«РГ» публикует постановление правительства о блокировках анонимных сим-карт
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
Digital
13.11.2018 18:26
Поделиться
Операторам сотовой связи предписано блокировать анонимные сим-карты
Татьяна Шадрина
«Российская газета» публикует постановление правительства о блокировках анонимных сим-карт. Оно должно окончательно решить эту проблему. Постановление принято в исполнение вступившего в силу с 1 июня закона, который обязал операторов проверять достоверность сведений об абонентах.
С публикацией постановления стал ясен механизм блокировок, теперь они могут применяться на практике. Тем, кто получил сим-карту по всем правилам — заключил договор на оказание услуг мобильной связи в салоне сотового оператора, показав паспорт, не о чем беспокоиться. Для них ничего не меняется. Тот, кто купил сим-карту с рук, у «посредника», не заключил договор с сотовой компанией, должен ее легализовать: прийти к оператору связи, назвать номер и показать паспорт, а также подписать договор. В противном случае оператор, обнаружив несоответствие данных об абоненте, обязан заблокировать номер. Правда, ни закон, ни постановление не обязывают операторов проводить сплошной аудит абонентов, возможно, такая обязанность будет возложена на них позже.
В законодательстве уже давно есть требование об идентификации абонентов: продавать сим-карты должны только по паспорту. Но до сих пор сохранялись пути обхода этого требования и возможность использования анонимных сим-карт. Первый — в 70 процентах случаев — через корпоративные тарифы, оформленные на фирмы-однодневки. Второй — 30 процентов — использование карт, оформленных на подставных лиц. Места распространения известны — вокзалы, у станций метро, около рынков, то есть там, где много людей. Теперь, правда, «черные» продавцы предпочитают больше работать через интернет, доставляя симки со своих «складов» в обычных частных квартирах.
Как операторы будут выявлять недостоверность сведений об абоненте? Например, сим-карта зарегистрирована на давно ликвидированное юрлицо, но ею регулярно продолжают пользоваться. В таком случае оператор попросит уточнить реального владельца личные данные.
Если сим-карта была куплена с рук, то, вероятно, она зарегистрирована на ликвидированную фирму-однодневку, а значит, будет заблокирована
На предоставление достоверных сведений (паспортных данных) о себе абоненту дается 15 дней после получения смс с предупреждением от оператора. Если пользователь не отреагирует, по истечении этого срока сим-карта должна быть заблокирована. Но даже после этого можно прийти в офис сотовой компании, уточнить данные о себе, тогда сим-карта в течение трех дней заработает вновь. При изменении паспортных данных либо сам абонент, либо компания, которая ему продала сим-карту, должны уведомить об этом оператора в двухмесячный срок.
В случае смены оператора сотовой связи и сохранении за собой номера абонент обязан предоставить личные данные своему новому оператору связи. При переносе номера к другой сотовой компании абоненту в любом случае необходимо заменить сим-карту. Как уточнили в Россвязи, либо лично в салоне оператора написать заявление на перенос номера, либо по заявке, оставленной на сайте выбранного оператора.
Услуга по переносу номера пользуется популярностью: с начала 2018 года поступило свыше 5,3 миллиона заявок. Всего в России абоненты более 10 миллионов раз перешли от одного оператора к другому.
Сама идентификация абонента (проверка достоверности данных) сотовой компанией может быть проведена несколькими способами. Это может быть просьба о личной явке в офис для предоставления паспорта или же обращение к Единой системе идентификации и аутентификации, на которой работает портал госуслуг.
Пока сотовые операторы не обязаны проводить сплошной аудит всех абонентов, но такая обязанность может быть установлена для них позже
Возможно, зарегистрировать на себя сим-карту можно будет не только по паспорту, но и через свой личный кабинет на портале госуслуг. Таким образом, легальным пользователям будет упрощен доступ к мобильной связи, а на пути нелегального распространения сим-карт появится надежный заслон.
Важно иметь в виду, что корпоративную сим-карту тоже можно перерегистрировать на себя, если она оформлена на юрлицо по всем правилам и если компания, от лица которой заключен договор, не имеет возражений.
Российская газета — Федеральный выпуск: №255(7718)
Поделиться
ТехнологииПравительствоСобытия года 2018Комментарии к документам
Разработан законопроект, уточняющий правила оборота корпоративных SIM-карт
Минцифры разработало и опубликовало для общественного обсуждения проект федерального закона, направленного на регулирование в сфере оборота SIM-карт, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Напомним, закон о регистрации корпоративных SIM-карт через ЕПГУ вступил в силу с 1 июня 2021 года. Сведения по корпоративным номерам, выданным после этой даты, подлежат обязательной регистрации для активации на специальном веб-сайте. Номера, которые использовались до 1 июня 2021 года, продолжат работать, но их необходимо было зарегистрировать там же до 30 ноября 2021 года, чтобы избежать блокировки, которую будет обязан применить оператор связи в соответствии с требованиями закона. Для SIM-карт, которые установлены в различном оборудовании Интернета вещей (IoT)— в банкоматах, навигаторах, счётчиках, датчиках мониторинга, предусмотрен срок до 1 марта 2023 года.
Согласно закону, юрлица и ИП должны предоставить сведения о корпоративных пользователях SIM-карт оператору связи, а самим пользователям необходимо подтвердить использование данных SIM-карт через ЕПГУ.
В середине ноября Минцифры сообщало, что регистрация корпоративных SIM-карт «идёт по графику».
Новый законопроект вносит ряд изменений в закон «О связи». Так, устанавливается, что в ЕСИА не могут быть внесены сведения о более 100 корпоративных SIM-картах, используемых одним человеком. Предполагается, что федеральными законами или указами президента России могут быть установлены исключения из обязанности по внесению в ЕСИА сведений о корпоративных пользователях; также по решению правительства РФ могут быть установлены исключения из обязанности по внесению в ЕСИА сведений об использующем SIM-карты оборудовании.
Законопроектом исключаются положения закона, допускающие возможность внесения в ЕСИА физическим лицом идентификаторов его пользовательского оборудования в привязке к выделенному оператором связи абонентскому номеру, а также возможность оператора связи блокировать использование указанного оборудования в случае внесения пользователем в ЕСИА сведений о его утрате.
Минцифры получает право направлять пользователям корпоративных SIM-карт запросы о подтверждении достоверности внесенных в ЕСИА сведений, а пользователи по такому запросу будут обязаны подтвердить достоверность сведений в ЕСИА через ЕПГУ, в противном случае оператор связи прекратит оказание услуги связи для соответствующего абонентского номера.
Также в пункт 1 ст. 44 закона «О Связи» вносится уточнение о том, что договор об оказании услуг связи с абонентом может не заключаться, если оконечное пользовательское оборудование имеет «встроенный идентификационный модуль, который позволяет программно изменять информацию на идентификационном модуле, необходимую для идентификации абонента и (или) пользователя услугами связи абонента — юридического лица либо индивидуального предпринимателя», и (или) если пользовательское оборудование находится в сети оператора подвижной радиотелефонной связи, а также при передаче SIM-карты «для личных, семейных, домашних или иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд».
Обсуждение документа продлится до 14 апреля.
Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!
Поделиться:
Свежие новости
- Все новые материалы
- Эксперты
- Электронное правительство
- В регионах
- За рубежами
- Новости
- Актуально
- Аналитика
- Управление интернетом
- Интервью
- Импортозамещение
Подробнее
Подписка на дайджест
- Email(корректный e-mail)
Эксперты
Форум «ПРОФ-IT»
Почему Закон о регистрации SIM-карт на Филиппинах представляет угрозу? – Workers World
Новоизбранный президент Филиппин Фердинанд Маркос-младший 10 октября подписал Закон о регистрации SIM-карт. Этот закон требует, чтобы все филиппинцы регистрировали свои SIM-карты, на которых хранятся все данные в их мобильных телефонах. , наряду с другими правительственными документами — все во имя борьбы с «мошенничеством».
Маркос — сын покойного президента Фердинанда Маркоса, жестокого диктатора и близкого союзника американского империализма в 1980-е годы. Маркос-младший сменил другого диктатора, Родриго Дутерте, который в качестве президента проводил масштабную кампанию геноцида против так называемых «наркоторговцев». На самом деле эта гнусная кампания привела к массовым убийствам тысяч людей, в основном людей, пристрастившихся только к наркотикам. Дутерте наложил вето на закон о SIM-картах, прежде чем покинуть свой пост в июне, назвав его «нарушением» конституционно защищенных прав.
Вот некоторые ключевые компоненты счета:
- Закон требует, чтобы телекоммуникационные компании (телекоммуникационные компании) и прямые продавцы перед продажей SIM-карт запрашивали действительный документ, удостоверяющий личность.
- Те, у кого уже есть SIM-карта, должны будут зарегистрироваться в телекоммуникационных компаниях в течение определенного периода времени. Невыполнение этого требования приведет к деактивации SIM-карт.
- Закон предписывает телекоммуникационным компаниям раскрывать полное имя и адрес владельцев SIM-карт по вызову в суд или по распоряжению суда.
- Правоохранительные органы, которые проводят расследования преступлений, совершенных с помощью телефонов, также могут запросить у операторов связи данные о владельце SIM-карты.
