Сократят ли граждане коммунальные платежи после перехода на прямые договоры с поставщиками
Почти у всех россиян уже давно есть прямые договоры с электроснабжающими организациями / Евгений Разумный / Ведомости
В конце марта в сфере ЖКХ произошло важное событие: был принят закон о прямых договорах с ресурсоснабжающими организациями (РСО; № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации»). Заключив прямые договоры, жители смогут расплачиваться непосредственно с самими поставщиками за воду, тепло, вывоз мусора, электричество и газ «без посредника», минуя управляющую организацию (УО).
Но чтобы идеи закона воплотились на практике, нужно дождаться постановления правительства на эту тему и текста типового договора. Эти документы разрабатывает Минстрой, и на момент написания статьи они еще не были опубликованы.
Свобода маневра
Закон о прямых договорах предоставил жителям свободу маневра: хотят – остаются со своей УО и доверяют ей работу с деньгами, не хотят – отставляют ее и сами распоряжаются платежами. Кроме того, закон защитил граждан от откровенных Остапов Бендеров, переквалифицировавшихся в управдомы. То есть от тех самых компаний, которые собирают деньги жителей, тратят их, как хотят, бывает, отправляют в офшоры, оставляя гигантские долги перед РСО, а себя объявляя банкротами. Не говоря уже об обманутых людях и неотремонтированных сетях. Правда, такие махинации на рынке ЖКХ встречаются гораздо реже, чем еще лет пять назад.
Дело вовсе не в коммунальных триллерах с УО в главной роли злодея. Галина Хованская, председатель комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (один из авторов закона), указывает на банкротство не мошеннических, а прежде всего порядочных УО, ТСЖ и ЖСК из-за того, что они недостаточно эффективно собирают платежи. Ведь за задолженность перед РСО отвечают именно они. 100% платежей с населения не собирает никто и никогда, сейчас средняя цифра – 93%. «Недосдачу» приходится покрывать из собственных средств. Если из месяца в месяц компания недобирает 4–5–6% платежей, то неминуемо обанкротится. В частности, Хованская сообщила более чем о 200 случаях банкротств ТСЖ по стране.
Есть и другой вариант развития событий помимо банкротства. «Из-за задолженностей перед ресурсниками страдают все жители, ведь управляющие организации начинают экономить на услугах по содержанию дома, нанимают дешевых подрядчиков. Есть примеры, когда они ставят жителям ультиматум: «Вы не платите коммуналку, значит, мы не будем ремонтировать подъезд», – рассказывает Хованская. Еще один способ закрыть финансовые дыры – разбросать чужие долги на добросовестных плательщиков, заставить платить «за того парня».
Как отмечает депутат, многие управляющие организации ждали этого закона, а их представители постоянно интересовались, когда же их освободят от сбора платежей и позволят сосредоточиться на содержании дома, текущем ремонте, уборке и прочих хозяйственных заботах.
Без права на отказ
В самой идее прямых договоров ничего революционного нет, подчеркивает Хованская, почти у всех уже давно есть прямые договоры с электроснабжающими и газоснабжающими организациями. Кроме того, прямые договоры заключались и раньше – с жителями, которые выбрали форму непосредственного управления своим домом. Такая схема в настоящее время возможна в небольших домах – до 30 квартир, а с 2011 по 2015 г. можно было перейти на непосредственное управление независимо от количества квартир в доме. В этот период сформировался основной пул прямых договоров, которые действуют по сей день.
Теперь и обитателям многоквартирных домов дано право заключать прямые договоры. Решение должно принять общее собрание собственников (ОСС). РСО должна подчиниться (в одной из предыдущих версий закона право отказаться у РСО было, но потом исчезло). «Это сделано для того, чтобы жители могли избежать монополизма РСО, которые неохотно переходили на прямые договоры, можно было годами этого добиваться, – комментирует Константин Крохин, председатель Союза жилищных организаций Москвы, председатель правления ТСЖ «Аркада хаус». – Водоканалы, например, совершенно не стремятся к переходу на прямые договоры. Некоторые теплоснабжающие организации (теплосбыты) – тоже».
