Регламент роспотребнадзора по выдаче санэпидзаключений: Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) от 18 июля 2012 г. N 775 г. Москва «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиоло гических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испыта ний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиоло гических заключений»

Роспотребнадзор

Содержание

При выдаче санэпидзаключений при осуществлении фармдеятельности не допустимо требовать документы, не предусмотренные законодательством » Фармвестник

Также Роспотребнадзор напоминает, что с вступлением с 21.10.2011 Федерального закона от 19.07.2011 № 248-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании», были исключены отдельные виды деятельности, обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии на которые является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления данных видов деятельности.

В целях лицензирования с указанной даты возможна выдача санитарно-эпидемиологических заключений при осуществлении следующих видов деятельности:

— медицинская и фармацевтическая деятельность;

— деятельность в области обращения с ядерными материалами и радиоактивными веществами;

— деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I — IV класса опасности;

— образовательная деятельность.

Роспотребнадзор обращает особое внимание, что специальные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, устанавливающие требования к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, оборудованию и иному имуществу, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления лицензируемого вида деятельности, не утверждены.

Поэтому, в случае если предприятие, осуществляющее фармдеятельность, находится в помещении жилого дома, управлениями Роспотребнадзора по субъектам РФ проводится санитарно-эпидемиологическое обследование помещений с целью установления их соответствия (несоответствия) требованиям п. 3.4, 3.6  СанПиН 2.1.2.1002—00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям», в соответствии с которыми в жилых зданиях не допускается размещение объектов общественного назначения, оказывающих вредное воздействие на человека. При размещении в жилом здании помещений общественного назначения, инженерного оборудования и коммуникаций должно быть обеспечено соблюдение гигиенических нормативов, в том числе по шумозащищенности жилых помещений.

При осуществлении фармдеятельности в отдельно стоящих зданиях, сооружениях, санитарно-эпидемиологическое обследование помещений проводится на соответствие их СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278—03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению общественных и жилых зданий», СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений», СанПиН 2.1.4.1074—01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», СанПиН 2.2.4/2.1.8.562—96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки».

 

Санитарно-эпидемиологический надзор, СЭЗ, гигиенический сертификат

Санитарно-эпидемиологический надзор – это деятельность по пресечению и предупреждению нарушений требований санэпидемиологического благополучия. На продукцию, подлежащую санэпиднадзору, оформляется свидетельство о госрегистрации продукции. Оформление санитарно-эпидемиологических заключений (СЭЗ, гигиенических сертификатов) больше не ведется.

Санитарно-эпидемиологический надзор в России

Отмена санитарно-эпидемиологических заключений 

Органы санитарно-эпидемиологического надзора

Товары, подлежащие санитарно-эпидемиологическому надзору

Санитарно-эпидемиологический надзор в России

Нормативными актами, регламентирующими осуществление санэпиднадзора за подконтрольной продукцией в Таможенном союзе и, в частности, Российской Федерации, является Положение о порядке его проведения (Решение КТС № 299 от 28.05.2010), Соглашение по санитарным мерам, а также Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования, действующие СанПиН и некоторые другие документы.

До 1.07.2010 (начала действия Таможенного союза) для подтверждения соответствия продукции санитарно-эпидемиологическим нормативам выдавалось СЭЗ. После названной даты, в связи с вступлением в силу новых правил по оценке качества и санитарной безопасности продукции, выдача санитарно-эпидемиологических заключений была отменена. Те СЭЗ, которые были оформлены до отмены, разрешалось применять до 1.01.2012. Но согласно последним законодательным изменениям (Решение КТС № 888 от 9.12.2011) этот срок отложен до вступления в силу  соответствующих техрегламентов (если, конечно же, срок действия СЭЗ не истечет к тому времени). Вот только действуют санэпидзаключения, оформленные до образования ТС, исключительно на территории выдавшего их государства.

Отмена санитарно-эпидемиологических заключений

Указанная отмена выдачи СЭЗ не означает отмену самого надзора. Сегодня документом, который должен быть получен на товары, подлежащие санэпидконтролю, является свидетельство о государственной регистрации продукции. Оно оформляется по Единой форме Таможенного союза и, как и ранее СЭЗ, выдается Роспотребнадзором либо его территориальными органами.

Органы санитарно-эпидемиологического надзора

Органом, осуществляющим в России государственный надзор за соблюдением санитарно-эпидемиологических и гигиенических норм и требований, является созданная в 2004 году Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (официальное сокращение – Роспотребнадзор).

В полномочия службы входит выдача свидетельств о госрегистрации и СЭЗ на соответствующие товары, аккредитация определенных испытательных центров, гармонизация Единых санитарных требований Таможенного союза с международными стандартами и т.д.

Товары, подлежащие санитарно-эпидемиологическому надзору

Что касается наименований продукции, для которых предусмотрен обязательный санитарно-эпидемиологический контроль и необходимость соответствия Единым требованиям, то все они изложены в Едином перечне товаров, подлежащих санэпиднадзору на территории и таможенной границе ТС. К таковым товарам относятся:

  • пищевые продукты;
  • детские товары;
  • парфюмерно-косметические средства;
  • оборудование, материалы и реагенты для водоподготовки и водоочистки;
  • электротехника, продукция приборо- и машиностроения;
  • бытовая химия, лакокрасочные материалы;
  • изделия полиграфической промышленности и др.

Получение санитарно-эпидемиологического заключения Роспотребнадзора в 2020 году

Нормативная база

Приказ Роспотребнадзора №775 от 18.07.2012 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений»

Приказ Роспотребнадзора №224 от 19.07.2007 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок»

Что говорит законодательство

Соответствие товаров и услуг санитарным нормам и правилам РФ определяется гигиеническим сертификатом, который обязан получить предприниматель на основании закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии…» от 30. 03.1999. Перечень видов продукции, подлежащих экспертизе, утвержден Приказом Роспотребнадзора №224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах…» от 19.07.2007.

Выдача санитарно-эпидемиологических сертификатов осуществляется с учетом положений Административного регламента, утвержденного Приказом Роспотребнадзора №775 от 18.07.2012. Соответствие условий отдыха детей государственным гигиеническим и санитарным нормам определяется ст. 28 Закона №52-ФЗ.

Получение санитарно-эпидемиологического заключения на проектную документацию регламентируется ст. 42 Закона №52-ФЗ. Санитарно-эпидемиологический сертификат на пищевые продукты, средства гигиены, бытовую химию, учебники, стройматериалы и другие товары контролирующие органы требуют на основании пп. 1, 2 Приложения № 2 к Приказу Роспотребнадзора №224.

Оформление санэпидзаключения на оборудование и помещение необходимо в соответствии со ст. 40 Закона 52-ФЗ при лицензировании образовательной, медицинской, фармацевтической деятельности, организации детского отдыха, работы с отходами, представляющими опасность для здоровья и жизни людей, и радиоактивными веществами.

Кто обязан иметь санитарно-эпидемиологическое заключение (СЭЗ)

Прохождение экспертизы и получение санитарно-эпидемиологического заключения в Роспотребнадзоре является необходимой процедурой для кафе и ресторанов, автосалонов, ветклиник, медицинских учреждений и аптек, парикмахерских, магазинов, спортивных комплексов и предприятий, занимающихся утилизацией отходов. Оформлять заключение СЭС на образовательную деятельность (соответствие зданий, строений, помещений, используемых для ведения образовательной деятельности, требованиям СанПиН) следует всем образовательным учреждениям, независимо от формы собственности.

Какие документы нужны для подготовки заключения

Для получения санитарно-эпидемиологического заключения на продукцию предприниматель представляет в Роспотребнадзор:

  1. Учредительный договор, устав, регистрационное свидетельство, ОГРН, свидетельство, подтверждающее присвоение ИНН.
  2. Санитарный паспорт объекта, договоры на санобработку и вывоз мусора.
  3. Банковские реквизиты.
  4. Технические условия или ГОСТ.
  5. Сертификаты на сырье.
  6. Документ, подтверждающий право собственности на занимаемое помещение, или договор аренды.
  7. Проекты канализации и вентиляции.
  8. Другие бумаги, перечень которых зависит от специфики деятельности предприятия.

Чтобы оформить СЭЗ, предприятиям торговли продовольственными и непродовольственными товарами потребуются договоры на поставку и сертификаты. Предприниматели, занимающиеся автотранспортными средствами и автозапчастями, представляют сертификаты на запчасти и договоры на утилизацию пришедших в негодность аккумуляторов, нефтепродуктов, люминесцентных ламп.

Для получения санитарно-эпидемиологического заключения на медицинскую деятельность в рамках салонов красоты и парикмахерских дополнительно подготовьте:

  1. Бумаги, подтверждающие приобретение оборудования для стерилизации.
  2. Договоры на утилизацию биологических отходов и одноразовых шприцев.
  3. Журнал расхода дезинфицирующих средств.
  4. Если помещение было перепрофилировано, потребуется документ, подтверждающий это.

При оформлении санитарно-эпидемиологического заключения на образовательную деятельность помимо общего пакета потребуется план с указанием площади каждого помещения, где размещено оборудование, учредительный договор, штатное расписание, устав, сертификаты, дипломы, медицинские книжки учителей, заключение СЭС о соответствии помещений санитарным нормам.

Предприятия общепита для оформления гигиенического сертификата подают в Роспотребнадзор ассортиментный перечень, сертификат общественного питания, заключение по технологическому процессу, страховку и журнал расхода дезинфицирующих средств.

Как получить СЭЗ

Для получения санитарно-эпидемиологического заключения:

  • подготовьте необходимые документы;
  • оформите заявку в Роспотребнадзоре лично, почтой или через Госуслуги;
  • во время визита проверяющих предъявите документацию, предоставьте доступ в помещения, которые необходимо осмотреть, и сообщите затребованные инспектором данные о сотрудниках.

В процессе проведения экспертизы оцениваются представленные предпринимателем бумаги, проводятся инструментальные и лабораторные исследования полученных образцов, проверяются условия производства. На основании рассмотренных документов и протоколов испытаний оформляется гигиенический сертификат.

Образец заявления на получение санитарно-эпидемиологической экспертизы

Срок действия СЭЗ

Срок действия санитарно-эпидемиологического заключения зависит от его разновидности:

  1. На работы и услуги (кроме сезонных) — бессрочно.
  2. На продукцию — 5 лет. Но на опытную партию — не более года.
  3. На проектную документацию — бессрочно. В случае обоснованной необходимости срок действия документа ограничивается.
  4. Гигиенический сертификат на лом цветных и черных металлов остается в силе 1 год.
  5. На организацию детского отдыха — 1 год.

Экспертное заключение | Ростест Латвия

Экспертное заключение — документ, подтверждающий санитарную безопасность товаров. С 2010 года начали выдавать вместо так называемых гигиенических сертификатов — санитарно-эпидемиологическое заключение.

Продукция, по которой вы хотите дать заключение, внесена в перечень согласно Решению Комиссии Таможенного союза от 28.05.10 № 299. К Решению прилагаются два списка: один из них — перечень объектов технического правила, по которым выдается заключение, а во втором — те, которые могут быть предъявлены в апелляционном порядке со свидетельством о государственной регистрации.Таким образом, производители выдали заключение добровольно, а сертификат — в обязательном порядке.

Добровольная регистрация экспертных заключений — возможность увеличения продаж продукции на рынке Российской Федерации и Таможенного союза. Экспортируя продукцию из Латвии, в большинстве случаев решаются на санитарную экспертизу — это повышает доверие к продукту со стороны проверяющих органов и потребителей.

Как получить экспертное заключение

Выдать заключение по санитарной безопасности могут подразделения Роспотребнадзора и органы по сертификации, получившие соответствующую аккредитацию.

Санитарная экспертиза предусматривает проверку документов, исследование продукции в лаборатории, инспекционный надзор за санитарными условиями производства (в случаях, когда это требуется по закону).

Документы должны быть представлены экспертам для проверки деятельности предприятия, идентификации продукции, отнесения ее к объектам технического регулирования, которые могут быть выданы без обязательного заключения государственной регистрации. Если обнаруживается, что продукция подлежит государственной регистрации, эта процедура проводится в первую очередь, а после этого по запросу производителя выдается заключение.

Перечень документов, необходимых для санитарного надзора

Производитель или поставщик товаров, подлежащих экспертизе, должен предоставить следующие документы в филиал Роспотребнадзора или удостоверяющий центр:

  • регистрационные и учредительные документы;
  • Ранее выданных гигиенических сертификатов
  • ;
  • информация о производителе и счет-фактура, по которому производилась отгрузка — обслуживается, если экспертизу сдал поставщик, а не производитель;
  • документов, подтверждающих удовлетворительное санитарное состояние производственных помещений;
  • техническая документация, в которой есть описание самого товара и процесса его изготовления;
  • прочие документы, подтверждающие санитарную безопасность, при их наличии у производителя или поставщика.

Чтобы заказать экспертизу , нет необходимости ехать в Россию, в Роспотребнадзор. Если вы экспортируете в Россию или Таможенный союз, обращайтесь в «Ростест Латвия»:

  • оказываем консультационные услуги;
  • выдать санитарный надзор, свидетельство о государственной регистрации;
  • выдавать сертификаты / декларацию соответствия;
  • поможет оформить другие разрешительные документы для экспортных поставок.

Заявку на прохождение санитарной экспертизы вы можете подать в один из наших латвийских или российских офисов, по электронной почте или онлайн на нашем сайте.

Статьи по теме
Маркировка ЕАС
Маркировка

EAC — это знак соответствия, наносимый на продукцию (или упаковку, этикетку, нормативные документы) для обозначения утверждения продукта в соответствии с требованиями, установленными законом. Помимо безопасности и качества …

Государственный стандарт на дыни и арбузы

Росстандарт (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии) недавно выпустил два новых национальных стандарта.Это ГОСТ 7177-2015 и ГОСТ 7178-2015. Эти стандарты определяют требования и правила для дынь …

Радиосвязь и навигация — Робототехника и IT

СанПиН ПРТО

на размещение и ввод в эксплуатацию требований ПРТО, установленных в соответствии с СанПиН 2.1.8 / 2.2.4.1383-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации радиопередающих средств». пункт 3.7 настоящих Санитарных правил допускало согласование проектной документации на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение реконструируемого ПРТО при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их требованиям указанных Санитарных правил.

Санитарно-эпидемиологическая экспертиза и выдача санитарно-эпидемиологических заключений на средства наземного передвижного радиопередатчика и стационарную радиоаппаратуру как изделие без привязки к местности не предусмотрены и не проводятся.

Для получения санитарно-эпидемиологического заключения на проживание ПРТО необходимо подавать в Роспотребнадзор по адресу:

.
  1. Заявление на имя главного государственного санитарного врача города для получения санитарно-эпидемиологического заключения.
  2. Доверенность на представительство в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ с изменениями от 06.04.2011., Часть 1, глава 10.
  3. Заключение по результатам экспертизы проектной документации на размещение ПРТО.

Экспертиза проводится должностными лицами, органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора, экспертами и экспертными организациями, аккредитованными в установленном порядке в соответствии со статьей 42 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ » О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения »в редакции от 19.07.2011.

Санитарно-эпидемиологическое заключение на проектную документацию выдано Управлением Роспотребнадзора по г. Москве по форме № 303-00-1 / у, утвержденной приказом Минздрава РФ № 27.10.2000 № 381 «О формах нормативных документов, используемых центрами ГСЭН» (зарегистрирован в Минюсте России 03.11.2000 № 2438).

На втором этапе после установки передающего радиооборудования проводились контрольные измерения интенсивности электромагнитного излучения (далее — сейчас) в соответствии с требованиями п. 4.2.2. СанПин 2.1.8 / 2.2.4.1383-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации радиопередающих средств». Измерения проводятся в центрах гигиены и эпидемиологии на территории Российской Федерации, а также в организациях, аккредитованных в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в редакции от 19. 07.2011 г. продукция промышленного назначения — технического назначения, при использовании (применении) которой требуется лицо, принимающее непосредственное участие, оно не должно быть вредным для людей и окружающей среды, по свойствам и характеристикам должно соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.

После установления соответствия фактическим санитарно-эпидемиологическим требованиям электромагнитной обстановки работу ПРТО координирует главный государственный санитарный врач города или его заместитель.Согласование осуществляется письмом на фирменном бланке Управления Роспотребнадзора по городу, при этом информационные перечни и спецификации должны быть указаны ПРТО, изложенные в Приложении № 3 HIS 4.3.2320-08.

В случае несоблюдения действительной электромагнитной обстановки санитарно-эпидемиологическим требованиям юридического лица, индивидуального предпринимателя или гражданина, эксплуатирующего ПРТО, направляется уведомление в трехдневный срок с момента обнаружения несоблюдения. Работа такого объекта непоследовательна.

В соответствии с приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224 «О санитарно-эпидемиологической экспертизе, обследованиях, исследованиях, испытаниях, токсикологических, гигиенических и других видах оценок» срок проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы по запросу гражданин, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо не может превышать двух месяцев.

Гигиенический сертификат — Global Rus Trade

Раньше гигиенический сертификат (иначе называемый санитарно-эпидемиологическим заключением) был документом, подтверждающим соответствие продукции утвержденным санитарным правилам и гигиеническим нормам.Однако с 01.07.2010 выдача данного документа отменена в связи с изменениями в законодательстве Российской Федерации.

Теперь вместо этого документа на товары, включенные в перечень товаров, подлежащих государственной регистрации, будет выдаваться свидетельство о государственной регистрации (СГС), а на товары, не включенные в этот перечень, — экспертное заключение Роспотребнадзора.

Свидетельство о государственной регистрации действительно в каждом государстве, входящем в Таможенный союз. Правила выдачи данного разрешения регулируются Постановлением КТС, зарегистрированным под номерами 299.

Продукция, подлежащая гигиенической сертификации:

Без участия специалистов вопрос о необходимости выдачи свидетельства о государственной регистрации (СГР) не может быть решен однозначно.

С одной стороны, его основное предназначение — подтверждение безопасности продуктов, контактирующих с человеческим телом, поэтому этот документ должен быть оформлен на этот продукт.

Следовательно, свидетельство о государственной регистрации (SGS) должно быть оформлено при запуске товаров в серийное производство, контракте на закупку товаров за рубежом, открытии торговой точки, использовании материалов, не сертифицированных ранее, таможенном оформление грузов и др.производятся.

С другой стороны, список продуктов, для которых требуется SGS, не имеет четкой ссылки на Общероссийский классификатор продуктов. Некоторые товары подлежат такому виду проверки только в том случае, если это предусмотрено Техническим регламентом Таможенного союза, согласно которому они сертифицированы.

Например, такой сертификат будет

* некоторые товары для детей,

* парфюмерно-косметические отдельные группы,

* оборудование для коммунального водоснабжения,

* Некоторые упаковочные материалы и прочее.

В любом случае конструкция ГДР требует тщательной и тщательной проверки

* Сам товар,

* условия его производства,

* технические условия,

* Испытания продукции в специализированной лаборатории,

* составление протоколов испытаний и др.

Мнение эксперта:

На товары, не нуждающиеся в оформлении СГС, можно оформить экспертное заключение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей.Он поможет привлечь потребителей, повысит их доверие и, как любой другой добровольный сертификат, будет способствовать получению крупных заказов или государственных тендеров.

Оформление экспертного заключения предусматривает проведение ряда проверок товаров, заявленных предпринимателем.

Правила регистрации:

Свидетельство о государственной регистрации должно быть оформлено до начала обязательной сертификации товара.

Такое разрешение выдают специалисты региональных удостоверяющих центров, аккредитованных на гигиеническую сертификацию.

Предпринимателю, обратившемуся в центр, необходимо будет предоставить некоторые документы и образцы продукции.

Оформить СГР или экспертное заключение можно, обратившись в удостоверяющий центр Росстандарта.

У нас есть возможность заказать указанные выше документы не только на отдельные виды товаров (на 5 лет), но и на опытную партию (на 1 год) и техническую документацию (бессрочно).

Экспертное заключение Роспотребнадзора по Таможенному союзу России, Казахстана или Беларуси.Технический регламент Таможенного союза.

Экспертное заключение (СЭС): документ, заменяющий Санитарно-эпидемиологическое заключение. Он может быть выдан производителю из Евразийского союза (Россия, Беларусь, Казахстан) либо иностранному производителю или импортеру. Экспертизу необходимо оформлять на специальном листе, защищенном с обеих сторон голограммой. В дополнение к заключению клиенты могут запросить официальное письмо из Аудиторской службы Федерации по вопросу «Соответствие продукции Единому санитарному Евразийскому Союзу (Россия, Беларусь, Казахстан)» Экспертиза включает:
  • Наименование товара, данные;
  • Информация о производителе;
  • Область применения продукта;
  • Условия использования;
  • Санитарно-гигиеническая характеристика товаров;
  • Сертификат соответствия продукции Таможенному союзу
  • Информация об исследовательском центре
  • Информация о сроке исследования и сроке выдачи заключения
  • Сведения об исследовательской комиссии, точные данные о персонале, проводящем исследование.
Между этими документами есть некоторые различия. Санитарно-эпидемиологический сертификат выдан сроком на 5 лет, заменяющее его экспертное заключение — без даты, выдается на срок действия договора или на товар. Экспертное заключение Роспотребнадзора является добровольным, то есть производитель самостоятельно решает, есть ли необходимость в его получении для продукции. На самом деле рекомендуется получить ЕС, поскольку он может потребоваться на границе на таможне или при реализации продукта на рынке, когда возникают вопросы о качестве.

Необходимо предоставить Экспертное заключение Роспотребнадзора в случае повреждения упаковки при транспортировке; товар будет храниться позже; при появлении компрометирующей информации или несогласованности информации между продуктом и документацией. Иногда таможенные органы требуют от производителя предоставить документ, основываясь на неточностях или неточностях. Это случается редко, потому что каждый крупный производитель, заботящийся об эффективности процесса и репутации, заранее следит за тем, чтобы эта документация была на месте.

Экспертное заключение Роспотребнадзора включает продукцию, подпадающую под санитарно-эпидемиологический контроль, в том числе.

% page_title% | SEVTEST.RU

Отмена санитарно-эпидемиологическое заключение ( ОЭЗ) произошло 28 мая 2010 года в связи с вступлением Российской Федерации в Таможенный союз. На смену санитарно-эпидемиологическому заключению пришла государственная регистрация продукции.

Полный перечень продукции, подлежащей обязательной государственной регистрации, регулирует «Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза», утвержденный решением № 299 Таможенного союза. Союз.

Свидетельство о государственной регистрации — документ, подтверждающий соответствие продукции санитарно-эпидемиологическим и санитарным нормам, требованиям и правилам.

Регистрация в государстве, подлежащем регистрации:
— Минеральная вода и вода в бутылках
— Спирт
— Безалкогольные напитки
— Косметика
— Товары для дома
— Товары и материалы, предназначенные для контакта с пищевыми продуктами
— Предметы личной гигиены
— Товары для детей
— Краски, эмали, мастики и др.
— Дезинфицирующие средства
— Потенциально опасные химические и биологические вещества

Процедура прохождения государственной регистрации сложна и проходит поэтапно. В первую очередь орган по сертификации должен изучить документы и протоколы проведенных лабораторных исследований. Далее, после принятия Роспотребнадзором решения о выдаче свидетельства о государственной регистрации, информация вносится в Государственный реестр продукции, прошедшей государственную регистрацию. После этого происходит выдача свидетельства о государственной регистрации.

Следует отметить, что сертификационный документ действует не только в России, но и во всех странах Таможенного союза — Республике Беларусь и Республике Казахстан.

Документы, необходимые для получения свидетельства о государственной регистрации отечественного производства:
— Заявление на
— Свидетельство БИН, ИНН, письмо Госкомстата
— Техническая документация
— Санитарно-эпидемиологическое заключение
— Проекты постановлений, рекомендаций по применению, хранение, транспортировка
— Этикетка потребителя
— Протоколы проведенных лабораторных исследований и заключения экспертизы
— Доверенность на проведение и прием
— Акты отбора проб

Документы, необходимые для получения свидетельства о государственной регистрации на ввозимую продукцию:
— Документы, удостоверяющие безопасность продукции для человека
— Документы, подлежащие производству
— Потребительская этикетка или ее проект
— Акты отбора проб
— Протоколы проведенных лабораторий испытания и заключения экспертов
— Проект инструкции по применению, транспортировке, хранению, применению
— Доверенность на ведение и получение
— Иностранные сертификаты (при наличии)

Все документы, представленные на иностранном языке, должны сопровождаться нотариально заверенным переводом. Также мы не можем предоставить оригиналы документов и копии, заверенные нотариально.

Заседание Государственного совета по вопросам экологического развития России для будущих поколений

Выдержки из стенограммы заседания Госсовета

Президент России Путин: Уважаемые коллеги, добрый день,

.

В нашу повестку дня сегодня входит задача постепенного перехода России к модели устойчивого развития, не просто устойчивого развития, но экологически устойчивого развития.Хочу подчеркнуть, что мы обсуждаем экономическое развитие, но с акцентом на экологические проблемы.

Этот вопрос имеет решающее значение, прежде всего, для повышения эффективности национальной экономики, с одной стороны, и в то же время для улучшения качества жизни наших людей и реализации потенциала наших регионов, с другой.

Напомню, что 2017 год объявлен Годом окружающей среды, а защита окружающей среды включена в недавно утвержденную Национальную стратегию развития науки и технологий в качестве приоритета.

Понятно, что это политика на длительный срок — на ближайшие 20, 30 лет и более. Но, если мы не начнем двигаться, мы будем вечно ходить кругами, жаловаться на то, что у нас недостаточно денег для решения текущих проблем, и мы никогда не дойдем до стратегических вопросов. Мы не можем больше откладывать это.

Еще хочу подчеркнуть, что огромный, без преувеличения, огромный ресурсный потенциал России имеет поистине планетарное значение.Наша страна обладает огромными запасами пресной воды и лесов, а также большим биоразнообразием; он служит экологическим донором для всего мира, обеспечивая ему почти 10 процентов устойчивости биосферы.

Еще в начале 20 века Владимир Вернадский предупреждал, что наступит время, когда людям придется взять на себя ответственность за человеческое и экологическое развитие. Несомненно, это время пришло. Человечество уже в огромном долгу перед окружающей средой и продолжает испытывать ее пределы, что сказывается на людях. Хотя я бы предпочел не говорить об этом, я вынужден сказать, что загрязнение воздуха внутри и снаружи помещений уносит жизни от 7 до 8 миллионов человек ежегодно. Это зловещие и тревожные цифры. Это имеет прямое отношение к нашей стране. В ряде областей экологический стресс достиг критической точки. Это обходится нашей экономике в 6 процентов ВВП ежегодно или до 15 процентов, если учесть затраты на здравоохранение.

Хочу выделить некоторые из наиболее актуальных экологических проблем, которые необходимо решить в первую очередь.Достижение значительного сокращения выбросов вредных веществ в воздух, воду и почву является важной задачей. Это можно сделать путем переоснащения промышленности и внедрения наилучших доступных технологий. Ряд крупных корпораций уже запустили программы по охране окружающей среды. Однако мы также осознаем тот факт, что не все компании уделяют должное внимание этим вопросам.

Конечно, как я сказал в начале, это требует инвестиций, но мы должны понимать, что экологически чистые технологии являются не только приоритетом, но и приносят ощутимые экономические выгоды. Ожидаю, что бизнес-сообщество прислушается к моим словам: внедрение этой технологии не должно откладываться. Мы не можем долго откладывать эти вопросы на второй план. Было решено откатить некоторые инициативы, о чем я объясню позже, но дальнейших корректировок не будет. Позвольте мне добавить, что внедрение наилучших доступных технологий может послужить российским компаниям и экономике в целом мощным стимулом для повышения производительности и конкурентоспособности.

Я хотел бы обратиться к министерствам и ведомствам, отвечающим за выпуск норм и правил, касающихся такой технологии: вы должны убедиться, что они выпускаются своевременно и с учетом того, что компаниям нужны разумные сроки для их внедрения, что означает, что нормы и правила следует выпускать заблаговременно.Повторяю, нельзя оставлять этот вопрос на второй план.

Ситуация с вредными выбросами остается критической. Половина населения города дышит сильно загрязненным воздухом. Транспортные средства, как личные, так и общественные, составляют от 50 до 90 процентов. Значительная часть открытой воды классифицируется как загрязненная или чрезвычайно загрязненная. Семь процентов жителей не имеют доступа к качественной питьевой воде. Состояние почвы ухудшается практически во всех регионах.Если мы продолжим ограничивать решение половинными мерами и уделять приоритетное внимание другим целям, выбросы и парниковые газы достигнут критического уровня к 2050 году. Мы очень хорошо понимаем, что это означает. Это означает, что мы оставим будущим поколениям среду, непригодную для жизни. Следовательно, мы должны сократить загрязнение и выбросы как минимум на 50 процентов.

Экологическое просвещение и осведомленность — важная область для улучшения. Пока термин «экологическое образование» законом не закреплен.Данные о загрязнении окружающей среды скудны и исчезают в различных ведомствах, тогда как сводные оценки загрязнения воздуха рассчитываются для крупных городов только в 12 регионах России. Эти препятствия затрудняют общенациональный экологический мониторинг, не говоря уже о долгосрочных прогнозах. Хотел бы сегодня услышать, что, по вашему мнению, нужно сделать, чтобы изменить ситуацию.

Еще одна важная задача — переработка промышленных и бытовых отходов, объем которых сейчас составляет более 30 миллиардов тонн.Вывоз мусора осуществляется без порядка, полигоны занимают почти 48 000 га. Как известно, законом введены строгие правила утилизации и обращения с бытовыми отходами; однако дата вступления в силу была перенесена. Хотелось бы услышать о составлении необходимых документов и о том, что сделано для того, чтобы общественность больше узнала об этом нововведении.

Хочу, чтобы докладчики уделили особое внимание переработке отходов повышенного риска.

Более того, и об этом всегда упоминается в различных заявлениях на эту тему, а также в Послании в этом году [Федеральному собранию], физические и общественные организации должны активно участвовать в социальных проектах, в том числе в решении экологических проблем. Как я уже сказал, чиновники не должны прятаться от людей в своих офисах. Очевидно, что общественность хочет и имеет право принимать участие в экологических, образовательных и других конкретных действиях, направленных на улучшение качества своей жизни и благоустройство своих дворов, парков и скверов. Я просто убежден, что доверие к общественным инициативам, а также диалог и партнерство с общественными организациями очень важны для развития в стране экологической культуры высокого уровня.

Прошу господина Иванова, председателя Оргкомитета Года окружающей среды в России, взять на себя ответственность за экологические проекты с участием волонтеров, в том числе из Русского географического общества (РГО) и других ассоциаций.

Коллеги, я затронул лишь некоторые из многих вопросов, требующих нашего внимания. Думаю, они будут обсуждаться в других докладах и выступлениях. Я имею в виду такие вопросы, как энергосбережение, сохранение лесов, воды, уникальных природных объектов и редких видов флоры и фауны. Также необходимо осуществлять программы энергосбережения и восстановления окружающей среды на национальных объектах, таких как река Волга, озеро Байкал и Телецкое озеро на Алтае.

Прошу докладчиков сконцентрироваться на мерах и предложениях по улучшению ситуации, которые мы можем и должны реализовать в ближайшее время.

Г-н Дубровский, пожалуйста.

Челябинской области Губернатор Борис Дубровский: Г-н Председатель, коллеги,

Центральный вопрос заседания Госсовета — экологическое развитие России в интересах будущих поколений — вызвал большой интерес среди ученых и экспертов, а также широкого круга специалистов.При подготовке отчета мы проанализировали влияние глобальных экологических проблем на развитие России и перечислили некоторые внутренние экологические проблемы. Отчет обосновывает переход к экологически безопасному устойчивому развитию в качестве национального стратегического приоритета.

Благополучие нынешнего и будущих поколений может быть обеспечено только за счет эффективного использования природных ресурсов. Сама идея не нова, как отметил в своем выступлении Президент, и родом из России.Термин «устойчивое развитие» почти сто лет назад ввел наш великий земляк, ученый Владимир Вернадский. Концепция ясна и проста: человечество не может существовать в противовес природе, поскольку оно является ее неотъемлемой частью. Мы также должны честно признать, что ни сегодня, ни в обозримом будущем мы не сможем обойтись без природных ресурсов. Но мы должны четко понимать способы измерения нашего природного капитала. Весь мир ищет новую шкалу для этих измерений.Я считаю, что Россия должна опередить остальной мир в этой задаче.

Со времен Адама Смита природные ресурсы оценивались с точки зрения степени их вовлеченности в экономику. Даже осознавая экологические пределы роста, мы продолжаем оценивать уровни развития с помощью стандартных показателей. Одним из этих ключевых показателей является рост ВВП, который в основном показывает только скорость, с которой природный капитал превращается в физический капитал, без учета социальных и экологических последствий.Это влияние может быть отрицательным. Думаю, уместно сравнить это с двойной бухгалтерией, которая используется с 15 века. Мы можем применить это к нашей теме следующим образом: человечество имеет природный капитал, или обязательства, и человеческий капитал, или активы. Наша цель — превратить пассивы в активы с минимальными потерями, то есть использовать природные ресурсы для увеличения человеческого капитала.

В нашем отчете мы обосновали необходимость добавления других количественных показателей помимо валового внутреннего продукта для отражения устойчивого развития.Нам необходимо будет сформировать систему национальных счетов для оценки состояния окружающей среды и стоимости экологических выгод. Это должно быть учтено в документах по стратегическому планированию и должно позволить нам реально управлять процессами. Мы считаем, что такая система планирования усилит роль России в решении глобальных экологических проблем, как Вы, господин Президент, сказали в своем выступлении.

Коллеги, работая над отчетом, мы сочли полезным подняться до академического уровня, потому что большие вещи лучше всего видно на расстоянии.Это помогло нам систематически сосредоточиться на конкретных вопросах, которые сегодня волнуют большинство людей, начиная с наиболее актуальных: качество воздуха и питьевой воды, удаление бытовых отходов, уменьшение ущерба окружающей среде и сохранение существующих природных ландшафтов. .

Статья 42 Конституции РФ закрепляет право на здоровую окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и компенсацию ущерба, нанесенного здоровью или имуществу в результате экологических нарушений.

Как мы видим, есть три основных компонента, каждый из которых требует большой работы. Авторы отчета предложили пакет решений для достижения этой комплексной цели в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Он включает поправки к существующему законодательству, регулирующему природные ресурсы и защиту окружающей среды; многоуровневая система поощрений; строительство чистой промышленности — в том числе за счет использования специальных маркетинговых инструментов; комплекс мер по развитию возобновляемых источников энергии; новые требования к экологическому образованию; и эффективные механизмы взаимодействия с гражданским обществом.Предложения включают в себя масштабные и во многом взаимосвязанные усилия, которые не могут уместиться в так называемых простых решениях.

Алгоритм реализации предложенных мероприятий подробно представлен в отчете. Коротко коснусь ключевых вопросов.

Во-первых, необходимо контролировать качество воздуха. С 2000 года не было зафиксировано ощутимого снижения загрязнения воздуха в промышленных городах. Это указывает на то, что мы исчерпали потенциал существующей модели управления атмосферным воздухом и должны искать другие подходы.

Такие инструменты существуют, и вот они. Было высказано предположение, что нам необходимо оценить совокупное влияние всех загрязняющих веществ в городе, провести сводную оценку максимально допустимых выбросов и на основе этого определить допустимый вклад каждого загрязняющего вещества в стандартное качество воздуха в данном жилом помещении. площадь. Компании будут исходить из этого вклада или квоты при разработке конкретных программ и технических решений. Цель — снизить уровень загрязнения воздуха в городах.

Также необходимо одновременно определить квоты трафика. Муниципальные и региональные власти будут нести ответственность за отслеживание этого. Им необходимо определить инструменты воздействия на это, в первую очередь, пути развития общественного транспорта, перехода на экологически безопасный транспорт, современные градостроительные решения по регулированию движения.

Эффективность таких методов контроля воздуха легко определить, измерив снижение концентрации вредных веществ в воздухе жилых кварталов. Существующие системы мониторинга Росгидромета (Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды) и Роспотребнадзора (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) будут предоставлять данные, необходимые для принятия управленческих решений. Степень удовлетворения потребностей населения в свежем воздухе будет основным показателем эффективности этих совместных усилий и, следовательно, может считаться признаком устойчивого развития.

В отчете предлагается использовать все эти инструменты.Перечислю их еще раз: комбинированная оценка загрязнения, квоты концентрации загрязняющих веществ и мониторинг воздуха в жилых кварталах как основа для управленческих решений по законодательным и нормативным актам. Это позволит нам поставить перед властями и промышленными предприятиями вполне практические задачи. Предлагаю выбрать пилотные регионы для апробации этих мер и сразу скажу, что Челябинская область готова стать пионером этого. Надеемся, это придаст новый импульс нашему развитию.

По нашему опыту, мы часто сталкиваемся с растущими общественными и экологическими рисками в рамках крупных инвестиционных проектов. Мы считаем, что комплексная оценка воздействия таких проектов на окружающую среду на начальном этапе их реализации позволит сбалансировать интересы бизнеса и общества. Четкие и прозрачные механизмы государственной экологической экспертизы должны облегчить этот процесс.

Следующая проблема — сокращение площади земель, которые должны обеспечивать нужды нынешнего и будущих поколений.Уже потеряна треть плодородной почвы планеты. В России его доля составляет 7 процентов. Но все мы понимаем, что это не повод бездействовать. Процесс потери почвы ускоряется, и все больше земли используется для целей, не связанных с возделыванием, для производства, а также промышленных отходов и свалки.

Как вы сказали, г-н президент, неконтролируемое использование (1-го и 2-го класса) опасные отходы, которые могут быть равнозначны химическим оружием, особенно тревожный. Его утилизация должна регулироваться особыми требованиями безопасности человека и предотвращения возможных террористических угроз. Мы считаем, что в этой сфере необходимо в первую очередь внедрить высокотехнологичные механизмы контроля транспорта и лучшие технологии переработки. Надеюсь, господин Донской более подробно осветит эту тему.

Кратко остановлюсь на бытовых отходах, их уже нельзя откладывать. Регионы в разной степени подготовлены к новой системе утилизации мусора.

В регионах эта проблема стоит в разной степени. Принятое решение предоставить региональным властям возможность решать, когда вводить новую систему в течение определенного переходного периода, отвечает интересам зеленой экономики и является достаточно реалистичным. Люди должны быть готовы к использованию этой системы, и местные власти должны подготовить их.

Другой чрезвычайно важный вопрос, на наш взгляд, — экологическое образование. Важно сформировать у каждого россиянина твердое отношение к природе, чтобы общественность понимала, как их повседневное поведение может влиять на окружающую среду. Недостаточная экологическая грамотность, неспособность дать объективную оценку соответствующей информации способствует экологическому скептицизму и, следовательно, отрицанию какого-либо прогресса. Мы это видели. Когда это происходит, многие наши сограждане теряют способность судить об экологически значимых данных из разных источников.

Окружающая среда — это прежде всего знания.Мы считаем, что наша система образования должна предоставлять эти знания в качестве основного, а не второстепенного предмета. Экологически чистое поведение необходимо прививать всем образовательным программам, начиная с детского сада. Только тогда станет обычным осознание личной ответственности за будущее, в котором человечество, ставшее геологической силой, сможет продолжать уверенно развиваться.

Коллеги, в своем выступлении я кратко и иногда эмоционально обрисовывал итоги шести месяцев работы. Надеюсь, что моей команде удалось сформулировать принципы, которые помогут нам обеспечить устойчивое развитие России на благо нынешнего и будущих поколений. В этой связи я не могу не процитировать Владимира Вернадского, который почти сто лет назад, когда люди только начали расплачиваться за индустриализацию, писал: «Огромное будущее открывается для человечества, если люди смогут это понять и не использовать свой интеллект и труд для самоистребления ».

Искренне надеюсь, что мы вступим в Год экологии с единым пониманием задач и подходов к ним для совместного достижения наших целей.

В заключение я хотел бы поблагодарить всех членов рабочей группы за их вклад. И с Новым годом! Крепкого здоровья, благополучия и мира!

Большое спасибо.

В.Путин: Спасибо.

Донской продолжит. Пожалуйста продолжай.

Министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской: Уважаемый господин Президент! Уважаемые коллеги!

.

Я хотел бы начать с результатов недавнего общенационального опроса, проведенного Центром изучения общественного мнения ВЦИОМ, в котором почти 45 процентов респондентов считают, что отходы представляют собой серьезную угрозу для окружающей среды, поэтому я начну с них.

Два года назад был принят закон, направленный на решение этого вопроса. Он предоставляет несколько ключевых механизмов. Первый требует от каждого региона создания прозрачной системы управления твердыми бытовыми отходами. Для этого в регионах необходимо согласовать территориальные схемы обращения с отходами. В этом документе представлен метод объективной оценки накопленных объемов отходов и управления их движением. Согласно закону, региональные власти должны выбирать регионального оператора на конкурсной основе.

Мы понимаем, что регионы находятся в разной степени готовности, и их переход к новой системе возможен только при полной поддержке федерального правительства. В качестве примера приведу процесс подготовки территориальных планов регионов. Эти документы согласованы с Росприроднадзором в 82 регионах, а 69 их утвердили. Эти результаты связаны с тем, что Росприроднадзор работал с каждым регионом индивидуально буквально на ежедневной основе.

Следующий шаг — выбор региональных операторов и установка тарифов. Регионы должны делать это при адресной поддержке и контроле со стороны наших коллег из профильных федеральных ведомств и министерств.

Было решено переходить на новую систему регулирования поэтапно, но, конечно, мы не откладываем этот вопрос на второй план. Во-первых, 12 регионов подтвердили готовность работать по новой системе регулирования с 2017 года, и им нужна наша поддержка.Второй ключевой механизм принятого закона заработал в полном объеме. Сегодня производители и импортеры вынуждены самостоятельно утилизировать товары, утратившие свои потребительские свойства, либо платить государству экологический сбор. В 2017 году мы планируем собрать более 6 млрд рублей экологических платежей, и эти средства пойдут на субсидию пилотным регионам.

Также мы планируем постепенно расширять категории товаров, подлежащих переработке (сейчас их всего восемь) и устанавливать более высокие стандарты переработки.Это принесет немалые деньги: 300 миллиардов рублей. Эти средства будут использованы для субсидирования программ утилизации твердых бытовых отходов на региональном уровне.

Очевидно, что эти меры будут успешными только в случае создания необходимых мощностей по переработке отходов. Первым шагом в этом направлении станет запуск в следующем году пяти пилотных проектов по строительству мусороперерабатывающих заводов. Чтобы переработка отходов была экологически чистой, необходимо обеспечить разделение и сортировку отходов, и мы считаем, что это область, в которую должны войти малые и средние предприятия.

К сожалению, в настоящее время, помимо реформирования системы обращения с отходами, мы вынуждены решать накопившиеся проблемы в этой области. Чтобы запретить незаконную практику утилизации отходов, мы упростили систему лицензирования по всей цепочке обращения с отходами. Выдано 12 000 лицензий, осуществляется лицензионный надзор. Также планируется внедрение дополнительных автоматизированных систем контроля вывоза отходов независимо от категорий опасности, в том числе с использованием системы ГЛОНАСС.Совместно с НПО в 2017 году мы введем в действие публичную информационную систему по выявлению и мониторингу ликвидации свалок — своего рода систему общественного контроля.

Теперь о накопленных промышленных отходах. За последние четыре года мы вывозили 4 миллиона тонн отходов в Арктической зоне России, Сибири, Дальнем Востоке, на Кавказе и в Поволжье, а также в Байкальском заповеднике. Однако мы понимаем, что с учетом своего масштаба проблема требует системного решения.Мы приняли соответствующий закон, который предусматривает внедрение новой системы: идентификации таких объектов и их категоризации с точки зрения экологического риска. В результате в следующем году мы расширим объем работ, и очистить еще 25 загрязненных территорий в 20 регионах.

Суммарный объем бюджетного финансирования этих проектов до 2019 года превысит 7 млрд рублей. Однако одних бюджетных средств недостаточно.Необходимо стимулировать частных инвесторов к реализации таких проектов. Это может включать исключения в предоставлении участков земли, очищенных от свалок и свалок, а также реализацию таких проектов вместо возмещения ущерба, нанесенного окружающей среде.

Мы считаем, что реализация всех вышеперечисленных мер позволит значительно улучшить стандарты утилизации. В настоящее время уровень утилизации твердых бытовых отходов составляет 8 процентов.К 2025 году он составит 40 процентов. Естественно, это также предотвратит появление нелегальных свалок.

Сейчас я перехожу ко второму направлению реформы защиты окружающей среды, а именно к технологическому регулированию посредством закона о наилучших доступных технологиях. Это всеобъемлющий закон, направленный на улучшение экологического надзора и контроля, экологической оценки и установления экологических норм, а также на поощрение природоохранной деятельности. Каждый из этих элементов будет внедряться поэтапно в период с 2015 по 2025 год с горизонтом планирования до 2035 года.

Для реализации первого, наиболее ответственного этапа необходимо выделить в первую категорию экологического риска 300 предприятий, на которые приходится до 60% негативного воздействия на компоненты окружающей среды. У этих предприятий будет три года, начиная с 2018 года, для проведения программ модернизации. Остальные объекты первой категории экологического риска должны перейти на новую систему к 2025 году. Для этого создается государственная база данных предприятий.Выделяются те из них, которые представляют наибольший риск с точки зрения загрязнения, и оснащаются автоматизированным контролем. Также внедряется система экологической экспертизы строительства и реконструкции таких объектов. В результате данные об общих выбросах, объемах вывоза и захоронения отходов станут доступны широкой общественности.

В 2017 году для обеспечения перехода на лучшие доступные технологии будут укомплектованы все необходимые справочники для различных отраслей экономики.К настоящему времени утверждена половина таких справочников. Имеется 24 справочника.

Для того, чтобы эти меры были более эффективными и простыми в реализации, мы считаем необходимым предусмотреть поэтапное оснащение предприятий автоматизированными устройствами контроля выбросов и выдачу комплексных экологических разрешений новым предприятиям до их строительства. А государственную экологическую экспертизу инвестиционных проектов мы предлагаем перейти к этапу выбора площадок для будущих промышленных предприятий.

В то же время мы осознаем тот факт, что реализация этой масштабной задачи потребует значительных инвестиций — около 1,5 процента ВВП по предварительным оценкам. Поэтому закон предусматривает различные льготы и экономические стимулы. Кроме того, Российский фонд технологического развития выделит средства из федерального бюджета на поддержку развития предприятий, внедряющих наилучшие доступные технологии.Для предприятий, не внедряющих наилучшую доступную технологию, плата за выбросы и сброс отходов сверх установленных норм будет увеличена в четыре раза.

Эффективность этого механизма доказана в рамках введенного в 2013 году опыта регулирования ответственности за сжигание нефтяного газа на факельных установках. Использование этого механизма позволило повысить утилизацию нефтяного газа с 77 процентов в 2012 году до 90 процентов в этом году.Общий объем инвестиций превышает 200 миллиардов рублей.

Хочу отметить, что, несмотря на то, что основные механизмы внедрения лучших практик заработают только в 2019 году, многие крупные предприятия уже вовлечены в эту работу. В частности, вместе с Росприроднадзором мы подписали 55 соглашений с компаниями, а ожидаемый объем экологических инвестиций превысит 130 млрд рублей.

Кроме того, в целях очистки сточных вод Министерством оказывается поддержка в реализации 59 инвестиционных проектов по строительству и модернизации очистных сооружений с общим объемом частных инвестиций более 125 млрд рублей.После завершения объем сбрасываемых в водные объекты загрязненных сточных вод уменьшится почти на 2 кубических километра в год.

В долгосрочной перспективе переход на лучшие практики обеспечит не только повышение качества жизни, но и будет стимулировать машиностроительную отрасль к выпуску новейшего оборудования, задаст вектор импортозамещения и локализации производства. объектов, которые в конечном итоге повысят конкурентоспособность российской экономики.

Теперь что касается сохранения природных объектов. Система охраняемых территорий и сохранение биоразнообразия — наиболее эффективные средства сохранения дикой природы для будущих поколений. Итак, наша основная задача здесь — расширение площади охраняемых природных территорий с учетом уровня социально-экономического развития регионов, в которых они расположены. За последние четыре года мы увеличили площадь охраняемых территорий на 14 процентов до более 62 миллионов гектаров.На этом мы не остановимся и в следующем году планируем создать еще 10 защищенных сайтов.

В современном мире особо охраняемые природные объекты активно внедряются в экотуризм. Потенциально наши парки и заповедники могут принимать около 20 миллионов посетителей в год, но существующая инфраструктура ограничивает это число до 2 миллионов. Государственных средств не хватает для создания необходимой инфраструктуры, поэтому в следующем году мы предлагаем внедрить механизм привлечения частных средств для создания такой инфраструктуры, в том числе через концессионные соглашения.Эти механизмы позволят нам начать реализацию пилотных проектов по продвижению экотуризма в Байкальской природной зоне, Горном Алтае и на Кавказе в 2018 году и утроить количество туристов в наших национальных парках к 2025 году.

Целевые программы реализуются в отношении всех исчезающих видов, таких как амурский тигр, персидский и дальневосточный леопард, белые медведи, бизоны и лошадь Пржевальского, с целью стабилизации и увеличения их популяции.Мы планируем запускать программы по более редким животным, в частности по архарам, снежному барсу и сайгакам. В следующем году мы, конечно же, продолжим работу по расширению перечня таких программ, в том числе с участием бизнеса.

В заключение хочу привести еще один результат опроса ВЦИОМ, с которого я начал. Отвечая на вопрос о факторах, положительно влияющих на окружающую среду, наши граждане ставят на первое место государственный экологический надзор с последующим наказанием нарушителей природоохранного законодательства.Поскольку сегодня здесь присутствует большинство руководителей регионов, хочу вас попросить, особенно с учетом наших планов на Год экологии, откликнуться на запросы общественности и исходить из неотвратимости наказания за нарушение экологического законодательства. Прошу Вас именно в таком ключе отнестись к нашим планам на Год окружающей среды.

Спасибо.

В.Путин: Спасибо.

Мистер Иванов, пожалуйста.

Специальный представитель Президента Российской Федерации по охране окружающей среды, экологии и транспорта Сергей Иванов: Г-н президент, коллеги,

Защита окружающей среды и ответственное управление становятся все более важными задачами государственной политики, как только что сказал Президент. Неспособность эффективно достичь этих целей подрывает национальное социально-экономическое развитие и делает невозможным улучшение качества жизни.Это важное решение, которое, без сомнения, мобилизует государственные органы на всех уровнях, а также общество и бизнес-сообщество, обеспечивая им стимул к совместной работе над очищением воздуха и воды, сохранением лесов, растений и дикой природы, гарантируя, что окружающий нас ландшафт не усеян некрасивыми свалками бытовых и промышленных отходов.

Я также хотел бы обратить ваше внимание на то, что наши усилия должны быть нацелены не только на будущие поколения, но и на улучшение здоровья и благополучия нынешнего населения страны.Соответствующие цифры уже упоминались.

Очевидно, что в России накопилось множество экологических проблем, и их количество растет с каждым годом, что не только ухудшает общую ситуацию, но и увеличивает цену, которую мы в конечном итоге будем платить за восстановление окружающей среды. Как и в случае с болезнью, если вы слишком долго пренебрегаете ею и теряете время до начала лечения, выздоровление займет гораздо больше времени и потребует больше усилий и ресурсов.

В целом, существует тесная связь между здоровьем человека и окружающей средой, так же как состояние окружающей среды в значительной степени определяется воздействием человека. Все это переплетено. По этой причине перед запуском каждого крупного проекта важно оценить риски для здоровья человека и окружающей среды.

Подчеркну, что непростая финансово-экономическая ситуация и неблагоприятная конъюнктура международных рынков с обострением конкуренции между поставщиками сырья и энергоресурсов не должны мешать нам проводить модернизацию загрязняющих производств.Это всего лишь отговорки. Нам необходимо разработать стандарты выбросов и образования отходов, которые гарантировали бы экологическую безопасность на определенных территориях.

Вопрос утилизации термических отходов обсуждался на недавнем заседании Организационного комитета Года окружающей среды, который я возглавляю. Такие технологии давно используются во всем мире и зарекомендовали себя как абсолютно безопасные, так как в ряде стран такие очистные сооружения расположены посреди крупных городов и никак не наносят вред окружающей среде.В настоящее время мы планируем поручить Госкорпорации Ростех построить такие объекты при поддержке одного из мировых лидеров в этой области, японской компании Hitachi. Для начала, как было сегодня сказано, в планах четыре объекта в Московской области и один в Татарстане.

Я хотел бы обратить ваше внимание, господин Президент, в Крым. Там скопилось огромное количество мусора. Учитывая растущий турпоток (что хорошо), думаю, что есть необходимость построить подобный объект в Крыму, по крайней мере, на южном берегу недалеко от Ялты.Нынешняя так называемая свалка Гаспра возле Ай-Петри, красивого места в Крыму, производит ужасное впечатление, если смотреть на нее с моря. Я уже разговаривал с господином Аксёновым [главой Республики Крым] по этому поводу, и он также готов приступить к планированию строительства именно такого объекта на южном берегу Крыма.

Если говорить в целом об отрасли обработки отходов, включая регулирование, контроль и мониторинг, то это делается — обратите внимание — 15 федеральными министерствами и 14 федеральными службами и агентствами.Число определенно мешает выработке комплексных решений. Как говорится, слишком много поваров портят бульон.

Следующим хорошо известным аспектом является несоблюдение экологического и санитарного законодательства, а также пробелы в государственном регулировании. Все слышали об использовании фосфатов в различных чистящих и моющих средствах. По оценкам экспертов, именно бытовая химия составляет значительную, если не самую большую долю загрязнения водоемов.Они существенно затрудняют очистку воды для нужд человека и служат катализатором неконтролируемого роста некоторых водорослей, заполняющих наши озера и реки. Даже наша жемчужина — озеро Байкал — находится под угрозой исчезновения.

Фосфаты давно запрещены в Европе. Крупнейшие мировые производители успешно используют безопасные формулы, а наши производители продолжают работать по старому принципу. Получается, что все, что нужно для исправления ситуации (мы обсуждали это в оргкомитете), — это внести поправку в документ, который одобряется комиссией Таможенного союза.Производители этих моющих и моющих средств уже давно были готовы изменить свои методы производства.

Что касается обращения с высокотоксичными отходами, очевидно, что контроль должен быть усилен насколько это возможно. При необходимости к этому следует подключать правоохранительные органы и прокуратуру. Сегодня мы уже слышали, что эти опасные вещества можно сравнить с химическим оружием, и это действительно так, поскольку отходы напрямую угрожают не только здоровью человека, но и жизни в целом.

Также считаю, что все транспортные средства, которые перевозят опасные вещества, отходы и мусор, должны быть оборудованы приемниками ГЛОНАСС. Нам необходимо отслеживать перевозки отходов на федеральном уровне, а не только внутри регионов, потому что грузовики, перевозящие отходы, едут из региона в регион: куда идет этот опасный груз, как он транспортируется, конечный пункт назначения и т. Д.

Теперь несколько слов о разрабатываемом сейчас законе об ответственном обращении с животными.Во-первых, я убежден, что мы не должны различать домашних и диких животных, а должны создать комплексную систему, которая не позволит людям выбрасывать животных на улице, как игрушки, от которых они устали. На улице остаются не только кошки и собаки: СМИ писали о брошенных медведях, тиграх и даже крокодилах. Нам нужно поддерживать систему приютов и питомников для животных.

Во-вторых, я считаю, что нужно ужесточить законы в отношении передвижных цирков, дельфинариев и зоопарков, где животные часто содержатся в ужасных условиях; и люди, которые используют животных для заработка, фотографируя с ними туристов, и другие злоупотребления.Ты знаешь о чем я говорю.

Есть еще одна проблема. Это правоохранительные органы. Наши специалисты неоднократно отмечали, что законодательство об охране окружающей среды трактуется судами непоследовательно из-за его всеобъемлющего характера. Считаю целесообразным обобщить эту практику и использовать ее как основу для унификации применения норм охраны окружающей среды. Проект инструкции включает такой подход.

В заключение хочу вас заверить, что Оргкомитет Года окружающей среды не оставит без внимания ни одну экологическую проблему, волнующую наших граждан — и эти вопросы, судя по социологическим опросам, вызывают серьезную озабоченность, как уже было. упоминается сегодня.Мы будем всячески поддерживать инициативы по защите окружающей среды, инициированные общественными организациями. Общероссийский народный фронт, Русское географическое общество, Всероссийское движение школьников и различные волонтерские организации уже выступили с инициативами в этом направлении. Пользуясь случаем, попрошу губернаторов регионов поддержать и подобные волонтерские движения. Без них чиновникам никогда не улучшить экологическую ситуацию. Мы должны сделать все возможное, чтобы привлечь к делу общественность и эти организации.

Благодарю за внимание.

В.Путин: Спасибо, Иванов.

Господин Шохин, вам слово.

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин: Благодарю Вас, господин Президент.

В своем выступлении вы сказали, что хотели (конечно, мы бы очень хотели, чтобы вы были уверены), чтобы российские компании не уклонялись от усилий по улучшению окружающей среды.Должен сказать, что для компаний из Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и для всех ведущих российских компаний меры по снижению воздействия на окружающую среду являются неотъемлемой частью корпоративной модернизации и инвестиционных программ.

Г-н Дубровский, как бывший генеральный директор Магнитогорского металлургического комбината, вероятно, посчитал неуместным хвалить компанию, но я должен сказать, что за последние пять лет компания выделила где-то в диапазоне 3.5–4 млрд рублей на природоохранные мероприятия. Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК) только в этом году инвестировал 4 млрд рублей. Одним из крупнейших инвесторов в охрану окружающей среды является «Норильский никель», который выделил на четырехлетний период и обязуется инвестировать к 2020 году около 300 миллиардов рублей. Примеров много. Позвольте процитировать господина Донского, который сказал, что 55 компаний уже подписали соглашения с Министерством природных ресурсов и экологии. Я думаю, что по мере того, как мы вступаем в Год окружающей среды, многие другие компании последуют этому примеру.

На протяжении многих лет РСПП активно продвигает ответственные методы ведения бизнеса, направленные на повышение прозрачности экологических данных, раскрываемых промышленными производителями. Мы разработали инструменты, обеспечивающие добровольную отчетность об устойчивом развитии. На нашем веб-сайте мы сделали общедоступным Национальный реестр нефинансовых корпоративных отчетов. Нефинансовые отчеты — это в первую очередь корпоративные экологические отчеты, подготовленные в соответствии с международными стандартами и передовой национальной практикой.Мы бы хотели, чтобы все отрасли российской экономики переняли аналогичную практику. Мы работаем с Московской фондовой биржей, в частности, для получения добровольных отчетов от компаний, котирующихся на ней. Все эти инициативы обязательно принесут плоды и уже дали результаты. По данным Министерства природных ресурсов и экологии, годовые объемы выбросов сокращаются, несмотря на приведенные цифры.

российских компаний поддерживают переход на экологический технический регламент, который был запущен в 2014 году на основе лучших доступных технологий.Более того, вместе с Правительством и Администрацией Президента мы вносим свой вклад в разработку этого закона.

Мы считаем, что экологическое регулирование, наилучшие доступные технологии (НДТ) наряду с законом о промышленной политике, который вводит ряд стимулов для инвестиционной деятельности компании, и начатый процесс реформирования инспекционной и надзорной деятельности создают новые возможности для повышения эффективности комплексная охрана окружающей среды как в масштабах страны, так и внутри российских компаний.

Однако мы бы хотели, чтобы новое законодательство работало эффективно, чтобы мы не могли, как говорят в бюрократических кругах, «сдвигать вправо» введение тех или иных нормативных актов. По этой причине желательно оценить работоспособность некоторых норм действующего законодательства и внести определенные поправки, которые позволят нам, среди прочего, обеспечить его соблюдение в установленные сроки.

Я бы хотел воспользоваться возможностью и назвать несколько направлений такого улучшения.

Во-первых, стандарты качества окружающей среды. Это ключевой вопрос для перехода на НДТ. Разработка таких стандартов, на наш взгляд, несомненно, должна осуществляться с учетом оценки рисков для здоровья человека на основе санитарных норм и правил, а также целевого использования территорий, а также необходимости оценки качества отдельных компонентов окружающей среды с учетом фонового природного состояния земельных и водных территорий.

Во-вторых, согласно новому законодательству, источники выбросов и сбросов на объектах НДТ должны быть оборудованы устройствами для автоматического мониторинга данных и передачи данных в государственные органы до 1 января 2018 г. В правительственном графике есть справочники по НДТ, в которых перечислены вещества, подлежащие подлежат мониторингу, будут утверждены до конца 2017 года.

Между тем, нормы, подлежащие мониторингу, должны быть установлены к середине 2018 года, в то время как процедура и условия выдачи новых комплексных разрешений на выбросы и сбросы с перечислением требований к автоматическому мониторингу еще не разработаны, и компании будут выдавать такие разрешения. в 2019-2025 гг.В связи с этим предлагаем внести в законодательство изменения, предусматривающие поэтапную установку устройств автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ в рамках создания систем производственного экологического контроля на предприятиях.

Г-н Донской упомянул, что именно таким образом работы будут проводиться поэтапно. Первый этап начнется с 300 предприятий, признанных наиболее опасными. Мы считаем, что такой же подход следует использовать и для приборов автоматического контроля.

В-третьих, с 1 января 2019 года законодательные нормы требуют проведения экологической экспертизы материалов, обосновывающих выдачу новых комплексных разрешений на выбросы активно действующим предприятиям, переходящим на наилучшие доступные технологии. Мы считаем, что государственную экологическую экспертизу нужно проводить один раз при выборе площадки для планируемого предприятия (в этом мы поддерживаем Минприроды, как сказал министр).В закон необходимо внести изменения, исключив государственную экологическую экспертизу материалов для получения комплексных природоохранных разрешений для уже действующих объектов. Также важно сократить время проведения государственной экологической экспертизы объектов, отнесенных к категории малоопасных. Это соответствовало бы нашему общему подходу к реформированию надзорной и инспекционной деятельности и подходу, ориентированному на риски. Мы могли бы применить этот подход в этой области.

В-четвертых, двойная классификация отходов — еще один административный барьер, увеличивающий нагрузку на компании.В соответствии с действующим законодательством каждый из более чем 4000 видов отходов проходит двойную классификацию: сначала в соответствии с экологическим законодательством (пять различных категорий опасности), а во-вторых, в соответствии с санитарно-эпидемиологическим законодательством (четыре категории уровня опасности). ). В этом отношении мы предлагаем рассмотреть возможность введения единой системы классификации, которая не просто гармонизировала бы два законодательных акта, но и соответствовала бы требованиям Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, которую Россия ратифицирована более 20 лет назад.

Пятое, вскрыша и вмещающая порода при добыче твердых полезных ископаемых. Это давняя проблема, которую еще предстоит решить. Покрывающая и вмещающая порода — это, по сути, просто порода, покрывающая рудные месторождения и выносимая на поверхность до начала горных работ. Как правило, они не представляют опасности для окружающей среды. Но наши оценки показывают, что эта порода составляет до 90 процентов всех отходов, и именно отсюда мы получаем пугающие цифры о миллиардах тонн отходов, производимых в стране каждый год.

Таким образом, мы считаем возможным изменить систему классификации, чтобы инертные неопасные материалы, такие как вскрыша и вмещающая порода, а также хвосты обогащения, образующиеся при горных работах, не классифицировались как отходы.

В заключение хочу сказать, что Российский союз промышленников и предпринимателей принял активное участие в подготовке этого заседания Госсовета. Мы провели серию обсуждений с Министерством природных ресурсов и экологии, другими федеральными ведомствами и рабочей группой.Многие наши предложения были рассмотрены, а некоторые приняты во внимание. Просим, ​​чтобы в окончательном проекте поручения Президента, изданного по итогам встречи, были учтены наши предложения, и мы готовы принять участие в их реализации.

Также хочу сказать, что в рамках Года окружающей среды мы готовы провести серию массовых мероприятий. В частности, в рамках Недели российского бизнеса в марте мы проведем специальную экологическую конференцию.Также в соответствии с приоритетным проектом реформирования инспекционной и надзорной деятельности мы планируем представить сводные предложения бизнес-сообщества по систематизации, сокращению количества и актуализации обязательных экологических требований.

Поэтому хочу еще раз сказать, что мы уверены, что российские компании подключатся к этой работе и что год принесет новые положительные результаты.

Спасибо.

<…>

В.Путин: В заключение хочу сказать следующее.

Тема, которую мы сегодня обсуждаем, не просто политически целесообразна и модна. Это действительно чрезвычайно важно как для здоровья людей, так и для экономического развития нации.

Да, инвестирование в современное оборудование, обеспечивающее высокие экологические стандарты, всегда означает большие затраты на начальном этапе, но вы хорошо знаете, что внедрение экологически чистого современного оборудования в конечном итоге должно повысить производительность труда, потому что это современное высокотехнологичное оборудование, и это основные тенденции развития нашей промышленности и экономики.

В этом контексте хочу отметить ответственность государства и бизнес-сообщества. Было бы неправильно, если бы решения, необходимые для движения по дороге, которую мы обсуждаем сегодня, зависели от людей, которые пьют чистую воду и живут в хорошей окружающей среде, в то время как большие группы рабочих и все вокруг них существуют и перемещаются в ужасных экологических условиях. Это абсолютно недопустимо. Обращаю на это внимание представителей бизнес-сообщества, а также региональных и федеральных властей.

Излишне говорить, что мы должны действовать крайне осторожно, чтобы не разрушить экономику, не вести себя как слон в посудной лавке, не требовать невозможного. Все решения должны быть тщательно продуманы и приняты своевременно. Мы должны двигаться по этому пути не рывками, а уверенно. Если мы этого не сделаем, мы получим то, что я упомянул в начале своего вступительного слова: к 2050 году нам придется иметь дело с последствиями, которые в некоторых местах будет трудно или невозможно обратить вспять.

Хочу мотивировать вас и всех нас участвовать в этой совместной работе, которая чрезвычайно важна для нашей страны. Большое спасибо за участие в сегодняшнем заседании. Я благодарен рабочей группе за ее усилия по его подготовке.

Большое спасибо.

Статья любезно предоставлена ​​Администрацией Президента РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *