Указание Банка России от 11.10.2017 N 4580-У «О порядке организации и проведения личного приема граждан в Общественной приемной Банка России в центральном аппарате Банка России»
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗАНИЕ
от 11 октября 2017 г. N 4580-У
О ПОРЯДКЕ
ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОГО ПРИЕМА ГРАЖДАН
В ОБЩЕСТВЕННОЙ ПРИЕМНОЙ БАНКА РОССИИ В ЦЕНТРАЛЬНОМ
АППАРАТЕ БАНКА РОССИИ
Настоящее Указание на основании статьи 13 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060; 2010, N 27, ст. 3410; N 31, ст. 4196; 2013, N 19, ст. 2307; N 27, ст. 3474; 2014, N 48, ст. 6638; 2015, N 45, ст. 6206) устанавливает порядок организации и проведения личного приема граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, представителей объединений граждан, в том числе юридических лиц (далее — граждане), в Общественной приемной Банка России в центральном аппарате Банка России (далее — Общественная приемная).
1. Общественная приемная осуществляет организацию и проведение личного приема граждан по вопросам, относящимся к компетенции Банка России, проводит информационно-справочную, методическую и аналитическую работу по организации и проведению личного приема граждан.
2. Организация работы Общественной приемной осуществляется Службой по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России.
3. Информация об адресе, режиме работы Общественной приемной и порядке предварительной записи на личный прием граждан размещается на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
4. Предварительная запись граждан на личный прием осуществляется работником Банка России по телефону, в помещении Общественной приемной, а также посредством официального сайта Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
5. В помещениях Общественной приемной, оборудованных для проведения личного приема граждан, используются технические средства Банка России для аудио- и видеопротоколирования.
6. Перед началом личного приема гражданина работник Банка России, ведущий личный прием граждан, обязан:
проверить документ, удостоверяющий личность гражданина;
уведомить гражданина об аудио- и видеопротоколировании процесса личного приема граждан.
7. В ходе личного приема граждан работник Банка России в электронной форме оформляет карточку личного приема гражданина.
8. Работник Банка России дает ответ на обращение с согласия гражданина устно в ходе личного приема, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки.
Содержание устного обращения и устного ответа на него заносится в карточку личного приема гражданина.
9. Работник Банка России дает разъяснение гражданину, куда и в каком порядке ему следует обратиться, в случае если в устном обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию Банка России.
10. Если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства не являются очевидными и требуют дополнительной проверки, работник Банка России предлагает гражданину оформить письменное обращение для подготовки письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов.
11. В ходе личного приема граждан работник Банка России вправе отказать гражданину в дальнейшем рассмотрении обращения в случае, если гражданину ранее был дан ответ Банком России по существу поставленного в устном обращении вопроса.
12. Работник Банка России в ходе личного приема граждан может принять от гражданина письменное обращение. В этом случае работник Банка России проставляет на копии или втором экземпляре принятого обращения отметку о его приеме.
13. Личный прием гражданина прекращается, если у гражданина имеются явные признаки наркотического, токсического или алкогольного опьянения или гражданин находится в состоянии повышенной поведенческой активности с явными признаками агрессии.
14. Работники Банка России оказывают необходимую помощь гражданам, пришедшим в Общественную приемную, в оформлении письменных обращений, а также консультируют граждан о порядке подачи письменных обращений и получения ответов Банка России на них.
15. Принятые в ходе личного приема граждан письменные обращения регистрируются в Банке России не позднее первого рабочего дня, следующего за днем личного приема гражданина.
16. Настоящее Указание вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования <1>.
———————————
<1> Официально опубликовано на сайте Банка России 12.10.2017.
Председатель Центрального банка
Российской Федерации
Э.С.НАБИУЛЛИНА
Совет Федерального общественно-государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров
- Главная
- О фонде
- Органы управления
- Совет фонда
СОСТАВ
совета Федерального общественно-государственного фонда
по защите прав вкладчиков и акционеров
УТВЕРЖДЕН
Центральным банком Российской Федерации
(приказ ОД-2165 от 27 октября 2021 года)
Мамута Михаил Валерьевич — руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, председатель совета
Лях Валерий Владимирович – директор Департамента противодействия недобросовестным практикам Банка России, заместитель Председателя совета
Федоров Святослав Леонидович — советник руководителя Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России
Медведев Андрей Валериевич – заместитель директора Юридического департамента Банка России
Чебесков Иван Александрович – директор Департамента финансовой политики Министерства финансов Российской Федерации (по согласованию)
Данилов Иван Александрович – директор Научно-образовательного центра «Управления государственным и муниципальным имуществом» (по согласованию)
Оразов Эдуард Хасанович – заместитель начальника Управления отраслевых организаций и зарубежной собственности Росимущества (по согласованию)
Кобозева Татьяна Васильевна — консультант Управления организации надзорной деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу (по согласованию)
Миронов Геннадий Анатольевич — председатель Общероссийской общественной организации «Ассоциация частных инвесторов» (по согласованию)
Романова Надежда Александрова – член совета Общероссийской общественной организации «Ассоциация частных инвесторов» (по согласованию)
Назарова Ольга Игоревна — член Координационного Совета Всероссийской ассоциации общественных объединений по защите прав вкладчиков, акционеров и инвесторов «Вкладчики России» (по согласованию)
Сафонова Валентина Ивановна — член Координационного Совета Всероссийской ассоциации общественных объединений по защите прав вкладчиков, акционеров и инвесторов «Вкладчики России» (по согласованию).
СОСТАВ
совета Федерального общественно-государственного фонда
по защите прав вкладчиков и акционеров
УТВЕРЖДЕН
Центральным банком Российской Федерации
(приказ ОД-1240 от 16 мая 2018 года, в редакции приказов ОД-2305 от 04 сентября 2018 года, ОД-405 от 17 марта 2021 года)
Мамута М.В. — руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, председатель совета
Кочетков И.А. – директор Департамента микрофинансового рынка Банка России, заместитель председателя совета
Федоров С.Л. — советник руководителя Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России
Медведев А.В. – Заместитель директора Юридического департамента Банка России
Головлева Н.Н. – начальник Отдела регулирования финансовых рынков Департамента финансовой политики Министерства финансов Российской Федерации (по согласованию)
Данилов И.
Чуранов А.Л. – ведущий консультант Отдела управления государственной собственностью Департамента корпоративного управления Министерства экономического развития Российской Федерации (по согласованию)
Кобозева Т.В. — ведущий специалист-эксперт Управления организации надзорной деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу (по согласованию)
Миронов Г. А. — председатель Общероссийской общественной организации «Ассоциация частных инвесторов» (по согласованию)
Романова Н. А.
Назарова О.И. — член Координационного Совета Всероссийской ассоциации общественных объединений по защите прав вкладчиков, акционеров и инвесторов «Вкладчики России» (по согласованию)
Нефедов В. А. — член Координационного Совета Всероссийской ассоциации общественных объединений по защите прав вкладчиков, акционеров и инвесторов «Вкладчики России» (по согласованию) — участие в работе Совета прекращено в связи со смертью.
УТВЕРЖДЕН
Центральным банком Российской Федерации
(приказ ОД-1240 от 16 мая 2018 года, в редакции приказа ОД-2305 от 04 сентября 2018 года)
Мамута М.В. — руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, председатель совета
Кочетков И.А. – директор Департамента микрофинансового рынка Банка России, заместитель председателя совета
Федоров С.Л. — советник руководителя Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России
Сударева Е.О. — Начальник управления Юридического департамента Банка России
Головлева Н.Н. – начальник Отдела регулирования финансовых рынков Департамента финансовой политики Министерства финансов Российской Федерации (по согласованию)
Данилов И. А. — заместитель директора Департамента корпоративного управления Министерства экономического развития Российской Федерации (по согласованию)
Чуранов А.Л. – ведущий консультант Отдела управления государственной собственностью Департамента корпоративного управления Министерства экономического развития Российской Федерации (по согласованию)
Кобозева Т.В. — ведущий специалист-эксперт Управления организации надзорной деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу (по согласованию)
Миронов Г. А. — председатель Общероссийской общественной организации «Ассоциация частных инвесторов» (по согласованию)
Романова Н. А. – член совета Общероссийской общественной организации «Ассоциация частных инвесторов» (по согласованию)
Назарова О.И. — член Координационного Совета Всероссийской ассоциации общественных объединений по защите прав вкладчиков, акционеров и инвесторов «Вкладчики России» (по согласованию)
Нефедов В. А. — член Координационного Совета Всероссийской ассоциации общественных объединений по защите прав вкладчиков, акционеров и инвесторов «Вкладчики России» (по согласованию) — участие в работе Совета прекращено в связи со смертью.
СОСТАВ
совета Федерального общественно-государственного фонда
по защите прав вкладчиков и акционеров
УТВЕРЖДЕН
Центральным банком Российской Федерации
(приказ ОД-545 от 11 марта 2015 года, в редакции приказа ОД-978 от 13 апреля 2017 года)
Мамута М.В. — руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечения доступности финансовых услуг Банка России, Председатель совета
Кочетков И.А. — начальник Главного управления рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности Банка России, заместитель Председателя совета
Петров П. В. — заместитель начальника Управления анализа финансовых услуг и административных процедур Службы по защите прав потребителей и обеспечения доступности финансовых услуг Банка России
Воронцов А. Н. — заместитель директора Департамента финансовой политики Министерства финансов Российской Федерации (по согласованию)
Сударева Е.О. — заместитель начальника Управления правового обеспечения деятельности финансовых организаций Юридического департамента Банка России
Данилов И. А. — заместитель директора Департамента корпоративного управления Министерства экономического развития Российской Федерации(по согласованию)
Назарова О.И. — член Координационного Совета Всероссийской ассоциации общественных объединений по защите прав вкладчиков, акционеров и инвесторов «Вкладчики России» (по согласованию)
Миронов Г. А. — председатель Общероссийской общественной организации «Ассоциация частных инвесторов» (по согласованию)
Романова Н. А. – член совета Общероссийской общественной организации «Ассоциация частных инвесторов» (по согласованию)
Пома С.И. – вице-президент Национальной ассоциации участников фондового рынка (по согласованию)
Тиминская Н. В. — заместитель начальника Управления организации надзорной деятельности Росфинмониторинга
Ткачук И. А. — заместитель начальника отдела СМИ, культуры, полиграфической деятельности и связи Управления отраслевой организации и зарубежной собственности Федерального агентства по управлению государственным имуществом (по согласованию)
СОСТАВ
совета Федерального общественно-государственного фонда
по защите прав вкладчиков и акционеров
УТВЕРЖДЕН
Центральным банком Российской Федерации
(приказ ОД-545 от 11 марта 2015 года)
Кочетков И. А. — руководитель Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России, Председатель совета
Мамута М.В. — начальник Главного управления рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности Банка России, заместитель Председателя совета
Петров П. В. — заместитель начальника Управления анализа финансовых услуг и административных процедур Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России
