Артикуляционная гимнастика и постановка звуков Ш, Щ, Ч: эффективные упражнения и методики

Разное
Как правильно выполнять артикуляционную гимнастику для постановки шипящих звуков. Какие упражнения наиболее эффективны для выработки правильной артикуляции Ш, Щ, Ч. Как поэтапно поставить эти звуки у ребенка. Что делать, если возникают трудности при постановке шипящих.

Что такое артикуляционная гимнастика и зачем она нужна

Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс специальных упражнений, направленных на развитие и укрепление мышц артикуляционного аппарата. Ее основная цель — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для правильного произнесения звуков.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики помогает:

  • Укрепить мышцы языка, губ, щек
  • Развить подвижность и координацию движений органов речи
  • Подготовить артикуляционный аппарат к формированию сложных звуков
  • Исправить неправильное звукопроизношение

Для четкой артикуляции требуются сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, мягкое небо. Артикуляционная гимнастика позволяет натренировать мышцы и выработать необходимые навыки для правильного произнесения звуков.


Базовые упражнения артикуляционной гимнастики для постановки шипящих звуков

Перед постановкой шипящих звуков Ш, Щ, Ч рекомендуется выполнять следующие базовые упражнения артикуляционной гимнастики:

«Лопаточка»

Широко открыть рот, высунуть язык и положить его на нижнюю губу. Удерживать в таком положении 5-10 секунд.

«Чашечка»

Широко открыть рот, высунуть язык и придать ему форму чашечки, подняв края языка. Удерживать 5-10 секунд.

«Грибок»

Присосать язык к нёбу, широко открыть рот. Язык будет напоминать шляпку гриба, а растянутая уздечка — его ножку. Удерживать 5-10 секунд.

«Фокус»

Положить на кончик носа маленький кусочек ваты. Язык в форме чашечки плотно прижать к верхней губе и сдуть ватку с носа. Воздушная струя должна идти посередине языка.

Эти и другие упражнения нужно выполнять ежедневно по 3-5 минут. Регулярные тренировки помогут подготовить артикуляционный аппарат к постановке шипящих звуков.

Методика постановки звука Ш

Постановку звука Ш рекомендуется начинать после успешного освоения свистящего звука С. Существует несколько способов постановки:


По подражанию

Логопед демонстрирует правильную артикуляцию звука Ш, а ребенок пытается повторить. Можно использовать игровые приемы, например, предложить ребенку пошипеть как змея.

От опорного звука С

  1. Попросите ребенка произнести длительный звук С-с-с.
  2. Во время произнесения шпателем или пальцем приподнимите кончик языка за верхние зубы.
  3. Попросите снова выдохнуть, сохраняя положение языка. Должен получиться звук, похожий на Ш.

Механический способ

С помощью шпателя или зонда приподнимают кончик языка за верхние альвеолы и просят ребенка подуть. При правильном выполнении будет слышен шум, напоминающий звук Ш.

После того, как звук поставлен изолированно, его закрепляют в слогах, словах и фразах. Важно следить за правильным положением языка и губ при произнесении.

Особенности постановки звуков Щ и Ч

Звуки Щ и Ч являются аффрикатами и состоят из двух элементов:

  • Щ = мягкий Ш’ + мягкий Ч’
  • Ч = Т’ + мягкий Ш’

Постановку этих звуков обычно проводят после освоения звука Ш. Рассмотрим основные способы:


Постановка Щ

  1. От длительного произнесения Ш-ш-ш попросите ребенка поднять язык выше к твердому небу.
  2. Должен получиться более мягкий шипящий звук — Щ.
  3. Можно использовать слоги ща, ще, щи для закрепления.

Постановка Ч

  1. Попросите ребенка произнести звук Т’, прижав язык к верхним зубам.
  2. Затем быстро отодвинуть язык назад, как при произнесении Щ.
  3. При слитном произнесении Т’+Щ получится звук Ч.

Закреплять произношение звуков нужно постепенно — сначала в слогах, затем в словах и предложениях. Важно выполнять упражнения регулярно и контролировать правильность артикуляции.

Игры и упражнения для автоматизации шипящих звуков

После постановки звуков Ш, Щ, Ч необходимо закрепить их правильное произношение. Для этого можно использовать различные речевые игры и упражнения:

Чистоговорки

  • Ша-ша-ша — наша Маша хороша
  • Щу-щу-щу — я щенка ищу
  • Чу-чу-чу — я печенье хочу

Скороговорки

  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку
  • Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу
  • Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж

Игра «Закончи слово»

Взрослый начинает слово, а ребенок добавляет слог с нужным звуком:


  • Каранда… (ш)
  • Пла… (щ)
  • Клю… (ч)

Игра «Назови картинки»

Подберите картинки, в названиях которых есть отрабатываемый звук. Ребенок должен назвать их, четко произнося нужный звук.

Регулярное выполнение таких упражнений поможет закрепить правильное произношение шипящих звуков в речи. Важно контролировать четкость артикуляции и исправлять ошибки.

Типичные ошибки при постановке шипящих звуков и способы их устранения

При постановке звуков Ш, Щ, Ч могут возникать определенные трудности. Рассмотрим наиболее распространенные ошибки и способы их исправления:

Межзубное произношение

Ошибка: Язык просовывается между зубами при произнесении звука.

Исправление: Выполнять упражнение «Чашечка», контролировать положение языка за верхними зубами.

Боковое произношение

Ошибка: Воздушная струя идет сбоку, а не посередине языка.

Исправление: Использовать упражнение «Фокус», направляя воздушную струю по центру языка.

Горловое произношение

Ошибка: Звук образуется в глубине ротовой полости, напоминая легкое покашливание.


Исправление: Выполнять упражнения для переднеязычной артикуляции — «Грибок», «Гармошка».

Замена Щ на Сь или Ш

Ошибка: Вместо Щ ребенок произносит Сь или Ш.

Исправление: Отрабатывать мягкость произношения, использовать слоги щи-щи-щи.

При возникновении стойких ошибок рекомендуется обратиться к логопеду для корректировки индивидуальной программы постановки звуков. Важно не закреплять неправильное произношение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *