Список регионов России, которые отменили массовые праздничные гуляния на Новый год на 27 декабря 2022 — 27 декабря 2022
Москву украсили к Новому году, но уличных концертов и фейерверков не будет
Фото: Артём Устюжанин / MSK1.RU
Поделиться
До Нового года осталось несколько дней, и практически все регионы страны определились, будут ли в этот раз с размахом его встречать. Многие отказались от фейерверков и массовых гуляний, решив направить деньги на поддержку участников СВО. Среди них — Москва и Санкт-Петербург.
Общей разнарядки для регионов на этот счет нет, говорил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
— Есть какая-то превалирующая точка зрения, которая наверняка тем, кто интересуется, доводится со стороны соответствующих подразделений администрации, что является абсолютно нормальным. Но мне неизвестно, чтобы это были стандартные циркуляры. Я таких не видел, — приводили его слова РИА Новости.
Вот список регионов и городов, где власти также заявили, что в той или иной степени изменят привычный режим празднования Нового года:
- Санкт-Петербург.
- Ленинградская область.
- Москва.
- Московская область.
- Приморский край.
- Республика Крым.
- Республика Алтай.
- Белгородская область.
- Нижний Новгород.
- Ижевск.
- Тобольск.
- Калуга.
- Ярославская область.
- Амурская область.
- Калининградская область.
- Курская область.
- Томск.
- Новосибирская область.
- Самарская область.
- Саратовская область.
- Псковская область.
- Ростовская область.
- Рязанская область.
- Ульяновская область.
- Пензенская область.
- Липецкая область.
- Краснодарский край.
- Ставропольский край.
- Камчатка.
- Ненецкий автономный округ.
- ХМАО-Югра.
- Башкирия.
- Чувашия.
- Адыгея.
- Бурятия.
- Дагестан.
- Кабардино-Балкария.
- Карачаево-Черкессия.
- Карелия.
- Коми.
- Мордовия.
- Якутия.
- Северная Осетия.
- Удмуртия.
- Забайкальский край.
- Красноярский край.
- Пермский край.
- Архангельская область.
- Брянская область.
- Владимирская область.
- Волгоградская область.
- Вологодская область.
- Воронежская область.
- Иркутская область.
- Ивановская область.
- Калужская область.
- Кемеровская область.
- Кировская область.
- Костромская область.
- Курганская область.
- Магаданская область.
- Омская область.
- Оренбургская область.
- Орловская область.
- Сахалинская область.
- Свердловская область.
- Смоленская область.
- Тамбовская область.
- Тульская область.
- Челябинская область.
Ранее мы рассказывали, кто строит главный новогодний городок страны на Красной площади, и показывали его. Посмотрите также, что москвичи хотят попросить на Новый год у Деда Мороза. А еще изучите, куда можно сходить на новогодних каникулах в Москве.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».
По теме
22 декабря 2022, 16:30
Где в Москве можно будет запустить салюты? Показываем на карте20 декабря 2022, 22:26
МЧС опровергло запрет на фейерверки в Новый год19 декабря 2022, 11:30
Фестивали, квесты и ледяные скульптуры: куда сходить на новогодних каникулах в Москве18 ноября 2022, 17:15
Москвичи решили, как столица отметит Новый год
Анна Жилова
Выпускающий редактор
Новый годПраздникПразднованиеГорода РоссииРегионы России
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
КОММЕНТАРИИ4
Читать все комментарии
Гость
Войти
Новости СМИ2
Новости СМИ2
Что изменится в жизни новгородцев с мая
Общество 185
Поделиться
В последний месяц весны в силу вступят несколько законов. Главные нововведения — в обзоре «МК в Великом Новгороде».
Фото: «МК в Великом Новгороде»С 1 мая начинают действовать поправки об исключительном праве «Почты России» на доставку пенсий.
«Доставка страховой пенсии, выплачиваемой наличными, будет осуществляться исключительно через организации федеральной почтовой связи. Изменение позволит сделать получение пенсий на территории нашей страны гарантированным и бесперебойным», — сообщает портал Государственной думы России.
Между тем на территории Новгородской области уже был скандал, связанный с кражей пенсионных денег сотрудником «Почты России».
Так, 8 февраля 2023 года судебная коллегия оставила без изменения приговор, вынесенный Новгородским районным судом бывшему сотруднику АО «Почта России», признанному виновным в присвоении пенсии. Суд установил, что мужчина похитил вверенные ему для выдачи пенсионеру 99 424 рубля, при этом оформил все необходимые бумаги о якобы состоявшейся передаче средств. Он был осужден на два года условно. Также его обязали вернуть пенсионеру украденное.
Надеемся, что этот случай останется единичным.
С зэка — по образцу ДНК
4 мая вступает в силу закон, согласно которому взятие образца ДНК становится обязательным для всех осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также для граждан, подвергнутых административному аресту.
Отмечается, что изменения, внесенные в российское законодательство, помогут в раскрытии и расследовании преступлений. При этом граждане в случае возникновения у них права на реабилитацию могут потребовать уничтожения их геномной информации.
ДНК, оставленная на месте происшествия, — улика, которую невозможно подделать. И не раз именно благодаря биологическому следу новгородские полицейские находили злоумышленников.
Так, в 2019 году ноябрьской ночью воришка проник в магазин в Шимске. Похитив товар, он принялся выпивать и закусывать прямо в торговом зале. Пенное заедал консервами. Банка стала вещественным доказательством. На ней эксперты нашли биологический след — слюну. Результаты экспертизы также показали, что ДНК принадлежит близкому родственнику гражданина, первоначально попавшего в число подозреваемых. Выяснилось, что в магазин посреди ночи залез его брат.
20 декабря 2022 года по ходатайству следствия под стражу заключили жителя Чудово, обвиняемого в убийстве приятеля.
Новое об оповещении
На этой неделе (4 мая) в законодательстве появляются новые понятия — «оповещение населения» и «системы оповещения населения». Помимо этого, определять порядок создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения отныне будет правительство России. Ранее такой порядок закреплен не был.
Гаага — больше не указ
9 мая, когда все россияне будут праздновать 78‑ю годовщину победы в ВОВ, вступит в силу закон, защищающий граждан от неправомерных действий международных органов.
«За содействие в исполнении решений межгосударственных организаций об уголовном преследовании наших военнослужащих и добровольцев, должностных лиц органов публичной власти наказание составит от пяти лет лишения свободы», — сообщает портал Госдумы.
Как отмечают в Государственной думе, ранее в силу вступил закон, наделяющий президента России полномочиями по защите страны и граждан в случае принятия иностранными структурами незаконных решений или осуществления действий, направленных против России.
«Это законы, которые позволят защитить нашу страну и граждан от незаконных решений международных структур, в том числе Международного уголовного суда»,
— прокомментировал майские нововведения председатель Госдумы Вячеслав Володин.
Детям дымить запрещается
Также 9 мая в силу вступит закон, запрещающий продажу вейпов несовершеннолетним. К слову, наказание за реализацию детям такой продукции и соответствующих устройств ужесточили: штраф за нарушение запрета составит до 600 тысяч рублей.
Санкции предусмотрены и за привлечение несовершеннолетнего к курению никотинсодержащей продукции, кальянов и так далее:
— для граждан — штраф до 5 тысяч рублей;
— для родителей или законных представителей — штраф до 7 тысяч рублей.
«Поступало много обращений от родителей и учителей о курении вейпов детьми. Они переживают, что это наносит вред. Жидкости для вейпов содержат вещества, повышающие риск развития злокачественных образований, способны навредить легким и дыхательным путям. Закон запрещает продажу несовершеннолетним вейпов, в том числе без содержания никотина, и расходников к ним. Это решение защитит здоровье наших детей», — подчеркнул, комментируя новый закон, Вячеслав Володин.
Пожизненное — за диверсии и госизмену
С 9 мая существенно увеличивается наказание по нескольким составам преступлений. В первую очередь — за терроризм, диверсии и госизмену.
«Например, за шпионаж, выдачу иностранцам сведений, составляющих гостайну, переход на сторону противника будет грозить [наказание] вплоть до пожизненного заключения», — сообщает портал Госдумы.
О том, что пожизненное заключение теперь светит и диверсантам, сообщила также пресс-служба ФСБ России, когда комментировала предотвращение попытки диверсии на объекте энергоснабжения в одном из регионов страны. Самое недавнее ЧП, за которое виновный может навсегда сесть за решетку, произошло 1 мая на территории Гатчинского района Ленинградской области (это, к слову, всего в 115 км от Великого Новгорода): неизвестный подорвал опору ЛЭП.
С заботой о тяжелобольных
С 15 мая специальный информационный ресурс для помощи тяжелобольным детям будет содержать сведения об остатках лекарственных препаратов, медицинских изделий, технических средств реабилитации и об их перераспределении между организациями-получателями. Как уточняется на портале Госдумы, в отношении детей с орфанными заболеваниями информационный ресурс будет содержать сведения о сроках поставки лекарств и медицинских изделий.
Юным жителям Новгородской области, страдающим тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими (в том числе орфанными) заболеваниями, активно помогает федеральный фонд «Круг добра». Благодаря сотрудничеству области с этим фондом уже более 5,5 тысячи детей получили бесплатное дорогостоящее лечение.
«По инициативе президента РФ Владимира Путина фонд поможет детям и в части реабилитации — для этого эксперты организации разрабатывают программы по закупке технических средств реабилитации»,
— сообщил в конце апреля Минздрав Новгородской области.
Ранее, в конце марта, губернатор 53‑го региона Андрей Никитин встречался с руководителем «Круга добра» протоиереем Александром Ткаченко.
«Благодаря совместной работе за три года регион получил лекарств на сумму 564 млн рублей, а в этом году 18 детей в Новгородской области получат дорогостоящие лекарства от тяжелых и редких заболеваний», — отмечал Никитин.
Поддержка семей участников СВО
С 15 мая будет упрощена процедура получения помощи семьями участников СВО.
«Если в течение шести месяцев нет сведений о месте нахождения участника СВО, то он в судебном порядке может быть признан безвестно отсутствующим. Справки о смерти военнослужащих смогут выдавать не только медицинские организации, но и уполномоченные лица. Это упростит процедуры получения социальных выплат их родственниками», — объясняют в Госдуме.
В Новгородской области приняты и действуют различные меры поддержки семей участников СВО. В конце апреля губернатор Андрей Никитин сообщил в своем телеграм-канале о том, что полностью поддерживает предложение рабочей группы по вопросам СВО о едином федеральном стандарте мер поддержки участников спецоперации и их семей.
«Да, конечно, единая линейка мер, о которой говорил Андрей Турчак президенту, нужна, но при этом встает вопрос о регионах с небольшими финансовыми возможностями. И здесь надо подумать о предоставлении поддержки таким субъектам Федерации. Возможным инструментом могут стать дотации из федерального бюджета на поддержку мер по сбалансированности бюджетов или целевые федеральные субсидии на данные мероприятия на условиях софинансирования», — написал Никитин.
Заморозка карт умерших
18 мая вступит в силу закон, согласно которому Федеральная налоговая служба должна информировать банки о снятии с налогового учета гражданина в связи с его смертью.
«После получения такой информации банки должны прекратить все операции по его счетам. При этом указанные сведения отнесены к налоговой тайне. Изменения не позволят пользоваться платежными картами умершего незаконно», — поясняют в Госдуме.
Жители Новгородской области наверняка помнят историю, произошедшую в Шимске. В феврале 2021 года Солецкий районный суд дал два года условно 59‑летней женщине, работавшей старшим менеджером по обслуживанию в дополнительном офисе Новгородского отделения крупного банка.
Суд установил, что служащая, имея доступ к денежным средствам граждан, с января 2014 года по март 2017‑го произвела выборку счетов по вкладам клиентов и нашла счет, на котором с декабря 2013 года производились операции только по начислению пенсии. Позже выяснилось, что держатель счета скончался в октябре 2013‑го. Женщина сняла 675 тысяч рублей, которые потратила по своему усмотрению. Ее приговорили к двум годам лишения свободы и обязали вернуть банку украденное со счета умершего клиента.
Пенсии под защитой
21 мая в силу вступит закон, передающий Казначейству России полномочия по размещению средств страховых взносов на финансирование накопительной пенсии и резерва по обязательному пенсионному страхованию. Как объясняют в Государственной думе, закон призван обеспечить сохранность и возвратность средств пенсионных накоплений.
Где зарегистрировался, так и назовись
С 29 мая регистраторы будут обращать пристальное внимание на входящие в товарный знак географические названия. По новым правилам необходимо, чтобы топонимы в товарном знаке соответствовали месту производства товаров. Это, по мнению депутатов, обеспечит право потребителя на достоверную информацию.
Впрочем, самим производителям выгодно, чтобы их товарный знак был узнаваем и стал местным брендом. Каким, например, является «Крестецкая строчка», «Новгородский бекон», «Демянский хлеб», «Соль рушанина», «Холынские огурцы» и «Мошенские рачки».
Подписаться
Авторы:
- org/Person»>
Наталья Морозова
Медицина Пенсии Деньги Дети
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №19 от 3 мая 2023
Заголовок в газете: Запретить, чтобы защитить
- 31 мар
Стойкие заблуждения
- 27 мар
Как чинить «стояк»: способы поддержки эрекции
- 24 мар
Еще 5 минуточек: сколько нужно времени для идеального секса?
Что еще почитать
Штраф не выходя из квартиры: за какие действия в собственном жилище могут наказать новгородцев
149
Даниил Вахрушев
Великий Новгород«Больше нет сил терпеть такую температуру»: новгородцы считают дни до конца отопительного сезона
249
Даниил Вахрушев
Великий НовгородСвященник после гибели матери в храме принял ислам и пошел пешком в Мекку
Фото 8346
Анна Рачинская
Названы причины массовых пожаров на Урале и в Сибири
3961
Августин Северин
Актриса Бокашевская назвала причину внезапной смерти звезды «Убойной силы» Тютрюмова
Фото 7008
Дмитрий Ильинский
Что почитать:Ещё материалы
В регионах
Севастополь снова атаковали дроны утром
47273
Крымфото: МК в Крыму
Подоляк заявил, что Украина может уничтожить Крым и Донбасс
43024
Крымcrimea. mk.ru
Благоприятны лишь 7 городов: кому в Псковской области жить хорошо, рассказал Минстрой
Фото 28749
ПсковСветлана Пикалёва
Зеленский рассказал, кого выгонит из Крыма в первую очередь
21856
Крымфото: crimea. mk.ru
В Севастополе очередная атака дронов: работает ПВО
Фото 18693
Крымфото: crimea.mk.ru
Что происходит с турпотоком в Крым в 2023 году: неприятные тенденции
12212
Крымфото: crimea. mk.ru
В регионах:Ещё материалы
Российские регионы сталкиваются с высоким бюджетным дефицитом и незначительной поддержкой со стороны центрального правительства
(Источник: Люк Дагглби)
Пандемия и отчасти связанный с ней обвал цен на нефть приведут к самому высокому за последние 20 лет бюджетному дефициту в регионах России, несмотря на поддержку центрального правительства, говорится в недавней оценке глобального рейтингового агентства S&P. Регионам РФ придется накапливать больше долгов и расходовать все свои резервы, говорится в докладе, цитируемом РБК . Ожидается, что общий дефицит региональных и муниципальных бюджетов достигнет 6–9 процентов от общих доходов регионов России (РБК, 7 мая).
Дополнительная финансовая помощь Москвы для российских регионов в настоящее время ограничена 200 миллиардами рублей (2,7 миллиарда долларов) плюс 80 миллиардов рублей (1,1 миллиарда долларов) на медикаменты. Российские федеральные власти также предложили отсрочку по погашению бюджетных кредитов, пролонгацию краткосрочных казначейских кредитов и право регионов пролонгировать горизонтальные бюджетные кредиты между собой начиная с 2021 года. Однако эти меры, по мнению S&P, недостаточно, чтобы удержать российские регионы на плаву. Действительно, по оценке российского регионального экономиста Натальи Зубаревич, субъекты федерации (области, республики, края и т. д.) потеряют в 2020 году не менее 1,3 трлн рублей (17,7 млрд долларов) доходов по сравнению с предыдущим годом («Эхо Москвы», 29 апреля).).
Агентство «Российский национальный кредитный рейтинг» — дочерняя структура холдинга «РБК Медиа», которому также принадлежит одноименное СМИ РБК — прогнозирует, что 62 из 85 (включая Крым и город Севастополь, незаконно аннексированные в 2014 г.) регионы России полностью опустеют. свои накопленные резервы в этом году. Их общая потребность в долговом финансировании составит 500 млрд рублей (6,8 млрд долларов). Аналитики S&P прогнозируют возобновление роста долговой нагрузки регионов, которая к концу 2022 года достигнет 30 процентов сводных текущих доходов, после нескольких лет неуклонного снижения (с 2017 по 2019) (РБК, 7 мая).
По оценкам S&P, доходы бюджета в регионах с преимущественно сырьевой экономикой сократятся больше всего. По данным другого глобального рейтингового агентства Moody’s, Красноярский край, Республика Татарстан, Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Коми и Республика Башкортостан наиболее зависимы от поступлений налога на прибыль организаций (РБК, 7 мая).
Бюджеты республик Северного Кавказа имеют относительно низкую зависимость от доходов от добычи сырья. Большая часть доходов их бюджета фактически поступает из Москвы в виде дотаций. Однако прогнозируется, что в этом году российский федеральный бюджет получит значительно меньшие доходы, что, вероятно, окажет негативное влияние на Северный Кавказ.
Можно ожидать, что спад активности малого бизнеса окажет самое разрушительное воздействие на регион. Экономика Северного Кавказа известна довольно большим «серым» сектором — малым и даже средним бизнесом, который работает без надлежащей регистрации или скрывает часть своей деятельности (РИА Новости, 14 мая 2019 г.). По прогнозам, многие из них потеряют свои источники дохода, не прибегая к помощи государства. Даже законный и зарегистрированный малый бизнес вряд ли получит поддержку российского правительства. По оценкам, 25–28 миллионов человек в России заняты в малом бизнесе. По словам Зубаревича, понятно, что российское государство решило не оказывать этим лицам никакой материальной помощи. Это означает, что жители Северного Кавказа пострадают особенно сильно из-за большого количества малых предприятий. Однако экономист добавляет, что плохие результаты для малых фирм и их бенефициаров вряд ли будут отражены в статистике. Таким образом, официальное количество безработных вряд ли значительно вырастет. Происходит это потому, что оформить и получить пособие по безработице в России крайне сложно. Большинство работодателей заключают со своими работниками неформальные договоренности, по которым последние просто уходят в неоплачиваемый отпуск до улучшения ситуации («Эхо Москвы», 29 апреля).).
Однако неясно, как долго продлится нынешний кризис, что делает ситуацию еще менее предсказуемой. Несмотря на то, что президент Владимир Путин объявил о возобновлении работы российской экономики 12 мая, мало что указывает на то, как именно это будет происходить («Интерфакс», 11 мая). Число случаев COVID-19 в стране, похоже, продолжает расти (Интерфакс, 11 мая; см. EDM, 11 мая). Помимо низких доходов, жители Северного Кавказа также имеют низкие нормы сбережений. По данным на 1 марта 2020 года, самый высокий уровень региональных сбережений в России был зарегистрирован в Москве, за ней следуют Санкт-Петербург и несколько субъектов Федерации на богатом природными ресурсами Крайнем Севере России. Нижние три позиции заняли Чечня, Ингушетия и Дагестан. Другие республики Северного Кавказа также оказались ближе к концу рейтинга. Различия между верхним и нижним концами спектра были весьма ошеломляющими. В Москве средний сберегательный счет составлял около 860 000 рублей (11 700 долларов США). В регионе с самой низкой нормой сбережений, Чечне, этот же показатель был чуть больше 9.000 рублей ($123) — разница почти в 100 раз (РИА Рейтинг, 28 апреля).
В отсутствие дотаций из Москвы региональным властям пришлось придумывать другие способы поддержки населения. Раздача продуктовых наборов в настоящее время является одной из наиболее распространенных практик в республиках Северного Кавказа. Подобные акции широко освещаются региональными СМИ с явным намерением умиротворить недовольное население. Пока только губернатор Чечни Рамзан Кадыров раздал деньги «отчаявшимся» семьям в республике («Чечня сегодня», 8 мая). Однако перспективы долгосрочного благополучия населения Северного Кавказа неясны. При других обстоятельствах, не связанных с пандемией, массовая эмиграция могла бы стать одним из ответов на кризис. Но, учитывая социально-экономические реалии, созданные COVID-19вспышки, регион, вероятно, столкнется с ростом зависимости от натурального хозяйства, более массовыми протестами и общим ростом политической напряженности в ближайшем будущем.
Территориальные дотационные бюджеты России: тенденции, проблемы и особенности
Реферат
В последние годы регулирование межбюджетных отношений приобрело особую актуальность в рамках бюджетной политики. В частности, в последние годы основной проблемой является сбалансированность бюджета при высокой доле целевого капитала. В статье представлена классификация и систематизация основных факторов, негативно влияющих на динамику социально-экономического развития субъектов России, усиливающих депрессивные тенденции, приводящие к увеличению финансовой зависимости их бюджета от федерального центра. Рассмотрены подходы отечественных ученых к группировке и классификации этих факторов. Проведен обзор подходов к пониманию категории «собственные» доходы территориального бюджета с учетом логики нормативно-правовой системы и экономической интерпретации. Предложена типология региональных бюджетов на основе обеспеченности. Выявлены основные черты данной категории применительно к территориальным бюджетам, на которые приходится значительная доля дотаций в формировании доходной части. Оценено количество высших бюджетов России за последние 15 лет после начала бюджетной реформы. Оценены бюджет и финансовое состояние высших бюджетов страны. Выявлены основные проблемы в их финансовой дисциплине. Проанализирована динамика предоставления территориальных бюджетов с сопутствующими тенденциями и проблемами. Исследован механизм безвозмездного выравнивания бюджетной обеспеченности и выявлены перспективы его трансформации.
Ключевые слова: Бюджетная системасобственные доходыдотациибюджетные пожертвованиябюджетное выравнивание
Введение
Федеративные государства состоят из совокупности неравномерно развивающихся регионов, одни из которых процветают и обеспечивают стабильность федерации в целом (регионы-доноры), а другие отстают в развитии и становятся аутсайдерами (регионы-реципиенты). Такое расслоение обусловлено различными историческими, демографическими, экономическими, социокультурными и институциональными факторами. В России, как в крупнейшей федерации, особенно высока неоднородность экономического развития ее регионов. Недавние изменения в количестве доноров и получателей предполагают, что на эту пропорцию и связанные с ней потоки трансфертов повлияла, среди прочего, налоговая политика, которая уменьшила налоговую автономию регионов и, таким образом, урезала стимулы для развития их доходной базы. Эти обстоятельства создают значительную зависимость регионов от федеральных органов власти и относят такие регионы к группе получателей различных видов межбюджетных трансфертов. Однако достижение определенного баланса между донорами и реципиентами, предотвращающего иждивенческую и безответственную позицию регионов и создающего стимулы к более высоким доходам, является важной задачей экономической политики государства.
Постановка проблемы
Сокращение числа льготных регионов является одной из ключевых задач правительства России. Целевые индикаторы государственной программы Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами включают сокращение к 2020 г. субъектов Российской Федерации до 7 субъектов, в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета (Голованова, 2018) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 40 % объема собственные доходы консолидированного бюджета (Тавбулатова и др., 2019).
Решение проблемы значительной финансовой зависимости грантовых бюджетов зависит от различных факторов, одним из которых является механизм формирования определенного вида бюджетов. Важным аспектом является подробный количественный и качественный анализ динамики и структуры мобилизации доходной части высокодотационной группы территориальных бюджетов.
Исследовательские вопросы
Основными задачами данного исследования являются следующие:
Определить группу региональных бюджетов с долей дотаций, собственный доход которых превышает 40 %
Проанализировать динамику грантовых бюджетов России за последние 15 лет.
Выявление динамики уровня обеспеченности региональных бюджетов в рамках бюджетной системы России.
Для выявления текущих проблем, препятствующих сбалансированности территориальных бюджетов.
Цель исследования
Цель исследования — выявление проблемных аспектов формирования территориальных бюджетов с высокой долей обеспеченности как несбалансированных с низким уровнем финансовой самостоятельности, что станет основой для решения проблемы фискальной обеспеченности государственной финансовой системы России. система.
Методы исследования
Важным моментом здесь является определение категории собственных доходов бюджета. В соответствии со статьей 47 Бюджетного кодекса Российской Федерации к собственным доходам бюджетов относятся налоговые и неналоговые доходы, а также свободные доходы, кроме субвенции. В некоторых научных работах (Коротаева, 2014; Кошель, 2017; Малис, 2014) указывается, что под собственными доходами бюджета понимаются только доходы, которые обеспечивает непосредственно сам территориальный бюджет, т. е. это налоговые и неналоговые доходы. Так, в своем исследовании о совершенствовании налогового механизма увеличения доходной части бюджетов Малис (2014) рассматривает влияние льгот по подоходному налогу на уровень доходов бюджета. В то же время отмечается, что предоставление существенных налоговых льгот может негативно сказаться на формировании доходов собственного бюджета, вызывая необходимость привлечения субсидий.
Заместитель Министра финансов Российской Федерации Горнин (2016) определяет доходы собственных бюджетов в отрыве от форм безвозмездной помощи, указывая на доходный потенциал самих территориальных бюджетов.
Категория собственных доходов бюджета трактуется авторами по-разному, поскольку термин «собственные» осуществляет привязку источников доходов к определенной территории или властным полномочиям, принимаемым решениями органов местного самоуправления. Такая логика характерна для европейской практики, где понятие «собственные ресурсы» бюджета в трактовке Конгресса местных и региональных властей Совета Европы включает финансовые ресурсы, мобилизованные в результате самостоятельных решений органов местного самоуправления. в области налогового механизма и определения налоговых ставок.
Для уточнения некоторые авторы используют понятие собственных налоговых поступлений, чтобы отделить их от суммы всех поступлений в бюджет (Мазина, 2007). Такое толкование основано на группировке налоговых поступлений по принципу собираемости на нормативные и собственные.
Не менее интересна трактовка собственных доходов бюджета в предыдущей редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации до изменений 2004 года. В него вошли «виды доходов, закрепляемые на постоянной основе полностью или частично по соответствующим бюджетам законодательством Российской Федерации». В перечень таких видов доходов включены налоговые и неналоговые поступления, а также безвозмездные трансферты. Однако важно отметить, что под безвозмездными трансфертами в данной редакции закона подразумевались не формы межбюджетных трансфертов, а финансовые пожертвования от юридических и физических лиц, правительств иностранных государств и международных организаций. При этом формы межбюджетных трансфертов получили название «финансовая помощь».
Кроме того, в предыдущей редакции статьи 47 Бюджетного кодекса Российской Федерации в пункте 3 указывалось, что виды финансовой помощи не относятся к группе собственных доходов бюджета.
Неточность в трактовке собственных доходов бюджета с точки зрения экономического смысла и возможности влиять на их состав и структуру приводит к неоднозначному толкованию данной категории, приводящему к различному толкованию в научных трудах.
Исходя из принятых подходов к пониманию и интерпретации содержания собственных доходов бюджета целесообразно детализировать трактовку разных видов недоходных источников, а именно доходных источников. Наиболее приемлемым классифицирующим признаком будет характер источника дохода: собственный, привлеченный, перераспределительный, заемный.
К источникам собственных доходов относятся налоговые и неналоговые поступления, которые собираются на определенной территории с учетом полномочий (налоговых, имущественных) соответствующих органов и зачисляются в этот бюджет в результате принятия законодательных, хозяйственных и управленческих решений.
Привлеченные источники дохода – средства юридических и физических лиц, безвозмездно переданные территориальным органам для обеспечения социально-экономического развития и решения инфраструктурных задач.
Перераспределительными источниками доходов бюджета являются средства, выделяемые на безвозмездной и безвозвратной основе другими уровнями бюджетной системы в качестве финансовой помощи, а также реализация дополнительных расходных полномочий, возложенных вышестоящим бюджетом.
Заемные источники дохода — финансовые ресурсы, привлеченные на возвратно-возмездной основе в виде займов, выпущенных долговыми ценными бумагами.
Обращаясь к регионам с высоким уровнем обеспеченности, дадим оценку доли грантов в собственных доходах в соответствии с трактовкой Бюджетного кодекса Российской Федерации. Анализ позволит выявить тенденции и особенности формирования доходов грантовых бюджетов в рамках существующего законодательного подхода к категории собственных доходов. В дальнейшем целесообразно сгруппировать доходы бюджета по предложенной классификации в 4 группы для определения реальной финансовой самостоятельности территориальных бюджетов.
Таблица 1 — Посмотреть полный размер >В исследуемом периоде 2004–2017 гг. по данным табл. 01 обеспеченность регионов России находилась в пределах 7–10 %, в среднегодовом значении 8 %. Наибольший уровень был достигнут в периоды экономической нестабильности и кризиса 2009 и 2014 годов, что было вызвано спадом экономической активности и сокращением доходных источников бюджетной системы.
С 2004 г. доля грантов в составе собственных доходов 18 регионов России составила более 40 % (отмечены серым цветом). До кризиса 2009 г.Наметилась положительная тенденция сокращения количества территориальных бюджетов с высокой долей дотаций в собственных доходах. Так, их количество сократилось с 12 субъектов в 2004 г. до 7 в 2008 г. В 2009 г. было 9 сильнодотационных регионов, а затем их количество стабилизировалось на уровне 6–7 субъектов. Ситуация изменилась в 2014 году в связи с присоединением двух областей Республики Крым и Севастополя, а также экономической стагнацией. По итогам 2017 года статус 6 регионов России был сильно дотационным.
Следует отметить, что некоторые регионы за рассматриваемый период сократили свою финансовую зависимость от грантов более чем вдвое, в том числе Республика Адыгея, Республика Марий Эл, Алтайский край, Еврейская АО. Однако есть регионы, сохранившие высокий уровень обеспеченности на протяжении всего временного интервала: Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Чеченская Республика, Республика Тыва, Республика Алтай, Камчатский край.
Если рассматривать весь период и определить группу высокодотационных региональных бюджетов по среднегодовому показателю, то их количество составит 7 субъектов с добавлением к предыдущим субъектам Республики Крым. Наибольшее значение обеспеченности имеет Республика Тыва – 63 %, в свою очередь наименьшее – 40 % – у Республики Крым.
Находки
Особенностью сильнодотационных бюджетов (далее ВДБ) является сходство в структуре экономики регионов, отличное от среднероссийских значений. К экономообразующим отраслям регионального народного хозяйства в составе ВШБ относятся бюджетный сектор, сельское хозяйство, торговля и строительство. Так, на бюджетный сектор в регионах с высокой обеспеченностью приходится 30–45 % создаваемой добавленной стоимости в структуре валового регионального продукта.
Регионы с высокой обеспеченностью во много раз уступают среднероссийским показателям вклада обрабатывающей промышленности в добавленную стоимость. В среднем семь регионов имеют трехкратное отставание (5,2 % против 17,3 % по России), причем доля Чечни и Алтая в ВРП в 8 раз меньше, чем в среднем по стране. Так обстоит дело с недвижимостью и добычей полезных ископаемых, хотя это зависит от наличия природных ресурсов.
Категория регионов с высокой зависимостью от финансовой помощи бюджета характеризуется отсутствием высокопроизводительных промышленных предприятий. Кроме того, в таких регионах отсутствует выраженная экономическая специализация в народнохозяйственном разделении труда.
Приведенные показатели, характеризующие особенности отраслевой структуры региональной экономики ВШБ, позволяют сделать вывод о том, что данная группа субъектов Федерации – «бюджетополучателей» не способствует изменению ее модели ресурсоемкой экономики (Асабаева, Таштамиров, 2018).
Описание финансово-бюджетного положения ВШБ свидетельствует о низком уровне налогового потенциала рассматриваемых бюджетов. Практически во всех представленных региональных бюджетах этот показатель ниже 40 % среднероссийского налогового потенциала. Самые низкие уровни наблюдаются в республиках Ингушетия, Дагестан и Чечня. В трех регионах совокупный доход на душу населения ниже среднего по стране. При этом все рассматриваемые территориальные бюджеты показывают многократное увеличение уровня федеральной финансовой помощи в подушевом анализе.
В группе 7 региональных бюджетов в период 2015–2017 гг. сконцентрировано 19 % всей межбюджетной помощи в стране, которая в последние годы стала основным фактором роста совокупных доходов на душу населения. Таким образом, в рамках политики выравнивания бюджетной сбалансированности федеральный бюджет позволил довести показатель доходов на душу населения в ВШБ до среднероссийского уровня, а в некоторых бюджетах – превзойти его.
Подводя итоги анализа, можно сделать вывод, что в последние годы данная группа региональных бюджетов увеличила привлечение значительной помощи федерального бюджета, однако характер и форма их использования не стимулируют развитие экономики. Условия бюджетной помощи предполагают закрытие бреши в территориальных бюджетах и не предполагают реализацию экономического потенциала регионов. В результате данная модель межбюджетной помощи не стимулирует региональный налоговый потенциал.
Заключение
Низкая активность ЖСС в реализации своего экономического потенциала приводит к значительным расходам федерального бюджета на оказание финансовой помощи в целях обеспечения устойчивости и поддержания устойчивости территориальных бюджетов. С другой стороны, увеличение такой помощи и слабая активность депрессивных регионов по стимулированию налогового потенциала приводит к уменьшению налоговых поступлений в федеральный бюджет от регулятивных налоговых поступлений. В период 2015–2017 гг. ВШБ обеспечивало 0,27–0,3 % налоговых поступлений в федеральный бюджет. Низкая активность внутреннего экономического потенциала, планирование расходов с учетом федеральной помощи, неэффективные инструменты использования налогового потенциала не обеспечивают увеличение налогооблагаемой базы бюджетообразующих доходов в виде подоходного и косвенных налогов.
Учитывая федеративное устройство бюджетной системы России, территориальные бюджеты выполняют свою роль в устойчивом развитии бюджетного процесса всей системы, что определяется особенностями их положения. Бюджеты с высокой долей обеспеченности не являются исключением, и их ключевое место в регулировании межбюджетных отношений и в политике территориальных образований выглядит следующим образом:
Длительное поддержание низкой экономической активности для увеличения налогооблагаемой базы.
Низкий уровень налогового потенциала.
Относительный рост валового регионального продукта не за счет реальных секторов и секторов экономики региона, а с учетом значительного бюджетного сектора.
Увеличение помощи федерального бюджета, обеспечивающее небольшой экономический рост.
В то же время существующая модель межбюджетного регулирования и региональной политики, направленная на дотирование депрессивных регионов в рамках межбюджетного выравнивания, не всегда эффективно выполняет свою миссию.
Продолжающаяся макроэкономическая нестабильность, сохранение высокого уровня обеспеченности в депрессивных регионах и ужесточение бюджетных ограничений создают риски для бесперебойной работы HSB.
Каталожные номера
- Асабаева Х. М. и Таштамиров М. Р. (2018). К вопросу о выделении региональных бюджетов в России. В М.Р. Нахаеве (ред.), Всеросс. науч. и практика. конф. студентов, молодых ученых. и аспирантов «Наука и молодежь» (с. 437–441). Чеченский государственный университет.
- Голованова Н. (2018). Межбюджетные переводы: разнообразие сроков и российская практика. Финанс. Ж., 2, 24–35.
- Горнин Л.