образцы в картинках для 1-й и 2-й смены, полезные советы родителям
Содержание статьи
- Что нужно учитывать при составлении режима дня
- Сон
- Занятия и отдых
- График питания
- Физическая активность
- Прогулки
- Примерный распорядок для 1-й смены
- Полезные советы родителям
- Особенности режима для 2-й смены
- Примерный распорядок дня для 2-й смены
- Приложения для планирования дел
- Нужно ли соблюдать режим дня на каникулах и в выходные дни
При поступлении в школу у ребенка меняется образ жизни, появляются дополнительные нагрузки, а времени на отдых остается меньше. И чтобы дети быстрее адаптировались, важно соблюдать режим дня школьника начальных классов – образцы в картинках для 1 и 2 смены представлены ниже. Родители могут вносить в предложенный распорядок коррективы и составить свой, индивидуальный план для ученика.
Что нужно учитывать при составлении режима дня
Под правильным режимом дня подразумевают сон определенной продолжительности, чередование периодов труда и отдыха, регулярный прием пищи согласно графику, физическую активность и достаточное количество времени, проведенное на свежем воздухе. И прежде чем перейти к составлению плана дня, нужно разобраться в потребностях детей младшего школьного возраста.
Сон
Ученики начальной школы должны спать не менее 9 часов в сутки. Недосыпание приводит к переутомлению, что снижает умственную активность и ослабляет иммунитет. Но для качественного ночного отдыха важно не только отвести достаточное количество времени на сон, но и правильно подготовиться к нему. В вечерние часы лучше исключить активные игры и шумные развлечения, и, не менее чем за час до «отбоя» выключить телевизор и отложить гаджеты. А также перед сном стоит проветрить комнату ребенка.
Некоторые первоклассники, являясь, по сути, вчерашними детсадовцами, продолжают нуждаться в дневном сне. Не стоит лишать ребенка этой возможности, мотивируя запрет тем, что «ты уже взрослый». Если такая потребность у ученика есть, надо дать ему поспать после занятий. Оптимальная длительность дневного сна для детей этого возраста – 1 час.
Занятия и отдых
Не стоит отправлять ребенка делать уроки сразу по приходу с занятий, ему нужно немного отдохнуть. И, составляя режим дня школьника начальных классов, нужно отвести не менее часа свободного времени после обеда.
Выполнение домашних заданий должно занимать у ребенка примерно 1 час. Если школьник так быстро не справляется, не нужно удерживать его за рабочим столом на 2 и более часов. В этом случае в распорядке дня должен быть предусмотрен «второй этап» для решения задач, чтения и поделок. А в промежутке ученик может отдохнуть, сделать разминку или отправиться на прогулку.
График питания
Ребенку надо полноценно питаться 3 раза в день. Причем приемы пищи должны быть примерно в одно время. Если, например, сегодня школьник обедает сразу по возвращении с занятий, а завтра – ближе к вечеру, это не лучшим образом отразится на пищеварении.
Отдельно стоит сказать о школьном питании. Не стоит слишком полагаться на то, что в перерыве между уроками ребенок полноценно поест в столовой. Чаще всего там предлагают легкий перекус сок/булочка или чай/бутерброд. А если и подают более «основательные» блюда, далеко не всегда дети съедают хотя бы половину порции. Поэтому полноценно обедать дома ребятам нужно обязательно.
Физическая активность
О пользе утренней зарядки сказано и написано много, и не стоит игнорировать этот этап при составлении режима дня. Достаточно 15 минут, отведенных на упражнения, чтобы ребенок окончательно проснулся и почувствовал себя готовым к новому дню.
Но и помимо зарядки детям нужна физическая активность. Хорошо, если школьник посещает спортивную секцию или занимается танцами. Но родителям детей, имеющих «сидячие» увлечения и хобби, стоит подумать о том, как распланировать дневной график так, чтобы в нем нашлось место для физических нагрузок.
Прогулки
На вопрос, сколько времени дети должны пребывать на свежем воздухе, педиатры и опытные мамы отвечают – чем больше, тем лучше. Главное, чтобы ребенок был одет по погоде. Конечно, школьникам нелегко «выкроить» много времени для прогулок, но хотя бы 1-2 часа в день они должны проводить на улице.
Путь от дома до школы и обратно принимать в расчет не стоит, даже если ребенок добирается пешком по 20-30 минут в один конец. Быструю ходьбу с тяжелым ранцем на спине вряд ли можно считать полноценной прогулкой.
Примерный распорядок для 1-й смены
Приведенный ниже распорядок – лишь образец, который можно и нужно редактировать в зависимости от образа жизни семьи, наличия дополнительных занятий и кружков, удаленности учебного заведения от дома и проч. А также следует учесть и желания ребенка. Возможно, школьнику удобнее ходить на прогулки после ужина или перед тем, как приступить к домашним заданиям.
Составлять индивидуальный план, руководствуясь предложенным шаблоном, лучше вместе с ребенком, превратив это занятие в увлекательную игру. Пусть школьник украсит мини-плакат с режимом дня наклейками, забавными рисунками и шуточными комментариями. А еще можно разработать с сыном или дочкой систему «поощрений и взысканий» за соблюдение либо нарушение графика. В этом случае у ученика появится дополнительный стимул придерживаться пунктов дневного расписания.
Полезные советы родителям
Народная поговорка «Писали на бумаге, но забыли про овраги, а по ним еще ходить», знакома, наверное, каждому. И родителям важно понимать, что следовать режиму дня порой будет нелегко, особенно вначале. Чтобы ребенок быстрее адаптировался к расписанию и впоследствии соблюдал его без серьезных «сбоев», нужно немного помочь ему. А именно:
- Следить за тем, чтобы необходимые учебники, тетрадки и школьные принадлежности ученик уложил в портфель еще вечером.
- Подготавливать форму, чистить обувь и проверять состояние куртки и шапки лучше тоже заблаговременно, чтобы утром не тратить время на проглаживание рубашки или поиск колготок.
- Проверять содержимое холодильника вечером, при необходимости докупать продукты для полноценного завтрака. Нельзя отправлять ребенка в школу голодным или за 15 минут до начала занятий в спешном порядке «впихивать» в него яичницу, кашу или бутерброды.
Некоторые родители начинают приучать малышей к новому режиму еще летом, за полтора-два месяца до поступления в первый класс. Тогда к началу занятий ребенок уже адаптируется к ранним подъемам и не станет устраивать сцен из-за того, что нужно ложиться спать в 21-00.
Особенности режима для 2-й смены
В некоторых школах во 2 смену учатся уже со 2 класса, и нередко это становится настоящим испытанием для родителей. Привычный график нарушается, и сориентироваться в том, что и когда делать, непросто не только детям, но и взрослым.
На этом этапе важно не совершить следующих ошибок:
- Отправлять детей в постель после 23-00 и позже, т. к. утром не нужно рано вставать.
- Позволять школьникам спать до 10-11 часов.
- Заставлять ребенка выполнять все домашние задания вечером.
С последним пунктом возникает немало трудностей, если оба родителя работают, а других родственников, способных проконтролировать, как ученик сделал уроки, нет. В этой ситуации можно выполнять сложные задания вечером, чтобы мама или папа имели возможность помочь и проверить. А более легкие предметы, те, с которыми младший школьник справится и самостоятельно, оставить на утро. Ребенку, который проснулся в 7-30 или в 8-00, вполне хватит времени на то, чтобы без спешки выучить стих или выполнить рисунок до того момента, когда надо собираться в школу.
Примерный распорядок дня для 2-й смены
Для ребят, учащихся во вторую смену, соблюдение режима приобретает особенно важное значение. Если не позаботиться о составлении плана, день школьника будет сумбурным и наполненным суетой, а времени на отдых почти не останется.
Распорядок для учащихся во вторую смену мало чем отличается от дневного графика для первоклашек. В нем должно быть место и для занятий, и для отдыха, и для прогулок. Можно несколько сдвинуть время пробуждения и отхода ко сну. Вставать в 6-30 детям, посещающим занятия с 12-30 или 13-00, незачем, да и тяжело.
Примерный дневной план для ребят, учащихся во 2 смену, приведен ниже.
Можно менять пункты плана местами, добавлять кружки и секции, планировать время для посещения репетиторов и проч. Главное, чтобы периоды труда чередовались с прогулками и отдыхом.
Приложения для планирования дел
Чем старше становится школьник, тем больше ответственность за соблюдение графика лежит на нем. Кроме того, учащимся 4-5 классов уже могут быть неинтересны дневные планы в картинках. И можно предложить ребенку использовать специальные сервисы для планирования распорядка дня. Навыки «жизни по расписанию» обязательно пригодятся ему в дальнейшем.
В онлайн-маркетах есть немало приложений для смартфонов. Они похожи на ежедневники, в расписание можно вносить список дел на недели и месяцы вперед. Наиболее популярны следующие «планировщики»:
- Google Календарь;
- Planner Plus;
- Trello;
- ToDo;
- TickTick и проч.
Приложения интегрируются с разными устройствами. Но есть нет желания скачивать сторонние программы, можно установить ежедневные напоминания в телефоне школьника. В определенный момент гаджет оповестит ребенка о том, что пора собираться в школу, делать уроки или отправляться на тренировку.
Конечно, использование «умных помощников» не освобождает родителей от обязанности контролировать, как школьник соблюдает режим. Помимо этого, на первых порах ребенку потребуется помочь в составлении дневного плана, проследить за тем, чтобы все необходимые дела были внесены в график и осталось достаточно времени на отдых и прогулки.
Нужно ли соблюдать режим дня на каникулах и в выходные дни
Распорядок дня в периоды отдыха заслуживает отдельного внимания. Режим становится менее насыщенным – школьнику не нужно ежедневно усиленно заниматься, задания на лето не отнимают много времени, а ряд кружков прекращают работу на каникулах.
Но это не значит, что можно пустить ситуацию на самотек. Нужно по-прежнему придерживаться распорядка, хотя и в несколько измененном виде. При планировании каникулярных и выходных дней важно соблюсти следующие правила:
- Установить время подъема и «отбоя». На сон должно быть отведено не меньше 9 часов, и лучше, если дети будут укладываться не позже 22-00 или 22-30.
- Определить график питания. Для завтрака, обеда, полдника и ужина надо отвести определенное время, и стараться не нарушать режим.
- Уделять выполнению школьных заданий не более 1 часа в день. Ребенок должен полноценно отдохнуть и отвлечься от уроков.
- Следить, чтобы периоды занятий, включая посещение кружков и секций, чередовались с отдыхом и прогулками.
- Дать ребенку возможность как можно больше времени проводить на свежем воздухе.
Не только отдых, но и занятия по программе в летнее время можно перенести на улицу. К примеру, тем, кто проживает в частном секторе, будет нетрудно оборудовать на открытой веранде или в беседке рабочее место для школьника, чтобы он не сидел над тетрадками и книжками в душной комнате. А жители квартир могут выделить для этих целей уголок на лоджии.
Двинянинова Татьяна Васильевна — Педагогический состав
Кредо:«Недостаточно знать, нужно также уметь применять. Недостаточно хотеть, нужно ещё делать.» Иоганн Вольфганг Гёте.«Образованный человек тот, кто знает, где найти то, чего он не знает.» Георг ЗиммельОбразование: Горьковский государственный педагогический институт иностранных языков им.Добролюбова по специальности преподаватель немецкого и английского языков.Специальность: преподаватель немецкого и английского языковОбщий стаж работы: 35 летПедагогический стаж: 35 летКвалификационная категория: перваяКурсы повышения квалификации:«Современный немецкий язык», институт И.
В. Гёте«Проекты и проектная методика в преподавании иностранного языка на старшей ступени обучения при реализации ФГОС», Центр Педагогических инноваций и развития образования «Новый век» 2015 год
Курсы повышения квалификации МИОО «Развитие таланта школьников в предметных областях» 2015 год
Курсы повышения квалификации РГГУ совместно с институтом им. Гёте «Интерактивный подход в преподавании немецкого языка как второго иностранного» 2016 год
Награды:Грамота Министерства Образования и Науки
Победитель районного конкурса «Учитель года — 2007»
Звание «Ветеран труда»
Мои достижения:
Участие в проекте «Videouroki.net»
На ХII Городском конкурсе по вторым иностранным языкам «Моя маленькая Германия» мы заняли III место. В конкурсе приняли участие учащиеся 6-го, 7го и 8-х классов.
В межшкольной олимпиаде по вторым иностранным языкам наши учащиеся заняли призовые места по немецкому языку.
Итоги олимпиады сайта «Videouroki.net» в октябре 2016
Открытые уроки
Участие во Всероссийском образовательном форуме 2016 » Многоязычие в образовании: немецкий — первый второй иностранный», проводимый немецким культурным центром им. Гёте в Москве
Курсы повышения квалификации «Интерактивные подходы в преподавании немецкого языка как второго иностранного» 72 часа
Итоги олимпиады сайта «Videourjki. net» в феврале 2017
Экскурсия с учащимися 6-7 классов в Культурный центр немецкого языка им. Гёте
В городской Межшкольной олимпиаде по вторым иностранным языкам, которая состоялась 4 марта 2017 года в гимназии 1576 наши учащиеся 8-го и 9-го класса заняли призовые места.
9 декабря команда нашей школы приняла участие в XIV городском конкурсе по немецкому язык «Моя маленькая Германия»
Участие в олимпиадах проекта «Видеоурок»
Открытый интерактивный урок в рамках «Школы будущего пятиклассника» «Увлекательный мир немецкого и французского языков»
На уроках немецкого языка мы работаем над проектом «Книга обо мне», где ребята на немецком языке рассказывают о себе, о своих друзьях, о любимых предметах, увлечениях, домашних животных, о своём городе.
Защита проекта в 5 классе
Методическая тема по самообразованию: «Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании иностранного языка»
Консультационные часы: второй и четвёртый вторник с 16.45 до 17.30
Участие в олимпиаде проекта «Видеоурок»
Фото с уроков
Защита проекта «Книга обо мне» по теме «Моя любимая еда»
Публикации
Открытый урок по теме «Праздники в Германии» в 8 классе
В ожидании Рождества, следуя немецкой традиции, открываем очередную дверку предрождественнского календаря.
Защита странички проекта «Книга обо мне» на тему «Моё любимое животное» в 5 классе
Неделя иностранных языков в школе Победители интернет-олимпиады сайта Videourok.net
Интерактивный урок «Увлекательный мир немецкого языка» в 5 классе в рамках школы будущего 5-классника.
Исполнение песен на иностранных языках в концерте Призёры городской межшкольной олимпиады по вторым иностранным языкам — учащиеся 8 класса. Мы также приняли участие в межокружном конкурсе «Юный переводчик»
Защита индивидуальных проектов по иностранным языкам. Наш проект — «Книга обо мне» на немецком языке представлен учащимися 7 класса. Над проектом работали начиная с 5 класса, рассказывая о себе, о своих друзьях, любимых животных, увлечениях, школьных предметах, путешествиях, о пристрастиях в еде, о планах на будущее.
Методическая тема по самообразованию: «Расширение дидактических возможностей учебника с помощью ИКТ-технологий» На уроках в 5-х классах: защита проекта — первая страничка «Книги обо мне»
Повышение квалификации
Бинарный урок в 4 классе «Окружающий мир на немецком языке»
Участие а международной олимпиаде сайта Videourok. ru
Консультационные часы для родителей: понедельник 15.35 — 16.10 Методическая тема по самообразованию: «Расширение дидактических возможностей учебника с помощью ИКТ-технологий» Открытый урок немецкого языка в 6б классе: защита проекта.
Интерактивный урок в 4-х классах «Увлекательный мир немецкого языка» в рамках школы будущего 5-классника Участие в международной олимпиаде сайта Videourok.ru В конкурсе чтецов на немецком языке принимали участие ученики 5-х и 6-х классов Повышение квалификации
Консультационные часы для родителей: понедельник 16. 15 — 16.45 Методическая тема по самообразованию: «Эффективное использование песенного материала, стихов и рифмовок для формирования коммуникативной компетенции на уроках немецкого языка»
Присвоение первой квалификационной категории. Приказ №14/ап-21 от 29 сентября 2021 года Интерактивный урок в 4-м классе в «Школе будущего пятиклассника»
Во время проведения недели иностранных языков: Пятиклассники собирали слова, числа, играли в домино.
9 класс составлял немецкие пословицы
7 класс принимал участие в конкурсе чтецов и в кнкурсе переводов
Участие в конкурсах и публикации 7-классники успешно защитили проекты на немецком языке: Герман представил блюда немецкой кухни и угощал брецелями
Юля провела сравнительный анализ русских и немецких пословиц и представила игры для уроков немецкого языка «Подбери русский эквивалент» и «Соедини пословицы». Игры опробовали в классе.
Консультационные часы для родителей: среда 16.15 — 16.45
Ежедневное расписание домашнего обучения: 5-й класс
5-й класс / Расписание дня / Обучение на дому
Привет, читатели! Сегодня я делюсь с вами расписанием дня Strawberry Shortcake для 5-го класса. Если вы пропустили мои предыдущие посты, вы можете посмотреть серию «Ежедневное расписание домашнего обучения» здесь.
Клубничка в настоящее время 10 лет, и в 5-м классе. У нее определенно плотный график в этом году, но она отлично учится и наслаждается школой!
Скачать копию:
- Расписание дня 5-го класса PDF
- Ежедневное расписание 5-го класса Word Doc (редактируемый)
Вот наше основное расписание 5-го класса:
- 8:30 утра – завтрак / семейные молитвы
- 9:00 — ежедневная учебная тетрадь
- 9:15 — Библия
- 9:30 – Математика
- 10:30 – Английский
- 11:00 — Рукописный ввод
- 11:20 – Чтение
- 11:30 — Правописание
- 11:45 — Словарь
- 12:00 – Обед/физкультура
- 13:00 – История
- 13:30 — Наука
- 14:00 – Печатание/Музыка/Искусство/Фортепиано (1 раз в неделю)
- 14:30 – Письмо/литература (2 раза в неделю)
Как вы, наверное, заметили, расписание Strawberry Shortcake практически идентично расписанию Turbo.
Как я уже говорил, сейчас мы вместе изучаем Библию, Историю, Науку и Литературу, что немного облегчает мне задачу. Затем Turbo и Strawberry Shortcake тоже пишут вместе.
Вот наш учебный план для 5-го класса на этот год:
- Искусство: Величайшие художники мира 2 и DVD-диски See the Light Art
- Библия:
- Правописание: Все о правописании
- Английский язык/грамматика: Rod & Staff English 3 & 4 (Мне посоветовали использовать более низкий уровень, так как мы только начинаем.)
- Чтение: Абека 5
- Математика: Математика U См. Дельта
- История: История абеки (4 класс – они будут делать это вместе)
- Литература: Единицы классической литературы
- Музыка: Величайшие композиторы мира Том 1 (продолжение прошлого года)
- Робототехника: LEGO Education В этом году мы используем набор «Простые механизмы».
- Наука: Абека Наука и некоторые из моих научных подразделений.
- Физкультура: Семейный фитнес
- Фортепиано: Фортепиано — это просто (мы начинаем с обучения игре на фортепиано шаг за шагом)
- Рукописный ввод: BJU Рукописный ввод 5
- Набор текста: Инструктор по набору текста (версия на компакт-диске, у каждого свой логин)
- Словарный запас: Wordly Wise 5 (Мы пробуем это первый год, поэтому наши мысли по этому поводу еще не определены.
- Письмо: Write Shop Junior D
Хотите поделиться советом по планированию? Не забудьте оставить комментарий ниже!
5 класс / Наше расписаниеЭрика
Я христианин, мама, жена, домашний школьник, YouTuber, автор и квилтер.
Просмотреть все сообщения Эрики
Раскрытие информации: некоторые ссылки в этом посте могут быть партнерскими ссылками. Я также являюсь партнером Amazon. Если вы купите по моей ссылке, вы не заплатите ни копейки больше, однако я получу небольшой процент обратно. Спасибо, что помогаете поддерживать мой блог таким образом! Тем не менее, я НЕ рекомендую ничего, что мы не используем и не любим!
Нужна помощь?
Обучение на дому 101: руководство по началу работы!
- Последние сообщения
- Популярные сообщения
- Теги
Популярные учебники
5 идей утренней работы для старших классов
Посмотрим правде в глаза. Утренние рабочие будни в начальной школе могут быть трудными. Вы заняты сбором родительских заметок, бумаг, подсчетом обедов, ответами на сообщения и проверкой готовности учеников к работе. МНОГО, за чем нужно следить!
Мой совет: делайте это простым и последовательным. Когда учащиеся приходят, точно зная, что их ждет в тот момент, когда они переступают порог классной комнаты, это помогает всему идти более гладко. Ключевым моментом является удаление любых догадок из утренней рутины.
Вот пять предложений по утренней работе и распорядку дня в старших классах начальной школы.
Идеи для утренней работы:
- Проектируемая утренняя работа:
Возможно, это мой самый любимый вариант последовательной утренней работы. Это довольно просто и требует нулевой подготовки . Все, что вам нужно сделать, это либо спроецировать слайд «Утренняя работа» на вашу Smartboard, либо даже поделиться им со своими учениками (если у ваших учеников есть устройства). Каждый слайд включает в себя цитату дня, слово дня, вопрос по грамматике, редактирование предложения, задачу по математическому слову, быструю математическую задачу и задачу на проверку математических навыков.
Я создал этот ресурс, чтобы помочь учителям и учащимся более плавно перейти к веселому учебному дню, и он сделал именно это! Попробуйте БЕСПЛАТНУЮ неделю проектируемой утренней работы и убедитесь, насколько она проста в использовании. Щелкните здесь, чтобы получить БЕСПЛАТНУЮ утреннюю работу в 3-м классе, утреннюю работу в 4-м классе и утреннюю работу в 5-м классе.
- Подсказки:
Хотя этот вариант утренней работы существует уже давно, он по-прежнему надежен и занимает первое место в моей книге. Вы даете запрос на написание, и учащиеся отвечают на запрос в письменном журнале. Я всегда изо всех сил пытался быстро создать забавную подсказку, которая понравилась бы моим ученикам, поэтому пару лет назад я создал карточки с заданиями «Написание подсказок» для каждого месяца в году. Это экономит столько времени! Если у вас есть документ-камера, вы можете спроецировать карточку с заданием на доску. Вы также можете позволить учащимся выбрать свою собственную карточку с заданием из месячной коллекции!
- Математическая задача дня:
Эта идея для утренней работы хороша, если у вас есть очень короткий промежуток времени каждое утро. Вы предлагаете одну математическую задачу. Учащиеся либо копируют задачу, либо решают ее в своем математическом журнале. Вы также можете попросить их решить на листе бумаги и сдавать его каждое утро. Лично я предпочитаю математический журнал, который собираю каждую пятницу и быстро проверяю. Недавно я составил проектируемую математическую задачу дня для 5-го класса, которая не только красочна и весела, но и развивает математические навыки в течение года.
- Написание и рисование в дневнике:
Этот простой утренний рабочий распорядок — отличный способ для учащихся выразить свои мысли и чувства на бумаге перед началом учебного дня. Так много учеников приходят в школу с тяжелым бременем. Письмо и рисование могут быть терапевтическими для этих юных друзей.
- Недельный отрывок для чтения:
Если вашим учащимся (как и большинству учащихся) необходимо развить навыки понимания прочитанного, увлекательный отрывок недели для чтения ИДЕАЛЬНО подходит для утренней работы! Ознакомьтесь с БЕСПЛАТНЫМ отрывком для чтения «История печенья с шоколадной крошкой». Студенты будут выполнять задание каждый день недели на основе одного и того же отрывка:
День 1: Прочитайте отрывок в первый раз, комментируйте и отвечайте на поверхностные вопросы.
День 2: Прочитайте отрывок во второй раз и определите 3-4 незнакомых словарных слова.
День 3: Прочтите отрывок в третий раз и ответьте на более глубокие вопросы.
Da y 4: Определите основную идею и вспомогательные детали.
День 5: Подведите итоги прохождения.
Получите БЕСПЛАТНЫЙ отрывок и рабочие листы Close Reading уже сегодня!
Загрузите бесплатный пакет Close Reading прямо сейчас. Подавать с печеньем и молоком. Ваши ученики будут любить вас всю жизнь.
Имя
Адрес электронной почты
Спасибо за подписку!
Если вы хотите узнать больше о том, что такое внимательное чтение и как оно может помочь вашим читателям улучшить понимание, ознакомьтесь с моей записью в блоге «6 шагов к закрытому чтению».
И не забудьте про утреннюю встречу. Я знаю, вы можете подумать, что это только для детей младшего возраста, но это не так. Посмотрите этот пост об использовании утреннего собрания в старших классах.
Независимо от того, какой утренний распорядок вы выберете для своих учеников и своего класса, просто убедитесь, что вы постоянно ему следуете. Студенты должны знать, что существует знакомый процесс, на который они могут положиться.