Что такое нормативный правовой акт
Что такое нормативный правовой акт
Нормативный правовой акт (НПА) — это официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм.
Важно: пока нормативно-правовой акт не опубликован, он не имеет силы. Могут быть прописаны разные сроки — например, конкретная дата или указание на то, через сколько дней акт вступает в силу. Есть специальные места опубликования НПА. Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации это — «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации», а также портал pravo.gov.ru.
В России есть иерархия нормативных правовых актов в зависимости от их юридической силы:
1. Конституция РФ
Это Основной закон государства, особый НПА, имеющий высшую юридическую силу.
2. Международные договоры
Являются частью правовой системы России (ст. 15, п. 4). Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
3. Федеральные конституционные законы и федеральные законы (в том числе кодексы)
По предметам федерального ведения принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории нашей страны. По предметам совместного ведения РФ и субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов.
Федеральный конституционный закон в иерархии выше, чем ФЗ — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.
ФКЗ принимаются в соответствии с Конституцией по вопросам, в ней предусмотренным. Например, режим военного положения и изменение статуса субъекта РФ определяются федеральным конституционным законом.
Кстати, о том, как инициатива становится законом, вы можете почитать здесь.
4. Федеральные подзаконные правовые акты:
- Указы и распоряжения Президента РФ. Они обязательные к исполнению на всей территории страны. Противоречить НПА, которые выше в этом списке, Указы и распоряжения не могут.
- Постановления Правительства России. Также обязательны к исполнению на территории РФ. Подписывает их Председатель Правительства. Они могут быть отменены Президентом, если противоречат вышестоящим в этом списке нормативным правовым актам — Конституции, ФКЗ и ФЗ.
- Акты федеральных органов исполнительной власти. Это НПА, которые издают министерства, федеральные службы, агентства, ЦБ РФ, ЦИК РФ, Генпрокуратура и другие федеральные органы власти.
5. Конституции (уставы) субъектов Федерации
Наша страна — федеративное государство и состоит из 85 равноправных субъектов. У этих республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов и одной автономной области есть свои конституции (уставы). Они должны соответствовать Конституции РФ.
6. Законы субъектов Федерации
Законодательство субъектов также должно соответствовать Основному закону страны, а также не противоречить ФКЗ и ФЗ.
7. Подзаконные правовые акты субъектов Федерации
Это нормативные акты, издаваемые органами власти субъектов Федерации. Как и все остальные НПА, они должны соответствовать Конституции.
На уровне муниципальных образований существуют решения муниципального образования.
Чем отличаются указ, постановление, распоряжение и другие правовые акты? | Право | Общество
Мария Волуйская
Примерное время чтения: 5 минут
106777
Категория: Законодательство
В Российской Федерации официальные документы, принятые государственными органами, должностными лицами, муниципальными органами, носят общее название «нормативные правовые акты». Они содержат правовые нормы или общие установления, которые, как правило, рассчитаны на длительное применение и распространяются на неопределенный круг лиц.
Какие бывают нормативные правовые акты?
Нормативные правовые акты имеют иерархию в зависимости от юридической силы. Возглавляет всю систему источников права Конституция РФ. Остальные законы и подзаконные акты не могут противоречить ее нормам.
Особую группу составляют международные договоры и соглашения России. В статье 15 Конституции РФ сказано, что в случае возникновении конфликта между нормами международного права и законами РФ действуют нормы международного права. Международные договоры и соглашения могут быть многосторонними (например Соглашение об образовании Межгосударственного совета по противодействию коррупции от 25 октября 2013 г.) или двусторонними (Конвенция между Российской Федерацией и Французской Республикой о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, от 11 февраля 2003 г.).
Следующее место в иерархии занимают федеральные законы (ФЗ). Наибольшую юридическую силу имеют федеральные конституционные законы (ФКЗ), которые принимаются по особой процедуре, например, ФКЗ «О референдуме в Российской Федерации». Следующими по значению являются федеральные законы, а также кодексы. Их принимает Госдума простым большинством голосов. К ним относятся Закон о безопасности дорожного движения, Уголовный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ и др.
Следующую ступеньку в иерархии нормативных актов занимают федеральные подзаконные правовые акты, к которым относятся указы президента и постановления правительства. Меньшую юридическую силу имеют акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб), которые могут издаваться в форме приказа или постановления.
Элементом законодательства, который не укладывается в строгую иерархию, являются различные нормативно-правовые акты субъектов страны. Согласно Конституции РФ, все субъекты имеют свою собственную конституцию либо устав, а также могут издавать законы, принимаемые региональными парламентами.
Что такое указ?
Согласно Конституции, президент РФ может издавать указы, которые обязательны для исполнения на всей территории страны и не должны противоречить Конституции России и федеральным законам. Как правило, такие указы издаются в том случае, если те или иные отношения не урегулированы законом, т. е. существует правовой пробел. Одними из последних подобных документов стали указы президента «О приеме в гражданство Российской Федерации и выходе из гражданства Российской Федерации», «О дополнительных мерах государственной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности» и др.
Что такое постановление?
Постановления правительства России принимаются на основе принципов и положений Конституции, законов и указов президента, т. е. детализируют то, что сказано в этих нормативных актах. Например, постановление правительства от 10 июля 2019 года № 875 «О переносе выходных дней в 2020 году» было принято в соответствии со статьей 112 Трудового кодекса РФ.
Постановления правительства не должны противоречить вышестоящим источникам права. Эти документы (за исключением постановлений, содержащих сведения конфиденциального характера или относящиеся к гостайне) подлежат официальному опубликованию.
Помимо правительства РФ, постановления в пределах своей компетенции выпускают правительства субъектов РФ, а также некоторые органы и должностные лица. Например, в форме постановлений принимают акты министерства, Совет Федерации, Госдума.
Что такое распоряжение?
Распоряжение представляет собой подзаконный акт органа власти или управления, имеющий обязательную силу для физических и юридических лиц, которым оно адресовано.
В отличие от указа и постановления распоряжение издается по оперативным текущим вопросам и, как правило, не носит нормативного характера. Например, распоряжение президента РФ от 07.10.2019 г. № 340-рп посвящено проведению семинаров-совещаний по актуальным вопросам применения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в 2019 году.
Помимо органов власти, распоряжения могут издавать руководители различных организаций для разрешения оперативных вопросов. Этот документ является обязательным для указанных в нем сотрудников либо всех работников организации.
Что такое приказ?
Приказ — это еще один нормативно-правовой акт управления. Он представляет собой официальное письменное или устное распоряжение руководителя, командира или начальника, которое обязательно для исполнения подчиненными. В отличие от распоряжения приказ имеет большую силу в качестве акта управления.
Приказы активно используются в армии. Согласно указу президента РФ «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных сил Российской Федерации», письменный приказ является основным распорядительным служебным документом военного управления, который может издавать командир воинской части. Устные приказы имеют право отдавать подчиненным все командиры. Приказ должен выполняться беспрекословно, точно и в срок. Если военнослужащий с ним не согласен, он может обжаловать приказ после его выполнения. В мирное время невыполнение приказа влечет наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, а в военное время или в боевой обстановке может привести к уголовной ответственности.
Приказы используются и в иных государственных органах, организациях и частных фирмах. Они издаются начальником, например, директором фирмы, для решения каких-либо производственных задач. Невыполнение такого приказа рассматривается как нарушение служебной или трудовой дисциплины и может привести к привлечению к дисциплинарной ответственности (выговор, увольнение и др.).
Смотрите также:
- Юридические лица и индивидуальные предприниматели: правила регистрации изменились →
- Путин подписал закон о налогообложении имущества физических лиц в Крыму →
- Минюст направил кабмину перечень из 3,7 тыс. актов СССР для их отмены →
законодательство РФ
Следующий материал
Также вам может быть интересно
- Работников ФСО обяжут отказаться от зарубежного имущества
- КС РФ признал конституционным соглашение о границе Чечни и Ингушетии
- Путин подписал закон, разрешающий пожизненно носить кортики ветеранам ВМФ
- Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 1 февраля 2012 г. N 61 г. Москва «О внесении изменений в приказ MBД России от 21 июня 2003 г. N 438 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления привода»»
Новости СМИ2
Научная безопасность Безопасность – поиск баланса вместе
перейти к содержанию
Вернуться к: S3: Science Safety Security > Закон и политика
Структура правительства США
Конституция Соединенных Штатов (США) определяет три ветви федерального правительства США и их полномочия, а также зарезервированные полномочия государствам и частным лицам. Согласно Конституции, федеральное правительство Соединенных Штатов разделено на три части:
- Законодательная власть или Конгресс, который состоит из Палаты представителей и Сената
- Исполнительная власть, в которую входят Администрация президента и федеральные агентства
- Судебная власть, в которую входят Верховный суд, Федеральные апелляционные и окружные суды.
Законы пишутся и принимаются законодательной властью, подписываются и исполняются исполнительной властью и могут быть оспорены через судебную власть. Президент, как глава исполнительной власти, имеет право направлять деятельность федеральных агентств до тех пор, пока инструкции не противоречат решениям других ветвей власти.
Многие виды юридических документов в США являются продуктом этой трехотраслевой системы. Типы правовых и политических инструментов, обсуждаемых на этом веб-сайте, обычно исходят от законодательной и исполнительной ветвей власти.
Наиболее распространенными типами обсуждаемых правовых инструментов являются законы и постановления. Законы принимаются обеими ветвями Конгресса и подписываются президентом. Законы устанавливают требования или запреты. Положения публикуются органами исполнительной власти, чтобы разъяснить их толкование закона и то, как закон будет применяться. Правила также устанавливают требования или запреты.
Некоторые агентства также публикуют руководства или другие политические заявления, в которых разъясняется, как агентство понимает и реализует существующие законы и правила. В руководствах и других заявлениях о политике описываются предлагаемые или рекомендуемые действия. Руководящие указания и заявления о политике не содержат обязательных требований, если только они не включены в нормативные акты или не предусмотрены условиями соглашения, например соглашения о финансировании.
Все законы должны соответствовать полномочиям, предусмотренным Конституцией, а все правила, руководства и политика должны соответствовать законам. Кроме того, есть несколько мер, которые президент может использовать для управления действиями федерального правительства. Наиболее распространенными типами являются исполнительные указы и указы президента. Эти президентские меры предусматривают обязательные действия для федеральных агентств и должны соответствовать Конституции и законам, принятым Конгрессом.
Как нация США также заключают договоры, регулирующие международное поведение, или международные соглашения по конкретным темам. В США договор должен быть подписан президентом или послом, а также ратифицирован двумя третями сената. После подписания и ратификации условия договора также становятся обязательными. По сути, США соглашаются соблюдать условия договора.
Все эти документы можно расположить в базовой иерархии. На практике эти взаимосвязи могут быть несколько более сложными, но на приведенной ниже диаграмме показаны основные взаимосвязи.
Законы
Законы принимаются обеими ветвями Конгресса и подписываются Президентом. Законы могут служить основой для правил, руководств и политики. На самом базовом уровне законы объясняют, что вы можете, не можете или должны делать в США. Законы могут определять федеральные преступления или запрещать гражданское (неуголовное) поведение. Конкретный закон может применяться к отдельным лицам, предприятиям, органам исполнительной власти или другой определенной группе. Законы должны приниматься и применяться в соответствии с Конституцией США. Законы могут быть изменены или дополнены только тогда, когда Конгресс принимает, а Президент подписывает более поздний закон.
Когда закон принимается Конгрессом и подписывается Президентом, ему присваивается номер публичного закона в формате PL-XXX. Например, Закон о безопасности общественного здравоохранения и готовности к биотерроризму и реагированию на него имеет номер P.L. 107-188. Однако, как только закон принимается, он официально включается в Кодекс Соединенных Штатов, который разделен на очень широкие предметные области, называемые «заголовки». Каждое название посвящено области права, например, Раздел 18 — Преступления и уголовное судопроизводство, или Раздел 7 — Сельское хозяйство, или Раздел 42 — Общественное здравоохранение и социальное обеспечение. Внутри названий Кодекс США разделен на главы, подразделы, части, разделы, параграфы и пункты.
Как правило, на законы в Кодексе США ссылаются по названию, разделу, а иногда и по подразделу. Например, органы, принятые в соответствии с Разделом II, Подглава A Закона о безопасности общественного здравоохранения и готовности к биотерроризму и реагированию на них, которые разрешают регулирование отдельных агентов Министерством здравоохранения и социальных служб США, кодифицированы как 42 U. S.C. 262а.
Государственные законы могут вводить новые полномочия или вносить поправки в существующие законы. Если вы хотите, чтобы все органы власти были приняты или изменены в соответствии с законом, вы должны взглянуть на публичное право. Если вы хотите увидеть самую актуальную версию конкретного юридического органа, включая все поправки, внесенные последующими публичными законами, вы должны посмотреть Кодекс Соединенных Штатов по этому вопросу.
Дополнительную информацию о законах США см. в разделе законов.
Правила
Положения издаются федеральными правительственными департаментами и агентствами США для толкования и реализации законов, принятых Конгрессом. Когда Конгресс принимает закон, предписывающий агентству совершить действие, Департамент может издать постановление, в котором дополнительно интерпретируется формулировка закона. Не все законы требуют правил. Как правило, агентства могут издавать, модифицировать или дополнять правила, не запрашивая дополнительных действий со стороны Конгресса.
Для получения дополнительной информации о том, когда необходимо издавать постановления, см. Закон об административных процедурах (5 U.S.C. 552).
Выпуск постановления требует нескольких шагов:
- Во-первых, агентство публикует предлагаемое регулирование в Федеральном реестре для общественного обсуждения, чтобы любой представитель общественности мог предложить изменения или задать вопросы для уточнения.
- Во-вторых, после закрытия периода комментариев агентство рассматривает полученные комментарии и вопросы и вносит изменения в предлагаемое регулирование, если считает необходимым ответить на представленные комментарии и вопросы.
- Наконец, после внесения этих изменений агентство публикует окончательный вариант постановления в Федеральном реестре.
Окончательный опубликованный регламент имеет силу закона и устанавливает требования. Если агентство хочет обновить или изменить регламент, для этого оно должно выполнить описанные выше шаги. Некоторые агентства могут предусмотреть дополнительные шаги для издания постановления. Агентства могут издать временное регулирование или более одной предлагаемой версии положения, но все учреждения должны пройти эти основные этапы, чтобы опубликовать положение.
Для получения дополнительной информации см. раздел правил.
Политические документы
Существует множество других типов политических документов, издаваемых правительством США, от президентских меморандумов до руководящих указаний и программных заявлений. Каждый из них имеет свою цель и процесс публикации, но все они должны соответствовать действующему законодательству.
В эту группу входит несколько видов инструментов, для каждого из которых есть свой раздел на сайте:
- Исполнительный указ
- Президентские директивы
- Президентские меморандумы
- Руководство и заявления о политике
Последнее рассмотрение этой страницы: 15 февраля 2018 г.
Нижний колонтитул
Законодательство и регулирование: в чем разница?
Соответствие, политика и правила
Автор
Было потрачено много времени и энергии на обновление законодательства об одиноких работниках мира, особенно за последние 15 лет. Австралия, Канада и Великобритания пересмотрели и обновили формулировку об одиноких работниках на законодательном уровне.
Законодательство — основные положения по охране здоровья и безопасностиЗаконодательство является синонимом статутного права; Законы, которые были приняты законодательным органом, а также те, которые все еще находятся в процессе принятия. Законодательство является как описанием правовых требований, так и наказанием за нарушение закона.
Регулирование – Ключевые моменты охраны здоровья и безопасностиРегулирование, для сравнения, представляет собой непрерывный процесс мониторинга и обеспечения соблюдения закона: то есть не только то, КАК выполняется законодательство, но и сам акт правоприменения. Возникает путаница в том, что регулирование также является названием самого документа, в котором подробно описывается акт и описание регулирования.
В чем сходство законодательства по технике безопасности и правил техники безопасности?Они оба имеют одну и ту же основную цель защиты рабочих. Оба устанавливаются различными уровнями правительства и организаций, а в некоторых случаях нормативные акты используются для достижения конкретных целей в рамках законодательства.
Кроме того, законодательство и правила техники безопасности должны быть рассмотрены на публичных слушаниях в случае внесения каких-либо изменений, дополнений и/или обновлений. Оба они обеспечиваются законом и правовой системой, которая имеет право наказывать частное лицо или компанию штрафами и даже тюремным заключением.
Чем отличаются законы и правила безопасности?Разница между законодательством по безопасности и правилами техники безопасности невелика, но тем не менее существует и должна быть отмечена. Чтобы стать официальным, закон должен пройти строгий процесс принятия законопроектов и пересмотр, прежде чем он будет подписан. С другой стороны, правила техники безопасности создаются государственными органами и утверждаются в ходе более короткого процесса общественных слушаний и принятия решений.
В целом законодательство представляет собой совокупность правил и законов, одинаково затрагивающих всех. Однако правила распространяются только на сотрудников и работников, которые работают с агентством, которое несет ответственность за указанные правила.
Загрузите нашу электронную книгу «Законодательство о безопасности в сравнении с правилами техники безопасности: используйте и то, и другое для безопасности ваших работников»
Путешествие по сравнению с пунктом назначенияЛучше всего думать об этом так: если законодательство — это пункт назначения, то регулирование — это то, как мы туда добираемся. 9Регулирование 0003
исходит из ряда источников, но наиболее распространенными формами являются государственное регулирование и саморегулирование. Государственное регулирование является естественным продолжением законодательства, поскольку оно определяет и контролирует некоторые способы, которыми компания или физическое лицо может действовать, чтобы следовать закону. Очень простой пример — упаковка продуктов питания в Канаде: она должна быть как минимум на английском и французском языках.
Саморегулирование – это когда физическое или юридическое лицо контролирует детали того, как оно отвечает минимальным законодательным требованиям. Если у вас есть кухня, закон гласит, что она должна быть санитарной, но у вас есть полномочия решать, как ее убирать. Пища должна храниться при определенных условиях, но вы можете контролировать, как эти условия достигаются.
Кому больше всего выгодны правила техники безопасности на рабочем месте?С точки зрения сотрудников, они получают выгоду от правил техники безопасности на рабочем месте, поскольку имеют более безопасную и надежную среду для выполнения своей работы.