Санитарно эпидемиологическая служба: Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 N 680 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании»

Разное

Содержание

ДОСЬЕ: История санитарно-эпидемиологической службы — Справочная информация

Врачебно-санитарное дело в России зародилось в начале XIX века и подчинялось Медицинскому департаменту Министерства полиции /впоследствии департамент МВД/. Губернские врачебные управления /городские и уездные врачи/ осуществляли судебно-медицинскую работу, борьбу с инфекционными болезнями и примитивный санитарный надзор.

В последствии встал вопрос о создании независимой от Медицинского департамента МВД врачебно-санитарной организации. Так родилась земская и городская медицина, одним из элементов которой в ряде губерний и крупных городов стали общественные санитарные организации.

Первая городская общественная санитарная организация в России возникла в Москве в 1866 году в составе 17 санитарных врачей — временная санитарная комиссия, а в 1884 году — постоянная. В Санкт-Петербурге такая комиссия была создана в 1896 году. Подобные санитарно-эпидемиологические службы формировались и в других городах России.

Единой санитарно-эпидемиологической службы в дореволюционной России не было. В 1913-1914 годах в 73 городах и 40 губерниях в системе органов самоуправления имелись санитарные комиссии или санитарные бюро, занимавшиеся преимущественно статистической работой.

В становлении и развитии врачебно-санитарного дела большую роль сыграли ведущие представители отечественной медицины С.П. Боткин, Н.И. Пирогов, И.И. Мечников.

С первых лет существования Советской России предпринимались попытки создания сети санэпидслужбы. С 1919 года на всей территории страны в составе отделов здравоохранения исполкомов местных Советов образовывались санитарно-эпидемиологические подотделы, методическое руководство которыми осуществляла санитарно- эпидемиологическая секция Наркомздрава РСФСР.

15 сентября 1922 года был издан декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР «О санитарных органах республики», которым была узаконена система государственного санитарного надзора, определены права и обязанности санитарных органов. Эта дата считается днем основания санитарно- эпидемиологической службы.

В 1933 году постановлением ЦИК и СНК СССР в составе центральных и местных органов здравоохранения союзных республик была организована государственная санитарная инспекция, возглавляемая в каждой республике государственным санитарным инспектором — заместителем наркома здравоохранения. В 1935 году постановлением СНК СССР было утверждено положение о Всесоюзной государственной санитарной инспекции при СНК СССР, возглавляемой главным государственным санитарным инспектором СССР.

С 1973 года при Минздраве СССР существовали Главное санитарно-эпидемиологическое управление и Главное управление карантинных инфекций, аналогичные санитарно- эпидемиологические управления действовали в союзных республиках. Санитарно-эпидемиологическую службу возглавлял главный государственный санитарный врач СССР — заместитель министра здравоохранения СССР.

С 1991 года надзор в этой области осуществлял Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора при президенте РСФСР. В 1993 году он был преобразован в Госкомитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ, который просуществовал до августа 1996 года. Функции упраздненного госкомитета были переданы Минздраву, где был образован Департамент государственного санитарно- эпидемиологического надзора России.

Ныне существующая Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека образована 9 марта 2004 года в соответствии с указом президента РФ. Служба, помимо санитарно-эпидемиологического надзора, была наделена надзором на потребительском рынке и в сфере защиты прав потребителей. Эти функции перешли к ней от Министерства здравоохранения, Министерства экономического развития и торговли и Министерства по антимонопольной политике. Изначально Роспотребнадзор был в подчинении Министерства здравоохранения и социального развития, а с мая 2012 года указом президента был передан в непосредственное ведение правительства России.

Свою деятельность Роспотренадзор осуществляет непосредственно и через территориальные органы — 84 территориальных управления и 84 центра гигиены и эпидемиологии. Санитарно-карантинный контроль ведется в 285 пунктах пропуска, в том числе в 102 — на автомобильном транспорте, 67 — в аэропортах, 64 — морских, 13 речных, 39 — на пограничных железнодорожных станциях. Кроме того, в ведении федеральной службы находятся 29 НИИ, 12 противочумных станций и более 100 организаций дезинфекционного профиля. Всего в органах и организациях Роспотребнадзора работают около 110 тыс. специалистов.

В период с 12 марта 2004 года по 23 октября 2013 года службу возглавлял Геннадий Онищенко. С 23 октября временное исполнение обязанностей главы Роспотребнадзора возложено на заместителя руководителя службы Анну Попову.

15 сентября отмечает свой День рождения Государственная санитарно-эпидемиологическая служба России

15 сентября отмечает свой День рождения

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба России

15 сентября в 1922г. Советом Народных Комиссаров РСФСР был издан декрет «О санитар­ных органах республики», определивший за­дачи, структуру, права и обязанно­сти вновь созданной структуры. Этот день считается днем создания Государственной санитарно-эпидемиологической службы России.

Первые шаги юной санитарно-эпидемиологической службы были нелегки. Период, когда трудились первые санитарные врачи, можно назвать противоэпидемическим. Важнейшими задачами, поставленными реальной действительностью перед Службой в условиях последствий гражданской войны, были борьба с небывалыми эпидемиями холеры и брюшного тифа, широким распространением сыпного тифа, малярии, кишечных инфекций, с тяжелейшими антисанитарными условиями жизни населения, и без того страдавшего от голода и холода.

Решение нелегких задач, высокая ответственность, ценой которой служило  создание условий для спасения и сохранения здоровья людей, потребовали четкой координации усилий санитарных врачей и структурирования органов санитарного надзора. Именно в эти годы были определены и сформулированы основные принципы построения санитарной организации.

На этапе развития 1922-1932гг. санитарная служба переходит от интенсивной борьбы с эпидемиями к плановой оздоровительной деятельности условий жизни населения. Рост промышленности, развитие сельского хозяйства требовали расширения санитарно-оздоровительных мероприятий. Была увеличена сеть санитарных учреждений и количество санитарных врачей-гигиенистов, эпидемиологов, расширены их права и обязанности. Издаются организационно-распорядительные акты, направленные на борьбу с инфекционными болезнями, на улучшение санитарного состояния населенных мест. Развитие санитарно-эпидемиологической службы характеризуется усилением специализации санитарно-эпидемиологического дела в соответствии с задачами развития народного хозяйства.

В 1933 году  создается новая форма санитарно-эпидемиологической  службы – государственная санитарная инспекция. С ее образованием регламентируются основные задачи и функции Службы как органа государственной власти. Заметно возрастает роль предупредительного санитарного надзора за строительством и реконструкцией селитебных территорий городов, за важнейшими новостройками страны.  Для контроля проведения противоэпидемических мероприятий создаются эпидемиологические отделы. Усиливается жилищно-коммунальный санитарный надзор.

В годы Великой отечественной войны 1941-1945гг. государственная санитарная служба мужественно выполняла свой долг и в тылу, и на фронте, сдерживая, а иной раз и предупреждая, развитие эпидемий тифа, кишечных инфекций. А в первые послевоенные годы самоотверженная и упорная деятельность санитарных врачей была брошена на ликвидацию последствий войны и нормализацию санитарно-эпидемической обстановки.