- Субъекты связи обязаны вести реестр SIM-карт своих абонентов. Компании должны представлять в Национальную комиссию по телекоммуникациям проверенный список своих авторизованных дилеров и агентов по всей стране, обновляемый каждый квартал.
Зная, что этот опасный закон может легко нарушить чьи-либо личные и частные данные, есть более зловещая причина, по которой этот закон был принят именно в это время.
Нищета в Маниле, столице Филиппин. Кредит: CNN
Уровень бедности на Филиппинах вырос на 2,3% с 2018 по 2021 год из-за пандемии COVID-19. По данным Статистического управления Филиппин, более 18% или около 20 миллионов человек живут в бедности в стране с населением 111 миллионов человек. PSA определяет людей, живущих в бедности, как тех филиппинцев, чей доход на душу населения не покрывает основные потребности в продуктах питания и непродовольственных товарах. (Рейтер, 22 августа)
Там, где есть голод и крайняя нищета, всегда есть вероятность массовых протестов и восстаний. И Филиппины имеют глубокую историю сопротивления и сопротивления, которая продолжается и сегодня.
Этот закон о SIM-картах может быть направлен против любой прогрессивной организации или отдельных лиц, которые стремятся общаться с другими, особенно в социальных сетях, чтобы создать сопротивление неолиберальной политике правительства Маркоса-младшего. Его правительство продолжает традицию выполнения приказов богатой филиппинской компрадорской буржуазии и империалистических интересов США.
До принятия этого закона некоторым известным филиппинским активистам было запрещено возвращаться на Филиппины за их оппозицию режиму Дутерте.
Мурхед посетила обедневший городской район Каингин Букид в Кесон-Сити, Филиппины, в июле 2011 года в составе делегации Международного женского альянса. Прочтите статью на сайте workers.org/2011/world/eyewitness_philippines_0818/
Филиппины: Немедленно отменить Закон о регистрации SIM-карт, который подрывает онлайн-свободы
03.09.2022
Международная комиссия юристов (МКЮ) вместе с 10 другими правозащитными организациями призывают филиппинский законодательный орган отменить или внести существенные поправки в Закон о регистрации SIM-карт, имеющий фатальные недостатки, который представляет собой существенную угрозу правам на неприкосновенность частной жизни, свободу самовыражение и информация, а также недискриминация на Филиппинах.
Мы обеспокоены серьезными рисками, которые Закон о регистрации SIM-карт создает для прав на неприкосновенность частной жизни, свободу слова и информации, ассоциации и недискриминацию на Филиппинах.
Закон о регистрации SIM-карт был ратифицирован Палатой представителей и Сенатом 2 февраля 2022 года и вступил в силу 4 марта 2022 года. централизованная база данных как необходимое условие для продажи и активации SIM-карт. Кроме того, все поставщики учетных записей в социальных сетях должны записывать настоящие имена и номера телефонов в рамках процесса регистрации при создании учетной записи. По сути, эти требования равнозначны полному запрету на анонимность для пользователей телекоммуникаций и социальных сетей. Завершенные регистрации затем будут перенаправлены в централизованную базу данных без четких ограничений на доступ или использование личной информации. Руководство по «надлежащей реализации» программы регистрации будет сформулировано Национальной комиссией по телекоммуникациям в консультации с государственными учреждениями, такими как Министерство торговли и промышленности, Министерство информационных и коммуникационных технологий и Национальная комиссия по конфиденциальности, а также PTE, социальные сети.
Запреты на анонимность нарушают право на неприкосновенность частной жизни и свободу выражения мнений, защищаемые Международным пактом о гражданских и политических правах (МПГПП), участником которого являются Филиппины. Как отметил бывший Специальный докладчик по вопросу о поощрении и защите права на свободу мнений и их свободное выражение в своем докладе за 2013 год, ограничения на анонимность «облегчают слежку за государственными сообщениями» и «имеют сдерживающий эффект, препятствуя свободному выражению информации и идеи».
На Филиппинах правозащитники и те, кто на законных основаниях пользуется своим правом на критику правительства, часто становятся жертвами и санкциями за свою работу, в том числе в результате опасной практики красных ярлыков. Правозащитники на Филиппинах сообщают, что филиппинская полиция отслеживает сообщения в Facebook, чтобы идентифицировать, арестовывать и допрашивать людей. Требования регистрации настоящего имени усугубляют опасения по поводу слежки за телекоммуникациями и онлайн-активностью со стороны филиппинских властей и, вероятно, отговаривают людей от свободного выражения своего мнения, не опасаясь возмездия.
Не соответствует законодательству и принципам прав человека
В соответствии с МПГПП, когда действие правительства нарушает права человека, оно допустимо только в том случае, если его условия определены узко и точно, и оно строго необходимо для законных целей, таких как защита национальной безопасности, общественного порядка или здоровья населения. В Законе о регистрации SIM-карт говорится, что требования к регистрации предназначены, среди прочего, для «сдерживания […] распространения цифровой дезинформации или фальшивых новостей». Это расплывчатое и чрезмерно широкое понятие, которое в Законе не определено. Это также не является законной целью для ограничения прав, при отсутствии непреодолимой цели национальной безопасности, общественного здравоохранения или общественного порядка. Запрет «фейковых новостей» «сам по себе не является законной целью». Запросы информации о пользователе со стороны «компетентного органа» также могут быть направлены PTE и поставщикам социальных сетей, если конкретный номер мобильного телефона или учетная запись в социальной сети использовались или используются для распространения «цифровой дезинформации» или «фальшивых новостей».
Несмотря на то, что закон был принят якобы для борьбы с анонимными преступлениями и мошенничеством, отсутствуют доказательства того, как законы о регистрации SIM-карт могут эффективно предотвращать такие угрозы, о чем свидетельствуют аналогичные законы, вступившие в силу в других юрисдикциях, включая Кению и Мексику. и Малави. Отраслевые и технические эксперты выразили обеспокоенность по поводу действующего филиппинского законодательства. Без четких ограничений на тип и количество собираемой пользовательской информации; положения о безопасном хранении и обработке такой информации; и положения, ограничивающие хранение данных строго законными и необходимыми целями, закон фактически увеличит риск утечки данных или неправомерного использования информации и нарушит защиту данных и конфиденциальность.
Закон также противоречит принципам необходимости и соразмерности, согласно которым любое вмешательство в права должно быть необходимым для законной цели и быть наименее интрузивным средством достижения цели. Бывший Специальный докладчик по вопросу о поощрении и защите права на свободу мнений и их свободное выражение отметил в своем отчете за 2015 год, что «[b]наложенные запреты [на шифрование и анонимность] не являются необходимыми и соразмерными». Кроме того, назначение уголовных наказаний, включая тюремное заключение и/или обременительные штрафы, за использование вымышленных имен для регистрации и/или подделку зарегистрированных SIM-карт представляется несоразмерным. Как правило, уголовные санкции представляют собой «серьезное вмешательство в свободу выражения мнений и непропорциональную реакцию во всех случаях, кроме самых вопиющих».
Уголовные санкции за использование вымышленных имен для регистрации SIM-карт или учетных записей в социальных сетях также непропорционально сильно повлияют на представителей разных полов на Филиппинах. Само законодательство однозначно относит живые имена к «фиктивным личностям». На Филиппинах трансгендеры и лица с разным полом, как правило, не могут изменить свои имена, присвоенные при рождении, или маркер пола в юридических документах в отсутствие закона о признании пола. Криминализация использования живых имен для регистрации SIM-карт или учетных записей в социальных сетях является дискриминационным, травмирующим и насильственным по отношению к людям разного пола.
Закон также наделяет филиппинские власти широкими полномочиями требовать раскрытия информации, полученной в процессе регистрации, без надлежащего независимого надзора, что дает властям возможность беспрепятственного и потенциально незаконного доступа к данным. В соответствии с законом регистрационная информация может быть раскрыта «в соответствии с судебным приказом, судебным процессом или другим правительственным нормативным или обязательным административным запросом на информацию» или «приказом компетентного органа, должным образом уполномоченного в соответствии с действующим законодательством выдавать повестки в суд». Закон не предусматривает никаких гарантий для обеспечения строго необходимого и надежного хранения или предоставления такой информации, а также не устанавливает независимый надзорный орган, такой как суд или надзорный механизм, для отслеживания требований государства о раскрытии личной информации.
Отменить или существенно изменить Закон
В свете вышеупомянутых опасений мы призываем филиппинский законодательный орган отменить или внести существенные поправки в Закон о регистрации SIM-карт в соответствии с международными обязательствами Филиппин в области прав человека. Хотя мы признаем необходимость пресечения мошенничества и других преступлений, мы призываем филиппинские власти делать это таким образом, чтобы уважать и обеспечивать права на неприкосновенность частной жизни, свободу слова и информацию, ассоциации и недискриминацию.
Подписанты
Доступ сейчас
СТАТЬЯ 19
Парламентарии АСЕАН за права человека
Кокус АСЕАН SOGIE
Азиатский форум по правам человека и развитию (ФОРУМ-АЗИЯ)
EngageMedia
Human Rights Online, Филиппины (HRonlinePH)
ИЛГА Азия
Движение в защиту прав человека и достоинства (iDEFEND)
Международная комиссия юристов
Открытая сеть
Контактный телефон
Дарон Тан, ассоциированный международный юрисконсульт ICJ, электронная почта: daron.