Административный регламент что это: Административные регламенты

Разное

Административный регламент | это… Что такое Административный регламент?

Административный регламент — официальный документ, регламентирующий предоставление государственными органами услуг гражданам и организациям. Административный регламент исполнения государственных функций — обязательный для исполнения порядок действий (решений) органа исполнительной власти, его структурных подразделений и должностных лиц, направленный на осуществление их полномочий в процессе исполнения государственных функций. Административные регламенты должны четко определять круг обязанностей и прав органа власти, сферу его юрисдикции, раскрыть возможные формы внутренних взаимодействий различных органов власти между собой на всех этапах прохождения документов в процессе принятия решений. Введение административных регламентов даёт возможность как предприятиям, так и отдельным гражданам возможность осуществления контроля за процедурами рассмотрения их документов и обращений. Таким образом создается реальная база для прозрачности ведомства. В административном регламенте указываются:

  • перечень услуг;
  • должностные обязанности, права, ответственность государственных служащих;
  • должностной регламент государственного служащего;

Целью использования административных регламентов является решение определенных общих задач:

  • детальная регламентация деятельности государственных служащих;
  • обеспечение открытости деятельности органов исполнительной власти;
  • противодействие коррупции, снижение коррупциогенных факторов;
  • оптимизация деятельности органов исполнительной власти, повышение ее эффективности.

Электронный регламент Для решения таких важных для граждан проблем, как сокращение сроков прохождения документооборота, уменьшение количества злоупотреблений чиновников и сокращение количества допускаемых ошибок, вводятся электронные регламенты. Их задачей является законодательное создание определенных механизмов, позволяющих осуществлять контроль за административным процессом и как следствие — стимулировать общее повышение качества деятельности государственных служащих во всех областях органов власти.

Эти электронные регламенты в целом можно квалифицировать как один из важнейших элементов повышения работы и прозрачности органов государственной власти.

В России В современной российской практике регламентация исполнения государственных функций и оказания государственных услуг неразрывно связана с административной реформой, в которой создание административных регламентов занимало центральное место. Для России, где слабы традиции служения государственных институтов обществу, нет устойчивых механизмов ориентации деятельности государственных организаций на общественные потребности, необходима исчерпывающая и жесткая формулировка государственных обязательств, что собственно и предполагается сделать в форме регламентов. Административная реформа в России стартовала в 2003 году. Руководством страны тогда были поставлены четкие задачи — ограничить вмешательство государства в экономическую деятельность, исключить чрезмерное регулирование, повысить качество и доступность государственных услуг, а также эффективность деятельности органов власти.

11 ноября 2005 г. Правительством РФ было принято Постановление № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг».

См. также

  • Должностной регламент
  • Электронный административный регламент
  • Административная реформа
В этой статье не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.

Административные регламенты органов исполнительной власти: понятие и назначение



В статье рассматривается понятие «административного регламента», его функции, а также назначение регламентов органов исполнительной власти.

Ключевые слова: административный регламент, органы исполнительной власти, регламентация, нормативный правовой акт.

К числу новейших развивающихся явлений административно-правовой реальности можно отнести институт административных регламентов органов исполнительной власти. В современной практике правового регулирований управленческой деятельности необходимым инструментом регламентации административных процедур являются административные регламенты.

Регламентация обычно используется органами управления всех ветвей власти и их структурными подразделениями как универсальный инструмент усовершенствования деятельности. В начале 2000-х годов административная регламентация стала одним из первостепенных элементов административной реформы в РФ и на сегодняшний день прошла длительный цикл развития, получая необходимую институциональность.

В административной реформе были заложены основные принципы развития взаимодействия государства и общества, которые направлены на повышение качества и доступности предоставления государственных услуг, упрощение процедур и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с получением государственных услуг. В качестве инструмента такой реформы законодатель выбрал новую форму нормативных правовых актов управления — административные регламенты.

Высшее политическое руководство страны многократно обращало внимание на значимость и актуальность внедрения в управленческую практику исполнительных органов административных регламентов. Д. А. Медведев отмечает по данному вопросу следующее: «Все административные процедуры должны быть закреплены в регламентах работы органов государственной власти и стать максимально удобными для людей… И сделать это надо не ради того, чтобы наплодить очередные бюрократические бумажки, а для того, чтобы граждане знали обязанности конкретного чиновника, имели реальную возможность обжаловать незаконные действия или бездействие» [1].