Воронцов А. Н. — заместитель директора Департамента финансовой политики Министерства финансов Российской Федерации (по согласованию)
Сергеев В. Г. — заместитель начальника Управления правового обеспечения дейтельности финансовых организаций Юридического департамента Банка России
Данилов И. А. — заместитель начальника Управления организаций социально-культурной сферы и зарубежной собственности Росимущества (по согласованию)
Назарова О.И. — член Координационного Совета Всероссийской ассоциации общественных объединений по защите прав вкладчиков, акционеров и инвесторов «Вкладчики России» (по согласованию)
Миронов Г. А. — председатель Общероссийской общественной организации «Ассоциация частных инвесторов» (по согласованию)
Романова Н. А. — Президент Общероссийской общественной организации «Ассоциация по защите прав вкладчиков ИЧП «Властилина» (по согласованию)
Пома С.И. — заместитель председателя Правления саморегулируемой (некоммерческой) организации «Национальная ассоциация участников фондового рынка» (по согласованию)
Тиминская Н. В. — заместитель начальника Управления организации надзорной деятельности Росфинмониторинга
Ткачук И. А. — заместитель начальника отдела СМИ, культуры, полиграфической деятельностит и связи Управления отраслевой организации и зарубежной собственности Федерального агенства по управлению государственным имуществом (по согласованию)
СОСТАВ
совета Федерального общественно-государственного фонда
по защите прав вкладчиков и акционеров
УТВЕРЖДЕН
Правительством Российской Федерации
(распоряжение от 13 декабря 2012 г. № 2350-р,
распоряжение от 28 февраля 2013 г. № 269-р)
Жук И. Н. — заместитель руководителя ФСФР России, Председатель совета
Беспалова О.Ю. — заместитель начальника Управления регулирования деятельности на финансовом рынке ФСФР России, заместитель Председателя совета
Зеко Л.П. — заместитель начальника Правового управления ФСФР России
Воронцов А. Н. — заместитель директора Департамента финансовой политики Министерства финансов Российской Федерации
Головченко И. В. — руководитель регионального отделения ФСФР России в центральном Федеральном округе
Данилов И. А. — заместитель начальника Управления организаций социально-культурной сферы и зарубежной собственности Росимущества
Коровин В.А. — председатель Всероссийской ассоциации общественных объединений по защите прав вкладчиков, акционеров и инвесторов «Вкладчики России» (по согласованию)
Миронов Г. А. — председатель Общероссийской общественной организации «Ассоциация частных инвесторов» (по согласованию)
Романова Н. А. — Президент Общероссийской общественной организации «Ассоциация по защите прав вкладчиков ИЧП «Властилина» (по согласованию)
Пома С.И. — заместитель председателя Правления саморегулируемой (некоммерческой) организации «Национальная ассоциация участников фондового рынка» (по согласованию)
Тиминская Н. В. — заместитель начальника Управления организации надзорной деятельности Росфинмониторинга
Чургель Н. В. — помощник Руководителя ФСФР России
СОСТАВ
совета Федерального общественно-государственного фонда
по защите прав вкладчиков и акционеров
(до 17 октября 2012 года)
УТВЕРЖДЕН
Правительством Российской Федерации
(распоряжение от 17 октября 2009 г. № 1558-р,
распоряжение от 11 октября 2011 г. № 1781-р)
Синенко А.Ю. — заместитель руководителя ФСФР России, Председатель совета
Беспалова О.Ю. — начальник Управления регулирования и контроля над коллективными инвестициями ФСФР России, заместитель Председателя совета
Кидяев И.А. — помощник руководителя ФСФР России
Зеко Л.П. — заместитель начальника Правового управления ФСФР России
Воронцов А.Н. — заместитель директора Департамента финансовой политики Министерства финансов Российской Федерации
Вялов Ю. Л — член совета Общероссийской общественной организации «Ассоциация частных инвесторов»
Ефимов М.В. — руководитель РО ФСФР России в Центральном федеральном округе
Коровин В.А. — председатель Всероссийской ассоциации общественных объединений по защите прав вкладчиков, акционеров и инвесторов «Вкладчики России»
Миронов А.Б. — начальник Управления инфраструктурных отраслей и организаций военно-промышленного комплекса Росимущества
Неделькин В.Н. — член совета Общероссийской общественной организации «Ассоциация по защите прав вкладчиков ИЧП «Властилина»
Пома С.И. — заместитель председателя Правления саморегулируемой организации «Национальная ассоциация участников фондового рынка»
Скобелкин Д.Г. — заместитель руководителя Федеральной службы по финансовому мониторингу
Россия
Институциональная основа
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» одной из основных функций Банка России (ЦБ РФ) является защитить рубль и обеспечить его прочность за счет поддержания ценовой стабильности, в том числе для создания условий для сбалансированного и устойчивого экономического роста. Стабильность цен является основной целью денежно-кредитной политики, что предполагает устойчиво низкий уровень инфляции. Для поддержания ценовой стабильности Банк России проводит денежно-кредитную политику в рамках режима таргетирования инфляции. Текущей целью денежно-кредитной политики Банка России является постоянное поддержание годовой инфляции на уровне около 4%. Целевой показатель инфляции устанавливается для годового темпа роста потребительских цен, то есть изменения цен на товары и услуги, приобретаемые населением за последние 12 месяцев.
В режиме таргетирования инфляции ключевая ставка является основным инструментом денежно-кредитной политики Банка России. Ключевая ставка – процентная ставка по основным операциям, проводимым Банком России по регулированию ликвидности банковского сектора. Совет директоров Банка России принимает решения по ключевой ставке на регулярной основе восемь раз в год. После каждого заседания Совета директоров по ключевой ставке выпускается пресс-релиз с подробностями и обоснованием решения, а председатель Банка России проводит пресс-конференцию в прямом эфире. Кроме того, Банк России публикует свой среднесрочный макроэкономический прогноз четыре раза в год, обновляемый на каждом из заседаний по ключевой ставке, вместе с пресс-релизом по ключевой ставке. С 2021 года прогноз был дополнен предполагаемой динамикой ключевой ставки. Отчет о денежно-кредитной политике также публикуется после каждого основного заседания.
