Договор с оператором сотовой связи: Как получить договор с сотовым оператором?

Разное

Содержание

Как получить договор с сотовым оператором?

Skip to content

Финтех.com

Договор с мобильным оператором связи может потребоваться, например, для подтверждения владения телефонным номером при его регистрации где-либо, например, в платежной системе QIWI, у букмекера 1XBET и т.п. Ещё договор требуют для разблокировки электронных кошельков.

Обычно при оформлении SIM-карты в салоне выдают и ваш экземпляр договора, но со временем эти бумажки теряются или просто выкидываются. Чтобы получить копию договора необходимо обратиться в ближайший офис своего сотового оператора, предъявить паспорт и после заполнения заявления вам выдадут этот документ или выписку о том, что мобильный номер принадлежит именно вам.

Бывают случаи, когда договор оформлен не на вас, а на бабушку, знакомого или вы вообще купили симку в метро или на улице. Здесь стоит знать, что получить копию договора вправе только владелец номера.

Если номер оформлен на соседа или родственника, то только они могут получить копию договора. И это правильно, ведь SIM-карта это доступ к вашей банковской карте.

Читайте также: промокоды Алиэкспресс и получение посылки в Пятерочке

Так поступать он не вправе, существует обязательство предоставить копию заключённого между вами договора или справку о том, что номер телефона принадлежит именно вам.

Это касается любого оператора:

  • Билайн
  • Tele2
  • МегаФон
  • МТС
  • СберМобайл
  • Yota
  • Тинькофф Мобайл
  • Ростелеком
  • ВТБ Мобайл
  • Газпромбанк Мобайл (ГПБ, gpbmobile)

Проследите, чтобы в документе были верно указаны ваши данные: фамилия, имя и отчество, дата и номер заключения договора, подпись и печать компании-оператора.

Другой вариант — договор с мобильным оператором оформлен на другого человека, а идентификация на вас. В этом случае вам нужно будет переоформить договор с сотовым оператором на себя. Для этого обратитесь в ближайший салон связи вашего ОПСОСа вместе с владельцем СИМ-карты.

Есть и обратная ситуация: договор с оператором оформлен на вас, а идентификация на другого человека. При таком случае платежный сервис QIWI, например, запрашивает ваш договор с оператором сотовой связи, фото вас с паспортом в руках и фото с паспортом в руках того человека, на кого оформлена идентификация.

Ну и напоследок, в случае если вы пользуетесь корпоративным телефоном то нужно понимать, что договор оформлен не на вас, а на юридическое лицо. Тогда понадобится справка с подписью и печатью организации, которая подтверждает, что SIM-картой пользуетесь именно вы.

Кстати, бывает так, что оператор категорически отказывает в выдаче договора — что можно сделать читайте в статье «Если Теле2 не даёт копию договора».


Теги: QIWI, Билайн, МегаФон, МТС

Сайт создан с целью популяризации финтеха, e-commerce и не только, например, платежных систем, переводов средств, интернет-маркетинга, цифровой торговли, мобильной коммерции и других передовых инноваций в различных сферах жизни и бизнеса.

Все упоминания компаний и/или их продуктов и/или товарных знаков (в частности Яндекс, QIWI, Халва, Сбер, Ozon) не являются официальными сообщениями таких компаний. Не является официальным сайтом каких-либо компаний. Любые совпадения не являются преднамеренными.
Публичная Оферта использования сайта
Согласие на обработку персональных данных

Договор оказания услуг сотовой связи Текст научной статьи по специальности «Право»

УДК 34745

ДОГОВОР ОКАЗАНИЯ УСЛУГ сотовой связи

С.в. тычинин11

А. А. ВАСИЛЬЧЕНКО21

Белгородский

государственный

университет

J) e-mail:

[email protected] 2 e-mail:

[email protected]

В данной статье исследуются аспекты правового регулирования договора оказания услуг сотовой связи, особенности услуг связи, приводится определение понятия договора, его отличия от сходных видов правоотношений, рассматриваются такие его элементы как предмет, права и обязанности сторон, основное внимание уделено ответственности оператора сотовой связи перед абонентом.

Ключевые слова: договор, услуга, сотовая связь, сеть связи, радиочастотный спектр, оператор, абонент, ответственность.

Сотовая связь, выступая одним из способов передачи информации, относится к подвижной беспроводной радиотелефонной связи, которая является наиболее динамично развивающимся сегментом рынка электросвязи. Свое название она получила от принципа организации связи, согласно которому зона обслуживания (территория города или региона) делится на ячейки (соты). Сотовая связь, в отличие от проводной связи, связанной со стационарными объектами, позволяет обмениваться информацией, перемещаясь в пространстве. Функционирование сотовой связи осуществляется посредством особого природного ресурса — радиочастотного спектра, который находится в ограниченном обороте. Радиочастотный спектр представлен в виде выделенных полос радиочастот и присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов, причем особенностью владения и пользования радиочастотным спектром в сотовой связи является подчинение его воздействию передающих и принимающих устройств оператора сотовой связи. С помощью подвижной радиотелефонной сотовой связи оказываются не только услуги, “голосовой” связи, но и “неголосовые” услуги, как-то услуги по передаче коротких текстовых сообщений (ЭМБ-сообщений), услуги по передаче мультимедийных сообщений (ММБ-сообщений), услуги электронной почты, услуги мобильного интернета. Особенностью услуг сотовой связи является их неосязаемость, несохранность, постоянство качества, использование высокотехнологичного оборудования.

Необходимо отграничивать услугу связи как объект гражданских прав от действий по передаче адресованных сообщений по сети связи, осуществляемых специально уполномоченными на это органами государственной власти, курьерских услуг, услуг перевозки груза, транспортно-экспедиционных услуг, информационных услуг, иных услуг, оказываемых операторами связи с использованием сети связи, в том числе услуг по осуществлению почтовых переводов денежных средств, услуг по распространению сигналов программ телевизионного вещания и радиовещания через сети связи, а также действий по предоставлению доступа к сети связи.

В правоотношениях по оказанию услуг сотовой связи налицо совокупность сложных вещей, состоящая из самостоятельных разнородных вещей, образующих необходимую для оказания услуг сотовой связи совокупность: сотовый телефон, карта идентификации абонента, сеть сотовой связи. Целью договора об оказании услуг сотовой связи является удовлетворение материальных и нематериальных потребностей в передаче адресованной информации (общении) между лицами. Материальным носителем информации является неосязаемая вещь — радиосигнал, который передается по системам электрической связи. Услуга сотовой связи существует во времени, что определяется точной фиксацией специальным оборудованием времени соединения (общения) абонента и имеет количественный показатель — объем услуги.

Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 14(85). Выпуск 13

БШ-карта (п. 2 Правил оказания услуг подвижной связи от 25.05.05 №3280 — это карта, с помощью которой обеспечивается идентификация абонентской станции (абонентского устройства), ее доступ к сети подвижной связи, а также защита от несанкционированного использования абонентского номера.

Договор оказания услуг связи по своей правовой характеристике является консенсуальным, возмездным, двусторонним, взаимным, обязательным (ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации2), публичным (ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации). Кроме того, договор присоединения сетей связи относится к организационным договорам (наладка оборудования, пропуск трафика и т.д.), а договор оказания услуг сотовой связи абонентам является договором присоединения (ст. 428 Гражданского кодекса Российской Федерации) и относится к реальным договорам (передача БШ-карты; поступление первого взноса за услуги сотовой связи на счет абонента у оператора связи -исполнителя). Следует согласиться с точкой зрения Суденко В.В. в том, что договор оказания услуг сотовой связи в целом является консенсуальным, т.к. особым его предметом является информация, не облеченная в вещественную форму3.

Договор оказания услуг сотовой связи представляет собой публичную письменную оферту, а ее акцепт будущим абонентом осуществляется путем совершения конклюдентных действий как в офисах сотовых операторов, так и у розничных продавцов и для признания его заключенным достаточно первого фактического подключения абонента к сотовой сети. Договор может заключаться также и с представителем оператора (агентом) на основании выданной ему доверенности, который предлагает абоненту только выбрать тариф (совокупность услуг, входящих в предмет договора) и подписать заранее подготовленный бланк договора — договор присоединения.

Услуга связи — это действия оператора связи по удовлетворению потребности конкретного лица в передаче адресованного сообщения (информации) через сети связи без изменения его содержания с сохранением тайны связи4.

Услуга сотовой связи — это деятельность, направленная на прием, обработку и передачу с помощью радиоволн определенного радиочастотного спектра с целью обеспечения непрерывной телефонной связи (местной, внутризоновой, междугородной, международной) между абонентами сети сотовой связи определенного оператора, а также между абонентами сети электросвязи общего пользования других операторов по их вызовам5.

Согласно ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации6 договором возмездного оказания услуг является договор, по которому исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность, а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Правила гл. 39 Гражданского кодекса Российской Федерации о возмездном оказании услуг применяются и в отношении договора оказания услуг связи.

В действующем законодательстве об услугах связи отсутствует легальное определение договора оказания услуг сотовой связи.

Д.Е. Петров определяет договор об оказании услуг связи как соглашение между оператором связи и абонентом (пользователем), в соответствии с которым оператор связи обязуется осуществить деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи (знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода) по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам, а абонент (пользователь) обязуется оплатить эти услуги7.

1 Правила оказания услуг подвижной связи, утв. Постановлением Правительства от 25.05.05 №328 // Инфомационно-правовая база “Консультант плюс”.

2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30. 11.94 №51-ФЗ // Информационно-правовая база “Консультант плюс”.

3 Суденко В.В. Договор оказания услуг радиотелефонной сотовой связи (12.00.03 — РГБ). — Дисс…. к.ю.н. — Краснодар, 2003.

4 Жевняк О.В. Гражданско-правовой институт оказания услуг связи (12.00.03 — РГБ). — Дисс. … к.ю.н. — Екатеринбург, 2009. — С. 39.

5 СкориковаТ.Н. Указ. соч. — С. 135.

6 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.96 №14-ФЗ // Информационно-правовая база “Консультант плюс”.

7 Петров Д.Е. Понятие и виды договоров об оказании услуг связи // Правовые вопросы связи. 2008. №1. — С. 3.

О.В. Жевняк считает договором об оказании услуг связи такой договор, по которому одна сторона (оператор связи) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) передать вверенное ему сообщение определенному адресату или осуществить обмен такими сообщениями через сеть связи без изменения их содержания и с сохранением тайны связи, а заказчик обязуется оплачивать оказанную ему услугу связи, если иное не предусмотрено законом или соглашением сторон8.

В.В. Суденко определяет договор оказания услуг радиотелефонной сотовой связи как соглашение физического или юридического лица (абонента) с оператором радиотелефонной сотовой связи, по которому оператор обязуется предоставлять абоненту доступ к сотовым сетям радиотелефонной связи и оказывать прочие заказанные абонентом в соответствии с выбранным тарифным планом услуги, связанные с использованием сети и радиотелефонного оборудования, а абонент обязуется оплачивать их по цене, установленной договором9.

Т.Н. Скорикова делит договор оказания услуг сотовой связи на два подвида: договор оказания услуг присоединения сетей электросвязи (“оператор-оператор”) и договор оказания услуг сотовой связи абонентам (“оператор-абонент”). По договору оказания услуг присоединения сетей электросвязи присоединяющий оператор обязуется по заданию заказчика присоединяемого оператора связи в соответствии с согласованной проектно-сметной документацией и техническими условиями присоединения сетей электросвязи осуществить присоединение его сетей на определенном уровне присоединения с целью удовлетворения потребности присоединяемого оператора в установлении соединений и передачи информации между пользователями взаимодополняющих сетей электросвязи, а присоединяемый оператор обязуется уплатить как разовую плату за присоединение сети, так и периодические платежи за услуги присоединения и пропуск трафика в соответствии с тарифами присоединяющего оператора связи в порядке и сроки, установленные в законе, иных правовых актах или в договоре10. По договору услуг сотовой связи абонентам оператор сотовой (электрической) связи обязуется доставить по взаимодействующим сетям электрической связи поступившую на его средства связи с абонентского устройства информацию по входящим, исходящим и транзитным вызовам абонентов в целях их общения, а абонент, инициирующий передачу информации, обязуется уплатить за передачу этой информации плату в размере, определяемом тарифом (тарифным планом), за количество времени, затраченного оператором связи на передачу этой информации, фиксируемого на электронном сертифицированном оборудовании оператора связи11.

Резюмируя вышеизложенное, сформулируем следующее определение. По договору оказания услуг сотовой связи оператор сотовой связи обязуется по заданию заказчика (абонента, оператора) совершить деятельность по передаче адресованной информации по вызовам абонентов без изменения ее содержания и с сохранением тайны связи, присоединению сетей электросвязи и оказывать прочие услуги, связанные с доступом к сетям сотовой связи, а заказчик обязуется оплачивать оказанную ему услугу, если иное не предусмотрено законом или соглашением сторон.

Предмет договора об оказании услуг сотовой связи составляют действия оператора по пространственному перемещению по определенному адресу информационного сообщения по сети связи, а также воздержание от совершения действий по изменению содержания сообщения и разглашению тайны связи и действия заказчика по оплате оказанных услуг, если иное не предусмотрено законом или договором. Таким образом, отграничение договора оказания услуг сотовой связи от других видов договоров происходит по предмету и направленности договора. Если предметом (результатом) других видов договоров может выступать конкретная материальная вещь (способная подвергаться обратимым и необратимым трансформациям), то предметом (результатом) договора оказания услуг сотовой связи выступает передача информации (сообщения) или обмен ей, а не сама информация (сообщение).

8 Жевняк О.В. Там же. — С. 9.

9 Суденко В.В. Там же. — С. 23.

10 Скорикова Т.Н. Указ. соч. — С. 66-67.

11 Скорикова Т.Н. Указ. соч. — С. 71-77.

Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 14(85). Выпуск 13

Форма договора оказания услуг сотовой связи (как присоединения сетей связи, так и абонентам) — письменная (ст. 161 Гражданского кодекса Российской Федерации). Еще одной особенностью заключения договора возмездного оказания услуг сотовой связи абонентам является его заключение с использованием формуляров, содержащих только существенные условия договора, а остальные условия договора определяются путем отсылки к Правилам оказания услуг сотовой связи определенного оператора. В практике заключения договора такая форма называется “регистрационная форма абонента”. Сам формуляр договора содержит сведения, индивидуализирующие абонента в сети сотовой связи определенного оператора, и тариф, применяемый при расчетах. В отношении других условий договора формуляр содержит отсылочную норму, т.е. имеет бланкетный характер при определении содержания договора12.

Гражданско-правовое регулирование отношений по оказанию услуг связи вообще, и сотовой связи в частности, осуществляется нормами гл. 39 Гражданского кодекса РФ. Эти отношения регулируются также нормами специального законодательства, образующими самостоятельный институт законодательства об электрической связи (Федеральный закон «О связи» от 07.07.03 №12б-ФЗ; Правила оказания услуг подвижной связи, утв. Постановлением Правительства от 25.05.05 №328; Положение об оплате использования радиочастотного спектра в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.08.98 №895; Правила оказания универсальных услуг связи, утв. Постановлением Правительства от 21.04.05 №241; Правила оказания услуг местной, внутризоновой и международной телефонной связи, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от

18.05.05 №310; Правила оказания услуг по передаче данных, утв. Постановлением Правительства от 23.01.06 №32; Правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утв. Постановлением Правительства от 28.05.05 №161 и др.).

Сторонами (субъектами) в договоре по оказанию услуг сотовой связи являются операторы сотовой связи и абоненты. Одним из индивидуализирующих признаков договора оказания услуг сотовой связи является участие третьих лиц в правоотношениях.

Оператор сотовой связи — это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии (ст. 2 Федерального закона от 07.07.03 №12б-ФЗ “О связи”13).

Абонент (ст. 2. Федерального закона от 07.07.03 №12б-ФЗ “О связи”) — пользователь услугами сотовой связи, с которым заключен договор об оказании услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации.

В обязательствах по присоединению к сетям электросвязи и пропуску трафика сторонами являются операторы всех видов электрической связи, которые в договоре могут выступать как заказчиками, так и исполнителями. В обязательствах по оказанию услуг сотовой связи абонентам сторонами являются операторы сотовой связи, на которых лежит функция исполнителя по оказанию сотовой связи абонентам и абоненты-заказчики, которыми могут выступать любые субъекты гражданского права (граждане, иностранцы, лица без гражданства, юридические лица, государственные и муниципальные органы, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования).

Основными обязанностями операторов сотовой связи являются: 1) обязанность оказывать услугу присоединения сетей связи; 2) обязанность предоставления абоненту необходимой и достаточной информации; 3) доводить до сведения абонентов правила пользования средствами сотовой связи во время оказания услуг и особенностях воздействия электромагнитных излучений; 4) обязанность доступности другого оператора связи абонентам своих сетей; 5) устранять в установленные сроки технические неисправности, препятствующие пользованию услугами подвижной связи; 6) не менее чем за 10 дней до введения новых тарифов на услуги подвижной связи извещать об этом абонентов через средства массовой информации; 8) обязанность не изменять содержание информации и соблюдать тайну связи и др.

12 Скорикова Т.Н. Там же. — С. 92-93-

13 Федеральный закон “О связи” от 07.07.03 №12б-ФЗ // Информационно-правовая база “Консультант плюс”.

Права операторов сотовой связи: 1) право на получение оплаты от абонента за оказанные услуги связи; 2) право оператора контролировать использование абонентом надлежащего абонентского устройства (сотового телефона), отвечающего требованиям безопасной эксплуатации сети сотовой связи; з) оператор связи вправе приостановить предоставление услуг сотовой связи.

К основным обязанностям абонента относятся: 1) обязанность оплатить услугу связи; 2) использовать для подключения к сети сотовой связи оборудования, соответствующего установленным требованиям; з) незамедлительно сообщать оператору связи об утере БШ-карты; 4) в течение 6о дней сообщать оператору связи об изменениях персональных данных.

