Что такое дотации — бюджетные средства, межбюджетные трансферты, безвозмездные переводы
- Что это такое
- Цель дотирования
- Виды дотаций
- Гражданам
- Предприятиям
- Регионам
- Отличия дотаций от субсидий и субвенций
Что это такое
Дотации – это деньги, которые выделяет государство или организация из своего бюджета для помощи нуждающемуся региону страны, предприятию или гражданину. В основном они предназначены для выплаты получателем долгов, улучшения своего финансового положения.
В отношении предприятий дотацию выплачивают для поддержки тех сфер, что относятся к экономически и социально значимым для государства. В случае с выплатами гражданам чаще используется широкое понятие «субсидия».
Цель дотирования
Главная цель выделения средств – защита равенства граждан, организаций, субъектов. По сути это способ исполнения одного из основных принципов Конституции Российской Федерации, указанного в статье 19: принципа равенства прав граждан. Финансово помогая уязвимым слоям населения, фирмам, которые производят продукты первой необходимости, а также экономически ослабленным регионам, государство как бы выравнивает их возможности.
Виды дотаций
Денежные средства выделяются определенным группам:
- физическим лицам, а именно – так называемым льготникам: пенсионерам, инвалидам, малоимущим и так далее;
- организациям, занимающимся полезной для государства деятельностью;
- регионам России – как помощь и поддержка.
Рассмотрим каждый вид.
Гражданам
Чтобы получать определенные дотации, необходимо действительно нуждаться в деньгах – работающему и обеспечивающему свою жизнь гражданину денежная помощь не положена. Конечно, необходимо иметь подтверждение финансово уязвимого положения, обычно это обеспечивается органами соцзащиты, ПФР и другими ведомствами.
Основная дотация, на которую могут рассчитывать граждане РФ, – помощь в улучшении жилищных условий. Когда количество квадратных метров на одного члена семьи меньше нормы, установленной в субъекте, можно получить помощь от властей государства.
Также дотируются такие статьи расходов, как:
- транспортные издержки;
- организация обществ ветеранов, инвалидов;
- жилищно-коммунальные платежи;
- лекарства и лечение в бюджетных учреждениях и другое.
В некоторых регионах определенные группы людей могут рассчитывать на помощь государства даже при организации похорон близкого родственника или же самого гражданина, относящегося к категории льготников.
Еще помощь могут оказывать работодатели, причем даже частные организации. В таких ситуациях нуждающемуся работнику предоставляют транспортную карту, чтобы сократить его расходы на дорогу к месту работы, или оформляют надбавку к заработной плате, если у него на иждивении находятся дети, родственники-инвалиды.
Нужно понимать, что нельзя просто прийти в бухгалтерию организации и потребовать положенной материальной помощи. Условия финансовой поддержки должны быть оговорены в трудовом договоре при приеме сотрудника на работу. Если ситуация, в которой гражданин становится нуждающимся, возникла в течение трудовой деятельности, необходимо составить дополнительный документ, или же такой пункт должен быть прописан в коллективном трудовом договоре.
Высшие и средние специальные учебные заведения предоставляют матпомощь нуждающимся студентам, которые обучаются за счет государства. То есть финансовую поддержку могут оказывать лишь бюджетные образовательные организации, и средства поступают из фондов вуза или от государства. На помощь могут рассчитывать инвалиды, сироты, дети из больших семей.
Предприятиям
Цель предоставления денежной помощи организациям и предприятиям – поддержка тех сфер экономики, что несут социальную ценность для Российской Федерации. К примеру, на помощь в тяжелой финансовой ситуации могут рассчитывать компании, производящие предметы обихода или продукты из потребительской корзины – набора товаров, необходимых семье для проживания.
Раньше, исходя из состава корзины, Минтруд рассчитывал прожиточный минимум, но с 2022 года вводится новый принцип исчисления минимальной суммы. Пока непонятно, отразится ли это на важности понятия потребительской корзины и изменится ли порядок предоставления финансовой помощи организациям.
С помощью денег из регионального или федерального фонда производство может возместить расходы и потери, которые оно понесло по разным, не всегда зависящим от него причинам, таким как засуха и отсутствие урожая у сельскохозяйственных организаций.
Организации получают трансферты от государства, чтобы продолжать свою деятельностьТакая помощь позволяет удерживать рыночную экономику на плаву – поддерживая организацию, государство влияет на сохранение баланса конкуренции в тех или иных областях бизнеса. Так как сумма дотации обычно невысокая, она полезна лишь производствам, чьи доходы и рентабельность достаточно низкие. Крупным организациям помощь из бюджетных фондов государства, пополняемых за счет налогов граждан, не полагается.
Регионам
Поддержка от властей предусмотрена на уровне закона, описана в статье 131 Бюджетного кодекса РФ. Существует методика, по которой правительство РФ распределяет деньги между нуждающимися регионами. Сумма зависит от размера субъекта, его экономической самостоятельности, налогового потенциала и количества ежегодных расходов. Сумма выплат для каждого региона ежегодно рассчитывается заново.
Распределение достаточно сложное, но схематично это выглядит так:
Государственные бюджетные средства (федеральный уровень)
⇓
Деньги субъекта РФ (региональный уровень)
⇓
Средства муниципалитетов (местной власти)
Чаще регионы сами инициируют получение федеральной бюджетной помощи, но деньги можно получить лишь на следующий год.
Государство осуществляет денежный трансферт, чем помогает регионам развивать приоритетные направления, а также проекты экономической и социальной важностиПосредством выдачи дотаций регионам государство осуществляет «выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов», это прописано в указанном законе.
За исполнением такой помощи следят, от властей регионов требуется грамотное использование денег.
Карта «Халва» — универсальный финансовый инструмент. Используйте свои средства, получайте кешбэк с покупок до 10% и доход на остаток собственных средств по карте до 12%, а также открывайте вклады под выгодный процент. Вы можете взять заемные средства и потратить их на покупки в рассрочку 10 месяцев или больше, если оформите подписку «Халва.Десятка». Оформите Халву в пару кликов, и курьер привезет ее вам!
Отличия дотаций от субсидий и субвенций
Для того чтобы рассмотреть данные отличия, необходимо раскрыть понятие межбюджетных трансфертов – процесса передачи денег (из одного бюджета в другой, не связанный с первым).
Трансферты указываются как статья доходов там, куда деньги поступают.
Это вертикальный перевод средств. К примеру, из государственных денежных фондов Москвы предоставляется помощь в Московский фонд ОМС.
Межбюджетные трансферты делят на целевые и нецелевые. Целевые: субсидии и субвенции; нецелевые: дотационная помощь.
Как видите, дотации и субсидии – не одно и то же, если дело не касается выплат физическим лицам. Здесь первые являются частью второго.
Субсидия – помощь, выраженная в материальном эквиваленте, предоставляемая гражданину страны или организации. Малообеспеченные граждане, нуждающиеся в помощи, могут рассчитывать на гарантированную помощь от государства.
Отличие дотации в том, что она всегда выплачивается реальными деньгами, поступающими на счет получателя, когда субсидия может выдаваться продуктами, скидкой на оплаты услуг (детского сада, к примеру).
Субвенция – бюджетные выплаты, направленные на поддержание другой бюджетной системы. Можно рассматривать их на примере выплат бюджетных денег регионам. В случае если средства не будут использоваться на те цели, на которые их выделили, и в те сроки, что были указаны, деньги необходимо будет вернуть в госбюджет.
Дотации же безвозмездны – это их главное отличие от субвенций.
[ Субъекты федерации ] | Черновик
Субъекты Российской Федерации, особенно те, которых причисляют к регионам-донорам, время от времени выражают своё недовольство существующим налоговым законодательством.
Не вдаваясь в детали, сложившуюся в стране практику налогового администрирования можно назвать имперской. Центр забирает львиную долю налогов, собираемых в регионах, взамен взваливая на местные бюджеты практически полное финансирование социальной сферы. Реализация на практике подобного неравноценного «обмена» и привела к тому, что многие субъекты РФ из доноров в одночасье превратились в дотационные регионы.
На 2010 год дотационность республиканского бюджета запланирована в размере 65%. Неплохо, если вспомнить, что при «дедовском» руководстве она зашкаливала за 80%.
Но какая дотационность была бы у республики, если бы имел место справедливый раздел того же налога на добавленную стоимость (НДС), единого социального налога (ЕСН), налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и прочих, зачисляемых практически в полном объёме в федеральный бюджет? И это не считая акцизов, госпошлин, штрафов и пеней.
А потом высокие кремлёвские чины в лице того же Грызлова начинают угрожать дотационным субъектам лишить их регионального суверенитета. Несправедливо. Ещё национальные республики, особенно северокавказские, часто подвергаются обструкции за неумение привлекать инвестиции. А как их привлечь, если федерация два раза прошла по региону катком восстановления конституционного порядка. А кадровая политика? Тех же полпредов нам традиционно отправляли по остаточному принципу. Казанцев, Яковлев, Устинов. Кстати, был весьма вероятен риск получить вместо Хлопонина того же генерала Еделева. Но Бог миловал…
Говоря о развитии регионов, нельзя не вспомнить ещё об одной неоднозначной инициативе федерального центра эпохи путинского правления. Имеется в виду практика введения принципа назначаемости глав субъектов федерации. Делалось это, естественно, из благих побуждений стабилизации общественно-политической ситуации, которая во многих регионах республиках в канун выборов значительно обострялась.
Номер газеты
2010-01-29 №03
Отправить на Яндекс (ТОЛЬКО для «Лента новостей», ЕСЛИ событие УЖЕ произошло)
Выкл
Главная | Мозговой центр | Европейский парламент
Документы, которые помогают формировать новое законодательство ЕС
Последние опубликованные документы
Фильтровать по Сортировать по С одного взгляда Брифинг Информационные бюллетени ЕС Углубленный анализ Изучать
Опубликовано 21-04-2023
Основные моменты апрельского пленарного заседания включали дебаты о необходимости стратегии ЕС в отношении отношений с Китаем и о детях, насильственно депортированных из Украины.
Вторая Директива о рынках финансовых инструментов (MiFID II) и Регламент о рынках финансовых инструментов (MiFIR) являются основными текстами, регулирующими инвестиционные услуги и деятельность на финансовых рынках в ЕС. После обширных консультаций и в свете последних событий в контексте пандемии коронавируса Европейская комиссия предложила создать общеевропейскую консолидированную ленту для инструментов финансовых рынков, а также внести целенаправленные изменения в рыночные …
Молодые люди в самых отдаленных регионах ЕС сталкиваются с проблемами, которые напрямую связаны с местными географическими и социально-экономическими условиями. В мае 2022 года Европейская комиссия запустила новую стратегию, направленную на улучшение условий жизни их жителей, и в этом контексте недавно перезапустила схему грантов в размере 1 млн евро с целью дать молодым людям возможность разрабатывать и реализовывать проекты на местном уровне.
Опубликовано 17-06-2019
Общая политика рыболовства (CFP) была впервые сформулирована в Римском договоре. Первоначально связанный с общей сельскохозяйственной политикой, со временем он постепенно стал более самостоятельным. Основная цель CFP в редакции 2002 года – обеспечить устойчивое рыболовство и гарантировать доходы и стабильные рабочие места для рыбаков. Несколько изменений в CFP были внесены в Лиссабонский договор. В 2013 году Совет и Парламент достигли соглашения о новом CFP для долгосрочных экологических, экономических и социальных …
Первоначально финансируемая Финансовым инструментом для руководства рыболовством (FIFG), европейская политика в области рыболовства финансировалась Европейским фондом рыболовства (EFF) на 2007–2013 годы, а в настоящее время финансируется новым Европейским фондом морского и рыболовства (EMFF) на сумму в евро. 6,4 миллиарда за 2014–2020 годы. EMFF поддерживает рыбаков в переходе к устойчивому рыболовству, поддерживает прибрежные сообщества в диверсификации их экономики и финансирует проекты по созданию новых рабочих мест и улучшению качества жизни в Европе …
Все публикации
Предстоящие события
24-04-2023 15:00
Публичные слушания по реформе дизайна рынка электроэнергии ЕС
Слушания ITRE
Комитет ITRE организует общественные слушания по реформе структуры рынка электроэнергии, предложенной Комиссией 14 марта. Предложения направлены на ускорение возобновляемой генерации и поэтапный отказ от ископаемого газа, снижение зависимости потребительских счетов от неустойчивых цен на ископаемое топливо, лучшую защиту потребителей от будущих скачков цен и потенциального манипулирования рынком, а также на то, чтобы сделать промышленность ЕС чистой и более конкурентоспособной.
24-04-2023 16:30
Слушание по регуляторным проблемам Метавселенной
Слушания JURI
24 апреля комитет JURI проведет слушание по вопросам регулирования Метавселенной (16. 30-18.30). Цель этого слушания — изучить, как виртуальные миры могут повлиять на гражданское право, а также их влияние на права интеллектуальной собственности. Слушание организовано для поддержки будущей работы Комитета по предстоящей инициативе Комиссии, а также для собственного инициативного доклада Комитета по виртуальным мирам.
Инфографика
Публикации Аналитического центра
Ответственность за содержание всех документов, содержащихся на веб-сайте Аналитического центра, является исключительной ответственностью автора, и любые высказанные в них мнения не обязательно отражают официальную позицию Европейского парламента. Он адресован членам и сотрудникам Европарламента для их парламентской работы.
Энергетические субсидии – Темы – IEA
Ключевые результаты
Объем субсидий на ископаемое топливо в разбивке по видам топлива в 25 крупнейших странах, 2021 г.
ОткрытьразвернутьСубсидии на ископаемое топливо снова на подъеме
МЭА считает, что после заметного спада в 2020 году из-за пандемии Covid энергетические субсидии снова растут с 2021 года. Предварительные оценки на 2022 год указывают на то, что глобальные субсидии удвоятся по сравнению с предыдущим годом до рекордно высокого уровня в 1 триллион долларов США.
В 2021 году восстановление цен на ископаемое топливо и энергию уже привело к увеличению субсидий на потребление ископаемого топлива до 532 миллиардов долларов США, что примерно на 20% превышает допандемический уровень 2019 года.
МЭА уже давно выступает за отмену или, по крайней мере, сокращение субсидий на ископаемое топливо, потому что они искажают рынки, посылают неверные ценовые сигналы пользователям, увеличивают бюджетный дефицит в развивающихся странах и препятствуют внедрению более чистых возобновляемых источников энергии. Их расширение вызывает особую тревогу в то время, когда нам следует удвоить усилия по сокращению расточительного потребления и ускорению перехода на экологически чистую энергию. Реформа цен является политической задачей, но также жизненно важной с экономической и экологической точек зрения. В 2021 году Россия была крупнейшим поставщиком субсидий на ископаемое топливо, за ней следуют Иран и Китай.
Глобальный энергетический кризис подтолкнул субсидии на потребление ископаемого топлива к рекордно высокому уровню в 2022 году: Commentarycircle-arrow
Исследуйте больше данных
Datacircle-стрелка
набор данных карты
набор данных карты
Наша работа
МЭА оценивает субсидии на ископаемые виды топлива, которые потребляются непосредственно конечными пользователями или потребляются в качестве ресурсов для производства электроэнергии (см. объяснение методологии ценового разрыва). Временные ряды этих оценок за 2010 г. по странам и видам топлива доступны для бесплатной загрузки. Эта база данных теперь также разделяет оценки субсидий транспортному сектору по странам.
Наряду с этой оценкой субсидий на потребление ископаемого топлива МЭА также сотрудничает с ОЭСР для получения совместной оценки, которая включает меры, которые обеспечивают выгоду или предпочтение для производства ископаемого топлива.
Работа МЭА в области энергетических субсидий включена в основные публикации серии World Energy Outlook. Кроме того, МЭА регулярно вносит свой вклад в G20 и другие международные усилия по устранению субсидий с 2009 года, когда лидеры G20 обязались «рационализировать и постепенно отказаться в среднесрочной перспективе от неэффективных субсидий на ископаемое топливо, которые поощряют расточительное потребление».
Совместная работа над субсидиями на ископаемое топливо
Методология и предположения
МЭА оценивает субсидии на ископаемые виды топлива, которые потребляются непосредственно конечными пользователями или потребляются в качестве ресурсов для производства электроэнергии. Для этого анализа используется метод ценовой разницы, наиболее часто применяемая методология для количественной оценки потребительских субсидий (Kosmo (1987), Larsen and Shah (1992) и Coady et al. (2010), например, использовали этот подход) . Он сравнивает средние цены конечного пользователя, уплачиваемые потребителями, с эталонными ценами, которые соответствуют полной стоимости поставки. Ценовой разрыв – это величина, на которую цена конечного потребления ниже справочной цены, и ее наличие указывает на наличие субсидии. В данной экономике базовый расчет субсидий на продукт:
Субсидия = (Справочная цена — Цена для конечного пользователя) × Потребляемые единицы
Данные, необходимые для расчета ценовой разницы, обширны. Данные о ценах и потреблении для конечных пользователей взяты из данных МЭА и, при необходимости, из государственных источников и других отчетов. Кроме того, оценка чувствительна к справочным ценам, которые рассчитываются для топлива на основе международных цен. Справочные цены на электроэнергию выводятся из ценообразования среднегодовых затрат (более подробное объяснение того, как рассчитываются справочные цены, см. ниже).
Для стран, которые экспортируют данный продукт ископаемой энергии, но взимают за него меньшую плату на внутренних рынках, внутренние субсидии являются неявными; они не оказывают прямого влияния на бюджет, пока цена покрывает себестоимость продукции. Субсидия в данном случае представляет собой альтернативные издержки ценообразования на внутреннюю энергию ниже уровня международного рынка, т. е. ренту, которую можно было бы возместить, если бы потребители платили по мировым ценам, с поправкой на различия в переменных, таких как транспортные расходы. Для чистых импортеров субсидии, измеряемые с помощью метода ценовой разницы, могут быть явными, представляя расходы бюджета, возникающие в результате продажи импортируемой энергии на внутреннем рынке по субсидируемым ценам, или иногда могут быть неявными. Многие страны, например Индонезия, в значительной степени зависят от топлива, произведенного внутри страны, но дополняют внутреннее предложение за счет импорта остатка. В таких случаях оценки субсидий представляют собой сочетание альтернативных издержек и прямых расходов.
Оценки с использованием метода ценового разрыва охватывают только вмешательства, которые приводят к тому, что окончательные цены для конечных пользователей ниже тех, которые преобладают на конкурентном рынке. Хотя такие субсидии составляют большую часть субсидий на ископаемые виды топлива, существует множество других, которые не охватываются методом ценовой разницы. Например, он не охватывает субсидируемые исследования и разработки или субсидии на производство ископаемого топлива. Поэтому оценки, основанные на методе ценовой разницы, занижают общие субсидии на ископаемое топливо, а также их влияние на экономическую эффективность и торговлю. Несмотря на эти ограничения, этот метод является ценным инструментом для оценки субсидий и проведения сравнительного анализа уровней субсидий в разных странах для поддержки разработки политики.
Метод ценовой разницы
Для нетто-импортеров справочные цены основаны на паритетной цене импорта: цена продукта в ближайшем международном центре, скорректированная на разницу в качестве, если необходимо, плюс стоимость фрахта и страхования для нетто-импортера, плюс стоимость внутренних распространение и маркетинг, а также любой налог на добавленную стоимость (НДС). НДС был добавлен к справочной цене, когда налог взимается с конечной продажи энергии, в качестве замены налога на экономическую деятельность, взимаемого в масштабах всей экономики. Другие налоги, в том числе акцизы, не включаются в базовую цену. Для чистых экспортеров справочные цены были основаны на цене экспортного паритета: цена продукта в ближайшем международном хабе, скорректированная на разницу в качестве, если необходимо, за вычетом стоимости фрахта и страхования обратно к чистому экспортеру, плюс стоимость внутренних распространение и маркетинг и любой НДС. Все расчеты проводятся с использованием местных цен, а результаты конвертируются в доллары США по рыночным обменным курсам.
Предполагаемые затраты на транспортировку нефтепродуктов варьируются в зависимости от удаленности страны от ближайшего центра; они взяты из средних затрат, указанных в отраслевых данных. Предполагается, что средние внутренние затраты на распределение и маркетинг нефтепродуктов во всех странах равны затратам в США. Для природного газа и угля затраты на транспортировку и внутреннее распределение оцениваются на основе имеющихся данных о доставке.
Справочные цены корректируются с учетом различий в качестве, которые влияют на рыночную стоимость топлива. Предполагается, что справочные цены в некоторых случаях ниже наблюдаемых цен импорта, например, на энергетический уголь в Индии, которая в значительной степени зависит от отечественного угля низкого качества, но импортирует небольшие объемы угля более высокого качества.
В отличие от нефти, газа и угля, торговля электроэнергией не является предметом широкой международной торговли, поэтому надежной международной справочной цены не существует. Таким образом, справочные цены на электроэнергию были основаны на среднегодовых ценах на электроэнергию в каждой стране (взвешенных в соответствии с уровнями производства для каждого варианта производства). Другими словами, справочные цены на электроэнергию были установлены с учетом затрат на производство, передачу и распределение, но не с учетом других затрат, таких как скидки на строительство новых мощностей. Они были определены с использованием справочных цен на ископаемые виды топлива и среднегодовой эффективности использования топлива для производства электроэнергии. Надбавка в размере 15 долларов США за МВтч и 40 долларов США за МВтч была добавлена для учета затрат на передачу и распределение для промышленного и бытового использования соответственно. Чтобы избежать завышения оценок, справочные цены на электроэнергию были ограничены приведенной стоимостью парогазовой установки (ПГУ).
Некоторые органы власти считают вышеуказанный метод определения справочных цен неуместным. В частности, ряд стран, богатых энергоресурсами, считают, что справочная цена на их рынках должна основываться на их себестоимости, а не на ценах на международных рынках, как это применяется в данном анализе. Основанием для их точки зрения обычно является то, что природные ресурсы используются для содействия их общему экономическому развитию, и что такой подход более чем компенсирует условную потерю стоимости за счет продажи ресурсов внутри страны по цене ниже международной.