В России пересмотрят рацион питания в школах и в больничных учреждениях
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
Экономика
15.11.2018 22:34
Поделиться
Татьяна Голикова: На продуктах появятся спецзнаки, которые позволят оценить их качество
Марина Гусенко,Сергей Михеев,Ирина Невинная,Татьяна Панина
В интернете появится специальный раздел, где можно будет узнать о качестве продуктов питания, которые продаются в российских магазинах. А через три года планируется пересмотреть состав потребительской корзины. В минтруде уже создана рабочая группа.
Об этом, а также о переменах в образовании, здравоохранении, об индексации материнского капитала и многом другом, на «Деловом завтраке» в «Российской газете» рассказала вице-премьер Татьяна Голикова.
Татьяна Алексеевна, а кто будет вести реестр по качеству продуктов? Кто будет поставлять информацию? О каких продуктах идет речь?
Татьяна Голикова: Эта работа будет поручена Роспотребнадзору. С помощью своих лабораторий, которые есть во всех 85 регионах, ведомство будет проводить исследования продуктов «с полок», предлагаемых торговлей нашим людям, для объективной оценки заявленного на маркировке состава.
Вся информация будет публиковаться в специальном разделе на сайте Роспотребнадзора.
Более того, в рамках уже теперь принятого Госдумой во втором чтении бюджета на три предстоящих года мы предусматриваем финансовые ресурсы для дооснащения лабораторий Роспотребнадзора, чтобы они имели возможность проводить такую оценку качества продуктов в соответствии с международными методиками, которая нам необходима.
Плюс Федеральный исследовательский центр питания, биотехнологии и безопасности пищи уже проводит методологическую и просветительскую работу по качеству продуктов. И он ее продолжит.
На продуктах появятся специальные идентификационные знаки, которые позволят оценивать их качество. К 2024 году мы планируем, что примерно 30 миллионов россиян получат дополнительную информацию по качеству продуктов питания.
Все это очень важно для того, чтобы влиять на такие чувствительные для нас темы, как ожирение, а это последствие потребления продуктов с повышенным содержанием углеводов, жира. А также на снижение распространения диабета, сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний.
Ожирение уже получило размах национального бедствия?
Татьяна Голикова: Знаете, у нас, как у страны, не самые плохие показатели в этом смысле, но все-таки есть тенденция к ухудшению. И это тревожит. На данный момент ожирением в России страдают 14 процентов мужчин и 26 процентов женщин. Понятно, что по разным категориям возрастов это выглядит по-разному.
Так что разъяснительную работу и проверки качества продуктов питания будем вести. Одновременно мы планируем серьезно заняться рационами питания в школах, их пересмотром, в больничных учреждениях, а также присутствием на рынке биологически активных добавок. У нас здесь наполеоновские планы.
А они выполнимы?
Татьяна Голикова: Вполне. Компетенция и ресурс, который вобрал в себя Роспотребнадзор, на мой взгляд, являются достаточными, чтобы качественно выполнить все задуманное.
К 2024 году планируется, что примерно 30 миллионов россиян получат дополнительную информацию по качеству продуктов питания
Уточняющий вопрос. А будете ли вы проверять ту воду, которая течет из крана? Это входит в вашу программу? Ее качество тоже важно.
Татьяна Голикова: Безусловно, воду будем тоже проверять, но только ту, которая продается в магазинах. А что касается воды из крана, то это другой проект.
Проверять будете продукты только отечественного производства?
Татьяна Голикова: Все, которые находятся на прилавках.
Татьяна Алексеевна, планируется ли пересмотреть состав потребительской корзины, на которую ориентируется расчет прожиточного минимума? Сейчас ее формула такова, что если дешевеют продукты (например, овощи в сезон), то снижается и стоимость всей корзины. А ведь в эту сумму входят еще и промтовары, плата за ЖКХ и прочие.
Татьяна Голикова: Потребительскую корзину намечается пересмотреть с 2021 года. Планируется улучшить качество минимального набора продуктов, чтобы приблизить его к рациональным нормам здорового питания. Например, повысить ценность минимального набора за счет увеличения объемов мяса, рыбы, молока, яиц, овощей и фруктов. В то же время — снизить хлебопродукты, картофель, маргарин и другие жиры.
Что касается соотношения стоимости непродовольственных товаров и услуг со стоимостью продуктов питания, предусмотренные в потребительской корзине, то оно будет уточнено с учетом изменений в структуре потребительских расходов малоимущих домашних хозяйств.
Региональные потребительские корзины тоже пересмотрят?
Татьяна Голикова: Да. А для разработки новой потребительской корзины в целом по Российской Федерации в минтруде создана рабочая группа, в которую вошли представители Госдумы, Совета Федерации, профсоюзы, представители объединений работодателей и научных организаций.
Полностью «Деловой завтрак» с вице-премьером Татьяной Голиковой читайте в ближайших номерах «Российской газеты».
Российская газета — Столичный выпуск: №258(7721)Российская газета — Федеральный выпуск: №259(7722)
Поделиться
Товары и ценыЗдоровьеВице-премьерыДеловой завтракМедицина и здоровое питаниеПотребительская корзинаРГ-Фото
В потребительскую корзину добавят мяса и фруктов – Москва 24, 10.01.2018
10 января 2018, 00:11
Экономика
Российское правительство планирует пересмотреть потребительскую корзину, чтобы улучшить качественный состав продуктов питания граждан. Об этом сообщил министр труда и социальной защиты России Максим Топилин.
Фото: depositphotos/magone
«В действующей корзине «перебор» хлебных продуктов и картофеля, – отметил министр в интервью «Российской газете». – И наоборот, маловато мясных и рыбных продуктов, овощей и фруктов. Приблизить набор продуктов питания к оптимальному – главная задача новой потребительской корзины».
В соответствии с сегодняшней структурой продовольственной корзины на одного трудоспособного гражданина в год приходится 126,5 кг хлеба и хлебопродуктов, 100,4 кг картофеля, 114,6 кг овощей, 60 кг фруктов, 58,6 кг мяса и 18,5 кг рыбопродуктов. Другими словами, среднестатистический гражданин Российской Федерации для нормального существования должен употреблять в день 300 граммов хлеба, 280 граммов картошки, 160 граммов мяса, 300 граммов овощей и 160 граммов фруктов. А еще примерно 800 граммов молока и молочных продуктов, 40 граммов жиров и 60 граммов сладостей. И плюс один раз в два дня съедать одно яйцо и употреблять 350 граммов рыбы за неделю.
Таким образом, общий вес дневной порции продовольствия составляет 2,1 кг, из которых почти треть приходится на молоко и молочные продукты, и еще 28% на хлеб и картошку. На мясо, рыбу, овощи, фрукты, жиры и сладости в совокупности сегодняшняя продовольственная корзина отводит лишь треть рациона россиянина.
Фото: DPA/ТАСС
Реальная структура питания россиян отличается от продовольственной корзины.
Потребительская корзина – минимальный набор продуктов, товаров и услуг, необходимый для жизнедеятельности человека. Структура корзины состоит из трех частей: продукты питания, непродовольственные товары и услуги. Объем потребления рассчитывается в среднем на одного человека для каждой из основных социально-демографических групп населения: трудоспособное население, пенсионеры и дети.
Примечательно, что за шесть лет, с 2011 по 2016 год включительно, потребление картофеля снизилось с 60 до 57 кг на человека в год, зато возросло потребление мяса (с 83 до 91 кг), овощей (с 98 до 105 кг), молочных продуктов (с 269 до 277 кг на человека в год), яиц ( с 220 до 232 штук в год).
Пересмотр структуры потребительской корзины с увеличением в ней доли мяса, овощей и фруктов приблизит ее к реальности. А поскольку на основании потребительской корзины рассчитывается прожиточный минимум, к которому вскоре будет привязан минимальный размер оплаты труда, такую новацию можно только приветствовать.
Фото: depositphotos/DPA
Изменения в структуре продовольственной корзины россиян свидетельствуют, что, несмотря на кризис и стагнацию размера реальной зарплаты, благосостояние населения постепенно растет. Во всяком случае если говорить о питании жителей городов.
Главным свидетельством этого может служить рост потребления мяса. Именно динамика потребления мясных продуктов считается одним из главных индикаторов изменения уровня жизни граждан в развивающихся странах.
В качестве самого яркого примера обычно приводят Китай, где за 20 лет потребление мяса выросло с 13 кг на человека в год до 63 кг (данные за 2016 год) на фоне роста среднего подушевого дохода в пять раз. Примечательно, что из-за такого стремительного роста китайское правительство в 2017 году начало разрабатывать специальную программу, чтобы ограничить потребление мяса ради сохранения здоровья людей. Хотя среднестатистический китаец съедает пока в полтора раза меньше мяса, чем рядовой россиянин.
В Китае за 20 лет потребление мяса выросло с 13 кг на человека в год до 63 кг на фоне роста среднего подушевого дохода в пять раз.
Зато, по данным FAO (продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН), энергетическая ценность дневного пайка китайца оказывается немножко выше, чем у среднего россиянина, и достигает 3000 ккал. В основном за счет риса и хлебопродуктов.
В других развивающихся странах отмечаются аналогичные тенденции – на фоне роста среднедушевых доходов растут затраты на еду и калорийность среднедневного рациона.
Фото: depositphotos/ginasanders
При этом в развитых странах развиваются другие тренды: хотя благосостояние продолжает расти, спрос на продовольственные продукты падает. Например, так происходит в США, Швейцарии, Германии, Франции и Японии, где снижение потребления японцами калорий на фоне растущих доходов населения особенно заметно.
Главное различие между рационами жителей развитых и развивающихся стран сегодня заключается в потреблении продуктов, богатых углеводами. Таких как хлебобулочные изделия, крупы или крахмалосодержащие корнеплоды (картофель).
В бедных странах такие продукты составляют основу питания, поскольку они дешевы в производстве, их можно долго хранить без охлаждения, они приносят более быстрое насыщение, чем белковая пища. В странах с высокими доходами населения, как, например, Швейцария или Соединенные Штаты, основу питания составляет пища животного происхождения – мясо, яйца и молоко, а также овощи и фрукты.
При этом массированная пропаганда о вреде «красного мяса» приносит свои плоды, и за пределами Европы все популярнее становится мясо птицы. Особенно сильны эти тренды в странах, которые традиционно известны потреблением красного мяса, например, Бразилии и США. В Штатах, которые являются крупнейшим мировым производителем говядины, потребление мяса птицы уже достигло 30 кг в год на душу населения, превзойдя потребление крупного рогатого скота.
Рубченко Максим
экономикаеда
Индекс потребительских цен | Ассоциация правительств залива
Обновление
Индекс потребительских цен (ИПЦ) измеряет изменение цен на ряд товаров и услуг с течением времени.
Изменение индекса называется уровнем инфляции. Представленные цифры подготовлены Бюро статистики труда для Объединенного столичного статистического района , охватывающего Сан-Франциско, Окленд и Сан-Хосе до конца 2022 года. 2018 означает, что индекс теперь сообщается для Сан-Франциско-Окленд-Хейворд, основная статистическая область Калифорнии , охватывающая округа Аламеда, Контра-Коста, Марин, Сан-Франциско и Сан-Матео, а не остальные округа.
Необработанные данные Бюро статистики труда Цифры ИПЦ представлены ниже. Приведены среднегодовые значения, за которыми следуют двухмесячные значения. Базовым годом является среднее значение 1982, 1983 и 1984 годов (отсюда 1982-84 = 100).
Ежемесячный индекс потребительских цен в районе залива
Год | января | фев | март | апр | май | июня | июль | августа | Сентябрь | окт | ноябрь | декабрь | Годовой Средний |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2023 | — | 337,2 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
2022 | — | 320,2 | — | 324,9 | — | 330,5 | — | 328,9 | — | 332,1 | — | 331,2 | 328,0 |
2021 | — | 304,4 | — | 309,4 | — | 309,5 | — | 311,2 | — | 313,3 | — | 315,8 | 310,6 |
2020 | — | 299,7 | — | 298,1 | — | 300,0 | — | 300,2 | — | 301,7 | — | 302,9 | 300,4 |
2019 | — | 291,2 | — | 294,8 | — | 295,3 | — | 295,5 | — | 298,4 | — | 297,0 | 295,4 |
2018 | — | 281,3 | — | 283,4 | — | 286,1 | — | 287,7 | — | 289,7 | — | 289,9 | 286,3 |
2017 | — | 271,6 | — | 274,6 | — | 275,3 | — | 275,9 | — | 277,6 | — | 277,4 | 275,4 |
2016 | — | 262,6 | — | 264,6 | — | 266,0 | — | 267,9 | — | 270,3 | — | 269,5 | 266,8 |
2015 | — | 254,9 | — | 257,6 | — | 259,1 | — | 259,9 | — | 261,0 | — | 260,3 | 258,8 |
2014 | — | 248,6 | — | 251,5 | — | 253,3 | — | 253,4 | — | 254,5 | — | 252,3 | 252,3 |
2013 | — | 242,7 | — | 244,7 | — | 245,9 | — | 246,1 | — | 246,6 | — | 245,7 | 245,3 |
2012 | — | 236,9 | — | 239,0 | — | 239,8 | — | 241,2 | — | 242,8 | — | 239,5 | 239,9 |
2011 | — | 230,0 | — | 234,1 | — | 233,6 | — | 234,6 | — | 235,3 | — | 234,3 | 233,7 |
2010 | — | 226,1 | — | 227,7 | — | 228,1 | — | 228,0 | — | 228,1 | — | 227,7 | 227,6 |
2009 | — | 222,2 | — | 223,9 | — | 225,7 | — | 225,8 | — | 226,1 | — | 224,2 | 224,6 |
2008 | — | 219,6 | — | 222,1 | — | 225,2 | — | 225,4 | — | 225,8 | — | 218,5 | 222,8 |
2007 | — | 213,7 | — | 215,8 | — | 216,1 | — | 216,2 | — | 217,9 | — | 218,5 | 216,4 |
2006 | — | 207,1 | — | 208,9 | — | 209,1 | — | 210,7 | — | 211,0 | — | 210,4 | 209,5 |
2005 | — | 201. 2 | — | 202,5 | — | 201,2 | — | 203,0 | — | 205,9 | — | 203,4 | 202,9 |
2004 | — | 198,1 | — | 198,3 | — | 199,0 | — | 198,7 | — | 200,3 | — | 199,5 | 199,0 |
2003 | — | 197,7 | — | 197,3 | — | 196,3 | — | 196,3 | — | 196,3 | — | 195,3 | 196,5 |
2002 | — | 191,3 | — | 193,0 | — | 193,2 | — | 193,5 | — | 194,3 | — | 193,2 | 193,1 |
2001 | — | 187,9 | — | 189,1 | — | 190,9 | — | 191,0 | — | 191,7 | — | 190,6 | 190,2 |
2000 | — | 176,5 | — | 178,7 | — | 179,1 | — | 181,7 | — | 183,4 | — | 184,1 | 180,6 |
1999 | — | 169,4 | — | 172,2 | — | 171,8 | — | 173,5 | — | 175,2 | — | 174,5 | 172,8 |
1998 | — | 163,2 | — | 164,6 | — | 165,5 | — | 166,6 | — | 167,2 | — | 167,4 | 165,7 |
1997 | 157,0 | 157,9 | 159,2 | 159,6 | 159,8 | 160,0 | 160,6 | 161,2 | 161,6 | 162,5 | 162,6 | 162,6 | 160,4 |