Развитие Службы в период 1946-1976гг. характеризовалось регламентацией организационных форм санитарно-эпидемиологического обслуживания населения («Положение о всесоюзной государственной санитарной инспекции», 1949г.; «Положение о санитарно-противоэпидемической службе», 1951г.; «Положение о государственном санитарном надзоре», «Положение о республиканской санитарно-эпидемиологической станции и санитарно-эпидемиологической станции автономной республики, края, области, округа, города, района», 1974г.). Устраняется разобщенность между предупредительным и текущим санитарным надзором, создаются единые комплексные учреждения – санитарно-эпидемиологические станции.

Новая знаменательная страница в истории Службы была открыта в 1991г. Впервые за 70 лет ее существования Верховным Советом РСФСР был принят Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который определил правовую основу регулирования отношений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Тогда же советом Министров РСФСР было утверждено «Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе РСФСР». Санитарно-эпидемиологические станции были преобразованы в центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

В 2004 году  во исполнение указа Президента РФ началась реформа федеральных органов исполнительной власти, которая затронула и систему  Госсанэпиднадзора. Созданная в результате реорганизации  Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека,  помимо надзора в области санитарно-эпидемиологического благополучия,  приняла на себя еще и функции надзора в сфере защиты прав потребителей.

Оглядываясь назад, мы видим, что государственная санитарно-эпидемиологическая служба России прошла долгий, непростой, но достойный путь. На различных этапах развития государства организационные формы государственной санитарно-эпидемиологической службы подвергались структурным и организационным изменениям. Но неизменными оставались государственный характер и единство основных принципов санитарно-гигиенического дела, его комплексность и тесная связь с достижениями медицинской науки в области гигиены и эпидемиологии.

В ее становлении и развитии большую роль сыграли ведущие представители отечественной медицины С.П. Боткин, Н.И. Пирогов, И.И. Мечников, А.А. Остроумов, А.П. Доброславин, Ф.Ф. Эрисман, З.Г. Френкель, Г.В. Хлопин и др. А за ее победами и достижениями всегда стояла упорная ежедневная работа санитарных врачей, профессионалов своего дела.

И в этом немаловажная заслуга 2-го Ленинградского медицинского института — Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института — Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова — Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова.

Продолжая традиции научных школ, заложенных известными учёными в области гигиены и эпидемиологии, медико-профилактический факультет нашего университета по-прежнему остается ведущим образовательным центром подготовки санитарных врачей. За период его существования на факультете было подготовлено более 35 тысяч специалистов медико-профилактического дела. Ежегодно на факультете обучается более 1,5 тысяч студентов, повышают квалификацию более 5000 слушателей. Подготовку специалистов осуществляют более 400 преподавателей, высокий профессионализм которых и самоотверженное служение выбранной профессии являются гарантом качественной подготовки врачей медико-профилактического профиля.

С праздником Вас, дорогие коллеги!


Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

95-лет образования государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области»
в истории санитарной службы Ульяновской области

 
Первыми противоэпидемическими учреждениями в России были пограничные карантины, организованные в середине XVIII века для ограждения территории страны от проникновения инфекционных заболеваний из зарубежных стран. Функции санитарного надзора в самой зачаточной форме находились в ведении полицейского управления.
В 70-х годах XIX столетия возникла идея создания специальных учреждений санитарно-эпидемиологического профиля. Так в 1873г. Симбирское губернское земство, напуганное эпидемией азиатской холеры, ростом заболеваемости населения  натуральной оспой, приняло решение о приглашении в каждый уезд санитарного врача.
Первым санитарным врачом в нашей губернии был назначен доктор Консантинов (1873-76гг). Однако, единой санитарной организации в губернии не существовало еще более двадцати лет.
В 1895г. губернское собрание, озабоченное резким ухудшением санитарно – эпидемиологической обстановки в губернии (голод 1892 года, новая эпидемия холеры в Поволжье 1892-1896 годов), приняло решение о создании Губернского санитарного бюро, которое и явилось первым санитарным учреждением Симбирской губернии.  Первыми губернскими санитарными врачами, возглавившими санитарное бюро, были врачи Симбирского уезда П.С. Петров и А.И. Воробьев.
К 1912г. в Симбирском, Ардатовском, Сызранском, Сенгелеевском уездах при санитарных врачах были сформированы химико-биологические лаборатории. Лаборатории через губернское земство хорошо обеспечивались реактивами, химической посудой, питательными средами и приборами. А в городе Ардатово было построено специальное помещение лаборатории, оснащенное водопроводом и канализацией, первым ее заведующим стал Н.И. Челноков. Лаборатория проводила исследования воды, продуктов питания, инфекционных больных с целью подтверждения диагноза.
Деятельность санитарной службы Симбирской губернии в первые годы советского периода была направлена на решение сложнейших вопросов обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения.
Историю развития санитарной службы Симбирской губернии после 1917г. можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности.

I ЭТАП (1918-1921гг.)

При отделах здравоохранения Симбирской губернии создаются уездные санитарно – эпидемиологические подотделы, которые к 1921г. переходят в структуры санитарной службы. На должность санитарных врачей назначаются: в Ардатовском уезде – В.И. Виноградский, Сенгелеевском – Н.М. Егоров, Карсунском – Н.А. Ясенский, Сызранском – А.А. Павлов, Ульяновском – Б.Д. Рождественский, в Заволжском – К.А. Колбасин.
Возглавлял губернскую санитарную службу санитарный врач Я.Е.Шостак, который одновременно являлся главным санитарным врачом Симбирска. Будучи увлеченным санитарной статистикой, он оставил богатейшее санитарно – демографическое наследие по материалам Симбирской губернии.
Ведущим направлением деятельности санитарной службы того времени являлась борьба с инфекционными заболеваниями.

II ЭТАП (1922-1932гг.)

15 сентября 1922 года Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР «О санитарных органах республики» утверждена структура санитарных организаций России и система санитарного надзора, а также четко сформулирован государственный характер ее деятельности, определены права и обязанности специалистов. С этого периода началось формирование централизованной санитарной службы страны, определился комплексный характер санитарно – эпидемиологической деятельности.
В 1927г. Декретом Совнаркома РСФСР утверждено новое положение о санитарных органах России, в котором были четко сформулированы права и обязанности службы на осуществление предупредительного и текущего санитарного надзора, а также определены его направления.
В этом же году в уездах России появляются школьно-санитарные врачи. В Ульяновске штат школьно-санитарных врачей состоял из 8 человек, имеющих 8 помощников из числа среднего медицинского персонала. Школьно-санитарную организацию Симбирской губернии в период с 1923 по 1938гг. возглавлял санитарный врач М.М. Дмитриев. К этому времени штат уездной санитарной организации состоял из 7 человек: уездного санитарного врача, который одновременно являлся заведующим санитарно-бактериологической лабораторией, школьно-санитарного врача, трех помощников санитарного врача, лаборанта и санитарки. Основным направлением деятельности школьно-санитарной организации являлось изучение физического развития учащихся и профилактика инфекционных заболеваний.
В 1928г. в России было введено новое административное деление: упразднены губернии и волости, организован Средневолжский край с округами. Среди них и Ульяновский округ, в который входило два города (Ульяновск и Мелекесс) и 13 районов, общее количество населения округа составляло 879 тысяч человек.
В это же время при окружном отделе здравоохранения был организован санитарно – профилактический подотдел, при котором состояло 15 санитарных врачей, врач эпидемиолог, 4 помощника санитарного врача и 2 помощника эпидемиолога.
В Ульяновском районе края санитарным врачом был назначен Б.Д. Рождественский, имеющий в распоряжении двух помощников санитарного врача. Кроме того, в Карсунском районе был свой санитарный врач Н.Я.Ясенский с двумя помощниками. Там же была организована санитарно – бактериологическая лаборатория во главе с С.А. Рычковым, работавшим в годы Великой Отечественной войны санитарным врачом в Заволжском районе Ульяновска. В остальных районах Средневолжского края санитарных врачей не было, их функции выполняли помощники санитарного врача – по одной на каждый район.
В Ульяновске в это время в состав санитарной организации входили следующие структурные подразделения: окружная санитарно-бактериологическая лаборатория с тремя  врачами во главе с Д.Д. Грязновым; малярийная станция, основанная в 1923г., со штатом 5 человек во главе с Е.Я. Флоринской; дезинфекционной бюро, основанное в 1915г, со штатом 5 человек во главе с фельдшером. В 1929г. в Ульяновске на ул. К.Маркса был открыт Дом санитарного просвещения, в котором санитарными врачами ежедневно проводились лекции для населения и демонстрировались выставки.
В августе 1930г. государственная окружная система была ликвидирована, и Ульяновск стал городом областного подчинения Куйбышевской области.

III ЭТАП (1933-1951гг.)

В 1933г. постановлением  Совнаркома СССР в структуре санитарно – эпидемиологической службы была организована государственная санитарная инспекция с предоставлением ей права привлечения к судебной ответственности и наложения штрафов за нарушение санитарных правил на предприятиях, учреждениях и отдельных лиц. Одновременно были усилены контрольные функции санитарной службы в области предупредительного санитарного надзора.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и решением VII съезда гигиенистов, эпидемиологов, микробиологов и инфекционистов все виды санитарного надзора и противоэпидемической работы в стране были возложены на санитарно – эпидемиологические станции. Кроме того, данными документами было введено разграничение деятельности государственной санитарной инспекции и санитарно-эпидемиологической службы.
В 1933г. в связи с неурожаем в Нижнем Поволжье большое количество голодающих прибыло в Ульяновск, что вызвало резкий рост заболеваемости населения сыпным тифом. Для ликвидации эпидемии требовалось проведение широкомасштабной санитарной обработки, для чего на баланс Горздравотдела была передана баня №4 на берегу р. Свияги, оперативно переоборудованная под санитарный пропускник.
Для борьбы с педикулезом были введены в эксплуатацию две хлорпикриновые камеры, которые курсировали главным образом на окраинах города, а при всех городских банях были организованы сухожаровые камеры.
Среди голодающих, в летнее время расположившихся на склоне Волжского косогора, одновременно с сыпным тифом стала распространяться натуральная оспа. Для ее ликвидации было организовано поголовное оспопрививание населения, для чего из лечебных учреждений было мобилизовано 5 врачей и около 50 средних медицинских работников. В том же году было зарегистрировано 14 случаев оспы, которые для города стали последними.
В 1934г. в соответствии с постановлением Правительства СССР было начато хлорирование воды на Свияжском водопроводе.
В те годы во главе Ульяновской санитарно-эпидемиологической станции стоял санитарный врач В.А. Воронов. В конце тридцатых годов стали появляться районные санитарно – эпидемиологические и противомалярийные станции: Мелекесская – 1934г., Заволжская – 1935г., Инзенская – 1937г., Барышская, Базарносызганская, Карсунская, Сенгелеевская – 1939г., Богдашкинская – 1950г. Одновременно с санитарно – эпидемиологическими станциями работала Госсанинспекция.
В марте 1943г. была выделена административная территория Ульяновская область и организована санитарно – эпидемиологическая станция Ульяновской области, главным врачом которой была назначена Васильева Елена Анатольевна. Заведующий областным здравотделом был назначен В.В. Коптев, в дальнейшем занявший должность заведующего паразитологическим отделом Областной санитарно – эпидемиологической станции и получивший звание «Заслуженный врач РСФСР».
5 марта 1945г. в соответствии с приказом Областного отдела здравоохранения была организована городская санитарно – эпидемиологическая станция со штатом 16 человек (4 врача, 11 средних медицинских работников, 1 вспомогательный) и состояла из эпидемиологического, дезинфекционного, прививочного отряда и санитарной группы и размещалась по ул. Л. Толстого, 38. Из четырех врачей (Птица, Пятница, Шумаева, Лемберг) Лемберг Раиса Ефимовна возглавляла учреждение, но как главный врач в приказах того времени не значится.  С 1946г. по 1962г. городская СЭС располагается на ул. Ленина, 4, где размещались призывной пункт и баня. С 1947 по 1951гг. первым главным врачом  являлась Сироткина Алевтина Васильевна (с перерывом с 1948 по 1949гг. СЭС возглавляла в это время Маслова В.А.).  В 1948г. в штате облздравотдела числилось 90 госсанинспекторов, санитарных врачей и эпидемиологов.

            IV ЭТАП (1952-1970гг.)

В 1952г. постановлением Правительства «О санитарно противоэпидемической службе» был положен конец раздельной работе Госсанинспекции и санитарно-эпидемиологических станций. Все санитарное и противоэпидемическое дело объединено в руках санитарно – эпидемиологических станций. А в 1954г. сюда же были включены противомалярийные станции.
 В 1956г. произошла реорганизация управления здравоохранением сельских районов, что привело к ликвидации районных санэпидстанций и их подчинение центральной районной больнице. Это отрицательно сказалось на качестве проведения и эффективности санитарно противоэпидемических мероприятий и привело к ухудшению кадрового, финансового и материально-технического обеспечения службы. Обратный процесс восстановления самостоятельных санэпидстанций сельских районов начался в 60-е годы и продлился около десяти лет.
Постановление Правительства «О государственном санитарном надзоре», изданное в 1963г., определило главную функцию санитарно – эпидемиологической службы – государственный санитарный надзор, а также утвердило структуру службы и номенклатуру ее учреждений и должностных лиц, обозначило направление деятельности всех ее звеньев.
Принятые в 1969г. «Основы законодательства о здравоохранении» определили права и обязанности должностных лиц санитарно – эпидемиологической службы по осуществлению государственного санитарного надзора и организации мероприятий по оздоровлению окружающей среды, а также права и обязанности государственных учреждений, ведомств, организаций и отдельных граждан по обеспечению санитарно – эпидемиологического благополучия населения страны.
В этот период в стране произошла вспышка заболевания холерой. В связи с этим на санитарную службу города была возложена  организация противоэпидемических мероприятий по предотвращению завоза и возникновения местных случаев холеры. И служба со своими обязанностями справилась отлично – в городе за весь период вспышки был зарегистрирован один случай холеры. Кроме холеры, для этого периода характерны вспышки заболеваемости населения дифтерией и кишечными инфекциями. В связи со 100-летним юбилеем В.И. Ленина и строительством Ленинского мемориального комплекса в конце 60-х годов начался бурный рост численности населения города.
Санитарная служба г. Ульяновска в этот период была представлена городской санитарно-эпидемиологической станцией, размещавшейся в разные периоды на ул. Ленина, Железной Дивизии, Радищева, К. Маркса, и районной санэпидстанцией Володарского района. Городскую санитарную службу возглавляют: с 1951 по 1953гг. Мазанов Георгий Степанович, с 1953 по 1955гг. Меркулова Л.В.
С 1955 по 1985гг. городскую санитарную службу возглавляла главный врач Раиса Павловна Рябчикова. Только благодаря настойчивости и целеустремленности Раисы Павловны санитарная служба города обрела свое место. В  100-летний юбилей Ленина в 1970 году началось строительство комплекса административно-лабораторных зданий Ульяновской городской санэпидстанция на ул. Пушкарева, 5. В ноябре 1972г. было введено в эксплуатацию административное здание, в 1973 г. здание санитарно-гигиенической лаборатории, в 1975г. микробиологической лаборатории.

V ЭТАП (1971-1990гг.)

Переломным в работе санэпидслужбы стал 1973 г., когда вышло Постановление Совета Министров СССР, утверждающее «Положение о Государственном санитарном надзоре в СССР», что значительно укрепило позиции врачей-профилактиков, поскольку санитарному надзору был придан Государственный статус. Сформировало основные  задачи государственного санитарного надзора в СССР, которыми являлось осуществление контроля за проведением санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на ликвидацию и предупреждение загрязнения внешней природной среды (водоемов, почвы и атмосферного воздуха), на оздоровление условий труда, обучения, быта и отдыха населения, а также контроля за организацией и проведением мероприятий, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости.
В этот период происходит внедрение в работу санитарной службы новых организационных форм работы, элементов научной организации труда, осуществляется централизация лабораторной службы, развиваются специализированные формы санитарного надзора, происходит централизация отдельных его видов.
Большой вклад в становление, развитие и совершенствование  санитарно-эпидемиологической службы  г. Ульяновска внес руководитель с прогрессивным мышлением Никишин Владислав Александрович, возглавлявшим её на протяжении тридцати лет (c 1985 по 2014гг.). Им были заложены основы современной материально-технической базы, выстроена система кадрового воспроизводства, он один из первых стал использовать компьютерные технологии для решения практических задач службы. Оснащение испытательного лабораторного центра учреждения для него  было важнейшим приоритетом — ежегодно осваивалось до 40 новых методик исследования, внедрялись новые технологии, в том числе высокочувствительные методы лабораторной диагностики.
В 1987 г. в городе Ульяновске организуется Заволжская санитарно-эпидемиологическая станция и в 1990 году она переезжает во вновь построенное по типовому проекту здание по ул. Наганова, 12.
В 1990 г. из структуры городской санэпидстанции было выделено дезинфекционное отделение, преобразованное в Ульяновскую городскую дезинфекционную станцию.

VI ЭТАП (1991-2004)

С провозглашением суверенитета России начался новый этап развития страны, что не могло не сказаться на деятельности санитарно – эпидемиологической службы. Началась новая эпоха развития службы, совершенствование качества и эффективности ее работы.

Наиболее значимой вехой в предании государственного статуса санитарно-эпидемиологическому надзору явились 90-годы прошлого века. В 1991 году принят первый закон Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который значительно поднял статус госсанэпидслужбы и ее роль в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В этом же году был образован Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации как самостоятельный орган федеральной исполнительной власти, была выстроена четкая вертикаль руководства, служба была наделена  правоустанавливающей, правоприменительной функциями, а также функцией по предоставлению государственных услуг. Учреждения санэпидслужбы в субъектах страны были выведены из ведомственного подчинения органам здравоохранения и переведены на централизованное управление и финансирование из федерального бюджета. Это позволило усилить надзорные функции, повысить требовательность к должностным лицам, предприятиям, организациям, гражданам.
В 1998 году Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации был реорганизован в Департамент Госсанэпиднадзора Российской Федерации, вошедший в структуру министерства здравоохранения Российской Федерации. В 1999 году принят второй федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», закрепивший позиции госсанэпидслужбы.
Значительных изменений в структуре территориальных органов не произошло. В этот период проводилась большая работа по организации более эффективного финансирования службы с привлечением средств местных бюджетов, что позволяло в полном объеме проводить все мероприятия по контролю за санитарно-эпидемиологической обстановкой. Совершенствовалась нормативно-правовая база по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

VII ЭТАП (с 2004 по настоящее время)

В 2004 году начался новый этап в деятельности государственной санитарно-эпидемиологической службы. В рамках проводимой Административной реформы федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года №    314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и Распоряжением Правительства Российской Федерации №    1024-р от 30 июня 2004 года проведена реорганизация государственной санитарно-эпидемиологической службы путем слияния с государственной инспекцией по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей и созданием нового органа федерального контроля – Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), вошедшей в состав Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

На уровне субъектов Российской Федерации создана структура отличная от ранее функционирующих органов госсанэпидслужбы и представлена органом, осуществляющим контроль за выполнением законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и законодательства по защите прав потребителей – Управление Роспотребнадзора и учреждения, обеспечивающее деятельность Управления – Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии». Новые органы на уровне субъектов Российской Федерации созданы в начале 2005 года. Федеральное бюджетное учреждение «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области» создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области. 
В течение 2012г. в соответствии с Указом Президента РФ от 21.05.2012г. №    636 проводилось реформирование федеральных органов исполнительной власти. Роспотребнадзор перешёл в прямое подчинение Правительства Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства РФ за Федеральной службой оставлены функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, защиты прав потребителей и на потребительском рынке. При этом, на Службу возложены новые полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере защиты прав потребителей.
До реформирования в Ульяновской области существовало 25 учреждения государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
В настоящее время сформированы Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области с четырьмя  территориальными отделами и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской  области» с четырьмя филиалами.
Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области с 2005г. по 2014г. возглавлял Меркулов Анатолий Викторович, с 2014г. по настоящее время возглавляет Бородков Дмитрий Анатольевич.
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области» с 2005г.  по 2014г. возглавлял Никишин Владислав Александрович, с декабря 2014 года по настоящее время учреждение возглавляет Жукова Елена Юрьевна.
История санитарно – эпидемиологической службы  продолжается. Сегодня  с распространением инфекционных болезней и массовых неинфекционных заболеваний, а также с вновь приданными функциями по защите прав потребителей на передовой, как и 95 лет назад, стоят санитарные врачи, эпидемиологи, дезинфекционисты, помощники санитарного врача и эпидемиолога. И для каждого специалиста – это школа профессионального мастерства и беззаветной преданности делу.

ФОТОАЛЬБОМ

 

Операторы Единого консультационного центра осуществляют круглосуточный приём звонков, первичную консультацию, а также, по отдельным вопросам перенаправляют в территориальные органы и организации Роспотребнадзора. Консультации специалистами проводятся в соответствии с режимом работы с 08:30 по 16:48 (с 07:30 по 15:48 мск) 8 (800) 555‑49‑43.
По России звонок бесплатный.


Санэпидемстанция Санкт-Петербурга и области

Уже на протяжении долгих лет СЭС Москвы занимается профессиональной санитарно-эпидемиологической работой по всему городу и его областям. Нашими целями в первую очередь является контролирование санитарной обстановки, выполнение и соблюдение  санитарно-гигиенических норм и правил, проведение специализированных работ по профилактике или уничтожению загрязнений окружающей среды и болезней людей.

Наша компания имеет огромный спектр услуг. Благодаря современной оборудованной лаборатории, квалифицированных специалистов и новейших инсектицидов, все мероприятия выполняются быстро, качественно и эффективно.