Основные характеристики схемы реализации
Для достижения основной цели денежно-кредитной политики, то есть стабильности цен, Банк России устанавливает оперативную цель денежно-кредитной политики — приблизить ставки овернайт денежного рынка к ключевой ставке.
Банк России достигает операционной цели путем реализации принятых общих подходов к управлению ликвидностью банковского сектора и ставками денежного рынка с помощью системы инструментов денежно-кредитной политики. Последний состоит из требований к резервам, постоянных средств и рыночных операций.
Еще одним важным элементом операционной системы Банка России является его политика в отношении контрагентов. Для снижения финансовых и репутационных рисков Банк предоставляет ликвидность в рамках реализации своей денежно-кредитной политики только под квалифицированное обеспечение (ценные бумаги, включенные в ломбардный список).
Резервные требования
В настоящее время депозитарные учреждения и инфраструктурные организации, имеющие счета в ЦБ РФ, обязаны соблюдать резервные требования (РД). Эта мера служит инструментом для создания стабильного и устойчивого спроса на остатки на счетах в центральных банках и влияет на структуру балансов коммерческих банков.
В настоящее время нормативы рублевых обязательств установлены на уровне 4,75% по обязательствам, номинированным в рублях (1% для банков с базовой лицензией, которые составляют небольшую долю банковского сектора), 8% по обязательствам, номинированным в иностранной валюте. Дифференцированные коэффициенты RR направлены на то, чтобы препятствовать долларизации балансов банков.
Большинство банков имеют право на усреднение резервных требований, что позволяет банкам поддерживать определенный уровень депозитов в центральном банке в течение периода поддержания (обычно в течение 28-35 дней). Механизм усреднения снижает волатильность ставок денежного рынка, амортизируя шоки ликвидности из-за ежедневных платежей.
Постоянные кредитные линии
Большинство финансовых организаций, имеющих остатки на счетах в ЦБ РФ, имеют право на постоянные кредитные линии. В настоящее время правомочными контрагентами являются банки и небанковские организации, имеющие лицензию кредитной организации. Основная цель постоянных кредитных линий — снизить волатильность ставок денежного рынка за счет поглощения и предоставления ликвидности по штрафным ставкам. Ставки по постоянным кредитам формируют процентный коридор. Банк России использует коридор симметричной ставки в 200 базисных пунктов.
Постоянные кредиты включают кредиты овернайт (которые являются продолжением внутридневных кредитов) и широкий спектр операций со сроком погашения 1 день: ломбардные кредиты, валютные свопы, репо, кредиты, обеспеченные нерыночными активами для обеспечения ликвидности, депозит операции по поглощению ликвидности.
Банк России также предоставляет постоянную внутридневную кредитную линию, чтобы помочь банкам в ежедневных операциях.
Правомочные контрагенты имеют доступ к операциям внутри дня и овернайт в любое время в течение времени работы Платежной системы Банка России.
Банк России также предоставляет долгосрочные кредиты под залог нерыночных активов по повышенной ставке (ключевая ставка + 175 базисных пунктов), которые направлены на улучшение условий проведения основных операций, ограничение влияния структурного дефицита ликвидности на сроки погашения кредитных организаций обязательства со сроком погашения от 2 до 549 дней. Поскольку российский банковский сектор в настоящее время находится в профиците ликвидности, эти операции не получили широкого распространения.
Операции на открытом рынке
Операции на открытом рынке (ОМО) образуют основной набор инструментов для приведения ставок денежного рынка к директивной ставке.
Основными ОМО являются недельные депозитные (или репо) аукционы, проводимые еженедельно. Направление аукциона (РЕПО для обеспечения ликвидности, депозиты для поглощения средств) зависит от ситуации с банковской ликвидностью. Максимальная сумма отчислений определяется на основании прогноза ликвидности. Минимальная/максимальная ставка на аукционе репо/депозита равна ключевой ставке.
OMO также включают операции «тонкой настройки», проводимые по усмотрению Банка России для предотвращения чрезмерных колебаний процентных ставок. Операции «тонкой настройки» могут осуществляться в форме репо, валютных свопов и депозитных аукционов со сроком погашения от 1 до 6 дней и максимальной/минимальной ставкой, равной ключевой ставке.
Наконец, Банк России использует ряд долгосрочных ОМО, которые удовлетворяют среднесрочные и долгосрочные потребности банковского сектора в ликвидности. В настоящее время в условиях профицита ликвидности Банк России выпускает 3-месячные купонные облигации, которые еженедельно предлагаются кредитным организациям. Основной целью выпуска облигаций является поглощение среднесрочного излишка ликвидности.
Для обеспечения среднесрочной ликвидности Банк России имеет в своем арсенале трехмесячные аукционные кредиты под залог нерыночных активов. Данные кредиты были предоставлены в условиях дефицита ликвидности, однако в настоящее время данные операции не проводятся.
В мае 2020 года Банк России ввел ежемесячные аукционы РЕПО сроком на 1 месяц и 1 год с предоставлением средств с небольшим спредом к ключевой учетной ставке. Эти операции изначально были направлены на снижение несоответствия сроков погашения в балансах банков в условиях сокращения структурного профицита ликвидности и сокращения сроков погашения обязательств кредитных организаций.