1996 | 152,9 | 153,2 | 152,9 | 153,9 | 155,1 | 155,2 | 155,9 | 155,6 | 156,3 | 156,9 | 156,9 | 156,0 | 155,1 |
1995 | 150,3 | 150,5 | 151,1 | 151,5 | 151,3 | 151,7 | 151,5 | 151,5 | 152,3 | 152,6 | 152,4 | 152,1 | 151,6 |
1994 | 147,5 | 147,4 | 148,2 | 148,0 | 148,3 | 148,1 | 148,9 | 149,4 | 149,4 | 149,4 | 149,8 | 149,4 | 148,7 |
1993 | 145,1 | 145,5 | 145,7 | 146,8 | 146,9 | 146,1 | 146,1 | 146,2 | 146,5 | 147,0 | 147,2 | 147,0 | 146,3 |
1992 | 140,3 | 141,0 | 141,9 | 141,6 | 141,9 | 141,9 | 142,2 | 142,7 | 143,7 | 144,3 | 144,2 | 144,3 | 142,5 |
1991 | 136,7 | 136,1 | 136,3 | 135,8 | 136,2 | 137,6 | 138,2 | 139,1 | 139,7 | 139,6 | 139,8 | 139,8 | 137,9 |
1990 | 128,5 | 129,2 | 130,0 | 130,7 | 130,8 | 131,6 | 132,3 | 133,1 | 134,0 | 134,6 | 134,7 | 135,1 | 132,0 |
1989 | 124,0 | 124,0 | 125,9 | 125,4 | 126,3 | 126,2 | 127,4 | 128,1 | 126,8 | 127,5 | 127,2 | 127,4 | 126,4 |
1988 | 118,4 | 117,9 | 119,1 | 118,7 | 119,7 | 120,1 | 120,9 | 122,0 | 122,1 | 122,3 | 122,2 | 122,6 | 120,5 |
1987 | 112,5 | 113,4 | 113,7 | 114,8 | 115,0 | 115,0 | 115,8 | 116,1 | 116,6 | 117,1 | 117,3 | 117,4 | 115,4 |
1986 | — | 111,0 | — | 110,4 | — | 111,9 | — | 112,4 | — | 113,1 | — | 111,8 | 111,8 |
1985 | — | 106,9 | — | 107,5 | — | 108,4 | — | 109,2 | — | 109,5 | — | 109,4 | 108,5 |
1984 | — | 101,4 | — | 102,9 | — | 103,7 | — | 105,2 | — | 106,5 | — | 106,0 | 104,3 |
1983 | — | 96,7 | — | 97,4 | — | 98,6 | — | 99,5 | — | 99,4 | — | 100,0 | 98,6 |
1982 | — | 96,2 | — | 97,2 | — | 99,1 | — | 99,0 | — | 98,4 | — | 95,6 | 97,6 |
1981 | — | 84,7 | — | 87,9 | — | 89,1 | — | 93,6 | — | 96,6 | — | 95,6 | 91,2 |
1980 | — | 78,3 | — | 79,2 | — | 80,7 | — | 81,6 | — | 81,9 | — | 82,9 | 80,8 |
1979 | — | 66,3 | — | 67,9 | — | 69,1 | — | 71,0 | — | 72,0 | — | 74,9 | 70,2 |
1978 | — | 61,5 | — | 62,7 | — | 64,8 | — | 66,6 | — | 66,1 | — | 65,3 | 64,5 |
1977 | — | — | 57,2 | — | — | 58,8 | — | — | 59,9 | — | — | 60,9 | 59,2 |
1976 | — | — | 53,8 | — | — | 54,3 | — | — | 55,3 | — | — | 56,0 | 54,8 |
1975 | — | — | 50,7 | — | — | 51,6 | — | — | 52,5 | — | — | 53,4 | 52,1 |
1974 | — | — | 45,3 | — | — | 46,8 | — | — | 48,2 | — | — | 49,5 | 47,5 |
1973 | — | — | 41,9 | — | — | 42,5 | — | — | 43,8 | — | — | 44,0 | 43,0 |
1972 | — | — | 39,9 | — | — | 40,4 | — | — | 40,9 | — | — | 41,1 | 40,6 |
1971 | — | — | 38,7 | — | — | 39,0 | — | — | 39,3 | — | — | 39,6 | 39,2 |
1970 | — | — | 37,2 | — | — | 37,6 | — | — | 38,0 | — | — | 38,5 | 37,8 |
Среднегодовой индекс потребительских цен района залива
ГОД | ИНДЕКС RAW BLS 1982-84=100,0 | Годовое среднее Процентное изменение | Декабрь–декабрь Процентное изменение | |
---|---|---|---|---|
Годовой средний | декабря | |||
Таблица обновлена историческими данными FRED за январь 2022 г. Изменение годовых индексов рассчитывается на основе неокругленных данных, а затем округляется до одного десятичного знака. | ||||
2022 | 328,0 | 331,2 | 5,6% | 4,9% |
2021 | 310,6 | 315,8 | 3,4% | 4,2% |
2020 | 300,4 | 302,9 | 1,7% | 2,0% |
2019 | 295,4 | 297,0 | 3,2% | 2,5% |
2018 | 286,3 | 289,9 | 4,0% | 4,5% |
2017 | 275,4 | 277,4 | 3,2% | 2,9% |
2016 | 266,8 | 269,5 | 3,1% | 3,5% |
2015 | 258,8 | 260,3 | 2,6% | 3,2% |
2014 | 252,3 | 252,3 | 2,8% | 2,7% |
2013 | 245,3 | 245,7 | 2,3% | 2,6% |
2012 | 239,9 | 239,5 | 2,7% | 2,2% |
2011 | 233,7 | 234,3 | 2,7% | 2,9% |
2010 | 227,6 | 227,7 | 1,3% | 1,5% |
2009 | 224,6 | 224,2 | 0,8% | 2,6% |
2008 | 222,8 | 218,5 | 3,0% | 0,0% |
2007 | 216,4 | 218,5 | 3,3% | 3,8% |
2006 | 209,5 | 210,4 | 3,3% | 3,4% |
2005 | 202,9 | 203,4 | 2,0% | 2,0% |
2004 | 199,0 | 199,5 | 1,2% | 2,2% |
2003 | 196,5 | 195,3 | 1,8% | 1,1% |
2002 | 193,1 | 193,2 | 1,5% | 1,4% |
2001 | 190,2 | 190,6 | 5,3% | 3,5% |
2000 | 180,6 | 184,1 | 4,5% | 5,5% |
1999 | 172,8 | 174,5 | 4,2% | 4,2% |
1998 | 165,7 | 167,4 | 3,3% | 3,0% |
1997 | 160,4 | 162,6 | 3,4% | 4,2% |
1996 | 155,1 | 156,0 | 2,3% | 2,6% |
1995 | 151,6 | 152,1 | 2,0% | 1,8% |
1994 | 148,7 | 149,4 | 1,6% | 1,6% |
1993 | 146,3 | 147,0 | 2,7% | 1,9% |
1992 | 142,5 | 144,3 | 3,3% | 3,2% |
1991 | 137,9 | 139,8 | 4,4% | 3,5% |
1990 | 132,0 | 135,1 | 4,5% | 6,0% |
1989 | 126,4 | 127,4 | 4,9% | 3,9% |
1988 | 120,5 | 122,6 | 4,4% | 4,4% |
1987 | 115,4 | 117,4 | 3,2% | 5,0% |
1986 | 111,8 | 111,8 | 3,0% | 2,2% |
1985 | 108,5 | 109,4 | 4,0% | 3,2% |
1984 | 104,3 | 106,0 | 5,8% | 6,0% |
1983 | 98,6 | 100,0 | 1,0% | 4,6% |
1982 | 97,6 | 95,6 | 6,9% | 0,0% |
1981 | 91,3 | 95,6 | 13,0% | 15,3% |
1980 | 80,8 | 82,9 | 15,1% | 10,7% |
1979 | 70,2 | 74,9 | 8,8% | 14,7% |
1978 | 64,5 | 65,3 | 9,0% | 7,2% |
1977 | 59,2 | 60,9 | 7,9% | 8,7% |
1976 | 54,8 | 56,0 | 5,4% | 4,9% |
1975 | 52,1 | 53,4 | 9,7% | 7,9% |
1974 | 47,5 | 49,5 | 10,2% | 12,5% |
1973 | 43,0 | 44,0 | 6,1% | 7,1% |
1972 | 40,6 | 41,1 | 3,6% | 3,8% |
1971 | 39,1 | 39,6 | 3,5% | 2,9% |
1970 | 37,8 | 38,5 | — | — |
Индекс потребительских цен — Банк Канады
Индекс потребительских цен (общий ИПЦ)
Индекс потребительских цен (ИПЦ) является индикатором изменений потребительских цен, с которыми сталкиваются канадцы. Он получается путем сравнения во времени стоимости фиксированной корзины товаров и услуг, приобретаемой потребителями.
ИПЦ широко используется в качестве индикатора изменения общего уровня потребительских цен или уровня инфляции. Поскольку на покупательную способность денег влияют изменения цен, ИПЦ полезен практически для всех канадцев.
Меры базовой инфляции
Цены на некоторые компоненты ИПЦ могут быть особенно неустойчивыми. Эти компоненты, а также изменения косвенных налогов, таких как налог на товары и услуги, могут вызвать значительные колебания общего ИПЦ. При определении денежно-кредитной политики Банк стремится учитывать такие преходящие изменения общей инфляции ИПЦ и сосредотачивается на показателях «базовой» инфляции, которые лучше отражают основную тенденцию инфляции.
CPI-trim
CPI-trim — это мера базовой инфляции, которая исключает компоненты CPI, темпы изменения которых в данном месяце находятся в конце распределения изменений цен. Эта мера помогает отфильтровать экстремальные колебания цен, которые могут быть вызваны факторами, характерными для определенных компонентов. В частности, усечение ИПЦ исключает 20 процентов взвешенных месячных колебаний цен как в нижней, так и в верхней части распределения изменений цен и, таким образом, всегда удаляет 40 процентов общей корзины ИПЦ. Эти исключенные компоненты могут меняться от месяца к месяцу в зависимости от того, какие из них являются экстремальными в данный момент времени. Хорошим примером может служить влияние суровой погоды на цены на некоторые компоненты продуктов питания. Этот подход отличается от традиционных априорных показателей, основанных на исключении (например, CPIX), которые каждый месяц опускают предварительно определенный список компонентов из корзины ИПЦ.
Медиана ИПЦ
Медиана ИПЦ – это мера базовой инфляции, соответствующая изменению цен, расположенному на 50-м процентиле (с точки зрения весов корзины ИПЦ) распределения изменений цен в данном месяце. Эта мера помогает отфильтровать экстремальные ценовые движения, характерные для определенных компонентов. Этот подход аналогичен уравниванию ИПЦ, поскольку он устраняет все взвешенные месячные колебания цен как в нижней, так и в верхней части распределения изменений цен в любой данный месяц, за исключением изменения цены компонента, который является средней точкой этого распределения.
ИПЦ-общий
ИПЦ-общий — это показатель базовой инфляции, который отслеживает общие изменения цен по категориям в корзине ИПЦ. Он использует статистическую процедуру, называемую факторной моделью, для обнаружения этих общих вариаций, которая помогает отфильтровать ценовые движения, которые могут быть вызваны факторами, характерными для определенных компонентов.
CPIX
ИПЦ без учета восьми наиболее волатильных компонентов (фрукты, овощи, бензин, мазут, природный газ, проценты по ипотечным кредитам, междугородний транспорт и табачные изделия), а также влияние изменений косвенных налогов на оставшиеся компоненты.