Социальные пенсии и ответственность в Уганде | Социальная защита
(c) Бен Смолл/HelpAge International
Ото Аугустино слезает с велосипеда, когда он прибывает, чтобы передать информацию сообществу в своей деревне
По всей Африке миллионы пожилых людей живут в нищете. Без доступа к пенсиям и разрушающимся традициям поддержки семьи у многих нет иного выбора, кроме как продолжать работать до старости, занимаясь мелким, низкооплачиваемым сельским хозяйством или мелкой торговлей. Для тех, кто имеет инвалидность или плохое здоровье, у них может не быть возможности работать. Без надежного дохода пожилые люди ведут ненадежную жизнь на грани нищеты.
Социальные пенсии являются ключом к решению этой проблемы. У них есть большой потенциал для сокращения бедности, улучшения доступа пожилых людей к здравоохранению и восстановления достоинства за счет финансовой независимости.
Социальная защита в Уганде
В 2011 году правительство Уганды в партнерстве с Министерством международного развития Великобритании, организацией Irish Aid и Детским фондом Организации Объединенных Наций учредило грант для пожилых людей в рамках более широкой программы грантов социальной помощи для расширения прав и возможностей (SAGE). Это ненакопительная социальная пенсия в размере 25 000 угандийских шиллингов (7 долларов США) в месяц.
В первых округах, которые были введены, все пожилые люди старше 65 лет имели право на участие в этой схеме, за исключением Карамоджи, где возраст права на участие был снижен до 60 лет, чтобы отразить более низкую ожидаемую продолжительность жизни. Охватив более 100 000 пожилых людей, правительство распространило его еще на 40 округов, хотя в этих районах право имеют только 100 пожилых людей в каждом округе. По состоянию на июнь 2019 года в программе участвовало более 160 000 пожилых людей.
Мы продолжали выступать за то, чтобы пенсия была универсальной по всей Уганде, и в июле 2019 года это стало реальностью. Все 80 лет и старше в Уганде теперь имеют право. Хотя возраст слишком высок, чтобы эффективно охватить всех нуждающихся пожилых людей, это означает, что 365 000 угандийцев теперь будут иметь регулярный, надежный доход, и это обеспечивает основу для проведения кампании за более низкий возраст приемлемости.
Как социальные пенсии помогают пожилым угандийцам?
Хотя сумма денег скромна, она имеет большое значение для тех, кого она достигает.
(c) Бен Смолл/HelpAge International
Лонгора Чарльз использует свою пенсию, чтобы покупать товары для своих внуков
«[Пенсия] сыграла важную роль в моей жизни. Когда я получаю деньги, я становлюсь счастливой. Я использовал их, чтобы купить козу для своей семьи, которую я буду выращивать. Я использую их, чтобы платить за школу и покупать книги для своих детей, — сказал Лонгора, пожилой мужчина из Напака, Уганда.
Лучо Алиса, пожилая женщина из Напака, которая плохо видит и раньше полагалась на подачки от людей из ее сообщества, рассказала нам: «Это помогло мне во многих отношениях — купить матрас, купить одежду, покупать еду, когда я голоден, платить за школу, покупать тарелки и кастрюли. Это помогло мне покупать цыплят, чтобы выращивать их, а когда я голоден, я могу продать их».
(c) Бен Смолл/HelpAge International
Слабовидящая получательница социальной пенсии Лучо Алиса ведет по двору внук
Результаты показали, что социальная пенсия оказала глубокое влияние. Среди домохозяйств, получающих гранты, бедность сократилась на 19 процентных пунктов, а расходы домохозяйств увеличились на 33%. Пути развития выявили, что многие пожилые люди и их семьи используют доход для дальнейшего увеличения своего дохода, например, инвестируя в животноводство. Было обнаружено, что дети, которые живут с пожилыми людьми, получающими субсидию, имеют более высокий уровень образования и с меньшей вероятностью будут вовлечены в детский труд.
Проблемы внедрения социальных пенсий
Уганда — не единственная страна в странах Африки к югу от Сахары, которая находится в процессе расширения социальных пенсий. Южная Африка, Ботсвана, Лесото, Намибия, Маврикий, Кения и Занзибар ввели аналогичные универсальные социальные пенсии, а Мозамбик планирует ввести систему социальной защиты на протяжении всего жизненного цикла, которая включает социальную пенсию.
Но эти программы не без проблем:
- Пожилые люди могут быть исключены из-за ошибок, допущенных при определении права на участие, или из-за того, что у них нет доступа к необходимым документам.
- Проблемы с мобильностью или долгое и дорогое путешествие могут помешать им добраться до точки выплаты.
- Отсутствие информации о схеме может означать, что пожилые люди не знают об этом и никогда не регистрируются.
- Просроченные платежи часто означают, что пожилые люди месяцами ждут своих денег.
- Финансовые злоупотребления, такие как вымогательство платежными агентами части их денег или их кража членами семьи, не позволяют пожилым людям получить свои права.
- Местные предприятия, такие как мототакси или рыночные торговцы, могут завышать цены в дни оплаты.
(c) Бен Смолл/HelpAge International
Наблюдатель за пожилыми людьми Агата Этин в своей деревне в Карамодже
Как право голоса и подотчетность могут заставить правительства взять на себя ответственность
Решение этих проблем является ключом к успеху социальных пенсий, и пожилые люди должны сыграть в этом ключевую роль. Предоставив им возможность высказываться, вести дебаты с другими и добиваться того, чтобы их мнения были услышаны, они могут лучше влиять на решения, влияющие на их жизнь, и привлекать свои правительства к ответственности за то, как предоставляются услуги. Это помогает обеспечить соответствие социальных пенсий необходимым стандартам. Это может уменьшить количество ошибок, мошенничества и коррупции, а также гарантирует, что те, кто имеет право на получение нужной суммы денег, регулярно, надежно и доступно. И это означает, что пожилые люди могут требовать изменений в пенсионных программах, которые приносят им пользу.
Право голоса и подотчетность улучшают отношения между гражданами и государством, поскольку побуждают пожилых людей принимать активное участие и рассматривать политику и услуги как право, которое должно соответствовать достойным стандартам. Это укрепляет доверие и помогает пожилым людям выявлять проблемы и действовать для их решения.
С 2015 по 2018 год HelpAge International при финансовой поддержке Федерального министерства экономического сотрудничества и развития Германии поставила перед собой задачу усилить право голоса и подотчетность в четырех странах.
- информирование пожилых женщин и мужчин о программах социального пенсионного обеспечения
- мобилизовать людей для регистрации
- помочь получателям подать жалобу
- собрать доказательства о проблемах со схемами
- выступать перед государственными чиновниками за изменение политики и улучшение предоставления услуг.
(c) Бен Смолл/HelpAge International
Получатель пенсии Оджао разговаривает со своей семьей
Право голоса и подотчетность благодаря мониторингу пожилых людей в Уганде
Наша программа «Голос и подотчетность» в Уганде поддержала 23 ассоциации пожилых людей (OPA) в 13 округах на севере Уганды. Мы работаем вместе с нашими партнерами Каритас Гулу и Программой развития агро-скотоводства Карамоджа, которые являются ключом к успеху программы благодаря их хорошим отношениям с местным населением.
Мы сотрудничаем, чтобы обучить членов OPA тому, как эффективно обучать пожилых людей их правам и правам, а также проводить мониторинг пожилых граждан. Руководителей старшего возраста знакомят с политикой социальной защиты, учат, как собирать данные, как отстаивать интересы правительства и даже как лучше всего общаться и взаимодействовать с теми, кого они посещают.
(c) Бен Смолл/HelpAge International
Пожилой гражданский наблюдатель Абер Хелен Ума использует свой велосипед, чтобы путешествовать по своему сообществу, чтобы доставить информацию
Энтузиазм лидеров имеет ключевое значение. Мало того, что Абер Хелен Ума, пожилой гражданин округа Уньяма в Гулу, не только следит за тем, чтобы день выплаты жалованья объявлялся по радио, но и после того, как информация стала известна, она обходит свое сообщество, чтобы убедиться, что все знают. «В тот момент, когда я слышу, я иду прямо, чтобы мобилизовать их, чтобы, когда придут сотрудники SAGE, пожилые люди были первыми в пункте выплаты», — сказала она.
Радио также используется не только для объявлений, ассоциации пожилых людей устраивают ток-шоу, во время которых они приглашают слушателей задать вопросы или опасения по поводу социальных пенсий. Это предоставляет получателям еще один доступный способ оставить отзыв.
Одна из ключевых проблем, которую они обнаружили, заключалась в том, что получателям приходилось преодолевать расстояние до пунктов оплаты: каждый четвертый человек проезжал от четырех до шести километров, а каждый десятый — от семи до десяти километров. Это означает, что пожилые люди, как правило, должны платить за транспорт, что может съедать их пенсию.
«Когда мы впервые получили платежи, это было только в центре округа, который очень далеко. Итак, мы вернулись и сообщили, что было создано больше пунктов выплаты. Теперь в округе Уньяма мы есть три очка оплаты», — сказал Абер.
Действительно, их пропаганда привела к тому, что максимальное расстояние между домом пожилого человека и пунктом выплаты выплат сократилось с 18 до 7 километров. И после подачи жалоб, пункты выплаты стали лучше организованы, и пожилые люди обеспечены питьевой водой и где-то, чтобы отдохнуть в тени, пока они ждут.
Некоторым пожилым людям с ограниченными физическими возможностями даже добраться до ближайшего пункта оплаты может быть сложно или даже невозможно. Хотя существует система доверенных лиц, позволяющая альтернативным получателям собирать деньги, о ней знали очень немногие пожилые люди или государственные чиновники. Наблюдатели за пожилыми гражданами стремились повысить осведомленность об этом положении и призывали людей использовать его.
«Был один инвалид, который не мог добраться до пункта выплаты», — сказал нам Лору Макс, пожилой гражданский наблюдатель в Напаке. «Ее пришлось везти туда на тачке. Когда сотрудники увидели ситуацию, я смог убедить их позволить ее дочери забрать деньги».
(c) Бен Смолл/HelpAge International
Пожилой гражданский наблюдатель Лору Макс разговаривает с людьми в своем сообществе в Напаке
В этих сценариях пожилые лидеры являются ключевыми посредниками с государственными чиновниками. Как правило, пожилые люди неохотно говорят за себя, а проблемы с грамотностью и мобильностью только усугубляют это. Имея уверенного и опытного коммуникатора, который заступится за них, их жалобы могут быть услышаны.
Существуют пределы того, чего могут добиться местные голоса, когда принятие решений по политике и операциям в области социальной защиты осуществляется централизованно. Это означает, что местные чиновники не имеют права самостоятельно внедрять изменения, и лидеры сообщества должны полагаться на тех, на кого они подают жалобы, чтобы передать их своему начальству. Тем не менее, была проведена работа по установлению связей между местными ассоциациями пожилых людей и Национальным советом пожилых людей Уганды, который может обеспечить, чтобы их голоса были услышаны на субнациональном и национальном уровнях. Но для пожилых людей, которые живут в районах, где нет никого, кто мог бы помочь установить эти связи с местными органами власти, их жалобы, скорее всего, останутся неуслышанными.
Куда мы идем отсюда?
Мониторинг пожилых граждан сыграл важную роль в расширении доступа пожилых людей к социальным пенсиям не только в Уганде, но и в Кении, Мозамбике и Занзибаре. Хотя это важно, следует подчеркнуть, что каждое правительство несет ответственность за информирование своих граждан о схемах социальной защиты и наличие инклюзивных, доступных и эффективных механизмов подачи жалоб. Мониторинг пожилых людей не должен быть долгосрочным решением для заполнения пробела, оставшегося в существующих слабых системах.
Ассоциации пожилых людей и работа наблюдателей за пожилыми гражданами должны оставаться независимыми и сосредоточиться на защите интересов, работая в партнерстве с правительством, чтобы гарантировать, что программы социальной защиты достигают своих целей как можно более эффективно.
Узнайте больше:
- Скачать отчет Право голоса и подотчетность в социальной защите: уроки социальных пенсий в Африке.
- Посетите Pension Watch.