На основе учета и перенимания зарубежного опыта формируется институт регламента РФ. Многие страны не имеют четкого определения для понятия «административный регламент», поэтому как один из основных факторов создания эффективного государства рассматривается вопрос упорядочения и формализации процедур взаимодействия и оказания государственных услуг в сочетании с их четкой регламентацией.

К примеру, в практике государственных органов США понятие administrative regulations в большей степени описывает правила, регулирующие взаимодействие внутри ведомства и между ведомством и его клиентами, напоминая по содержанию российский административный регламент. В Великобритании такая система известна как «стандарт работы с гражданами». Данная система включает определения показателей для государственных служащих, которые работают с населением. Во Франции согласно Закону о регулировании государственной службы от 12 апреля 2000 года каждое государственное учреждение определяет обязательства по отношению к гражданам в соответствующих документах в электронном формате.

Исследование указанного института представляется необходимым начать с определения ключевых понятий. При этом определение данных понятий представляет собой достаточно сложную задачу, что в значительной мере обусловлено тем, что понятие регламент в российской доктрине и законодательстве является многозначным.

Наиболее простым и обоснованным определением административных регламентов, как представляется, является определение, предложенное Т. Я. Хабриевой, которая предлагает понимать «административный регламент» в качестве нормативно-правового акта, которым устанавливается административная процедура. Отмечается, что административный регламент представляет собой нормативный акт, который определяет действия, направленные на осуществление определенной функции государственных, либо муниципальных органов, порядок выполнения данных действий. Также устанавливаются правила выполнения указанных действий, их результаты, субъектный состав и взаимодействие между субъектами, выполняющими данные действия.

Как полагает К. В. Давыдов «принятие регламента позволяет упорядочить деятельность, осуществляемую органом власти (организацией), сконцентрировать внимание его членов на решении вопросов компетенционного, а не организационно-процессуального характера, что в значительной мере должно способствовать обеспечению роста эффективности деятельности работы соответствующего органа (организации)» [2, с.

14].

Впервые на законодательном уровне упоминание непосредственно об административных регламентах ФОИВ появилось в ФЗ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ [3], регламентирующем государственную гражданскую службу в РФ. Согласно статье 47 ФЗ № 79-ФЗ, «осуществление профессиональной служебной деятельности гражданским служащим производится согласно должностному регламенту, который утверждает представитель нанимателя, и который представляет собой составную часть административного регламента государственного органа». Существенная недоработка заключается в том, что в вышеуказанной статье нет определения термина «административный регламент» и, вместе с тем, понятие «должностной регламент» определяется как локальный, административно-служебный правовой акт. Также вышеупомянутый термин не упоминался в других статьях Закона.

По мнению В. О. Буряги, «административный регламент представляет собой правовой акт, в котором детально закреплена последовательность реализации позитивной управленческой процедуры» [4]. То есть установление ряда административных процедур является целью издания административного регламента.

К примеру, Клименко К. В. указывает, что «административный регламент» — это документ, систематически описывающий все требования, определенные законодательством к процедуре исполнения той или иной государственной функции или предоставления государственной услуги» [5, c.164].

Анализируя вышеизложенные понятия, можно отметить, что сегодня в соответствии с федеральным законодательством административный регламент стал самостоятельным нормативным документом. Он содержит всю необходимую информации о сроках, условиях и последовательности административных процедур, обязательную как для граждан, так и для должностных лиц государственных органов власти. Единственный недочет заключается в том, что ни одно из приведенных определений научных исследователей не указывает на то, что завершение каждой административной процедуры должно быть задокументировано для подтверждения его конечного результата. В этом суть административных регламентов и их принципиальное отличие от всех других видов административных актов.

