Адрес:
Староватутинский проезд 10, с. 14 Бабушкинская, Медведково
Тел.:
+7 (925) 627-06-05
Рабочее время:
ПН-ВС 10:00-21:00
Получить консультацию
AUTO FORZA
г. Москва
AUTO FORZA
г. Москва
Адрес:
Днепропетровский проезд, 7 Южная
Тел.:
+7 (926) 556-56-01
Рабочее время:
ПН-ВС 09:00-21:00
Получить консультацию
Оценка СМИ Украины и программные рекомендации
УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫЙ 600 Water Street, S.W. 202/484-7170 Вашингтон, округ Колумбия, 20024 Факс: 202/488-0754 США ОЦЕНКА СМИ УКРАИНЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОГРАММЕ ТОМ I ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ОТЧЕТ июнь 2001 г. Контракт USAID: AEP –I-00-00-00-00018-00 Международные системы управления (MSI) Программа сравнительного права и политики в области СМИ, Оксфордский университет Консультанты: Деннис М. Чендлер Даниэль Де Люс Элизабет Такер
H:\INCOMING\MSI-09-19-2001\UkraineRpt-Volume I.doc я СОДЕРЖАНИЕ ТОМ I Акронимы и глоссарий ………………………………………………………. …………………………………………. ………….. iii И. Резюме ………………………………………………………. …………………………………………. ………… 1 II. Подход и методология ………………………………………………………. …………………………………………. 6 III. Выводы . ……………………………………………………… …………………………………………. …………………………..7 A. Общая медийная среда ………………………………………………………. ………………………………..7 B. Печатные СМИ ………………………………………………………. …………………………………………. ……………..11 C. Вещательные СМИ ………………………………………………………. …………………………………………. ……..17 Д. Интернет ………………………………………………………. …………………………………………. …………………………..25 E. Деловая практика ………………………………………………………. …………………………………………. ……26 F. Юридические вопросы …………… …………………………………………. …………………………………………. …………….30 G. Пол ………………………………………………………. …………………………………………. …………………………..35 IV. ПОМОЩЬ США ………………………………………………………. …………………………………………. ………. 37 А. Предыстория ………………………………………………………. …………………………………………. …………….37 Б. ЮСАИД ………………………………………………………. …………………………………………. …………………………..37 B. Другая деятельность в США ………………………………………………………. …………………………………………. ..39 C. Частный ……………………….. …………………………….. …………………………………………. ……………………. 40 В. Другая донорская помощь ………………………………………………………. …………………………………………. ………….. 41 VI. Выводы, извлеченные уроки и рекомендации ………………………………………………………. ….. 43 A. Общая ситуация со СМИ ………………………………………………………. ……………………………………….43 B. Формирование правовой среды ………………………………………………………. ………………….44 C. Укрепление сторонников реформ ………………………………………………………. ………………….45 D. Повышение жизнеспособности бизнеса ………………………………………………………. ………………………… ……..46 E. Повышение профессионализма СМИ ………………………………………………………. …………………………..48 F. Руководство USAID ………………………………………………………. …………………………………………. ..51 G. Отдел по связям с общественностью и MDF ………………………………………………………. ……………………………..53 H. Другие доноры ………………………………………………………. …………………………………………. …………..55 ТОМ II VII. Приложения Приложение А Оценка Объема работ ………………………………………… ………………………………..1 Приложение Б Частичный список документов…………………………………………….. …………………………..6 Приложение С лиц, с которыми контактировали . …………………………………………. ………………………………..9 Приложение D Данные о независимых негосударственных газетах …………………………………. ….13 Приложение Д Информация о частных телевизионных/радиостанциях …………………51
H:\INCOMING\MSI-09-19-2001\UkraineRpt-Volume I.doc II Приложение F Поддержка телерадиокомпаний …………………………………………. ………………….58 Приложение Ж Украина Интернет-газеты (без печатной версии) ………………………………… 0,61 Приложение H Бюджетные таблицы/диаграммы USAID ………………………………. ……………………. 62
H:\INCOMING\MSI-09-19-2001\UkraineRpt-Volume I.doc III А КРОНИМЫ И Г ЛОССАРИЙ азбука Аудиторское бюро обращения дирхамов ОАЭ Академия развития образования, куратор тренингов USAID BBC Британская радиовещательная корпорация БИЗПРО Проект развития малого и среднего бизнеса, финансируемый USAID, реализуемый DAI КАМР Канадское агентство международного развития СМЕ Центральные Медиа Предприятия ДАЙ Development Alternatives, Inc. , подрядчик BIZPRO ДМРВ Департамент международного развития, Соединенное Королевство ЕБРР Европейский банк реконструкции и развития ЭИМ Европейский институт СМИ ЕС Европейский Союз евро Европейская валюта (1 евро = 0,85 доллара США по состоянию на 29 мая 2001 г.) финансовый год финансовый год МБРР Международный банк реконструкции и развития, Всемирный банк МФК Международная финансовая корпорация, Всемирный банк МБА Независимая вещательная ассоциация Украины ИФЕС Международный фонд наблюдения за выборами ИК Промежуточный результат АЙРЕКС Совет по международным исследованиям и обменам, исполнитель ProMedia ИРФ Международный фонд «Возрождение», Институт Сороса «Открытое общество» ИРИ Международный республиканский институт Интернет-провайдер Интернет-провайдер КФВ Кредитное агентство развития Федеративной Республики Германии МФБ МикроКредит Финанс Банк МДФ Фонд развития СМИ, управляемый посольством США/Киев ММИ Маркетинговая и медиа-индексная компания MSI Международные системы управления МВФ Фонд Жизнеспособности СМИ, Фонд Евразия НКТРБ Национальный совет по телевидению и радиовещанию НДИ Национальный демократический институт НПО Неправительственная организация шек. Новые независимые государства бывшего Советского Союза область Украина обл. ОБСЕ Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе ШАЛ Отдел по связям с общественностью, Посольство США, Киев ПАУКИ Инициатива сотрудничества Польши, Америки и Украины, финансируемая USAID ПКМЛП Программа по сравнительному праву и политике в области СМИ, Оксфордский университет ПСК Подрядчик личных услуг Рада Верховная Рада, Верховная Рада Украины РФ/РС Радио Свободная Европа/Радио Свобода, финансируется правительством США Р-4 Обзор результатов и запрос ресурсов, обзор бюджета USAID СИДА Шведское агентство международного развития МСП Малый и средний бизнес ТАК Стратегическая цель
Ч:\ВХОДЯЩИЙ\MSI-09-19-2001\UkraineRpt-Том I.doc ив грн. гривен, украинская валюта (5,5 гривен = 1 доллар США, по состоянию на 29 мая 2001 г. ) УМРЭП Образовательная программа по реформированию рынка Украины, финансируемая USAID ЮСАИД Агентство США по международному развитию ЗГС Правительство США Голоса Америки Голос Америки, финансируется правительством США. ВНИСЕФ Western NIS Enterprise Fund, финансируемый USAID
H:\INCOMING\MSI-09-19-2001\UkraineRpt-Volume I.doc 1 И. Е СЕКУТИВ С УММАРИ Независимые средства массовой информации являются важной опорой любого демократического общества открытого рынка. Когда украинцев сделали выбор в пользу независимости в 1991 году, нация изначально добилась значительных успехов к большей свободе прессы как в печатном, так и в вещательном секторах. Оказалось, что Украина тем самым реализует свои новые конституционные принципы и обеспечивает большую свободу выражения мнений в более активное участие правительства и экономики. Некоторые также думали, что Украина будет осуществлять большую независимость от России и занять политические и экономические позиции ближе к Западная Европа по мере присоединения к глобальному сообществу. Однако наследие долгих лет коммунистического правления оказалось глубоким. Старые привычки тяжело умереть, особенно те, которые так долго глубоко укоренились в сознании людей и в государственной практике, включая использование СМИ в качестве расширения государственной власти.
9Аппарат 0006. Действительно, многие из советских методов управления государством и ведения бизнеса просто продолжили работу в Украине, хотя и по другим правилам. Не менее важно, как произошло в России и других местах, массовая и необузданная жадность закралась в реорганизованную Украину. экономия в таких масштабах, которые трудно было предвидеть. Результатом является все более коррумпированная власть
Структура , включающая опасный союз между государственными структурами и новой породой олигархов или мафиозные кланы, которые во многом заменили коммунистическую партию по силе и влиянию. В процессе был рассмотрен ранний, ограниченный пример более независимого средства массовой информации в Украине. задержался в росте и теперь все больше и больше осаждается. Правительство США, действующее в основном через Агентство США по международному развитию. (USAID), был одним из первых и постоянных сторонников независимых СМИ в Украине. Над За последние десять лет после обретения Украиной независимости USAID предоставил около 21 миллиона долларов на техническая помощь, обучение, финансирование и ограниченное количество товаров для содействия развитию Независимые печатные и вещательные СМИ Украины. Большая часть этой помощи была направлена через американских неправительственных организаций (НПО), особенно IREX/ProMedia, которые сосредоточился на независимых газетах и Интерньюс, который работал с негосударственными Радиотелевизионная промышленность. Обе организации имеют большой опыт в выполнении таких задач. и добились хороших результатов в улучшении качества журналистики в Украине, особенно в регионах , где они работают. Особо следует отметить некоторые недавние успехи, достигнутые в защите права украинских журналистов от недобросовестных юридических посягательств, разработка ассоциаций, чтобы выступать за большую свободу прессы, некоторые острые теле- и радиопередачи. выпусков программ по актуальным вопросам и количество журналистов и редакторов, прошли обучение по техническим и журналистским направлениям. В то время как другие доноры, особенно европейцы, также очень обеспокоены ситуацией с независимыми СМИ в Украине, уровнем их помощи. были значительно меньше, чем в США. Несмотря на некоторый постепенный прогресс, эта оценочная группа пришла к выводу, что ограниченный независимость сейчас находится в шатком положении. Недавние тенденции неуклонно двигались в направлении большей концентрации политической и экономической власти в руках все большего числа людей, , которые порой крайне нетерпимы к любой критике и иным взглядам. Стоит только вспомнить последний, трагический пример убийства украинского журналиста вместе с правительственной неправдоподобных объяснений и неумелого обращения с этим делом. Последующие разоблачения тайны магнитофонных записей обсуждений этого журналиста высшими государственными чиновниками Украины
H:\INCOMING\MSI-09-19-2001\UkraineRpt-Volume I.doc 2 подчеркивают очень серьезную угрозу свободе слова в Украине. Хотя последствия этого скандала вызвали небольшое движение вперед, практически все наблюдатели заверили команду, что ситуация со СМИ будет только ухудшаться, поскольку давление предсказуемо нарастает до парламентских выборов в марте 2002 года. выборов и снова во время подготовки к следующим президентским выборам в 2004 году. Большая часть прогресса СМИ будет зависеть от развития политической и экономической ситуации в Украине. к открытой и основанной на участии демократии. В то время как экономика страны начинает , Украина сейчас стоит на распутье и должна решить, будет ли она следовать прямо
Еще Западная экономическая и политическая модель. В последнее время более прогрессивная администрация отстранены от должности союзом коммунистов и олигархов в парламенте и заменены
90 006 премьер-министров, назначенных Президентом, не имеют экономических или политических реформ. Некоторый олигархов, которые понимают, что их личное будущее зависит от того, какой тип и глубина экономического проведена реформа, не теряя времени скупили или приобрели контрольные пакеты практически все основные телеканалы и каналы, главный источник новостей украинского народа, а в оказывает деспотичное влияние на то, что говорят – или не говорят – на большинстве теле- и радиостанций. и в столичных газетах в частности. Единственными яркими пятнами с точки зрения честного и объективного освещения являются иностранное вещание, ограниченное количество смелых украинских журналистов и редакторов, способных противостоять невероятному преследований и давления и Интернета, хотя последний, хотя и растет, еще не получил широкого распространения. доступен или используется большинством граждан Украины. Однако в то же время значительное существует информационный разрыв между столицей и регионами, о которых сообщают украинцы не получают адекватных или часто каких-либо разъяснений о влиянии национальной политики на людей в регионов. Кроме того, местные отчеты, как правило, не обеспечивают достаточной информация о местных проблемах, затрагивающих их. Как это ни парадоксально, период политической неопределенности может стать хорошим окном возможностей для правительству США (USG) и особенно USAID, чтобы изменить ситуацию в помощи украинцам донести новости до жителей регионов в преддверии парламентских выборов весной следующего года. Региональные телерадиостанции и газеты часто работают «под радаром» центральных государственных органов. В частности, теле- и радиостанции могут транслировать объективные новостные программы. с меньшим страхом перед закрытием правительства, если они расположены в регионах, уже лицензированы и/или с повторной лицензией, и все они транслируют одни и те же программы в одно и то же время. Эта стратегия делает центральному правительству труднее применять репрессивные меры, не рискуя серьезными политических затруднений перед лицом западной критики. На самом деле, по мнению украинских журналистов и редакторов, западная критика украинского
Правительство после скандала с записью дало им короткую передышку необходимой защиты и преследование СМИ со стороны правительства на какое-то время существенно уменьшилось. Тем не менее, ограниченный мера свободы и журналистской солидарности, порожденная этими действиями, начала рассеиваться , и некоторые журналисты опасаются, что правительственные репрессии снова усилятся в преддверии выборов. начинается осенью. По этой причине сейчас самое подходящее время для планирования поддержки производства новых программирование региональными станциями. Журналисты сообщают, что, помимо груза советского прошлого, самым важным вопросом , влияющая на независимые СМИ, — это отсутствие финансирования и, следовательно, способность создавать более объективные новости. «Все дело в деньгах», как выразился один инсайдер СМИ. В этом все более олигархическом и
H:\INCOMING\MSI-09-19-2001\UkraineRpt-Volume I. doc 3 коррумпированная экономика, те, у кого есть деньги, сделают все, что в их силах, чтобы защитить их и получить больше, , а те, кто остался в стороне, уязвимы и подвержены постоянному давлению и компрометации. Поскольку средства массовой информации традиционно были государственной функцией, частного сектора было мало или совсем не было. инвестиций в медиаиндустрию Украины до последних лет, когда олигархи поняли, что контроль по поводу того, что было сказано или написано, было продолжением их политических интересов и их почти ненасытных финансовых аппетитов. Немногие западные инвесторы имеют волю или способ справиться с грубой деловой практики в Украине; только русские, кажется, процветают на этом. В связи с этим интересно отметить недавнее назначение бывшего премьер-министра России на Украину в качестве Посол. Экономические реалии и отсутствие деловых навыков также подрывают медиаиндустрию. Как результат, от рекламы зарабатывается значительно меньший доход, чем требуется для поддержания небольшой количество СМИ в переполненном секторе СМИ. Те независимые СМИ, которые выживают благодаря тому, что функционируют как предприятия и обычно работают с невероятно низкой маржой. Другие имеют альтернативные источники дохода в виде доходов от собственных типографий, связанных предприятий для субсидирования деятельности СМИ или олигархического или другого финансового покровителя. Некоторый независимые СМИ лучше работают в регионах, вдали от интенсивного контроля, который существует в
столицу 90 006, и больше занимаясь местными проблемами, хотя давление со стороны местных властей все же существует, поскольку ж. Как указано выше, эта оценочная группа считает, что независимые СМИ Украины сейчас критический момент с точки зрения его дальнейшего развития. Любое отсутствие прогресса или откат в роль СМИ в системе сдержек и противовесов будет иметь серьезные последствия для политической и политической жизни Украины. экономическая эволюция в сторону более демократического управления и более открытой рыночной экономики, приносит пользу всем гражданам Украины. Ни дальнейшая консолидация власти в меньшем количестве рук, ни использование тактики в советском стиле, чтобы заставить критиков замолчать, служит хорошим предзнаменованием для ответственных украинцев и международное сообщество считает, что в интересах всех. Давление будет продолжать нарастать по мере Правительство Украины выходит из своего недавнего политического тупика и как парламентские выборы подход. Пришло время действовать как украинцам, так и донорам сейчас, а также в долгосрочной перспективе. Соответственно, группа по оценке СМИ рекомендует следующее: · USAID необходимо выделить дополнительные финансовые ресурсы для оказания помощи независимой Украине. средств массовой информации как можно скорее, помимо среднего 2-процентного среднего, предоставляемого в настоящее время этому сектору. Такие дополнительные средства могут быть получены за счет перераспределения существующих ресурсов Миссии,
90 006 дополнительных средств теперь доступны, но зарезервированы для использования вашингтонскими бюро и отделов или перенаправив другие программы Киевской миссии и Вашингтона. (например, развитие частного бизнеса, кредит), чтобы больше сосредоточиться на медиа-секторе Украины. · Потому что независимые СМИ Украины борются за выживание и пытаются сохранить свою независимости, USAID должно предоставить больше кредитов и другой кредитной помощи в как сейчас, так и в обозримом будущем, чтобы помочь им. Поскольку есть уже доступны несколько патрубков (например, Western NIS Enterprise Fund, MicroCredit Финансовый банк, деятельность малых и средних предприятий), это не должно иметь крупных бюджетных последствий и должны быть легко управляемыми в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
H:\INCOMING\MSI-09-19-2001\UkraineRpt-Volume I.doc 4 · В некоторых случаях USAID должно предоставлять гранты на уникальные виды деятельности, которые не могут в противном случае имеют право на финансирование кредита. В следующем раунде закупок для оказания помощи СМИ, это требование должно быть включено в объем работ для квалифицированных и опытных участников торгов для предоставления таких услуг по кредитованию и/или предоставлению грантов. · Украинским медиапредприятиям для выживания и дальнейшего функционирования необходимы , чтобы узнать о лучших методах ведения бизнеса. Должны быть предоставлены дополнительные и улучшенные возможности обучения сейчас и в обозримом будущем в этом отношении либо через существующих исполнителей (IREX/ProMedia, Internews), но и совместно с другими более опытными в этом
Поле (например, BIZPRO DAI, другие подрядчики USAID по бизнесу и обучению). · Поскольку обучение очень важно для улучшения журналистской практики и политики, USAID должен как можно скорее не только повысить качество и количество таких обучение в медиа-секторе, но и лучше отслеживать результаты такого обучения, чтобы показать фактическое влияние. В USAID уже есть системы отслеживания, которые позволяют случиться. · Несмотря на то, что недавно были достигнуты весьма впечатляющие успехи в защите законных прав журналистов в Украине, USAID должно придерживаться этого курса действий и дальше энергично, а также настаивают на улучшении координации реформы законодательства о СМИ между IREX/ProMedia, Internews и Независимая ассоциация вещателей. · Наследие опыта СТБ на местном телевидении не должно обескураживать USAID или Интерньюс от производства амбициозных программ о текущих событиях. Оригинал ВИКНА
9Программа 0006 имела успех и до сих пор является стандартом, по сравнению с которым новостные программы суд. При соответствующей поддержке «Интерньюс» должен развивать радио- и телевизионные новости. программ для национальной аудитории с участием региональных станций. Проекты Интерньюс, связанные с предоставлением новостей через Интернет и радио, также должны поддерживается. · Предлагаемая радиосеть Международного фонда возрождения (IRF)/Сороса является очень многообещающий проект, который предложит альтернативный, сбалансированный источник новостей. Такой объективный источник новостей будет иметь решающее значение во время предстоящих парламентских выборов
Кампания и последующие. USAID должно рекомендовать посольству США
Фонд развития СМИ (MDF) вносит значительный вклад в развитие радио IRF. сетевой активности на основе условий, описанных в этом отчете. · В этот день и век конкретных показателей производительности, которые должны , USAID должно установить более тесные рабочие отношения с такими организациями, как IREX/ProMedia и Internews в виде соглашений о сотрудничестве. USAID должен внести это изменение в свои планы на следующую закупку в этом секторе. · USAID в сотрудничестве с отделом по связям с общественностью посольства США должен продолжать координировать свои усилия в области СМИ с другими донорами и, где это возможно, призывают к активным политическим действиям и помощи со стороны этих доноров, особенно европейцев, у которых был похожий опыт и/или общие культурные фоны.
H:\INCOMING\MSI-09-19-2001\UkraineRpt-Volume I.doc 5 · Из-за важности помощи независимых СМИ в преследовании Управление миссии и цель демократии в Украине, USAID должен гарантировать , что по-прежнему имеется достаточное количество квалифицированных сотрудников для надлежащего управления этими важных дел, особенно с учетом предстоящего отправление. · По общему признанию, очень занятый персонал USAID, будь то в Киеве, других региональных представительствах или Вашингтон, следует лучше общаться, чтобы делиться общим опытом и лучше решать аналогичные проблемы с помощью доступных ресурсов. Структура команды SO может сфокусировать усилия, но также имеет тенденцию разделять деятельность и персонал, когда больше
Коммуникация необходима для сквозных вопросов, таких как независимые СМИ. Миссия следует предпринять конкретные шаги для улучшения работы групп SO в этом отношении или рассмотреть альтернативы, такие как межсекторальный подход, для решения этой и, таким образом, максимально повысить эффективность.
Каталог: pdf docs pdf docs -> Оценка программы укрепления экономических аналитических центров pdf docs -> Возможности для информирования о социальных изменениях и поведенческих изменениях pdf docs -> Полугодовой отчет pdf docs -> PNAAL671 .