что есть в новых правилах
Автоновости
Артём Мазанов
подготовился к изменениям
Профиль автора
Правительство РФ внесло несколько изменений в ПДД. Все они вступят в силу с 1 марта 2023 года.
Расскажу об основных изменениях.
Водители смогут предъявлять электронные права и СТС, а также полис ОСАГО
В ПДД теперь сказано, что водители могут предъявлять на устройстве документы, которые оформлены электронно «в соответствии с законодательством». Что это значит — неизвестно.
Сейчас водительское удостоверение и СТС можно предъявить через приложение «Госуслуги Авто», но пока непонятно, соответствует ли это поправкам в ПДД. Мы будем следить за разъяснениями МВД и сообщим о них дополнительно.
Водители теперь могут предъявлять электронное водительское удостоверение
Рассылка для автолюбителей и тех, кто подумывает ими стать
Главное о том, сколько стоит владеть машиной, к чему быть готовым и как отстаивать свои права, — в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно
Новые дорожные знаки
Появятся два запрещающих знака: 3.34 «Движение автобусов запрещено» и 3.35 «Движение на средствах индивидуальной мобильности запрещено». Знак, запрещающий движение автобусов, использовали и раньше — во время чемпионата мира по футболу 2018 года, но после окончания турнира убрали. Теперь его вернули.
В ПДД внесли понятие «средство индивидуальной мобильности», СИМ. Поэтому появится табличка 8.4.7.2 «Лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности». Она будет уточнять, в каком случае действие того или иного знака ПДД распространяется только на водителей СИМ.
Также появится табличка 8.26 «Зарядка электромобилей». Она будет указывать на место, где можно зарядить автомобиль.
Преимущество при въезде на круг отдадут автомобилям с главной дороги
При въезде на перекресток с круговым движением водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, которые уже находятся на перекрестке. Это правило касается равнозначных перекрестков, которые обозначены знаком 4. 3 «Круговое движение». Если перед кругом такого знака нет, водители разъезжаются по тем же правилам, что и на других перекрестках.
п. 13.11(1) ПДД
Бывают и неравнозначные перекрестки. Перед въездом на такой круг могут стоять знаки 2.1 «Главная дорога» и 2.4 «Уступите дорогу». Но эти знаки в нынешней версии ПДД противоречат пункту 13.11(1).
Например, если водитель подъезжает к перекрестку по главной дороге, то по пункту 13.1(1) ПДД он все равно обязан пропустить машины на перекрестке. Из-за этого складывалась неоднозначная ситуация: у водителя на кольце был приоритет по ПДД, а у водителя на главной дороге — приоритет по знаку.
В ГИБДД рассказали, что предыдущая формулировка этого правила многими водителями воспринималась «не вполне адекватно». «Люди исключали иной порядок проезда круговых перекрестков, кроме тех, когда круг является главным», — уточнили в ведомстве.
Теперь, если водитель движется по главной дороге, которая упирается в кольцо, его должны пропустить машины на круге. Круг всегда будет считаться главным, если не установлено иных знаков приоритета.
Скорее всего, это изменение в основном отразится на турбоперекрестках, где некоторые съезды загружены больше остальных. Большинство перекрестков в России и так приведены к общему правилу: приоритет отдан машинам на круге.
Вот что стоит запомнить:
- На равнозначном перекрестке приоритет у автомобилей на круге.
- Если водитель въезжает на перекресток по второстепенной дороге, он уступает автомобилям на круге.
- Если водитель въезжает на круг по главной дороге, его должны пропустить.
Самокаты, моноколеса, электровелосипеды и гироскутеры получили статус средств индивидуальной мобильности, СИМ
До 1 марта люди на этих средствах передвижения считались по ПДД пешеходами. Теперь им дали отдельный статус. СИМ — это средства, у которых есть как минимум двигатель и колесо. В определении есть перечень устройств, которые считаются средствами индивидуальной мобильности: электросамокат, электроскейтборд, гироскутер, сегвей и моноколесо. Но этот перечень открытый, к СИМ могут отнести и другие похожие средства.
В ПДД прописали правила для электросамокатов: что изменится для их владельцев
Теперь СИМ — транспортное средство, его водитель должен соблюдать все соответствующие ПДД. Но есть и особые правила эксплуатации:
- Перемещаться на СИМ можно со скоростью до 25 км/ч.
- Можно ездить по тротуарам, велодорожкам и пешеходным дорожкам, но только если СИМ весит до 35 кг.
- Для пересечения дороги по пешеходному переходу нужно спешиваться.
- Людям старше 14 лет можно ездить на электросамокате по правому краю дорог, но только если максимальная разрешенная скорость передвижения по этим дорогам не превышает 60 км/ч. У самоката должны быть тормоза, фары белого и красного цвета.
- При совместном передвижении с пешеходами приоритет у пешеходов.
КоАП пока не предусматривает отдельных наказаний для управляющих такими средствами. Они все еще будут считаться «другими лицами, непосредственно участвующими в процессе дорожного движения». За нарушение ПДД им грозит штраф 800 Р, а если оно было совершено в состоянии опьянения — от 1000 до 1500 Р.
ст. 12.29 КоАП РФ
Другие изменения ПДД
Перевозить пассажиров на мопеде теперь запрещено. До 1 марта на мопеде можно было перевозить пассажиров, если это предусматривала конструкция. Теперь запрещено во всех случаях.
п. 24.8 ПДД
Нельзя ездить, останавливаться и стоять на направляющих островках и островках безопасности. Это было запрещено и раньше, но теперь норму прописали в отдельном пункте ПДД.
Специальных штрафов за нарушение этого правила пока нет. А значит, водителя могут оштрафовать по действующим статьям: например, за нарушение правил остановки или стоянки в неположенном месте. В зависимости от нарушения штраф составит 500—3000 Р.
ст. 12.19 КоАП РФ
Уточнили правила стоянки в зоне действия знаков, запрещающих стоянку по четным и нечетным дням. Изменения касаются только времени перестановки машины. Это период, когда разрешена стоянка на обеих сторонах проезжей части, если на улице применяются сразу оба знака.
Раньше машины могли стоять на обеих сторонах проезжей части с 19:00 до 21:00, а теперь — с 21:00 до 00:00.
Водителям нужно будет обращать внимание на табло трамвая «Внимание, пассажир!». Если такой световой сигнал горит, водитель, приближающийся сзади, должен остановиться перед разметкой или трамваем. Начинать движение можно только при отсутствии пешеходов и после того, как этот сигнал погас. За нарушение этого требования водителю грозит штраф 1500—2500 Р.
ст. 12.18 КоАП РФ
п. 14.6 ПДД
Зоны с платной парковкой смогут обозначать синей разметкой, но это не обязательно. Платная парковка может быть обозначена и белой краской, как сейчас. Синяя разметка будет лишь вспомогательным признаком. Такая краска уже используется для обозначения платной парковки в некоторых городах, например в Санкт-Петербурге.
Диагональная разметка для пешеходов на перекрестке.
Знак «Инвалид» теперь можно размещать на автомобиле, только если он в федеральном реестре. Раньше такой знак можно было размещать, если у водителя был с собой документ, подтверждающий установление инвалидности. Теперь этого недостаточно, нужно зарегистрировать автомобиль в реестре. Это можно сделать через госуслуги.
Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.
ПДД РФ, 1. Общие положения \ КонсультантПлюс
ПДД РФ, 1. Общие положения
1.1. Настоящие Правила дорожного движения <*> устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.
———————————
<*> В дальнейшем — Правила.
1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:
«Автомагистраль» — дорога, обозначенная знаком 5.1 <*> и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии — дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
(см. текст в предыдущей редакции)
———————————
<*> Здесь и далее приводится нумерация дорожных знаков согласно Приложению 1.
«Автопоезд» — механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)
«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, при помощи педалей или рукояток и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.03.2014 N 221, от 06.10.2022 N 1769)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Велосипедист» — лицо, управляющее велосипедом.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)
«Велосипедная дорожка» — конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, и обозначенный знаком 4.4.1.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.03.2014 N 221; в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769)
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
В соответствии с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769 знаки: «Велосипедная зона» и «Конец велосипедной зоны» имеют номера 5.39 и 5.40 соответственно.
«Велосипедная зона» — территория, предназначенная для движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5. 33.1 и 5.34.1.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 04.12.2018 N 1478; в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Водитель» — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.
«Вынужденная остановка» — прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.
«Гибридный автомобиль» — транспортное средство, имеющее не менее 2 различных преобразователей энергии (двигателей) и 2 различных (бортовых) систем аккумулирования энергии для целей приведения в движение транспортного средства.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.07.2017 N 832)
«Главная дорога» — дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1 — 2.3.7 или 5.1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Дневные ходовые огни» — внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)
«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
«Дорожное движение» — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 24. 01.2001 N 67)
«Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Железнодорожный переезд» — пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.
«Маршрутное транспортное средство» — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), используемое при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в соответствии с законодательством Российской Федерации об организации регулярных перевозок и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Механическое транспортное средство» — транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины. Термин не распространяется на средства индивидуальной мобильности и велосипеды.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.03.2014 N 221, от 06.10.2022 N 1769)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Мопед» — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.03.2014 N 221, от 24.10.2014 N 1097)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Мотоцикл» — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Населенный пункт» — застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.23.1 — 5.26.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Недостаточная видимость» — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.
«Обгон» — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 767; в ред. Постановлений Правительства РФ от 28.06.2017 N 761, от 06.10.2022 N 1769)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Обучающий вождению» — педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность и реализующей основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, квалификация которого отвечает квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (при наличии), обучающий управлению транспортным средством.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 20. 12.2019 N 1734)
«Обучающийся вождению» — лицо, проходящее в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение в организации, осуществляющей образовательную деятельность и реализующей основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, имеющее первоначальные навыки управления транспортным средством и освоившее требования Правил.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 20.12.2019 N 1734)
«Ограниченная видимость» — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)
«Опасность для движения» — ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)
«Опасный груз» — вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, повредить или уничтожить материальные ценности.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Опережение» — движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)
«Организованная перевозка группы детей» — перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их родителей или иных законных представителей.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 23. 12.2017 N 1621)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Организованная транспортная колонна» — группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Организованная пешая колонна» — обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.
«Остановка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.
«Островок безопасности» — элемент обустройства дороги, разделяющий полосы движения (в том числе полосы для велосипедистов), а также полосы движения и трамвайные пути, конструктивно выделенный бордюрным камнем над проезжей частью дороги или обозначенный техническими средствами организации дорожного движения и предназначенный для остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги. К островку безопасности может относиться часть разделительной полосы, через которую проложен пешеходный переход.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.2017 N 832)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Островок направляющий» — элемент обустройства автомобильной дороги, расположенный на одном уровне с проезжей частью либо приподнятый над ней и обеспечивающий благоприятные условия разделения и слияния транспортных потоков.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769)
«Парковка (парковочное место)» — специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 23.07.2013 N 621)
«Пассажир» — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)
«Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.
«Перестроение» — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)
«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие средство индивидуальной мобильности, велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.03.2014 N 221, от 24.11.2018 N 1414, от 06.10.2022 N 1769)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Пешеходная дорожка» — обустроенная или приспособленная для движения пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обозначенная знаком 4.5.1.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)
«Пешеходная зона» — территория, предназначенная для движения пешеходов, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33 и 5.34.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)
«Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)» — конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, и обозначенный знаками 4. 5.2 — 4.5.7.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.03.2014 N 221; в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Пешеходный переход» — участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 — 1.14.3 <*> и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, от 14.12.2005 N 767, от 14.11.2014 N 1197, от 06.10.2022 N 1769)
(см. текст в предыдущей редакции)
———————————
<*> Здесь и далее приводится нумерация дорожной разметки согласно приложению 2.
«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.
«Полоса для велосипедистов» — полоса проезжей части, предназначенная для движения на велосипедах и мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 5. 14.2.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.04.2015 N 315)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Преимущество (приоритет)» — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.
«Препятствие» — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)
Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)
«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Прицеп» — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.
«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
«Разделительная полоса» — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2, разделяющий смежные проезжие части, проезжую часть и трамвайные пути либо отделяющий полосы для маршрутных транспортных средств и (или) полосы для велосипедистов от остальных полос движения в пределах одной проезжей части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Разрешенная максимальная масса» — масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.
«Регулировщик» — лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей. К регулировщикам также относятся уполномоченные лица из числа работников подразделений транспортной безопасности, исполняющие обязанности по досмотру, дополнительному досмотру, повторному досмотру, наблюдению и (или) собеседованию в целях обеспечения транспортной безопасности, в отношении регулирования дорожного движения на участках автомобильных дорог, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1442 «Об определении участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений и помещений для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение, являющихся объектами транспортной инфраструктуры, и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации».
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, от 06.10.2011 N 824, от 04.12.2018 N 1478, от 06.10.2022 N 1769)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Средство индивидуальной мобильности» — транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства).