Не оставляет
запахов и следов

Безопасно для
людей и животных

Обработка не занимает много времени

Эффективно
на 100%

  • Дезинфекция
    Уничтожение любых видов патогенных микроорганизмов, таких как вирусы, бактерии, плесень, грибок, которые могут быть возбудителями опасных инфекций.
  • Дератизация
    Уничтожение грызунов (мышей, крыс, кротов), которые могут стать переносчиками ряда опасных для человека заболеваний, а также причинить большой материальный ущерб предприятиям разных отраслей или частных объектам.
  • Дезинсекция
    Уничтожение всех видов вредных насекомых (клопов, клещей, тараканов, мух, муравьев и мн. др.), которые также могут стать одной из главных причин различных заболеваний, ведь эти вредители являются переносчиками многих инфекций.
  • Химическая экспертиза воды на выявление в ней железа, магния, калия, нитратов, аммиака и мн. др. Анализ также включает в себя оценку прозрачности, запаха и вкуса воды.
  • Бактериологическая экспертиза воды с целью выявить в ней энтерококков, опасных патогенных бактерий и яиц гельминтов.
  • Химическая и микробиологическая экспертиза воздуха на выявление в нем углерода, ртути, минеральных кислот, различных бактерий, микробов и пр.
  • Вывоз мусора и опасных отходов (промышленных, бытовых, медицинских и др.) с целью утилизации. Дезинфекция районных свалок.

Для нашей санитарной компании главной задачей является улучшение санитарно-эпидемиологического положения всего города. Мы всегда готовы помочь каждому клиенту, ведь нам не безразлично здоровье населения и состояние всех улиц, парков, домов нашей любимой столицы.

Коронавирус может возродить Санэпидемстанцию. Это не шутка, а идея СНБО. Кому еще это надо. FMCG,

Была ли ликвидация Санэпидслужбы ошибкой и надо ли ее возрождать? Отвечают представители бизнеса, чиновники, эксперты

Секретать СНБО Алексей Данилов заявил, что в Украине следует вернуть такую инстанцию, как санитарно-эпидемиологическая служба. Соответствующее обращение Данилов направил в правительство.  

«… Нет ответственных за санитарно-эпидемиологическую ситуацию в стране. Эта функция (контроля за санитарно-эпидемиологической ситуацией в стране — Ред.) должна быть восстановлена», — сказал он в интервью LIGA.net. Но, по словам чиновника, ведомство должно работать в новом формате с понятными полномочиями. «Это не значит, что инспекторы санэпидстанций должны ходить по кафе и предприятиям. Нужна четкая система санэпидемиологической защиты. Мы настаиваем, что в стране должен быть главный санитарный врач», — считает секретарь СНБО. 

История. Ранее Санэпидемслужба контролировала качество продуктов питания на рынках и в торговых сетях, воды в водоемах, а также частично покрывала вопрос защиты прав потребителей. Кроме того, задача СЭС — мониторинг санитарно-гигиенического состояния торговых точек, заведений общественного питания, больниц и учебных заведений. В случае выявления нарушений санитарного состояния, а также массовых вспышек инфекционных заболеваний, СЭС проводила противоэпидемические мероприятия.  

Санэпидслужбу ликвидировали в марте 2017 года, а ее функции передали Государственной службе по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей. Этот орган создали в сентябре 2014-го после того, как ликвидировали и реорганизовали Госветфитослужбу, Санэпидслужбу и Госпотребинствекцию.

LIGA.net спросила у экспертов представителей власти и бизнеса о том, как они расценивают такую инициативу Данилова. 

Владимир Лапа, экс-глава Госпродпотребслужбы

Андрей Забловский, глава Союза предпринимателей при Кабинете Министров

Ольга Трофимцева, и.о. министра агрополитики в 2018-2019 гг. 

Владимир Курпита, экс-глава Центра общественного здоровья 

Дмитрий Таранчук, директор по правовому обеспечению компании Фармак

Если Вы заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Санэпидемслужба будет реформирована – Газета.uz

Фото: Сирож Аслонов / УзА

На базе службы санэпиднадзора Минздрава создаются Госинспекция санэпиднадзора при Кабмине и Агентство санитарно-эпидемиологического благополучия при Минздраве.

9 сентября 2019, 22:39   Общество  

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев 9 сентября подписал указ о коренном совершенствовании системы санитарно-эпидемиологической службы страны.

В документе отмечается неэффективность деятельности санэпидемслужбы из-за концентрация в рамках одного государственного органа функций по управлению государственным санитарно-эпидемиологическим благополучием населения с одновременным осуществлением разрешительных и надзорных функций в этой сфере.

На базе организаций службы санитарно- эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения и их территориальных подразделений создаются:

  • Государственная инспекция санитарно-эпидемиологического надзора при Кабинете Министров с территориальными подразделениями;
  • Агентство санитарно-эпидемиологического благополучия при Министерстве здравоохранения.

Главное управление санэпиднадзора Минздрава упраздняется, его штатная численность передается новому агентству. На базе лабораторной службы реорганизуемого Республиканского центра госсанэпиднадзора создается Лабораторный комплекс при агентстве.

Основные задачи государственной инспекции:

  • координация и взаимодействие с органами государственного и хозяйственного управления в области санэпиднадзора;
  • проведение проверок по соблюдению юридическими и физическими лицами санитарных правил, норм и гигиенических нормативов (СанПиН) и применение мер административного взыскания за нарушение законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия;
  • надзор за деятельностью объектов, осуществляющих деятельность по производству, транспортировке, хранению и реализации пищевого сырья и продуктов питания, а также соблюдением требований стандартов, с применением международных надлежащих практик;
  • внедрение системы национального мониторинга и надзора за болезнями пищевого происхождения в целях обеспечения раннего выявления, оценки и устранения рисков.

Основные задачи агентства:

  • проведение единой государственной политики, разработка и реализация государственных и других программ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • разработка и внедрение санитарных правил, норм и гигиенических нормативов (СанПиН) с учетом их актуального совершенствования и гармонизации в соответствии с международными стандартами и нормами;
  • реализация противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения неинфекционных, инфекционных, паразитарных заболеваний;
  • организация, координация и контроль проведения профилактических дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний;
  • содействие в реализации политики в области пищевой безопасности на основе анализа рисков и научно обоснованных подходов в процессе выявления, оценки и управления потенциальными рисками в сфере обеспечения общественного здоровья;
  • организация, координация и контроль за осуществлением эпизоотологического мониторинга природных очагов чумы на территории Узбекистана, эпидемиологического надзора и комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий по чуме и особо опасным инфекциям;
  • координация проведения фундаментальных и прикладных научных исследований по актуальным вопросам санитарии, гигиены, эпидемиологии, паразитологии, микробиологии, вирусологии;
  • повышение уровня санитарной культуры населения посредством реализации практических мер, направленных на организацию санитарно-гигиенического обучения и воспитание граждан с охватом всех социальных групп.

Начальник госинспекции одновременно является главным государственным санитарным инспектором Узбекистана, а директор агентства — главным государственным санитарным врачом Узбекистана. Они назначаются на должность и освобождается от нее президентом по представлению премьер-министра.

Подпишитесь на наш Telegram

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба: инновации и инициативность | КИЕВ, УКРАИНА

Туркменистан стал для многих государств мира образцом в такой важной сфере здравоохранения, как обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Масштабная деятельность в данной области направлена на решение важных государственных задач – сохранение и укрепление здоровья граждан, создание безопасных условий жизни и труда, профилактика инфекционных заболеваний, охрана окружающей среды. 

В этих целях, прежде всего, была укреплена законодательная база, открывающая широкую дорогу реформам. В статьях новой редакции Кодекса Туркменистана «Об административных правонарушениях» усовершенствованы меры, предусмотренные за нарушение санитарного законодательства, приняты новая редакция Санитарного кодекса Туркменистана, Законы Туркменистана «Об охране здоровья граждан», «Об обеспечении безопасности и качества пищевых продуктов», «О пропаганде и поддержке грудного вскармливания», «О радиационной безопасности», «О питьевой воде», «Об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табачных изделий», «О противодействии распространению заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция), Постановления Президента Туркменистана «О йодировании соли и обогащении муки железом» и «О производстве муки, обогащённой фолиевой кислотой и железом». 

Свои значимые плоды принесла реализация инициированных главой государства «Генеральной программы по обеспечению чистой питьевой водой населённых пунктов Туркменистана», «Национальной программы здорового питания населения Туркменистана на 2013-2017 годы» и «Национальной стратегии выполнения в 2014-2020 годах задач, определённых в Ашхабадской декларации по профилактике и борьбе с неинфекционными заболеваниями в Туркменистане». 

Усовершенствованы нормативные и методические документы по профилактике и эпидемиологическому надзору за инфекционными болезнями, а также по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору и обеспечению качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов на объектах производства продовольственных товаров, торговли, общественного питания, детских дошкольных учреждений и школ. Разработаны и утверждены Нормы радиационной безопасности и гигиенические нормативы в области токсикологии, охраны атмосферного воздуха, водных объектов и почвы. Были также усовершенствованы методы лабораторных исследований объектов окружающей среды, в том числе пищевых продуктов. 

В практику службы внедрены иммуноферментные, хроматографические, спектрометрические методы исследования, а также метод полимеразной цепной реакции в реальном времени с целью проведения исследований пищевых продуктов растительного происхождения и других биологических материалов на генном уровне. 

Осуществление государственного надзора за качеством и безопасностью продовольствия является одной из главных задач Государственной санитарно-эпидемиологической службы страны. 

Министерством здравоохранения и медицинской промышленности утверждены «Основные правила и нормативы в вопросах обеспечения качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов» и на основе новой научной информации данный документ постоянно совершенствуется. Усилен надзор за наличием в продуктах питания пищевых добавок, которые опасны для здоровья человека и запрещены в нашей стране. 

Государственной санитарно-эпидемиологической службой проводится регистрация пищевых продуктов, материалов для их упаковки, а также контроль за пищевыми продуктами, реализуемыми на рынках страны. 

В 2012 году Туркменистан стал членом Комиссии «Кодекс Алиментариус», действующей под эгидой Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) и Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в целях защиты здоровья потребителей и содействия добросовестной практике торговли пищевой продукцией. В настоящее время национальные нормативные документы по качеству и безопасности пищевых продуктов приводятся в соответствие со стандартами «Кодекса Алиментариус» или «Продовольственного кодекса». 

Согласно Постановлениям главы государства, для обеспечения населения здоровыми продуктами питания и в целях профилактики неинфекционных заболеваний проводятся мероприятия по обогащению микронутриентами пищевой соли и пшеничной муки, производимой в Туркменистане. Обогащение соли йодом, пшеничной муки железом и фолиевой кислотой проводится согласно международным стандартам. В сотрудничестве с ЮНИСЕФ наша страна достигла больших результатов на этом пути. 

От имени ЮНИСЕФ, ВОЗ и Международного совета по контролю за йододефицитными заболеваниями Туркменистан получил Международный сертификат за достижение универсальной йодизации соли для устойчивой ликвидации йододефицитных нарушений. Туркменистан первым среди стран Центральной Азии и СНГ и четвёртым в мире был признан как государство, достигшее универсальной йодизации соли. В 2011 году наша страна удостоена награды за лидерство в деле фортификации муки. 

Результаты проводимых масштабных и эффективных профилактических мероприятий на государственном уровне привели к снижению уровней неинфекционных заболеваний, в том числе связанных с недостаточностью йода и железодефицитной анемии. 

Совместно с Всемирной организацией здравоохранения и ЮНИСЕФ осуществляется системное сотрудничество в области качества и безопасности пищевых продуктов и питьевой воды, а также по вопросам охраны окружающей среды. Следует отметить, что в последнее время коренным образом изменились требования, предъявляемые к питьевой воде. В стране введены в эксплуатацию новые заводы по производству очищенной питьевой воды, что оказало прямое влияние на здоровье населения, привело к исключению ряда заболеваний. 

Огромное внимание уделяется комплексной работе по охране земельных, водных ресурсов, атмосферного воздуха, улучшению экологии территории Туркменистана, близкой к Аральскому морю. Совершенствование градостроительной политики, озеленение и посадка деревьев в окрестностях и в культурной зоне населённых пунктов, сооружение многочисленных фонтанов, прокладка современных автомобильных дорог, возведение эстакад, позволяющих разгрузить транспортные потоки в городе, является важной частью системной деятельности по поддержанию благоприятной для здоровья человека экологии. 

В стране налажена чёткая система эпидемиологического надзора за инфекционными заболеваниями. В результате проводимых профилактических мероприятий Туркменистану вручён сертификат ВОЗ о ликвидации в стране паразитарного заболевания дракункулёза. 

Одним из приоритетных направлений в профилактике инфекционных заболеваний является вакцинация. Закупка вакцин и средств иммунизации ведутся за счёт Государственного бюджета. Важно отметить, что иммунизация детей проводится вакцинами высокого качества, одобренных Всемирной организацией здравоохранения. Значительно укреплена и усовершенствована система холодовой цепи, обеспечивающей необходимые условия хранения и транспортировки иммунобиологических препаратов. 

В настоящее время, в соответствии с национальным календарём прививок, дети на бесплатной основе получают вакцины против 11 инфекций: коклюша, дифтерии, столбняка, гепатита «В», гемофильной инфекции типа «b», кори, краснухи, паротита, туберкулёза, полиомиелита и против вируса папилломы человека. В стране поддерживается высокий уровень охвата иммунизацией детей – на уровне свыше 95 процентов. 

Сочетание качественной иммунизации и эффективного эпидемиологического надзора за вакциноуправляемыми инфекциями позволили добиться значительных успехов. Например, некоторые инфекционные заболевания полностью ликвидированы, а также снижены показатели заболеваемости дифтерией, столбняком, коклюшем, эпидемиологическим паратитом и др. Следует отметить, что Туркменистан получил «Сертификат о ликвидации циркуляции дикого полиовируса на территории страны». 

Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения была принята программа «Предупреждение кори и врождённой краснушной инфекции в Туркменистане», и в 2015 году Региональное Бюро ВОЗ подтвердило достижение нашей страны по элиминации кори и краснухи. Туркменистан также поддержал и принял стратегический план Европейского региона ВОЗ «Переход от борьбы к элиминации малярии к 2015 году» и по результатам успешной реализации мероприятий по решению Всемирной организации здравоохранения в 2010 году был включён в список стран, достигших элиминации малярии. 

В настоящее время в Туркменистане уделяется отдельное внимание профилактике тропических и паразитарных заболеваний, актуальных во всём мире. В рамках данной стратегии обновлена вся документация по эпидемиологическому надзору, лечению и лабораторной диагностике лейшманиоза. Из года в год лаборатории страны совершенствуют диагностику бактериальных, вирусных, паразитологических инфекций. Центральная паразитологическая лаборатория службы в 2009 году прошла международную аккредитацию и получила Сертификат качества Национальной референс-лаборатории по диагностике паразитарных и тропических болезней.

В целях усовершенствования профилактических мероприятий, осуществляемых на международном уровне, в Туркменистане разработана и реализуется «Национальная программа по безопасному обращению с медицинскими отходами» и «Национальная стратегия противодействий по развитию антибиотиковой резистентности». 

Охрана территории Туркменистана от заноса особо опасных заболеваний – задача, поставленная Президентом Гурбангулы Бердымухамедовым перед Государственной санитарно-эпидемиологической службой Туркменистана. На всех государственных пограничных постах, на воздушной, железной и автомобильных дорогах круглосуточно работают санитарно-карантинные отделения и пункты. В международных аэропортах Ашхабада, Туркменабата и Туркменбаши, а также в морском порту города Туркменбаши и на автотрассах в целях контроля за состоянием здоровья граждан установлено оборудование для дистанционного измерения температуры тела человека – «Тегоkаm». 

Санитарная охрана территорий Туркменистана обеспечивается в рамках Международных медико-санитарных правил. На сегодняшний лень достигнуты высокие результаты по профилактике и контролю санитарно-эпидемиологической ситуации в стране, защите от завоза инфекционных заболеваний. 

Благодаря целенаправленно реализуемой Президентом Гурбангулы Бердымухамедовым социальной политике систематически совершенствуется материально-техническая база санитарно-эпидемиологической службы. В частности, реконструированы и оснащены передовыми средствами связи и оргтехникой здания Ашхабадской и Туркменбашинской городских санитарно-эпидемиологических служб. Лабораторные подразделения обеспечены современным оборудованием, отвечающим всем требованиям международных стандартов. 

В соответствии с государственной программой «Здоровье» постоянно проводятся работы по строительству новых и реконструкции действующих зданий санэпидслужб велаятов, городов и этрапов. В 2016 году введены в эксплуатацию оснащённые новейшим оборудованием и не имеющие аналогов в регионе здания Центра общественного здоровья и питания и Центра профилактики особо опасных инфекций. Организация деятельности этих учреждений направлена на охрану здоровья населения от вредных физических, химических и биологических факторов окружающей среды, в том числе от различных инфекций, и на проведение высокоэффективных профилактических мероприятий. 

В Центре общественного здоровья и питания проводится постоянный мониторинг с использованием современных лабораторных методов исследований за качеством атмосферного воздуха населённых пунктов, производственных и жилых помещений, за качеством и безопасностью пищевых продуктов и питьевой воды. Совместно с ЮНИСЕФ и ВОЗ проводятся научно-исследовательские работы по изучению экологических чистых пищевых технологий и здорового питания, а также разрабатываются проекты нормативных и методических документов в этой области. 

В Центре профилактики особо-опасных инфекций проводятся работы по предупреждению завоза и борьбе с распространением особо опасных инфекций на территории Туркменистана с применением надёжных и новейших методов лабораторного контроля. В этих центрах налажена деятельность по обучению и повышению квалификации студентов, врачей, медицинских работников среднего звена и других специалистов по различным вопросам санитарии, гигиены и эпидемиологии, а также питания и лабораторного дела. 

Государственной санитарно-эпидемиологической службой в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия успешно осуществлены широкомасштабные мероприятия в период проведения V Азиатских игр в закрытых помещениях и по боевым искусствам в сентябре 2017 года в Ашхабаде, когда в нашу столицу прибыли тысячи гостей со всего света. Актуальная задача современного этапа деятельности санэпидслужбы – развитие инновационного подхода к работе, повышение инициативности каждого специалиста и руководителя, формирование потребности в повышении профессиональной квалификации.

О Санитарно-эпидемиологической службе

История Санэпидслужбы

Заглянув в прошлое, увеличение количества санитарно-эпидемиологических учреждений потребовало централизованного управления их деятельностью и создания организационно-методического центра. Для этого 13 мая 1952 г.838, создана Республиканская санитарно-эпидемиологическая станция — СЭС. Его первым главным врачом был назначен С. Н. Ниязов. В первые годы в республиканской СЭС работало 68 человек, из них 19 врачей с высшим образованием. В 1955 году были внесены изменения в структуру санитарно-эпидемиологической службы республики. Созданы Государственная санитарная инспекция, Санитарно-эпидемиологическая станция, единая региональная санитарно-эпидемиологическая станция, объединяющая учреждения, работающие против малярии и бруцеллеза.К 1960 году в стране было 154 санитарно-эпидемиологических пункта. К 1963 году Кабинет Министров принял постановление «О государственной санитарной инспекции». В 1967 году по инициативе Минздрава Узбекистана в целях улучшения санитарно-эпидемиологической службы в стране Кабинет Министров принял решение восстановить самостоятельность районных гидроэлектростанций, а в 1956 году — районных гидроэлектростанций. обеспечены электростанции, закрепленные за районной центральной больницей.Впервые в 1968 году было осуществлено централизованное управление и финансирование санитарно-эпидемиологической службы Узбекистана. 31 мая 1973 года было принято Постановление Кабинета Министров «О государственном санитарном надзоре в стране». Принятие этого документа ознаменовало новый этап в развитии санитарно-эпидемиологической службы Республики Узбекистан. С 1974 г. централизованы лабораторные исследования (анализы) санитарно-эпидемиологической службы.В Ташкенте и 9 областях создана 31 межрайонная лаборатория, оснащенная современным оборудованием. Принятие Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан № 422 от 24 июля 1978 года «О дальнейших мерах по совершенствованию санитарно-эпидемиологической службы» Улучшение водоснабжения, улучшение водоснабжения, внимание к санитарии в населенных пунктах, санитария в населенных пунктах. детские учреждения на предприятиях общественного питания, совершенствование выполнения оздоровительных мероприятий.3 июля 1992 года Верховный Совет Республики Узбекистан принял Закон «О государственном санитарном надзоре». Этот закон является правовой основой деятельности Государственной санитарной инспекции. Принятие этого закона (государственного значения) имеет государственное значение для реализации таких мер, как обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности населения. Сегодня в стране действует 227 ДСИНМ, в том числе 157 районных, 40 городов, 14 областных, 15 ведомственных и 1 республиканский ДСИНМ.

02.05.2020

эпидемиологических предупреждений и обновлений — ПАОЗ / ВОЗ

Тема

— Любой -вещество UseTrans жирной AcidsPhysical ActivityAdolescent healthAgenda для устойчивого развития водных ресурсов и SanitationAir QualityAlcoholAlimentación saludableAntimicrobial ResistanceAntiretroviral TherapyPrimary Здоровье CareAvian грипп BloodBreastfeeding и комплементарной feedingClimate изменения и здоровье CancerCervical CancerChildhood и подростки CancerCardiovascular заболеваний Шагаса diseaseChemical SafetyChikungunyaChild healthChlamydia infectionCholeraChronic diseaseCiudades почек у Comunidades Amigables кон ласы Personas Комбинированная профилактика ВИЧ-инфекционных заболеваний Коммуникация о рисках и вспышках инфекционных заболеванийConhecimento e inovação em saúdeКонтроль качества лекарствКонтроль табакаКоронавирусные инфекцииСчета здравоохраненияПаллиативная помощьКультурное разнообразие и здоровьеЗдоровый образ жизни ДеменцияЛинияДепрессия Экологические детерминанты здоровьяСоциальные детерминанты здоровьяЛекарственные детерминанты биопсии МИК NCDsEctoparasitosisPharmaceutical educationElimination от матери к ребенку передачи ВИЧ, сифилис, гепатит В перинатальной и врожденного Шагаса DiseaseEmergenciesNursingNeglected, тропической и трансмиссивных DiseasesNoncommunicable DiseasesEnfermedades transmitidas Por alimentosHealthy AgingEnvenoming из ядовитой животных bitesEpidemiologíaHealth EquityGender равенства в HealthVolcanic EruptionsSchistosomiasisEssential общественного здравоохранения functionsFront-of пакет labelingHealth технологии assessmentHIV Drug ResistancePharmacovigilanceFascioliasisYellow feverFoot полости рта и diseaseLymphatic FilariasisHealth financingFood SafetyFundo Rotatório да OPASGenital HerpesSoil передающиеся HelminthiasisGonorrheaKey PopulationsHaemophilus influenzaeHealth уход modelsHealth во всех policiesHealth promotionHealth ServicesHealth TaxesHepatitisHydatidosis / Эхинококкоз HypertensionHIV Тестирование ServicesHIV / AIDSHIV / ИППП и MonitoringImmunizationSexually передаваемое InfectionsInfectio п Профилактика и контроль InfluenzaInformation системы здравоохранения (IS4H) Комплексные медицинские услуги networksResearchLaboratory ServicesLeishmaniasisLeprosyLeptospirosisMalariaMaternal Здоровье MeaslesMedicines и technologiesMedicinas здоровья tradicionais, complementares е integrativas MeningococcusMental HealthMental здоровья и психосоциальной поддержки в чрезвычайных ситуациях (MHPSS) MicrocephalyMicronutrientsPneumococcus Новорожденный healthNutritionObesity PreventionObjetivos де Desenvolvimento SustentávelOcular Здоровье Онхоцеркоз — «речная слепота Здоровье полости рта Фармацевтическая политикаПолиомиелитПрофилактика насилияПредотвращение самоубийствЗащита от радиацииБешенствоРациональное использование лекарств и других медицинских технологийСнижение содержания солиРеабилитация Безопасность на дорогахРотавирусРубеллаЗдоровье рабочихВсеобщее здоровье homaTranstorno do espectro autistaTranstornos mentaisТрихомониазТуберкулезВекторы: интегрированное управление и энтомология общественного здравоохранения Насилие в отношении детей

Санитарную службу возглавляет главная государственная санитарная служба

Санитарную службу возглавляет главный государственный санитарный врач Республики Беларусь, зам.Министр здравоохранения, ведущее учреждение санитарно-эпидемиологической службы, является Департаментом гигиены и эпидемиологии.

Главный государственный санитарный врач подчиняется главным санитарным врачам областных городских и районных центров гигиены, эпидемиологии и здравоохранения (ЦГЭЭОЗ), которые также являются заместителями руководителей местного органа управления здравоохранением.

Основным учреждением санитарно-эпидемиологической службы является Центр охраны труда.

В Беларуси 147: 1 — республиканские; 6 — районный, 22 — городской, 118 — районный.

В 90-е годы санитарно-эпидемиологические станции были реорганизованы в Центр гигиены и эпидемиологии (ЦГЭ), а в 2002 году — в Центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья (ЦГЭЭОЗ). Помимо ЦГЭ, в республике действуют ведомственные санитарные части Минобороны, МВД, железной дороги и аэрофлота. К ним относятся: санитарно-эпидемиологические подразделения; санитарно-эпидемиологические станции.

Прочие учреждения санитарно-эпидемиологической службы включают:

1.Станции дезинфекции (или центры дезинфекции и стерилизации).

2. Пункты санитарного контроля.

3. БелНИИ эпидемиологии и микробиологии. БелНИИ санитарно-гигиенический институт, отдел гигиенического и эпидемиологического профиля медицинских учреждений.

В санитарно-эпидемиологической службе работает 1700 врачей и 6000 фельдшеров. В зависимости от мощности (от количества обслуживаемого населения) ЦГЭиОЗ делятся на 4 категории.

* В крупных городах с районным делением созданы 3 категории районных санитарно-эпидемиологических станций: I категория до 600 000 человек, II категория до 400-600 000 человек, III категория до 400 000 человек.

По категориям, штату и структуре Центра охраны труда

В зависимости от численности обслуживаемого населения

Основные функции ЦГЭ:

1. Изучение основных вопросов хозяйственного строительства и санитарного состояния региона.

2. Изучение и мониторинг общественного здоровья.

3. Систематические санитарно-гигиенические исследования воды, воздуха, почвы и товаров народного потребления.

4.Профилактический санитарный надзор при строительстве локальных объектов.

5. Текущий санитарный надзор.

6. Проведение противоэпидемических мероприятий.

7. Обеспечение радиационной безопасности.

8. Профилактика СПИДа и ВИЧ.

9. Медико-гигиеническое обучение и образование населения

Структура ЦГЭ

Городской центр Центральной генерации: — Санитарно-гигиенический отдел

— эпидемиологический отдел

— дезинфекционный отдел

Областной ЦГЭ (Гродно): — организационный и методический отдел

— санитарный отдел

— эпидемиологический отдел

— дезинфекционный

— радиологический

— особо опасный инфекционный

Районный ЦГЭ: — Санитарно-гигиенический отдел с лабораторией

— эпидемиологический отдел с бактериологическая лаборатория.

В 2002 году

В состав ЦГЭ входят департаменты здравоохранения (реорганизованные поликлиники) и департамент профилактики СПИДа (реорганизованный специализированный центр).

Структура основных отделов ЦГЭ.

В состав эпидемиологического отдела входят:

1) противоэпидемическая группа;

2) паразитологическая группа;

3) кабинет вакцинации против арабика;

4) бактериологическая лаборатория.

В состав могут входить:

5) отделение по борьбе с кишечными инфекциями;

6) отдел профилактики СПИДа;

7) отделение больничной гигиены;

8) социально-гигиенический мониторинг.

В состав санитарно-гигиенического отдела входят группы по отраслям санитарной деятельности:

1) коммунальная гигиена;

2) гигиена труда и производственная санитария;

3) гигиена пищевых продуктов;

4) гигиена детей и подростков;

5) соответствующие лаборатории.

Отделение дезинфекции:

1) Отделение эвакуации и очаговой дезинфекции;

2) Отделение камерной дезинфекции и санитарии.

Может быть:

— отделения профилактической борьбы с вредителями, дезинфекции и дезинсекции, вирусная лаборатория, экологический отдел.

Санитарно-эпидемиологический надзор в Польше с 1945 по 1989 год (отдельные выпуски).

Страница / Ссылка:

URL страницы: HTML-ссылка:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *