Защита прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля: Статья 23. Защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля \ КонсультантПлюс

Разное

Содержание

Прокурор разъясняет — Прокуратура Ульяновской области

Прокурор разъясняет

  • 5 июня 2020, 10:24

Каким образом осуществляется защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля?

  Текст

  Поделиться

В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля осуществляется в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заявление об обжаловании действий (бездействия) органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля либо их должностных лиц подлежит рассмотрению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Нормативные правовые акты органов государственного контроля (надзора) или муниципальные правовые акты органов муниципального контроля, нарушающие права и (или) законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не соответствующие законодательству Российской Федерации, могут быть признаны недействительными полностью или частично в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Законодательство о защите прав субъектов предпринимательской деятельности

Каким образом осуществляется защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля?

В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля осуществляется в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заявление об обжаловании действий (бездействия) органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля либо их должностных лиц подлежит рассмотрению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Нормативные правовые акты органов государственного контроля (надзора) или муниципальные правовые акты органов муниципального контроля, нарушающие права и (или) законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не соответствующие законодательству Российской Федерации, могут быть признаны недействительными полностью или частично в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Законодательство о защите прав субъектов предпринимательской деятельности

Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Споры по недвижимости » Строительный контроль и надзор » Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля

Основной целью деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей является получение максимальной прибыли и порой в этой погоне они забывают о соблюдении законодательства. Для предотвращения нарушений был введен в действие механизм государственного контроля за действиями организаций и частных предпринимателей.

Однако, на практике встречаются случаи злоупотребления правом органами государственного контроля при проведении проверок. Поэтому должна существовать нормативно-правовая база, которая регламентирует порядок осуществления контроля и соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, частью которой выступает Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ.

Принципы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля

  • 1. Принцип уведомительного порядка начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности. Полный список работ и услуг, относительно которых необходимы предоставляться уведомления о начале деятельности предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности».
    В этот перечень входят такие виды, как предоставление услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, производство строительных материалов и изделий.
  • 2. Принцип презумпции добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Сущность данного положения в том, что организации и предприниматели, в отношении которых проводятся проверки, не обязаны доказывать свою невиновность, факт нарушения должны обосновать органы государственного и муниципального контроля.
  • 3. Принцип открытости и доступности информации об осуществлении государственного контроля. Данный принцип подразумевает прозрачность осуществления государственного контроля, за исключением ситуаций, связанных с информацией, передача которой запрещена или ограничена нормами права.
  • 4. Принцип соответствия полномочий органа государственного контроля с непосредственно осуществляемой проверкой. Однако, порой компетенция может быть настолько нечетко сформулирована, что позволяет толковать ее достаточно широко.
    В подобных случаях нужно четко выяснить имеет ли данное должностное лицо право проводить проверку или нет.
  • 5. Принцип недопустимости проведения проверки одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя по аналогичным основаниям несколькими органами государственного контроля.
  • 6. Принцип недопустимости требования о получении организацией, предпринимателем разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти для начала осуществления предпринимательской деятельности, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами. Если законодательством не регламентировано получение подобных документов, то проверяющий орган не имеет права требовать их у проверяемого субъекта.
  • 7. Принцип ответственности проверяющих субъектов за нарушение российского законодательства при осуществлении государственного контроля. Данное положение служит сдерживающим фактором злоупотреблений контролирующих органов.
  • 8. Принцип недопустимости взимания органами государственного контроля проверяемых субъектов платы за проведение проверки. Контрольные мероприятия в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должны проводится бесплатно.
  • 9. Принцип финансирования проверок за счет средств соответствующих бюджетов.
  • 10. Принцип разграничения полномочий федеральных и региональных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности.

Ограничения при проведении проверки

При проведении проверки на контролирующие органы возлагаются ограничения, несоблюдение которых может повлечь недействительность результатов проверки. Субъекты при осуществлении государственного контроля не вправе распространять информацию, доступ к которой был получен в процессе проведения проверки и которая представляет собой:

  • — государственную тайну;
  • — коммерческую тайну;
  • — служебную тайну;
  • — иную охраняемую законом тайну.

Права юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки

Законодатель выделяет определенных лиц, имеющих права при проведении проверок:

  • а) руководитель юридического лица;
  • б) иное должностное лицо юридического лица;
  • в) уполномоченный представитель юридического лица;
  • г) индивидуальный предприниматель;
  • д) уполномоченный представитель индивидуального предпринимателя.
  • Вышеперечисленные лица обладают правом присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, но не обязанностью (ст. 51 Конституции РФ для индивидуального предпринимателя). При этом контролирующий субъект обязан письменно зафиксировать данные заявления, так как иначе у проверяемого лица возникает корреспондирующее право на обжалование данных действий в соответствии с Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ к участию в проверке.

Орган государственного контроля обязан предоставлять информацию, относящуюся к предмету проверки. К ней можно отнести приказ о назначении выездной проверки; документы, подтверждающие компетентность лиц, проводящих выездную проверку; цели, задачи, основания проведения выездной проверки; вид и объем мероприятий по контролю; состав экспертов, представителей экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке; сроки и условия проведения проверки; ознакомление с административными регламентами проведения мероприятий по контролю и порядком их проведения на объектах, используемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности; разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки.

    Проверяемое лицо имеет право потребовать внести в акт проверки запись о согласии или несогласии с результатами проверки. А также проверяемому субъекту предоставлено право административного или судебного обжалования результатов проверки, процедуры, действий проверяющих лиц и признать их незаконными, включая возможность инициировать привлечение должностных лиц проверяющих органов к административной ответственности. Если при проведении проверки проверяемому субъекту был причинен вред, то понесенные убытки подлежат возмещению из федерального, регионального или муниципального бюджета.

Защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля

Организация вправе оспорить в суде решение либо действие (бездействие) органа государственной власти, если имеются доказательства, что нарушены их права и свободы.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными — решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, — если есть основания полагать, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Предусмотрено административное обжалование ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц соответствующими нормами: организация вправе обратиться в суд или в иной вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, к должностному лицу.

Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» установлены сроки, в течение которых юридическое лицо или индивидуальный предприниматель могут обратиться в суд с заявлением об обжаловании:

  •  — 3 месяца со дня, когда стало известно о нарушении права;
  •  — 1 месяц со дня получения письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если не был получен на нее письменный ответ.

АПК РФ установила, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда стало известно о нарушении прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Данный срок пресекательным не считается, в случаях пропуска срока по уважительным причинам есть возможность восстановить его по ходатайству заинтересованного лица.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Срочный вопрос

Првнадзор

Имеют ли право проводить проверки и выписывать предписания » правнадзор»

Лидия25.12.2021 13:58

  • Ответ юриста
  • Дополнительные вопросы (1)

Добрый день! Проводить проверки и выписывать предписания могут только сотрудники государственных органов. Если Вы имеете ввиду ООО «Правнадзор», то у этой организации нет таких полномочий.

Куренкова Елена Владимировна26.12.2021 10:56

лидия13.11.2021 13:06

сегодня приходили две женщины от туда, нашли мелкие нарушения в отсутствие одного сертификата. в магазине сидела сестра, она испугалась и дала им деньги. Что делать в этом случае?

Добрый день! Ваша сестра дала взятку, а они взяли взятку. Пишите жалобу в ГЕНПРОКУРАТУРУ https://ipriem.genproc.gov.ru/contacts/ipriem/ Вашу ситуацию надо рассматривать по документам в офисе.  По стоимости услуг, Вам ответят в письме или обратитесь по телефону +7 (499) 577-03-28 г. Москва, Старопименовский переулок 18 [email protected]  http://advokat-malov.ru/kontakty.html 

Куренкова Елена Владимировна14.11.2021 08:21

Помогите,пожалуйста

ООО «НПО Энергосфера» осуществляет деятельность, связанную со строительством, эксплуатацией объектов переработки, хранения нефти, газа и продуктов их переработки. По инициативе Главного управления МВД России по Уральскому Федеральному округу в ООО «НПО Энергосфера» Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды по Тюменской области была проведена внеплановая проверка на предмет соблюдения законодательства в сфере природопользования и экологической безопасности. \r\nВ результате проверки был выявлен ряд нарушений. На предприятии, в частности, отсутствовали лицензия на переработку отходов, проект по первичной переработке промышленных отходов, рабочий проект на прием и хранение нефтепродуктов, положительное заключение государственной экологической экспертизы по проектам. По результатам проверки был составлен акт с участием представителя заявителя. В связи с перечисленными нарушениями заявителю было предложено в добровольном порядке устранить данные нарушения и определен для этого срок. Постановление о привлечении к установленной законом административной ответственности не вынесено.\r\nОпределите, были ли нарушены в данном случае требования Федерального закона от 08.08.2001 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля»? В каких случаях и по каким основаниям допускается проведение внеплановых проверок? Дайте оценку правомерности действий контролирующего органа.

Зара13.12.2021 22:52

  • Ответ юриста
  • Дополнительные вопросы (0)

Добрый день!

Для решения юридической задачи советуем обратить внимание на ст. 10 294-ФЗ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83079/27650359c98f25ee0dd36771b5c50565552b6eb3/

Если у вас возникнут трудности в решении данного вопроса, можете обратится в нашу компанию за консультацией.
Юридическая группа МИП — Москва
№1 в рейтинге адвокатов России — top-advokats.ru
Консультации проводят адвокаты с 20 летним опытом в офисе, по скайпу или телефону
Телефон для записи +7 (499) 577-03-28

Куренкова Елена Владимировна14.12.2021 08:42

Санитария

Добрый день, на каких основаниях я могу не оказать услугу, а точнее не продать кофейный безалкогольный напиток, человеку, кто не соблюдает правила личной гигиены, одет в грязную, одежду, выглядит неопрятно и при этом причиняет неудобства другим людям, кто также находится в кафе? При этом он готов заплатить за напиток

Оксана05.10.2021 13:46

  • Ответ юриста
  • Дополнительные вопросы (0)

Добрый день.

Отношения в области защиты прав потребителей при оказании услуг общественного питания регулируются Гражданским кодексом РФ, Законом РФ от 07. 02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон о защите прав потребителей), Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 г. № 1036 (далее — Правила).

Оказать услугу исполнитель обязан любому потребителю, обратившемуся к нему с намерением ее заказать, на условиях, согласованных сторонами.

При этом исполнитель вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей (запрет курения, запрет на нахождение в верхней одежде и другие правила, не противоречащие законодательству РФ).

Замечу, что порой при входе в некоторые заведения общественного питания можно встретить объявление о праве охраны отказать в посещении без объяснения причин. Это в свою очередь ограничивает права потребителей, ведь заведение обязано предоставлять свои услуги любому обратившемуся потребителю, причем условия должны быть одинаковы для всех.

К тому же посетитель имеет право на получение всей необходимой информации, в т. ч. и по условиям прохода в заведение. Таким образом, формулировка «без объяснения причин» противоречит нормам закона. Информация должна быть полной и не должна носить дискриминирующий характер.

То, что Вы сформулировали в своем вопросе, похоже на дискриминацию. Не рекомендую отказывать посетителю по причинам, описанным выше.

Куренкова Елена Владимировна06.10.2021 00:35

ввод ОКС в эксплуатацию

Здравствуйте. есть ли у Вас опыт оспаривания отказа выдачи разрешения на ввод ОКС (реконструкция административного здания с надстройкой) в эксплуатацию , т 8(985)410-2418. Алексей. [email protected]

Алексей22.08.2021 02:34

  • Ответ юриста
  • Дополнительные вопросы (0)

Здравствуйте! Можете обратиться в нашу компанию, предварительно записавшись к нашим специалистам по телефону, указанному на сайте. Вам подберут подходящего специалиста и ознакомят со стоимостью услуг. Скидка по промокоду «МИП» 50%.

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Куренкова Елена Владимировна22. 08.2021 15:24

Роль государства в бизнесе | Малый бизнес

Президент Кулидж однажды сказал, что главное занятие американского народа — это бизнес. Действительно, частный сектор является главной экономической силой страны, но он нуждается в государственном регулировании. Роль правительства США в бизнесе так же стара, как и сама страна; Конституция дает правительству право регулировать некоторую торговлю. Хотя роль правительства со временем возросла, бизнес-сообщество по-прежнему пользуется значительной свободой. Правительство осуществляет свою власть несколькими способами.

Разрешение на создание и деятельность

Для работы большинству предприятий необходимо зарегистрироваться в правительстве штата. Корпорации нуждаются в уставе, а другие формы бизнеса, такие как компании с ограниченной ответственностью или товарищества, нуждаются в других формах регистрации. Функция этой регистрации обычно состоит в том, чтобы определить финансовую ответственность, которую несут владельцы компании.

Он ограничивает их риск суммой, которую они вложили в эту конкретную организацию. Регистрация также позволяет правительству контролировать компании для выполнения других своих функций в деловом мире.

Создание и исполнение контрактов

Предприятия заключают контракты с другими предприятиями. Эти контракты могут быть сложными, такими как слияния, или они могут быть такими простыми, как гарантия на приобретенные товары. Правительство обеспечивает соблюдение этих контрактов. Компании обращаются друг с другом в суд точно так же, как это делают отдельные лица.

Устное соглашение может представлять собой контракт, но обычно доказуемо только письменное соглашение. Если одна из сторон не выполняет или отказывается выполнять свои обязательства по контракту, компания обратится в правовую систему для принудительного исполнения.

Защита и безопасность потребителей

Роль правительства в бизнесе включает защиту потребителей или покупателей. Если продавец не соблюдает гарантию, покупатель может обратиться в суд. Аналогичным образом, когда продукт причиняет вред физическому лицу, суды могут привлечь к ответственности продавца или производителя. Маркировка — еще одно требование, которое правительство предъявляет к маркетологам.

Например, на упаковке многих пищевых продуктов должно быть указано содержание питательных веществ. США добивались успехов в защите прав потребителей на протяжении десятилетий. Тем не менее, потребительское движение все еще нуждается в значительном развитии для защиты населения.

Права и защита сотрудников

Многие государственные и федеральные агентства работают над защитой прав сотрудников. Например, Администрация по охране труда и технике безопасности является агентством при Министерстве труда. Его миссия заключается в обеспечении безопасной и здоровой рабочей среды. Комиссия по равным возможностям защищает сотрудников от дискриминации.

Нормы охраны окружающей среды и охрана окружающей среды

Когда маркетинговая транзакция затрагивает третью сторону, помимо продавца и покупателя, такой эффект называется «внешним эффектом». Третьей стороной часто является окружающая среда. Таким образом, роль правительства заключается в регулировании промышленности и, таким образом, в защите населения от внешних воздействий на окружающую среду.

Эффективность правительства в этой роли является предметом многочисленных дискуссий. Разлив нефти в Персидском заливе в 2010 году был назван свидетельством слабого надзора.

Доходы и налогообложение

Правительства всех уровней облагают налогом предприятия, и получаемые в результате доходы составляют важную часть государственного бюджета. Некоторые доходы облагаются налогом на корпоративном уровне, а затем облагаются налогом как личный доход при распределении в виде дивидендов. Это никоим образом не является неуместным, поскольку уравновешивает налоговое бремя между компанией и физическим лицом и позволяет правительству взимать налоги более справедливо.

Права и защита инвесторов

Правительство обязывает компании обнародовать финансовую информацию, тем самым защищая права инвесторов и способствуя дальнейшим инвестициям. Как правило, это делается путем подачи документов в Комиссию по ценным бумагам и биржам. Вопрос о том, было ли адекватным федеральное регулирование, является предметом многочисленных споров.

Раздаточный материал A: Исходное эссе: Подъем большого бизнеса

Указания: Прочитайте эссе и ответьте на контрольные вопросы в конце.

После Гражданской войны американская экономика характеризовалась подъемом крупного бизнеса. Технологические инновации сделали возможным массовое производство на производстве. Транспортные и коммуникационные революции развили национальные рынки товаров. Крупные компании росли по мере резкого увеличения масштабов и масштабов современного бизнеса. В то время как рост крупного бизнеса был противоречивым и привел к усилению государственного регулирования, американская экономика быстро росла и стала крупнейшей в мире промышленной экономикой с широкими преимуществами.

Американская конституционная система в значительной степени способствовала росту послевоенной экономики. В то время как федеральное правительство часто поощряло экономический рост частного рынка, предоставляя земельные участки, банковскую систему и различные субсидии, американская экономика в целом представляла собой систему свободного предпринимательства, в значительной степени не сдерживаемого государственными ограничениями и характеризующуюся саморегулирующимися рынками. Конституционное верховенство закона защищало частную собственность и патенты, позволяло предпринимателям терпеть неудачу и начинать все сначала с помощью закона о банкротстве и обеспечивало соблюдение контрактов. Таким образом, у предпринимателей с талантом, мотивацией и удачей была свобода для инноваций и возможность добиться успеха.

В конце девятнадцатого века произошло быстрое увеличение протяженности железных дорог по всей стране, связывающих фермеров, сырье, фабрики и потребителей в условиях рыночной экономики. Железные дороги обеспечивали более быстрый, дешевый и надежный транспорт. Кроме того, железные дороги стали первыми корпорациями, послужившими образцом для роста крупного бизнеса. Они привлекли огромные суммы капитала за счет продажи акций, создали новое бюрократическое управление для организации все более сложных операций в обширных географических районах и стимулировали спрос на другие отрасли тяжелой промышленности, такие как уголь, железо и сталь.

Большой бизнес вырос в конце девятнадцатого века, когда новые источники энергии, такие как паровой двигатель, уголь и электричество, приводили в действие машины на более крупных фабриках, организовавших производство под одной крышей. Теперь компании могли массово производить стандартизированные товары быстрее и эффективнее. Компании нанимали тысячи рабочих на фабрики, часто в городских районах. Эти крупные компании следовали модели железных дорог и были зарегистрированы как публичные компании, которые затем продавали доли собственности как акции. Таким образом, собственность все больше отрывалась от управления. Большая бюрократия менеджеров искала рациональные и эффективные операции, в то время как центральные офисы анализировали операции и принимали стратегические решения для фирмы.

Возникновение большого бизнеса вызвало большие споры. В конце девятнадцатого века произошло долгосрочное снижение цен, известное как дефляция. Компании изо всех сил пытались получить прибыль в этой жесткой конкурентной среде. В результате они сформировали «пулы» или «торговые ассоциации», которые представляли собой неформальные соглашения о сотрудничестве в установлении цен и распределении бизнеса таким образом, чтобы все члены приносили прибыль. Поскольку эти соглашения были добровольными, они не имели обязательной юридической силы и часто нарушались членами. В конце концов, крупный бизнес сформировал «тресты» — тип консолидации бизнеса, который формально создавал единую холдинговую компанию для акций нескольких ведущих предприятий отрасли. Эта новая мощная компания сможет осуществлять значительный контроль над решениями о ценах и объемах производства для всей отрасли. Размер этих предприятий давал им преимущество перед более мелкими конкурентами, поскольку они закрывали менее эффективные заводы и сокращали расходы с помощью новых технологий. Предприятия росли в размерах и доминировали над целыми отраслями как монополии или олигархии. Многие американские реформаторы, потребители и бизнесмены опасались, что тресты разрушат конкуренцию в американской экономике и окажут несоразмерное политическое влияние.

В то время как реформаторы беспокоились об угрозе американскому свободному предпринимательству и демократической политической системе, промышленники утверждали, что они спасают систему от разрушительной конкуренции за счет эффекта масштаба. Например, Эндрю Карнеги, который в молодости работал на фабрике, освоил телеграфную технику, а затем работал на Пенсильванской железной дороге. На деньги от инвестиций он стал предпринимателем по производству железа и стали для железнодорожных мостов и рельсов. Он основал Carnegie Steel и безжалостно внедрял любой новый процесс или технологическую инновацию, которые сокращали бы даже незначительные расточительные затраты, чтобы снизить цену на его сталь. Карнеги также часто инвестировал миллионы долларов прибыли обратно в новейшие технологии вместо того, чтобы распределять их в качестве дивидендов среди инвесторов. Кроме того, Carnegie Steel была вертикально интегрирована, что представляло собой процесс приобретения источников сырья и железных дорог, по которым сырье доставлялось на фабрики, чтобы исключить расходы на посредников. В результате Карнеги способствовал снижению цены тонны стальных рельсов с более чем 100 долларов в 1860-х годах до 11 долларов к 19 годам.00. Он продал Carnegie Steel банкиру J. P. Morgan в 1901 году за 480 миллионов долларов и стал филантропом.

Еще одним весьма успешным предпринимателем конца девятнадцатого века был Джон Д. Рокфеллер, создавший Standard Oil. Когда в 1859 году на северо-западе Пенсильвании были обнаружены большие запасы сырой нефти, молодой бухгалтер решил заняться нефтеперерабатывающей промышленностью, чтобы производить керосин и другие побочные продукты, такие как смазочное масло и бензин. Как и Карнеги, Рокфеллер инвестировал в новые технологии и модифицировал любой процесс, например, изготавливал собственные бочки для нефти и уменьшал количество капель припоя на крышках жестяных банок, чтобы снизить затраты. Помимо вертикальной интеграции, Рокфеллер занимался горизонтальной интеграцией, что означало покупку конкурентов для контроля над большей долей отрасли. Standard Oil была удивительно эффективной фирмой с сильным эффектом масштаба, что привело к снижению цен на нефть для потребителей и других отраслей при сохранении больших прибылей для компании.

Standard Oil контролировала примерно 90% нефтяной промышленности к 1900 году посредством честной и несправедливой деловой практики и вызвала критику со стороны крупного бизнеса. Рокфеллер заключал добровольные соглашения с конкурентами и устанавливал их производственные квоты по своему вкусу. Он побуждал конкурентов продавать свой бизнес, угрожая вывести их из бизнеса, хотя обычно предлагал щедрую цену наличными или ценными акциями компании. Standard Oil также вынудила железные дороги получить скидки, которые снизили стоимость доставки ее нефти, гарантируя при этом большой фиксированный объем перевозок для железных дорог на взаимовыгодной основе. Кроме того, Standard Oil регулярно давала взятки местным политикам или законодателям штатов, чтобы добиться благоприятного отношения и заблокировать государственное регулирование. В результате компания стала в народном воображении символом опасности трастов, а конкуренты предупреждали о ее монополистической практике. Журналистка-расследователь Ида Тарбелл написала резкое разоблачение компании под названием «История Standard Oil Company». Хотя тресты часто занимались справедливой и выгодной для потребителей и экономики в целом практикой, промышленников часто считали «баронами-разбойниками», которые чрезвычайно разбогатели благодаря коррупции и жестокому обращению с рабочими, конкурентами и общественностью.

Возникновение крупного бизнеса вызвало большие споры, особенно среди мелких конкурентов. Многие малые и местные предприятия не могли конкурировать с более низкими ценами крупных корпораций в результате большей эффективности или железнодорожных скидок. Эти малые предприятия часто либо разорялись, либо выкупались. Представители малого бизнеса, политики и простые американцы опасались, что корпорации угрожают свободным рынкам, а значит и американской мечте, монополистическим контролем. С другой стороны, многие малые предприятия процветали, когда они решали либо производить нишевый продукт, либо ориентироваться на местный рынок, а не напрямую конкурировать с теми компаниями, которые доминировали в отрасли. Например, несколько сталелитейных заводов в Питтсбурге специализировались на производстве гвоздей, гаек, болтов и колючей проволоки, в производстве которых Carnegie Steel не заинтересована.

Успех массового производства в конце девятнадцатого века привел к развитию массового маркетинга для продажи товаров. Компании начали продавать свои товары под известными брендами, чтобы выделить их на полках. Действительно, сами магазины резко изменились, превратившись из практичных магазинов галантереи в привлекательные городские универмаги и сетевые магазины. Универмаги предлагали покупателям возможность совершать покупки с удивительными и ослепительными витринами, а сетевые магазины, такие как A&P, предлагали надежные стандартизированные товары. Рекламные объявления заполонили газеты и повлияли на решения о покупке, приукрашивая товары. В сельской местности фермеры становились потребителями товаров, делая покупки в каталогах почтовых заказов Sears, Roebuck и Montgomery Ward. Богатые в позолоченном веке демонстрировали свой социальный статус безвкусной демонстрацией богатства, известной как «демонстративное потребление». Культура среднего класса стала отражать потребительство, а не достоинства викторианского характера.

Хотя у многих было искушение продемонстрировать свое огромное состояние, чтобы произвести впечатление на других, предприниматели также посвятили большую часть своего состояния благотворительности. У некоторых, таких как Карнеги и Рокфеллер, были сотни миллионов долларов, в то время как большинство американцев изо всех сил пытались заработать несколько сотен долларов в год. Обеспокоенные американской гражданской культурой и положением масс, они пожертвовали миллионы долларов университетам, библиотекам, музеям, медицинским исследованиям и проектам по благоустройству городов, чтобы обучать и улучшать положение своих соотечественников-американцев. Они также создали крупные фонды, которые продолжали жертвовать миллионы долларов на самые разные цели, от мира во всем мире до искоренения болезней. Многие предприниматели чувствовали императивы «Евангелия богатства» о том, что большое богатство влечет за собой социальную ответственность за создание лучшего общества. Однако критики тогда и сейчас утверждали, что филантропия промышленников была просто уловкой, чтобы предотвратить государственное регулирование, сохранить социальный контроль над массами через общественные места и сохранить неравенство в богатстве, сохранив систему на месте, а не реформируя ее.

Конвульсии в американской экономике и проблема трестов привели к многочисленным призывам к реформам. Фермеры, малый бизнес и прогрессивные реформаторы стремились к государственному регулированию железных дорог и промышленности, хотя некоторые с более радикальными взглядами хотели социалистической государственной собственности. Удивительно, но бизнесмены часто оказывались в авангарде реформ, в том числе государственного регулирования. Разрушительное конкурентное давление на рынке заставило их искать помощи в форме государственного регулирования, которое могло бы сохранить прибыльность. Правила привели к возникновению национального регулирующего государства с исполнительными органами, которые выступали в качестве посредника между различными социальными интересами.

Государственное регулирование началось с Закона о торговле между штатами (1887 г.) и Антимонопольного закона Шермана (1890 г.). Закон о торговле между штатами нацелен на скидки для железных дорог, запрещая дискриминацию по тарифам, и в целом был поддержан железными дорогами. Железные дороги искали облегчения от конкурентного давления, которое заставляло цены снижаться, и от предприятий, которые требовали предоставления скидок. Они думали, что закон поможет рационализировать отрасль. Железные дороги также поддерживали меры прогрессивной эры, включая Закон Элкинса (1903), который запрещал скидки, и Закон Хепберна (1906 г.), который создал комиссию, устанавливающую «разумные» ставки, а не рынок. Во время Первой мировой войны федеральное правительство взяло на себя управление железными дорогами, чтобы обеспечить эффективную мобилизацию на войну. Эти меры регулирования получили поддержку разгневанного американского населения, но ни одна из них не решила проблем железнодорожной отрасли, в том числе конкурентного давления, которое привело к снижению цен и прибыльности.

Пункт о торговле в статье I, раздел 8 Конституции предоставил Конгрессу право регулировать торговлю между штатами. Конгресс использовал это право для принятия положений Антимонопольного акта Шермана (1890), который запрещал «любую… комбинацию… в целях ограничения торговли или коммерции между несколькими штатами». Однако закон был написан расплывчато и не удовлетворил ни его сторонников, ни противников. В деле U.S. v E.C. Knight (1895 г.) Верховный суд постановил, что «сахарный трест», контролировавший 90 процентов отрасли, не нарушал Закон Шермана, поскольку не было доказательств того, что траст контролировал цены. Суд также решил, что деятельность треста связана с производством и, следовательно, не ограничивает торговлю между штатами и не может регулироваться.

Президенты Теодор Рузвельт, Уильям Ховард Тафт и Вудро Вильсон обращались в различные регулирующие органы с просьбой контролировать трасты и часто преследовали их в федеральном суде. Президент Теодор Рузвельт стал известен как «разрушитель доверия». Это прозвище оказалось особенно верным для роспуска компании Northern Securities в 1904 году судом за нарушение Закона Шермана. Однако его преемник Уильям Ховард Тафт преследовал в судебном порядке больше трестов, в том числе Standard Oil Рокфеллера. В 1911, Суд сформулировал «правило разума» при роспуске Standard Oil Company, когда решил, что огромный размер не всегда был проблемой и что не все ограничения торговли были необоснованными или незаконными. Другими словами, он проводил различие между «хорошими» и «плохими» трастами на основе поведения. Президент Вудро Вильсон подписал Закон Клейтона (1914 г.), ставший законом, в котором перечислены незаконные антитрестовские действия и уполномочен другой орган исполнительной власти, Федеральная торговая комиссия, обеспечивать соблюдение его положений. Ни железная дорога, ни регулирование бизнеса не решали проблем крупного бизнеса и не удовлетворяли полностью ни одну заинтересованную группу, заинтересованную в регулировании. По иронии судьбы, во время Первой мировой войны правительство и бизнес тесно сотрудничали, чтобы добиться большей эффективности промышленного производства для войны. Это создало прецедент очень тесных отношений между правительством и бизнесом, которые повлияли на более поздние реформы Нового курса во время Великой депрессии.

Подъем крупного бизнеса в индустриальную эпоху кардинально изменил американскую экономику и общество. Хотя многие изменения принесли пользу американцам и привели к большему процветанию, дебаты о регулировании бизнеса будут продолжаться на протяжении всего двадцатого века, особенно во время потрясений Великой депрессии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *