Что такое артикуляционная гимнастика и зачем она нужна
Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс специальных упражнений, направленных на развитие и укрепление мышц артикуляционного аппарата. Ее основная цель — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для правильного произнесения звуков.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики помогает:
- Укрепить мышцы языка, губ, щек
- Развить подвижность и координацию движений органов речи
- Подготовить артикуляционный аппарат к формированию сложных звуков
- Исправить неправильное звукопроизношение
Для четкой артикуляции требуются сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, мягкое небо. Артикуляционная гимнастика позволяет натренировать мышцы и выработать необходимые навыки для правильного произнесения звуков.
Базовые упражнения артикуляционной гимнастики для постановки шипящих звуков
Перед постановкой шипящих звуков Ш, Щ, Ч рекомендуется выполнять следующие базовые упражнения артикуляционной гимнастики:
«Лопаточка»
Широко открыть рот, высунуть язык и положить его на нижнюю губу. Удерживать в таком положении 5-10 секунд.
«Чашечка»
Широко открыть рот, высунуть язык и придать ему форму чашечки, подняв края языка. Удерживать 5-10 секунд.
«Грибок»
Присосать язык к нёбу, широко открыть рот. Язык будет напоминать шляпку гриба, а растянутая уздечка — его ножку. Удерживать 5-10 секунд.
«Фокус»
Положить на кончик носа маленький кусочек ваты. Язык в форме чашечки плотно прижать к верхней губе и сдуть ватку с носа. Воздушная струя должна идти посередине языка.
Эти и другие упражнения нужно выполнять ежедневно по 3-5 минут. Регулярные тренировки помогут подготовить артикуляционный аппарат к постановке шипящих звуков.
Методика постановки звука Ш
Постановку звука Ш рекомендуется начинать после успешного освоения свистящего звука С. Существует несколько способов постановки:
По подражанию
От опорного звука С
- Попросите ребенка произнести длительный звук С-с-с.
- Во время произнесения шпателем или пальцем приподнимите кончик языка за верхние зубы.
- Попросите снова выдохнуть, сохраняя положение языка. Должен получиться звук, похожий на Ш.
Механический способ
С помощью шпателя или зонда приподнимают кончик языка за верхние альвеолы и просят ребенка подуть. При правильном выполнении будет слышен шум, напоминающий звук Ш.
После того, как звук поставлен изолированно, его закрепляют в слогах, словах и фразах. Важно следить за правильным положением языка и губ при произнесении.
Особенности постановки звуков Щ и Ч
Звуки Щ и Ч являются аффрикатами и состоят из двух элементов:
- Щ = мягкий Ш’ + мягкий Ч’
- Ч = Т’ + мягкий Ш’
Постановку этих звуков обычно проводят после освоения звука Ш. Рассмотрим основные способы:
Постановка Щ
- От длительного произнесения Ш-ш-ш попросите ребенка поднять язык выше к твердому небу.
- Должен получиться более мягкий шипящий звук — Щ.
- Можно использовать слоги ща, ще, щи для закрепления.
Постановка Ч
- Попросите ребенка произнести звук Т’, прижав язык к верхним зубам.
- Затем быстро отодвинуть язык назад, как при произнесении Щ.
- При слитном произнесении Т’+Щ получится звук Ч.
Закреплять произношение звуков нужно постепенно — сначала в слогах, затем в словах и предложениях. Важно выполнять упражнения регулярно и контролировать правильность артикуляции.
Игры и упражнения для автоматизации шипящих звуков
После постановки звуков Ш, Щ, Ч необходимо закрепить их правильное произношение. Для этого можно использовать различные речевые игры и упражнения:
Чистоговорки
- Ша-ша-ша — наша Маша хороша
- Щу-щу-щу — я щенка ищу
- Чу-чу-чу — я печенье хочу
Скороговорки
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку
- Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу
- Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж
Игра «Закончи слово»
Взрослый начинает слово, а ребенок добавляет слог с нужным звуком:
- Каранда… (ш)
- Пла… (щ)
- Клю… (ч)
Игра «Назови картинки»
Подберите картинки, в названиях которых есть отрабатываемый звук. Ребенок должен назвать их, четко произнося нужный звук.
Регулярное выполнение таких упражнений поможет закрепить правильное произношение шипящих звуков в речи. Важно контролировать четкость артикуляции и исправлять ошибки.
Типичные ошибки при постановке шипящих звуков и способы их устранения
При постановке звуков Ш, Щ, Ч могут возникать определенные трудности. Рассмотрим наиболее распространенные ошибки и способы их исправления:
Межзубное произношение
Ошибка: Язык просовывается между зубами при произнесении звука.
Исправление: Выполнять упражнение «Чашечка», контролировать положение языка за верхними зубами.
Боковое произношение
Ошибка: Воздушная струя идет сбоку, а не посередине языка.
Исправление: Использовать упражнение «Фокус», направляя воздушную струю по центру языка.
Горловое произношение
Ошибка: Звук образуется в глубине ротовой полости, напоминая легкое покашливание.
Исправление: Выполнять упражнения для переднеязычной артикуляции — «Грибок», «Гармошка».
Замена Щ на Сь или Ш
Ошибка: Вместо Щ ребенок произносит Сь или Ш.
Исправление: Отрабатывать мягкость произношения, использовать слоги щи-щи-щи.
При возникновении стойких ошибок рекомендуется обратиться к логопеду для корректировки индивидуальной программы постановки звуков. Важно не закреплять неправильное произношение.