Реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространяемую с нарушением авторских и (или) смежных прав
Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (PDF)
Федеральный закон от 1 июля 2017 года № 156-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (PDF)
Приказ Роскомнадзора от 16 марта 2021 № 27 «Об утверждении порядка функционирования Информационной системы взаимодействия» (PDF)
Приказ Роскомнадзора от 26 сентября 2017 № 195 «Об утверждении Порядка направления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций операторам поисковых систем, распространяющим в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» рекламу, которая направлена на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, в электронном виде требований, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 15. 6 и пунктом 5 части 3 статьи 15.6-1 Федерального закона от 27 июля 2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (PDF)
Форма заявления правообладателя (PDF)
Форма уведомления о нарушении исключительных прав на фильмы, в том числе кинофильмы, телефильмы (PDF)
Порядок получения электронной подписи (PDF)
Перечень аккредитованных удостоверяющих центров Минцифры России (URL)
С 1 мая 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 24.11.2014 № 364-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации», который внес изменения в порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением авторских и (или) смежных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет».
Теперь для защиты своих прав в сети «Интернет» правообладатели имеют право подать в Мосгорсуд заявление о принятии предварительных обеспечительных мер не только в отношении фильмов, но и в отношении других объектов авторских и (или) смежных прав (за исключением фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии).
Кроме того, появилось два новых механизма защиты авторских и смежных прав: внесудебные меры по прекращению нарушения и постоянное ограничение доступа к сайтам, распространяющих объекты авторских и (или) смежных прав без разрешения правообладателя или иного законного основания.
Внесудебные меры по прекращению нарушения
Статьей 15.7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон) предусмотрены внесудебные меры по прекращению нарушений авторских и (или) смежных прав. В случае распространения на сайте объектов авторских и (или) смежных прав, или информации, необходимой для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», правообладатель вправе направить владельцу такого сайта в письменной или электронной форме заявление о нарушении авторских и (или) смежных прав.
В течение двадцати четырех часов с момента получения заявления владелец сайта удаляет информацию, нарушающую авторские и (или) смежные права. Для получения таких заявлений в соответствии с частью 2 статьи 10 Закона он обязан разместить на принадлежащем ему сайте информацию о своих наименовании, месте нахождения и адресе, адресе электронной почты, а также вправе предусмотреть направление этого заявления посредством заполнения электронной формы на сайте.
Постоянное ограничение доступа к сайтам
Статьей 15.6 Закона предусмотрена возможность постоянного ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», на которых неоднократно и неправомерно размещалась информация, содержащая объекты авторских и (или) смежных прав, или информация, необходимая для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет». В соответствии с частью 3 статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) решение о постоянном ограничении доступа принимается Московским городским судом при рассмотрения дела, производство по которому было возбуждено по иску истца после вступления в законную силу решения, вынесенного этим же судом в пользу этого же истца по другому делу о защите авторских и (или) смежных прав.
Рекомендуемая схема защиты прав правообладателями
В связи со вступившими в силу изменениями правообладателям предлагается следующая схема защиты нарушенных авторских и (или) смежных прав в сети «Интернет»:
1) Обратиться к владельцу сайта в сети «Интернет», на котором размещена информация, нарушающая авторские и (или) смежные права, с заявлением о нарушении авторских и (или) смежных прав в порядке, установленном в статье 15.7 Закона.
2) В случае непринятия мер владельцем сайта в сети «Интернет» по удалению информации, нарушающей авторские и (или) смежные права, обратиться в Московский городской суд с заявлением о предварительном обеспечении защиты авторских и (или) смежных прав (кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии) в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет». Заявление, соответствующее требованиям статьи 144.1 ГПК РФ, можно направить посредством формы, размещенной на официальном сайте ГАС «Правосудие».
3) После вступления в силу определения Московского городского суда о предварительном обеспечении защиты указанных прав обратиться в Роскомнадзор с заявлением посредством заполнения данной формы.
Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено
Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ
«Об информации, информационных технологиях и о защите информации» PDF
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101
«О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» PDF
Приказ Роскомнадзора № 84, МВД России № 292, Роспотребнадзора № 351, ФНС России ММВ-7-2/461@ от 18. 05.2017
Приказ Росздравнадзора от 29. 06.2020 № 5527
«Об утверждении критериев оценки информации, необходимой для принятия Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения решений, являющихся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» PDF
Приказ МВД России, ФСБ России, Росгвардии от 27.07.2022 № 463/319/206
«Об утверждении Критериев оценки информации о способах, методах самодельного изготовления взрывчатых веществ и взрывных устройств, незаконного изготовления или переделки оружия, основных частей огнестрельного оружия, необходимой для принятия Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации решений, являющихся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» PDF
Приказ Росалкогольрегулирования от 18. 02.2022 № 43
«Об утверждении Критериев оценки информации, необходимой для принятия Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка решений, являющихся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетевых адресов в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» PDF
Приказ Роскомнадзора от 14.12.2017 № 249
«Об утверждении требований к способам (методам) ограничения доступа к информационным ресурсам, а также требований к размещаемой информации об ограничении доступа к информационным ресурсам» PDF
Приказ Роскомнадзора от 21. 02.2013 № 170
«Об утверждении Порядка взаимодействия оператора единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» с провайдером хостинга» PDF ; DOC
Приказ Роскомнадзора от 09.06.2017 № 100
«Об утверждении Порядка доступа к информации, содержащейся в единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» PDF
Приказ Роскомнадзора от 21.
«Об утверждении Порядка получения доступа к содержащейся в единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» информации оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» PDF
Часто задаваемые вопросы:
Какая информация попадает в Единый реестр?
Как подать сообщение о ресурсе, содержащем запрещенную информацию?
Как узнать, находится ли сайт в Едином реестре?
Как узнать причину, по которой ограничен доступ к ресурсу, если в реестре он не значится?
По какой причине доступ ограничен ко всему сетевому адресу, а не только к сайту-нарушителю, который на нем расположен?
Кто и когда должен принять меры по ограничению доступа к запрещенной информации?
Как исключить ресурс из Единого реестра?
Какая процедура регистрации предусмотрена для провайдеров хостинга в целях получения сведений о наличии запрещенных материалов на их ресурсах?
Какая процедура регистрации предусмотрена для операторов связи в целях получения сведений из Единого реестра?
Где можно получить электронную цифровую подпись?
Как часто обновляются сведения Единого реестра, как часто нужно получать выгрузку операторам связи?
Ответ:
Согласно части 2 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ), в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее – Единый реестр) включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а также сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Указанные сведения в силу части 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ включаются в Единый реестр на основании решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети «Интернет»:
а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;
б) информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств. Веществ и их прекурсоров, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений;
в) информация о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;
г) информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия) распространение которой запрещено федеральными законами;
д) информации, нарушающей требования Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 11 ноября 2003 года № 138-ФЗ «О лотереях» о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети «Интернет» и иных средств связи и (или) информации, обеспечивающей возможность совершения действий по переводу денежных средств через иностранных поставщиков платежных услуг, включенных в перечни, предусмотренные частями 16 и 32 статьи 5.
е) информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции;
ж) информации, направленной на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и (или) здоровья либо для жизни и (или) здоровья иных лиц;
з) информации, содержащей предложение о розничной торговле лекарственными препаратами, в том числе дистанционным способом, розничная торговля которыми ограничена или запрещена в соответствии с законодательством об обращении лекарственных средств, и (или) информации, содержащей предложение о розничной торговле лекарственными препаратами, в том числе дистанционным способом, лицами, не имеющими лицензии и разрешения на осуществление такой деятельности, если получение лицензии и разрешения предусмотрено законодательством об обращении лекарственных средств.
Кроме того, указанные сведения включаются в Единый реестр на основании вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено или на основании постановления судебного пристава-исполнителя об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети «Интернет», порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица.
Ответ:
В случае обнаружения в сети «Интернет» информации или материалов, перечисленных в пункте 1 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», вы вправе заполнить форму жалобы, размещенную на официальном сайте Роскомнадзора в сети «Интернет» http://eais.rkn.gov.ru/ в разделе «Прием обращений».
С помощью данной формы направляются жалобы на сайты или страницы сайтов в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию.
Для корректного заполнения указанной формы вам необходимо скопировать указатель страницы сайта в сети «Интернет» (например: https://www.example.com/image), на которой находится запрещенная информация, из адресной строки браузера и вставить его в поле «Указатель страницы сайта в сети “Интернет”» с обязательным указанием протокола. Обращаем ваше внимание, что в форме подачи сообщения предусмотрены графы «Доступ к информации» и «Дополнительная информация», в том числе логин/пароль и/или иные сведения для доступа к информации». Эти графы подлежат заполнению в том случае, когда для доступа к информации, размещенной на сайте или странице сайта в сети «Интернет» требуется авторизация. Специалистами рассматривается конкретный указатель страницы сайта в сети «Интернет», указанный в обращении.
Ответ:
Содержащиеся в Едином реестре сведения о доменных именах, указателях страниц сайтов сети «Интернет» и сетевых адресах доступны круглосуточно в сети «Интернет» на официальном сайте Роскомнадзора по адресу http://eais. rkn.gov.ru/.
Сведения об ограничении доступа к сайтам и (или) страницам сайтов в сети «Интернет» можно получить посредством обращения к универсальному сервису проверки ограничения доступа к сайтам и (или) страницам сайтов в сети «Интернет», размещенному на официальном сайте Роскомнадзора в сети «Интернет» по адресу: http://blocklist.rkn.gov.ru/.
Ответ:
Сведения об ограничении доступа к сайтам и (или) страницам сайтов в сети «Интернет» можно получить посредством обращения к универсальному сервису проверки ограничения доступа к сайтам и (или) страницам сайтов в сети «Интернет», размещенному на официальном сайте Роскомнадзора в сети «Интернет» по адресу: http://blocklist.rkn.gov.ru/.
Если по данным указанного сервиса Роскомнадзором не были приняты меры по ограничению доступа к сайтам и (или) страницам сайтов в сети «Интернет», о причинах отсутствия доступа Вы можете узнать у обслуживающих Вас провайдера хостинга и (или) оператора связи.
Ответ:
Ограничение доступа к сайтам и (или) страницам сайтов в сети «Интернет» производится операторами связи в строгом соответствии с перечнем доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», доступ к которым обязан ограничить оператор связи, исходя из имеющихся технических возможностей.
Ответ:
Во исполнение обязанности, установленной в части 6 статьи 46 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи», операторы связи обязаны осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством сети «Интернет» в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ).
В этой связи, согласно части 10 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, в течение суток с момента включения сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в Единый реестр, операторы связи обязаны ограничить доступ к таким сайтам в сети «Интернет».
Ответ:
В соответствии с частью 11 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» доменное имя, указатель страницы сайта в сети «Интернет» или сетевой адрес, позволяющий идентифицировать сайт в сети «Интернет» исключается из Единого реестра на основании обращения владельца сайта в сети «Интернет», провайдера хостинга или оператора связи, не позднее чем в течение трех дней со дня такого обращения после принятия мер по удалению запрещенной информации либо на основании вступившего в законную силу решения суда об отмене решения Роскомнадзора о включении указанных сведений в Единый реестр.
Ответ:
Процедура регистрации провайдеров хостинга не предусмотрена, но в целях оперативного получения сведений об обнаружении на ваших ресурсах информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, предлагаем сообщить в Роскомнадзор сведения о себе, в том числе контактные данные, на которые требуется направлять уведомления о необходимости удаления такой информации.
К таким сведениям относятся: полное наименование юридического лица, адрес электронной почты для направления уведомлений, диапазон сетевых адресов. Информация может направляться в электронном виде через форму обратной связи.
Ответ:
Для регистрации оператору связи необходимо:
1) произвести проверку корректности электронной подписи (далее — ЭП) на портале госуслуг: раздел – «Подтверждение подлинности ЭП — электронного документа. ЭП — отсоединенная, в формате PKCS#7» .
2) успешно осуществить процедуру получения сведений из Единого реестра в точном соответствии с методическими рекомендациями, изложенными в Памятке, размещенной по адресу: http://vigruzki.rkn.gov.ru/docs/description_for_operators_actual.pdf
Если после осуществления указанной процедуры сервис eais.rkn.gov.ru не предоставляет выгрузку и сообщает об ошибках, те файлы, с которыми была произведена попытка авторизоваться, а именно: файл запроса (zapros.xml), файл электронной подписи (zapros.xml.sig), краткое описание проблемы и контактные данные технического специалиста необходимо направить в адрес технической поддержки: [email protected] для выявления проблемы.
Ответ:
Для получения усиленной квалифицированной электронной подписи (ЭП) необходимо обратиться в аккредитованный удостоверяющий центр (УЦ). Перечень аккредитованных УЦ размещен на официальном сайте Минцифры России (https://digital. gov.ru/ru/activity/govservices/2/).
При формировании отсоединенной ЭП должен использоваться квалифицированный сертификат, содержащий информацию об ИНН и ОГРН владельца (поле «субъект» должно содержать параметры 1.2.643.3.131.1.1 = ИНН, 1.2.643.100.1 = ОГРН в соответствии с приказом ФСБ РФ от 27.12.2011 № 795 «Об утверждении Требований к форме квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи»).
Формирование ЭП может производиться в ручном режиме с использованием любых доступных инструментов (КриптоАрм или аналогичных), либо автоматически с использованием информационной системы.
Для контроля корректности формирования можно воспользоваться общедоступной формой проверки ЭП на Едином портале государственных услуг: http://www.gosuslugi.ru/pgu/eds (раздел «подтверждение подлинности ЭП электронного документа. ЭП — отсоединенная, в формате PKCS#7).
Ответ:
Перечень доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», доступ к которым обязан ограничить оператор связи, обновляется каждый час. Оператором связи в целях ограничения доступа в сайтам в сети «Интернет» в соответствии со включенными в Единый реестр сведениями необходимо ежедневно обращаться к указанному перечню.
Получение сведений из Единого реестра должно осуществляться в соответствии с методическими рекомендациями, изложенными в Памятке, размещенной по адресу: http://vigruzki.rkn.gov.ru/docs/description_for_operators_actual.pdf.
Обращаем внимание, что в случае направления Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителями требования в рамках порядка, установленного в статье 15.3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», возникает необходимость в осуществлении внеочередной выгрузки информации из Информационной системы взаимодействия.
Роскомнадзор — Реестры
Реестры
Единый реестр доменных имен, локаторов страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих определять сайты в сети Интернет, содержащие информацию, запрещенную к распространению в Российской Федерации
Реестр создан в соответствии с к статье 15. 1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
В рамках настоящего Реестра доступ к следующей информации в сети Интернет ограничивается на основании решений уполномоченных органов государственной власти Российской Федерации:
— Способы разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; места приобретения таких наркотических средств, веществ и их прекурсоров;
— Способы совершения самоубийства, а также призывы к совершению самоубийства;
— Содержащие порнографические изображения несовершеннолетних и (или) рекламу с целью привлечения несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;
— Информация, запрещенная к распространению на территории Российской Федерации вступившим в законную силу решением суда.
http://eais.rkn.gov.ru/
Реестр доменных имен, локаторов страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространяемую с нарушением исключительных прав
Реестр создан в соответствии со статьей 15. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
В соответствии с настоящим Реестром на основании соответствующих актов Мосгорсуда ограничивается доступ к следующей информации в сети Интернет: видеороликам, в том числе кинофильмам и телесериалам, или сведениям о получении таких видеороликов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей , если такие видеоролики распространяются без разрешения Мосгорсуда или иных законных оснований.
http://nap.rkn.gov.ru/
Реестр доменных имен, локаторов страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие агрессивные высказывания и призывы к экстремизму или на участие в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением требований законодательства
Реестр создан в соответствии со статьей 15.2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите прав интеллектуальной собственности». Информация.
В соответствии с данным Реестром на основании решений Генеральной прокуратуры Российской Федерации ограничивается доступ к следующей информации в сети Интернет: разгульные высказывания, призывы к экстремизму или к участию в массовых (публичных) мероприятия, проводимые с нарушением действующего законодательства.
398-fz.rkn.gov.ru
Время публикации: 20.08.2009 14:03
Последнее изменение: 20.05.2014 18:32
С 1 сентября 2022 года вводится новая система учета рекламы в сети Интернет
Домашняя • Аналитика и брошюры • Оповещения • С 1 сентября 2022 года вводится новая система учета реклама в Интернете
«Пепеляев Групп» сообщает о вступлении в силу отдельных положений Федерального закона «О рекламе» [1] , направленных на улучшение отношений в отношении рекламы, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – «Интернет») [2] .
Закон подписан Президентом РФ 2 июля 2021 года и предусматривает существенные изменения в сфере контроля за распространением рекламы, в том числе путем создания единой информационной системы учета рекламы в сети Интернет (ЕИС РАИ).
Закон вступил в силу 7 июля 2021 года, в день его подписания; однако положения, касающиеся введения ЕИС РАИ, вступают в силу с 1 сентября 2022 года. Кроме того, Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» будет дополнен статьей 18.1, регламентирующей порядок введения вышеуказанная система.
Рассмотрим грядущие новшества.
1. Что такое УИС РАИ?
Законом установлено, что ЕИС РАИ обеспечивает автоматизацию сбора и обработки информации о размещенной в сети Интернет рекламе, учет и хранение такой информации, а также обеспечивает доступ к ней.
В то же время внедрение указанной системы предоставит рынку инструмент взаимодействия рекламных агентств и СМИ с государством, а данные, которые будут храниться в информационной системе учета рекламы, могут быть использованы для повысить эффективность рекламных кампаний.
Таким образом, ЕИС РАИ призван обеспечивать сбор, хранение, обработку и анализ информации, одновременно предоставляя доступ к такой информации и предоставляя ее в электронном виде. Также предусматривается, что в дальнейшем ЕИС РАИ может быть интегрирована с другими информационными системами для получения точной и актуальной информации, а также для контроля точности, полноты, актуальности и своевременности такой публикуемой информации.
Обязанности по формированию и сопровождению системы возложены на Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Ожидается, что Роскомнадзор путем обработки и анализа информации, содержащейся в информационной системе учета рекламы, будет корректировать элементы информации, содержащейся в указанной информационной системе. При этом Роскомнадзор сможет во взаимодействии с Федеральной антимонопольной службой России определять, относится ли любая информация, размещенная в Интернете, к категории рекламы.
2. Какая информация должна быть включена в ЕИС RAI?
Согласно Закону, в ЕИС РАИ должен быть включен достаточно большой объем информации, а именно информация о размещенной в сети Интернет рекламе, а также информация о рекламодателях и рекламораспространителях, операторах рекламных систем и рекламных посредниках. Однако информацию о социальной рекламе в систему включать не планируется.
3. Кто должен предоставлять информацию?
Рекламодатели и рекламораспространители, операторы рекламных систем и рекламные посредники будут обязаны вносить соответствующую информацию в систему самостоятельно или через операторов рекламных данных.
Следует отметить, что Правительством Российской Федерации установлены критерии отнесения рекламодателей, рекламораспространителей и операторов рекламных систем, разместивших в сети Интернет рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей рекламы в России, к лицам, обязанным предоставлять информацию. в Роскомнадзор по поводу такой рекламы[3].
Такие лица определяются следующим образом:
Рекламодатели — юридические или физические лица, либо индивидуальные предприниматели, за исключением обладающих исключительным правом на объекты рекламирования и (или) являющиеся производителями или продавцами товаров, реклама которых распространяется через сеть «Интернет», и сведения о такая реклама должна быть предоставлена в Роскомнадзор или оператору рекламных данных рекламораспространителями и операторами рекламных систем в рамках исполнения договорных обязательств с такими рекламодателями и/или уполномоченными такими лицами представителями;
Рекламораспространители и операторы рекламных систем — юридические или физические лица, либо индивидуальные предприниматели, распространяющие через сеть «Интернет» либо организующие распространение рекламы любых рекламодателей (физических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти или иных государственных органов и органов местного самоуправления органов, а также органов местного самоуправления, не входящих в состав органов местного самоуправления), направленных на привлечение внимания потребителей рекламы в России, в том числе посредством сети Интернет, в виде баннеров, текстовых или тексто-графических блоков, видеороликов, аудиозаписей. записи, прямые аудио- и/или видеотрансляции;
Распространители рекламы — владельцы социальных сетей, аудиовизуальных сервисов, агрегаторов новостей, организаторы распространения информации через сеть Интернет, в том числе организаторы служб мгновенного обмена сообщениями, и операторы поисковых систем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и защита информации.
Роскомнадзором создана Комиссия по отбору операторов рекламных данных, порядок работы и состав которой, а также критерии отбора указанных операторов будут определяться Правительством РФ.
Так, 28 мая 2022 года было подписано Постановление Правительства Российской Федерации № 966 «Об утверждении Положения о порядке создания и деятельности комиссии по отбору оператора рекламных данных, а также критериев отбора оператора рекламных данных». («Постановление № 966 Правительства РФ»). Согласно вышеуказанному Положению, Комиссия будет выполнять следующие функции:
- определение периода выбора;
- рассматривает заявки на участие в отборе; №
- об оценке соответствия участников отбора условиям отбора, утвержденным постановлением Правительства РФ № 966; и
- принятия решения о том, избран ли участник отбора оператором рекламных данных или ему следует отказать в таком статусе.
4. Кто имеет доступ к информации, содержащейся в ЕИС РАИ?
Закон предусматривает, что рекламодатели, рекламораспространители, операторы рекламных систем, рекламные посредники и операторы рекламных данных будут иметь право на получение доступа к информации, введенной ими (в том числе через операторов рекламных данных) или которая была введена в их отношении, в информационной системе учета рекламы в порядке, установленном Роскомнадзором. Перечень информации, доступ к которой будет предоставлен вышеперечисленным лицам, также будет определен Роскомнадзором.
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2022 г. № 974 установлены Правила взаимодействия Роскомнадзора с операторами рекламных данных и лицами, указанными в пункте 3 статьи 18.1 Федерального закона «О рекламе», в том числе порядок , сроки и формат предоставления в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций информации о рекламе, распространяемой через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» («Правила»).
Согласно Правилам доступ оператора рекламных данных, рекламодателя, рекламораспространителя и оператора рекламных систем к информационной системе и информационное взаимодействие оператора рекламных данных, рекламодателя, рекламораспространителя и оператора связи рекламных систем с уполномоченным органом осуществляется через личный кабинет, являющийся составной частью информационной системы (далее – личный кабинет). Пользователь может войти в личный кабинет, зайдя в информационную систему, размещенную на официальном сайте Роскомнадзора в сети Интернет.
Федеральная налоговая служба и Федеральная антимонопольная служба смогут получить доступ к системе в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ № 969[4].
5. Преимущества и недостатки ужесточения системы контроля за распространением рекламы в сети Интернет
Следует отметить, что, на наш взгляд, внедрение системы окажет как положительное, так и отрицательное влияние на участников рынка.
Таким образом, мы считаем, что введение новых требований к предоставлению информации позволит усилить контроль над рекламой в сети Интернет и повысить ее прозрачность. Например, система позволит контролировать нарушения, начиная от запретов и ограничений в отношении продажи алкогольных напитков, табачных изделий и никотинсодержащей продукции, и заканчивая рекламой, призывающей к участию в политических акциях, рекламой организаций, классифицируются как экстремистские и террористические, что не менее актуально в наши дни.
Однако, на наш взгляд, введение системы записи может привести к дополнительным расходам рекламных агентств и рекламодателей и к уменьшению количества рекламы, размещаемой в сети Интернет. Так, по расчетам Ассоциации развития интерактивной рекламы (АДРА)[5], затраты участников рынка интернет-рекламы на реализацию новых требований составят 10–20 млрд руб.
Кроме того, с учетом экономических санкций, введенных США и странами ЕС против России после 24 февраля 2022 г. , а также других ограничительных мер, у большинства компаний вероятны трудности с приобретением серверного оборудования для хранения информации обо всех показы рекламы в Интернете за последние пять лет.
О чем подумать и что делать
В связи с тем, что в ближайшее время вступят в силу отдельные положения Закона, рекомендуется компаниям, размещающим рекламу в сети Интернет, которая направлена на привлечение внимания потребителей рекламы в России, информировать своих ответственных лиц о новом порядке предоставления информации, касающейся рекламы. распространяется через Интернет.
Ввиду грядущих изменений указанные меры позволят участникам рынка продолжать проявлять добросовестность.
Помощь от вашего консультанта
Юристы «Пепеляев Групп» имеют значительный опыт юридического сопровождения клиентов по вопросам антимонопольного регулирования и законодательства о рекламе.
Наши специалисты готовы оказать необходимую юридическую поддержку компаниям по вопросам, связанным с применением нового порядка предоставления Роскомнадзору информации о размещении рекламы в сети Интернет.
[1] Федеральный закон от 02.07.2021 № 347-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» (далее — «Закон»).
[2] См. также
[3] Постановление Правительства Российской Федерации от 25 мая 2022 г. № 948 «Об утверждении критериев отнесения к категории рекламодателей, рекламораспространителей и операторов рекламных систем, разместивших в сети Интернет рекламу информационно-телекоммуникационных сетей, направленную на привлечение внимания потребителей». рекламы в Российской Федерации, как лица, которые обязаны предоставлять сведения о такой рекламе в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» («Постановление № 9Постановление Правительства РФ от 25.05.2022 № 48»).
[4] Постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2022 г. № 969 «Об утверждении Правил предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций правил доступа к информации о рекламе, распространяемой с использованием информации в сети Интернет».