Роспотребнадзор это википедия: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – «Роспотребнадзор» | Блог — Охрана труда

Роспотребнадзор

Содержание

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) — федеральная служба Российской Федерации, осуществляющая социально-гигиенический мониторинг, санитарно-гигиенический, санитарно-эпидемиологический государственный надзор и контроль, организацию и проведение противоэпидемических мероприятий, а также надзор и контроль в сфере защиты прав потребителей.

Предшествующие организации:

XIX — начало XX века[править | править код]

Врачебно-санитарное дело в России во времена своего зарождения в начале XIX века находилось под управлением департамента («полиции медицинской») Министерства полиции. С 1826 года управление медициной и народным хозяйством было подчинено императорскому Министерству внутренних дел.

В губерниях имелись подчиненные медицинскому департаменту врачебные управления, осуществлявшие врачебно-полицейские задачи «по предотвращению причин, служивших источниками болезней населения», врачебно-хозяйственную деятельность «по лечению больных путём устройства больниц и обеспечения их работы», а также судебно-медицинскую деятельность.


Работа врачебных управлений регламентировалась сперва Инструкцией 1797 года, данной врачебным управам, а затем созданным на её основе Врачебным уставом 1857 года, в котором значились вопросы санитарного надзора, наблюдения за чистотой в городах и съестными припасами, издание правил и наставлений по соблюдению «народного здоровья» в губернии, участие в обсуждении устройства новых фабрик и заводов в медицинском отношении, контроль за помещениями и жильём рабочих, пищей, напитками.

Штатными работниками губернских врачебных управлений были городские и уездные врачи, осуществлявшие судебно-медицинскую работу, борьбу с заразными болезнями, примитивный санитарный надзор. В городах эту работу осуществляли городские врачи, количество которых зависело от полицейских участков города.

Во второй половине XIX века забота о народном здравоохранении (в основном, в сельской местности) перешла к органам земской медицины. Одним из важных мероприятий земской медицины были массовые санитарно-статистические исследования заболеваемости, физического развития и демографии с целью улучшения санитарии в России и организации медицинской помощи крестьянству. В процессе деятельности земских учреждений и городских самоуправлений перед ними встал вопрос о создании независимой от Медицинского департамента МВД врачебно-санитарной организации.

Первая земская санитарная организация в России была организована в Перми в 1872 году. К 1913 году из 93 губерний только в 30 были санитарные организации, в которых работало 257 врачей: 70 участковых санитарных врачей, 24 эпидемиолога, в 49 городах из 1063 работали лаборатории.

Советский период[править | править код]

15 сентября 1922 года издан декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О санитарных органах республики», который считается днем создания санитарно-эпидемиологической службы. В СССР первая санэпидстанция была создана в Гомеле (Белорусская ССР) 27 октября 1922 года. Первый закон «О санитарных органах республики» был принят Совнаркомом РСФСР 19 февраля 1927 года, а 27 октября 1927 года были приняты положения, согласно которым значительно расширились права и функции санитарных органов, устанавливались дифференцированные нормативы обеспечения районов и городов санитарными кадрами, бактериологическими лабораториями и дезинфекционными станциями. Важнейшим обязательным элементом стал предупредительный санитарный надзор на всех этапах промышленного и жилищно-гражданского строительства.

В 1933 году произошло разделение функций санитарно-эпидемиологической службы — при сохранении санитарно-эпидемиологических станций была организована Государственная санитарная инспекция, осуществлявшая общее руководство санитарно-эпидемиологической работой, а также предупредительный санитарный надзор. В начале 50-х годов Государственная санитарная инспекция была ликвидирована. Дальнейшее развитие санитарно-эпидемиологическая служба получила в 1963 году, когда постановлением Совета Министров СССР было утверждено новое «Положение о Государственном санитарном надзоре в СССР».

