Прокурор разъясняет — Прокуратура Брянской области
- 25 мая 2021, 12:38
Порядок проведения антикоррупционной экспертизаы нормативных правовых актов и их проектов органами местного самоуправления
Текст
Поделиться
Антикоррупционная экспертиза проводится должностными лицами органов местного самоуправления в порядке, установленном: Федеральным законом от 17.07.2009 N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» — устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов
Правовую базу проведения антикоррупционной экспертизы образуют названный Федеральный закон и постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» утвердившее «Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», «Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»; муниципальные нормативные правовые акты — Порядки проведения антикоррупционной экспертизы, установленном нормативными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления.
Целью антикоррупционной экспертизы является выявление в проектах нормативных актов и нормативных актах коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
При этом, под коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя: необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Органы местного самоуправления и их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.
Экспертиза проводится в отношении всех нормативных правовых актов и их проектов (постановлений Администрации и решений Советов).
Антикоррупционная экспертиза бывает предварительная и последующая. Предварительная экспертиза проводится при подготовке проектов нормативных правовых актов нормотворческими органами, по ее результатам готовится заключение. Последующая экспертиза — это экспертиза уже принятых нормативных правовых актов.
Как уже было отмечено выше, чаще всего коррупциогенные факторы органы прокуратуры выявляют в муниципальных правовых актах, что объясняется рядом обстоятельств.
Во-первых, значительным количеством муниципальных образований в России. Во-вторых, недостаточностью правового регулирования антикоррупционной экспертизы на муниципальном уровне. В большинстве нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, как правило, содержится рекомендация органам местного самоуправления о разработке и утверждении порядка проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов. В-третьих, недостаточной квалификацией лиц, назначенных в муниципальных органах для проведения антикоррупционной экспертизы.
Коррупциогенные нормы содержат коррупциогенные факторы — такие дефекты нормы, которые способствуют или могут способствовать коррупционным проявлениям, в том числе создавать условия для их формальной легитимности.
Под коррупциогенными факторами понимаются источник, причина коррупционного проявления, в том числе коррупционного правонарушения. Правовая норма обладает признаком коррупциогенности, т.е. потенциальной возможности коррупционного поведения, в то время как реальная причина (коррупциогенный фактор) связана с волевой сферой поведения человека.
Виды коррупциогенных факторов установлены Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы. Форма заключения, установлена Приложением №1 к Федеральному закону от 17.07.2009 N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
При выявлении коррупциогенных факторов в уставах муниципальных образований и муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований указанные акты не подлежат государственной регистрации.
Помощник прокурора
Дубровского района Кусанова С.В.
25.05.2021
Порядок проведения антикоррупционной экспертизаы нормативных правовых актов и их проектов органами местного самоуправления
Антикоррупционная экспертиза проводится должностными лицами органов местного самоуправления в порядке, установленном: Федеральным законом от 17.07.2009 N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» — устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов
Правовую базу проведения антикоррупционной экспертизы образуют названный Федеральный закон и постановление Правительства Российской Федерации от 26. 02.2010 N 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» утвердившее «Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», «Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»; муниципальные нормативные правовые акты — Порядки проведения антикоррупционной экспертизы, установленном нормативными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления.
Целью антикоррупционной экспертизы является выявление в проектах нормативных актов и нормативных актах коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
При этом, под коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя: необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Органы местного самоуправления и их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.
Экспертиза проводится в отношении всех нормативных правовых актов и их проектов (постановлений Администрации и решений Советов).
Антикоррупционная экспертиза бывает предварительная и последующая. Предварительная экспертиза проводится при подготовке проектов нормативных правовых актов нормотворческими органами, по ее результатам готовится заключение. Последующая экспертиза — это экспертиза уже принятых нормативных правовых актов.
Как уже было отмечено выше, чаще всего коррупциогенные факторы органы прокуратуры выявляют в муниципальных правовых актах, что объясняется рядом обстоятельств.
Во-первых, значительным количеством муниципальных образований в России. Во-вторых, недостаточностью правового регулирования антикоррупционной экспертизы на муниципальном уровне.
Коррупциогенные нормы содержат коррупциогенные факторы — такие дефекты нормы, которые способствуют или могут способствовать коррупционным проявлениям, в том числе создавать условия для их формальной легитимности.
Под коррупциогенными факторами понимаются источник, причина коррупционного проявления, в том числе коррупционного правонарушения. Правовая норма обладает признаком коррупциогенности, т.е. потенциальной возможности коррупционного поведения, в то время как реальная причина (коррупциогенный фактор) связана с волевой сферой поведения человека.
Виды коррупциогенных факторов установлены Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы. Форма заключения, установлена Приложением №1 к Федеральному закону от 17.07.2009 N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
При выявлении коррупциогенных факторов в уставах муниципальных образований и муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований указанные акты не подлежат государственной регистрации.
Помощник прокурора
Дубровского района Кусанова С.В.
25.05.2021
Коррупциогенными факторами при экспертизе нормативных правовых актов являются \ Акты, образцы, формы, договоры \ КонсультантПлюс
- Главная
- Правовые ресурсы
- Подборки материалов
- Коррупциогенными факторами при экспертизе нормативных правовых актов являются
Подборка наиболее важных документов по запросу Коррупциогенными факторами при экспертизе нормативных правовых актов являются (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
- Правовые акты:
- pravo gov ru
- Pravo.gov.ru
- Абстрактный нормоконтроль
- Акты Правительства
- Акты Правительства РФ
- Ещё…
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Соответствие нормативных административных актов законодательству о защите конкуренции как предмет антимонопольного контроля: теоретико-прикладные проблемы
(Домченко А.С.)
(«Конкурентное право», 2022, N 2)Наконец, оценка нормативных правовых актов и содержащихся в них норм на предмет соответствия антимонопольному законодательству, представляя собой деятельность субъектов, обладающих специальными познаниями в сфере экономики и права, может быть рассмотрена в качестве превращенной формы правовой и антикоррупционной экспертиз. Действительно, оценка соответствия одних нормативных правовых актов другим ложится в основу проведения правовой экспертизы актов (их проектов), тогда как поиск и устранение коррупциогенных факторов является основным содержанием антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. В частности, сравнительный анализ положений ст. 15 Федерального закона N 135-ФЗ и Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов обнаруживает определенные сходства. К примеру, такие коррупциогенные факторы, как широта дискреционных полномочий, выборочное изменение объема прав, отсутствие или неполнота административных процедур, отказ от конкурсных (аукционных) процедур, нормативные коллизии и ряд других по своему смыслу совпадают с целым рядом «факторов монополизации» (необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров, создание дискриминационных условий и т. д.).
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Антикоррупционная экспертиза муниципальных правовых актов (по материалам Муромской городской прокуратуры)
(Каткова Л.В., Телешина Н.Н.)
(«Государственная власть и местное самоуправление», 2021, N 8)Одним из основных способов выявления и устранения коррупциогенных факторов в муниципальных нормативно-правовых актах является их антикоррупционная экспертиза. При этом среди субъектов, проводящих антикоррупционную экспертизу, особое место занимает прокуратура. Прокурорская антикоррупционная экспертиза представляется наиболее эффективной, по мнению ряда ученых .
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 12. 10.2021 N АПЛ21-356
Согласно части 2 статьи 1 Закона об антикоррупционной экспертизе коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Честность в системе уголовного правосудия
Поиск по сайту
Добросовестность в системе уголовного правосудия
Серьезным препятствием на пути к успеху любых усилий по борьбе с коррупцией являются коррумпированные институты сектора правосудия. Этически скомпрометированные институты сектора правосудия означают, что правовые и институциональные механизмы, предназначенные для сдерживания коррупции, какими бы целенаправленными, эффективными или честными они ни были, остаются несовершенными.
Кроме того, более широкое влияние коррупции на верховенство закона и устойчивое развитие не только вредно, но и разрушительно, особенно когда подрывается сектор правосудия, который должен воплощать в себе принципы независимости, беспристрастности, честности и равенства. Вот лишь несколько примеров:
- коррупционное действие на одном этапе цепочки уголовного правосудия может серьезно повредить всему процессу или даже свести на нет его суть и подорвать доверие общества к закону и порядку;
- проблемы при отстаивании прав и обеспечении исполнения контрактов в судебных разбирательствах могут создать атмосферу правовой неопределенности и в конечном итоге сдерживать бизнес, предпринимательский дух и инвестиции;
- неуважение к равному применению закона подрывает легитимность государственных институтов и способствует безнаказанности.
Поскольку ни один сектор не застрахован от коррупции, необходимо, чтобы государства-участники признавали особую роль и уязвимость органов правосудия в отношении коррупции и предпринимали постоянные усилия по созданию независимых, этичных и подотчетных учреждений сектора правосудия. Чтобы помочь государствам-участникам в решении этой проблемы, ООН использует различные подходы. Он подробно изучает коррупцию в судебной системе и других учреждениях сектора правосудия на организационном уровне, включая разделение полномочий, мандаты и процессы, и на индивидуальном уровне, включая профессиональную этику, защиту от вмешательства и обучение. Основываясь на анализе, ООН стремится определить передовой опыт и средства для устранения и снижения риска коррупции и обеспечения добросовестности во всех учреждениях сектора правосудия.
Судебная власть
Честность, независимость и беспристрастность являются ключевыми предпосылками для создания эффективной и функциональной судебной системы и судебной системы для мирного разрешения юридических споров. Создание независимой и эффективной системы правосудия, которая защищает права человека, облегчает доступ ко всем и обеспечивает прозрачную и объективную защиту, является основной ценностью, которой придерживаются во всем мире.
Читать дальше
Полиция
Полиция выполняет важную функцию в системе уголовного правосудия, а также в предупреждении и расследовании коррупции. Полиция играет жизненно важную роль в обществе для поддержания мира, безопасности и верховенства закона. Создание независимой и эффективной системы правосудия, которая защищает права человека, облегчает доступ ко всем и обеспечивает прозрачную и объективную защиту, является основной ценностью, которой придерживаются во всем мире.
Подробнее
Тюрьмы
Растет объем исследований и материалов, касающихся мер по борьбе с коррупцией для судебных органов, прокуратуры и полиции. Напротив, имеется очень мало материалов о коррупционных рисках и мерах по борьбе с коррупцией в пенитенциарной системе.
Подробнее
Таможня
Коррупция на таможне представляет угрозу как для экономического развития, так и для безопасности затронутых стран. Неэффективные и коррумпированные таможенные службы не в состоянии обеспечить равное отношение к импортерам и экспортерам при уплате акцизных и таможенных пошлин и, вероятно, не смогут остановить незаконную контрабанду и торговлю наркотиками, огнестрельным оружием и дикими животными.
Подробнее
ООН подчеркивала важность честности и независимости сектора правосудия в различных недавних резолюциях и включила борьбу с коррупцией и необходимость создания подотчетных институтов на всех уровнях в Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 года в рамках ЦУР. 16.
Факторы верховенства закона
WJP Rule of Law Index® основан на более чем 138 000 опросах домохозяйств и 4 200 экспертов для измерения того, как верховенство закона ощущается и воспринимается в повседневной жизни по всему миру.
Эффективность оценивается по 44 показателям, сгруппированным по 8 факторам: ограничение полномочий правительства, отсутствие коррупции, открытое правительство, основные права, порядок и безопасность, соблюдение нормативных требований, гражданское правосудие и уголовное правосудие. Обратите внимание, что данные по фактору 9: неформальное правосудие также собираются, хотя они не сравниваются между странами и поэтому не включаются в баллы и рейтинги Индекса.
Фактор 1: Ограничение полномочий правительства
Фактор 2: Отсутствие коррупции
Фактор 3: Открытое правительство
Фактор 4: Основные права
Фактор 5: Порядок и безопасность
Фактор 6: Правоприменение
Фактор 7: Гражданское правосудие
7 9
Фактор 9: Неформальное правосудие
Фактор 1: Ограничения полномочий правительства
Ограничения полномочий правительства (фактор 1 индекса верховенства права WJP ) измеряет степень, в которой те, кто управляет, связаны законом. Он включает в себя средства, как конституционные, так и институциональные, с помощью которых полномочия правительства, его должностных лиц и агентов ограничиваются и привлекаются к ответственности в соответствии с законом. Это также включает неправительственные проверки власти правительства, такие как свободная и независимая пресса. Государственные чеки принимают разные формы; они действуют не только в системах, отмеченных формальным разделением властей, и не обязательно закреплены в законе. Однако существенно то, что власть распределяется, будь то по формальным правилам или по соглашению, таким образом, чтобы ни один орган правительства не имел практической возможности осуществлять бесконтрольную власть. Этот фактор касается эффективности институциональных проверок государственной власти со стороны законодательной (1.1), судебной (1.2) и независимых органов аудита и контроля (1.3), а также эффективности неправительственного надзора со стороны СМИ и гражданского общества. общества (1.5), которые играют важную роль в наблюдении за действиями правительства и привлечении к ответственности должностных лиц. Также исследуется степень, в которой передача власти происходит в соответствии с законом (1.6). В дополнение к этим проверкам этот фактор также измеряет степень ответственности государственных должностных лиц за служебные проступки (1. 4).
Подфакторы
1.1 Полномочия правительства эффективно ограничены законодательными органами
1.2 Полномочия правительства фактически ограничены судебной властью
1.3 Полномочия правительства эффективно ограничены независимым аудитом и обзором
1.9
1.5 Государственные полномочия подлежат негосударственным проверкам
1.6 Переход власти осуществляется в соответствии с законом
Фактор 2: Отсутствие коррупции
Отсутствие коррупции (Фактор 2 Индекса верховенства закона WJP ) измеряет отсутствие коррупции в ряде государственных учреждений. Фактор рассматривает три формы коррупции: взяточничество, неправомерное влияние государственных или частных интересов и незаконное присвоение государственных средств или других ресурсов. Эти три формы коррупции рассматриваются в отношении государственных служащих исполнительной власти (2.1), судебной власти (2.2), вооруженных сил и полиции (2.3) и законодательной власти (2.4) и охватывают широкий спектр возможных ситуаций в какая коррупция – от мелкого взяточничества до крупных видов мошенничества – может иметь место.
Подфакторы
2.1 Государственные служащие в исполнительной власти не используют служебное положение в личных целях
2.2 Государственные служащие в судебной власти не используют служебное положение в личных целях
2.3 Государственные служащие в полиции и вооруженных силах не использовать служебное положение в личных целях
2.4 Государственные служащие законодательной власти не используют служебное положение в личных целях
Фактор 3: Открытое правительство
Открытое правительство (фактор 3 из WJP Rule of Law Index ) измеряет открытое правительство, определяемое как правительство, которое обменивается информацией, предоставляет людям инструменты для обеспечения подотчетности правительства и способствует участию граждан в обсуждении государственной политики. Этот фактор измеряет, публикуются ли основные законы и информация о законных правах, и оценивает качество информации, публикуемой правительством (3.1). Он также измеряет, должным ли образом удовлетворяются запросы на информацию, хранящиеся в государственном учреждении (3. 2). Наконец, он оценивает эффективность механизмов гражданского участия, включая защиту свободы мнений и их выражения, собраний и ассоциаций, а также право на подачу петиций (3.3), а также то, могут ли люди подавать конкретные жалобы правительству (3.4).
Субфакторы
3.1. РАСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ Законы и правительственные данные
3.2. Индекс ) измеряет защиту основных прав человека. Он признает, что система позитивного права, которая не соблюдает основные права человека, установленные международным правом, в лучшем случае является «верховенством закона» и не заслуживает того, чтобы называться системой верховенства права. Поскольку существует много других индексов, касающихся прав человека, и поскольку индекс не может оценить соблюдение всего спектра прав, этот фактор фокусируется на относительно скромном наборе прав, которые прочно закреплены во Всеобщей декларации и наиболее тесно связаны с вопросами верховенства права. Соответственно, фактор 4 включает в себя соблюдение следующих основных прав: эффективное применение законов, обеспечивающих равную защиту (4. 1), право на жизнь и личную неприкосновенность (4.2), надлежащую правовую процедуру и права обвиняемого (4.3). , свобода убеждений и их свободное выражение (4.4), свобода убеждений и религии (4.5), право на неприкосновенность частной жизни (4.6), свобода собраний и ассоциаций (4.7) и основные трудовые права, включая право на ведение коллективных переговоров, запрет принудительного и детского труда и ликвидации дискриминации (4.8).
Подфакторы
4.1 Равное обращение и отсутствие дискриминации
4.2 Право на жизнь и личную неприкосновенность эффективно гарантируются
4.3 Надлежащая правовая процедура и права обвиняемого
4.4 эффективно гарантируется
4.5 Свобода убеждений и религии эффективно гарантируется
4.6 Свобода от произвольного вмешательства в частную жизнь эффективно гарантируется
4.7 Свобода собраний и ассоциаций эффективно гарантируется
4.8 Основные трудовые права эффективно гарантируются
Фактор 5: Порядок и безопасность
Порядок и безопасность (Фактор 5 индекса верховенства права WJP) измеряет, насколько хорошо общество обеспечивает безопасность людей и имущества. Безопасность является одним из определяющих аспектов любого правового общества и фундаментальной функцией государства. Это также предварительное условие для реализации прав и свобод, на продвижение которых направлено верховенство права. Этот фактор включает в себя три аспекта, которые охватывают различные угрозы порядку и безопасности: преступность (5.1, особенно обычные преступления), политическое насилие (5.2, включая терроризм, вооруженный конфликт и политические беспорядки) и насилие как социально приемлемое средство удовлетворения личных недовольств (5.3). бдительное правосудие).
Подфакторы
5.1 Преступность эффективно контролируется
5.2 Гражданский конфликт эффективно ограничивается
5.3 Люди не прибегают к насилию для удовлетворения личных жалоб WJP Rule of Law Index ) измеряет степень справедливого и эффективного применения и обеспечения соблюдения нормативных актов. Регулирование, как юридическое, так и административное, структурирует поведение внутри и вне правительства. Сильное верховенство закона требует, чтобы эти правила и административные положения применялись эффективно (6.1), а также применялись и применялись без неправомерного влияния со стороны государственных должностных лиц или частных лиц (6.2). Кроме того, строгое верховенство закона требует своевременного проведения административных разбирательств без необоснованных задержек (6.4), соблюдения надлежащей правовой процедуры в административных разбирательствах (6.3) и отсутствия экспроприации частной собственности без адекватной компенсации (6.5).
Этот фактор не оценивает, какие виды деятельности правительство решает регулировать, а также не учитывает, насколько уместно регулирование конкретного вида деятельности. Скорее, он исследует, как правила реализуются и обеспечиваются. Для облегчения сравнения этот фактор учитывает области, которые в той или иной степени регулируются всеми странами, такие как здравоохранение, безопасность на рабочем месте, охрана окружающей среды и коммерческая деятельность.
Подфакторы
6.1 Государственные постановления эффективно соблюдаются
6.2 Постановления правительства применяются и исполняются без ненадлежащего влияния
6.3 Административное производство проводится без неоправданной задержки
6.4 В административном производстве соблюдается надлежащая правовая процедура
6.5 Правительство не осуществляет экспроприацию без законного процесса и адекватной компенсации
Фактор 7 : Гражданское правосудие
Гражданское правосудие (фактор 7 индекса верховенства закона WJP) измеряет, могут ли обычные люди разрешать свои жалобы мирным и эффективным путем с помощью системы гражданского правосудия. Для отправления эффективного гражданского правосудия требуется, чтобы система была доступной и недорогой (7.1), свободной от дискриминации (7.2), свободной от коррупции (7.3) и без неправомерного влияния со стороны государственных должностных лиц (7.4). Для отправления эффективного гражданского правосудия также необходимо, чтобы судебные разбирательства проводились своевременно и без необоснованных задержек (7. 5). Наконец, признавая ценность механизмов альтернативного разрешения споров (АРС), этот фактор также измеряет доступность, беспристрастность и эффективность систем посредничества и арбитража, которые позволяют сторонам разрешать гражданские споры (7.7).
Подфакторы
7.1 Люди могут получить доступ и позволить себе гражданское правосудие
7.2 Гражданское правосудие свободно от дискриминации
7.3 Гражданское правосудие свободно от коррупции
7.4 Гражданское правосудие свободно от неправомерного влияния правительства не подлежит необоснованной задержке
7.6 Гражданское правосудие эффективно применяется
7.7 Альтернативные механизмы разрешения споров доступны, беспристрастны и эффективны
Фактор 8: Уголовное правосудие
Уголовное правосудие (Фактор 8 из Индекса верховенства права WJP ) оценивает систему уголовного правосудия. Эффективная система уголовного правосудия является ключевым аспектом верховенства права, поскольку она представляет собой общепринятый механизм рассмотрения жалоб и возбуждения дел против отдельных лиц за преступления против общества. Эффективные системы уголовного правосудия способны успешно и своевременно расследовать и выносить решения по уголовным преступлениям (8.1 и 8.2) с помощью беспристрастной и недискриминационной системы (8.4), свободной от коррупции и ненадлежащего государственного влияния (8.5 и 8.5). 8.6), обеспечивая при этом эффективную защиту прав как потерпевших, так и обвиняемых (8.7). Для отправления эффективного уголовного правосудия также необходимы исправительные системы, эффективно снижающие уровень преступного поведения (8.3). Соответственно, оценка отправления уголовного правосудия должна учитывать всю систему, включая полицию, адвокатов, прокуроров, судей и тюремных служащих.
Подфакторы
8.1 Система уголовных расследований эффективна
8.2 Система уголовного судопроизводства своевременна и эффективна
8.3 Исправительная система эффективна в снижении преступного поведения
8.4 Уголовная система беспристрастна
8.5 Уголовная система свободна от коррупции
8. 6 Уголовная система свободна от неправомерного государственного влияния
8.7 Надлежащая правовая процедура и права обвиняемых
Фактор 9: Неформальное правосудие
Неформальное правосудие* касается роли, которую играют во многих странах обычные и «неформальные» системы правосудия, включая традиционные, племенные и религиозные суды, а также общинные системы, в разрешении споров. Эти системы часто играют большую роль в культурах, в которых формальные правовые институты не могут обеспечить эффективные средства правовой защиты для широких слоев населения или когда формальные институты воспринимаются как удаленные, коррумпированные или неэффективные. Этот фактор охватывает три понятия: являются ли эти системы разрешения споров своевременными и эффективными (9.1), являются ли они беспристрастными и свободными от неправомерного влияния (9.2), и в какой степени эти системы уважают и защищают основные права (9.3)
Подфакторы:
9.1 Своевременность и эффективность неформального правосудия
9.