В процессе изучения основных признаков нормативного правового акта органа исполнительной власти, распространяющегося и на административные регламенты, были выделены следующие моменты:

– исполнение акта гарантируется и в случае необходимости обеспечивается принудительной силой государства;

– принимается в одностороннем порядке, исходит из компетентного органа исполнительной власти, должностного лица или иного субъекта государственного управления;

– установление и регулирование конкретных управленческих отношений;

– разрешение управленческих дел и вопросов оптимальным путем;

– управление субъектом принимается только по вопросам, отнесенным к его компетенции, и в порядке, установленном правовыми нормами [6, c. 57].

На основе вышеперечисленных признаков нормативно-правового акта следует выделить признаки, характеризующие административный регламент:

– является нормативным актом, регламентирующим административные процедуры;

– должен содержать процедурные нормы, определяющие условия, порядок, сроки и последовательность действий органа исполнительной власти по реализации его компетенции, исполнению законов и административных актов;

– имеет четкие требования к структуре и содержанию;

– должен детально регламентировать административные процедуры и упорядочивать их, а с другой стороны, их реализация должна быть улучшена за счет устранения избыточных административных процедур и сокращения сроков их выполнения;

– обеспечивает в том числе открытость и прозрачность деятельности органов власти, включающий в себя: во-первых, справочную информацию об адресах, режиме работы, органов власти, формы и бланки документов, во-вторых, процедуры обжалования действий (бездействий) должностных лиц, процедуры получения информации, связанной с выполнением регламентируемой функции и услуги [7, c. 40].

Однако применение административного регламента осложняется тем, что нормативный правовой акт до сих пор не включен в перечень документов, установленных Правилами подготовки нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Так, в соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений [8]. Административный регламент как вид нормативного правового акта в данном документе отсутствует. Федеральный закон от 06.10. 1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [9] также не содержит такого вида нормативного правового акта органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, как административный регламент.

Административные регламенты, как и все нормативные правовые акты, должны соответствовать единым критериям качества. Вместе с тем они должны соответствовать и своим специальным критериям качества. Сведем данные в таблицу 1 [10, с. 5].

Таблица 1

Критерии качества административных регламентов

Одним из основных моментов в исследовании административных регламентов является их функции. Административные процедуры осуществляются главным образом для реализации прав, свобод и обязанностей граждан Российской Федерации, а также для эффективного выполнения, возложенных на органы исполнительной власти задач и функций, направленных на повышение эффективности государственного управления.

Необходимость и значение административных регламентов органов исполнительной власти заключается в том, что они, прежде всего, противодействуют коррупции в сфере исполнительной власти, устанавливая устойчивые рамки административной деятельности субъектов исполнительной власти. Назначение заключается в ограничение произвольного административного усмотрения и введение легальных критерий действий государственных и муниципальных структур, должностных лиц, граждан и юридических лиц. Упорядочение деятельности делает ее открытой и предсказуемой, способствуя тем самым ее эффективность и демократичность.

Таким образом, понятие «административный регламент органа исполнительной власти» является многогранным. Основное значение административных регламентов состоит в четком определении органами исполнительной власти возложенных на них управленческих функций и оказания государственных услуг. Посредством административного регламента закрепляется внешнее, объективное и обязательное выражение содержания административного процесса.

Литература:

  1. Д. А. Медведев предложил комплекс мер по повышению эффективности госуправления. — Текст: электронный // Ведомости: [сайт]. — URL: https://www.vedomosti.ru/library/news/2008/02/15/dmedvedev-predlozhil-komplex-mer-po-povysheniyu-jeffektivnosti-gosupravleniya (дата обращения: 21. 05.2022).
  2. Давыдов, К. В. Административные регламенты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации: вопросы теории / К. В. Давыдов / под ред. Ю. Н. Старилова. Монография — М.: NOTA BENE, 2010. — С. 14.
  3. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О государственной гражданской службе Российской Федерации». — Ст.47.
  4. Буряга, В. О. Административный регламент в сфере реализации исполнительной власти в Российской Федерации: специальность 12.00.14 «административное право, финансовое право, информационное право»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Буряга В.О; Московской государственной юридической академии имени О Е Кутафина. — Москва, 2009. — 24 c. — Текст: непосредственный.
  5. Клименко, К. В. Административные регламенты в аспекте нормотворческих функций исполнительной власти / К. В. Клименко. — Текст: непосредственный // Власть и управление. — 2016. — № 1. — С. 163–166.
  6. Лич, В. В. Административный регламент оказания государственных услуг в системе правовых актов / В. В. Лич. — Текст: непосредственный // Экономика, Статистика и Информатика. — 2013. — № 6. — С. 56–59.
  7. Гаврилов, А. М. О назначении и некоторых особенностях административных регламентов как правовых актов управления / А. М. Гаврилов. — Текст: непосредственный // Марийский юридический вестник. — 2015. — № 1. — С. 39–43.
  8. Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 (ред. от 11.03.2022) «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // Собрание Законодательства Российской Федерации. — Ст. 3895.
  9. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». — Ст. 5005.
  10. Ноздрачев, А. Ф. Системная регламентация административной деятельности: отечественная доктрина и практика / А. Ф. Ноздрачев. — Текст: непосредственный // Законодательство и экономика. — 2011. — № 8. — С. 5–41.