Современное состояние[править | править код]

В начале 1990-х открылась новая страница в современной истории России и в истории санитарно-эпидемиологической службы в частности. Впервые за годы существования службы Верховным Советом РСФСР был принят Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который внес принципиальные изменения в содержание государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Прежде всего, было, наконец, узаконено само понятие санитарно-эпидемиологического благополучия, узаконены санитарные требования, определены права и обязанности юридических лиц и граждан в рамках санитарного законодательства, установлена ответственность за его невыполнение. Именно с этого времени и именно этот закон дал толчок к использованию в практике санитарно-эпидемиологического надзора научно-обоснованных методов, позволяющих установить корреляционные связи между факторами среды обитания и состояния здоровья населения. Сформировалось правовое и научное обоснование использования социально-гигиенического мониторинга для разработки мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В дальнейшем это нашло отражение в создании национальных программ, проектов законов, принятия управленческих решений.

В 1991 году Совет Министров РСФСР утвердил новое «Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе РСФСР». Санитарно-эпидемиологические станции (СЭС) были переименованы в Центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН) и получили вертикальное подчинение Комитету государственного санэпиднадзора Российской Федерации[2]. Вплоть до 2004 года в России функционировали 2218 Центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Параллельно с санэпиднадзором развивалась и сфера защиты прав потребителей. В 1993 году при Комитете РФ по торговле была создана Государственная инспекция по торговле, контроле качества товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция). Инспекция многократно переходила из подчинения одного органа другому, а в 2000 году стала структурным подразделением Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. Полномочия Госторгинспекции с 1993 года не изменялись и включали в себя государственный контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком применения цен по отдельным группам товаров, качеством и безопасностью товаров народного потребления, а также деятельность по искоренению злоупотреблений в торговле, общественном питании и недопущению поступлений на потребительский рынок недоброкачественных товаров.

Современная структура организации образована Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»[3]. Ранее была подчинена Министерству здравоохранения и социального развития России. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» находится в непосредственном ведении Правительства России[4]. Со дня образования федеральной службы (2004 год) и до 23 октября 2013 года её руководителем являлся Г. Г. Онищенко.

22 октября 2013 года в прессе появилось сообщение со ссылкой на заявление О. Ю. Голодец о том, что по истечении срока полномочий Г. Г. Онищенко ушёл в отставку, а ведомство возглавила его заместитель А. Ю. Попова

[5]. Но позднее в правительстве России заявили, что заявление об отставке Онищенко не подписано.

Официальное решение о смене руководителя Федеральной службы последовало 23 октября 2013 года. Геннадий Онищенко был освобождён от занимаемой должности, а исполняющим обязанности руководителя Роспотребнадзора стала Анна Попова[6]. 10 апреля 2014 года она была утверждена в должности главы ведомства[7].

Предельная численность работников центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в количестве 238 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и территориальных органов в количестве 20098 единицы (без персонала по охране и обслуживанию зданий).

Всего в органах и организациях Федеральной службы в настоящее время работает около 110 тысяч специалистов[8].

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека имеет территориальные Управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, которые были созданы путём реорганизации в 2004 году территориальных Центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора по субъектам РФ.

В структуре Роспотребнадзора находится Федеральный Центр гигиены и эпидемиологии (ЦГиЭ) с территориальными учреждениями по субъектам РФ, которые обеспечивают деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Кроме того, к Роспотребнадзору относится множество научно-исследовательских институтов, противочумных и дезинфекционных станций, ведомственные санитарно-эпидемиологические службы.

Федеральной службе передана часть функций Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства по антимонопольной политике Российской Федерации.

Федеральная служба осуществляет свою деятельность согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»

[9] и на основании «Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322[10].

Федеральная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, защиты прав потребителей на потребительском рынке.

Правовые основы деятельности Федеральной службы установлены федеральными законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О защите прав потребителей», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иными организациями.

На основании СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189. Осуществляет государственный надзор к требованиям к размещению образовательных учреждений, к зданиям и содержанию территорий.[11]

Структура Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека представлена Центральным аппаратом, включающим: руководство и помощников, пресс-службу и управления (санитарного надзора; эпидемиологического надзора; защиты прав потребителей; организации деятельности; научного обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и международной деятельности; кадров, профилактики коррупционных и иных правонарушений и последипломного образования; делами; инвестиционного развития и управления государственным имуществом; правовое; финансово-экономическое).

Центральному аппарату подчинены:

  • Управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, управления по г. Москве, по г. Санкт-Петербургу и управление по железнодорожному транспорту. Управления в субъектах РФ в свою очередь представлены руководством и отделами и им подчинены территориальные отделы[12]. Управлению Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту подчинены территориальные отделы по железным дорогам РФ, включающие структурно отделения, участки и пункты санитарно-карантинного пропуска[13]
  • Центры гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации, в г. Москве, в г. Санкт-Петербурге, по железнодорожному транспорту и федеральные бюджетные учреждения здравоохранения «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» и «„Информационно-методический центр“ Роспотребнадзора». Центры гигиены и эпидемиологии в субъектах РФ представлены руководством, отделами и лабораториями и им подчинены территориальные филиалы[14]. ЦГиЭ по железнодорожному транспорту подчинены дорожные филиалы по железным дорогам РФ[15]
  • Научно-исследовательские институты и центры гигиенического и эпидемиологического профиля
  • Противочумные учреждения
  • Санэпидслужбы министерств и ведомств (Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, Федеральная служба охраны, Управление делами Президента, Главное управление специальных программ Президента, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральное медико-биологическое агентство). Представлены главными и окружными центрами госсанэпиднадзора (ЦГСЭН), их филиалами и санитарно-эпидемиологическими лабораториями.

Служащие государственной гражданской службы имеют классные чины по группам 1, 2 и 3 классов, которые соответствую воинскому званию. Классные чины устанавливает статья 11 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Указ Президента Российской Федерации от 1.02.2005 года № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим».[16][17]

Служащие федеральной службы имеют универсальную форменную одежду, со знаками отличиями и погонами, на основании п. 4 ст. 49 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Приложения к приказу Роспотребнадзор от 31 января 2007 г. N 23 «О правилах ношения форменной одежды для руководства, иных должностных лиц центрального аппарата Роспотребнадзора и территориальных органов Роспотребнадзора, а также Постановления Правительства РФ №1013 от 24.12.2008 «О введении форменной одежды для должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор».[18][19][20]

Научно-исследовательские институты и центры Роспотребнадзора[править | править код]

Гигиенического профиля[править | править код]

  • Федеральный научный центр гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана[21]
  • Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья[22]
  • Саратовский НИИ сельской гигиены[23]
  • Уфимский НИИ медицины труда и экологии человека[24]
  • Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий[25]
  • Нижегородский НИИ гигиены и профессиональной патологии[26]
  • Санкт-Петербургский НИИ радиационной гигиены имени профессора П. В. Рамзаева[27]
  • Новосибирский НИИ гигиены[28]
  • Научно-практический центр по чрезвычайным ситуациям и гигиенической экспертизе[29]
  • Всероссийский НИИ железнодорожной гигиены[30]
  • Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения[31]

Эпидемиологического профиля[править | править код]

Наблюдатели указывают на связь запретов Роспотребнадзора с ухудшением отношений России с той или иной страной[51]. В частности в разное время Роспотребнадзор подвергал санкциям[51]:

Все санкции мотивировались «санитарными соображениями», что по мнению международных наблюдателей является лишь надуманым предлогом для политического давления на оппонентов[51].

  • Российская госсанэпидслужба имеет свой неофициальный гимн «На страже здоровья людей», который сочинил в 2009 году врач Станислав Кривуля, который долгое время возглавлял санитарно-эпидемиологическую службу на железнодорожном транспорте, а в настоящее время является заместителем главного врача центра гигиены и эпидемиологии на железнодорожном транспорте[52].
  1. ↑ Графические изображения элементов формы и знаков различия классных чинов должностных лиц Роспотребнадзора
  2. ↑ Глава 20. Административный надзор / § 2. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор // Бахрах Д. Н. Административное право России. Учебник для вузов. — М.: Норма, 2000. — 640 с. (С. 209-212) ISBN 5-89123-389-4.
  3. ↑ Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», ИПС «Гарант».
  4. ↑ Указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти», ИПС «Гарант».
  5. ↑ Онищенко уходит в отставку с поста главы Роспотребнадзора. (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 22 октября 2013. Архивировано 23 октября 2013 года.
  6. 1 2 Медведев назначил Онищенко своим помощником | Forbes.ru
  7. ↑ Медведев назначил Анну Попову главой Роспотребнадзора (неопр.). Интерфакс (10 апреля 2014). Дата обращения 10 апреля 2014.
  8. ↑ О Федеральной службе (неопр.). rospotrebnadzor.ru. Роспотребнадзор. Дата обращения 18 июля 2017.
  9. ↑ Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», Опубликовано в Федеральном выпуске газеты «Российская газета» № 3451 от 09.04.2004 г.
  10. ↑ Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», Опубликовано в Федеральном выпуске газеты «Российская газета» № 3521 от 08.07.2004 г.
  11. ↑ СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях
  12. ↑ Структура управления Роспотребнадзора в субъекте РФ (на примере Брянской области).
  13. ↑ Структура управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту.
  14. ↑ Структура ЦГиЭ в субъекте РФ (на примере Костромской области) Архивная копия от 30 марта 2016 на Wayback Machine.
  15. ↑ Сеть филиалов ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» Архивная копия от 21 марта 2016 на Wayback Machine.
  16. ↑ Статья 11. Классные чины гражданской службы (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 16 июля 2019. Архивировано 7 октября 2018 года.
  17. ↑ Указ Президента Российской Федерации от 1.02.2005 года № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим»
  18. ↑ Статья 49. Должностные лица, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор
  19. ↑ Приложение. Правила ношения форменной одежды для руководства, иных должностных лиц центрального аппарата Роспотребнадзора и территориальных органов Роспотребнадзора к приказу Роспотребнадзор от 31 января 2007 г. N 23
  20. ↑ Постановление Правительства РФ №1013 от 24.12.2008 «О введении форменной одежды для должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор»
  21. ↑ Федеральный научный центр гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана
  22. ↑ Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья
  23. ↑ Саратовский научно-исследовательский институт сельской гигиены
  24. ↑ Уфимский научно-исследовательский институт медицины труда и экологии человека
  25. ↑ Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий
  26. ↑ Нижегородский научно-исследовательский институт гигиены и профессиональной патологии
  27. ↑ Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт радиационной гигиены имени профессора П. В. Рамзаева
  28. ↑ Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены
  29. ↑ Научно-практический центр по чрезвычайным ситуациям и гигиенической экспертизе (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 28 февраля 2017. Архивировано 16 октября 2016 года.
  30. ↑ Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены
  31. ↑ Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения
  32. ↑ Московский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им. Г. Н. Габричевского
  33. ↑ Центральный научно-исследовательский институт эпидемиологии» Роспотребнадзора
  34. ↑ Государственный научный центр прикладной микробиологии и биотехнологии
  35. ↑ Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор»
  36. ↑ Научно-исследовательский институт дезинфектологии
  37. ↑ Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им. Пастера
  38. ↑ Нижегородский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. академика И. Н. Блохиной
  39. ↑ Екатеринбургский НИИ вирусных инфекций (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 22 февраля 2017. Архивировано 25 июня 2016 года.
  40. ↑ Ростовский НИИ микробиологии и паразитологии
  41. ↑ Хабаровский НИИ эпидемиологии и микробиологии
  42. ↑ Казанский НИИ эпидемиологии и микробиологии
  43. ↑ Тюменский НИИ краевой инфекционной патологии
  44. ↑ Омский НИИ природноочаговых инфекций
  45. ↑ Иркутский ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего ВостокаАрхивировано 27 мая 2012 года.
  46. ↑ Волгоградский научно-исследовательский противочумный институт
  47. ↑ Российский научно-исследовательский противочумный институт «Микроб»
  48. ↑ Ростовский-на-Дону ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский противочумный институт
  49. ↑ Ставропольский научно-исследовательский противочумный институт«
  50. ↑ Об открытии Российско-Гвинейского научно-исследовательского Центра эпидемиологии и профилактики инфекционных болезней (21.02.2017). Дата обращения 17 февраля 2016.
  51. 1 2 3 The Economist explains: «Why has Russia banned Moldovan wine?» The Economist, Nov 25th 2013
  52. ↑ Санитарный врач сочинил гимн Роспотребнадзора, Lenta.ru (16.12.2009). Дата обращения 28 февраля 2017.
  • Ковшило В. Е., Зайченко А. И., Кошелев Н. Ф., Стан В. В. Санитарный надзор // Большая медицинская энциклопедия, 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия. — Т. 22.
  • Бургасов П. Н., Сумароков А. А. Санитарно-эпидемиологическая служба // Большая медицинская энциклопедия, 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия. — Т. 22.
  • Федеральный закон РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г.).
  • Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей».
  • Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».
  • Приказ Роспотребнадзора от 31.01.2007 г. № 23 «Об утверждении Правил ношения форменной одежды для руководства, иных должностных лиц центрального аппарата и территориальных органов Роспотребнадзора».

rospotrebnadzor.ru — Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)

Попова, Анна Юрьевна — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 марта 2020; проверки требуют 6 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 марта 2020; проверки требуют 6 правок.

Анна Юрьевна Попова (род. 18 октября 1960, Ростов-на-Дону, РСФСР, СССР) — российский государственный деятель. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — Главный государственный санитарный врач Российской Федерации с 23 октября 2013 года. Действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса (2013). Врач-эпидемиолог, гигиенист, доктор медицинских наук, профессор.

В 1984 году окончила Ростовский государственный медицинский университет по специальности «гигиена, санитария и эпидемиология».

Работала врачом-эпидемиологом, заведующей эпидемиологическим отделом Будённовской санитарно-эпидемиологической станции в Ставропольском крае, затем — врачом-эпидемиологом, главным врачом Центра Госсанэпиднадзора в Серпухове. С 1994 по 2005 годы возглавляла санэпидслужбу Серпуховского района Московской области.

С 2006 по 2008 год — первый заместитель руководителя Роспотребнадзора по Московской области.

В 2008 году назначена на должность начальника Управления кадров, последипломного образования и гигиенического воспитания населения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

С 23 декабря 2011 года — заместитель главы Роспотребнадзора.

С 23 октября 2013 года — исполняющий обязанности главы Роспотребнадзора (Распоряжение от 23 октября 2013 года № 1931-р)[1][2].

10 апреля 2014 года утверждена в должности главы ведомства[3].

С третьей попытки добилась возвращения внеплановых проверок без предварительного предупреждения предприятий общественного питания и супермаркетов[4]. Соответствующие полномочия Роспотребнадзор получил с 23 января 2015 года[5].

В 2013 году присвоен классный чин Действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса.

14 октября 2014 г. подписала Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 65 «Об установлении размера санитарно-защитной зоны кладбища «Широкореченское» на территории г. Екатеринбурга Свердловской области» (зарегистрировано в Минюсте РФ 12 ноября 2014 г., регистрационный N 34665) обнулив границы действующего Широкореченского кладбища II класса опасности с 500 метров до 0 метров, со стороны Торгово развлекательного центра «РАДУГА ПАРК»[6], исходя из представленных ей данных по наличию «шума и пыли» от источника биологической и бактериологической опасности.[7]

Научно-преподавательская деятельность[править | править код]

В 1997 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Влияние загрязнения окружающей среды хлорированными бифенилами на неспецифическую резистентность и поствакцинальный иммунитет» в НИИ гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана.

В 2000 году защитила докторскую диссертацию на тему «Гигиеническая безопасность населения в условиях загрязнения окружающей среды хлорированными бифенилами на примере модельной территории»[8].

В 2005 году присвоено звание профессор по специальности «Гигиена».

Заведующая кафедрой социальной гигиены и организации государственной санитарно-эпидемиологической службы РМАПО.

Преподает дисциплину «Общая гигиена» на кафедре гигиены Сеченовского университета.

Является главным редактором ежемесячного научно-практического журнала «Здоровье населения и среда обитания — ЗНиСО»[9].

Автор и соавтор более 70 научных работ, двух монографий, более 50 нормативно-методических документов[10].

Замужем. Имеет двоих детей.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Эмблема Роспотребнадзора Вымпел Роспотребнадзора

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор, ранее — санэпиднадзор) — федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в России.

История

История организации берёт начало от Декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР «О санитарных органах Республики» от 15 сентября 1922 года.

Вплоть до 2004 года в России функционировали 2218 санитарно-эпидемиологических станций (центров).

Современная структура организации образована указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Подчинена Министерству здравоохранения и социального развития России. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» находится в непосредственном ведении Правительства России. Со дня образования федеральной службы (2004 год) руководителем является Г. Г. Онищенко.

Всего в органах и организациях Федеральной службы в настоящее время работает около 110 тысяч специалистов.

Функции

Федеральной службе передана часть функций Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства по антимонопольной политике Российской Федерации.

Федеральная служба осуществляет свою деятельность согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» и на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».

Федеральная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, защиты прав потребителей на потребительском рынке.

Правовые основы деятельности Федеральной службы установлены федеральными законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О защите прав потребителей», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иными организациями.

См. также

Ссылки

Question book-4.svgВ этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 15 мая 2011.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 января 2020; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 января 2020; проверки требуют 2 правки.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (сокращённое наименование — Рособрнадзор) — федеральный орган исполнительной власти в Российской Федерации по контролю и надзору в области образования и науки. Образована в 2004 году, подчинено Правительству РФ.

Сферой деятельности Рособрнадзора являются:

  • Лицензирование и государственная аккредитация образовательной деятельности.
  • Аттестация научных и педагогических работников учреждений высшего профессионального образования.
  • Аттестация выпускников образовательных учреждений.
  • Подтверждение и нострификация документов об образовании.
  • Проведение единого государственного экзамена.
  • Ведение Федерального реестра документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и учёных званиях.
  1. Болотов, Виктор Александрович. Руководил Рособрнадзором с марта 2004 года, освобождён от должности 28 марта 2008 года распоряжением председателя Правительства Российской Федерации В. А. Зубкова «в связи с переходом на другую работу» (распоряжение № 395-р от 28 марта 2008 г.). Доктор педагогических наук, академик РАО.
  2. Глебова, Любовь Николаевна. Назначена руководителем службы 28 марта 2008 года (распоряжение № 396-р от 28 марта 2008 г.), покинула этот пост 1 ноября 2012 года в связи с переходом на работу в Совет Федерации (член СФ от Пензенской области). Доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО.
  3. Муравьёв, Иван Александрович. Назначен руководителем Рособрнадзора с 3 ноября 2012 года, ранее был заместителем Л. Н. Глебовой[1][2]. Освобожден от должности распоряжением председателя Правительства Российской Федерации Д. А. Медведева 31 июля 2013 года[3]. Кандидат юридических наук.
  4. Кравцов, Сергей Сергеевич. Назначен руководителем ведомства 1 августа 2013 года. Доктор педагогических наук. 21 января 2020 года покинул должность в связи с переходом на пост министра просвещения Российской Федерации.

Учреждения, находящиеся в ведении Рособрнадзора[править | править код]

Учёные Европейского университета в Санкт-Петербурге обратили внимание, что Рособрнадзор чаще проверяет частные вузы и чаще применяет к ним жесткие санкции по сравнению с бюджетными учреждениями[4]. За 2015—2016 годы после проверок служба в 134 случаях ставила вопрос о прекращении работы вузов, при этом только два случая пришлись на бюджетные учреждения[4]. Журналисты объяснили это применением двойных стандартов[4].

Директор по исследованиям Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге К. Д. Титаев в интервью интернет-изданию «Индикатор», говоря о запуске исследовательского проекта по деятельности Рособрнадзора, отметил ряд уже выявленных существенных недостатков в подходе Рособрнадзора, в основном связанных с ориентацией исключительно на бумажные показатели и излишним бюрократическим подходом. В качестве примера некомпетентности ведомства Титаев привёл один из известных ему очных вузов с площадью помещений в 200 квадратных метров, в котором по бумагам обучаются четыре курса студентов по трём направлениям, при этом на один курс приходится около 100 студентов. Вместо фактического обучения, как предполагает Титаев, в данном случае на такой площади может происходить только покупка диплома за четыре года, но «Рособрнадзор, который туда ходит раз в год или несколько лет, видит, что все в порядке. Без всяких взяток. Документарное обеспечение у людей на высочайшем уровне, всё хорошо». Титаев также указывает, что большая часть сотрудников Рособрнадзора являются юристами, некомпетентными в вопросах многих специальных дисциплин, и что в Рособрнадзоре «заказать экспертизу лекции технически практически невозможно. Только учебного плана». Поэтому если допустить, что медицинский вуз будет обучать студентов хилерству, называя это в учебном плане «современными методами терапии», то у Рособрнадзора не существует возможности узнать, чему в реальности учат студентов, считает Титаев[5].

Решение Рособрнадзора об отзыве государственной аккредитации у Московской высшей школы социальных и экономических наук (МВШСЭН) вызвало критику общественности. Ученый Совет ВШЭ выступил в поддержку университета. По мнению ученого совета, система проверки вузов сыграла свою роль, когда Рособрнадзор боролся с «заведомо профанационными программами» недобросовестных вузов. Однако теперь, когда эта работа подошла к концу, традиционная аккредитация как инструмент все чаще затрагивает инновационные вузы, которые работают «выше уровня государственных стандартов»[6]. Комментируя эту ситуацию, зампред комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин высказал мнение, что «Рособрнадзор проверяет не качество образования, а качество оформления бумаг. По своим правилам он действует верно, другое дело, что эти правила не имеют отношения к качеству образования. Поэтому, на мой взгляд, эти правила нужно менять»[7]. Студенты МВШСЭН опубликовали петицию с требованием закрыть ведомство[8].

Роспотребнадзор — Традиция

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»

Роспотребнадзор, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — ведомство, осуществляющее контроль в самых различных отраслях: в торговле, банковском секторе, на производстве,[1] координирует деятельность противочумных станций,[2] cанэпидслужб министерств и ведомств[3] и т. п. Основой для работы ведомства служит закон «О защите прав потребителей».

Федеральная служба, подчиняющаяся напрямую Правительству (до 2012 года находилась в подчинении Минздрава[4]), была образованна 30 июня 2004 г. в соответствии «Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».

В ведомстве в настоящее время задействовано около 110 тысяч чиновников и сотрудников.[5]

Права и обязанности[править]

Представители имеют право:

  • осуществлять проверки с правом беспрепятственного доступа на торговых и промышленных предприятиях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности;
  • производить контрольные покупки товаров с целью определения правильности расчетов с покупателями, изымать образцы (пробы) товаров для проведения исследований их качества;
  • осуществлять контроль за наличием у продавца, изготовителя сертификата — на реализуемые товары и соответствия их требованиям конкретного стандарта или другого нормативного документа;
  • давать заключение по просьбе продавца, потребителя о качестве сертифицированных товаров, вызывающих сомнение в части их соответствия стандарту;
  • получать от предприятий, граждан документацию, характеризующую качество продукции данные о производителе (поставщике) товаров, а также другие материалы, необходимые для выполнения функций, возложенных на Роспотребнадзор;
  • составлять акты и давать обязательные к исполнению продавцом, изготовителем предписания;
  • передавать материалы в следственные органы;
  • выступать стороной в органах суда, арбитражного суда;
  • выносить решения о применении в установленном порядке штрафных санкций к продавцу за реализацию товаров, произведенных с отступлением от требований стандартов, а также за нарушение дисциплины цен при реализации товаров.

Продавец, изготовитель обязаны:

  • давать объяснения, связанные с результатами проверок
  • принимать меры по устранению вскрытых нарушений и сообщать об этом в установленные сроки в Роспотребнадзор.

Органы Роспотребнадзора полномочны налагать штрафы, предусмотренные Кодексом РФ об административных правонарушениях.[6]

Руководители Роспотребнадзора[править]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *