Всеобщее декларирование доходов и имущества
Одной из приоритетных задач государства является четкое и грамотное управление налогообложением, так как именно от уровня организации данного процесса зависит эффективность налоговой политики страны. Взимание налогов – древнейшая функция государства и одно из основных условий развития общества на пути к экономическому и социальному развитию. Как показывает международный опыт, важным условием для решения задачи полномасштабного администрирования налогообложения доходов физических лиц в целях снижения размеров теневой экономики является всеобщее декларирование доходов и имущества населения.
Целью перехода к всеобщему декларированию является создание системы эффективного контроля доходов и имущества физических лиц для борьбы с теневой экономикой и коррупционными проявлениями, а также усиление роли государства в обеспечении сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет. Основными задачами по обеспечению перехода к всеобщему декларированию являются:
— разработка методологических основ введения всеобщего декларирования и их законодательное обеспечение;
— проведение мероприятий по подготовке государственных органов к приему и обработке деклараций физических лиц;
— создание максимально удобной для населения процедуры декларирования доходов и имущества;
— широкомасштабное информирование населения по вопросам перехода к всеобщему декларированию;
— оказание методической помощи населению со стороны государства по составлению и представлению декларации;
— создание эффективной системы камерального контроля деклараций физических лиц.
Реализация декларирования доходов будет способствовать:
- противодействию теневой экономике;
- снижению уровня коррупции в государственных органах;
- расширению налоговой базы и увеличению поступлений в бюджет индивидуального подоходного налога;
- повышению налоговой культуры налогоплательщиков Республики Казахстан.
На основании статьи 45-1 Закона Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 121-VI ЗРК «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» всеобщее декларирование в Казахстане вводится в 4 этапа.
1 этап — с 1 января 2021 года
- лица, занимающие ответственную государственную должность, и их супруги;
- лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, и их супруги;
- лица, приравненные к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, и их супруги;
- лица, на которых возложена обязанность по представлению декларации в соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан «О выборах в Республики Казахстан» и законами Республики Казахстан «О противодействии коррупции», «О банках и банковской деятельности в Республики Казахстан», «О страховой деятельности», «О рынке ценных бумаг».
Понятия вышеперечисленных лиц закреплены в Законе Республики Казахстан «О противодействии коррупции». Кроме этого Реестр должностей политических и административных государственных служащих, утвержден Указом Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года № 150 «Об утверждении Реестра должностей политических и административных государственных служащих».
2 этап — с 1 января 2023 года
- работники государственных учреждений (включая сферу образования, здравоохранения, культуры, спорта и т.д.) и их супруги;
- работники субъектов квазигосударственного сектора и их супруги.
3 этап — с 1 января 2024 года
- руководители, учредители (участники) юридических лиц и их супруги;
- индивидуальные предприниматели и их супруги.
4 этап — с 1 января 2025 года
- оставшиеся категории граждан
Какие формы деклараций физических лиц должны будут сдавать физические лица при всеобщем декларировании?
При вхождении в систему декларирования будет представляться декларация об активах и обязательствах (форма 250. 00).
В последующем, население будет сдавать ежегодно декларацию о доходах и имуществе (форма 270.00).
Сроки представления деклараций
Декларация об активах и обязательствах представляется по месту жительства (пребывания):
- в случае представления на бумажном носителе – не позднее 15 июля текущего года, в котором возникло обязательство по представлению декларации;
- в случае представления в электронном виде – не позднее 15 сентября текущего года, в котором возникло обязательство по представлению декларации.
Данные сроки представления декларации не распространяются на лиц, которые представляют декларацию в качестве:
- кандидатов на выборные должности в соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» и законом Республики Казахстан «О противодействии коррупции»;
кандидатов на государственную должность либо должность, связанную с выполнением государственных или приравненных к ним функций, и их супругов;- лиц, желающих стать крупными участниками банка, страховой (перестраховочной) организации, управляющим инвестиционным портфелем в соответствии с законами Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», «О страховой деятельности», «О рынке ценных бумаг», и их супругов.
Кандидаты на выборные должности и их супруги представляют декларацию до регистрации в качестве кандидата. Сведения отражаются на первое число месяца начала срока выдвижения.
Кандидаты на государственную должность либо должность, связанную с выполнением государственных или приравненных к ним функций, и их супруги представляют декларацию до вынесения акта должностного лица (органа), имеющего право назначения на должность, о назначении на должность. Сведения отражаются на первое число месяца представления декларации.
Лица, желающие стать крупными участниками банка, страховой (перестраховочной) организации, управляющим инвестиционным портфелем представляют Декларацию об активах и обязательствах (форма 250.00) до даты подачи в уполномоченный орган заявления о приобретении статуса крупного участника банка, статуса крупного участника страховой (перестраховочной) организации, статуса крупного участника управляющего инвестиционным портфелем. Сведения в Декларации об активах и обязательствах (форма 250.
Способы представления Декларации об активах и обязательствах:
В электронном виде – через web-портал Комитета государственных доходов «Кабинет налогоплательщика» (cabinet.salyk.kz), Портал «электронного правительства» (egov.kz), а также через мобильное приложение eSalyq azamat.
Декларирование доходов и имущества: риски и возможности
31 мая 2022 года премьер-министр Никол Пашинян заявил, что с 2024 года декларирование доходов и имущества будет обязательным для всех граждан Армении.
«Хочу подчеркнуть нашу политическую решимость внедрить систему всеобщего декларирования», — сказал Пашинян. «Все граждане Армении должны задекларировать свои доходы, что вступит в силу в 2024 году для их доходов за 2023 год». Он также отметил, что внедрение этой системы имеет большое экономическое, политическое и культурное значение.
Преимущества системы
По словам экономиста Сурена Парсяна, система единого декларирования подоходного налога является важным и необходимым элементом управления. «Это позволяет нам понимать, контролировать и оценивать цикл доходов и расходов внутри страны, и на основе этого мы можем проводить экономическую и социальную политику», — поясняет он. «Когда у государства достаточно данных о доходах и расходах граждан, оно может проводить адресную политику и не тратить большие суммы денег».
Парсян приводит существующие ситуации, когда государство предоставляет пособие семье, которая получает значительные средства из-за границы, но не содержит того, кто получает, например, зарплату в 200 тысяч драмов, но обеспечивает 3-4 человека. Требование декларации о доходах может решить эту проблему.
Одной из целей системы всеобщего декларирования доходов является сокращение теневой экономики в стране. Парсян приводит в пример США, где с начала ХХ века существует всеобщая декларация: государство сопоставляет расходы и доходы человека, и в случаях, когда расходы превышают доходы, может потребовать дополнительную информацию об этих доходах. Если разумное объяснение не дано, то это лицо должно заплатить налоги с этих расходов. Это означает, что он, по сути, рассматривается как теневой доход и снова облагается налогом.
Учитывая преимущества этой системы, Парсян выступает за ее внедрение. Однако он отмечает, что необходимо предпринять ряд шагов, в том числе законодательное регулирование, организационную работу и информирование общественности.
Например, перед внедрением системы важно пересмотреть налоговую политику страны и проводить политику прогрессивного налогообложения доходов. Кроме того, следует учитывать порог необлагаемого налогом дохода. Например, порог необлагаемого налогом дохода в США составляет 26 000 долларов в год.
«В настоящее время у нас нет порога необлагаемого налогом дохода. Независимо от того, есть ли у вас зарплата в 100 000 драмов или 5 000 драмов, налог вычитается из обоих», — объясняет Парсян. «Но если внедряется система декларирования доходов, необходим безналоговый порог. Например, когда человек получает подарок из-за границы на свадьбу, день рождения или другие случаи, он не должен облагаться налогом в зависимости от его суммы».
Очень важным Парсян считает также информирование граждан о преимуществах и возможностях системы, а также о порядке подачи отчетности по налогу на прибыль. «Очевидно, что не у всех есть необходимые знания для подачи отчета о доходах», — замечает Парсян. «Даже некоторые из наших депутатов и чиновников годами подают свои декларации неправильно, не имея возможности отличить свою чистую зарплату от брутто-зарплаты или бизнес-кредиты от своей зарплаты».
Возможности внедрения системы
С 2014 по 2019 год Сирунуш Саакян была председателем Комиссии по этике высокопоставленных должностных лиц, в настоящее время Комиссии по предотвращению коррупции. Среди других своих функций Комиссия регулирует процесс декларирования доходов высокопоставленных чиновников, а также проверяет и анализирует их декларации.
«Внедрение инфраструктур, которые будут использоваться для внедрения системы универсального декларирования, полезно и может способствовать выявлению коррупционных преступлений или правонарушений, связанных с налогами», — говорит Саакян.
Она также отмечает, что пока рано внедрять в Армении систему всеобщего декларирования доходов физических лиц, учитывая, что система декларирования представляет собой сложный процесс, взаимосвязанный с другими системами.
Саакян отмечает, что до создания Комиссии по этике высокопоставленных чиновников в Армении была введена процедура, обязывающая государственных служащих и государственных служащих декларировать свои доходы, которая курировалась Комитетом государственных доходов. Однако до образования Комиссии этот декларационный орган так и не был введен в действие.
По словам Саакяна, эта процедура, которая имела значительные ресурсы и рычаги и собирала данные о доходах людей, не смогла установить систему декларирования для чиновников и государственных служащих. Таким образом, было принято решение возложить эту функцию на новый орган – Комиссию по этике.
«Выяснилось, что по каким-то причинам Комитет госдоходов, в котором работают тысячи сотрудников, не смог выполнить эту функцию», — сказал Саакян. «Между тем Комиссия по этике высокопоставленных должностных лиц с ее ограниченным числом сотрудников смогла это осуществить, и причины этого должны быть изучены».
В настоящее время Комиссия по предупреждению коррупции занимается не всеми государственными служащими, а только теми, кто занимает высокие государственные должности, и теми, кто принадлежит к определенным категориям государственной службы, которые считаются группой риска.
«В случае постепенного расширения система еще недостаточно налажена, чтобы охватить всех государственных служащих», — сказал Саакян, добавив, что если Комиссия по предотвращению коррупции все еще не в состоянии обслуживать десятки тысяч государственных служащих, как может Комитет госдоходов или любой другой вновь образованный орган сможет внедрить всеобщую декларацию доходов для всех?
«Поскольку система декларирования сегодня еще не расширилась от тех чиновников, которые декларируют свои доходы и имущество, это означает, что государство своими действиями подтверждает, что оно не имеет возможности внедрить систему всеобщего декларирования доходов», — сказал Саакян.
По словам Саакяна, ввести в Армении систему всеобщего декларирования доходов можно будет тогда, когда будет установлена хотя бы такая же система для чиновников и государственных служащих.
Риски
Как бывший председатель комиссии Саакян вспоминает, что за время работы к ней поступило большое количество обращений относительно порядка подачи деклараций. Она убеждена, что чиновникам по-прежнему трудно заполнять декларации о доходах без дополнительных инструкций и инструкций.
«Чиновники и государственные служащие, как правило, лучше образованы и получают поддержку и консультации от государственных органов. Однако и тогда этим чиновникам достаточно сложно подать декларацию», — пояснил Саакян. «Эти проблемы более заметны, когда речь идет о простых гражданах из рабочего класса, которым система незнакома».
Саакян говорит, что если многие граждане не представят свою декларацию, это, в свою очередь, приведет к ее непредставлению, потому что у Комитета госдоходов не будет достаточно ресурсов для преследования граждан за непредставление декларации.
На примере международного опыта Саакян отметил, что есть страны, в том числе в Западной Европе, которые успешно внедрили систему декларирования доходов. Однако на это потребовалось много времени, и они увенчались успехом благодаря развитию другой инфраструктуры.
«В тех странах, где система декларирования доходов была введена искусственно и без надлежащих предпосылок, система дала сбой», — сказал Саакян. «Например, если они не могут контролировать кассовые операции или препятствовать черному рынку труда, но вводят декларацию о доходах, они терпят неудачу. Однако, если они постепенно подготовили всю инфраструктуру, система декларирования является очень полезным инструментом».
Текущие вопросы
Директор Комиссии по предотвращению коррупции Айкуи Арутюнян описывает текущие трудности в процессе декларирования. По ее словам, наиболее существенные проблемы системы связаны с системой электронного декларирования, которая была создана около 20 лет назад и не имеет соответствующего сервисного инструмента (սպասարկման գործիք).
«Цифровые технологии значительно развились за эти годы, — говорит Арутюнян. «Однако мы вынуждены использовать старую версию, которая очень ограничена в плане решений и не позволяет нам собирать автоматические отчеты и идентифицировать данные». При этом она отмечает, что проблема в настоящее время решается; местная организация разрабатывает совершенно новую систему электронного декларирования, в которой уже используется искусственный интеллект, что значительно облегчает работу лица, заполняющего декларацию.
«То есть базы данных, уже собранные государством, вносятся автоматически как необходимая информация для декларации», — говорит Арутюнян. «И для человека, заполняющего декларацию в таком формате, нет никаких сложностей. Я думаю, что если этот же принцип будет установлен и будет действовать и для системы всеобщего декларирования, не подвергая гражданина дополнительным ограничениям, то проблем не будет». Что касается анализа собранных данных, то, по словам Арутюняна, его также можно решить с помощью цифровых технологий.
Идея, согласно которой все граждане Армении должны декларировать свои доходы, еще не превратилась в законопроект. Пресс-секретарь Министерства финансов Рона Агаронян сообщила, что в настоящее время обсуждение политики находится в стадии разработки и изучается передовой международный опыт всеобщего декларирования доходов в России, Узбекистане, Казахстане и соседних странах, а также законодательные нормы Армении.
«После того, как эти исследования будут завершены, Министерство финансов предоставит директивы», — сказал Агаронян.
Справочный центр USAJOBS | Какие типы документов мне могут понадобиться?
Объявления о вакансиях будут указывать на необходимость предоставления одного или нескольких из этих типов документов в разделе Как подать заявку .
Все
Сопроводительное письмо
Сопроводительное письмо может быть включено, если есть дополнительная информация, которую вы хотите сообщить органам по найму, которая выходит за рамки того, что обычно включается в резюме.
Стенограммы
Стенограмма — это копия вашей постоянной успеваемости из средней школы или колледжа. Чтобы получить копию, обратитесь за инструкциями в регистратуру средней школы и/или колледжа. Обратитесь к объявлению о вакансии для получения конкретных инструкций о том, какие стенограммы, если таковые имеются, должны быть включены.
Другое
Если есть другие дополнительные документы, которые вы хотите передать в органы по найму, вы можете приложить их к этому типу документа. Кроме того, для некоторых вакансий могут потребоваться определенные документы, не входящие в этот список, например, образцы письма, которые можно прикрепить с пометкой «другое».
Senior Executives
Executive Core Qualifications (ECQs)
Если вы подаете заявку на должность Senior Executive Service (SES), вы должны продемонстрировать, что обладаете Executive Core Qualifications (ECQs). ECQ определяют компетенции, необходимые для создания федеральной корпоративной культуры, которая нацелена на результат, обслуживает клиентов и создает успешные команды и коалиции внутри и за пределами организации. ECQ необходимы для вступления в SES и используются многими департаментами и агентствами при отборе, управлении эффективностью и развитии лидерских качеств на руководящие должности.
Требование ECQ применяется только к заданиям в SES. За пределами SES могут быть и другие должности старшего руководящего звена, требующие другой квалификации.
Федеральные служащие
OF-306
Декларация OF-306 о занятости в федеральных органах используется для определения вашей приемлемости для работы по федеральным и федеральным контрактам и вашего статуса участия в государственной программе страхования жизни. Вас могут попросить заполнить эту форму в любое время в процессе найма. Следуйте инструкциям, которые предоставляет агентство. Если вы будете выбраны, перед тем, как вас назначат, вам будет предложено обновить свои ответы в этой форме и в других материалах, представленных в процессе подачи заявки, а затем повторно подтвердить, что ваши ответы верны.
SF-50
SF-50 — это постоянная запись в вашей официальной папке персонала, которая документирует и сообщает обо всех действиях персонала (кроме массовых перемещений и массовых изменений). Это необходимая форма уведомления о присоединении, преобразовании и отделении, а также об исправлении и отмене этих действий. В нем также подробно описывается ваша серия, оценка и доказывается, что вы работали там, где вы сказали, что работали, а также когда и сколько вам платили. Все действующие и бывшие федеральные служащие имеют SF-50. Узнайте, как получить копию SF-50.
Ветераны
DD-214
Удостоверение об увольнении или увольнении с действительной службы DD-214 выдается военнослужащим после увольнения с действительной службы. Содержит информацию о датах службы и увольнения ветерана. Большинство ветеранов и их ближайшие родственники могут получить бесплатные копии своего DD Form 214 Report of Separation и других военных и медицинских документов через Службу документации ветеранов Национального архива.
SF-15
Форма SF-15 «Заявление о 10-балльной льготе для ветеранов» используется федеральными агентствами и следственными органами OPM для рассмотрения заявлений отдельных лиц о предпочтениях ветеранов.