Почему в россии такой дорогой бензин: сколько стоит за литр, как формируется и меняется, что на нее влияет

Разное

Содержание

Выяснилось, почему в России бензин дороже, чем в США

Экономика 9180

Поделиться

В международном рейтинге сравнительной стоимости бензина в разных странах, российское топливо (АИ-95) в этом году стоит дороже своего американского аналога – при пересчете цены по курсу в долларах.

На первый взгляд, это выглядит парадоксально, учитывая тот факт, что в России нефти добывается никак не меньше, чем в США и принимая во внимание разницу в средних доходах американцев и наших соотечественников. Но у этого факта есть объяснение, которым с «МК» поделились эксперты.

Фото: Ольга Шуклина

Хотя Россия входит в тройку лидеров мировой нефтедобычи, стоимость бензина в нашей стране зачастую гораздо выше, чем у других крупных производителей «черного золота». Причем топливо на отечественных заправках продолжает заметно дорожать. По итогам прошлого года темпы роста тарифов на АЗС вплотную приблизились к двухзначной отметке и даже обогнали средний по стране уровень инфляции. А за один лишь январь 2022-го расценки на бензин успели прибавить около 1%, а дизельное топливо стало дороже почти на 2%. Если такая динамика продолжится, то к концу текущего года российским автолюбителям для наполнения бака своего «железного коня» придется выкладывать на 10-12% больше денег, нежели в прошедшие новогодние праздники.

Тем, кто пользуется дизелем, вообще придется несладко — топливо для их транспортных средств рискует прибавить в цене более 20%.

По словам старшего аналитика Esperio Антона Быкова, с одной стороны существуют фундаментальные причины повышения стоимости горючего. Сырая нефть на мировых торговых площадках в прошлом году подорожала примерно на 40%. Также значительно повысились затраты на услуги логистики и транспортировки, которые привели к чувствительному приросту себестоимости всех видов продуктов переработки «черного золота». В этом году нефтяные котировки также растут — с начала января баррель стал дороже примерно на 20%.

Вместе с тем, главной причиной дорогого бензина в России, по мнению директора Фонда энергетического развития Сергея Пикина, остаются чересчур высокие налоги, в значительной степени влияющие на конечные цены. Фискальная составляющая в стоимости розничного моторного топлива в нашей стране занимает примерно 70% — это акцизы и другие выплаты, которые приходится производить сырьевым компаниям.

Более того, налоги не ограничены сборами непосредственно за торговлю бензином — нефтяники платят также НДПИ, НДД и делают другие взносы в бюджет, что повышает конечную стоимость топлива.

Дополнительным фактором разгона розничных цен на бензин являются миллиардные инвестиции на разведку, бурение и строительство инфраструктуры в труднодоступных районах Восточной Сибири и Крайнего Севера. Только доставка установок и других технологических конструкций, необходимых для освоения месторождений и дальнейшей промышленной эксплуатации скважин, может занимать до половины от инвестиций каждого проекта.

Между тем в США суммарная налоговая нагрузка занимает в стоимости бензина не более 20%. Стоит отметить, что отношение к топливному рынку в Штатах гораздо более мягкое, чем в нашей стране: он там отнюдь не является «кормильцем» всей экономики. Причем американцам приходится закупать существенные объемы горючего за рубежом. Несмотря на то, что США также является одним из крупнейших в мире нефтедобытчиков, в настоящее время собственные производственные мощности страны способны удовлетворять всего лишь половину потребностей страны в топливе.

Вашингтон поставил перед собой цель увеличить этот показатель до 65-70%. Даже в период пандемии добывающие холдинги Америки получали от государства масштабные транши на развитие. В свою очередь, освоение месторождений, особенно расположенных на сланцевых пластах, обходится американским разработчикам значительно дешевле, чем российским добывающим компаниям. Все перечисленные обстоятельства позволяют заметно ослабить давление на розничный сегмент топливного рынка США. Отсюда и получается тот самый выигрыш в цене литра бензина, который фиксируют международные рейтинги.

«Даже невзирая на более сложные производственные условия, российский рынок горючего продолжает оставаться в более сильной зависимости от фискальной нагрузки. Налоги государство снижать не намерено и не собирается снижать цены на бензин, а только пытается удержать стоимость топлива в рамках инфляции, что, как показывает практика, не всегда удается, — отмечает Пикин. — Однако нельзя забывать, что рост транспортных издержек – в том числе из-за дорожающего топлива — становится дополнительной причиной разгона всех потребительских цен».

Подписаться

Авторы:

ОПЕК Россия США Вашингтон Баку Восточная Сибирь

Что еще почитать

Что почитать:Ещё материалы

В регионах

  • Мобилизация в Петербурге: хронология событий и рекомендации

    Фото 59302

    Санкт-Петербург

    Лаврентий Белый

  • Зерновая сделка приостанавливается из-за теракта в Севастополе

    39390

    Крым

    Фото: Pixabay. com

  • Ещё трое арестованы в Москве по делу о подрыве Крымского моста

    37401

    Крым

    Фото пресс-службы Главы Республики Крым

  • В Ярославле элитный комплекс остался без воды и отопления

    12346

    Ярославль
  • Сказка про белого бычка: Какова судьба Северного обхода Пскова

    Фото 11978

    Псков

    Екатерина Мазепина

  • Минобоpоны РФ: Севастополь атаковали 9 летательных и 7 морских дронов

    11512

    Крым

    фото: crimea.

    mk.ru

В регионах:Ещё материалы

Бензин в Европе дорожает из-за энергокризиса и геополитики

Максим Стулов / Ведомости

В странах Европы в январе – феврале 2022 г. розничные цены на бензин выросли в среднем почти на 7%. По данным платформы fuelo.net, сильнее всего за два месяца (к 1 марта) стоимость литра АИ–95 на АЗС поднялась в Румынии – на 14,2% до 1,41 евро. Самые высокие цены были зафиксированы в Нидерландах, где 1 марта цена литра АИ–95 составила 2,15 евро (на 5,4% дороже, чем в начале года). В Италии 1 л в среднем стоит 1,99 евро (+8,5%), в Греции – 1,89 евро (+8,3%), в Германии (+9,8%), Португалии (+8,2%) и Франции (+10,6%) – 1,88 евро, в Великобритании в пересчете на евро – 1,81 (+3,4%).

Стоимость моторного топлива в ЕС начала расти с августа 2021 г. вслед за нефтяными котировками. В октябре цена североморской марки Brent впервые с декабря 2014 г. поднялась выше $84 за баррель. На стоимость энергоресурсов повлияло ускорение экономического подъема в ЕС на фоне снятия ограничений, введенных для борьбы с коронавирусом. Владельцы электростанций вынуждены были вместо стремительно дорожающего газа использовать более дешевые мазут и уголь. Это также подстегивало цены на продукты нефтепереработки («Ведомости» писали об этом 15 и 29 сентября). А ставка стран ЕС на возобновляемые источники энергии (ВИЭ) сыграла против них: безветренная погода создала энергодефицит из–за резкого снижения выработки ветростанций (ВЭС) летом 2021 г.

По данным биржи ICE, 1 марта 2022 г. стоимость ближайшего майского фьючерса на поставки Brent поднялась до $104 за баррель, достигнув уровня октября 2014 г. Баррель WTI c поставкой в апреле стоит $101. С 24 февраля дополнительное давление на нефтяные котировки оказывает геополитическая ситуация, связанная с проведением Россией специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины. 

В Европе цены на бензин растут прежде всего из–за подорожания нефти, на которую среди прочего в последние недели также давит ситуация на Украине, говорит гендиректор «Infoline–аналитики» Михаил Бурмистров. Рынок, по его словам, опасается возможного сокращения объемов поставок из России. По мнению аналитика, геополитический фактор, играющий сейчас ключевую роль на рынке, создает дополнительную неопределенность, поэтому в первой половине марта 2022 г. рост цен на бензин в ЕС может ускориться. Бурмистров предполагает, что цены на европейских АЗС в этот период могут вырасти еще на 10–15%. 

С ним согласен гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Помимо геополитики, по словам эксперта, на подорожание бензина в Европе также влияет взятый странами ЕС курс на снижение углеродного следа и переход на зеленую энергетику. Часть собранных топливных налогов направляются в виде субсидий на поддержку ВИЭ. «Увеличение уровня налогов для целей энергоперехода приводит к росту цен на бензин для конечных потребителей. Этот процесс можно было бы замедлить, но тогда это притормозит также и программу декарбонизации. Но на это власти ЕС пойти не готовы», – сказал он. Симонов прогнозирует, что рост цен на бензин в ЕС продолжится минимум до апреля.  

Директор по исследованиям Vygon Consulting Мария Белова отмечает, что не только нефть, а все углеводороды сейчас растут в цене из-за «военной» премии. «Дальнейшие же краткосрочные изменения цен как в ту, так и в другую сторону также будут происходить по мере развития ситуации вокруг Украины», – подчеркнула эксперт, добавив, что до конца года ожидать снижения цен на нефть ниже $85–90 за баррель не стоит. Белова напомнила, что Европа с начала 2000-х гг. проводит планомерную политику по сокращению зависимости от российских углеводородов, а текущее обострение на Украине этот процесс только ускорит. «Но говорить об отказе ЕС от российской нефти в обозримой перспективе преждевременно», – добавила она.

Почему цены на газ такие высокие и виновата ли в этом российско-украинская война? – NBC Бостон

россия-украина вопросы и ответы

Вопрос, который теперь мучает экспертов, заключается в том, как долго страны смогут продержаться в условиях экономической реакции на энергетические санкции

Мэри Маркос •
Эн-Би-Си Юниверсал, Инк. 900:02 Западные союзники нацелились на прибыльный энергетический сектор России, пытаясь наказать Москву за ее вторжение в Украину, но этот шаг является самоотверженным.

Счета за электроэнергию и цены на бензин были высокими в течение нескольких месяцев, и правительства сокращали налоги и использовали резервы, чтобы пощадить своих граждан. Тем не менее, потребители энергии испытывают затруднения, особенно на заправочной станции.

Цены на газ достигли нового исторического максимума в 5 долларов за галлон в Массачусетсе во вторник, увеличившись более чем на 25 центов по сравнению с предыдущей неделей. Массачусетс остается выше среднего по стране в 4,9 доллара.1 за галлон, согласно AAA Northeast.

Ученый из Гарварда Олег Коцюба и профессора Северо-Восточного университета Майя Кросс и Пабло Кальдерон рассказали о том, как энергетические санкции связаны с инфляцией, в еженедельной серии NBC10 Boston, «Россия-Украина, вопросы и ответы ».

Другие материалы из этой серии

Европейские лидеры согласились сократить импорт российской нефти примерно на 90% в течение следующих шести месяцев. Это драматический шаг, который еще несколько месяцев назад считался немыслимым. Это знаковое решение, которое ударит по российской казне в долгосрочной перспективе, но также может повредить потребителям.

«Это то, что наносит ущерб экономике ЕС. Есть надежда, что это еще больше навредит экономике России», — сказал Кросс.

Президент Джо Байден ввел запрет на импорт российской нефти в США еще в марте, что привело к еще большему росту цен на нефть и бензин. Полное эмбарго наиболее эффективно против России и ее европейских союзников, но экономические последствия будут по-прежнему ощущаться на обоих континентах.

Президент Джо Байден объявил во вторник, что США запретят импорт нефти из России, поскольку кризис с беженцами продолжается, и более 2 миллионов беженцев покидают Украину.

В отличие от США, которые являются крупным производителем нефти и газа, Европа зависит от импорта 90% газа и 97% нефтепродуктов. Россия поставляет 40% газа в Европу и четверть нефти. США не импортируют российский природный газ.

По данным Международного энергетического агентства, Россия обладает крупнейшими в мире запасами природного газа и является крупнейшим мировым экспортером. Поскольку блок из 27 стран так сильно зависит от него, лидеры вряд ли подпишут запрет на импорт российского газа в ближайшее время.

Запрет на нефть является частью нового пакета санкций, который также будет включать исключение крупнейшего российского банка из SWIFT, основной мировой системы финансовых переводов. Несмотря на экономические последствия, местные эксперты поддерживают этот шаг и даже призывают к его ускорению.

«Это то, что наносит ущерб экономике ЕС. Есть надежда, что это еще больше навредит экономике России».

Ученый Северо-восточного университета Майя Кросс

«Если бы ЕС был более решителен в применении санкций с самого начала, это могло бы иметь гораздо более сильное влияние на прекращение войны, и в долгосрочной перспективе, или в В краткосрочной перспективе, на самом деле, в интересах ЕС сделать все возможное, чтобы поскорее закончить войну, будь то поставками оружия или жестким ограничением любого бизнеса с Россией», — сказал Коцюба.

Москва ведет очень дорогостоящую войну в Украине. Экспорт нефти и газа имеет большое значение для покрытия расходов. В прошлом году на их долю приходилось 45% федерального бюджета, отмечает Международное энергетическое агентство.

«Я думаю, что это важный и необходимый шаг», — сказал Кальдерон о запрете. «Но я думаю, что есть также проблема газа, которая важнее, чем проблема нефти. А газ — это реальный вопрос для Европы, и если Европа сможет выжить в долгосрочной перспективе без российского газа, в особенно зимой».

Вопрос, который теперь мучает экспертов, заключается в том, как долго страны смогут продержаться в условиях экономических потрясений.

Цены на газ в Массачусетсе снова достигли рекордно высокого уровня, значительно превысив средний показатель по стране.

«Что происходит тогда, когда эти, до некоторой степени самоналоженные санкции — Европа действительно навязывает себя, — начинают кусаться? И действительно кризис стоимости жизни действительно становится намного хуже в Европе?» Кальдерон позировал. «А что происходит, особенно зимой, когда цены на топливо взлетают до небес? Что происходит, когда у Европы нет альтернативы, кроме как покупать российский газ? И это будет настоящий вопрос, настоящий момент истины для европейского единства, для европейской общественности». мнение в целом».

Кросс особенно обеспокоен экстремистскими движениями в Европе, использующими рост стоимости жизни в качестве причины для привлечения большего числа избирателей и разжигания настроений против ЕС.

«Вы доходите до точки, когда ЕС вроде как пытается поступать правильно, но в процессе рискует подорвать сам себя», — сказал Кросс. «Тревожно, что чем дольше это затягивается, тем больше у них появляется способов сказать: «Посмотрите, как вы страдаете в Европе. Посмотрите, что делает ЕС. Это нехорошо для нас». По этой причине я бы предпочел более быстрый переход к окончанию войны».

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы получать самые срочные новости на свой почтовый ящик.

Ассошиэйтед Пресс способствовало этому отчету.

Почему растут цены на газ в США, когда Америка почти не использует российскую нефть?

Нью-Йорк Си-Эн-Эн Бизнес —

У американских водителей проблемы с заправкой, поскольку цены на бензин в США взлетают до рекордно высокого уровня.

Хотя Соединенные Штаты почти не используют российскую нефть, вторжение России в Украину по-прежнему является важным фактором роста цен на газ — среди прочих причин.

Смущенный? Мы проведем вас через это.

Большая часть российской нефти идет в Европу и Азию. Но ключ здесь в том, чтобы думать о поставках нефти в глобальном масштабе, а не конкретно о США. Мир сырьевых товаров тесно взаимосвязан, и цены на нефть определяются на глобальном рынке. Поэтому то, что происходит в одной части мира, может повлиять на другую.

Проблема в том, что Россия является одним из крупнейших мировых поставщиков нефти. В декабре, например, Россия отправила на мировые рынки почти 8 миллионов баррелей нефти и других нефтепродуктов, в том числе 5 миллионов баррелей сырой нефти, которая, среди прочего, используется для производства бензина.

И да, это правда, что очень небольшая часть этих российских поставок идет в Соединенные Штаты — всего 90 000 баррелей сырой нефти в день в декабре, согласно самой последней статистике правительства США.

В 2021 году, напротив, Европа получила 60% экспорта нефти из России, а Китай — 20%.

Но помните, что нефть покупается и транспортируется по всему миру через глобальный товарный рынок. Так что в этом смысле не имеет большого значения, кто конкретно страдает от потери российской нефти, потому что снижение предложения влияет на эти мировые цены, несмотря ни на что. И, как мы знаем из Econ 101, когда предложение товара, пользующегося спросом, уменьшается, цены растут.

Например, если Европа будет покупать меньше российской нефти, ей придется заменить ее нефтью из другого места — возможно, из могущественной Организации стран-экспортеров нефти, возглавляемой Саудовской Аравией. Это увеличение спроса на нефть ОПЕК приведет к росту цен на сырую нефть. И угадайте, кто еще покупает сотни миллионов баррелей нефти ОПЕК?

Вы угадали: Соединенные Штаты.

Сначала Запад, включая США, освободил российскую нефть и природный газ от введенных ими санкций. Администрация Байдена изменила курс во вторник, запретив импорт российской нефти и другого топлива в США, в то время как Великобритания заявила, что к концу года постепенно прекратит импорт российской нефти. (ЕС в этом отношении находится в более сложном положении, потому что они гораздо больше зависят от российской нефти.)

Но первоначальное отсутствие формальных запретов в любом случае не имело большого значения с точки зрения цен. С начала вторжения действует запрет на российскую нефть, причем большая часть запасов страны остается непроданной.

Это потому, что нефтяные трейдеры невероятно нервничают, когда прикасаются к этому материалу. Существует масса неопределенностей в отношении покупки российской нефти, будь то возможность заключения сделок с учетом санкций в отношении банковской системы России или поиск танкеров, готовых зайти в российские порты на фоне опасностей судоходства в зоне боевых действий.

В результате основной сорт нефти, которую Россия экспортирует в Европу, продается с большой скидкой, потому что она никому не нужна. JPMorgan недавно подсчитал, что более 4 миллионов баррелей в день российской нефти были эффективно вытеснены.

Таким образом, инвесторы, по сути, оценивают нефть так, как будто российских поставок вообще нет. И опять же, меньше предложения = выше цены.

Старый добрый Covid снова наносит удар. Никто не хотел нефти в целом весной 2020 года, когда глобальные заказы на дом означали, что никому не нужно было заправляться и ехать в офис. Со спадом спроса цены на нефть тоже упали — даже кратковременно торговались по отрицательным ценам.

В свою очередь ОПЕК+ резко сократила добычу, чтобы поддержать цены. И с тех пор они сохраняли производственные цели на низком уровне, лишь постепенно увеличивая производство, даже когда спрос на нефть и бензин восстановился раньше, чем ожидалось.

Угадайте, кто входит в ОПЕК+? Россия. Так что да, ОПЕК+ не спешит на помощь. Саудовская Аравия за несколько месяцев, еще до вторжения, кристально ясно дала понять, что группа не планирует открывать нефтяные краны в ближайшее время.

Однако эта железная решимость может дать трещину, а может и не дать. На этой неделе посол Объединенных Арабских Эмиратов в Вашингтоне сообщил CNN, что страна хочет увеличить добычу нефти и будет поощрять к этому своих партнеров по ОПЕК+. Но позже министр энергетики и инфраструктуры ОАЭ написал в Твиттере, что страна будет придерживаться своего соглашения ОПЕК+ и постепенно увеличивать добычу.

И затем, министерство нефти Ирака заявило, что его лидеры встретились и договорились, что его партнеры по ОПЕК+ должны сбалансировать спрос и предложение для стабилизации рынка. На данный момент, кто знает.

В 2021 году Россия была вторым производителем нефти в мире, добывая 9,7 млн ​​баррелей в день, но США — №1 с 10,2 млн баррелей в день. Американские компании не соблюдают эти производственные цели в стиле ОПЕК, установленные на национальном уровне. Но производители нефти в США не могут или не захотят восполнить дефицит предложения, хотя они могли бы заработать на монетном дворе, учитывая высокие цены и спрос.

Опять же, Covid наносит удар. Как и многие отрасли во время пандемии, производители нефти изо всех сил пытаются найти персонал и закупить специализированное оборудование.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *