Повышение тарифов на воду: Повышение тарифов ЖКХ с 1 декабря 2022 года: таблица по регионам

Разное

На Украине могут вырасти тарифы на услуги ЖКХ, сообщили СМИ

https://ria.ru/20230527/ukraina-1874505845.html

На Украине могут вырасти тарифы на услуги ЖКХ, сообщили СМИ

На Украине могут вырасти тарифы на услуги ЖКХ, сообщили СМИ — РИА Новости, 27.05.2023

На Украине могут вырасти тарифы на услуги ЖКХ, сообщили СМИ

Стоимость электричества для украинцев может подорожать с 1 июня на 100%, а воды — на 30%, что является вынужденной мерой для покрытия стоимости восстановления… РИА Новости, 27.05.2023

2023-05-27T10:29

2023-05-27T10:29

2023-05-27T10:29

в мире

украина

рбк (медиагруппа)

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/04/1b/1785760239_0:1154:2048:2305_1920x0_80_0_0_7bd94ec0e94239fffeedecf715f687fc.jpg

МОСКВА, 27 мая — РИА Новости. Стоимость электричества для украинцев может подорожать с 1 июня на 100%, а воды — на 30%, что является вынужденной мерой для покрытия стоимости восстановления энергетической инфраструктуры, сообщает украинское издание «РБК-Украина». «С 1 июня на Украине ожидается повышение тарифов на свет и воду. Планируют поднять цены на ряд жилищно-коммунальных услуг, но на данный момент официальных решений по данному вопросу еще нет», — сообщает издание «РБК-Украина». Отмечается, что в апреле кабмин Украины продлил действие льготных тарифов на электроэнергию до 1 июня 2023 года. Так, сегодня тарифы на электроэнергию для населения составляют 1,44 гривны/кВт.ч при потреблении до 250 кВт в месяц и 1,68 гривны/кВт.ч при потреблении более 250 кВт. Дискуссии о необходимости пересмотреть тариф на свет длится уже не первый месяц. В национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), пояснили, что повышение тарифа для населения является «вынужденной мерой», чтобы восстановить поврежденную энергосистему. По данным комиссии, новая цена может составить до 2,88 грн/кВт.ч. Как сообщает издание, решение о повышении тарифов на воду на стадии разработки, предположительно, стоимость услуг на централизованное водоснабжение и водоотведение может вырасти на 30%. Днем ранее НКРЭКУ официально внесла предложения по определению с 1 июня 2023 года единого тарифа на электроэнергию для бытовых потребителей на уровне 2,88 гривны/кВт-час (с НДС) в рамках первого этапа корректировки цен, сообщило издание «Энергореформа».

https://ria.ru/20230521/elektroenergiya-1873201076.html

https://ria.ru/20221129/starlink-1835064116.html

украина

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2023

Дарья Буймова

Дарья Буймова

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21. img.ria.ru/images/07e6/04/1b/1785760239_0:962:2048:2497_1920x0_80_0_0_fe33c0ea1f62975bc6c6e469738ed8df.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Дарья Буймова

в мире, украина, рбк (медиагруппа)

В мире, Украина, РБК (медиагруппа)

МОСКВА, 27 мая — РИА Новости. Стоимость электричества для украинцев может подорожать с 1 июня на 100%, а воды — на 30%, что является вынужденной мерой для покрытия стоимости восстановления энергетической инфраструктуры, сообщает украинское издание «РБК-Украина».

«С 1 июня на Украине ожидается повышение тарифов на свет и воду. Планируют поднять цены на ряд жилищно-коммунальных услуг, но на данный момент официальных решений по данному вопросу еще нет», — сообщает издание «РБК-Украина».

Тарифы на электроэнергию на Украине могут вырасти вдвое

21 мая, 08:45

Отмечается, что в апреле кабмин Украины продлил действие льготных тарифов на электроэнергию до 1 июня 2023 года. Так, сегодня тарифы на электроэнергию для населения составляют 1,44 гривны/кВт.ч при потреблении до 250 кВт в месяц и 1,68 гривны/кВт.ч при потреблении более 250 кВт.

Дискуссии о необходимости пересмотреть тариф на свет длится уже не первый месяц. В национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), пояснили, что повышение тарифа для населения является «вынужденной мерой», чтобы восстановить поврежденную энергосистему. По данным комиссии, новая цена может составить до 2,88 грн/кВт.ч. Как сообщает издание, решение о повышении тарифов на воду на стадии разработки, предположительно, стоимость услуг на централизованное водоснабжение и водоотведение может вырасти на 30%.

Днем ранее НКРЭКУ официально внесла предложения по определению с 1 июня 2023 года единого тарифа на электроэнергию для бытовых потребителей на уровне 2,88 гривны/кВт-час (с НДС) в рамках первого этапа корректировки цен, сообщило издание «Энергореформа».

Starlink повысил тарифы для Украины

29 ноября 2022, 16:14

Статья 32. Методы и способы регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, период действия тарифов \ КонсультантПлюс

КонсультантПлюс: примечание.

Ст. 32 применяется с учетом особенностей, установленных ст. 9 Федерального закона от 01.04.2020 N 69-ФЗ (Распоряжение Правительства РФ от 21.09.2022 N 2724-р).

Статья 32. Методы и способы регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, период действия тарифов

1. Расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из следующих методов:

1) методом экономически обоснованных расходов (затрат). Расчет осуществляется с учетом экономически обоснованных расходов (затрат), необходимых для реализации инвестиционных и производственных программ;

2) методом индексации. Расчет осуществляется с учетом изменения цен на используемые при осуществлении регулируемых видов деятельности товары, работы, услуги;

3) методом доходности инвестированного капитала. При расчете тарифов учитываются возврат инвестированного капитала и получение дохода, эквивалентного доходу от его инвестирования в другие отрасли, деятельность в которых осуществляется с сопоставимыми рисками;

4) методом сравнения аналогов. В сфере холодного водоснабжения и водоотведения расчет осуществляется исходя из тарифов или экономически обоснованных затрат гарантирующей организации (до определения гарантирующей организации исходя из тарифов или экономически обоснованных затрат организации, осуществляющей водоподготовку, транспортировку и подачу холодной воды) на осуществление того же регулируемого вида деятельности в сопоставимых условиях.

2. Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

3. Выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования тарифов на основании критериев, установленных основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и с учетом предложений организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение. По решению Правительства Российской Федерации переход к регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, а также утверждение долгосрочных параметров регулирования тарифов осуществляются органом регулирования тарифов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

3.1. В отношении организации, осуществляющей деятельность с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по концессионному соглашению или договору аренды таких систем и (или) объектов, орган регулирования тарифов принимает решение о выборе метода регулирования, соответствующего методу, установленному конкурсной документацией и согласованному этим органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и настоящим Федеральным законом.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 07.05.2013 N 103-ФЗ)

4. Переход организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, от установления тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала к применению других методов регулирования тарифов допускается при условии возврата соответствующим организациям инвестированного капитала в полном объеме или при условии заключения этими организациями и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления соглашения, определяющего порядок возврата инвестированного капитала в полном объеме.

5. При расчете тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения учитываются расходы организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимые для реализации инвестиционной и производственной программ, а также плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности.

(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1. При расчете тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения должны быть учтены нормативы потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке.

(часть 5.1 введена Федеральным законом от 28.01.2022 N 5-ФЗ)

6. Тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения могут устанавливаться с календарной разбивкой и дифференцироваться, в том числе по системам водоснабжения и (или) водоотведения, с учетом объемов потребления, соответствия качества питьевой воды, горячей воды установленным требованиям, категорий сточных вод, жидких бытовых отходов, принимаемых в систему водоотведения, и иных критериев, установленных основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. При установлении тарифов на очередной период регулирования учитываются экономически обоснованные расходы, понесенные организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в истекшем периоде регулирования, не учтенные при установлении тарифов, а также результаты исполнения инвестиционной и производственной программ в истекшем периоде регулирования.

7. При расчете тарифов гарантирующих организаций учитываются расходы таких организаций, связанные с приобретением необходимых для осуществления горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения товаров и услуг организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) систем водоотведения.

8. Тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения устанавливаются в виде одноставочных, двухставочных или многоставочных тарифов в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

9. Тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 28. 06.2014 N 200-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Период действия тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, установленных с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов, составляет не менее одного года, если иное не предусмотрено федеральными законами или Правительством Российской Федерации.

10.1. До 1 января 2016 года осуществляется поэтапный переход к государственному регулированию тарифов, указанных в пунктах 1 — 3 части 2, пунктах 1 и 2 части 5, пунктах 1 и 2 части 8 статьи 31 настоящего Федерального закона, на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов (с применением метода доходности инвестированного капитала или метода индексации). Сроки, этапы указанного перехода в отношении организаций, групп организаций, осуществляющих соответствующие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, определяются Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации в случаях и в порядке, которые определены основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, вправе определить перечень субъектов Российской Федерации и (или) виды организаций, в отношении которых применяются иные методы регулирования.

(часть 10.1 введена Федеральным законом от 30.12.2012 N 291-ФЗ)

11. Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением метода доходности инвестированного капитала и метода индексации установленных тарифов осуществляется на основе установленных на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет или при установлении впервые указанных тарифов не менее чем три года либо на срок до окончания действия договора аренды, концессионного соглашения или соглашения об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, если такой срок составляет менее чем пять лет) долгосрочных параметров регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(часть 11 в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 291-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. При установлении тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала и метода индексации:

1) на долгосрочный период регулирования в соответствии с основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, устанавливаются долгосрочные параметры регулирования тарифов, которые определены основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. В случае, если долгосрочные параметры регулирования тарифов (долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера) установлены концессионным соглашением или предусмотрены договором аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо соглашением об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения и были согласованы органом регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, орган регулирования тарифов обязан учитывать их при формировании тарифов. Тарифы при осуществлении государственного регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов устанавливаются в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) дополнительные средства, полученные организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, в результате снижения затрат вследствие повышения эффективности деятельности этой организации, остаются в ее распоряжении в течение пяти лет. Сокращение затрат организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, не является основанием для досрочного пересмотра тарифов этой организации. Перечень указанных затрат определяется в соответствии с основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения.

(часть 12 в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 291-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Расходы организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на строительство, модернизацию и (или) реконструкцию объектов централизованной системы горячего водоснабжения, системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения учитываются при определении размера инвестированного капитала в соответствии с правилами определения размера инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения и правилами ведения учета инвестированного капитала, утвержденными Правительством Российской Федерации.

14. Доходность инвестированного капитала определяется в соответствии с правилами расчета нормы доходности инвестированного капитала, утвержденными Правительством Российской Федерации.

15. Предельные индексы могут быть установлены с календарной разбивкой. При установлении, изменении предельных индексов в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, учитываются утвержденные органами регулирования тарифов инвестиционные программы, тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду и водоотведение, установленные для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на срок три года и более, долгосрочные параметры регулирования тарифов, обязательства по концессионным соглашениям и договорам аренды, объектами которых являются централизованные системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязательства по соглашениям об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения. Предельные индексы могут быть изменены федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов по решению Правительства Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 291-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

16. В случае установления (изменения) предельных индексов органы регулирования устанавливают тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения таким образом, чтобы рост тарифов на питьевую воду (холодное водоснабжение) и водоотведение в среднем по субъекту Российской Федерации не превышал установленных предельных индексов.

17. Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им тарифа, которое приводит к превышению предельного индекса, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, подлежит предварительному согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, осуществляемому в порядке, установленном правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Согласование с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов указанного решения осуществляется не позднее 30 дней с даты обращения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов действует в соответствии с положением об этом органе, утвержденным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятое с нарушением законодательства Российской Федерации, подлежит отмене в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В этом случае орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обязан принять соответствующее решение в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в случаях, предусмотренных правилами регулирования тарифов, утвержденными Правительством Российской Федерации, в сроки, определяемые федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

18. Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении этим органом тарифа, которое приводит к превышению установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов предельного индекса и обусловлено необходимостью возмещения затрат на реализацию утвержденных в установленном порядке инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, принимается самостоятельно и не требует согласования с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

(часть 18 введена Федеральным законом от 30.12.2012 N 291-ФЗ)

19. В случае изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, рассчитанных на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, и (или) необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, которая определена в соответствии с основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, и (или) долгосрочных параметров регулирования тарифов, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов или в пределах переданных полномочий органом местного самоуправления, а также установления тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, отличных от долгосрочных параметров регулирования тарифов, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов или в пределах переданных полномочий органом местного самоуправления либо согласованных этими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, что приведет к недополученным доходам, связанным с осуществлением регулируемых видов деятельности организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, возмещение таких недополученных доходов указанным организациям, за исключением случаев корректировки тарифов (необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, которая определена в соответствии с основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов) и иных случаев, предусмотренных основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

(часть 19 введена Федеральным законом от 30.12.2012 N 291-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

20. В случае, если изменение соответствующих тарифов, и (или) необходимой валовой выручки, и (или) долгосрочных параметров осуществлено в связи с изменением законодательства Российской Федерации в сфере государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, установлением, изменением предельных индексов, расходы бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации, местного бюджета, возникшие в результате компенсации недополученных доходов, связанных с осуществлением организациями регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, в предусмотренном частью 19 настоящей статьи случае, подлежат компенсации (за исключением предусмотренных частью 21 настоящей статьи случаев принятия Правительством Российской Федерации решения в связи с существенным ухудшением экономической конъюнктуры) за счет средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в объеме, обусловленном указанным изменением законодательства Российской Федерации, установлением, изменением предельных индексов. Размер такой компенсации определяется в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

(часть 20 введена Федеральным законом от 30.12.2012 N 291-ФЗ)

21. Правительство Российской Федерации вправе принять решение о возможности изменения на период до трех лет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, рассчитанных на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, и (или) необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, которая определена в соответствии с основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, и (или) долгосрочных параметров регулирования тарифов, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов либо в пределах переданных ему полномочий органом местного самоуправления, в связи с существенным ухудшением экономической конъюнктуры, при котором объем валового внутреннего продукта, определяемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, в постоянных ценах за один из кварталов текущего года, меньше объема валового внутреннего продукта в соответствующем квартале предыдущего года.

(часть 21 введена Федеральным законом от 30.12.2012 N 291-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 28.11.2015 N 357-ФЗ, от 29.07.2018 N 272-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

22. Указанное в части 21 настоящей статьи решение принимается не позднее чем через три месяца с даты окончания квартала текущего года, в котором объем валового внутреннего продукта меньше объема валового внутреннего продукта в соответствующем квартале предыдущего года, в отношении всей территории Российской Федерации или территорий отдельных субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и содержит предельные показатели снижения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, рассчитанных на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, и (или) необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, которая определена в соответствии с основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, и (или) долгосрочных параметров регулирования тарифов. Решение об изменении соответствующих тарифов, и (или) необходимой валовой выручки, и (или) долгосрочных параметров регулирования в связи с существенным ухудшением экономической конъюнктуры может быть принято органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов либо в пределах переданных полномочий органом местного самоуправления в течение трех месяцев с даты принятия Правительством Российской Федерации решения, указанного в части 21 настоящей статьи.

(часть 22 введена Федеральным законом от 30.12.2012 N 291-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

23. В случае изменения соответствующих тарифов, и (или) необходимой валовой выручки, и (или) долгосрочных параметров на основании решения Правительства Российской Федерации, принятого в соответствии с частью 21 настоящей статьи, компенсация недополученных доходов организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, в обязательном порядке не осуществляется. При этом уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления вправе принять решение о возмещении соответствующих недополученных доходов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

(часть 23 введена Федеральным законом от 30.12.2012 N 291-ФЗ)

24. Решение об изменении установленных тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, рассчитанных на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, и (или) необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, которая определена в соответствии с основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, и (или) долгосрочных параметров регулирования тарифов, и решение об установлении тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, отличных от долгосрочных параметров регулирования тарифов, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов или в пределах переданных полномочий органом местного самоуправления либо согласованных ими в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, что влечет за собой недополученные доходы, связанные с осуществлением указанными организациями регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения и подлежащие возмещению в обязательном порядке в соответствии с частью 19 настоящей статьи, принимаются при соответствующем внесении изменений в закон субъекта Российской Федерации или в муниципальный правовой акт представительного органа муниципального образования о бюджете, предусматривающих бюджетные ассигнования на возмещение указанным организациям таких недополученных доходов, размер которого определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.

(часть 24 введена Федеральным законом от 30.12.2012 N 291-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

25. При установлении для отдельных категорий потребителей льготных тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, регулирование которых осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, повышение тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения для других потребителей не допускается.

(часть 25 введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 417-ФЗ)

26. Наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

(часть 26 введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 417-ФЗ)

27. Перечень потребителей или категорий потребителей, имеющих право на льготные тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения (за исключением физических лиц), подлежит опубликованию в порядке, установленном правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

(часть 27 введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 417-ФЗ)

Об инфляции и тарифах на воду: каковы тенденции?

Почему инфляция и тарифы на воду имеют значение во время кризиса?

Вирус COVID-19 продолжает распространяться по всему миру, при этом сбои в цепочках поставок приводят к снижению доходов и занятости. Серьезная экономическая болезнь «дефицита» может особенно сильно сказаться на наиболее уязвимых слоях населения. Следовательно, есть дополнительные опасения, что болезнь может угрожать пищевым цепочкам и системам снабжения и спровоцировать инфляцию. Тарифы на воду также подвержены риску, если коммунальные предприятия не получают финансовой поддержки для сдерживания производственных затрат и сохранения потоков доходов. Журнал Economist недавно сослался на это понятие, заявив, что «[а]с COVID-19закрывает предприятия и оставляет полки супермаркетов пустыми, некоторые экономисты опасаются, что пандемия может привести к нежелательному возврату инфляции». Таким образом мы должны взглянуть на то, как инфляция и тарифы на воду изменились за последние годы, чтобы иметь возможность предвидеть, как COVID-19 может повлиять на доступность воды для всех, особенно для беднейших слоев населения.

Как изменения тарифов на воду соотносятся с общей инфляцией?

Ключевой вопрос, который следует задать по экономике воды: как тарифы на воду изменяются с течением времени по сравнению с базовой инфляцией в разных странах? Наблюдение за тенденциями инфляции и тарифов на воду имеет значение, потому что, когда эти «цены» резко меняются или неуклонно растут с течением времени, они обычно способствуют снижению покупательной способности и доступности данного товара или услуги. Особенно это касается беднейших слоев населения. В исследовании, опубликованном в 2019 г.Всемирным банком был проведен глобальный анализ инфляции, в ходе которого сравнивались изменения цен между странами с формирующейся и развитой экономикой. Выводы отчета весьма убедительны: «с 1970 года глобальная инфляция претерпела значительные колебания вокруг ярко выраженной тенденции к снижению». Эти колебания инфляции, как правило, были связаны либо с циклическими колебаниями в мировой экономике, либо с резкими колебаниями цен на нефть. Тем не менее, отчет убедительно свидетельствует о том, что во всем мире инфляция стабилизировалась и имеет тенденцию к снижению. Несмотря на эти тенденции, с 2001 года относительная значимость потрясений глобального спроса возросла, и на их долю приходится 60 процентов колебаний глобальной инфляции. Но как соотносятся эти изменения цен с изменениями тарифов, в том числе установленных на основные услуги водоснабжения и водоотведения?

 

Что такое инфляция и что ее характеризует? Чем цены отличаются от тарифов?

В широком смысле инфляция представляет собой количественную меру скорости, с которой средний уровень цен на корзину отдельных товаров и услуг в экономике увеличивается за определенный период времени. Расчет инфляции в основном основан на шести показателях: общая инфляция, инфляция на продукты питания, энергоносители и базовый индекс потребительских цен (ИПЦ); индекс цен производителей (PPI) инфляция; и изменения дефлятора валового внутреннего продукта (ВВП). Во многих странах, в том числе в США, ИПЦ распределяет все статьи расходов по основным группам (продукты питания и напитки, жилье, одежда, транспорт, медицинское обслуживание, отдых, образование и связь, а также другие товары и услуги). В эти основные группы входят различные взимаемые государством сборы с пользователей, такие как плата за воду и канализацию, сборы за регистрацию автомобилей и дорожные сборы с транспортных средств. Однако сборы и тарифы обычно корректируются по причинам, выходящим за рамки спроса и предложения: они также могут быть изменены по политическим или техническим причинам или могут подвергаться одновременным корректировкам, которые реагируют на внешние факторы или косвенные издержки производства (например, дефицит или экологические проблемы).

Признание экономической взаимозависимости между тарифами и изменениями цен (инфляцией) было впервые опубликовано в исследовательской статье в 1955 году. Основные компоненты тарифных изменений, на которые влияет инфляция, обычно включают материалы, затраты на энергию, рабочую силу и налоги. Однако всегда было мало информации о том, как тарифы на воду разлагаются на их «основные» и «неосновные» определяющие факторы. Понимание этих двух факторов, определяющих изменения тарифов на воду, важно, поскольку «базовые» изменения, как и в случае базовой инфляции, отражают взаимосвязь между ценами на товары и услуги и уровнем доходов потребителей. Если цены на товары и услуги со временем растут, а доход потребителей не меняется, покупательная способность потребителей снижается. В случае тарифов на воду, когда «неосновные» изменения, как правило, преобладают над «основными», возникает неотъемлемая проблема того, как тариф становится недоступным для потребителей (особенно для беднейших слоев населения). Мы знаем, что это так, потому что многие тарифы со временем растут, согласно данным Международной сети сравнительного анализа предприятий водоснабжения и санитарии (IBNET).

 

Почему во многих странах мира тарифы на воду растут быстрее, чем базовая инфляция?

График выше показывает эти тенденции. Разделив основные «основные детерминанты» ИПЦ в США (левая панель), можно увидеть, сколько услуг и категорий продуктов питания и напитков стали недоступными за последние 20 лет, как и тарифы на воду. Другие потребительские товары, напротив, со временем стали более доступными (относительное снижение цен с течением времени). Точная причина, по которой тарифы на воду в Соединенных Штатах стали недоступными, заключается в знании того, какие «неключевые детерминанты» привели к такому повышению тарифов с течением времени.

Литература по эффективной структуре тарифов не демонстрирует веских доказательств экономической целесообразности повышающихся структур цен на воду. Кроме того, литература по ценообразованию на воду часто различается с точки зрения результатов эффективности, поскольку структуры тарифов либо несопоставимы, либо отсутствуют доступные оценки спроса на воду, что помогает объяснить трудности перехода к более эффективным правилам ценообразования во многих развивающихся странах. В результате некоторые тарифы устанавливаются произвольно, что создает два неблагоприятных сценария. Один, в котором тарифы устанавливаются политически и не адаптируются к изменениям в стоимости производства, распределения и доступности воды, что ограничивает возможности коммунальных предприятий по возмещению затрат. Второй сценарий имеет место, когда такие произвольные тарифы нужно многократно менять и создавать не только рыночные перекосы, но и социальное недовольство. Кроме того, эти изменения могут внезапно оказаться выше уровня инфляции, что постепенно делает услуги водоснабжения недоступными по цене, что приводит к материализации стимулов для незаконных подключений или отключения сети.

Чтобы поддержать эти аргументы, в недавнем документе была опубликована информация о темпах роста тарифов на воду и водоотведение: В 385 городах средний тариф вырос на 3,91%, что вдвое превышает уровень инфляции. Тенденция, согласующаяся с графиками, представленными выше, также верна для стран с развитой экономикой: Портленд, штат Орегон, имеет самый высокий комбинированный тариф на уровне 8 долларов США/м3, тогда как в Дании самая высокая стоимость воды среди всех стран со средним комбинированным тарифом на уровне $7,07/м3. Городские жители США в среднем платят больше за комбинированное водоснабжение и водоотведение, чем городские жители Западной Европы — ежегодный рост на 5% за пять лет привел к тому, что ставки в США составили 4,09 доллара./м3, что на 20 центов больше, чем в Западной Европе. Если эта тенденция сохранится в развивающихся странах, то большая часть бедных не будет иметь доступа к этим основным услугам и, таким образом, попадет в неизбежную ловушку бедности.

В это время неоспоримых потрясений и неопределенности, вызванных пандемией COVID19 и приостановкой экономической деятельности, экономические и финансовые системы должны отреагировать, чтобы смягчить молчаливое бремя, которое инфляция и скачки тарифов на основные общественные услуги оказывают на доступность воды для самых бедных.

Тарифы на воду | Вода для всех

Справочная информация

Ценообразование на воду всегда было очень сложной задачей, поскольку оно рассматривается как «общий интерес» и, следовательно, должно удовлетворять потребности многих сторон. Вода считается по-разному в зависимости от ее дефицита. При жизненно важном минимальном количестве (VMQ) воды, когда она используется для удовлетворения самых основных потребностей, это считается необходимостью. На следующем уровне, необходимом минимальном количестве (EMQ), вода используется для других основных целей: приготовления пищи, принятия душа, стирки одежды и т. д. Это количество поддерживает уровень жизни, установленный Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) [1]. Когда вода в изобилии и выходит за рамки EMQ, ее можно рассматривать как экономический товар. Ключом к сохранению водных ресурсов является признание нехватки воды на различных ее уровнях; в противном случае ценность воды равна нулю [1]. Это заблуждение очень проблематично, особенно в мире, где много районов, где воды уже крайне мало. Общая цель описанной здесь схемы ценообразования состоит в том, чтобы вода была доступной для всех, по крайней мере, до уровня EMQ. Это будет сложно, так как часто возникают противоречащие друг другу цели возмещения эксплуатационных расходов и обеспечения водой тех, кто не может себе этого позволить [2]. Другие конфликты включают экономическую эффективность, возмещение затрат, финансовую устойчивость, экологическую устойчивость и доступность [2].

Проблемы

В настоящее время существует много проблем, связанных с распределением воды и ценообразованием. К ним относятся отсутствие всеобщей доступности воды, растущий дефицит пресной воды и расточительное использование воды, в основном в промышленных целях.

Повышение блочного тарифа

Возможным решением является повышение блочного тарифа (IBT). Эта схема делит водопользование на уровни или блоки, где цена за единицу воды увеличивается с увеличением потребления. Цена воды самая низкая за количество в первом блоке. Как только потребление воды достигает второго блока, количество воды, превышающее первый блок, будет оплачиваться по цене второго блока и так далее. Есть несколько определяющих особенностей IBT; количество блоков, объем используемой воды и цена за каждый блок. Обычно они определяются на основе использования воды в конкретном регионе. Первый блок, также называемый социальным блоком или блоком жизнеобеспечения, часто устанавливается равным или немного превышающим VMQ и должен быть относительно недорогим, чтобы защитить самые нуждающиеся домохозяйства [4]. Цена часто устанавливается ниже фактической себестоимости воды. Более высокие блоки послужат стимулом для экономии воды и компенсируют цену первого блока. Бедные выиграют от субсидируемой цены первого блока. Люди, которые используют больше воды, должны будут платить больше за более высокие блоки, что уравняет более низкую цену первого блока [3].

Внедрение

IBT представляет собой относительно простое решение этих проблем и с правильными функциями может значительно помочь в распределении воды. Первый блок должен иметь минимум VMQ, специфичный для региона, и не должен выходить за пределы EMQ [3]. Количество блоков должно основываться на структуре потребления региона или отрасли. В среднем цены для бытового использования должны быть ниже цен для промышленного использования, так как вода для бытового использования требовала большей потребности. Собранные деньги могут пойти на финансирование дополнительных водосберегающих мероприятий или даже послужить субсидией для беднейших домохозяйств [4].

Большая проблема заключается в том, что такие количества, как EMQ и VMQ, определяются количеством воды, используемой отдельными лицами, а тарифы на блоки основаны на домохозяйствах. Таким образом, наиболее важной частью эффективной IBT будет формирование ценообразования на основе количества человек в домашнем хозяйстве. В развитых странах численность домохозяйства может быть определена с использованием информации из налоговых отчетов. Однако в менее развитых странах информация может быть менее четкой, и может быть сложно систематизировать способ учета такой информации [4]. Таким образом, IBT будет лучше всего работать для развивающихся или развитых стран с достаточной инфраструктурой для размещения системы, которая рассчитывает потребности каждого домохозяйства на основе количества людей в нем и любых его особых потребностей. В странах, где такая система может быть реализована, каждое домохозяйство может затем платить на основе IBT и конкретных характеристик своего домохозяйства. Например, семья из 6 человек должна иметь возможность платить за воду в два раза больше, чем семья из 3 человек в первом блоке IBT. К сожалению, странам с неразвитой инфраструктурой просто придется заниматься этим вопросом до тех пор, пока не будет разработана надежная информационная система.

Примеры из практики

IBT был реализован несколько лет назад в Ла-Пасе, Боливия, чтобы снизить стоимость воды для тех, кто использует наименьшее количество воды. Одна из проблем заключалась в том, что дома, не подключенные к распределительной системе, не могли пользоваться ею, а в некоторых случаях платили больше. Кроме того, административные расходы для таких домохозяйств были выше, поскольку их необходимо было идентифицировать. Однако Ла-Пас обнаружил, что новая система тарифов способствует экономии воды и обеспечивает ее рентабельность [1].

IBT также распространен в Португалии, где насчитывается более 308 муниципалитетов водоснабжения. Более 84% используют систему IBT, но структура этих систем очень разнообразна [1]. Одной из проблем португальских муниципалитетов водного хозяйства является отсутствие универсальности – хотя в среднем первый блок покрывает EMQ, на самом деле существует большое разнообразие цен. Это подчеркивает потенциальную проблему IBT: отсутствие универсальности. Чтобы избежать этой проблемы, следует ограничить количество муниципалитетов водного хозяйства и поощрять тесное сотрудничество между ними. Это предотвратит такой разброс цен и уменьшит нагрузку и путаницу для потребителей.

Эта тарифная структура наиболее часто используется в Африке [4]. Поскольку цены на воду в этом регионе довольно высоки по сравнению с ценами в других странах, способность IBT взимать более высокую плату с пользователей, которые могут платить больше, имеет здесь решающее значение. Это позволяет более бедным бытовым потребителям, которые редко превышают средний показатель первого квартала в Африке [4], получать воду по более низкой цене. К сожалению, на практике многие клиенты без надобности тоже получают субсидию. Кроме того, тариф EMQ все еще может быть слишком дорогим для некоторых домохозяйств. Отсутствие подключения к распределительной системе также может лишать дома льгот IBT.

Некоторые развивающиеся страны добились успеха в использовании IBT, несмотря на непоследовательный учет воды и далеко не идеальные источники информации [4]. Это показывает, что слаборазвитые страны могут внедрить IBT, хотя потребуется большое внимание, чтобы сбалансировать ставки для каждого блока [2].

Заключение

IBT, адаптированный к региону, который он обслуживает, может быть чрезвычайно эффективным, не требуя слишком большого политического участия. Администрирование системы IBT будет более интенсивным, чем системы с фиксированной оплатой или фиксированной ставкой. Принятие решения о характеристиках IBT потребует тщательного анализа. Однако, как только это будет сделано правильно, администрация будет простой, а жители с более низким доходом получат доступ к воде, в которой они нуждаются. Поскольку отслеживать информацию о каждом домохозяйстве может быть сложно, при необходимости можно использовать среднее значение, если оно регулярно обновляется. В заключение, IBT эффективно стимулирует сокращение расточительного использования воды и повышение доступности воды для всех домохозяйств.

Ссылки

1. Мартинс, Рита, Луис Крус, Эдуардо Барата и Карлота Квинталь. Оценка социальных аспектов тарифов на воду. Водная политика. 2013, Том 15. Выпуск 2, с. 193 – 211.

2. Уиттингтон, Дейл, Джон Боланд и Вивьен Фостер. «Вода.» Программа водоснабжения и санитарии. http://web.mit.edu/urbanupgrading/waterandsanitation/resources/pdf-files/WaterTariff-1.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *