Список призывников \ Акты, образцы, формы, договоры \ КонсультантПлюс
- Главная
- Правовые ресурсы
- Подборки материалов
- Список призывников
Подборка наиболее важных документов по запросу Список призывников (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
- Пенсии:
- 42 года
- 60 лет пенсия
- Алименты с пенсии
- Алименты с пенсий
- Базовая часть пенсии
- Показать все
- Пенсии:
- 42 года
- 60 лет пенсия
- Алименты с пенсии
- Алименты с пенсий
- Базовая часть пенсии
- Показать все
- Призыв в армию:
- Альтернативная гражданская служба
- Весенний призыв
- Военная кафедра
- Дата увольнения в связи с призывом в армию
- Если военкомат вызвал работника на медосмотр
- Показать все
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 01. 06.2022 N 77-2787/2022
Приговор: По ч. 3 ст. 291, п. «б» ч. 4 ст. 291 УК РФ (дача взятки).
Определение: Акты изменены, постановлено считать осужденным по п. «б» ч. 4 ст. 291 УК РФ с применением ст. 64 УК РФ.При этом все представленные сторонами доказательства, в том числе признанные вещественными доказательствами результаты оперативно-разыскной деятельности, видеозаписи, переданные Ш. списки граждан и личные дела призывников, были непосредственно исследованы в судебном заседании. Оснований для признания исследованных доказательств недопустимыми суд обоснованно не усмотрел.
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Статья: О призыве на военную службу граждан, ранее освобожденных от нее по состоянию здоровья
(Соколов Я.О.)
(«Право в Вооруженных Силах», 2018, N 6)Внесение рассмотренного изменения позволило ликвидировать пробел в законодательстве, который создавал препятствия гражданам, желающим служить в армии, и неоправданно сужал возможности пополнения Вооруженных Сил Российской Федерации. Молодым людям, прошедшим успешное лечение, больше не нужно доказывать в судах, что они вправе исполнять свой воинский долг по защите Отечества наравне с остальными призывниками.
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Статья: Равенство не равно справедливости: к вопросу о противостоянии в защите прав женщин и мужчин
(Данчевская А.В.)
(«Актуальные проблемы российского права», 2022, N 5)В трудах некоторых других исследователей основной акцент делается на неравномерности распределения обязанностей и прав между мужчинами и женщинами, то есть женщины, на их взгляд, имеют больше правовых преференций, нежели мужчины, при этом мужчины имеют больше обязанностей, чем женщины. К ним относят, например, обязанность мужчин в возрасте от 18 до 27 лет проходить срочную службу по призыву в армии, что дискриминирует их, поскольку на женщин данная обязанность в России не распространяется, а также ограничивает мужчин в правах: свободе передвижения, свободе выбора деятельности и профессии. Отмечается, что «военная служба по призыву серьезно снижает шансы молодых мужчин на успешное трудоустройство в конкретных кластерах экономики, вычеркивая самые продуктивные годы трудовой деятельности» . Однако данное заявление является не более чем риторикой: о каких годах идет речь, если срочная служба в России с 2008 г. составляет один год? Утверждая, что служба по призыву оказывает негативное влияние на возможность мужчин трудоустроиться, автор не приводит результатов каких-либо специальных исследований в сфере управления персоналом, а ссылается на работу, посвященную изучению установок допризывной молодежи на прохождение военной службы по призыву. Отметим, однако, что представления допризывной молодежи нельзя считать адекватным отражением действительности, поскольку прохождение военной службы по призыву не только не является препятствием для выстраивания карьерной стратегии, но и зачастую воспринимается работодателями как преимущество при отборе кандидатов на должности. Последнее обусловлено тем, что в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 65 Трудового кодекса РФ работодатель обязан потребовать от соискателя при приеме на работу документы воинского учета, а при их отсутствии сообщить об этом в военкомат. Следовательно, официально принимать на работу лицо, избегающее службы по призыву, для организации рискованно, поскольку в случае выявления данного нарушения придется платить штраф, предусмотренный ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Если оценивать возможности карьерного роста после прохождения срочной службы, то можно привести результаты качественного экономического исследования, опубликованного в издании, включенном в перечни ВАК и Scopus. Данное исследование показало, что «срочная служба в армии не оказывает существенного влияния на последующие доходы и заработные платы призывников» в России . Таким образом, указанное выше утверждение о том, что служба по призыву снижает шансы на трудоустройство и вычеркивает продуктивные годы трудовой деятельности, следует признать несостоятельным. Согласимся, однако, с тем, что прохождение службы по призыву действительно вынуждает молодых людей потратить год жизни на то, что важно для государства, но не всегда является таковым для самого молодого человека.
«Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018)»
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018)
(ред. от 26.12.2018)Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.
Постановление Правительства РФ от 04.07.2013 N 565
(ред. от 03.02.2023)
«Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе»Первый экземпляр списков граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождение от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья, подшивается в отдельное дело и хранится как приложение к делу протоколов призывной комиссии субъекта Российской Федерации, второй экземпляр указанных списков с личными делами призывников, медицинскими документами, характеризующими состояние здоровья граждан, возвращается в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований), где подшивается в отдельное дело и хранится как приложение к делу протоколов призывной комиссии муниципального образования.
Статья 28. Обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу и порядок работы призывной комиссии \ КонсультантПлюс
Статья 28. Обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу и порядок работы призывной комиссии
(в ред. Федерального закона от 09.03.2010 N 27-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. При призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:
(в ред. Федерального закона от 07.03.2018 N 55-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
о призыве на военную службу;
о направлении на альтернативную гражданскую службу;
о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
об освобождении от призыва на военную службу;
о зачислении в запас;
об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Абзац утратил силу с 1 января 2008 года. — Федеральный закон от 06.07.2006 N 104-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1. При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 414-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Граждане, указанные в абзаце первом настоящего пункта, или лица, уполномоченные этими гражданами представлять их интересы в отношениях с призывными комиссиями, иными участниками отношений, регулируемых законодательством о воинской обязанности и военной службе, осуществляющие свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, вправе присутствовать на заседании призывной комиссии, на котором рассматривается вопрос о вынесении заключения призывной комиссии о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, представлять призывной комиссии соответствующие документы и заявлять ходатайства о приобщении этих документов к протоколу заседания призывной комиссии. При этом оповещение граждан об указанном заседании осуществляется соответствующим военным комиссариатом в порядке, установленном Положением о призыве на военную службу.
(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2017 N 192-ФЗ)
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 170-ФЗ)
1.2. Военный комиссариат должен уведомить в письменной форме руководителя государственных органа либо организации или муниципального органа, указанных в качестве места работы в документах воинского учета гражданина, признанного не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, о вынесении в отношении этого гражданина заключения, указанного в пункте 1.1 настоящей статьи, в течение пяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для обжалования указанного заключения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, или со дня вынесения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации решения об отказе в удовлетворении жалобы гражданина на заключение призывной комиссии, а в случае отмены указанных заключения и (или) решения призывной комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации по решению суда — в течение пяти рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда.
(п. 1.2 введен Федеральным законом от 26.07.2017 N 192-ФЗ)
2. В случае уклонения граждан от призыва на военную службу призывная комиссия или военный комиссариат направляют соответствующие материалы руководителю следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по месту жительства указанных граждан для решения вопроса о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 09.03.2010 N 27-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. При принятии решения о призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, призывная комиссия определяет вид и род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых указанные граждане будут проходить военную службу.
4. На призывную комиссию возлагаются также обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора граждан, изъявивших желание поступить в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, и принятию решения о направлении их для прохождения вступительных испытаний или об отказе в таком направлении.
(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 07.03.2018 N 55-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Призывная комиссия принимает соответствующие решения или выносит заключение, указанное в пункте 1.1 настоящей статьи (далее также — заключение), на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 06.07.2006 N 104-ФЗ, от 01.12.2014 N 414-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Председатель призывной комиссии объявляет решение (заключение) гражданину, в отношении которого оно принято (вынесено). По письменному заявлению гражданина, поданному им в военный комиссариат, военный комиссариат в течение пяти рабочих дней со дня подачи заявления гражданином выдает ему под роспись выписку из протокола заседания призывной комиссии о соответствующем решении (заключении) либо направляет указанную выписку по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по указанному в заявлении гражданина адресу. При этом в случае направления указанной выписки по почте заказным письмом датой ее вручения считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.
(п. 6 в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 414-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд. Жалоба гражданина на решение призывной комиссии должна быть рассмотрена в течение пяти рабочих дней со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а жалоба гражданина на заключение призывной комиссии — в течение одного месяца со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае обжалования гражданином решения (заключения) призывной комиссии выполнение этого решения (действие этого заключения) приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда.
(п. 7 в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 414-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Хронология женщин в армии
Последовательницы лагеря и самозванцы
На протяжении веков женщины присоединялись к мужчинам в военных кампаниях. До 1850-х годов женщины выполняли различные неофициальные роли в армии в качестве жен, поваров, медсестер, акушерок, швей, прачек и даже проституток. Они жили и работали при полку и даже ездили с ним за границу. Эти женщины играли значительную роль в заботе о физическом и эмоциональном благополучии солдат.
В то время война считалась исключительно мужской работой. Но это не помешало некоторым женщинам принять участие. Есть несколько хорошо известных случаев, когда женщины маскировались, чтобы сражаться. Однако их опыт был далек от нормы.
1639-51
Гражданские войны в Британии
Так много женщин переодевались солдатами, чтобы сражаться, что король Карл I издал указ, запрещающий женщинам носить мужскую военную одежду.
1688-1713
Девятилетняя война и война за испанское наследство
Кристиан «Кит» Кавана переоделась мужчиной-солдатом, чтобы принять участие в кампаниях короля Вильгельма III и герцога Мальборо.
1740-48
Война за австрийское наследство
В августе 1748 года Ханна Снелл приняла участие во взятии французской колонии Пондишери. Она также участвовала в битве при Девикотте в июне 1749 года. Снелл несколько раз была ранена во время службы, но сумела сохранить свой пол в секрете.
1815
Битва при Ватерлоо
Несколько женщин сопровождали англо-союзную армию в битве при Ватерлоо. Несколько человек были найдены мертвыми на поле после битвы.
1813-64
Хирург Империи
Доктор Джеймс Бэрри сделал выдающуюся карьеру военного хирурга. После его смерти выяснилось, что это была женщина.
Сестринское дело
По мере того, как во второй половине XIX века армия становилась все более профессиональной, женщины все чаще исключались из службы. Однако одной из областей, в которой участие женщин процветало, было сестринское дело.
Флоренс Найтингейл произвела революцию в профессии медсестры во время Крымской войны (1854-56 гг.) и установила ее необходимость, ухаживая за больными и ранеными солдатами. Профессиональные, обученные медсестры вернулись на поле боя в более поздних конфликтах, и были созданы организации для формализации их работы.
1855
Дама с лампой
Флоренс Найтингейл отправилась в Крым со своими медсестрами для ухода за ранеными. Ее работа установила стандарты современного ухода за больными.
1899-1902
Имперская служба медсестер королевы Александры
QAIMNS была создана во время англо-бурской войны, заменив Армейскую службу медсестер, которая была создана в 1881 году. В ней служили женщины со всей Британской империи.
1907
Медсестра первой помощи Йоманри
FANY, конное вспомогательное сестринское подразделение, было создано в 1907 году. Оно служило связующим звеном между боевыми подразделениями и полевыми госпиталями. Помимо больниц, FANY водили машины скорой помощи, обслуживали бесплатные столовые и столовые.
Военная работа для женщин
В начале 1900-х годов было создано несколько квазивоенных добровольческих групп для работы женщин, в том числе Женский аварийный корпус, Женский фуражировочный корпус, Женский корпус помощи при обороне и Женская сухопутная армия.
Начало Первой мировой войны (1914-18 гг.) вызвало дебаты о роли женщин в конфликте. Экономическое напряжение войны означало, что женщины уже работали в тылу на фабриках. А добровольческие отряды вроде Женского легиона готовили для войск. Из-за проблем с кадрами армия начала искать более формальные способы привлечь женщин в свои ряды.
21 июля 1915
Работа для женщин!
Суфражистки прошли в Лондоне, чтобы убедить власти расширить роль женщин в Первой мировой войне.
Лето 1916 года
Проблемы с кадрами
Тяжелые потери, понесенные во время битвы на Сомме, побудили верховное командование рассмотреть возможность использования женщин на вспомогательных ролях, чтобы мужчины могли высвободиться для боя.
Весна 1917 года
Женщины на Западном фронте
Женский армейский вспомогательный корпус, возглавляемый контролером Александрой Чалмерс Уотсон, был сформирован в ответ на кадровый кризис. Первые женщины прибыли для выполнения вспомогательных обязанностей во Францию и Бельгию 31 марта 19 г.17.
1917-18
WAAC на войне
К концу войны более 100 000 женщин вступили в военные организации поддержки. Число оказалось намного выше, чем предполагалось.
1918
Контролер Александра Чалмерс Уотсон подает в отставку
Чалмерс Уотсон подает в отставку после бури в СМИ по поводу предполагаемого нарушения моральных норм в WAAC во Франции, а также после того, как женщинам не удалось обеспечить равную оплату труда.
6 февраля 1918 г.
Британские женщины, получившие право голоса
Закон о народном представительстве 1918 г. предоставил право голоса женщинам старше 30 лет.
Апрель 1918 г.
Вспомогательный корпус армии королевы Марии ВААК.
Но сокращения мирного времени привели к расформированию в 1921 году.Вторая мировая война
QMAAC была расформирована в 1921 году, но это вдохновило на создание Вспомогательной территориальной службы (ВТС), которая была создана 19 сентября38. Женщин по-прежнему не допускали к боевым действиям, но они снова вернулись к второстепенным ролям во время Второй мировой войны (1939-45).
Это были повара, клерки, водители, операторы радаров, телефонистки, зенитчики, дальномеры, звукооператоры, военная полиция и инспекторы боеприпасов. В то же время были созданы Женская Королевская военно-морская служба и Женские вспомогательные военно-воздушные силы. Женщины снова пошли работать в тыл, либо на промышленных должностях, как раньше, либо в составе Женской сухопутной армии.
Июль 1941
Вспомогательная территориальная служба
ОВД получил полный военный статус, то есть его члены больше не были добровольцами.
Декабрь 1941 года
Призыв женщин на военную службу
Закон о национальной службе узаконил призыв женщин на военную службу. Сначала призывали только одиноких женщин 20-30 лет. Но к середине 1943 года почти 90 процентов одиноких женщин и 80 процентов замужних женщин были заняты на военных работах.
Февраль 1945 г.
Королевская служба
Принцесса Елизавета (теперь королева Елизавета II) присоединилась к ATS, обучаясь в Олдершоте на водителя и механика.
8 мая 1945 г.
День Победы
К концу войны в ОВД состояло более 190 000 женщин.
Женский Королевский армейский корпус
Женский Королевский армейский корпус (WRAC) был сформирован в 1949 году, поглотив оставшиеся войска ATS. В конечном итоге в него вошли все женщины, служащие в армии, кроме санитаров и ветеринаров, капелланов и медсестер.
В период с 1949 по 1992 год женщины WRAC работали в более чем 40 отраслях по всему миру, включая Кипр (1955-59), Северную Ирландию (1969-92), Фолкленды (1982-83) и Персидский залив (1990-91) . Среди их многих ролей – патрулирование с оружием и собаками-поисковиками.
1 февраля 1949 г.
Женский Королевский армейский корпус
WRAC был сформирован как преемник ATS.
Март 1952 г.
Гармонизация
Звания в WRAC были приведены в соответствие со стандартными званиями британской армии.
1975
Только второстепенные роли
Был принят Закон о дискриминации по признаку пола. Раздел 85 (4) допускал дальнейшее исключение женщин из боевых ролей.
1991-92
Поисковые собаки
Элли Уолтон становится первой женщиной-солдатом, патрулирующей с собакой для поиска оружия и взрывчатых веществ в Северной Ирландии.
1992
Расформирование
WRAC был расформирован, а его немедицинские члены объединились в новый корпус генерал-адъютанта.
1992
Королевский ирландский полк
Женщины вступают в Королевский ирландский полк и после прохождения подготовки пехоты отправляются в Северную Ирландию.
Женщины на боевых должностях
После роспуска WRAC в 1992 году женщины были включены в остальную часть армии. Но они по-прежнему в основном ограничивались вспомогательными и медицинскими должностями.
Боевые роли оставались закрытыми для подавляющего большинства женщин-военнослужащих до 2016 года, несмотря на то, что женщины уже какое-то время присутствовали на фронте. Шесть женщин были убиты в бою в Ираке (2003–2011 годы) и еще трое в Афганистане (2001–2014 годы). Некоторые женщины даже служили военными медиками и проявляли храбрость под огнем.
Большая часть дебатов о женских боевых действиях была сосредоточена на влиянии гендерной интеграции на боевую эффективность. Многие задавались вопросом, подходят ли женские физические и психологические характеристики для боя, а не смотрели на их общий вклад в команды и подразделения.
1999
Оспаривание статус-кво
Исключение женщин из определенных должностей в вооруженных силах в соответствии с Законом о дискриминации по признаку пола было безуспешно оспорено в Европейском суде. В том же году Патрисия Первес стала первой женщиной, получившей звание бригадного генерала.
2002
Непригоден к службе
Исследование, проведенное Министерством обороны, пришло к выводу, что женщины на наземных боевых должностях могут отрицательно сказаться на «сплоченности подразделения».
2009
Министерство меняет свое мнение
В отчете Министерства обороны сделан вывод об отсутствии статистически значимых доказательств в отношении женщин и сплоченности подразделений. Тем не менее, женщины по-прежнему не допускались к участию в ближнем бою.
Декабрь 2014 г.
Конец исключения
В документе «Женщины в ближнем бою» рекомендовалось отменить запрет на участие женщин в пехоте и танковых корпусах на передовой.
Декабрь 2015 г.
Открыто для всех
Премьер-министр Дэвид Кэмерон объявил, что все должности в вооруженных силах будут открыты для женщин.
2016
Снятие запрета
Запрет на службу женщин в некоторых частях Королевского бронетанкового корпуса был снят в июле 2016 года. В ноябре 2016 года началось ролевое обучение для женщин, желающих служить в регулярной армии.
Октябрь 2018
Все должности
Министр обороны Великобритании Гэвин Уильямсон объявил, что женщинам открыты все боевые роли, включая пехоту и подразделения специального назначения.
Возвращение воинской повинности: вечная привлекательность вековой политики
Хотя многие ожидали, что воинская повинность канет в Лету с окончанием холодной войны, дебаты о ее повторном введении циклически возникали в Европе (Noack 2018), несмотря на тенденция к снижению военных расходов во всем мире (Gupta et al. 2019). После крупной волны реформ, отменивших или приостановивших на неопределенный срок призыв молодых граждан в начале 2000-х годов (график см. на рис. 1), лишь несколько европейских стран, таких как Финляндия и Греция, сохранили ту или иную форму обязательной военной службы для эта дата, в основном из-за геополитических соображений. Рисунок 1
Однако российский экспансионизм, начавшийся с аннексии Крыма в 2014 году и завершившийся вторжением в Украину в 2022 году, вызвал внезапный разворот.
Даже в отрыве от их наиболее очевидных недостатков — от высоких экономических затрат (Путваара и Вагенер, 2007 г., Бове и Каваторта, 2012 г.) и влияния на развитие навыков молодежи (Розолиа и Чиполлоне, 2011 г.) до проблем справедливости между поколениями (Путваара и Вагенер, 2011 г.). – эффективность программ призыва в сфере высокотехнологичных глобальных современных войн широко подвергается сомнению (
Охрана границы была основным политическим мотивом обязательной военной службы. Тем не менее, «ни один европейский народ не был бы готов узаконить обязательное использование молодых призывников в миссиях за пределами национальной территории или территории альянса» (Haltiner and Tresch 2008: 172). Фактически, министр обороны Польши Мариуш Блащак отозвал план восстановления воинской повинности, сославшись на профессиональную армию страны и международные альянсы, достаточные для национальной безопасности (9).0241 TheFirstNews
Примечательно, что аргументы в пользу восстановления обязательной военной службы часто расходятся с соображениями национальной безопасности. Некоторые европейские лидеры, по-видимому, разделяют «романтический» взгляд на призыв в армию, обязанный той роли в государственном строительстве, которую этот институт играл в 20-м веке. Например, Эммануэль Макрон запустил Service National Universel в 2017 году, утверждая, что: «В то время, когда нации необходимо заново открыть для себя глубокий смысл своей истории… Республике нужно, чтобы вы делали больше» (9).0241 Le Monde
Недавно министр обороны в левоцентристском правительстве Олафа Шольца Борис Писториус назвал решение Германии о поэтапной отмене призыва в 2011 году «ошибкой» (Oltermann 2023). Интересно, что аргумент Писториуса основывался не на угрозе, исходящей от агрессивной внешней политики России, а скорее указывал на роль призыва в сохранении «связи с гражданским обществом в целом» среди молодежи. Наше исследование (Bove et al. 2022) показывает, что восстановление обязательной военной службы вряд ли устранит увеличивающийся разрыв между гражданином и государством.
Хотя «уравнительная» роль воинской повинности в обществе недавно подвергалась сомнению (Hjalmarsson and Lindquist 2016), многие ученые уже давно утверждают, что историческая цель этой политики — служить «школой нации». В течение месяцев призывников молодые сверстники из разных регионов, социально-экономических и этнических групп взаимодействуют изолированно от «гражданского» общества. Ожидается, что знакомство с национальными символами и основными военными ценностями в их впечатлительные годы повысит гражданские обязательства молодых людей по отношению к государству, укрепит патриотизм и лояльность и привьет чувство общей национальной миссии.
Тем не менее, остается неясным, приводит ли передача патриотических ценностей к поддержке политических институтов, которым призваны служить военные, как утверждают многие ученые мужи. Эта связь далеко не очевидна, о чем свидетельствует нарратив популистских сил: они прославляют величие своей нации, одновременно нарушая систему сдержек и противовесов государства. Сильно структурированная и изолированная среда военных организаций может формировать гражданскую идентичность в соответствии с военными нормами, что приводит к сильной идентификации с вооруженными силами, что может противоречить лояльности демократическим институтам.
Во-первых, естественное желание вооруженных сил расширить масштабы своей организационной деятельности, отказавшись от контроля за выборными органами, может привести к тому, что молодой, податливый призывник будет рассматривать гражданский надзор и демократические институты как препятствие гибкому, вертикальному стилю принятия решений.
Используя данные Европейского социального исследования, мы изучаем политические взгляды граждан 15 европейских стран, которые в прошлом веке отменили призыв на военную службу. Мы сравниваем мужчин из смежных поколений, которые, следовательно, подвергаются одному и тому же политическому контексту на протяжении всей своей жизни, и что те, кто родился не достаточно поздно, чтобы коснуться реформы, проявляют меньше доверия к демократическим институтам, чем те, кто
Рисунок 2 Окончание призыва и институциональное доверие
(a) Мужчины
(b) Женщины
Эффект не является побочным продуктом смены поколений в отношении европейского общественного мнения к государству: женщины из сопоставимых когорт, которые не были обязаны служить, не показывают таких изменений в институциональном доверии (рис.
Этот негативный эффект на доверие наблюдается для субъектов, более склонных к идеологическому захвату, таких как партии или политики, а также для парламента и судебной системы. Напротив, мы не видим никакого влияния на оценку ответственного руководителя во время интервью, предполагая, что оцениваемый нами эффект не зависит от контекста, а скорее связан с более стабильным изменением отношения. Наш анализ также показывает, что призывники образуют сообщество, характеризующееся негативным и более однородным отношением к институтам своей страны, что соответствует понятию «военно-гражданского разрыва» (рис. 3).
Рисунок 3 Поляризация институционального доверия
(a) Мужчины
(b) Женщины
Тот факт, что призывники проявляют более низкое доверие в более позднем возрасте, наблюдается как в странах Западной, так и в Восточной Европе, хотя эффект сильнее в последних. На ум приходят два возможных объяснения этой закономерности. Во-первых, при переходе к полностью добровольческим силам бывшие члены Варшавского договора отставали от западных демократий по нескольким показателям демократии, включая распространенность военной коррупции. Во-вторых, приостановка призыва в восточных странах была лишь частью сложной мозаики постсоветской демократизации, которая включала значительную реорганизацию оборонной политики и отношений между гражданскими и военными (например, Latawski 2013), из-за чего было трудно выделить последствия о приостановлении призыва.
Растущие геополитические опасения, несомненно, сыграли важную роль в возобновлении разработки программ в нескольких странах. Тем не менее, политические дебаты о такой политике часто строились на цели (восстановления) доверия к институтам на столпах военной культуры: иерархии и патриотизме. Тем не менее, что касается политических взглядов, призыв на военную службу ослабляет отношения между гражданином и государством.
Наши результаты показывают, что военный опыт может привести к тому, что молодые люди будут отдавать предпочтение армии, а не демократическим институтам (не доверяющим им), что подчеркивает риск развития гражданских ценностей. Современные политики должны использовать новые и, возможно, более сложные подходы для продвижения гражданских обязанностей и укрепления отношений молодежи с учреждениями своей страны. Это особенно важно в сегодняшних атомизированных обществах, где такие ценности могут быть менее консолидированы, чем когда-либо прежде.
Agenzia Italia (2022), «La Russa propone una ‘mini naja volontaria’ di 40 giorni», Agenzia Italia, 11 декабря.
BBC (2015 г.), «Литва вновь вводит воинскую повинность по соображениям безопасности», BBC News, 24 февраля.
Bove, V, and E Cavatorta (2012), «От призыва до добровольцев: доля бюджета в расходах НАТО на оборону», Defense and Peace Economics 23(3): 273–88.
Бове, В., Ди Лео Р. и Джани М. (2022), «Военная культура и институциональное доверие: данные реформы воинской повинности в Европе», Американский журнал политических наук.
Касерес-Дельпиано, Х., А. И. Де Морагас, Г. Факкини и И. Гонсалес (2021 г.), «Межгрупповые контакты и национальное строительство: свидетельство военной службы в Испании», Journal of Public Economics 201: 104477.
DutchNews.nl (2022 г.), «Министерство обороны рассматривает вопрос о призыве на военную службу в скандинавском стиле», DutchNews.nl, 8 апреля.
Эртола Навахас, Г., П. А. Лопес Вильяльба, М. А. Росси и А. Васкес (2022 г.), «Долгосрочное влияние призыва на военную службу на личность и убеждения», Обзор экономики и статистики 104(1): 133–41.
Гелепитис, М. и М. Джани (2022), «Включение без солидарности: образование, экономическая безопасность и отношение к перераспределению», Политические исследования 70(1): 45–61.
Гупта, С., С. Хамидова и Б. Клементс (2019 г.), «Конвергенция военных расходов и ее финансовые последствия», VoxEU.org, 6 октября.
Халтинер, К.В., и Т.С. Треш (2008 г.), «Европейские военно-гражданские отношения в переходный период: снижение призыва», в Вооруженные силы и разрешение конфликтов: социологические перспективы , Emerald Group Publishing.
Хьялмарссон, Р., и М. Линдквист (2016 г.), «Причинно-следственное влияние призыва на военную службу на преступность и рынок труда», Дискуссионный документ CEPR DP11110.
Il Fatto Quotidiano (2022 г.), «Сальвини настаивает на риторно дель servizio militare: ‘È molto utile’. Unarma: ‘Momento delicato, arruolare giovani impreparati è un rischio’», Il Fatto Quotidiano , 26 августа.
Латавски, П. (2013), «Трансформация посткоммунистических военно-гражданских отношений в Польше», в Гражданско-военные отношения в посткоммунистической Европе , Рутледж.
Le Monde (2022), «Эммануэль Макрон призывает вооруженные силы к развитию национальной универсальной службы», Le Monde , 14 июля.
Леандер, А. (2004), «Чертежное сообщество: понимание судьбы призыва», Вооруженные силы и общество 30(4): 571–99.
Министерство обороны, Латвийская Республика (2022 г.), «Министерство обороны начинает работу по поэтапному введению Службы государственной обороны», 7 ноября.
Ноак Р. (2018 г.), «Призыв в армию возвращается в Европу», Washington Post, 19 октября.
Oltermann, P (2017), «Швеция вновь вводит воинскую повинность на фоне роста напряженности в странах Балтии», Guardian , 2 марта.
Oltermann, P (2023), «Немецкие политики и военачальники предлагают вернуть призыв», Guardian , 9 февраля.
Поутваара, П. и А. Вагенер (2007 г.), «Призыв на военную службу: экономические издержки и политическая привлекательность», Журнал «Экономика мира и безопасности» 2(1).
Поутваара, П. и А. Вагенер (2011), Политическая экономия призыва. В Справочнике по политической экономии войны 90 242 , издательство Edward Elgar Publishing.