Если ребенок владеет имуществом, налоги платят родители
Плательщиками имущественных налогов признаются физические лица любого возраста, обладающие правом собственности имущества. В последние годы среди владельцев недвижимого имущества все больше несовершеннолетних детей, которые в основном получают долю в праве собственности на недвижимость, приобретенную с использованием средств материнского капитала, или в порядке наследования.
Несовершеннолетние граждане участвуют в налоговых отношениях через своего законного или уполномоченного представителя (родителя, усыновителя, опекуна и т.п.), с 14 лет они могут делать это самостоятельно, но только с письменного согласия представителя. Таким образом, законные представители несовершеннолетних детей, имеющих налогооблагаемое имущество, управляют им, в том числе исполняя обязанности по уплате налогов.
Налог начисляется каждому собственнику (независимо от возраста), соразмерно его доли в праве. Также каждому формируется уведомление, суммы налогов несовершеннолетних детей не включаются в уведомления их представителей. Следовательно, платить налог нужно отдельно – за себя и за ребенка. Не позднее чем за месяц до наступления срока уплаты налоговые органы направляют плательщикам уведомления в электронном виде – в «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» (при его наличии) или по почте заказным письмом – в адрес собственника.
Не позднее 1 декабря граждане должны самостоятельно исполнить обязанность по уплате имущественных налогов за предыдущий год. Если налог не уплачен вовремя, образуется задолженность. И налоговая инспекция проводит работу по ее взысканию с собственников имущества, путем направления мировым судьям заявлений о вынесении судебных приказов, в том числе на законных представителей несовершеннолетних должников.
Налоговая служба рекомендует для уплаты налогов за несовершеннолетнего подключить его к электронному сервису ФНС России «Личный кабинет налогоплательщика для физического лица». Для этого необходимо обратиться в любой налоговый орган или отделение МФЦ с паспортом и свидетельством о рождении ребенка (законному представителю понадобится документ, подтверждающий его полномочия).
Если открыты «Личные кабинеты» и у родителя, и у ребенка, то родитель прямо из своего «кабинета» может просматривать все документы на имя ребенка и уплачивать за него налоги. С прошлого года в раздел «Профиль» добавлена вкладка «Семейный доступ», которая позволяет получать информацию из «Личного кабинета» несовершеннолетнего. Для этого нужно воспользоваться кнопкой «Добавить пользователя», ввести логин (ИНН) ребенка и нажать кнопку «Отправить запрос», затем перейти в «Личный кабинет» ребенка и подтвердить направленный запрос. В случае отмены запроса в «Личном кабинете» несовершеннолетнего ребенка в добавлении будет отказано. Добавленные в такой список дети автоматически исключаются из него по достижении совершеннолетия. Также исключение из списка возможно по желанию любой из сторон. Для этого необходимо нажать «крестик» у добавленного в списке пользователя и подтвердить исключение.
В разделе «Налоги» появляется всплывающий список, куда входят только добавленные несовершеннолетние дети. Переключая пользователей в этом списке, можно оплатить налоги любым удобным способом: банковской картой, через онлайн-банк или распечатав квитанцию.
Уплата налогов родителями за детей (Определение КС РФ от 30 июня 2020 г. N 1467-О)
Доклад на конференции «Налоговое право в решениях Конституционного суда РФ», 20 — 28 апреля 2021 г. Вы можете принять участие в конференции, оставив комментарий к этому докладу и к докладам других участников конференции. Программа конференции по этой ссылке.
Проблема
Вопросы о налоговых обязательствах несовершеннолетних детей, об их принудительном взыскании и о необходимости уплаты налогов родителями (законными представителями) за несовершеннолетних детей (или об отсутствии такой необходимости) не слишком часто освещаются в средствах массовой информации. Складывается впечатление, что эта тема в определенной степени замалчивается, как «деликатная», а налоговые органы (служба судебных приставов) не слишком стремятся реально взыскивать такую задолженность с несовершеннолетних в отсутствие добровольной уплаты, предпочитая убеждать о необходимости их добровольной уплаты родителей (законных представителей).
Сейчас ситуация при добровольной уплате упростилась вследствие наличия в п. 1 ст. 45 НК РФ нормы о том, что уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом. Возможно, отсутствие существенных сведений о том, что налоговые органы активно взыскивают налоги с детей, предопределено тем, что пока в России дети не являются владельцами значимого объема облагаемого имущества.
Мнение автора
Некоторые разъяснения по рассматриваемой проблеме дает ФНС России (как на уровне Службы, так и на уровне нижестоящих налоговых органов).
- В частности, на официальном сайте в январе 2014 г. опубликована следующая информация: если ребенок стал обладателем прав на какую-то собственность в виде объекта недвижимости (жилого дома, квартиры, комнаты, дачи, гаража, иного строения, помещения и сооружения, а также доли в праве общей собственности на указанное имущество), то у него появляется обязанность по уплате налога на имущество физических лиц[1].
- В сентябре 2018 г. было разъяснено следующее: родители (усыновители, опекуны, попечители) как законные представители несовершеннолетних детей, имеющих налогооблагаемое имущество, управляют им, в том числе исполняя обязанности по уплате налогов. Следовательно, физлица, признаваемые плательщиками налогов на недвижимое имущество, вне зависимости от возраста обязаны уплачивать налог в отношении находящейся в их собственности или владении недвижимости[2].
В октябре 2020 г. опубликованы подобные сведения: законодательством не установлены особенности взыскания с несовершеннолетних задолженности по налогу на имущество физических лиц (как и по другим имущественным налогам). Вместе с тем в силу возраста несовершеннолетние налогоплательщики участвуют в налоговых отношениях через своих законных представителей, к которым относятся их родители, усыновители или опекуны. При выявлении задолженности по налогу на имущество в отношении недвижимости, принадлежащей несовершеннолетнему, требование о взыскании недоимки по налогу на имущество и пеней в судебном порядке налоговый орган предъявляет обычно к законным представителям несовершеннолетнего[3].
- Письмо УФНС России по г. Москве от 16 апреля 2012 г. № 20‑14/033206@ разъясняет, что от имени несовершеннолетнего ребенка, получившего доход от продажи недвижимого имущества, налоговую декларацию по форме 3‑НДФЛ заполняет его родитель (усыновитель, опекун) как законный представитель ребенка. Уплату налога от имени ребенка осуществляет также его родитель как законный представитель. Кроме того, ответственность за неуплату налогов несет тоже его законный представитель.
Разъяснения даются и иными специалистами. Есть весьма эмоциональные публикации (2003 года, в «Российской газете»): заставляя ребенка платить налог на имущество, налоговики ссылаются на Налоговый кодекс и на Закон РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003‑1 «О налоге на имущество физических лиц». И там, и там для детей нет льгот, так что формально инспектора правы. Хотя требования абсурдны, таковы наши законы – оправдываются чиновники[4].
Эмоции относительно недавно проявлялись и в смежной теме – при обсуждении «банкротных» Определений ВС РФ, касающихся ситуаций, в которых родители умышленно переводили имущество на детей, противодействуя обращению взыскания на него со стороны кредиторов (в т. ч. от 23 декабря 2019 г. № 305‑ЭС19‑13326). Коллегия ВС РФ по экономическим спорам квалифицировала такие сделки по передаче имущества как способ помешать кредиторам компании–банкрота взыскать с нее долг, следует из определения[5].
Ю.В. Тай и С.Л. Будылин, комментируя указанное Определение ВС РФ, указали следующее: насколько можно понять из одной фразы Коллегии, ответственность детей ограничена стоимостью подарков, полученных ими от родителей[6].
Другой пример публикации по «детским» налогам: по справедливому мнению Н. Верховой (от 26 октября 2017 г.), положения налогового законодательства, в частности, глав 31 и 32 НК РФ, в равной мере применяются ко всем физическим лицам независимо от их возраста, в том числе – к несовершеннолетним. Однако прямой нормы, обязывающей законных представителей уплачивать налог за представляемых НК РФ не содержит[7]. В данной публикации приведены примеры судебных актов судов общей юрисдикции, в которых решался вопрос о взыскании налогов с несовершеннолетних детей.
В частности, интересны формулировки Решения СК по административным делам Свердловского областного суда от 20 июля 2016 г. по делу № 33а‑11161/2016 (рассматривалось требование налогового органа о взыскании земельного налога с несовершеннолетнего Ч.А.А.): «Взыскать с Ч.А.А., в лице законных представителей Чигвинцева А.С., Чигвинцевой О.С., в доход бюджета задолженность по земельному налогу за 2013 год в размере 165 002 рубля».
В Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 февраля 2012 г. № 13АП‑1017/12 сделан следующий вывод: обязанность по совершению от имени несовершеннолетних необходимых юридических действий, в том числе применительно к обязанности по уплате налогов исчисленных в связи с нахождением у несовершеннолетнего в имущества в собственности возложена на родителей.
Еще приведен пример: в Апелляционном определении СК по административным делам Верховного Суда Республики Алтай от 01 сентября 2016 г. по делу № 33а‑871/2016 указано следующее: по рассмотренному спору, несовершеннолетний Тыщенко Н.Н., как собственник транспортных средств, обязан в силу ГК РФ нести бремя содержания своего имущества, включая участие в уплате налогов в отношении этого имущества, что предполагает обязанность совершения от его имени необходимых юридических действий родителем – Тыщенко Т.М., в том числе применительно к обязанности по уплате транспортного налога. Возложение на Тыщенко Т.М. обязанности по уплате недоимки и пени по транспортному налогу не может быть признано противоречащим действующему законодательству.
Другой пример: Определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 29 января 2020 г. № 88‑1462/2020 оставлены в силе судебные акты нижестоящих судов, в соответствии с которыми частично удовлетворены требования истца о взыскании с ответчика – бывшего супруга истца задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, по уплате налога на имущество за детей.
Таким образом, следует признать, что суды общей юрисдикции прямо, либо косвенно, в ряде случаев возлагают обязанности по уплате поимущественных налогов несовершеннолетних детей на их родителей (законных представителей). Иногда этот подход предопределяется правовой позицией, изложенной в Постановлении КС РФ от 13 марта 2008 г. № 5‑П: как участники отношений общей долевой собственности несовершеннолетние дети обязаны в силу ГК РФ нести бремя содержания принадлежащего им имущества (ст. 210), включая участие в уплате налогов в отношении этого имущества (ст. 249), что предполагает обязанность совершения от их имени необходимых юридических действий родителями, в том числе применительно к обязанности по уплате налогов. Однако, в данном акте КС РФ нет прямого указания на то, что налоги, не уплаченные родителями за детей, могут быть взысканы с родителей, хотя на практике зачастую получается именно так.
Определенное нормативное подтверждение обязанности родителей уплачивать налоги за детей следует в т. ч. из ст. 86 «Участие родителей в дополнительных расходах на детей» СК РФ. Возможно, в силу отмеченной «деликатности» рассматриваемой темы, в Постановлении Пленума ВС РФ от 26 декабря 2017 г. № 56 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов» прямого разъяснения относительно того, следует ли при исчислении размера алиментов на детей учитывать их налоговые обязательства, не имеется.
Однако, поскольку доступен проект указанного Постановлении Пленума ВС РФ, обсуждавшийся от 19 декабря 2017 г., примечателен его п. 9: «Разрешая вопрос о том, является ли лицо, претендующее на алименты, нуждающимся в помощи, если с наличием этого обстоятельства закон связывает возможность взыскания алиментов (статьи 85 и 87, абзацы второй и четвертый пункта 2 статьи 89, абзацы третий–пятый пункта 1 статьи 90, статьи 93–97 СК РФ), следует выяснить, является ли материальное положение данного лица достаточным для удовлетворения его жизненных потребностей с учетом его возраста, состояния здоровья и иных обстоятельств (приобретение необходимых продуктов питания, одежды, лекарственных препаратов, оплата жилого помещения и коммунальных платежей, уплата налогов и т. п.) (далее – жизненные потребности)»[8]. Соответствующий пункт в итоге принятого Постановлении Пленума ВС РФ – тот же, № 9, но упоминаний о налогах в нем уже нет.
Таким образом, ВС РФ «передумал» за неделю между заседаниями Пленума и решил не высказываться о том, что уплата налогов (в т.ч. детьми) является жизненной потребностью.
В связи с изложенным, особый интерес представляет Определение КС РФ от 30 июня 2020 г. № 1467‑О, в котором фактически не расценена, как неверная, практика судов общей юрисдикции, в рамках которой с плательщика алиментов взыскиваются денежные средства на оплату коммунальных услуг и уплату налогов за несовершеннолетнего ребенка. Заявитель полагал, что оспаривавшиеся им положения ГК РФ и СК РФ противоречат ст. 17 (ч. 3), 18, 19, 38 (ч. 2) и 55 Конституции РФ, поскольку по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, они позволяют дополнительно взыскать с плательщика алиментов денежные средства на оплату коммунальных услуг и уплату налогов за несовершеннолетнего ребенка. По мнению Суда, оспоренные нормы ГК РФ и СК РФ направлены на обеспечение баланса интересов несовершеннолетних детей и их родителей. Сами по себе оспариваемые нормы не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя, перечисленные в жалобе.
Соответственно, КС РФ фактически солидарен с возможностью взыскания с плательщика алиментов денежных средств в уплату налогов за несовершеннолетнего ребенка.
При этом, уже достаточно давно, в силу ч. 2 ст. 32.2 КоАП РФ при отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей. Проблем в конституционности данного положения заинтересованные лица и правоприменители, по всей видимости, не усматривают, т.к. соответствующих актов КС РФ не имеется. В Определении КС РФ от 9 февраля 2016 г. № 213‑О указанное положение упомянуто, но никаких сомнений в его конституционности не высказано.
ВЫВОД:
Следует предположить, что рано или поздно перед КС РФ может быть прямо поставлен вопрос о том, должны ли родители (законные представители) уплачивать налоги за детей. Скорее всего, КС РФ, учитывая в т.ч. уже сложившийся объем практики судов общей юрисдикции, ответит на этот вопрос положительно.
[1] Обязаны ли дети платить налог на имущество физических лиц? // URL: https://www.nalog.ru/rn54/news/tax_doc_news/4494544/
[2] ФНС России разъяснила порядок уплаты налогов на недвижимое имущество несовершеннолетних лиц // URL: https://www.nalog.ru/rn77/news/tax_doc_news/7792178/
[3] Взыскание с физического лица недоимки и пени по имущественным налогам // URL: https://www.nalog.ru/rn25/ifns/r25_14/info/10077267/
[4] А. Родионов. Должен ли ребенок платить налог на имущество? // URL: https://rg.ru/2003/12/02/rebenok.html
[5] ВС разъяснил правила взыскания долгов с детей владельцев компаний-банкротов // URL: https://www.vedomosti.ru/economics/news/2019/12/26/819769-vs
[6] Тай Ю.В., Будылин С.Л. Сын за отца отвечает. Субсидиарная ответственность членов семьи директора в банкротстве компании. Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 23.12.2019 № 305‑ЭС19‑13326 // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. – 2020. – № 6. – С. 4 – 22.
[7] URL: http://www.garant.ru/consult/nalog/1148731/
[8] Пленум ВС рассказал, когда можно взыскать алименты не по правилам // URL: https://pravo.ru/news/view/146743/
Путинская программа поддержки семьи | OSW Центр восточных исследований
Анализы
Катажина Хаврило
28 ноября Президент Владимир Путин объявил о реализации программы помощи семьям. Предусмотрено пособие на первого ребенка, для семей, доход которых не превышает 150% прожиточного минимума. Пособие будет выплачиваться ежемесячно ребенку в течение 18 месяцев. Размер пособия будет зависеть от региона и в среднем составит около 180 долларов. Стоимость этого решения для федерального бюджета за три года оценивается в 144,5 млрд рублей (около 2,5 млрд долларов США). По словам вице-премьера Ольги Голодец, пособие получат около 339 человек.000 семей. Кроме того, до 2021 года будет продлена так называемая программа материнского капитала, введенная в 2007 году. Это единовременное пособие в размере 450 000 рублей (7700 долларов США), которое предоставляется на второго, третьего и последующих детей в форма ваучера на покупку или ремонт квартиры, образование ребенка или пенсию матери. В то же время объявлены изменения в правилах выплаты этого пособия, которые будут более благоприятными для родителей. Среди новых шагов также введение ипотеки на льготных условиях для семей с двумя и более детьми, при которой государство будет оказывать частичную помощь в погашении. Все эти изменения вступят в силу с 1 января 2018 года. Кроме того, Президент поручил правительству к марту 2018 года разработать детальный план создания сети детских поликлиник9.0003
Комментарий
- Объявление Путиным об этой программе поддержки семьи за несколько месяцев до президентских выборов, в которых он снова будет баллотироваться, является частью его предвыборной кампании.
Программа не будет существенно обременять государственные финансы и поэтому, вероятно, станет важным элементом путинской кампании, в которой он будет изображать себя защитником традиционных ценностей, семьи и детей. Бенефициарами программы станут беднейшие социальные группы, традиционно составляющие электорат президента: это получатели социальной помощи от государства, привыкшие получать такие льготы и в последнее время пострадавшие от экономического кризиса. По данным на начало 2017 года, примерно 15% россиян (22 млн человек) живут за чертой бедности, и более половины этой группы составляют семьи с детьми. - Программа помощи семьям является продолжением политики Кремля, направленной на улучшение демографической ситуации. В России предпринимаемые властями усилия пока не привели к системному решению демографических проблем. Улучшение демографических показателей, наблюдаемое с 2012 года, Кремль представил как крупный успех путинской политики. В 2013 году впервые с начала 19 века число рождений превысило число смертей. 90-е. После введения материнского капитала в 2007 году суммарный коэффициент рождаемости увеличился за последующие шесть лет с 1,4 до 1,7 ребенка на одну женщину. Однако это улучшение показателей во многом было результатом естественного демографического цикла (поскольку поколение предыдущего бэби-бума вступило в репродуктивный возраст). Демографическая ситуация вновь ухудшилась в 2016 г., когда после трех лет положительного естественного прироста его значение вновь упало ниже нуля. Негативные тенденции усиливаются в 2017 г.: в период с января по октябрь родилось 1,418 млн детей, что примерно на 170 тыс. меньше, чем за аналогичный период 2016 г. (снижение более чем на 10%). В то же время, однако, некоторые регионы, например Северо-Кавказский федеральный округ, по-прежнему отличаются очень высоким естественным приростом, что порождает дополнительные проблемы с точки зрения устойчивого развития России.
- Вряд ли новый пакет поддержки семьи существенно улучшит демографическую ситуацию в России или переломит негативные тенденции. На ухудшение показателей влияет вступление в репродуктивный возраст поколения, рожденного в период снижения рождаемости, а также недавний экономический кризис, приведший к падению реальных доходов россиян, ухудшению их доступ к медицинскому обслуживанию.
Рисунок
Данные Росстата, http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/#
Формы — Политики и руководства
Формы Пожалуйста, сообщите нам, если вам нужна помощь, потому что вы не говорите по-английски или имеете инвалидность. По запросу предоставляется бесплатная языковая помощь и/или другие вспомогательные средства и услуги. Чтобы получить бесплатные услуги переводчика, позвоните по телефону 866-719-0141 или обратитесь в местное отделение DSS. После записанного сообщения вы свяжетесь с оператором, который может предоставить вам переводчика. Если у вас есть инвалидность и вам нужна помощь в общении, позвоните по номеру 866-719.
Пожалуйста, сообщите нам, если вам нужна помощь, потому что вы не говорите по-английски или имеете инвалидность. По запросу предоставляется бесплатная языковая помощь и/или другие вспомогательные средства и услуги. Чтобы получить бесплатные услуги переводчика, позвоните по телефону 866-719-0141 или обратитесь в местное отделение DSS. После записанного сообщения вы свяжетесь с оператором, который может предоставить вам переводчика. Если у вас есть инвалидность и вам нужна помощь в общении, позвоните по номеру 866-719.-0141 или телетайп: 711.
Название | Дата вступления в силу |
---|---|
DSS-2abl: Первое уведомление о начале работы для первых семей с двумя взрослыми трудоспособными получателями помощи | |
DSS-10001: Соглашение о языковых услугах | 03 июня 2016 г., 15:10 |
DSS-10001ins: Инструкции по заполнению DSS-10001 | 03 июня 2016 г., 08:00 |
DSS-1167: Документ для подтверждения заявки на получение электронного паспорта в сфере пищевых продуктов и питания | 03 июня 2016 г. , 08:40 |
DSS-1168: Найдите лист технических данных | |
DSS-1321: Заявление администратора. Расходы на приобретенную услугу | 03 июня 2016 г. |
DSS-1360: Приобретение услуг в рамках программы Work First: направление и авторизация | 03 июня 2016 г., 12:35 |
DSS-1402: Отчет о приеме CPS | 29 октября 2019 г. , 10:05 |
DSS-1402ins: Инструкции по отчету о приеме CPS | 29 октября 2019 г., 10:05 |
DSS-1403: Требование Северной Каролины об уведомлении Службы защиты детей (CPS) о младенце, пораженном психоактивными веществами | 19 марта 2018 г. , 12:40 |
DSS-1404: Форма направления для управления уходом за детьми из групп риска (CMARC) | 22 декабря 2022 г., 13:33 |
DSS-1432: Заявление на получение продуктов питания и питания при стихийных бедствиях | 16 сентября 2019 г. , 12:55 |
DSS-1451: Отчет об инспекции пожарной безопасности и безопасности зданий | 03 июня 2016 г., 12:50 |
DSS-1463: Раздел VI, Федеральный закон о гражданских правах 1964 г. | 27 апреля 2021 г. , 11:30 |
DSS-1464: Заявление о гарантии соблюдения Раздела VI Закона о гражданских правах 1964 г. | 03 июня 2016 г., 12:55 |
DSS-1464a: Заявление о гарантии соблюдения Раздела VI Закона о гражданских правах от 1964 г. для других агентств, учреждений, организаций или объектов. | 03 июня 2016 г. , 12:55 |
DSS-1473: Заявление об апелляции штата | 31 марта 2022 г., 13:35 |
DSS-1473a: Запрос на апелляцию штата 1473-Добавление для программ обеспечения честности продуктов питания и питания | 31 марта 2022 г. , 14:00 |
DSS-1473b: Запрос на апелляцию штата 1473-Добавление для ускоренного медицинского определения MAD | 31 марта 2022 г., 14:05 |
DSS-1514: Отчет об инспекции пожарной безопасности и безопасности здания (институциональное здание) | 03 июня 2016 г. , 14:05 |
DSS-1515: Отчет о пожарной инспекции детского дома | 03 июня 2016 г., 14:10 |
DSS-1516: Понимание воспитания в приемных семьях — Пособие для молодежи | 03 июня 2016 г. , 14:20 |
DSS-1630: Заявление о назначении личного представителя | 03 июня 2016 г., 14:20 |
DSS-1653: Отчет о медицинском осмотре | 03 июня 2016 г., 15:25 |
DSS-1653: Отчет о медицинском осмотре | 03 июня 2019 г. , 15:40 |
DSS-1656: Квитанция о возмещении (взимание переплаты) | 01 марта 2023 г., 14:05 |
DSS-1662: Проверка изменения ситуации | 15 августа 2016 г., 14:30 |
DSS-1664: Отчет о помощи, необходимой иждивенцам заключенного | 03 июня 2016 г. , 14:30 |
DSS-1665: Соглашение о защите получателя денежной помощи Work First | 15 августа 2016 г., 14:30 |
DSS-1678: Замена/дополнение аффидевита | 26 сентября 2018 г. |