100%
платежей за жилищно-коммунальные услуги с населения не собирает никто и никогда, сейчас средняя цифра – 93%. Если из месяца в месяц управляющая компания недобирает 4–5–6% платежей, то неминуемо обанкротится
Отсутствие энтузиазма со стороны РСО, не привыкших работать напрямую с потребителями, эксперты объясняется тем, что им придется создавать абонентские отделы, колл-центры и т. д. Хованская предвидит, что в Москве возможно сопротивление закону со стороны тепловиков: «Ведь они хотят получить 100% собираемости платежей, но чтобы для них собирали деньги УО. В Москве деньги в большинстве случаев собирает бюджетное учреждение и недобор компенсируется из бюджета. «Хорошая» схема, правда?»
Есть еще один путь заключения прямых договоров – не самый приятный. Потребовать перехода со старой схемы на новую имеет право РСО, но только в том случае, если управляющая организация ей задолжала и не платит больше двух месяцев, на руках имеется судебное решение, подтверждающее задолженность. Тогда РСО тоже ни у кого не спрашивает согласия – ни у собственников, ни у управляющей компании.
Впрочем, у проштрафившейся стороны есть время, чтобы такого не допустить. Крохин обращает внимание на то, что два месяца дается «с момента вступления в силу судебного решения, после апелляционной инстанции. То есть у жителей есть возможность, пока идут судебные разбирательства, собрать деньги. Реально есть 3–5 месяцев».
Эксперт замечает, что причины задолженности могут быть разные, не обязательно это несоблюдение платежной дисциплины. Например, мог быть неисправным общедомовой счетчик воды и, пока его меняли, дом какое-то время платил по среднему потреблению. А потом сам водоканал «забыл» об этом и выставил долги.
Для УО копить долги крайне нежелательно и опасно. Юрий Кочетков, председатель Ассоциации управляющих организаций «Бурмистр», указывает на готовящиеся изменения в законодательство, они касаются грубых нарушений лицензионных требований, в их число включается и задолженность перед РСО. Наказание – «из лицензии могут быть исключены сразу все дома, что равноценно потере бизнеса в целом», предупреждает он.
Договоры и последствия
А вот третий участник – УО – в официальном порядке не может инициировать переход на прямые договоры. Ей только останется жечь глаголом, т. е. на ОСС убеждать собственников, что им нужны прямые договоры, предполагает Кочетков.
«Да, схему договоров выбирает или собственник, или РСО – таков подход законодателя. Так что УО у нас считаются в какой-то мере мальчиками для битья. Однако у них есть возможность изначально отказаться вообще от обслуживания какого-то дома, не заключать договор управления многоквартирным домом», – замечает Дмитрий Гордеев, ведущий юрисконсульт направления «Городское хозяйство» фонда «Институт экономики города».
Впрочем, перед тем как переходить на прямые договоры, эксперты советуют жителям все как следует взвесить и просчитать, стоит ли отказываться от своей УО или ТСЖ. Крохин уверен, что дом, где он руководит ТСЖ, заключать прямые договоры с ресурсниками не захочет: товарищество умеет работать с людьми, защищает их интересы, уделяет внимание энергосбережению.
Если жители все-таки решатся на прямые договоры, то они должны понимать, что их ждет впереди. Власти постарались сократить бюрократические процедуры и предложат сторонам типовой договор, который сейчас разрабатывает Минстрой. Никаких дополнительных соглашений гражданам подписывать не нужно. «Обязанность заключить публичный договор у нас есть для поставщика, – объясняет Крохин. – Что же касается собственника, договор считается заключенным с момента платежа, когда вы взяли квитанцию и заплатили по ее реквизитам. Это договор присоединения. Типовой договор висит на сайте, вы к нему присоединяетесь автоматически, проведя платеж».
При переходе может возникнуть, например, необходимость поменять счетчики, если они устарели. Менять их должен собственник, но делает это не всегда вовремя. «Родная» УО может особенно уж не обращать на это внимания, а просто мягко напоминать, что хорошо бы как-нибудь приобрести новые приборы учета. Ресурсники же миндальничать не станут – потребуют заменить приборы учета, в противном случае будут рассчитывать платежи по нормативам, а не по показаниям счетчика.
При схеме прямых договоров УО никуда не исчезает и продолжает отвечать за содержание общего имущества, в том числе внутридомовых сетей. И за эти услуги жители будут продолжать платить – а тарифы имеют свойство расти.
И наконец, один из самых волнующих вопросов – кто будет отвечать за качество коммунальных услуг? По мнению Гордеева, этот вопрос остался до конца не понятым: «В Жилищном кодексе (ЖК) данные положения отсутствуют. В предыдущих проектах закона было написано, что УО отвечает за качество коммунальных услуг, не будучи их исполнителем. Сейчас этих норм в ЖК нет, но Минстрой собирается их включить в проект типового договора». Как вспоминает эксперт, были намерения вменить УО обязанности начислять плату за коммунальные услуги, принимать жалобы, снимать показания счетчиков, контролировать качество коммунальных услуг. Для РСО это было бы удобно. Но в итоге этот перечень обязанностей уменьшился: за УО остались только обязанности контролировать качество услуг и принимать обращения.
Кроме того, сейчас в статье 20 ЖК прямо сказано, что органы госжилнадзора должны контролировать выполнение правил предоставления коммунальных услуг. «Значит, если исполнителем коммунальных услуг при прямых договорах будет РСО, то у жилинспекций есть все права и полномочия их контролировать. Нужно только, чтобы они не боялись требовать с РСО выполнять их обязанности», – говорит эксперт.
К кому же идти жаловаться? Кочетков считает, что собственнику необходимо сначала обратиться в УО (ТСЖ), которая обязана передать жалобу в РСО, и дальше ждать ответа. Ответственность за отсутствие ответа для РСО не предусмотрена, подчеркивает эксперт, если это обращение ничего не дало, надо подключать жилищную инспекцию.
Абонентские службы стоят денег
Общения с потребителями поставщикам ресурсов не избежать, если дело касается платежей. Тем РСО, у кого нет абонентских служб, нужно будет ими обзаводиться. «У нас большинство потребителей – это люди старшего возраста, они не пользуются электронными услугами и идут на личный прием. Абонентский отдел нужно обязательно создавать – и недалеко от дома. Это скорее всего будет заложено в тарифе (ничего другого не придумано), – полагает Крохин. – В крупных городах, таких как Москва, вероятно, заключат соглашения с МФЦ и серьезно никто не пострадает. Но опять-таки какие-то суммы РСО им будет отчислять за услуги, а деньги, пусть и не очень большие, – брать с потребителя».
«Часть дополнительных затрат надо будет учитывать в тарифах на соответствующие коммунальные ресурсы», – соглашается Гордеев. «Всегда так или иначе сегодня и завтра люди будут нести эти затраты. Даже когда говорят: «За это заплатит бюджет», за это все равно заплатим мы с вами. Вопрос в том, чтобы не заплатить дважды или не переплатить», – заключает эксперт.
Пробелы в законе
Специалисты уже сейчас видят моменты, которые обойдены законом. Так, Гордеев говорит о проблеме «обратного перехода» – с прямых договоров на старую схему, когда жители снова захотят выбрать УО в качестве исполнителя коммунальных услуг. Но такой переход назад возможен только при согласии на это РСО, а она может отказать. Необходимо все-таки дать возможность жителям вернуться к непрямым договорам, «иначе получается игра в одни ворота», считает Гордеев.
Кочетков обращает внимание на то, что дополнительного урегулирования потребует вопрос с индивидуальными тепловыми пунктами (ИТП), которыми оборудованы новостройки. Их обслуживанием и подогревом воды занимается УО или ТСЖ. Не очень понятно, как и с кем тут заключать прямой договор. ИТП относятся к общему имуществу дома, и логично его передать на баланс энергетической компании. «Но это сложно организовать. Нужно, чтобы за передачу в собственность проголосовало 100% собственников, а это нереально, – объясняет Крохин. – Есть вариант передать в аренду. Но компании надо будет платить за обслуживание, а это дополнительные расходы. Прямого запрета нет, есть сложная процедура».
Закон должен пройти обкатку на практике, и наверняка выявятся еще какие-нибудь шероховатости. Но это нормально, главное – что он расширяет возможности для людей, а не пытается им что-то очередное запретить, резюмируют опрошенные «Ведомостями» эксперты.
Новости СМИ2
Хотите скрыть рекламу? Оформите подписку и читайте, не отвлекаясьЧто входит в коммунальные услуги
Что такое коммунальные ресурсы?
Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 закреплено, что относится к коммунальным ресурсам.
Это:
-
холодная вода,
-
горячая вода,
-
электрическая энергия,
-
природный газ,
-
тепловая энергия,
-
бытовой газ в баллонах,
-
твердое топливо при наличии печного отопления.
К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
Коммунальные услуги – это деятельность по подаче потребителям коммунальных ресурсов, а также оказание услуги по вывозу мусора.
Какие законы регулируют поставку и оплату коммунальных услуг?
Правила предоставления и оплаты коммунальных услуг регулируются нормативными актами. Это два основных документа:
Оплата коммунальных услуг
Потребитель в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставляемые в процессе использования общедомового имущества. Предъявления за коммунальные услуги (отопление, газоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение) на индивидуальное потребление и на общедомовые нужды осуществляются отдельными строками в едином платежном документе.
Организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома.
Справочно
Исполнитель обязан обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.
Когда должны предоставляться коммунальные услуги
Коммунальные услуги должны предоставлять круглосуточно. Если произошла авария или проводятся профилактические работы, исполнитель может приостановить подачу определенного ресурса на несколько часов до устранения причины аварии.
Что такое нормативы?
Норматив – количество ресурса на потребителя услуг. Они помогают рассчитать плату за ЖКУ, если у потребителя нет прибора учета или если потребитель забыл передать показания счетчика.
Установка нормативов на коммунальные услуги входит в обязанности местных властей, по каждому виду услуг свой норматив.
Кто должен оплачивать коммунальные услуги
-
Граждане и организации обязаны оплачивать коммунальные услуги за помещение, которое они занимают.
-
Обязанность оплачивать коммунальные услуги у собственника, нанимателя или арендатора появляется с того момента, когда он вступает в право собственности или заключает соответствующий договор.
Квитанция на оплату коммунальных услуг
Квитанция на оплату – это документ, на основании которого потребитель оплачивает предоставленные услуги.
Структура квитанции
Утвержденной обязательной формы квитанции нет (есть примерная форма, утвержденная приказом Минстроя России от 26.01.2018 № 43/пр). Ее формирует управляющая компания. В ней есть список коммунальных и жилищных услуг и указано, что входит в прочие услуги, если они есть.
Квитанция на оплату состоит из нескольких пунктов:
-
Данные о плательщике и исполнителе.
-
Расчет размера платы за жилищные, коммунальные и прочие услуги.
-
Справочные данные: это могут быть показания общих приборов учета и общий объем потребления коммунальных услуг многоквартирным домом.
Как формируется счет
Счет формируется на основании нормативов или объема потребления коммунальных ресурсов.
-
Если в помещении установлены приборы учета, размер платы за коммунальный ресурс рассчитывается по особой формуле: объем потребленного ресурса умножают на тариф.
-
Если прибора учета нет, размер платы определяется по нормативам: количество проживающих в квартире или доме умножается на норматив потребления и цену за услугу.
-
Если техническая возможность установить прибор существует, а прибора учета нет, у формулы расчета будет повышенный коэффициент 1,5.
Действительно ли по закону можно не платить за ЖКУ?
В соцсетях, на форумах и даже на отдельных юридических сайтах в интернете можно найти гуляющий по Сети миф о том, что якобы оплата коммунальных услуг граждан уже заложена в госбюджет, а потому оплачивать коммунальные услуги не нужно.
Создатели и распространители мифа ссылаются обычно на два документа и вольно их трактуют. Первый документ – это Постановление Правительства № 97. В законе, регулирующем сферу ЖКХ, устанавливаются федеральные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг по каждому региону РФ. В нем упоминаются «межбюджетные трансферты», которые якобы оплатят счета по коммунальным услугам за граждан, если те этого потребуют. На самом деле постановление 97 – это Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2016 года № 97 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2016–2018 годы», которое всего лишь утвердило на 2016–2018 годы федеральные стандарты оплаты жилого помещения.
Но создатели мифов имеют еще один документ, который якобы также указывает на то, что все коммунальные услуги уже оплачены государством. Это Приказ Минфина России от 11 декабря 2018 года № 259н.
Справочно
В приложении № 4 к этому приказу есть упоминание о «выплатах из бюджета на приобретение коммунальных услуг населению». Но приказ говорит вовсе не о том, что в федеральном бюджете уже заложена оплата коммунальных услуг россиян.
Он всего лишь указывает на то, что исполнители госконтрактов должны отчитываться перед казначейством о своем расходовании бюджетных средств. Этот приказ относится не к физическим лицам, а к организациям.
Оплату ЖКУ регулирует Жилищный кодекс РФ.
Важно
В нем сказано, что граждане должны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Да, некоторые категории граждан имеют право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств федерального и регионального бюджетов. К ним относятся ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды некоторых групп, чернобыльцы и их вдовы, дети-сироты, многодетные семьи и другие. Но это лишь отдельные категории граждан. Остальные граждане оплачивают коммунальные услуги по тарифам.
Фото: Вадим Аминов, газета “Вечерний Краснотурьинск”
Новое исследование показывает, что 6 миллионов семей с низким доходом нуждаются в дополнительной помощи для оплаты счетов за коммунальные услуги
Доступ к доступной бытовой энергии является вопросом здоровья и безопасности: дома, в которых слишком холодно зимой или жарко летом, подвергают детей риску респираторных заболеваний таких как астма и ожоги или отравление угарным газом в результате использования свечей для освещения или печей для обогрева, и может привести к тому, что пожилые люди попадут в больницу с тепловым истощением и ухудшением диабета и других хронических заболеваний. Финансовые нагрузки на домохозяйства, сталкивающиеся с высокими счетами за электроэнергию, означают, что некоторые из них останутся без еды или полной дозы необходимых по медицинским показаниям лекарств, отпускаемых по рецепту.
Льгота LIHEAP может спасти жизнь, особенно в летнее время, и защитить от угроз для здоровья, связанных с высокими счетами за электроэнергию в доме. Национальные выборочные телефонные опросы домохозяйств LIHEAP, проведенные NEADA в 2018 году, зафиксировали широкий спектр неблагоприятных последствий, связанных с отсутствием энергетической безопасности, а также преимущества LIHEAP для домохозяйств с низким и средним уровнем дохода.
2018 Национальное исследование помощи в энергетике, итоговый отчет
В 2018 году почти шесть миллионов домохозяйств с низким доходом получили гранты в рамках федеральной программы помощи малоимущим в области энергоснабжения (LIHEAP), которая оплачивает часть счетов за коммунальные услуги бедствующим домохозяйствам с детьми, инвалиды или обедневшие пожилые люди. Чтобы изучить влияние LIHEAP на эти домохозяйства, NEADA заказала независимое исследование недавних получателей грантов LIHEAP в семи штатах, которые вместе представляют национальную выборку.
Опрос, проведенный в декабре 2018 года, свидетельствует о том, что до получения гранта LIHEAP почти треть получателей были отключены от отопления, не могли оплатить доставку топлива или не могли позволить себе починить неисправную систему отопления. В результате в течение года, предшествовавшего предоставлению гранта, у них не было основного источника тепла.
Почти в половине этих домохозяйств есть члены старше 60 лет; в половине из них есть инвалиды, а в более чем трети — дети до 18 лет. Чтобы справиться с этим, около трети этих домохозяйств закрыли часть своего дома и использовали кухонную плиту для обогрева; 7% вообще ушли из дома на диваны родственников или друзей; около 6 процентов оказались в общественных приютах. Половина домохозяйств остались без еды как минимум на день или отказались от необходимой медицинской или стоматологической помощи, чтобы сохранить тепло.
Полный отчет представлен в этом Заключительном отчете вместе с вопросами, заданными получателям.
Пресс-релиз
Резюме
Полный отчет
Ниже приведены ссылки на исследования, проведенные за последние несколько лет:
- NEADA 2011 National Energy Assistance Survey
Пресс-релиз / Основные выводы / Полный отчет
1 1 ноября 2000 г. - NEADA 2009 Национальный обзор помощи в области энергетики
Полный отчет
19 апреля 2010 г. - Национальное исследование помощи в области энергетики за 2005 г.
Пресс-релиз / основные выводы / полный отчет
21 сентября 2005 г. - Национальный опрос получателей LIHEAP за 2004 г.
Резюме / Резюме / Полный отчет
26 апреля 2004 г.
Другие исследования энергетического бремени и общественного здравоохранения
- Доступная домашняя энергия и здоровье: установление связей.
Отчет об исследовании № 2010-05. Вашингтон, округ Колумбия: AARP, 2010. Линн Снайдер и Крис Бейкер 9.0028 - LIHEAP стабилизирует семейное жилье и защищает здоровье детей.
Краткий обзор политики Children’s HealthWatch, февраль 2011 г.
Конгресс.гов | Библиотека Конгресса
перейти к основному содержанию
Предупреждение: для более удобной работы с Congress.gov включите JavaScript в ваш браузер.
Справка
- Как выбрать страницу поиска
- Знакомство с поиском
- Инструменты поиска
- Глоссарий
- Часто задаваемые вопросы (FAQ)
Другие полезные инструменты
- Просмотр законодательства по номеру
- Просмотр отчетов комитета по номеру
- Спросите библиотекаря по юридическим вопросам
- Обучение на сайте Congress. gov
- Свяжитесь с нами
Или попробуйте поискать в Справочном центре
Контент сайта
- Законодательство
- Отчеты комитета
- Заседания Комитета
- Публикации Комитета
- Протокол Конгресса
- Индекс записей Конгресса
- Участников
- Номинации
- Договорные документы
- Домовые коммуникации
- Связь Сената
- Законодательный процесс
- О Конгрессе.gov
Справка
- Справка | Обратная связь | Свяжитесь с нами
- Глоссарий
- Инструменты поиска
- Спросите библиотекаря по юридическим вопросам
- Вебинары
Способы подключения
- Twitter (внешняя ссылка)
- YouTube (внешняя ссылка)
- Видео
- Получать оповещения и обновления по электронной почте
- Блог – In Custodia Legis: Юридические библиотекари Конгресса
Ресурсы
- Веб-архив Конгресса
- Отчеты CRS
- Код США
- GPO govinfo
- Юридическая библиотека Конгресса
- Путеводитель по закону онлайн
- План урока учителя
- Веб-сайты законодательного собрания штата
- Массовые данные статуса счета
- Конгресс.