К правам абонента относятся: 1) получать необходимую и достоверную информацию об операторе связи, режиме его работы, оказанных услугах сотовой связи; 2) требовать перерасчета абонентской платы вплоть до полного возврата сумм, уплаченных за услуги сотовой связи, в связи с не предоставлением услуг не по вине абонента или предоставлением их ненадлежащего качества; 3) отказаться от уплаты услуг сотовой связи, предоставленных ему без согласования и не предусмотренных договором; 4) получать по письменному заявлению детализацию счета по всем видам услуг подвижной связи с указанием даты и времени всех состоявшихся соединений, их продолжительности и абонентских номеров (п. 27 Правил оказания услуг подвижной связи от 25.05.05 №328).

К существенным условиям договора присоединения сетей электросвязи относятся условия о предмете, сроке оказания услуг по присоединению сетей связи (пропуску трафика), а также об объеме и порядке передачи сведений об абонентах. Другие условия являются обычными условиями договора, сформулированные в императивных нормах.

В соответствии с п. 20 Правил оказания услуг подвижной связи от 25.05.05 №328, к существенным условиям договора оказания услуг сотовой связи абонентам относятся: а) назначенный абоненту абонентский номер из выделенного оператору связи ресурса нумерации географически не определяемой зоны нумерации или уникальный код идентификации; б) оказываемые услуги подвижной связи; в) порядок, сроки и форма расчетов; г) система оплаты услуг подвижной связи.

Договор оказания услуг сотовой связи считается заключенным, если потенциальный абонент имеет особый набор, включающий в себя: 1) радиотелефон; 2) БШ-карта; 3) техническая и организационная документация; 4) карта оплаты14.

Ответственность сторон в рассматриваемом договорном правоотношении носит имущественно-компенсаторный характер и может выражаться в различных формах (взыскание неустойки, возмещение убытков, компенсация морального вреда и т.д.). На сегодняшний день рассмотрение ответственности оператора перед абонентом является особенно актуальной проблемой. В пункте 56 Правил от 25.05.05 №328 устанавливаются основания ответственности оператора перед абонентом за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору: а) нарушение сроков обеспечения доступа к сети подвижной связи; б) нарушение установленных в договоре сроков оказания услуг подвижной связи; в) оказание не всех услуг подвижной связи, указанных в договоре; г) некачественное оказание услуг подвижной связи; д) непредставление, неполное или несвоевременное представление информации, связанной с оказанием услуг подвижной связи; е) нарушение требований об ограничении распространения сведений об абоненте, ставших известными оператору связи в силу исполнения договора; ж) нарушение тайны телефонных переговоров и сообщений.

На практике нарушения прав абонентов-потребителей чаще всего происходят при непредставлении, неполном или несвоевременном представлении информации об оказываемой услуге сотовой связи, о тарифах на услуги сотовой связи, разглашениях тайны связи и персональных данных абонентов, мобильном мошенничестве15. В Правилах от

14 Суденко В.В. Указ. соч. — С. 48-49.

15 См., например, Артемов В.В. SMS-бизнес и закон // Правовые вопросы связи. 2007. №i; Юшкевич A.B. Актуальные вопросы соблюдения тайны связи // Правовые вопросы связи. 2008. №i; Юшкевич A.B. Теория и практика применения законодательства в области оказания услуг связи. Повременная система оплаты услуг // Юрист. 2007. №12.

Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 14(85). Выпуск 13

25.05.05 №328 совершенно отсутствуют нормы о способах установления (фиксации) нарушений, допущенных оператором связи, что делает достаточно трудным для абонента, ввиду технической безграмотности, доказывать факт нарушения при оказании услуг сотовой связи, т. е. в способах установления причинной связи имеются явные проблемы в гражданско-правовом регулировании. Отсутствие норм о фиксации нарушений затрудняет установление не только причинной связи, но и факта причинения убытков абоненту, а, следовательно, и определение их размера16. Практика показывает, что зачастую абонент остается один на один с сотовыми компаниями и заключает кабальные договоры, закрепляющие безответственность оператора перед абонентом. Вместе с тем, в силу публичности договора оказания услуг сотовой связи абонентам (ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации; ст. 45 Федерального закона от 07.07.03 №12б-ФЗ “О связи”), регулирование вопросов ответственности операторов сотовой связи должно устанавливаться государством, потому что абонент в договоре оказания услуг сотовой связи является более слабой стороной, нуждающейся в защите.

Обобщая вышесказанное, следует отметить, что на федеральном уровне необходимо принять Правила оказания услуг сотовой связи, которые учитывали бы все аспекты данного вида услуг и особенно ответственность операторов сотовой связи перед абонентами.

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94 №51-ФЗ // Информационно-правовая база “Консультант плюс”.

2. Федеральный закон “О связи” от 07.07.03 №12б-ФЗ // Информационно-правовая база “Консультант плюс”.

3. Правила оказания услуг подвижной связи, утв. Постановлением Правительства от 25.05.05 №328 // Инфомационно-правовая база “Консультант плюс”.

4. Суденко В.В. Договор оказания услуг радиотелефонной сотовой связи (12.00.03 — РГБ). — Дисс…. к.ю.н. — Краснодар, 2003.

5. Жевняк О.В. Гражданско-правовой институт оказания услуг связи (12.00.03 — РГБ). -Дисс…. к.ю.н. — Екатеринбург, 2009. — С. 39.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.96 №14-ФЗ // Информационно-правовая база “Консультант плюс”.

7. Петров Д.Е. Понятие и виды договоров об оказании услуг связи // Правовые вопросы связи. 2008. №1. С. 3.

8. Артемов В.В. SMS-бизнес и закон // Правовые вопросы связи. 2007. №i;

9. Юшкевич A. B. Актуальные вопросы соблюдения тайны связи // Правовые вопросы связи. 2008. №1.

10. Юшкевич A.B. Теория и практика применения законодательства в области оказания услуг связи. Повременная система оплаты услуг // Юрист. 2007. №12.