Основные термины (генерируются автоматически): исполнительная власть, административный регламент, нормативный правовой акт, орган, регламент, Российская Федерация, процедура, административная процедура, государственное управление, значительная мера.

Политика школьного совета

и административное регулирование: в чем разница?

Граница между политикой и регулированием — где заканчивается одно и начинается другое — поначалу может показаться размытой. Членам совета важно знать, чем отличаются политики и правила школьного совета. Неспособность распознать разницу может создать дисбаланс в отношениях вашего совета с суперинтендантом и другими администраторами округа.

  • Политика: Письменное руководство, принятое советом, в соответствии с которым работает школьный округ. Политика должна отражать важные заявления совета директоров, такие как широкое разрешение программ и услуг или описание роли администрации в реализации этих программ.
  • Регламент: Основан на правилах округа, но оставлен на усмотрение администрации как при разработке, так и при реализации. Правила не должны приниматься советом директоров, но могут быть пересмотрены на предмет их соответствия закону и политике совета директоров.

Ничего страшного, если вы все еще не уверены, чем регламент отличается от политики. Это станет яснее, когда ваш совет проработает то, что включает в себя определенная политика, и проведет границу между ролью совета и ролью администрации в разработке политики.

Политика школьного совета

Политика определяет цели и предписывает в общих чертах. Они создают основу, в рамках которой суперинтендант и другие сотрудники округа могут выполнять возложенные на них обязанности. Политика — это один из способов, с помощью которого совет директоров сообщает о том, что он хочет от администрации. Политика должна четко определять, что совет директоров намеревается или требует, оставляя вопросы «как» реализации и администрирования суперинтенданту или назначенным им лицам.

Административные правила

Административные правила определяют, как выполняется политика. Регламент может:

  • Назначать процесс управления
  • Укажите пошаговый процесс для применения политики
  • Опишите, что, когда, как и кем применяется политика
  • Дайте инструкции
  • Приведите примеры экспонатов, форм или справочных инструментов управления
  • Дайте конкретные приложения политики
  • Расширить или дополнить политику

Потратив время на определение практического значения этих определений для вашего округа, вы обеспечите здоровые и открытые каналы связи между вашим советом, суперинтендантом и администрацией школьного округа.

Ресурсы по разработке политики для школьных советов

TASB располагает ресурсами по политике, которые помогут вам и вашему совету лучше обслуживать учащихся, родителей, администраторов, учителей и сотрудников округа в библиотеке ресурсов службы политик:

  • Руководство школьного совета по политике (pdf) поясняет роль вашего совета в разработке и принятии политики как одного из аспектов управления школьным округом.
  • Ресурсы обновления руководства по политике
  • помогают администраторам округа и членам совета понять изменения, содержащиеся в обновлениях политики
  • .
  • Советы по разработке политики школьного совета предлагают практические юридические консультации по темам политики, которые затрагивают школьные округа.

Была ли эта статья полезной?

Поделиться

Сохрани это

Членский центр

Электронная почта

Запросить доступ

Нужна помощь?

Время обновлений!

Мы работаем над тем, чтобы сделать для вас более удобный пользовательский интерфейс. Потратьте несколько минут, чтобы убедиться, что ваша электронная почта, почтовый адрес и другие данные верны.

Спасибо за помощь!

Что такое административное право? — FindLaw

Создано командой юристов и редакторов FindLaw | Последнее обновление 20 июня 2016 г.

Определение административного права

Административное право — это совокупность правовых норм, созданных агентствами и департаментами правительства, которые выполняют законы, принятые Конгрессом или законодательным собранием штата. Когда Конгресс принимает закон по сложному вопросу, Конгрессу часто требуется помощь в определении всех деталей того, как закон будет обеспечиваться и выполняться. Административные агентства и правительственные ведомства заполняют эти пробелы для Конгресса и принимают дополнительные правила и положения для достижения целей Конгресса.

При подаче заявления на получение государственных пособий люди часто имеют дело с административными органами и административным правом. Например, Конгресс принял законы, позволяющие инвалидам получать государственную помощь. Администрация социального обеспечения (SSA) является административным органом, созданным для реализации законов Конгресса о социальном обеспечении и инвалидности. SSA получает заявления, когда люди обращаются за пособиями по инвалидности, определяет, кто имеет право на получение пособий, и принимает правила и положения, гарантирующие, что их получают только люди, которые заслуживают этих пособий.

В дополнение к регулированию государственных пособий, таких как социальное обеспечение, административные органы также применяют федеральные законы и законы штатов, затрагивающие почти все отрасли. Например, государственные органы, такие как Министерство труда и Управление по охране труда и здоровья (OSHA), создают и обеспечивают соблюдение правил техники безопасности на рабочем месте. Агентство по охране окружающей среды (EPA) принимает положения и правила для обеспечения выполнения цели Конгресса по защите окружающей среды. В штатах также есть свои собственные административные органы для реализации и исполнения законов, принятых законодательными собраниями штатов.

Людям и компаниям часто приходится нанимать юристов, обладающих знаниями в области административного права, когда административный орган отклоняет их заявления на получение пособий или налагает штрафы за несоблюдение правил. Многие административные органы могут создавать свои собственные суды и апелляционные процессы, которые часто требуют опыта адвоката, чтобы убедиться, что ваше дело будет рассмотрено.

Термины, которые необходимо знать

  • Судья по административным делам — судья, который рассматривает только дела, связанные с правилами конкретного ведомства, такие как апелляции по поводу пособий по социальному обеспечению
  • Агентство — Регулирующий орган, созданный Конгрессом или Законодательным собранием штата, обычно наделенный полномочиями писать, отслеживать и обеспечивать соблюдение определенных правил
  • Слушание – Административная процедура, аналогичная судебному разбирательству, когда судья по административным делам или наблюдательная комиссия заслушивают доказательства и доводы, а затем выносит решение по административному вопросу
  • Закон об административных процедурах (APA) — федеральный закон, который регулирует, как административные органы могут предлагать и принимать постановления
  • Свод федеральных правил (CFR) — ежегодная публикация, содержащая все правила и положения, принимаемые административными органами каждый год
  • Федеральный регистр — ежедневная публикация, содержащая уведомления о предлагаемых правилах, которые агентства намерены принять, а также окончательные версии правил и положений, которые, как ожидается, будут приняты

Дополнительные определения см. в юридическом словаре FindLaw.

Важные соображения при найме адвоката по административным делам

В состав федерального правительства входит более 100 административных агентств, охватывающих практически все мыслимые предметные области. Существуют агентства, занимающиеся транспортной безопасностью, здравоохранением, национальной безопасностью и охраной окружающей среды, и это лишь некоторые из них. Поскольку каждое агентство имеет свои собственные правила, положения и процедуры, важно, чтобы вы нашли адвоката, имеющего опыт работы с вашим конкретным вопросом.

Хотя правила и постановления, принятые административными органами, не совпадают с законами, принятыми Конгрессом или законодательным собранием штата, они могут повлечь аналогичные наказания, если вы им не будете следовать. Многие административные органы имеют право налагать штрафы на физических и юридических лиц, которые не соблюдают административные правила.

Многие учреждения, такие как Администрация социального обеспечения, принимают решения, которые могут серьезно повлиять на ваши права и льготы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *