латыши считают, что им необходимо защитить себя от культурной и политической ассимиляции со стороны своего гигантского соседа. В Латвии менее 2 миллионов человек, а в России — более 142 миллионов. На референдуме 2012 года три четверти латвийских избирателей выступили против придания русскому языку статуса второго официального.
«Это чудо, что латышский язык сохранился как язык. Это нечто уникальное», — говорит Андис Кудорс, руководитель Центра восточноевропейских политических исследований в Риге. «Латыши чувствительны, потому что язык является главной чертой нашей национальной идентичности».
Рихардс Колс — член латвийского парламента, националист, который считает, что его страна должна защищать свой язык от российского влияния. Лучан Ким/NPR скрыть заголовок
переключить заголовок Лучан Ким/NPRРихардс Колс — член латвийского парламента, националист, считающий, что его страна должна защищать свой язык от русского влияния.
Лучан Ким/NPRКогда Латвия восстановила свою независимость в 1991 году, она унаследовала от Советского Союза двуязычную систему образования с обучением на латышском и русском языках. Страна сделала первый шаг к демонтажу этой системы в 2004 году, потребовав, чтобы не менее 60 процентов школьного обучения велось на латышском языке.
В новом законе латышскому языку будет уделяться еще больше внимания, так что к 2021 году последние три года обучения в средней школе будут полностью преподаваться на государственном языке страны.
«Латышский язык проиграет в естественной конкуренции с английским или русским», сказал Кудорс. «Мы обязаны сохранить его как часть культурного наследия всего мира».
Противники закона, в основном представители русскоязычной общины, возражают, что новое законодательство их несправедливо дискриминирует, так как обучение на языках Европейского Союза — как в немецких и французских школах в Риге — можно продолжить.
«Де-факто русский язык в Латвии не иностранный, он используется здесь веками», — сказал Деги Караев, активист, организовавший акции протеста против изменений. «Проблема с этим новым законом об образовании заключается в том, что русский язык стирается из нашего общества».
Караев, программист, опасается, что двое его детей окажутся в невыгодном положении, поскольку качество образования, которое они получат, будет ниже, чем если бы они обучались на русском языке, поскольку не все русскоязычные учителя овладели латышским языком.
Как и во многих странах, возникших на территории Советского Союза, этнический состав Латвии неоднороден: латыши составляют чуть более 60 процентов населения, русские — около четверти, за ними следуют белорусы, украинцы, поляки и литовцы. Учитывая это сочетание, русский язык часто служит лингвистическим общим знаменателем, особенно в Риге, где более трети населения составляют русские.
В рижском пригороде Иманта, где рядами стоят одинаковые многоквартирные дома советской постройки, трудно найти сторонников новых ограничений.
Язык не является проблемой в повседневной жизни, говорит Эрик Дарзниекс, водитель, прогуливающийся по главной улице Иманты.
«Это чистая политика. Если бы не было таких запретов, в нашем обществе было бы намного меньше проблем», — сказал Дарзниекс. «Этнические русские, которые живут здесь, — налогоплательщики — почему их дети не могут учиться на родном языке?»
Московский дом, русский культурный центр, в котором проходят концерты и другие представления в центре Риги, является одним из рычагов мягкой силы, которые Кремль использует в Латвии. Лучан Ким/NPR скрыть заголовок
переключить заголовок Лучан Ким/NPRМосковский дом, русский культурный центр, в котором проходят концерты и другие представления в центре Риги, является одним из рычагов мягкой силы, которые Кремль использует в Латвии.
Лучан Ким/NPRДарзниекс по национальности латыш, но говорит, что ему удобнее говорить по-русски. По его словам, главная угроза латышскому языку заключается в том, что его носители массово покидают Латвию, чтобы работать в Западной Европе. Сотни тысяч латвийских граждан уехали после вступления Латвии в ЕС в 2004 году.
Дарзниекс громко смеется над обвинениями в том, что критики закона о языке являются помощниками президента России Владимира Путина, который часто заявлял, что Латвия нарушает права своего русского меньшинства.
«Я никогда не считал себя помощником Путина или частью какой-либо «пятой колонны», — сказал он. «Мне все равно, что думают обо мне некоторые политики».
Но аннексия Крыма Россией четыре года назад до сих пор помнит многих латышей именно потому, что Путин оправдывал свое военное вмешательство в Украине тем, что защищает там права русскоязычного населения.
По словам аналитика Кудорса, у Кремля есть два основных инструмента воздействия на сердца и умы жителей Латвии: российские государственные СМИ и работа с так называемыми «соотечественниками», русскими, которые после распада Советского Союза оказались за пределами России.
Как антиукраинская пропаганда, так и поддержка местных пророссийских группировок предшествовали оккупации Путиным Крыма в 2014 году. В Латвии, по словам Кудорс, закон о языке — это один из способов «асимметрично» отреагировать на кремлевскую медийную мощь, воспитав новое поколение русскоязычных, которые получают новости не только от российского государственного телевидения и сильнее идентифицируют себя с Латвией.
Элизабет Кривцова, юрист и активистка из Риги, говорит, что новый закон о языке в Латвии дискриминирует этнических русских. Родившаяся и выросшая в Риге, она говорит, что теперь чувствует себя нежеланной в своей стране и принимает участие в судебном процессе, чтобы помешать латвийскому правительству реализовать закон о языке. Лучан Ким/NPR скрыть заголовок
переключить заголовок Лучан Ким/NPRЭлизабет Кривцова, юрист и активистка из Риги, утверждает, что новый закон о языке в Латвии дискриминирует этнических русских. Родившаяся и выросшая в Риге, она говорит, что теперь чувствует себя нежеланной в своей стране и принимает участие в судебном процессе, чтобы помешать латвийскому правительству реализовать закон о языке.
Лучан Ким/NPRЭтнические русские Латвии на самом деле далеко не однородная группа, говорит он, и их можно разделить на три группы: «лояльные граждане», которые счастливы быть гражданами Латвии и Европейского Союза, «нейтральные» русские, которые не не поддерживают ни собственное правительство, ни Кремль, ни «российских соотечественников», которые смотрят в Москву за своим мировоззрением.
В отличие от Украины Латвия прочно укоренилась на Западе как член ЕС и НАТО. Но в своем последнем годовом отчете Латвийская полиция безопасности определяет «использование Кремлем гибридных методов» как «одну из главных угроз для Латвии».
В отчете Елизавета Кривцова названа пророссийской активисткой. Юрист и член городского совета латвийского курорта Юрмала Кривцова говорит, что заклеймить противников закона о языке как «агентов Кремля» — это простой способ избежать серьезных дебатов. Она настаивает на том, что действует в соответствии со своими собственными убеждениями в борьбе с законом о языке.