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769)
«Стоянка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.
«Темное время суток» — промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.
«Транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
«Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
«Участник дорожного движения» — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.
«Школьный автобус» — специализированное транспортное средство (автобус), соответствующее требованиям к транспортным средствам для перевозки детей, установленным законодательством о техническом регулировании, и принадлежащее на праве собственности или на ином законном основании дошкольной образовательной или общеобразовательной организации.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.11.2015 N 1184)
«Электромобиль» — транспортное средство, приводимое в движение исключительно электрическим двигателем и заряжаемое с помощью внешнего источника электроэнергии.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.07.2017 N 832)
1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
1.4. На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств.
1.5. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в полицию.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2011 N 824)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.5(1). Утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 17.05.2014 N 455.
(см. текст в предыдущей редакции)
1.6. Лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Московская ГАИ приказала поймать таксиста, нарушающего карантин по коронавирусу — внутри коронавирус».
Водителя велели остановить, потому что он нарушил правила карантина, связанного с коронавирусом, и вернулся к работе, проводя день, развозя пассажиров по российской столице.
«Мы бросились во все ближайшие аптеки, — сказал Рейтер один из офицеров, — но ни в одной из них не было масок».
Использование ГИБДД для отлова нарушителей карантина в Москве, о котором ранее не сообщалось, подчеркивает, насколько город рассчитывает на правоохранителей в прекращении распространения заболевания.
Москва, где зарегистрировано 290 подтвержденных случаев, не ввела такой режим изоляции, как в других европейских столицах, и использует полицию для контроля и обеспечения соблюдения карантина конкретных лиц.
Мэр Москвы заявил во вторник, что вспышка в столице России была намного серьезнее, чем по официальным данным, и президент Владимир Путин надел защитный костюм и респиратор, чтобы посетить больницу, где лечат пациентов с коронавирусом.
В случае с таксистом коллеги ГАИ задержали его, когда такси поехало по другому маршруту, добавили сотрудники, говоря анонимно, поскольку у них нет полномочий общаться со СМИ.
Министерство внутренних дел России, отвечающее за охрану правопорядка, не ответило на запрос Reuters о комментариях.
Полиция Москвы и других городов разыскала пациентов, сбежавших из палат коронавирусной больницы. Врачи подали в суд на одну женщину за игнорирование «принудительной госпитализации» и угрозу общественному здоровью.
В госпитали направлены также сотрудники военизированных формирований Национальной гвардии России (Росгвардии).
«Больница окружена Росгвардией, чтобы никто не сбежал», — написал в соцсетях один московский пациент с диагнозом коронавирус.
«Никто не говорит мне, сколько я здесь пробуду… Я точно в больнице?» — написал пациент.
Четырнадцатидневная домашняя самоизоляция теперь обязательна для всех прибывающих из-за границы и контролируется полицией.
«Каждый день кто-нибудь приходил… проверял, на месте ли я», — сказал один московский инженер, вернувшийся из Ирана в феврале, добавив, что ни один из полицейских не носил защитного снаряжения.
После задержания таксиста Центральное управление ГИБДД Москвы разослало циркуляр с рекомендациями, что делать в подобной ситуации.
«Вы можете получить информацию о задержании транспортного средства, водитель которого заражен КОРОНАВИРУСОМ!!!!!» циркуляр, предоставленный Рейтер, гласил.
Приказано ГИБДД заблокировать машину своими, но оставаться внутри до прибытия специалистов в защитных костюмах химзащиты, с «двумя (дополнительными) комплектами для наших инспекторов, на случай, если водитель окажется дебоширом» .
Репортаж Олеси Астаховой, Полины Ивановой, Кати Голубковой и Глеба Столярова; Написание Полины Ивановой, монтаж Александры Хадсон
Доверяют ли русские полиции? Реформа должна начинаться сверху – PONARS Eurasia

Для более глубокого понимания мы изучим данные опроса жителей Москвы 2011 года, в котором особое внимание уделяется отношению к милиции. Мы находим такое отношение скорее системным, чем личным: более позитивного индивидуального взаимодействия с полицией недостаточно, чтобы изменить отношение людей.
Краткая информация о реформе полиции в России
Российская полиция ( Министерство внутренних дел или «МВД») является крупнейшей из служб безопасности, в ней работает более миллиона человек, причем большинство из них работает на местах в непосредственном контакте с гражданами. . МВД организовано иерархически и разделено на специализированные подразделения, каждое из которых выполняет определенные функции (дорожная полиция, охрана общественного порядка, уголовные расследования и т. д.). Каждое из этих специализированных подразделений тиражируется на национальном, федеральном окружном, региональном и местном уровнях.
В 2011 году в полиции прошла самая масштабная реформа постсоветского периода. Они были переименованы из милиции в полицию , зарплаты были повышены на 30 процентов, им дали новую форму и больше ресурсов для снаряжения и обучения. В то же время в результате процесса переаттестации штат сотрудников полиции был сокращен на 22 процента, а бюджет полиции был рецентрализован на федеральном уровне. Несмотря на публичные дебаты (весь проект закона был размещен в сети для общественного обсуждения) и комментарии экспертов, реформа принесла лишь поверхностные изменения. Он принципиально не изменил структуру, персонал, подход к работе или оперативные возможности полиции.
Более поздние реформы привели к перераспределению полномочий между службами безопасности, передаче Федеральной миграционной службы и Службы по контролю за оборотом наркотиков в подчинение МВД и выводу внутренних войск (
Российская полиция изо всех сил пыталась установить легитимность и была описана как ленивая, коррумпированная, хищная, предвзятая и безразличная к нуждам граждан.
Как формируется отношение к полиции
Отношение общества к полиции имеет значение по целому ряду причин. Исследования, проведенные в разных странах, показывают, что положительное отношение к полиции и вера в легитимность полиции повышают вероятность того, что люди будут сотрудничать с ней, подчиняясь закону (в конкретных случаях столкновения с полицией и в более общем плане), сообщая о преступлениях и посещая общественные мероприятия или участвуя в них. полицейские собрания. И наоборот, негативное отношение означает, что такое поведение менее вероятно; борьба с преступностью будет более сложной, а страх и враждебность по отношению к полиции могут усилиться (или сохраниться). Люди могут полагаться на сторонние механизмы принуждения (банды, мафия, частные силовики), не желать делегировать полиции даже основные полномочия, а в крайнем случае может наблюдаться снижение легитимности всей политической системы.
Современные полицейские исследования пытались изолировать и определить влияние составных частей отношения, а не сосредотачиваться на ответах на более общие вопросы, такие как доверяю/не доверяю. В этих исследованиях последовательно проводилось различие между двумя наборами установок — восприятием эффективности и восприятием справедливости, — которые, по их мнению, оказывают совершенно разное влияние. Эти исследования также изучают, увеличивают ли (или уменьшают) контакты с полицией и демографические характеристики вероятность доверия к полиции. Мы рассматриваем те же самые факторы, но также исследуем, как восприятие неправомерного поведения и коррумпированности полиции влияет на доверие, учитывая, что большая часть работ о российской полиции посвящена проблеме коррупции. Мы создали индексы из нескольких вопросов опроса о восприятии эффективности, справедливости и коррумпированности/неправомерных действий.
Итак, что мы узнали? Во-первых, что, возможно, неудивительно, люди, которые считают, что полиция более эффективна, более справедлива и редко совершает проступки, с большей вероятностью будут ей доверять. Каждый из этих компонентов отношения оказывает сильное и независимое влияние на доверие, но наиболее сильно выделяется то, воспринимается ли полиция как справедливая. Переход от человека, который дал плохую оценку справедливости полиции по каждому вопросу в индексе, к человеку, который имел хорошие оценки по всем направлениям, будет связан с повышением доверия к полиции почти на четыре категории, по сути, на все пять- шкала категорий. Два других компонента отношения, восприятие коррупции/неправомерных действий и восприятие эффективности, также схожи. Переход от всех плохих оценок ко всем хорошим оценкам приведет к повышению категории на 3,5 для каждой. Тот факт, что каждый из этих показателей имеет независимое значение, свидетельствует о том, что у полиции есть широкий спектр возможностей для реформирования, каждый из которых нацелен на разные составляющие отношения, составляющие доверие.
Во-вторых, похоже, что отношение к полиции гораздо более системное, чем личное. Когда мы рассмотрели контакт с полицией, мы обнаружили, что он не имел заметной связи с доверием, независимо от того, обращались ли люди в полицию сами или контакт был инициирован полицией. Это говорит о том, что при размышлении о реформе полиции недостаточно быть милее, вежливее и профессиональнее в индивидуальном взаимодействии с гражданами, хотя, конечно, это не то, что следует обескураживать.
В-третьих, демографические характеристики незначительно влияют на уровень доверия к полиции. Мужчины чуть менее склонны доверять полиции, как и лица с более высоким уровнем образования. Быть славянином, в отличие от любой другой национальности, повышает доверие, как и наличие близкого друга или родственника в полиции. Это соответствует другим свидетельствам, которые мы знаем из России. Мужчины и неславяне, особенно в Москве, чаще подвергаются профилированию и/или останавливаются полицией и с большей вероятностью негативно взаимодействуют с ними. Но, думая о реформе, полиция мало что может сделать с демографией, кроме как осознать, что определенные группы с меньшей вероятностью будут ей доверять, и попытается улучшить свои отношения с этими группами.
И, наконец, хотя мы и не собирались это расследовать, еще одним поразительным открытием стало то, что ненасилие полиции перед лицом протеста также может повлиять на доверие. В декабре 2011 года десятки тысяч москвичей вышли на улицы в знак протеста против фальсификации парламентских выборов. В ходе первых нескольких акций протеста городские власти разрешили людям собираться, а полиция мирно наблюдала за ними. Благоприятное время для сбора данных, ноябрь и декабрь 2011 года, означало, что примерно половина нашего опроса была отобрана до начала протестов в Москве, а половина — после, но все до начала репрессий. Этот естественный эксперимент дал нам уникальное окно для понимания того, как люди реагировали на бездействие полиции в ситуации, которая, как многие ожидали, закончится насильственно, в результате чего доверие на самом деле возросло.[1] Конечно, уличная полиция редко принимает решения о том, разрешать ли протесты продолжаться, поэтому отсутствие реакции — это не обязательно то, что они могут использовать для улучшения своего имиджа в качестве общей стратегии. Тем не менее, учитывая недавние протесты, приведшие к массовым задержаниям и репрессиям со стороны полиции, этот вывод остается важным.
Что это значит для реформы полиции?
Принимая во внимание то, что мы узнали из нашего опроса, мы можем предложить несколько вариантов того, как руководство полиции могло бы более стратегически инвестировать время и ресурсы в реформы, которые повысили бы доверие общества. Поскольку каждый из этих компонентов имеет независимое влияние, руководство полиции может использовать некоторые или все из этих стратегий для повышения доверия.
Чтобы уменьшить восприятие неправомерных действий и коррупции, руководство полиции могло бы работать над публично привлечением полиции к ответственности, когда они совершают неправомерные действия, особенно на местном уровне и в случаях повседневных неправомерных действий. Очевидно, важно разоблачать и бороться с коррупцией как на низовом, так и на высоком уровне (как говорится в русской поговорке: рыба гниет с головы). Но слишком часто бывает одно громкое увольнение или судебное разбирательство и очень мало что еще. Как показывают недавние раунды антикоррупционных протестов, люди все больше разочаровываются в двойных стандартах, которые, как представляется, существуют для простых людей и элиты. Большинство столкновений с коррупцией в полиции происходит в повседневной жизни. Примеры включают подкуп полиции, чтобы избежать штрафов за нарушение правил дорожного движения или других нарушений (таких как жалобы на шум), оплату чиновникам за ускоренную обработку документов, избежание дополнительных хлопот или просто заставить их выполнять свою работу. Полиция, занимающаяся этими формами коррупции и неправомерных действий, редко привлекается к ответственности, а те офицеры, которые готовы противостоять системе и осуждать коррупционное поведение своих коллег и начальства, часто подвергаются судебному преследованию в отместку.
Чтобы повысить восприятие эффективности полиции, полиция может пойти двумя путями. Во-первых, они действительно могли бы стать более эффективными в своей работе, в частности, в борьбе с преступностью. Совсем недавно, в марте 2017 года, президент Владимир Путин уволил десять высокопоставленных сотрудников правоохранительных органов страны, заявив, что недопустимо, чтобы 50 процентов преступлений в стране до сих пор оставались нераскрытыми. Второй путь заключается в том, чтобы лучше освещать их эффективность в раскрытии преступлений или их предотвращении. Это, особенно на местном уровне, может иметь некоторые важные преимущества. Исследования, проведенные в других странах, показали, что восприятие преступности людьми по соседству оказывает существенное влияние на то, как, по их мнению, работает полиция. Потенциальный недостаток этого второго подхода заключается в том, что более широкое освещение преступности, даже если оно показывает, что полиция успешно выполняет свою работу, может создать впечатление, что преступность растет, хотя на самом деле это не так. Применяя эту тактику, нужно подчеркивать достижения полиции, а не пугать общественность.
Наконец, если подумать об усилении восприятия справедливости, компоненте, наиболее сильно связанном с доверием, есть несколько вариантов: повышение прозрачности, повышение доступности информации и расширение доступа для журналистов, даже тех, кто критически относится к полиции. практики. Другим вариантом является повышение осведомленности сотрудников полиции о законах и повышение их стимулов к соблюдению закона. В настоящее время полиция больше заинтересована в проверке ящиков и увеличении числа сотрудников, чем в качественной работе. Это особенно верно в отношении участковых полицейских, которые настолько перегружены бумажной работой, что тратят больше времени на заполнение форм, чем на работу с населением. В дополнение к нашим собственным предложениям, в ходе опроса респондентов спросили, что, по их мнению, может улучшить работу полиции. В следующей таблице показано, что они сказали.
Таблица 1. Ответы: Как улучшить работу полиции
Да | Возможно | № | Трудно сказать | |
Ужесточение контроля со стороны надзорных органов (прокуратура, Следственный комитет) | 81 | 13 | 4 | 3 |
Более строгий контроль со стороны руководства полиции | 75 | 16 | 6 | 3 |
Большая открытость для СМИ | 66 | 21 | 10 | 4 |
Удвоение заработной платы полиции | 64 | 22 | 6 | 3 |
Регулярные публикации результатов работы полиции в Интернете | 54 | 24 | 13 | 9 |
Оценка полиции через опросы общественного мнения | 50 | 29 | 18 | 4 |
Оценка полиции через организации гражданского общества (жилье, ветераны, НПО и т. | 44 | 30 | 30 | 6 |
Уволить всех нынешних полицейских и нанять новых | 29 | 29 | 35 | 8 |
Из ответов, обобщенных в Таблице 1, вытекает несколько важных выводов. Во-первых, люди готовы рассмотреть практически все, чтобы улучшить работу полиции. Об этом свидетельствует высокий процент людей, ответивших «определенно да или скорее да» на все предложенные варианты. Еще один важный вывод: респонденты считают, что совершенствование полиции — это проблема, которую можно и нужно решать внутри компании. 81% считают, что усиление надзора со стороны прокуратуры и Следственного комитета — учреждений, занимающихся расследованием и преследованием неправомерных действий полиции, — было лучшим решением, а 74% считали, что более жесткий контроль со стороны начальства улучшит работу полиции. Они совпадают с некоторыми из наших предложений по улучшению восприятия коррупции, но также предполагают, что люди считают, что у них мало голоса или контроля над изменением работы полиции снизу вверх.
Заключение
Таким образом, наше исследование показывает ценность анализа составных частей доверия к полиции. Если они действительно заинтересованы в повышении общественного доверия, руководству российской полиции следовало бы подумать о многовекторной стратегии, направленной на повышение эффективности, справедливости и противодействия коррупции/неправомерным действиям полиции. Забегая вперед, эффективная стратегия может включать комплексную реформу, направленную на решение всех трех проблемных областей, или, поскольку каждая проблемная область имеет независимое значение, полиция может выбрать решение по отдельности. Полиция также должна знать, что простое улучшение личных контактов с общественностью, хотя и похвальная цель, не является решением для повышения доверия. Тем не менее, ответы общественности о том, что может улучшить работу полиции, показывают, что этот процесс, вероятно, должен осуществляться сверху вниз. Граждане, похоже, скептически относятся к тому, что усилия по проведению реформ снизу вверх окажут какое-либо влияние на столь иерархический по своей природе институт.
Лорен А. Маккарти — адъюнкт-профессор Массачусетского университета в Амхерсте.
Ноа Бакли — научный сотрудник Нью-Йоркского университета в Абу-Даби.
Это исследование является частью более крупного комплекса исследовательских проектов, проведенных совместно с Тимоти Фраем (Колумбийский университет) и Скоттом Гельбахом (Университет Висконсин-Мэдисон) при поддержке Фонда фундаментальных исследований Высшей школы экономики, предоставленного Центру по изучению институтов и развития в НИУ ВШЭ в Москве.
[ PDF ]
[1] Другие члены нашей исследовательской группы также воспользовались своевременностью сбора данных, см.