I. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей, федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от… \ КонсультантПлюс
- Главная
- Документы
- I. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей, федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, описание текущего развития профилактической деятельности Роспотребнадзора и его территориальных органов, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
Приказ Роспотребнадзора от 17.12.2021 N 787 «Об утверждении программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2022 г.» (вместе с «Программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом. ..
I. Анализ текущего состояния осуществления федерального
государственного контроля (надзора) в области защиты прав
потребителей, федерального государственного контроля
(надзора) за соблюдением законодательства Российской
Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред
их здоровью и (или) развитию, описание текущего развития
профилактической деятельности Роспотребнадзора и его
территориальных органов, характеристика проблем, на решение
которых направлена программа профилактики
Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей, а также итоги обобщения правоприменительной практики подробно представлены в государственном докладе «Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2020 году» <1> и характеризуются следующими тенденциями.
———————————
<1> Размещен на официальном сайте Роспотребнадзора (https://www. rospotrebnadzor.ru), подготовлен в соответствии с Положением о государственном докладе о защите прав потребителей в Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2012 г. N 283.
В течение 3-х последних лет отмечена тенденция увеличения поступления в территориальные органы Роспотребнадзора обращений по вопросам защиты прав потребителей (на 12% в 2019 году и на 14% в 2020 году), что свидетельствует, прежде всего, о нежелании хозяйствующих субъектов удовлетворить в добровольном порядке требования потребителей, которые чаще всего связаны со спорами имущественного характера, злоупотреблении правом в отношениях с потребителем как заведомо более слабой стороной в договоре.
И несмотря на резкое снижение в 2020 году количества проверок, проведенных территориальными органами Роспотребнадзора (в 6 раз по сравнению с 2019 годом), показатель, характеризующий соотношение абсолютного числа выявленных нарушений к общему количеству проверок в 2020 году, не снизился и составил 2,8, что также подтверждает неготовность бизнес-структур следовать «букве закона», а также отсутствие прогресса в соблюдении ими обязательных требований наднациональных и национальных нормативных правовых актов.
Анализ статистических данных за 2020 год, представленных территориальными органами Роспотребнадзора и связанных с практикой применения инструмента контрольной закупки, подтверждает негативную практику злоупотребления доверием граждан, когда в 75% случаев выявлялись нарушения прав потребителей.
При этом в целях снижения административной нагрузки на контролируемых лиц Роспотребнадзором в 2020 году так же, как и в 2019 году, уже активно проводились мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в том числе наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети Интернет и СМИ, анализ информации о деятельности либо действиях юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обязанность по предоставлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом.
Наиболее значительной (20%) в 2020 году являлась доля административных мер, примененных Роспотребнадзором в связи с несоблюдением субъектами предпринимательской деятельности требований правил продажи товаров, в том числе дистанционным способом, а также в связи с продажей товаров, выполнением работ либо оказанием населению услуг ненадлежащего качества (с нарушением обязательных требований).
Для целей информирования не только потребителей, но и бизнес-сообщества Роспотребнадзором создан и успешно функционирует государственный информационный ресурс в области защиты прав потребителей (далее — ГИС ЗПП, www.zpp.rospotrebnadzor.ru), который является источником осведомленности о действующих нормах потребительского права и его изменениях.
В ГИС ЗПП, состоящем из 10 модулей, размещена вся нормативная база по защите прав потребителей, включая международные и региональные правовые акты, а также информационные и аналитические материалы.
Каждый посетитель сайта может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений. Также размещена вся информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.
Только в 2020 году в ГИС ЗПП размещено (опубликовано) 17,5 тысяч материалов.
В целом проблемы, связанные с защитой прав потребителей в Российской Федерации, можно охарактеризовать следующим образом: в условиях акцентированного перехода от надзора за состоянием потребительского рынка к мерам профилактики нарушений со стороны хозяйствующих субъектов необходимы шаги, позволяющие не только не допускать ухудшения достигнутого уровня защиты прав потребителей, но и всячески его повышать, в том числе за счет профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Поскольку ситуация, обусловленная динамикой распространения коронавирусной инфекции COVID-19 продолжает оставаться достаточно сложной и напряженной, в том числе в сфере экономики, необходимо своевременно сбалансировать интересы потребителей с интересами предпринимателей и приоритетно осуществлять проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба).
За нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в отношении хозяйствующих субъектов должностными лицами территориальных органов Роспотребнадзора по части 1 статьи 6.17 КоАП РФ в 2018 году было составлено 24 протокола, в 2019 году — 30, в 2020 году — 18, что свидетельствует об отсутствии массовости нарушений на рынке распространения информационной продукции, реализуемой потребителям, при осуществлении контроля (надзора) за ее соответствием обязательным требованиям в части указания в сопроводительных документах на информационную продукцию сведений, полученных в результате классификации информационной продукции, а также в части размещения на такой продукции в соответствии с указанными сведениями знака информационной продукции.
Доклад, содержащий результаты правоприменительной практики, связанной с осуществлением федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, будет подготовлен по итогам работы Роспотребнадзора за 2021 год в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года N 1019.
Приложение N 2. Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей и федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, на 2022 год II.
Официальный сайт администрации города Усолье-Сибирское — ГИС ЗПП
ГИС ЗПП — это информационный ресурс, направленный на информирование, консультирование и просвещение потребителей. Этот ресурс сформирован Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав и благополучия человека по поручению Правительства Российской Федерации и активно работает с 2016 года.
Данный информационный портал был создан с целью ознакомления граждан, с законодательством о Защите прав потребителей, а также информирования о продукции не отвечающей Российским стандартам качества.
ГИС – ЗПП — первый информационный портал, помогающий потребителям защитить свои права самостоятельно без лишних экономических и финансовых затрат, поскольку содержит образцы документов (претензий, исковых заявлений) по наиболее часто встречающимся нарушениям в сфере защиты прав потребителей.
Для того, чтобы воспользоваться сайтом ГИС ЗПП – необходимо перейти на данную страницу https://zpp. rospotrebnadzor.ru/
Попадая на главную страницу, слева, можно увидеть следующие вкладки:
— справочник потребителя;
— советы по здоровому питанию;
— нормативные правовые акты;
— информационно – аналитические материалы;
— органы и организации по защите прав потребителей;
-результаты проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
— продукция, не соответствующая обязательным требования;
— судебная практика;
— новости сферы защиты прав потребителей;
Наиболее интересными для большинства потребителей является вкладка под названием «Справочник потребителя». В разделе в свою очередь имеются подразделы, такие как:
— актуальная информация;
— памятки;
— примерные формы документов;
— видеоматериалы;
— ответы на вопросы.
Кроме того, информация, разделена по сферам потребительского рынка, таким как розничная продажа, бытовые услуги, образовательные услуги и другие, что упрощает поиск возникающих у граждан вопросов.
Потратив немного времени на изучение данного раздела, вы с легкостью сможете самостоятельно направить грамотную претензию продавцу или исполнителю, либо же самостоятельно обратится в суд с исковым заявлением, с указанием конкретных норм Российского Законодательства, которые были нарушены, а также заявить свое требование в суде наиболее полно и доступно, что ускорит процесс судебного разбирательства.
В целях оказания консультационной помощи потребителям размещены многочисленные памятки, образцы претензионных и исковых заявлений, с которыми каждый потребитель может ознакомиться и использовать в ходе судебной защиты своих потребительских прав.
Модуль «Виртуальная приемная» представляет собой площадку, где каждый потребитель может задать интересующий его вопрос и оперативно получить на него ответ.
Данный информационный ресурс, является отличным помощником потребителя, при возникновении вопросов касательно действующего законодательства, а также пошаговую инструкцию о том, что делать в случае нарушения прав потребителя.