Что будет угрожать России в 2019 году? Экономический прогноз | Экономика | Деньги
«Ограничения на добычу нефти могут быть сняты»
Александр Головцов, руководитель Управления аналитических исследований управляющей компании «Уралсиб»:
«Главными рисками на 2019 год являются торможение мировой экономики, отток капитала с развивающихся рынков, углубление коррекции нефтяных цен и повышение НДС.
Сдерживающим фактором становятся новые ограничения на добычу нефти по решению ОПЕК+. Без них нефтяной сектор мог бы добавить к экономическому росту до 0,2 процентных пункта, в том числе за счет активизации капиталовложений. Котировки нефти имеют хорошие шансы на восстановление после глубокой коррекции. Как следствие, и ограничения на добычу тогда могут быть сняты уже к середине года. В последние месяцы 2018 года были признаки возвращения капитала на развивающиеся рынки благодаря привлекательным ставкам во многих странах. Этому в дальнейшем могут поспособствовать и смягчение политики ФРС, которое сделало бы активы с развивающихся рынков более привлекательными, и урегулирование торговых споров США с Китаем.
Базовый сценарий — 1,4-1,5% реального роста ВВП РФ в 2019 году после 1,7-1,8% в 2018. Замедление в основном как раз из-за повышения НДС и торможения добычи нефти. В меньшей степени — еще в связи с более высокими процентными ставками и сдерживанием потребительского кредитования.
Оптимистичный сценарий — до 2,5% за счёт описанных выше позитивных факторов. Пессимистичный — 0,7-0,8% при ухудшении глобальной конъюнктуры».
«У России нет выраженных драйверов экономического роста»
Дмитрий Несветов, член общественной организации «Опора России»: «К сожалению, риски для экономики России в 2019 году принципиально не изменятся. Сохраняется тренд на увеличение прямой, а также косвенной фискальной и административной нагрузки на расходы бизнеса: рост ставки НДС, налога на имущество (в регионах), изменения в кадастровой оценке недвижимости, рост акцизов, усложнение порядка администрирования экологических сборов и т. д.
Неизменна и структура экономики: с акцентом на распределение сырьевой ренты и контролем государства (более 70%). Кроме того, в силу геополитических причин экономика России находится в изоляции, что также препятствует развитию и инвестициям. Главное среди рисков — это то, что в России нет выраженных драйверов экономического роста на ближайшую перспективу.
Развитие экономики могло бы поддержать формирование или реанимация драйверов и инструментов экономического роста, а именно:
— Снятие барьеров для внешних и (главное) внутренних инвестиций, ослабление геополитической напряженности и экономической изоляции;
— Снижение фискальной нагрузки на бизнес;
— Широкая приватизация, уход государства и связанных с ним структур из большей части конкурентных сегментов экономики;
— Реальный мораторий на изменение налогового и регулирующего законодательства на длительный период».
«Ускорение инфляции приведет к снижению потребительского спроса»
Станислав Дужинский, аналитик банка «Хоум Кредит»: «В следующем году после повышения ставки НДС и на фоне возможных колебаний обменного курса ожидается усиление инфляционного давления в российской экономике.
Во втором полугодии 2019 года ожидается замедление темпов их роста. Согласно прогнозу Банка России, в конце следующего года прирост индекса потребительских цен в годовом выражении составит 5,5%. Рост инфляции окажет негативное влияние на доходы россиян в реальном выражении. Скорее всего, их динамика будет близкой к нулю. Это приведет к сокращению платежеспособного потребительского спроса и негативно скажется на розничной торговле.
Среди благоприятных для российской экономики факторов можно назвать высокие мировые цены на нефть. Дополнительную поддержку могли бы оказать меры по стимулированию инвестиций и повышению производительности труда.
Темпы роста ВВП России, по нашим оценкам, в следующем году будут находиться в области положительных значений, но вряд ли по итогам года превысят 1,5%».
«Если бы не геополитика, российские активы пользовались бы высоким спросом»
Вадим Кравчук, аналитик инвестиционно-финансовой компании «Солид»: «Риски для российской экономики в 2019 году следует разделить на внешние и внутренние.
Еще одним внешним риском является торговый спор между Китаем и США. Примерно половина товарооборота двух стран теперь облагается пошлинами, что уже заставило ряд финансовых институтов пересмотреть прогноз темпов экономического роста в мире. России пока удается использовать эту возможность и увеличивать экспорт в Китай, однако замедление ведущих экономик в среднесрочной перспективе негативно для всех.
Вызовом для российских активов станет и продолжение курса ФРС на ужесточение монетарной политики. Вслед за американским регулятором повышать ставку придется и ЦБ РФ, что поддержит рубль, но будет сдерживать рост фондового рынка и инвестиционную активность бизнеса.
Говоря о внутренних рисках российской экономики в 2019 году, прежде всего нужно отметить рост тарифов и НДС с января, что не лучшим образом отразится на финансовых показателях компаний, в том числе торгующихся на бирже. Повышение ключевой ставки Банком России, конечно, поможет держать инфляцию под контролем, но это все равно приведет к снижению потребительской активности.
Есть и ряд положительных моментов. По фундаментальным экономическим показателям Россия выглядит довольно неплохо в сопоставлении с другими развивающимися рынками. Уровень официальной безработицы показывает рекордно низкое значение за всю новейшую историю, показатель внешнего долга к ВВП является одним из лучших в мире, а зависимость от доллара снижается, хоть и довольно медленно.
При этом доходность по российским облигациям остается одной из лучших в мире. Если бы не геополитика, наши активы пользовались бы высоким спросом».
«Нефтяная зависимость сохраняется»
Леонид Хазанов, независимый промышленный эксперт: «Среди проблем, с которыми столкнется российская экономика в 2019 году, будут ослабление курса российского рубля, усиление налоговой нагрузки (в результате повышения ставки НДС на 2%) и административного давления, стагнация строительного комплекса и ряда отраслей промышленности, рост безработицы.
Поддержать российскую экономику могли бы повышение цен на углеводороды, снижение налогов и ставок по банковским кредитам, которые запредельны и не способствуют реализации перспективных инвестиционных проектов, сокращение бюрократии. Вырасти же в следующем году при самых благоприятных сценариях ВВП РФ сможет на 1-2%, максимум — на 3%».
«Риски девальвации и роста цен»
Денис Попов, главный аналитик «Промсвязьбанка»: «2019 год обещает быть непростым для российской экономики. Наряду с уже привычным расширением санкций вероятна реализация целого ряда негативных факторов (внешних и внутренних).
Внешние риски взаимосвязаны:
— Снижение нефтяных котировок — фактор высоковероятный. США будут закрепляться в позиции экспортера нефти, отодвигая традиционных игроков. США активно используют политические рычаги влияния на своих торговых партнеров для обеспечения будущих экспортных поставок энергоресурсов. Договоренности в рамках ОПЕК+ осуществляют лишь краткосрочную балансировку рынка.
— Снижение мировых цен на товарных рынках. Ожидаемое дальнейшее ужесточение денежно-кредитной политики ФРС и ЕЦБ с высокой вероятностью будет реализовано. Вместе с торговой войной США против своих „партнеров“ это может привести к торможению роста мировой экономики. Следствием станет отток инвесторов с развивающихся рынков, глобальная курсовая волатильность и снижение мировых цен на сырье. Процесс негативно повлияет на стабильность фондового и валютного рынков РФ, а также приведёт к снижению генерируемой экспортной выручки.
Внутренние риски, в отличие от внешних, являются более управляемыми. К основным внутренним рискам следует отнести:
— Риск девальвации рубля. Реализация внешних рисков может привести к заметному ослаблению рубля с последующим негативным влиянием на макроэкономическую стабильность и инфляцию.
— Инфляционный риск и ужесточение денежно-кредитной политики Банка России. Рост инфляции в начале года на фоне налоговых новаций уже гарантирован. Чрезмерность этого роста вынудит ЦБ повысить ключевую ставку, причем не единожды. В этих условиях кредитование экономики остановится, снизятся реальные располагаемые доходы, экономический рост окажется под угрозой.
Мы ожидаем, что в 2019 году российская экономика вырастет на 1,3%. Рост будет обеспечен за счет положительной динамики чистого экспорта, умеренного роста инвестиций и практически нулевой динамики конечного потребления домохозяйств».
Причин для спада в 2019 году становится все больше / Экономика / Независимая газета
Глава Минэкономразвития Максим Орешкин ожидает усиления оттока капитала из РФ. Фото РИА Новости
Угроза нового экономического спада становится для РФ все более реальной. Торговые войны тормозят глобальную экономику и явно ухудшают условия для российского экспорта. Внутри страны ожидается сокращение спроса, рост налогов, тарифов и цен. А факторов для роста экономики РФ становится все меньше – к ним можно отнести ослабление ограничений на добычу нефти и госфинансирование инфраструктурных проектов. В связи с этим часть экспертов оценивают вероятность начала новой рецессии на уровне от 25 до 40%, а другие называют ее «очень высокой». Минэкономразвития обещает представить новый официальный прогноз в конце августа – начале сентября.
Торговые противоречия США и Китая, вероятно, усилятся в текущем году и ослабят рост мировой экономики в 2019 году, говорится в ежеквартальном прогнозе по мировой экономике рейтингового агентства Moody’s Investors Service. «Мы предполагаем, что будет больше ограничений на приобретение китайской стороной фирм в США и Европе, а наш текущий базовый сценарий предполагает, что администрация США будет продолжать вводить некоторые из предлагаемых ограничений на импорт из Китая», – приводится в сообщении агентства мнение эксперта Moody’s Елены Дуггар. Moody’s прогнозирует, что импортные пошлины США приведут к тому, что реальный рост ВВП Китая в 2019 году замедлится на 0,3–0,5 процентного пункта. Ранее о торможении глобальной экономики из-за торговых войн предупреждала и глава МВФ Кристин Лагард.
Замедление мировой экономики и экономики Китая – это негативный фактор для российского нефтяного экспорта в КНР. Правда, есть и некоторые позитивные надежды на будущее нефтяных продаж. Жесткие ограничения на объемы добычи нефти для РФ в рамках соглашения ОПЕК+ значительно ослабевают (см. «НГ» от 02.07.18). После ослабления условий пакта Минэнерго РФ повысило прогноз производства сырья в 2018 году на 3,5 млн т до 551 млн т по сравнению с 547 млн т, добытыми в 2017-м. Предварительный план на 2019 год – 555 млн т с оговоркой, что все будет зависеть от динамики рынка, напоминает Reuters.
Но перевесит ли этот потенциальный фактор ускорения многочисленный список причин для торможения экономики? Опрошенные НГ эксперты оценивают вероятность падения ВВП в 2019 году как весьма существенную. Так, главный экономист «БКС Глобал Маркетс» Владимир Тихомиров называет цифру 25–30%.
«Вероятность спада ВВП в 2019 году мне кажется достаточно высокой», – говорит доцент РАНХиГС Сергей Хестанов. Определяющим фактором, по его словам, будет цена на нефть и жесткость санкций. «Если санкции останутся примерно на нынешнем уровне, то даже при небольшом росте нефтяных цен мы увидим пусть умеренный, но рост. Но если санкции заметно усилятся, а нефть останется на нынешнем уровне или даже подешевеет, то российская экономика отреагирует адекватно», – прогнозирует эксперт.
К основным факторам торможения эксперты относят сокращение спроса, усиление санкций, рост инфляции, удорожание кредита и сокращение частных инвестиций, а также возможное усиление оттока капитала. При этом отток капитала уже усиливается. В четверг глава Минэкономразвития Максим Орешкин заявил, «что в ближайшие 12 месяцев отток капитала будет сильнее». По предварительным данным ЦБ, чистый отток капитала из РФ в январе–июле 2018 года вырос в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 21,5 млрд долл.
«Из факторов торможения экономики можно назвать прежде всего повышение НДС. Рост фискальной нагрузки всегда ведет к торможению экономики», – отмечает Хестанов. «Опасность представляют внешние риски и ошибки во внутренней экономической политике. Глобальная экономика от синхронного роста может перейти к синхронному спаду. Первые кризисные элементы мы уже наблюдаем – это девальвация валют стран с развивающейся экономикой. Если этот тренд перерастет в финансовый кризис, то глобальная экономическая ситуация изменится радикально. Начнется спад, что неизбежно повлияет на сырьевые цены, а следовательно, и на российскую экономику», – предупреждает Олег Богданов. Среди факторов торможения Дмитрий Беденков называет и «ухудшение финансовой устойчивости банковской системы».
Но шансы избежать спада сохраняются, поскольку у РФ остаются и факторы ускорения экономики. Среди них эксперты называют новые национальные проекты Кремля (прежде всего инфраструктурные), а также сохранение комфортных цен на нефть. «Единственным фактором ускорения российской экономики будет рост цены на нефть», – считает Сергей Хестанов. Если начнется госфинансирование инфраструктурных проектов, то рост экономики может удержаться в районе 1,5–2%, говорит Олег Богданов.
«Наиболее значимые факторы роста – это государственные инфраструктурные проекты и проекты международной кооперации в рамках стран БРИКС и ЕврАзЭС», – отмечает руководитель аналитического департамента «Международного финансового центра» Роман Блинов. «Ослабление курса рубля повышает конкурентоспособность отечественных товаров», – добавляет Дмитрий Беденков. «Ускорению экономического роста способствует искусственное ослабление курса рубля, которое происходит и будет, очевидно, происходить дальше в 2019 году благодаря скупке валюты с рынка Минфином РФ», – соглашается вице-президент «Золотого монетного дома» Алексей Вязовский.
Минэкономразвития работает над проектом прогноза на период до 2024 года, данные будут представлены в правительство РФ в конце августа – начале сентября, сообщили в ведомстве Максима Орешкина.
Беспрецедентный туман неопределенности
1/2023 • 13 марта 2023 г.
Неспровоцированное вторжение России в Украину и экономические санкции, введенные против России, поставили российскую экономику на грань кризиса в марте 2022 года. Сильный экономический рост января и февраля 2022 года быстро испарился, а производство в ряде секторов сократилось либо из-за отсутствия спроса или отсутствия ключевых компонентов и ресурсов. Российское правительство ответило увеличением государственных расходов, особенно на государственные инвестиции. Экономическая политика была пересмотрена с учетом условий военного времени.
ВВП России в прошлом году сократился на 2,1 %. В текущем году мы ожидаем экономического спада аналогичного масштаба. Неопределенность и санкции должны снизить внутренний спрос, а экспорт должен сократиться. Экономическая стабильность России зависит от расходов государственного сектора, и война поставила страну на опасный путь к автаркической экономике с сильным государственным влиянием. Эта структурная трансформация, вероятно, снизит производительность и потенциал долгосрочного экономического роста России.
Год войны вызывает серьезные изменения в экономической политике России
Вторжение в Украину погрузило российскую экономику, которая только что вышла из пандемии Covid-19, в глубокую неопределенность. Туман войны, решения многих западных компаний полностью уйти из России и ужесточение санкций привели к резкому снижению экономических показателей. Экономика испытала самый большой шок сразу после начала вторжения, когда ВВП во втором квартале сократился более чем на 5 % по сравнению с первым кварталом. По предварительным данным Росстата, спад экономики остановился где-то во второй половине 2022 года. За весь прошлый год ВВП сократился на 2,1 %.
Рост мировых цен на энергоносители в прошлом году поддержал рост во всех нефтедобывающих странах. Однако даже при росте экспортных цен Россия была единственным экспортером нефти, пережившим экономический спад. В нашем прогнозе до вторжения осенью 2021 года мы ожидали, что российская экономика вырастет примерно на 2,5 % в 2022 году, отметив, что увеличение основных экспортных товаров России может стимулировать еще более высокий экономический рост. Как оказалось, российская экономика в прошлом году была примерно на 5 % меньше, чем мы ожидали. Это сокращение можно рассматривать как грубое приближение макроэкономических издержек, которые Россия заплатила за первый год войны.
Несмотря на это, экономический спад в России оказался меньше, чем мы ожидали год назад. Хотя некоторые из наших ошибок в прогнозах можно объяснить резким ростом цен на нефть и газ в прошлом году, гибкостью российских корпораций и длительным переходным периодом для западных санкций, главной причиной был значительный разворот экономической политики России. На протяжении более двух десятилетий налогово-бюджетная политика России настойчиво преследовала бюджетную осмотрительность и ограничение дефицита. Политика обменного курса основывалась на свободном плавании рубля и свободном движении капитала. Все эти принципы вышли из строя, когда правительство изо всех сил пыталось стабилизировать экономическую ситуацию в конце февраля 2022 года. Финансовые рынки были закрыты на месяц, а трансграничные потоки капитала были жестко ограничены. Когда рынки вновь открылись, активы западных инвесторов оставались замороженными, оборот на российской бирже был вдвое меньше, чем до вторжения, а рубль перестал быть свободно конвертируемой валютой. Этот сдвиг говорит о том, что правительство не питает иллюзий по поводу быстрого возвращения иностранного капитала. Россия рассчитывает в ближайшие годы полагаться на внутренние источники финансирования.
Сокращение государственных доходов и значительное увеличение расходов, вызванное войной, сделали невозможным сбалансировать государственный бюджет даже при высоких доходах от нефти. [1] Дефицит федерального бюджета в прошлом году составил управляемые 2,2 % ВВП, и этот дефицит был профинансирован за счет профицита бюджета предыдущего года, активов из Фонда национального благосостояния и выпуска внутреннего долга.
Государственные деньги необходимы для покрытия прямых расходов на войну и поддержки экономики, в частности за счет инвестиционных субсидий, займов и гарантий. Большая часть прошлогоднего прироста инвестиций отражает рост проектов, запущенных до 2022 года, а также рост государственных инвестиций и инвестиционных проектов, поддерживаемых за счет государственных средств. Государственное бюджетное финансирование нацпроектов, например, увеличилось в прошлом году на 29% (примерно 15 % в реальном выражении). Некоторые из крупнейших из этих проектов связаны со строительством транспортной инфраструктуры. Кроме того, многие проекты, связанные с войной, вероятно, были забронированы как государственные инвестиции. Такие инвестиции увеличивают ВВП России, но их вклад в национальное благосостояние сомнительный.
Главными целями экономической политики в первый год войны были минимизация последствий санкций и отделение от Запада. Было также ясно, что экономический переход к новой нормальности не будет возложен на рыночные силы. В результате вторжения возросла роль государства в экономике и обществе. В частности, крупные фирмы все больше зависят от прихотей власть имущих. Выбор экономической политики, принятый в прошлом году, подтолкнул экономику к экономике войны.
Экономический спад сохранится в течение всего 2023 года
Учитывая неопределенность войны и санкций, подавляющих внутреннее потребление, мы не ожидаем роста частного потребления в этом году. Безработица должна оставаться близкой к историческому минимуму, особенно если правительство продолжит частичную мобилизацию военных резервов, что привело к тому, что большое количество людей покинуло страну. Масштабные увольнения также, вероятно, будут рассматриваться как непатриотические действия.
Многие крупные и средние корпорации в прошлом году были прибыльными. В принципе, это должно способствовать росту заработной платы в этом году, но показатели деловой активности в разных секторах экономики были весьма неоднозначными. Санкции ударили по фирмам, зависящим от экспорта и импорта (например, автопроизводителям и деревообрабатывающей промышленности). В автомобильной промышленности в прошлом году было занято около 245 000 человек, что составляет чуть менее 5 % рабочей силы в обрабатывающей промышленности России. Численность работающих в деревообрабатывающей промышленности составляла около 122 000 человек. Около трети компаний этих двух секторов в прошлом году понесли убытки. Более того, эти испытывающие трудности отрасли, как правило, концентрируются в определенных регионах, что еще больше усугубляет региональные различия в развитии реальной заработной платы. Заработная плата резко выросла в прошлом году, особенно в некоторых беднейших регионах Уральского и Сибирского федеральных округов, а также в Бурятии Дальневосточного федерального округа. Напротив, средняя заработная плата в богатых регионах Центрального федерального округа, таких как Москва и Калуга, не поспевает за инфляцией.
Мы ожидаем, что в этом году общественное потребление увеличится, особенно в области внутренней безопасности и обороны. В то же время снижение цен на нефть и экономический спад должны значительно снизить доходы государственного сектора. Поэтому мы ожидаем, что дефицит бюджета в этом году значительно превысит дефицит бюджета в размере 2 % ВВП. Дефицит государственного сектора в этом и следующем году может быть профинансирован за счет активов Фонда национального благосостояния[2], выпуска внутренних долговых ценных бумаг, повышения налогообложения частных фирм и финансирования центральным банком в качестве крайней меры, но даже внутреннее финансирование имеет свои пределы. В среднесрочной перспективе России необходимо сократить расходы государственного сектора или найти новые источники доходов.
Поскольку проекты, начатые до войны, будут завершены в этом году, мы ожидаем, что рост инвестиций в основной капитал замедлится. Западные санкции в отношении экспорта российской нефти и общее падение мировых цен на нефть также сократят потоки доходов крупнейших российских производителей энергоресурсов. Однако планы правительства по импортозамещению требуют новых инвестиций в отечественные производственные мощности. Сдвиг внешней торговли на восток и юг также потребует значительных инвестиций в инфраструктуру, которые зависят от постоянной государственной поддержки. Кроме того, продолжение войны требует увеличения расходов на оборону и инвестиций в военную промышленность. Страна, похоже, склонна направлять все более дефицитную рабочую силу и капитал в отрасли, производительность которых в лучшем случае сомнительна.
Российский импорт должен быть немного выше в этом году по сравнению с реальным уровнем 2022 года, но, учитывая, что санкции продолжают ограничивать возможности импорта, сильное восстановление импорта маловероятно. Кроме того, по мере снижения доходов от нефти и газа импорт не будет поддерживаться укрепляющимся обменным курсом рубля. Объем экспорта, по прогнозам, сократится, в основном из-за сокращения экспорта нефти и газа. Это связано не только с ограничениями ЕС на импорт сырой нефти и нефтепродуктов, но и с решением России ограничить экспорт природного газа по трубопроводам. В результате чистый экспорт окажет негативное влияние на динамику ВВП в этом году.
Сокращение объема экспорта может быть меньше, чем мы предсказывали ранее. Отчасти это отражает механизм ограничения цен G7, введенный в декабре 2022 года (сырая нефть) и феврале 2023 года (нефтепродукты). Чтобы не нарушить мировые энергетические рынки, механизм был разработан для снижения экспортных цен на российскую нефть и нефтепродукты, а не для сокращения объемов экспорта.
Мы ожидаем, что в этом году ВВП России сократится еще на 2 %. Без существенных изменений в военной ситуации или режиме санкций мы видим, что экономический рост России в 2024 году будет близок к нулю. Среднесрочные перспективы роста зависят прежде всего от того, как в конечном итоге закончится война.
Таблица 1. Годовое изменение ВВП России, %
2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | |
ВВП | 2,2 | −2,7 | 5,6 | −2,1 | −2 |
Внутреннее потребление | 3 | 4 | 8 | −1 | −1 |
Формирование капитала | 2 | −4 | 14 | −3 | 0 |
Экспорт | 1 | −4 | 3 | — | −5 |
Импорт | 3 | −12 | 19 | — | 5 |
Источники: данные Росстата за 2019–2022 гг. , БОФИТ 2023 г.
Формирующаяся экономика России военного времени
Решение России напасть на Украину подтолкнуло российскую экономику к структурному возврату к автаркической экономике. Чтобы добиться успеха, этот сдвиг требует значительных инвестиций в отечественное производство и новые транспортные маршруты. Это также подразумевает увеличение военного производства, которое, вероятно, сохранится, пока нынешняя администрация остается у власти. Этот сдвиг неизбежно лишает другие секторы экономики ресурсов, ограничивая их возможности по использованию более продуктивных инвестиционных возможностей.
Данная структурная перестройка предполагает перенаправление экономических ресурсов из сферы услуг в оборонную промышленность и отрасли, производящие товары для внутреннего рынка. Отсутствие иностранных комплектующих и материалов повышает себестоимость производства и вынуждает компании в некоторой степени полагаться на некачественные материалы. Еще одним следствием структурных изменений является упрощение конечных продуктов. Российские автопроизводители, например, теперь, как сообщается, выпускают автомобили без подушек безопасности и других стандартных функций. Приспособление к условиям военного времени и импортозамещение, естественно, разнится от отрасли к отрасли и даже от бизнеса к бизнесу. Это структурное изменение, вероятно, приведет к снижению производительности труда в России и долгосрочной потенциальной тенденции роста страны. По последним оценкам, долгосрочный потенциал роста России составляет менее 1 % в год.
Переход от рыночной экономики к модели военного времени также усложнит мониторинг и анализ развития российской экономики. Возможные последствия санкций могут быть скрыты официальным указом или мерами государственной поддержки. Традиционные экономические показатели, такие как валовой внутренний продукт, также могут стать менее значимыми. ВВП измеряет только добавленную стоимость производства, а не его влияние на благосостояние. Корректировка расчетов ВВП с учетом качества продукции — нетривиальная задача. Замещение высококачественного западного импорта низкокачественными компонентами отечественного производства вряд ли найдет полное отражение в национальных счетах. В то время как война увеличивает военное производство, разрушения, вызванные вторжением, не отражаются в национальных счетах России. Во всяком случае, война может повысить показатели ВВП агрессора.
Устойчивость государственных финансов России и ход войны являются самыми большими рисками в нашем прогнозе. Мы полагаем, что в ближайшем будущем у России не будет особых проблем с покрытием дефицита бюджета. Однако правительство не может долго накапливать долги, не разжигая инфляцию и не подавляя частные инвестиции. Вполне возможно, что по мере восстановления роста частного сектора правительству удастся перекалибровать расходы до более скромных темпов сжигания. Однако в нынешних условиях о вероятности реализации такого сценария судить невозможно.
Если частная деятельность не оживится, правительству может быть трудно сократить государственные расходы. В этом сценарии дефицит бюджета должен все больше финансироваться за счет внутреннего долга. Постоянное увеличение государственного долга может значительно осложнить доступ корпораций к финансированию и замедлить восстановление инвестиций частного сектора. Государственные структуры (центральное правительство и несколько крупных регионов) уже в совокупности составляют более половины всех облигаций, выпущенных в России. С другой стороны, увеличение финансирования центральным банком может усилить неуправляемое инфляционное давление, которое может спровоцировать новый финансовый кризис.
Трудно совместить экономический путь, предполагающий отделение от Запада и сохранение военного положения, с отдельным путем, обеспечивающим устойчивый экономический рост и более высокий уровень жизни среднего россиянина. После года войны кажется, что российские экономические политики выбрали первый путь. Окончательные последствия этого решения станут видны только через несколько лет.
[1] Эти крупные доходы от нефти и газа включают крупный налог на непредвиденные расходы, наложенный на «Газпром» в конце 2022 года. Доход от этого единовременного налога составил чуть более 0,8 % ВВП.
[2] По состоянию на конец 2022 года активы Фонда национального благосостояния России оценивались в 10,435 триллиона рублей (148 миллиардов долларов), или примерно 7 % ВВП. Ликвидные активы Фонда состоят в основном из депозитов и ценных бумаг, деноминированных в юанях, а также золотых резервов центрального банка. Ликвидные активы на начало 2023 года составляли примерно 6,133 трлн рублей (87 млрд долларов), или около 4 % ВВП. Стоимость ликвидных активов, находящихся в распоряжении Фонда национального благосостояния, на конец 2021 года составляла примерно 6 % ВВП.
Россия прогноз
Китай и Россия: экономическое неравенство
Си Цзиньпин и Владимир Путин пытаются поставить экономику в центр своего стратегического партнерства. «Экономическое сотрудничество и торговля как ключевая опора наших отношений имеют решающее значение для общего развития и возрождения Китая и России», — сказал Си во время визита в Москву в июне 2019 года. . 1 «У нас беспрецедентно высокий уровень доверия и сотрудничества», — сказал Путин несколько месяцев спустя. «Это союзнические отношения в полном смысле многопланового стратегического партнерства. Это отражается на экономике». 2
Характерные экономические взгляды Си и Путина даже на первый взгляд кажутся взаимодополняющими. Инициатива Си «Один пояс, один путь» (BRI) позволила китайским компаниям строить дороги, железные дороги, оптоволоконные кабели и другую жесткую инфраструктуру на Евразийском суперконтиненте и за его пределами. Путинский Евразийский экономический союз (ЕАЭС) гармонизирует таможенные процессы для создания единого рынка между Россией, Арменией, Беларусью, Казахстаном и Кыргызстаном. Мир, и особенно там, где эти усилия наиболее непосредственно пересекаются в Центральной Азии, нуждаются как в «жесткой», так и в «мягкой» модернизации инфраструктуры. Обыгрывая свои личные отношения, Си и Путин неоднократно обещали «связать» ОПОП и ЕАЭС. Но они предоставили мало практических подробностей, оставив наблюдателям возможность строить догадки о будущем их экономических отношений.
В этом отчете рассматриваются четыре аспекта взаимодействия между Китаем и Россией и раскрывается растущее партнерство, которое сталкивается со структурными ограничениями. Торговля сильно сконцентрирована на природных ресурсах, где интересы Китая и России наиболее сильно пересекаются. Инвестиции сдерживаются коррупцией и плохой инфраструктурой в России. Отношения между людьми улучшаются, но недоверие сохраняется, как показала пандемия Covid-19. Несмотря на то, что Китай и Россия сотрудничают в создании цифровой инфраструктуры, каждая сторона вводит ограничения, ограничивающие потоки данных. На пути более глубоких связей стоят проблемы развития России и одержимость обоих правительств сохранением контроля. 3
После оценки каждой из этих областей в заключительном разделе рассматривается будущая траектория китайско-российских экономических отношений и ее последствия для интересов США. Есть куда расти, но по мере укрепления экономических связей Китая и России их партнерство станет еще более неравноправным. Младший статус России станет больше обузой, и российские чиновники могут быть заинтересованы в снижении риска большей зависимости от Китая. Огромная масса Китая, его близость и готовность экономически принуждать своих партнеров могут в конечном итоге заставить Россию снова обратить свой взор на Запад, где остается большая часть ее торговли, несмотря на ее растущие связи с Китаем.
ТорговляСи и Путин рекламируют рост объемов двусторонней торговли, показатель, который подчеркивает прогресс и партнерство, маскируя, насколько Россия стала более зависимой от Китая. В 2006 году Путин объявил о цели увеличить двустороннюю торговлю как минимум до 60 миллиардов долларов к 2010 году. Рост торговли остановился с 2010 по 2015 год, прежде чем восстановиться.
Затем официальная цель была повышена до 100 миллиардов долларов, и страны достигли ее в 2018 году. В прошлом году двусторонний товарооборот почти достиг 110 миллиардов долларов, а Путин и Си объявили о новой цели: к 2024 году товарооборот составит 200 миллиардов долларов9. 0186 4 Поверх этих цифр можно увидеть картину, которая для России менее перспективна. В 2010 году Китай обогнал Германию и стал крупнейшим торговым партнером России. Чтобы было ясно, Европейский союз в целом остается крупнейшим партнером России, на долю которого приходится 260 миллиардов долларов (232 миллиарда евро) торгового оборота в 2019 году, что более чем вдвое превышает объем торговли Китая с Россией. Но Китай стал более важным для России в последние годы, на долю которого в 2018 г. приходилось 15,5% ее общего объема торговли. На Россию, напротив, в 2018 г. приходилось лишь 0,8% общего объема торговли Китая9.0186 5 Крупнейший экспортный товар России, энергоносители, имеет стратегическое значение, но поскольку торговые отношения становятся еще более однобокими, Китай может иметь большее влияние как покупатель, чем Россия как поставщик.
Си и Путин подчеркнули, что торговое сотрудничество расширяется во всех секторах, но за последние два десятилетия оно стало больше концентрироваться на сырье. «Структура торговли диверсифицируется. Конечно, более 70 процентов нашего экспорта приходится на энергоносители, но это естественно», — сказал Путин в прошлом году. 6 Далее он рассказал об экспорте из России ядерных энергетических систем, самолетов и даже системы предупреждения о ракетном нападении. Россия является крупнейшим поставщиком вооружений в Китай, обеспечивающим 70 процентов импорта вооружений Китая в период с 2014 по 2018 год. 7 Эти примеры — ядерный, авиационный и военный экспорт — политически привлекательны, поскольку они изображают Россию как технологически развитую страну и усиливают впечатление более глубокого сотрудничества. по стратегическим вопросам.
Но реальность для России менее лестна. Россия экспортировала в Китай более широкий ассортимент продукции в течение 1990-х, когда Китай еще развивался. Теперь их роли поменялись. 8 Как и в других областях с более высокой стоимостью, Китай становится все более конкурентоспособным в мировых продажах оружия и обогнал Россию, став вторым по величине производителем оружия в мире. 9 Российские фирмы обвинили Китай в незаконном копировании российской военной техники. 10 Они должны быть осторожны. Китайские фирмы, скорее всего, откажутся от своих российских партнеров, как и другие иностранные фирмы, после того, как станут самодостаточными в производстве более сложного оборудования.
Торговая война между США и Китаем выявила стремление России заменить американский сельскохозяйственный экспорт в Китай, но также выявила препятствия, с которыми она сталкивается. «В Китае освободилась ниша [вследствие тарифов США], и мы можем занять ее», — сказал в прошлом году официальный представитель Дальнего Востока России Wall Street Journal . «Мы можем продать все, что сможем вырастить — спрос неограничен». 11 Но возможности роста России ограничены. Производство сои в России росло еще до торговой войны. Рост стоимости земли, плохая инфраструктура и бюрократическая волокита мешают увеличению производства. 12 Эти ограничения не будут устранены в одночасье, но чем хуже становятся торговые отношения между США и Китаем, тем больше стимулов для их решения у российских чиновников.
Оборонительные интересы России ограничивают самые амбициозные предложения по более глубокой интеграции. Россия является движущей силой ЕАЭС и заключила относительно скромные торговые соглашения с внешними партнерами, чтобы защитить свои более слабые отрасли. 13 Торговое соглашение ЕАЭС-Китай, вступившее в силу в прошлом году, не снижает тарифы. Российские официальные лица также сопротивляются созданию зоны свободной торговли, охватывающей членов Шанхайской организации сотрудничества. Учитывая огромные размеры Китая, Россия, вероятно, продолжит избегать более глубоких соглашений о свободной торговле. Эта стратегия политически понятна, но экономически обречена на провал. Чем дольше Россия ждет, тем более изощренным становится производство более дорогих товаров в Китае. В результате Россия может обнаружить, что ей все меньше и меньше нужно защищать.
ИнвестицииНеудовлетворительный опыт России в китайском ОПОП показывает давние барьеры для инвестиций. Обе страны заинтересованы в улучшении инфраструктуры на Евразийском суперконтиненте. Несмотря на общую границу протяженностью 2600 миль, Китай и Россия имеют лишь несколько железнодорожных переходов и в общей сложности около 25 пунктов пропуска. Три из шести предложенных коридоров BRI проходят через ЕАЭС. Учитывая амбиции Китая и потребность России в лучшей инфраструктуре, ОПОП должен стать естественным дополнением к большим инвестициям.
Западные санкции также вынудили Россию искать инвестиционные возможности в Китае. Проект «Ямал СПГ» в российской Арктике был бы труден, если не невозможен, без поддержки Китая. Китай предоставил финансирование через свой Фонд Шелкового пути, кредиты от своих банков государственной политики и инвестиции через государственное предприятие. Китай также использовал фонд «Шелковый путь» и еще одно государственное предприятие для инвестирования в «Сибур», крупнейшую нефтехимическую компанию России. 14 Межправительственное сотрудничество имеет решающее значение для крупнейших инвестиций Китая в Россию, которая также пытается привлечь инвестиции из Японии, Индии и Саудовской Аравии.
Но риски России остаются слишком высокими, а выгоды слишком низкими, чтобы привлечь многих частных инвесторов. На пути увеличения инвестиций стоят деловая среда в России и слабые рыночные основы. Проблема заключается не просто в неприятии риска китайскими инвесторами, которые были готовы войти в некоторые из самых сложных бизнес-сред в мире, часто под лозунгом BRI. Россия более рискованна, чем страны с развитой экономикой, но менее перспективна, чем многие развивающиеся страны, отчасти из-за сокращения населения.
Вместо того, чтобы наметить новую главу для инвестиций, BRI столкнулся со старыми проблемами. Совместные списки проектов объявлялись в прошлом и часто попадали в заголовки, но в конечном итоге реализуется лишь несколько проектов. В 2009 году Ху Цзиньтао и Дмитрий Медведев анонсировали более 200 совместных проектов. Пять лет спустя менее 10 процентов действительно прогрессировали. 15 В 2014 и 2015 годах в России было создано 20 особых экономических зон (ОЭЗ) для привлечения иностранных инвестиций на Дальний Восток. Только шесть привлекли китайские инвестиции, которые в период с 2015 по 2018 год составили всего 38 миллионов долларов. Те же проблемы — бюрократия, плохая инфраструктура и коррупция — все остаются. 16
Как и вся статистика BRI, любые оценки участия России в этих усилиях требуют осторожности. Один из флагманских проектов ОПОП, высокоскоростная железная дорога Москва-Казань, неоднократно откладывался и, как и другие проекты, предшествует объявлению ОПОП. Его астрономическая цена в 22 миллиарда долларов завысила общие оценки деятельности проекта BRI в России. В марте российские официальные лица объявили, что проект будет «отложен». 17 Неудивительно, если проект будет отложен на неопределенный срок. У российских и китайских официальных лиц мало стимулов для публичного прекращения совместных проектов, особенно тех, которые приобрели символическую ценность.
Стратегическая осторожность может ограничивать некоторые формы инвестиций. Было завершено лишь несколько трансграничных проектов, в первую очередь два моста на Дальнем Востоке России и трубопровод «Сила Сибири». Трубопроводы стратегически важны и экономически важны для России. Еще одним преимуществом является то, что они не могут перевозить людей, не говоря уже о вооруженных силах. Долгая история конкуренции и недоверия делает недавнее потепление в китайско-российских отношениях сегодня еще более заметным. Но и у него есть пределы. Россия может решить оставить трансграничные транспортные связи слабыми в качестве страховки от растущих возможностей Китая.
Обе стороны стремятся уменьшить свою зависимость от западных финансовых систем. Китай и Россия начали использовать свои собственные валюты для двусторонней торговли в 2010 году и открыли свою первую линию валютных свопов в 2014 году. доллар. Китайский юань используется шире, чем российский рубль, но по-прежнему используется менее чем в двух процентах платежей по всему миру. 18 В течение нескольких лет официальные лица также обсуждали вопрос об объединении национальных платежных систем Китая и России. Здесь снова налицо дисбаланс между партнерами. Карты UnionPay Китая можно использовать по всему миру, в то время как Россия изо всех сил пыталась заставить свою карточную систему «Мир» работать на международном уровне. 19
Сотрудничество в области цифровых платежей расширяется, но остается ограниченным относительно небольшим рынком России и неприятием цифровой валюты. В прошлом году Яндекс.Касса, совместное предприятие технологической компании Яндекс и Сбербанка, крупнейшего российского банка, стала первым интернет-магазином в России, который принял WeChat Pay. Китайская AliPay работает над созданием совместного предприятия с Mail.ru, чтобы предлагать услуги цифровых платежей российским пользователям. 20 Китайское правительство проводит испытания своей цифровой валюты e-RMB в четырех китайских городах. Глава Центробанка России Эльвира Набиуллина выразила сомнения в необходимости цифровой валюты. 21 Но если Россия будет двигаться вперед, она, вероятно, предпочтет многие из тех функций, которые дают китайским чиновникам контроль над их цифровыми предложениями.
Усилия Китая и России по созданию альтернатив брюссельской системе SWIFT только зарождаются, но заметны. Китай добился большего успеха в привлечении международного участия к своей версии, Трансграничной межбанковской платежной системе (CIPS). По состоянию на апрель 2020 года CIPS насчитывает 9 участников.5 стран. 22 Российская версия Системы передачи финансовых сообщений (СПФС) только в прошлом году расширилась за счет включения членов ЕАЭС. 23 После Японии Россия занимает второе место по количеству банков, использующих китайскую платежную систему CIPS. 24 Западные санкции являются основной движущей силой этих альтернатив, которые заслуживают большего внимания и осторожности со стороны американских политиков.
ЛюдиДо недавнего времени отношения между людьми были одной из наиболее развитых областей сотрудничества Китая и России. С момента открытия советско-китайской границы в 1988, российские официальные лица и СМИ предупредили о «китаизации» Дальнего Востока России. 25 Хотя эти опасения преувеличены, они время от времени всплывают на поверхность, часто в интересах внутренней политики, как и ксенофобия в других местах. В последние годы эти предупреждения были в значительной степени заглушены согласованными усилиями обоих правительств по развитию отношений.
Улучшение восприятия наиболее ярко выражено у россиян. В прошлогоднем опросе Pew, проведенном в 34 странах, самые положительные оценки Китая были получены от граждан России. Среди российских респондентов 71 процент положительно относятся к Китаю, и только 18 процентов придерживаются отрицательного мнения, что является одним из самых низких неблагоприятных оценок. Сопоставимых данных о восприятии Китаем России нет, но китайские государственные СМИ активно продвигают партнерство как внутри страны, так и во всем мире. Что характерно для этого толчка, статья Синьхуа о визите Си в Москву в прошлом году подчеркивает «взаимовыгодное сотрудничество, добрососедство и гармоничное сосуществование». 26
Эти впечатления важны для торговых и инвестиционных связей. Улучшение национальной близости и языка может оказать положительное влияние на торговлю и инвестиции, эффективно сводя к минимуму культурное «расстояние» между странами. В конце концов, вести бизнес легче, когда вы можете понять другую сторону. Некоторые преимущества уже очевидны. В 2019 году Россию посетило более двух миллионов китайских туристов по сравнению со 158 000 десятилетием ранее, которые потратили более 1 миллиарда долларов. 27 Слабая российская валюта помогла привлечь китайских туристов, но то же самое произошло и с политикой правительства, включая смягчение визовых требований и поощрение турагентств к увеличению числа их посещений.
Хотя расширение этих связей приносит прямые выгоды обеим сторонам, они также усиливают зависимость России от Китая. По оценкам российской туристической ассоциации, китайские туристы составляют почти 30 процентов российского туризма. 28 В отличие от этого, Китай имеет гораздо больший рынок туризма, а Россия не входит в число основных источников иностранных посетителей. Как и в других формах взаимозависимости, то, что является благом, когда отношения идут хорошо, может стать помехой, если отношения ухудшатся. В рамках своего набора инструментов для управления экономическим государством Китай продемонстрировал готовность принудительно использовать туризм, например, сократив поездки в Южную Корею в 2017 году.
Covid-19 вывел на поверхность народную враждебность и недоверие, а также подчеркнул решимость Китая и России поддерживать стабильный курс в своих отношениях. К разочарованию китайских чиновников, в январе Россия закрыла границу с Китаем. Власти в Москве преследовали этнических китайцев для задержания и возможной депортации. 29 Согласно опросу IPSOS, проведенному в феврале, более трети россиян заявили, что будут избегать контактов с людьми китайского происхождения или внешности. 30 Аналогичные цифры заявили, что будут избегать покупки китайских товаров, а китайские предприятия на российской стороне границы несут огромные убытки. 31
Китайские официальные лица публично возражали против некоторых действий России, но в целом их действия были сдержанными. Китай оказал медицинскую помощь России и не занял жесткой позиции в отношении других стран. Например, после того, как Австралия призвала провести расследование происхождения пандемии, Китай поднял барьеры для австралийской сельскохозяйственной продукции. Различие заключается в выявлении приоритетов Пекина и их понимании Москвой. Западные страны бросили вызов реакции Пекина на кризис, уважая при этом китайских граждан. Для сравнения, Россия жестоко обращалась с китайскими гражданами, но избегала вопросов, которые могли угрожать легитимности китайских чиновников.
ДанныеКитай и Россия углубляют свое сотрудничество в области телекоммуникаций, но, как ни парадоксально, сходство их правительств ограничивает потоки данных. Эти совместные усилия не новы. Россия была одним из первых зарубежных рынков, на которые вышла Huawei. Huawei создала совместное предприятие в 1997 году и, несмотря на то, что в течение нескольких лет практически не добилась успеха в бизнесе, решила остаться на российском рынке, несмотря на то, что многие западные компании уходили. Прорыв произошел в 2001 году, когда российская правительственная делегация посетила Китай. К 2003 году Россия была одним из ведущих рынков для Huawei. 32
Официальные связи снова стимулируют сотрудничество в области цифровой инфраструктуры. 33 О решении России использовать оборудование Huawei в своих испытаниях 5G было объявлено как раз в тот момент, когда китайская фирма стала объектом пристального внимания на западных рынках. Сделка была подписана во время визита Си в Москву в 2019 году, что еще раз подчеркивает ее символическое значение. Несмотря на фанфары, Россия все еще рассматривает другие варианты своей сети 5G, и ей предстоит решить несколько вопросов, включая распределение спектра. Huawei может в конечном итоге получить меньшую роль, чем предполагает церемония подписания Си и Путина. Выбор России в отношении Huawei — это не все или ничего. Он может извлечь выгоду из хеджирования и использования комбинации различных поставщиков.
Китай и Россия также сотрудничают в разработке альтернативных глобальных навигационных спутниковых систем, которые имеют как коммерческое, так и военное применение. Российская система ГЛОНАСС была разработана во время холодной войны, но не достигла своей рабочей мощности в 24 спутника до 1995 года. Китайская спутниковая сеть BeiDou была завершена в июне и, как утверждается, насчитывает более 400 миллионов пользователей в 120 странах. 34 В 2015 году Китай и Россия создали комитет для координации этих усилий и в 2018 году подписали соглашение об улучшении совместимости и функциональной совместимости. 35 Они провели испытания оборудования на транспортных маршрутах «Пояса и пути» и договорились о размещении базовых станций друг друга. Эти системы и спутниковая связь в целом дополняют наземные и подводные кабели, по которым передается подавляющее большинство данных по всему миру.
Несмотря на эти области сотрудничества, потоки данных между двумя странами ограничены их упорным предпочтением государственного контроля. Семь из восьми международных наземных кабелей дальней связи Китая проходят через Россию. Если бы деловая и политическая среда в России была более благоприятной, она могла бы служить более крупным коммуникационным узлом между Европой и Китаем. Но взгляды Китая и России на «суверенитет в Интернете» ограничивают трансграничную деятельность. Обе страны требуют хранения личных данных внутри страны и установки приложений на отечественном оборудовании, среди прочих барьеров. 36 Российские сети менее централизованы и их сложнее подвергнуть цензуре, чем китайские, но российское правительство безошибочно движется в направлении усиления контроля. 37
Фьючерсы и тренияСи и Путин приступили к тому, что они называют долгосрочным стремлением к большей экономической интеграции. Как объяснил Путин в прошлом году: «Я думаю, что если мы объединим усилия уже созданных ведомств, организаций и даже концепций и создадим интегрированную сеть, мы можем прийти к тому, о чем я неоднократно говорил, — к большому евразийскому партнерству. Можно ли все это учредить в ближайшее время? Едва ли.» 38 Предложение Путина о «Большом евразийском партнерстве» и предложения «связать» ОПОП и ЕАЭС служат непосредственной политической цели. Но они упускают из виду экономические основы, которые могут привести к еще большим трениям в предстоящие годы.
На пути глубокой интеграции стоят значительные структурные барьеры. Торговля и инвестиции ограничены российской экономикой с одним приемом и ее признанием того, что глубокая интеграция будет иметь серьезные разрушительные последствия. Правительственная пропаганда может укреплять связи между людьми, но только до определенной степени, и хотя два соседа имеют общую границу, глубокие культурные различия сохраняются и усугубляются пандемией. Общее стремление Китая и России контролировать информацию ограничивает потоки данных.
В совокупности эти факторы свидетельствуют о партнерстве неравных, которое в будущем станет еще более однобоким. Китай уже возвышается над Россией почти во всех измерениях, и если он сможет справиться со своими внутренними проблемами, то через десятилетие он станет еще больше. В этот период Пекину потребуется помощь Москвы или, по крайней мере, ее молчаливое согласие, чтобы продолжить расширение на запад. Ни одна страна не находится в лучшем положении, чем Россия, чтобы разрушить сухопутные амбиции Китая. Но у изолированной от Запада России мало альтернатив углублению экономических связей с Китаем.
Даже через десять лет может быть неясно, в какой степени китайско-российское партнерство зависит от авторитарных личностей, стоящих в его центре. В 2030 году Си и Путину будет 77 и 78 лет соответственно. Если они останутся у власти, неожиданные события могут подвергнуть испытанию их личные отношения. Смена руководства в Центральной Азии может привести к беспорядкам и разным взглядам Москвы и Пекина на то, как реагировать. Китайский «Один пояс, один путь», вероятно, приобретет более острые военные преимущества, поскольку Китай стремится защитить свои инвестиции и персонал за рубежом, в том числе в Центральной Азии.
Возможность того, что Россия может снова склониться к Западу и отдалиться от Китая, в настоящее время кажется маловероятной. Китай недостаточно угрожающий, а Запад недостаточно гостеприимный. Но по мере того, как Китай продвигается все дальше на задний двор России, расчеты Москвы могут измениться. Более сложной задачей для России будет искупить свое поведение за границей и убедить Запад, особенно Соединенные Штаты, возобновить взаимодействие. Союзники США, особенно в Европе и Японии, имеют более сильные экономические стимулы для взаимодействия. Учитывая эти различия, Соединенным Штатам следует тесно сотрудничать со своими союзниками, чтобы любые экономические стимулы (и антистимулы) согласовывались для достижения максимального эффекта. 39
Соединенным Штатам и их союзникам также следует обратить внимание на риски, связанные с экспансией Китая на запад, и защитить устойчивость западных финансовых систем. В публичных заявлениях правительству США следует избегать преувеличения глубины и сплоченности китайско-российского партнерства. Сваливать их в одну кучу — слишком великодушно по отношению к России, особенно в экономическом плане, и звучит как музыка для ушей обоих авторитарных лидеров. Американским политикам также следует более осмотрительно подходить к санкциям. 40 Неправильное использование этих защитных мер, особенно без последовательной наступательной стратегии, ослабляет западные финансовые системы и побуждает другие страны рассматривать альтернативы.
Несмотря на серьезные недостатки в своих экономических взглядах, Си и Путин выдвигают идеи, призванные найти отклик у третьих стран, особенно у развивающихся экономик. В ответ на эти события Соединенные Штаты и их союзники могут по крайней мере избежать непреднамеренного сближения Китая и России. Еще более мощным ответом была бы совместная работа, чтобы предложить единое видение экономического развития и подкрепить его финансовой поддержкой, чтобы стимулировать участие и добиться ощутимых результатов. Лучший ответ на глобальные амбиции Си и Путина — предложить лучшие альтернативы.
Джонатан Э. Хиллман — директор проекта «Воссоединение Азии» в Центре стратегических и международных исследований в Вашингтоне, округ Колумбия, и автор книги «Новая дорога императора: Китай и проект века» (Йельский университет).