Институциональная структура решений и операций денежно-кредитной политики
Орган принятия политических решений, размер и состав | Совет директоров Банка России, в состав которого входят Председатель Банка России и 14 членов Совета, принимает решения по ключевой ставке, иным ставкам, резервным требованиям, ОБР (облигациям Банка России). Комитет по денежно-кредитной политике, в состав которого входят Председатель Банка России и 10 членов, принимает оперативные решения. 1 |
---|---|
Основные мандаты 2 | Поддерживать стабильность цен, то есть устойчиво низкую инфляцию. |
Процесс принятия решений | Консенсус 3 |
Частота/продолжительность встреч | Встречи по ключевой ставке проводятся восемь раз в год с четырьмя ежеквартальными базовыми встречами и четырьмя промежуточными встречами между ними. Собрания по другим вопросам проводятся по усмотрению |
Частота объявлений | То же |
Основная цель политики | Годовая инфляция (ИПЦ) близка к 4% 4 |
Обзор основных характеристик
Ключевая учетная ставка | Ключевая ставка |
---|---|
срок погашения (дней) | 1-7 дней |
Рабочая цель | RUONIA (Rubble Overnight Index Average), ставка по необеспеченным кредитам овернайт в рублях близка к ключевой ставке |
срок погашения (дней) | 1 |
Постоянные помещения | Кредитование (репо, займы, свопы), депозит |
Ширина коридора (бп) | 200 |
Резервные требования | Да |
период обслуживания | 28/35 дней |
Основная операция 5 | Аукционы RP или депозитные аукционы |
функции | Вливание или поглощение ликвидности |
срок погашения (дней) | Вливание или поглощение ликвидности |
регулярный интервал | Вливание или поглощение ликвидности |
частота | Вливание или поглощение ликвидности |
Общая частота | Аукционы ~ еженедельно, Постоянные аукционы — ежедневно |
На усмотрение оператора | № |
Ключевые сигналы политики через | |
объявление | + |
основной тендер | + |
постоянный объект | + |
прочие | + |
Сообщение о денежно-кредитной политике
Явное использование прямой навигации | № 6 |
---|---|
Сроки/средства для объявления политики | Пресс-релиз по ключевой ставке публикуется в 13:30 по московскому времени в день принятия решения. В 15:00 по московскому времени Председатель Банка России выступает с публичным заявлением о принятом решении. |
Заявление о политике и документы | Пресс-релиз по ключевой ставке |
Объяснение политических решений | Пресс-конференция Председателя Банка России плюс Отчет о денежно-кредитной политике, опубликованный на шестой рабочий день после принятия решения 7 |
Распространение протоколов (хронометраж / СМИ) | № |
Содержание протокола | № |
Публикация прогнозов 8 | Динамика инфляции, денежно-кредитные условия, экономическая активность и инфляционные риски |
Публикация прогнозируемой динамики учетной ставки 9 | Да. С апреля 2021 года Банк России включает в свой публикуемый прогноз прогнозируемую траекторию учетной ставки в виде диапазонов средней ключевой ставки для каждого календарного года, охватываемого прогнозом. Этот путь следует интерпретировать как коллегиальное мнение Совета директоров относительно эндогенного пути, соответствующего макроэкономическим условиям базового прогноза Банка России, который должен привести к достижению цели ценовой стабильности, то есть удержанию годовой инфляции «близко к 4% на непрерывном основа». Прогнозируемый курс политики обновляется на каждом заседании Совета директоров по основной ключевой ставке вместе со среднесрочным макроэкономическим прогнозом. |
Резервные потребности: соотношение и размер
Основные выполняемые функции | Управление ликвидностью Вспомогательная функция: |
---|---|
Внутренняя валюта | 4,75% по всем обязательствам для банков с универсальной лицензией и по обязательствам перед нерезидентами для банков с базовой лицензией; 1% для банков с базовой лицензией по обязательствам перед населением и другим обязательствам. |
Иностранная валюта | 8% |
Средний | 5,59% |
Обязательные резервы | 3547 млрд руб. 10 |
Обязательный резерв в % от ВВП | 3,32% |
Фактические запасы | 3617,3 млрд руб. 11 |
Фактический резерв в % от ВВП | 3,38% |
Основные характеристики резервных требований
Усреднение | Да |
---|---|
Переходящий | № |
Тип | Запаздывающий |
Период обслуживания | 28/35 дней |
конец (день) | Вт |
Расчетный период | 1 месяц |
конец (день) | Последний день месяца |
Отставание перед техническим обслуживанием | 1,5 месяца |
Деньги в хранилище | Да 12 |
ограничения | До 25% обязательных резервов по рублевым обязательствам |
Вознаграждение | № |
средняя ставка | — |
предельная ставка | — |
Последнее изменение платформы | август 2019 г. |
Ликвидность и прогнозирование
Структурное положение | Излишек |
---|---|
Наиболее летучий(е) фактор(ы) | Потоки государственного сектора |
Самый непредсказуемый(е) фактор(ы) | Потоки государственного сектора |
Горизонт(ы) прогноза | Суточный прогноз на следующий месяц, месячный — до 3-х лет |
Частота | Еженедельно |
Периодичность пересмотра | Еженедельно для краткосрочных прогнозов (ежедневное обновление при необходимости), восемь раз в год для среднесрочных прогнозов. |
Прогноз опубликован? | Да — еженедельно в течение следующей недели и один раз в год в течение следующих 3 лет |
Постоянные возможности: кредитование / рыночный потолок
Имя | Помещения для ночлега |
---|---|
Форма | Обеспеченный кредит, репо, своп |
Метод ценообразования | Ключевая ставка плюс 100 базисных пунктов |
Срок погашения | Артикул |
Доступ ограничен/до | Приемлемое обеспечение, индивидуальные лимиты, структура контрагента центрального банка |
Функции | 1) Устанавливать потолок ставок однодневного денежного рынка 2) Предоставлять ликвидность кредитным организациям, не сумевшим занять средства на денежном рынке (кредитор последней инстанции) |
Постоянные помещения: депозит / торговый зал
Имя | Помещения для ночлега |
---|---|
Форма | Депозиты овернайт |
Метод ценообразования | Ключевая ставка минус 100 базисных пунктов |
Срок погашения | Артикул |
Доступ ограничен до/до | Все лицензированные кредитные организации (необходимо иметь депозитный договор с Банком России) |
Функции | 1) Установить нижний предел ставок денежного рынка овернайт 2) Поглотить ликвидность кредитных организаций, которые не смогли разместить средства на денежном рынке |
Операции на открытом рынке: репо или обратное репо
Наименование/Тип 13 | Аукционы RP для обеспечения ликвидности и депозитные аукционы для поглощения ликвидности |
---|---|
Срок погашения | Одна неделя |
Частота | Еженедельно |
Метод ценообразования | Американский аукцион с минимальной (максимальной) ставкой предложения, равной ключевой ставке |
Доступ ограничен/до | Допустимое обеспечение, доступ только к лицензированным кредитным организациям, имеющим генеральное соглашение РЕПО с ЦБ РФ |
Функции | Предоставление/поглощение ликвидности для регулирования ставок денежного рынка |
Операции на открытом рынке: векселя центрального банка
Имя | ОБР (облигации Банка России) |
---|---|
Всего выпущено | 900 млрд руб. (из них 694 млрд руб. в обращении) на 1 ноября 2020 г. |
Срок погашения | 3 месяца |
Ограничения возможных сроков погашения | Нет |
Метод ценообразования | Американский аукцион с минимальной ставкой ставки, равной ключевой ставке или ставке ключ+спред |
Доступ ограничен/до | Только российские кредитные организации |
На усмотрение операционного стола | № |
Операции на открытом рынке: валютные свопы
Срок погашения | 1-2 дня |
---|---|
Частота | По усмотрению 14 |
Метод ценообразования | Американский аукцион с минимальной ставкой заявки, равной ключевой ставке |
Доступ ограничен/до | Российские кредитные организации, допущенные к участию в аукционах РЕПО |
Функции | Обеспечить ликвидность в рублях, когда обычное рыночное обеспечение (т. е. ценные бумаги) является дефицитным |
Прочие средства управления значительной ликвидностью
Наименование/Тип 15 | i) Аукционы доводки ii) Аукционы долгосрочных кредитов (в настоящее время не проводятся из-за избытка ликвидности) iii) Аукционы долгосрочного РЕПО iv) Долгосрочные постоянные кредиты v) Механизм экстренной помощи ликвидности (ELA) |
---|---|
Форма | i) Аукционы РЕПО и валютный своп/депозитные аукционы ii) Аукционы по предоставлению займов под залог нерыночных активов iii) Аукционы РЕПО iv) Займы под залог нерыночных активов v) Репо/займы |
Частота | i) Время от времени ii) Ежемесячно iii) Ежемесячно iv) Ежедневно v) Время от времени |
Срок погашения | i) 1-6 дней ii) 3 месяца iii) один месяц, один год iv) 2-549дней v) до 90 дней |
Метод ценообразования | и) Минимальная (максимальная) процентная ставка по доводочным операциям по предоставлению (абсорбированию) ликвидности равна ключевой ставке. ii) Минимальная ставка равна ключевой ставке + 25 б.п. iii) Минимальная ставка для месячных аукционов РЕПО равна ключевой ставке + 10 б.п. Минимальная ставка для годовых аукционов РЕПО равна ключевой ставке + 25 б.п. iv) ключевой ставке + 275 б.п. v) ключевой ставке + 275 б.п. |
Доступ ограничен до/до | i-ii, iv) То же, что и для других операций этого типа (т.е. РЕПО, кредиты, депозиты) iii) Набор обеспечения более узкий по сравнению с обычным РЕПО: федеральные государственные облигации, включенные в Ломбардный список, и облигации учредителей территории Российской Федерации и муниципальные образования с наивысшим кредитным рейтингом по национальной рейтинговой шкале v) более широкий набор обеспечения по сравнению с обычными операциями РЕПО, кредитами |
Функции | i) Предотвращение чрезмерных колебаний ставок денежного рынка в пределах процентного коридора ii) Удовлетворение среднесрочной потребности в ликвидности iii) Уменьшение несоответствия сроков в балансах банков в условиях сокращения структурного профицита ликвидности и сокращение сроков погашения обязательств кредитных организаций iv) Улучшить условия проведения основных операций, ограничить влияние структурного дефицита ликвидности на сроки погашения обязательств кредитных организаций v) Предоставить средства финансово устойчивым кредитным организациям, испытывающим временные трудности с ликвидностью |
Расчетные системы и средства внутридневной ликвидности
Расчетная система | РТГС |
---|---|
Внутридневная ликвидность | Да |
Плата | Транзакции — Да, внутридневная кредитная линия — Нет |
Система расчетов в иностранной валюте | № |
Участие CLS банков | № |
Другие расчетные системы | Да 16 |
Обеспечение
Постоянные кредиты: Список приемлемого обеспечения | i) Ценные бумаги, включенные в Ломбардный список Банка России с начальной дисконтом ниже 100% ii) Кредитные требования к предприятиям реального сектора и фискальным органам (только по кредитам) iii) Валюта (доллары США, евро) для валютных свопов |
---|---|
Постоянные кредиты: На усмотрение центрального банка в отношении обеспечения 17 | Да. Центральный банк использует контрциклический подход в своей структуре обеспечения, корректируя приемлемое обеспечение путем расширения (уменьшения) его списка и изменения дисконтов в зависимости от прогнозируемой ситуации с банковской ликвидностью. Меры, которые приводят к уменьшению приемлемого залога, обычно объявляются заранее (3-6 месяцев). |
Операции на открытом рынке: список приемлемого обеспечения | То же, что и 11.1 |
Операции на открытом рынке: решение центрального банка в отношении обеспечения 18 | То же, что и 11.2 |
Распространение оперативной информации: прогноз ликвидности
Прогноз опубликован? | Да |
---|---|
Каналы | Специализированные страницы на сайте Банка России; официальные публикации (Ликвидность банковского сектора и финансовые рынки: факты, оценки, комментарии, Отчет о денежно-кредитной политике, Отчет о основных направлениях денежно-кредитной политики) |
Хронометраж | i) вторник (день проведения основных операций) для еженедельных прогнозов ii) в ежемесячном отчете «Ликвидность банковского сектора и финансовые рынки: факты, оценки, комментарии» и отчете о денежно-кредитной политике для прогноза до конца года iii) В ежегодном Отчете о руководящих принципах денежно-кредитной политики на следующие три года |
Примечания |
Распространение оперативной информации: операции на открытом рынке
Объем и цена опубликованы? | Да |
---|---|
Канал(ы) | Сайт Банка России |
Хронометраж | В тот же день |
Распространение оперативной информации: постоянные объекты
Использование кредитного средства: Канал(ы) | Сайт Банка России |
---|---|
Использование кредитных средств: Сроки | Следующий рабочий день |
Использование депозитных средств: Канал(ы) | Сайт Банка России |
Использование депозита: время | Следующий рабочий день |
Распространение другой информации
Тип | i) Обязательные резервы ii) Процентные ставки однодневного денежного рынка iii) Облигации Банка России (ОБР) iv) Требования Банка России к кредитным организациям в рамках специальных механизмов рефинансирования |
---|---|
Канал(ы) | Сайт Банка России |
Время | i) В соответствии с соответствующими периодами обслуживания (28/35 дней) ii) Ежедневно iii) Ежемесячно |
1 На совещании по ключевой ставке присутствуют приглашенные участники, не принимающие участия в голосовании: Директор Департамента денежно-кредитной политики, Директор Департамента по связям с общественностью, представители Минэкономразвития и Министерство финансов Российской Федерации
2 Опишите также правовой статус мандата и участие правительства
3 В ходе заседания Совет директоров стремится достичь консенсуса по наиболее важным аспектам обсуждения и по ключевой ставке решение. В том числе, это очень важно, поскольку Банк России придерживается политики «единого голоса», обеспечивая общественность единым и непротиворечивым мнением Банка России.
4 Формулировка «близко к 4%» подразумевает, что инфляция может незначительно колебаться вокруг цели.
5 RP = обратная покупка (репо, вливание ликвидности), RS=RRP=обратная продажа (обратное РЕПО, поглощение ликвидности), RT=обратная сделка (репо или обратное РЕПО).
6 В своем сообщении Банк России может включить качественное указание баланса вероятностей изменения ключевой ставки на «предстоящих заседаниях» (что обычно интерпретируется как следующие 2-3 заседания). Однако это не является предварительным прогнозом, так как не зависит напрямую от каких-либо экономических показателей. Банк России последовательно заявляет, что оставляет за собой полную свободу действий на данном заседании, независимо от сигнала, переданного на предыдущем заседании, т. е. достоверность сигнала постепенно снижается с течением времени, развитием ситуации и появлением дополнительных данных. В этом смысле данная практика НЕ должна интерпретироваться как предварительное руководство.
7 Банк России дает свои разъяснения по решению по ключевой ставке и ключевым аспектам проводимой денежно-кредитной политики не только в день принятия решения, но и в течение всего периода до следующего решения по ключевой ставке. Банк России продолжает общение с общественностью, журналистами, представителями власти, бизнеса и экспертного сообщества. Наиболее интенсивный этап проходит в течение двух недель после принятия решения по ключевой ставке.
8 Например, экономические и инфляционные прогнозы, связанные с политическими решениями.
9 Если применимо, опишите публикацию любых веерных диаграмм или диапазонов неопределенности вокруг прогнозов/прогнозов.
10 по состоянию на январь 2021 г.
11 По состоянию на январь 2021 г.
12 Денежные средства. («обратное репо»), RT = обратная транзакция (RP или RRP).
14 Только в сочетании с операциями тонкой настройки РЕПО, на практике никогда не проводились
15 OT = Прямая сделка, DB = Прямое заимствование, DL = Прямое кредитование.
16 Система быстрых платежей
17 Усмотрение центрального банка в отношении расширения типов обеспечения и список дополнительных типов обеспечения, которые центральный банк может принимать по своему усмотрению. Кроме того, требуется дополнительная информация, такая как задержки, в случае изменения дискреционного обеспечения.
18 Усмотрение центрального банка в отношении расширения типов обеспечения и списка дополнительных типов обеспечения, которые центральный банк может принимать по своему усмотрению. Кроме того, требуется дополнительная информация, такая как задержки, в случае изменения дискреционного обеспечения.
Глава Центробанка России «скорбит по экономике» | Мировая экономика
Эльвира Набиуллина едва скрывала беспокойство. Глава Центрального банка России, прославившаяся отправкой закодированных сообщений в своей одежде, решила одеться в траурно-черное, предупреждая о разрушительном ударе по российской экономике в результате масштабных санкций, введенных западными правительствами в ответ на вторжение в Украину. .
В связи с падением курса рубля более чем на четверть и формированием очередей за иностранной валютой, Набиуллина объявила в прошлый понедельник, что ключевая процентная ставка центрального банка увеличится более чем в два раза до рекордных 20%, чтобы сдержать стремительный рост инфляции. Чтобы смягчить удар для простых россиян, будет введен контроль за движением капитала, а фондовый рынок временно закроется.
Ее выбор одежды, а также неловкое выступление по телевидению с Владимиром Путиным на экстренном совещании в понедельник вызвали вопросы о том, что она на самом деле думает о его решении начать войну. Пепельнолицая и отстраненная, неужели она действительно поддерживала войну?
«Мы знаем, что она ненавидит войну, поскольку в понедельник она была одета в черное. Она всегда носит что-то, чтобы показать свое мнение», — сказал Чарли Робертсон, главный экономист «Ренессанс Капитал». «Она скорбит по России, которую помогла построить. Я не думаю, что ее чувства будут скрыты, и Путин будет об этом знать. Но ему все равно».
Пользуясь большим уважением в международном сообществе, в том числе среди самых резких критиков Путина, Набиуллина рассматривается как модернизатор, который реформировал центральный банк и спас российскую экономику от более серьезных проблем, несмотря на сложные условия с момента вступления в должность в 2013 году.
Будучи бывшим доверенным советником президента, ей приписывают помощь в создании экономики «крепости Россия», которая меньше зависит от доллара США и лучше подготовлена к тому, чтобы справляться с западными санкциями, чем во время путинской аннексии Крыма в 2014 году.
Мягко говоря, она общается не только словами, но и своей одеждой, особенно брошками, намекая на свое политическое мышление. В мае 2020 года, когда правительство призвало людей оставаться дома, она надела брошь в виде домика. Через месяц, срезав ставки, она выбрала голубя — по-русски это слово также означает «голубь».
«Я что-то вкладываю в каждый символ, но не буду объяснять», — сказала она российскому телевидению два года назад.
Для Сергея Гуриева, профессора экономики парижского отделения Sciences Po и ведущего специалиста по России, закодированное сообщение на этой неделе должно было продемонстрировать серьезность удара, нанесенного западными санкциями.
«На этот раз она была в черном и без броши. Это следует понимать не как несогласие с политикой Путина, а как знак того, что пора хоронить нормальную денежно-кредитную политику», — сказал он. 900:05 Набиуллина (слева) и помощник президента Максим Орешкин на встрече с Путиным по экономическим вопросам в понедельник. Фото: Алексей Никольский/ТАСС
Гуриев, либерально настроенный бывший кремлевский советник, внезапно покинувший Россию в 2013 году на фоне политических репрессий Путина, знаком с Набиуллиной уже 15 лет. «[Она] очень высоко ценится и уважается. Считается компетентным, скромным и честным.
«Ей доверяет Путин. Она построила много элементов крепости России — не только валютные резервы, но и внутреннюю платежную систему и платежную карту «Мир», — но я уверен, что она не входила в узкий круг, принимавший решение о начале войны. ”
Аналитики ожидают, что в этом году российскую экономику может ожидать более глубокая рецессия, чем вызванная Covid-19. Санкции, замораживающие активы центрального банка, сильно ограничили возможности Набиуллиной для маневра. Эксперты говорят, что из 630 миллиардов долларов (475 миллиардов фунтов стерлингов) в валютных резервах, созданных центральным банком, которые можно было бы использовать для защиты рубля, большая часть суммы стала бесполезной.
По оценкам аналитиков, активы на сумму 300 миллиардов долларов могут быть связаны в иностранных банках, в то время как большая часть оставшейся суммы, как полагают, находится в китайских юанях и золотых слитках, хранящихся в Москве, которые невозможно продать быстро или легко. С санкциями центрального банка любые возможные покупатели с Ближнего Востока или Китая также могут столкнуться с репрессиями со стороны США.
Она блестящий губернатор. Война не по ее винеРоссийский экономист
По мнению Набиуллиной, события подрывают почти десятилетнюю работу, направленную против усиливающейся глобальной изоляции Путина путем открытия экономики. Когда в 2014 году после его вторжения в Крым были введены западные санкции, она выступила против контроля за капиталом и настаивала на плавающем курсе рубля на валютных рынках, приняв таргетирование инфляции в соответствии с ведущими центральными банками мира.
В последние годы она публично призывала правительство ускорить реформы для поощрения частных инвестиций. «Она блестящий губернатор. Война не по ее вине», — сказал один российский экономист из Лондона. «Путин принимает геостратегические решения с огромными экономическими последствиями и предоставляет своей команде опытных технократов собрать по кусочкам и разобраться в беспорядке».
Этническая татарка — крупнейшее меньшинство в России — родилась в российской республике Башкортостан, между рекой Волгой и Уральскими горами, через год после кубинского ракетного кризиса. Ее мать была менеджером на заводе, а отец был шофером. Любительница оперы, декламирующая французские стихи по памяти, она была первой женщиной, возглавившей центральный банк страны G8, до того, как Россия была исключена из группы богатых стран в 2014 году9.0005
На прошлой неделе во внутреннем видео Набиуллина сообщила персоналу, что экономика столкнулась с чрезвычайной ситуацией, на которую все надеялись, что она не произойдет. «Вы можете просто почувствовать, что только что произошло что-то действительно серьезное. Она умоляет своих сотрудников не начинать спорить о политике. Это довольно необычно», — сказал Джон Лох, научный сотрудник программы «Россия и Евразия» в Chatham House, которому была отправлена копия видео.
«Есть признаки паники. Это чрезвычайно серьезно, и это поставит российскую экономику на колени».