Список литературы

CONTRACT OF RENDERING SERVICES OF CELLULAR COMMUNICATION

Belgorod State University

1) e-mail:

[email protected]

S.V. TYCHININ11 A. A. VASILCHENKO21

The article discusses the aspects of legal regulation of the contract of rendering services of cellular communication. The features of telecommunication service are observed. The definition of the concept of contract and its difference from similar kinds of legal relationship is analysed. Its elements such as a subject, the rights and duties of the parties are considered, and the basic attention is given to the responsibility of the operator of cellular communication to the subscriber.

2 e-mail:

[email protected]

Key words: contract, service, cellular communication, communication network, radio-frequency spectrum, operator, subscriber, responsibility.

16 Скорикова Т.Н. Указ. соч. — C. 225.

Пример Соглашения о сотовом обслуживании

Название (последнее, первое, MI):
DOE, Jane, A.

Сотрудник W#:
W123456789

Отдел: Telecommunations

. -1234

Рабочий адрес: 000 University Circle, Ogden, UT 84408

Адрес электронной почты: [email protected]


Одобрена следующая единовременная компенсация за покупку устройства связи:

Диспетчер отдела Инициалы

Утверждено Однократно $

ОПИСАНИЕ УСТРОЙСТВА МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ: (Марка и модель сотового телефона, BlackBerry, SIM и т.д.)

j.s.

349,00 $

Android, Nexus 6

j.s.

$35,00

СТОИМОСТЬ АКТИВАЦИИ УСЛУГ (если применимо)

j.s.

$384,00

ВСЕГО УТВЕРЖДЕННАЯ ОДНОРАЗОВАЯ СУММА


Утверждена следующая компенсация текущих затрат на тарифный план мобильной связи на срок не более одного года, начиная с 01/05/2006 и заканчивая 30/04/2007 :

Номер мобильного устройства (сотового): (801) 000 — 0000

Менеджер отдела Инициалы

Утверждено Ежемесячно $

ПЛАН УСЛУГ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ: (название поставщика, базовые минуты, тарифный план, специальные функции и т. д.)

j.s.

$39,99 + налог в размере 20,00 долларов США = 60,00 долларов США *

План Cingular с 450 минутами в любое время, 5000 минут в ночное время и в выходные дни, бесплатно с мобильного на мобильный.

*Итоговая сумма округляется до ближайшего приращения 10, чтобы покрыть регуляторные сборы, дополнительные сборы, налог на мобильный телефон и налог на стипендию.


Деловое обоснование и/или комментарий и объяснение:

Я на связи 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Я также посещаю конференции в течение года и должен поддерживать связь со своим офисом.

Соглашение об услугах мобильной связи для сотрудников (продолжение)

Я прочитал и понял обязанности сотрудников, подробно описанные в Процедурах мобильной связи для сотрудников, PPM 3-65. Я понимаю, что университетская компенсация за покупку устройства мобильной связи, плата за активацию услуги мобильной связи (если применимо) и план обслуживания мобильной связи является налогооблагаемым доходом и НЕ является частью моей базовой заработной платы. Я также понимаю, что любое приобретенное устройство является моей личной ответственностью. Я подтверждаю, что мобильное устройство связи будет использоваться для выполнения моих должностных обязанностей в Университете штата Вебер, определенных моим руководителем. Я несу ответственность за оплату любых расходов, которые превышают компенсацию университета, утвержденную в этой форме.

Я понимаю, что мне не разрешено использовать устройство мобильной связи для ведения бизнеса Университета штата Вебер во время управления автомобилем.

Настоящее соглашение заменяет ранее заключенные соглашения.

Jane Doe

04/18/2006

Employee Signature

Date


APPROVED:

John Smith

04/18/2006

Supervisor (required)

Date

Jenny Johnson

04 /18/2006

Подпись начальника отдела (обязательно)

Дата

Соглашения о совместном использовании мобильных сетей: возможность или угроза?

Соглашения о совместном использовании мобильных сетей (NSA) могут способствовать инвестициям, снимая ограничения капитала, снижая удельные затраты на расширение сетей и обеспечивая экономию затрат на сеть, которая уменьшает как масштаб инвестиций, так и эксплуатационные расходы. Однако высказывались опасения по поводу антиконкурентных последствий такого сотрудничества между конкурентами. Учитывая важность изучения НСБ в каждом конкретном случае, как можно оценить их потенциальное антиконкурентное воздействие, а также проанализировать и подтвердить их преимущества?

По мере роста спроса на данные и операторов мобильных сетей (MNO), стремящихся оставаться актуальными и конкурентоспособными, гарантируя, что они могут предлагать новейшие технологии (например, 5G), операторы сталкиваются с необходимостью модернизации и расширения своих сетей. В результате они сталкиваются с возросшими требованиями к капитальным и эксплуатационным затратам (CAPEX и OPEX) в условиях, когда розничные доходы на пользователя снизились, прежде чем стабилизироваться на более низком уровне в последние годы. 1 По мере того, как операторы мобильной связи изучают новые способы распределения затрат на инвестиции без дальнейшей консолидации на рынке путем слияний, они начинают рассматривать NSA как более привлекательные.

Однако, поскольку NSA представляют собой соглашение между конкурентами, операторы мобильной связи должны убедиться, что они соблюдают национальное и европейское законодательство о конкуренции, которое запрещает определенные соглашения, ограничивающие конкуренцию. 2 В настоящее время нет уверенности в том, при каких обстоятельствах НСЗ смогут избежать нежелательного контроля со стороны органов по вопросам конкуренции (и введение безопасных гаваней маловероятно). Несмотря на то, что Орган европейских регуляторов электронных коммуникаций (BEREC) предоставил некоторые рекомендации высокого уровня в отношении того, где проблемы с конкуренцией могут быть наибольшими, НСБ, вероятно, будут продолжать оцениваться в каждом конкретном случае. 3

Поэтому необходимо детальное понимание механизмов, с помощью которых НПБ могут привести к вреду и пользе, а также четкая схема оценки вероятных результатов. Это будет становиться все более актуальным для содействия потенциальным НГБ, которые помогут разблокировать значительные и дорогостоящие инвестиции в мобильные сети 5G, необходимые для достижения целей политики ЕС, включая покрытие 5G для всех населенных пунктов к 2030 году. 4

Угроза конкуренция?

Руководство BEREC и результаты недавних расследований, проведенных Европейской комиссией в отношении НСБ в Италии и Чешской Республике, 5 , подразумевают, что озабоченность по поводу конкуренции, связанная с НСБ, обычно связана с расширением возможностей координации и обмена информацией между участниками, т.к. а также негативное влияние на сетевую конкуренцию из-за снижения стимулов операторов к инвестированию и их способности конкурировать на сетевом уровне. Теоретически, когда преимущество первопроходца устраняется (учитывая, что любые выгоды от модернизации сети могут также быть получены другой стороной или сторонами, совместно использующими ресурсы), стимулы и способность инвестировать и внедрять инновации или дифференцировать сети могут быть уменьшены. .

Однако степень серьезности этих вопросов будет зависеть от детальной оценки динамики рынка и объема соглашения. Три основные особенности имеют особое значение в глазах органов по вопросам конкуренции при оценке последствий НСЗ по сравнению с гипотетическим отсутствием НСЗ или урезанной версией. Они показаны на рисунке 1 и описаны ниже.

Рисунок 1   Оценка влияния НСЗ на конкуренцию

Источник: Oxera.

Концентрация рынка

Как и в случае слияний и других случаев, когда теории ущерба касаются как скоординированных эффектов, так и односторонних эффектов (утрата прямой прямой конкуренции, снижение способности к дифференциации, более высокие цены, более низкое качество), влияние НСЗ сетевую конкуренцию можно считать более серьезной проблемой на концентрированных рынках.

Однако, как всегда, дьявол кроется в деталях, и крайне важно не ограничиваться мерами концентрации, чтобы оценить силу конкурентных ограничений для участников обмена. Например, на рынке с четырьмя игроками НСБ среди трех относительно небольших игроков на рынке с меньшей вероятностью вызовет озабоченность по поводу конкуренции, чем одна из трех сторон с относительно высокой долей рынка. Это связано с тем, что разделяющие стороны могут по-прежнему сталкиваться с сильной конкуренцией со стороны четвертой стороны. Даже если делящие стороны имеют значительные доли, не делящая сторона все еще может оказывать достаточно сильное конкурентное ограничение или действовать как внешний дестабилизирующий фактор для любой координации.

Среди сторон NSA также могут сохраняться возможности для дифференциации на уровне обслуживания, что могло бы избежать опасений снижения конкуренции. Например, даже в общей сети операторы могут различаться по цене и продукту (например, с точки зрения размера пакета данных или специальных предложений), а также по качеству обслуживания через различные базовые сети, которые обычно не входят в общую сеть. АНБ. Кроме того, связь между физическими сетями и способность дифференцировать услуги для конечных пользователей, чтобы конкурировать на розничных (и оптовых) рынках, вероятно, станет еще слабее после развития новых технологий. Как поясняется во вставке ниже, новые поколения мобильных технологий обеспечат больше возможностей для дифференциации даже в рамках общей сетевой инфраструктуры.

Дифференциация за счет технологий

Связь между совместным использованием инфраструктуры и возможностью дифференцировать услуги, вероятно, будет ограничена при наличии новых технологий. Например, как описано в предыдущей статье Agenda , ожидается, что полностью разработанные сети 5G 1 будут использовать функции управления сетью, которые предоставят операторам большую гибкость в их сети.

Большая «виртуализация» сетей, которая позволяет программировать характеристики сети таким образом, чтобы абстрагироваться от базового оборудования, позволит операторам адаптировать свои сети без обязательного внесения изменений в физическую инфраструктуру (что может быть общим).

Виртуализация также будет играть ключевую роль в «сетевом сегментировании», что позволит операторам отделять различные «фрагменты» своей сети для удовлетворения различных требований и вариантов использования. Операторы смогут определять сетевые характеристики каждого сегмента (включая скорость, задержку и пропускную способность) в соответствии с конкретными индивидуальными требованиями.

Это может помочь сохранить конкуренцию на основе услуг между сторонами, совместно использующими ресурсы, поскольку дает операторам возможность сохранять более независимый контроль над своими сетевыми функциями и качеством, даже когда сетевая инфраструктура используется совместно. Более того, это может позволить операторам мобильной связи предоставлять расширенные предложения операторам мобильных виртуальных сетей (MVNO), отвечающим требованиям ниши, с более дифференцированными предложениями услуг, чем это возможно в настоящее время, стимулируя более сильную конкуренцию на оптовых рынках мобильной связи.

Примечание:
1 Oxera (2021 г.), «Совместное использование — это забота: поддержка развертывания сетей 5G», июль.

Территориальный охват и охват населения

Распространено мнение, что НГС, ориентированные на сельские районы, вызывают меньше беспокойства, чем НГС в более густонаселенных районах. Действительно, в случае с Чехией Европейская комиссия прямо согласилась с тем, что «совместное использование сетей операторами, как правило, приносит пользу потребителям с точки зрения более быстрого развертывания, экономии затрат и покрытия в сельской местности 9». 0004’ 6 [курсив наш]. Это основано на понимании того, что в малонаселенных районах может быть недостаточно спроса, чтобы покрыть расходы на несколько наборов инфраструктуры, и поэтому в отсутствие NSA (или государственного вмешательства) альтернативой будет просто отсутствие мобильного покрытия.

Напротив, из-за экономии за счет плотности городские районы могут иметь возможность поддерживать несколько конкурирующих инфраструктур без NSA, и среди регулирующих органов, как правило, преобладает предпочтение полной конкуренции инфраструктуры. Это различие между городскими и сельскими районами показано на рис. 29.0006

Рисунок 2   Дебаты между городом и деревней

Источник: Oxera.

Однако эта дихотомия является чрезмерным упрощением, основанным на представлении об инфраструктуре, которая уже устарела — и будет еще более устаревшей в мире 5G.

В тех случаях, когда затраты на развертывание сети в городских районах значительны (например, в результате требований к большему количеству сайтов для удовлетворения требований к покрытию и пропускной способности), преимущества эффективности от предотвращения дублирования сети (обсуждается ниже) увеличатся и это может сыграть ключевую роль в оценке баланса эффектов. Кроме того, если в городских районах есть несколько невоспроизводимых участков, доступ к которым необходим оператору мобильной связи (для обеспечения непрерывного покрытия территории), отсутствие какой-либо формы NSA на этих участках может исказить конкуренцию в силу того, что один оператор имеет доступ на «объект первой необходимости».

Специфика соглашения

Специфика соглашения NSA, например, какие активы являются общими (ограничивается ли оно «пассивной» инфраструктурой, такой как площадки и мачты, или включает некоторые «активные» компоненты, такие как антенны или даже радиостанции). спектра?), а также степень и форма любого обмена информацией также будут иметь значение для оценки вероятного воздействия на конкуренцию.

Пассивное совместное использование, как правило, считается имеющим ограниченное неблагоприятное воздействие на конкуренцию — только физическое расположение каждой (совместно используемой) площадки одинаково, и операторы могут дифференцировать покрытие, развертывая дополнительные независимые площадки, и дифференцировать услуги, развертывая различное «активное» оборудование и разный радиоспектр. 7

Однако соглашения об активном совместном использовании предполагают «более глубокий» уровень совместного использования сети, при котором активное оборудование, которое передает, принимает и обрабатывает сигналы, также используется совместно. Обеспокоенность, высказанная органами по вопросам конкуренции, связана с тем, в какой степени такое совместное использование может повлиять на способность каждого оператора дифференцировать качество своей сети и услуги. Однако, как обсуждалось выше, связь между физическим оборудованием и способностью дифференцировать услуги не является четкой, если операторы продолжают поддерживать отдельные базовые сети, могут развертывать независимые сайты или дифференцироваться по другим аспектам услуги, которые ценят клиенты. Внедрение новых технологий и инструментов управления сетью еще больше подорвет эти опасения.

Что касается обмена информацией, то он должен быть ограничен только тем, что необходимо для надлежащего функционирования соглашения об обмене. Однако антимонопольные органы могут выражать обеспокоенность, если в соглашении есть условия, касающиеся обмена информацией о важных стратегических решениях, которые могут лишить первопроходца преимуществ или помешать осуществлению односторонних улучшений в сети.

Оценка воздействия

При оценке воздействия НПБ нет ярких черт с точки зрения:

  • пороговые уровни рыночной концентрации, выше которых НСЗ становятся проблематичными;
  • потенциальные антиконкурентные последствия однозначно выше в городах, чем в сельской местности;
  • обязательно ли определенный тип совместного использования существенно препятствует конкуренции.

Таким образом, эти теории причинения вреда не могут быть презюмированы. Вместо этого их необходимо тщательно оценивать, подкрепляя экономическими данными и принимая во внимание весь контекст рынка, АНБ и рассматриваемую технологию.

Даже в тех случаях, когда существует опасение, что соглашения каким-то образом ограничат конкуренцию, экономия затрат (и их перенос на потребителей) и выгоды, связанные с расширением выбора для потребителей или доступностью услуг, должны оцениваться с точки зрения любого неблагоприятного воздействия на конкуренцию. . Но какова вероятная эффективность и как ее можно оценить?

Возможность получения выгоды

Хорошо известно, что соглашения о совместном использовании сети могут повысить эффективность. Действительно, Европейская комиссия признала, что совместное использование сети может обеспечить экономию средств и более быстрое развертывание сети, а также улучшить покрытие. 8 Кроме того, система законодательства о конкуренции может принимать решения в пользу соглашений, создающих достаточные преимущества, чтобы перевешивать (потенциально) антиконкурентные последствия 9 , поэтому важно уметь выявлять и количественно оценивать преимущества НСЗ.

Экономия затрат на сеть

NSA могут помочь сократить капитальные и эксплуатационные расходы, связанные с развертыванием и эксплуатацией мобильных сетей. Величина этой экономии будет зависеть от ряда факторов, включая, например, тип совместного использования (например, пассивный или активный), технологию (3G, 4G или 5G) и географическое покрытие.

Пассивное совместное использование позволяет операторам разделить (а не дублировать) некоторые расходы, связанные с развертыванием физической инфраструктуры, такие как стоимость мачт и башен, а также покупка или аренда места для развертывания этой инфраструктуры. Меньшее количество сайтов по сравнению с несколькими автономными сетями может снизить как капитальные, так и эксплуатационные расходы. Активное совместное использование, при котором электронное оборудование, такое как передатчики и приемники, также используется совместно, может обеспечить даже большую экономию средств, чем пассивное совместное использование. На рис. 3 показан источник этой дополнительной экономии средств, а также то, как возможности для повышения эффективности могут быть даже выше при активном совместном использовании, чем при пассивном совместном использовании.

Рис. 3   Источник экономии затрат на сеть за счет активного совместного использования по сравнению с пассивным общим доступом

Источник: Oxera.

Во-первых, активные компоненты необходимо будет приобретать только один раз на общих сайтах сети, а не отдельно каждым оператором мобильной связи в случае пассивного совместного использования (или автономных сетей). Это снижает капитальные затраты.

Во-вторых, при пассивном совместном использовании некоторые сайты могут быть не в состоянии поддерживать активное оборудование нескольких операторов мобильной связи по простым причинам, таким как доступность места или ограничения по весу мачт. В таких случаях сайты должны быть адаптированы для поддержки нескольких наборов оборудования или должны быть развернуты отдельные сайты, не являющиеся общими, если этого недостаточно. Активное совместное использование позволяет избежать этих фиксированных затрат, тем самым еще больше снижая капитальные затраты по сравнению с пассивным разделением.

В-третьих, благодаря отсутствию необходимости создавать сайты, не являющиеся общими, активное совместное использование может уменьшить количество сайтов, работающих на сторонах, предоставляющих общий доступ. Это может снизить OPEX, например, на техническое обслуживание и питание, связанные с работой сети по сравнению с пассивным совместным использованием.

В приведенном ниже блоке показано, как эта экономия средств может быть больше для 5G NSA (особенно в городских районах), так что мы можем ожидать увеличения числа операторов, желающих получить выгоду от NSA для поддержки развертывания 5G.

В той мере, в какой любая экономия средств, обеспечиваемая НСЗ, приводит к более низким предельным (переменным) затратам, операторы мобильной связи также будут иметь больше стимулов для передачи части этой экономии потребителям за счет более низких цен и/или повышения качества, 10 и это следует учитывать при оценке общего воздействия НСЗ на потребительские результаты.

НПБ снижают затраты на развертывание 5G

В перспективе экономия сетевых затрат за счет НПБ — и, следовательно, преимущества НПБ — могут быть больше для 5G, чем для предыдущих поколений, особенно в городских районах.

Затраты, связанные с развертыванием 5G, будут значительно выше, чем для сетей предыдущего поколения. В частности:

  • инфраструктура сети радиодоступа расходы будут значительными, учитывая необходимость модернизации антенн и развертывания большего количества сотовых узлов в рамках уплотнения сети (особенно в городских районах). Это связано с физическими характеристиками распространения высокочастотного радиоспектра, необходимого для полной поддержки технических возможностей 5G, как подробно объяснялось в предыдущем Повестка дня статья; 1
  • транспортные расходы будут выше, учитывая необходимость справляться со значительным увеличением сетевого трафика и подключаться к большему количеству сайтов;
  • энергия расходы, вероятно, будут высокими (оценка GSMA до 140% выше, чем для предыдущих поколений) из-за модернизации сети, большего количества сайтов и продолжающегося роста трафика.

Таким образом, за счет уменьшения дублирования сети (особенно в городских районах, где потребуется большое количество площадок) 5G NSA могут обеспечить еще более высокую эффективность с точки зрения экономии затрат и воздействия на окружающую среду, чем развертывание отдельных сетей.

По оценкам GSMA, совместное использование сети потенциально может обеспечить экономию до 40% от общей стоимости владения.

Примечание:
1 Oxera (2019), «Совместное использование — это забота: поддержка развертывания сетей 5G», Agenda , июль.
Источник: Oxera, на основе данных GSMA (2019 г.), «Эволюция стоимости мобильной сети в эпоху 5G», 28 августа.

Более быстрое развертывание сети и большее покрытие

Совместное использование сети также может способствовать более быстрому развертыванию сети. Например, совместно используемые стороны могут объединять и координировать свои ресурсы, что ускоряет развертывание, чем если бы они развернули отдельные автономные сети. NSA также могут способствовать расширению покрытия сети за счет снижения удельных затрат на развертывание в областях, которые в противном случае могли бы быть слишком дорогими для покрытия.

Таким образом, совместное использование сети может предоставить большему количеству потребителей более ранний доступ к усовершенствованным мобильным технологиям. Там, где это приводит к повышению надежности, доступу к Интернету, увеличению скорости загрузки и выгрузки, а также доступу к множеству новых приложений и вариантов использования, конечные пользователи получат выгоду гораздо раньше, чем в случае меньшего или полного отсутствия обмена. .

Методы оценки воздействия могут использоваться для оценки стоимости этих выгод наряду с другими данными о готовности платить за улучшенные услуги, выявленными с помощью совместных обследований. В этих опросах оцениваются выгоды для потребителей, которые затем можно распространить на пострадавшее население, чтобы представить количественные оценки общей выгоды для потребителей.

В итоге…

Оценка чистого эффекта от НСЗ всегда будет включать оценку баланса между затратами (с точки зрения воздействия на конкуренцию) и выгодами (с точки зрения полученной эффективности и того, как они распределяются между конечными потребителями). пользователей). Таким образом, при заключении СЯБ ключевое значение имеет полное и тщательное понимание возможных проблем с конкуренцией с учетом конкретного рыночного контекста и характера соглашения о разделе.

Надежная экономическая оценка потенциальных выгод, например, с точки зрения экономии затрат и более быстрого развертывания сети, является неотъемлемой частью понимания масштабов эффективности, которую может обеспечить любое соглашение. Это может быть информативно при оценке того, какой тип совместного использования лучше всего подходит для экономического обоснования оператора, и при определении важных соображений при структурировании соглашения. При необходимости это может также предоставить ценные доказательства, демонстрирующие преимущества соглашения, которые могут быть представлены регулирующим органам и/или органам по вопросам конкуренции.


1 Европейская ассоциация операторов сетей электросвязи (2020 г.), «Состояние цифровых коммуникаций 2020 г.», 28 января, рис. 2.2.

2 Статья 101(1) Договора о функционировании Европейского Союза.

3 Орган европейских регуляторов электронных коммуникаций (2019 г.), «Общая позиция BEREC по совместному использованию мобильной инфраструктуры», 13 июня.

4 Европейская комиссия (2021 г.), «Сообщение Комиссии Европейскому парламенту, Совету, Европейскому экономическому и социальному комитету и Комитету регионов – Цифровой компас 2030: европейский путь к цифровому десятилетию», COM /2021/118 финал’, 9Маршировать.

5 Европейская комиссия (2020 г.), «Слияния: Комиссия подтверждает приобретение совместного контроля над INWIT компаниями Telecom Italia и Vodafone при соблюдении условий», 6 марта; Европейская комиссия (2019 г.), «Антимонопольное законодательство: Комиссия направляет заявление о возражениях O2 CZ, CETIN и T-Mobile CZ в отношении их соглашения о совместном использовании сети», 7 августа.

Оксера консультировала в обоих случаях.

6 Европейская комиссия (2019 г.), «Антимонопольное законодательство: Комиссия направляет заявление о возражениях O2 CZ, CETIN и T-Mobile CZ в отношении их соглашения о совместном использовании сети», пресс-релиз, 7 августа.

7 Однако в некоторых случаях совместное использование пассивной инфраструктуры может вызвать проблемы с конкуренцией. Например, расследование Еврокомиссии выявило опасения, что совместное предприятие INWIT объединило большое количество вышек, что может снизить конкуренцию на рынке аренды площадей на вышках и вытеснить с рынка операторов связи. Для решения этой проблемы были введены средства правовой защиты, в том числе предоставление — на разумных и недискриминационных условиях — бесплатного места на башнях для размещения оборудования сторонних операторов мобильной связи. См. Европейская комиссия (2020 г.), «Слияния: Комиссия разрешает приобретение совместного контроля над INWIT компаниями Telecom Italia и Vodafone при соблюдении условий», пресс-релиз, 6 марта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *