Закон о противодействии коррупции. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022)
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ
Принят
Государственной Думой
19 декабря 2008 года
Одобрен
Советом Федерации
22 декабря 2008 года
Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе |
Статья 2. Правовая основа противодействия коррупции |
Статья 3. Основные принципы противодействия коррупции |
Статья 4. Международное сотрудничество Российской Федерации в области противодействия коррупции |
Статья 5. Организационные основы противодействия коррупции |
Статья 6. Меры по профилактике коррупции |
Статья 7. Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции |
Статья 7.1. Запрет отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами |
Статья 8. Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера |
Статья 8.1. Представление сведений о расходах |
Статья 8. 2. Контроль за законностью получения денежных средств |
Статья 9. Обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений |
Статья 10. Конфликт интересов |
Статья 11. Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов |
Статья 11.1. Обязанности служащих Центрального банка Российской Федерации, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, лиц, замещающих должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного |
Статья 12. Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора |
Статья 12.1. Ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности |
Статья 12.2. Ограничения и обязанности, налагаемые на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами |
Статья 12.3. Обязанность передачи ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в целях предотвращения конфликта интересов |
Статья 12. |
Статья 12.5. Установление иных запретов, ограничений, обязательств и правил служебного поведения |
Статья 13. Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения |
Статья 13.1. Увольнение (освобождение от должности) лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, в связи с утратой доверия |
Статья 13. 2. Увольнение (освобождение от должности) лиц, замещающих (занимающих) должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, в связи с утратой доверия |
Статья 13.3. Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции |
Статья 13.4. Осуществление проверок уполномоченным подразделением Администрации Президента Российской Федерации |
Статья 14. Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения |
Статья 15. Реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия |
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 — для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 — для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Реализация норм законодательства о противодействии коррупции
Белоярский район
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
Официальный сайт
органов местного самоуправления
- Главная
- ОМСУ
- Администрация
- Противодействие коррупции
- Законодательство
- Федеральный уровень
- Региональный уровень
- Муниципальный уровень
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
Федеральный закон Российской Федерации от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» |
Федеральный закон Российской Федерации от 02.03.2007 № 25-фз «О муниципальной службе в Российской Федерации» |
Федеральный закон Российской Федерации от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» |
Федеральный закон Российской Федерации от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» |
Федеральный закон Российской Федерации от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» |
Федеральный закон Российской Федерации от 07. |
Федеральный закон Российской Федерации от 03.08.2018 № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции» |
УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
Указ Президента РФ от 16.08.2021 № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 — 2024 годы» |
Указ Президента РФ от 29. 06.2018 № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 — 2020 годы» |
Указ Президента РФ от 22.12.2015 № 650 «О порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и о внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» |
Указ Президента РФ от 10.10.2015 № 506 «Об утверждении Положения о порядке принятия лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, отдельные должности федеральной государственной службы, почётных и специальных званий, наград и иных знаков отличия иностранных государств, международных организаций, политических партий, иных общественных объединений и других организаций» |
Указ Президента РФ от 08. 03.2015 № 120 «О некоторых вопросах противодействия коррупции» |
Указ Президента РФ от 15 июля 2015 г. №364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» |
Указ Президента РФ от 19.05.2008 № 815 «О мерах по противодействию коррупции» |
Указ Президента РФ от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» |
Указ Президента РФ от 02.04.2013 № 310 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» |
Указ Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» |
Указ Президента РФ от 18. 05.2009 № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» |
Указ Президента РФ от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» (вместе с «Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов») |
Указ Президента РФ от 21.09.2009 № 1066 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации» |
Указ Президента РФ от 21. 09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» (вместе с «Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению») |
Указ Президента РФ от 18.05.2009 № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (вместе с «Положением о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера») |
Указ Президента РФ от 12. 08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» |
Указ Президента РФ от 08.07.2013 № 613 «Вопросы противодействия коррупции» |
Указ Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» |
ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» |
Постановление Правительства РФ от 13.03.2013 № 207 «Об утверждении Правил проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей федеральных государственных учреждений, и лицами, замещающими эти должности» |
Постановление Правительства РФ от 13. 03.2013 № 208 «Об утверждении Правил представления лицом, поступающим на работу на должность руководителя федерального государственного учреждения, а также руководителем федерального государственного учреждения сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей» |
Постановление Правительства РФ от 09.01.2014 № 10 «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации» |
Постановление Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 № 29 «Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации» |
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА — ЮГРЫ от 19. 04.2013 № 129-п
О порядке представления лицом, поступающим на работу на должность руководителя государственного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, а также руководителем государственного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей и проверке достоверности и полноты представляемых указанными лицами сведений
docx Постановление - ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА — ЮГРЫ от 15.12.2009 № 198
О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, и государственными гражданскими служащими Ханты-Мансийского автономного округа — Югры сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
docx Постановление - ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА — ЮГРЫ от 08. 12.2011 № 175
О порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и проектов нормативных правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и признании утратившими силу некоторых постановлений губернатора Ханты-Мансийского автономного округа — Югры
docx Постановление - ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА — ЮГРЫ от 27.12.2013 № 150
О порядке уведомления государственными гражданскими служащими Ханты-Мансийского автономного округа — Югры представителя нанимателя о намерении выполнять иную оплачиваемую работу
docx Постановление - ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА — ЮГРЫ от 20. 12.2013 № 145
О порядке проведения проверки соблюдения запрета, налагаемого на гражданина, замещавшего должность государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, при заключении им трудового или гражданско-правового договора
docx Скачать - ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА — ЮГРЫ от 14.08.2009 № 130
О перечне должностей государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, при замещении которых государственные гражданские служащие автономного округа обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей
docx Постановление - ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА — ЮГРЫ от 21. 08.2013 № 106
О порядке размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на едином официальном сайте государственных органов Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и предоставления этих сведений общероссийским и окружным средствам массовой информации для опубликования
docx Постановление
- распоряжение администрации Белоярского района
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ В БЕЛОЯРСКОМ РАЙОНЕ НА 2021 — 2024 ГОДЫ
- постановление администрации Белоярского района от 20.10.2009 № 1528
Об утверждении Кодекса профессиональной этики и требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации Белоярского района
docx Постановление - постановление администрации Белоярского района от 07. 08.2017 № 735
О Порядке размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих администрации Белоярского района и членов их семей на официальном сайте органов местного самоуправления Белоярского района и предоставления этих сведений общероссийским, окружным и районным средствам массовой информации для опубликования
- постановление администрации Белоярского района от 13.02.2014 № 161
О Порядке проведения проверки соблюдения запрета, налагаемого на гражданина, замещавшего должность муниципальной службы в администрации Белоярского района, при заключении им трудового или гражданско-правового договора
docx Постановление - постановление администрации Белоярского района от 22. 07.2013 № 1006
О Порядке представления муниципальными служащими администрации Белоярского района сведений о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей
- постановление администрации Белоярского района от 13.02.2014 № 162
О Порядке уведомления муниципальными служащими администрации Белоярского района представителя нанимателя (работодателя) о намерении выполнять иную оплачиваемую работу
docx Постановление - постановление администрации Белоярского района от 18.02.2016 № 161
О Порядке сообщения муниципальными служащими администрации Белоярского района о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов
docx Постановление
В России принят Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 годы
Впервые План, принятый Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2021 г. № 478, охватывает такой длительный период времени: до этого стратегические документы такого рода принимались на год-два, тогда как предыдущий Национальный план противодействия коррупции охватывал три года, с 2018 по 2020 год.
Новый План содержит перечень мер по предупреждению и противодействию коррупции, и ликвидации его последствий, и делится на 16 направлений. Многие его положения призваны восполнить существующие правовые пробелы, выявленные в правоприменительной практике за предыдущие годы: некоторые из них касаются конкретных механизмов, например, увеличения источников информации и предоставления доступа к ним для повышения эффективности антикоррупционные проверки; другие касаются вопросов более концептуального характера, например, пересмотра норм, регулирующих конфликт интересов, и систематизации антикоррупционного законодательства.
В то же время некоторые вопросы, требующие совершенствования нормативно-правовой базы, не включены в План. В частности, не было принято решение о распространении антикоррупционных стандартов на конкретные государственные предприятия.
1. Антикоррупционные стандарты
Первое направление Плана предусматривает принятие мер, направленных на совершенствование комплекса антикоррупционных запретов, ограничений и обязательств.
Некоторые инструкции подразумевают разработку предложений по правовому регулированию отдельных норм, таких как:
- ограничения на временное занятие должности главы муниципального образования и одновременно должности в органе местного самоуправления или должности главы муниципального образования,
- обязанность по представлению сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (далее — сведения о доходах, расходах) для лиц, занимающих государственные должности,
- обязанность представлять сведения о доходах, расходах для кандидатов в атаманы Всероссийского казачьего общества и другие.
Другие меры, предусмотренные Планом, касаются анализа существующих правовых норм и правоприменения в более широких областях, касающихся, например, ограничений на получение подарков, установления и использования каналов сообщения о коррупционных правонарушениях и защиты осведомителей.
Кроме того, это направление деятельности включает в себя разработку инструкций по соблюдению запретов на осуществление предпринимательской деятельности и участие в управлении корпорацией, а также разработку планов по борьбе с коррупцией в государственных организациях, а также обзор правоприменения с в отношении защиты лиц, сообщающих о коррупции.
2. Конфликт интересов
Второе направление деятельности предусматривает, в первую очередь, консолидированный анализ функционирования «института по конфликту интересов» в целях противодействия коррупции, а также механизм передачи ценных бумаг в доверительное управление в ситуации конфликта интересов, а также подготовка предложений по уточнению таких смежных понятий, как «конфликт интересов», «личный интерес», «близкие родственники и родственники по закону», «иные близкие отношения», расширить список «партнеров» и использовать специальные формы доверительного управления*.
Документ также предусматривает:
- разработку предложений об обязанности непосредственного начальника должностного лица принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов последнего,
- подготовка отчета по результатам проверок соответствия лиц, занимающих должности в государственных органах или органах местного самоуправления, требованиям законодательства о конфликте интересов,
- разработка руководства по выявлению и снижению коррупционных рисков в контексте предоставления субсидий и других межбюджетных трансфертов.
3. Антикоррупционные проверки
По данному направлению Планом предусмотрена подготовка предложений по совершенствованию существующего порядка проведения проверок достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, соблюдении запретов , ограничения и обязанности, направленные на противодействие коррупции и восполнение отдельных правовых пробелов, касающихся, в частности:
- порядка проведения проверок в случае смены должностным лицом (работником) органа, в котором он служит (работает),
- право руководителей региональных органов по противодействию коррупции, уполномоченных главами субъектов Российской Федерации, и лиц, уполномоченных единоличными исполнительными органами государственных корпораций, обращаться с запросами в ходе проведения проверочных мероприятий,
- обязанность органов ЗАГС, налоговых органов, физических лиц, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, Банка России и бюро кредитных историй по предоставлению информации в рамках проверок,
- возможность получения прокурорами сведений, составляющих банковскую тайну.
Дополнительно планируется разработать руководство по проведению антикоррупционных проверок.
4. Дисциплинарная ответственность. Российская Федерация, российский регион, муниципальное образование и подконтрольные госкорпорации, В данный раздел также включены инструкции по мониторингу практики контроля за расходами и подготовка методических указаний по проведению такого контроля по результатам процедуры контроля. 5. Уголовная и административная ответственность Данное направление включает анализ: Дополнительно планируется внести предложения о мерах, направленных на обеспечение полного фактического возмещения вреда, установление розыска и выемки доходов, полученных преступным путем, в отдельную процедуру, устранение диспропорций в наказаниях за посредничество во взяточничестве (коммерческий подкуп) ) и обещание (предложение) посредничества, а также предупреждение нецелевого использования межбюджетных трансфертов, выделенных на противоэпидемические мероприятия, реализацию национальных проектов, в том числе выявление и пресечение взяточничества, предоставление неправомерного преимущества и оказание помощи аффилированным организациям . 6. Защита ограниченная информация Данное направление включает, в частности, гармонизацию законодательства об информации ограниченного доступа и антикоррупционного законодательства, подготовку предложений по порядку и срокам хранения выдачи справок о доходах, расходах и других документов, содержащих персональные данные и сведения ограниченного доступа, предоставление копий справок о доходах, расходах по истребованным в рамках предварительного расследования, уголовных расследований и в других случаях. 7. Карусель По данному направлению планируется проанализировать практику введения ограничений на трудоустройство после прекращения службы в организации, в отношении которой физическое лицо осуществляло конкретные функции государственного (муниципального) управления, подготовить предложения о расширении перечня лиц, на которых распространяются указанные ограничения, и перечня организаций, в которых они не могут быть трудоустроены на период обдумывания, и определить порядок проверки соблюдения ими ограничений. 8. Противодействие коррупции в организациях частного сектора Для противодействия коррупции в частном секторе Планом предусмотрены следующие мероприятия: 9. Противодействие коррупции в субъектах Российской Федерации К данному направлению относятся: 10. Борьба с коррупцией в сфере закупок Планом предусмотрены следующие мероприятия по противодействию коррупции в сфере государственных (муниципальных) закупок: 11. Проверка законодательства на предмет коррупции Данное направление деятельности подразумевает: 12. Образовательно-просветительская работа В данное направление входит ряд поручений по организации различных дидактических и информационных мероприятий по вопросам противодействия коррупции, в том числе Всероссийского антикоррупционного форума финансово-экономических органов, научно-практическая конференция «Борьба с коррупцией в образовательных учреждениях и научно-исследовательских организациях», всероссийский семинар для работников СМИ по социальной антикоррупционной рекламе, ежегодный выездной выезд по актуальным вопросам антикоррупционного правоприменения для федеральных государственных органов и региональных -органы борьбы с коррупцией, международные и общероссийские антикоррупционные мероприятия для студентов вузов, антикоррупционные курсы «подготовка инструкторов», информационно-просветительские мероприятия для российских лиц, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, по вопросам минимизации рисков иностранных правоохранительные органы по борьбе с коррупцией. Дополнительно перед всеми органами и организациями возлагается задача по организации антикоррупционного обучения как действующих служащих (работников), в частности, осуществляющих деятельность по противодействию коррупции и в сфере государственных (муниципальных) закупок, так и вновь принятых на работу служащих (работников) и с отчетностью перед Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации о проведенных обучающих мероприятиях для составления итогового отчета. В эту область также входят: 13. Участие общества В данном разделе содержится указание по анализу практики рассмотрения обращений граждан и организаций о коррупционных действиях, участия субъектов общественного контроля в антикоррупционной деятельности, содействие общественно ориентированным некоммерческим антикоррупционным организациям в регионах России, а также принятие мер по усилению участия гражданского общества в борьбе с коррупцией, в том числе путем привлечения волонтерских организаций и движений, увеличения численности представителей НПО, чья уставная деятельность связана с противодействием коррупции, научных кругов и экспертов антикоррупционных комиссий. Также планируется принять меры по повышению осведомленности гражданского общества о коррупции путем организации информационно-просветительских мероприятий по информированию граждан о антикоррупционных законодательных положениях и создания атмосферы нетерпимости к коррупции, проведения регулярных публичных лекций, направленных на по вопросам противодействия коррупции в регионах России, создание и распространение контента, направленного на популяризацию антикоррупционных стандартов среди населения в сети Интернет. 14. Международное сотрудничество В данном разделе приведены инструкции, касающиеся участия России в различных международных антикоррупционных форматах (АТЭС, G20, БРИКС, МАКА и др.) и выполнения страной взятых на себя обязательств в соответствии с международными соглашениями, принятыми в рамках ООН. , ОЭСР, ГРЕКО, ФАТФ и др. 15. Систематизация антикоррупционного законодательства Данное направление включает регулярную систематизацию и актуализацию антикоррупционного законодательства, устранение пробелов и противоречий, неэффективных и устаревших норм. 16. Цифровые финансовые активы и информационные технологии Последний раздел Плана предусматривает: *Различные подходы к определению «конфликта интересов» и связанных с ним понятий, а также возможности использования конкретных форм доверительного управления исследованы экспертами Антикоррупционного центра НИУ ВШЭ в соответствующих областях аналитические материалы (см. следующие публикации: «Конфликт интересов в Зазеркалье: возможные подходы к определению понятия в нормативном и нормативном законодательстве» и «Доверительное управление как инструмент предотвращения и управления конфликтом интересов»). Центр антикоррупционных исследований и инициатив. LinkedIn
Telegram
ДумаБинго: лоббирование в Федеральном Собрании Российской Федерации
Проблема
В отличие от США и Евросоюза, в России нет закона о лоббировании, что делает политический процесс непрозрачным и непредставительным, поскольку лоббисты продвигают интересы своих клиентов без регулирования. Лоббирование в России включает прямое и косвенное влияние на членов парламента (депутатов) через экспертные советы в парламенте. Только крупный бизнес и госкорпорации могут позволить себе такую деятельность, используя ее для продвижения интересов ограниченного круга состоятельных и влиятельных групп. С 1995 было предпринято несколько попыток введения закона о лоббировании, но они так и не были приняты, так как в разрабатываемых документах не учитывались интересы важных стейкхолдеров.
Подход
Transparency International (TI) Россия инициировала анализ общедоступных документов, в том числе законов и биографий депутатов. Команда разработала оригинальную методику сбора, проверки и анализа полученных данных. Выявлено, что российские парламентарии представляли частные и государственные заинтересованные группы, инициируя соответствующие законопроекты. Чтобы оценить «законодательную власть» парламентария, команда разработала индекс, который включает информацию о скорости чтения законопроекта, поддержке со стороны политической партии парламентария и других партий, а также о принятии закона.
В результате база данных была запущена. Стала доступной информация о депутатах, их биография, принадлежность к бизнесу и группам интересов, связи с органами государственной исполнительной власти, уровень успешности их законодательных инициатив. Веб-сайт позволяет пользователям выявлять нерегулируемую практику лоббирования в парламенте.
The Impact
- Сайт посетили более 27 500 человек.
- Более 200 публикаций по сервисной тематике.
- Получил несколько наград, в том числе Приз зрительских симпатий Всероссийской премии «Датавиз» (2020).
- Победитель в номинации «Расследование» конкурса оперативной журналистики «Включи свет» (2019).
- Академическое сообщество использует базу данных для анализа российского политического ландшафта и процесса принятия политических решений в России.
- Российские деловые круги проявляют интерес и участвуют в нескольких публичных дискуссиях о регулировании лоббирования.