миф или реальность? – Учительская газета
С конца прошлого года в социальных сетях получаю вопросы о новой модели аттестации педагогов и введении новых должностей. «Новая система аттестации будет применяться уже в 2021 году?», «Администрация школы утверждает, что с сентября 2021 года действует новый порядок, необходимо предоставлять видеоуроки, проходить тесты, появятся новые должности». Попробуем разобраться, что же происходит.
Современное общество живет в эпоху глобальных перемен и преобразований во всех сферах жизнедеятельности человека. Система образования не является исключением, о чем свидетельствуют процессы модернизации, в частности введение новых ФГОС, эффективный контракт, профстандарты, национальные проекты. Не остается в стороне от преобразований и процедура аттестации педагогических работников.
Об источниках информации
В вопросах аттестации не пользуйтесь сарафанным радио и поисковыми системами! Читайте информацию на официальных сайтах Министерства просвещения РФ, Общероссийского Профсоюза образования, региональных органов исполнительной власти в сфере образования и институтов развития образования. Так, на сайте Карельского института развития образования в разделе «Аттестация» можно найти всю необходимую информацию о проведении аттестации в Карелии. Профессионально-общественное обсуждение новых материалов проходит на портале поддержки федеральных систем в сфере образования fedproekt.ru.
Сроки перехода на новую модель аттестации
Каждый новый порядок аттестации существенно отличался от предыдущего, начиная со сферы его применения, распределения полномочий и сроков подачи заявлений, заканчивая оформлением результатов аттестации.
В начале 2017 года в связи с переходом на профстандарты к 2018 году ожидались очередные значительные изменения в процедурах аттестации педагогов, в том числе увеличение количества квалификационных категорий, но пока этого не произошло.
26 июля 2017 года вышел приказ Министерства образования и науки РФ №703 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по формированию и введению национальной системы учительского роста», где обозначены сроки разработки и апробации новой модели аттестации учителей (речь шла только об учителях) на основе единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ).
В 2018 году новая модель прошла первую апробацию и активно обсуждалась в профессиональных кругах. Планируется продолжить экспертизу и лишь затем начать внедрение.
В апробации новой модели приняли добровольное участие 615 учителей, 104 школы из 19 субъектов РФ, было задействовано 11 вузов, работали проектные группы, созданные на базе аттестационных комиссий, с участием представителей Общероссийского Профсоюза образования. Дискуссия по первым итогам применения этой модели прошла в ноябре 2018 года на конференции в Министерстве просвещения РФ. Больше всего участники конференции говорили о двух аспектах новой модели – учете мнения выпускников и видеоуроках, которые учителя должны были представлять. Министр просвещения Ольга Васильева, говоря об учете субъективного мнения выпускников при оценке учителя, назвала этот вопрос спорным и отметила, что в новой модели аттестации этот аспект представлен не будет. Сочла она нецелесообразным и предоставление видеофрагмента урока – из-за сложностей, связанных с требованием получить согласие родителей или законных представителей детей на видеосъемку.
В конце 2018 года на сайте ефом.рф прошло общественно-профессиональное обсуждение модели аттестации учителей на основе использования проектов типовых комплектов ЕФОМ.
31 декабря 2019 года Правительство РФ утвердило основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников, включая национальную систему учительского роста. Из документа можно узнать о планах государства в отношении аттестации руководителей общеобразовательных организаций, повышения квалификации и аттестации педагогов. В первую очередь нужно отметить, что новая система аттестации заработает не ранее 2022-2023 учебного года. Только к 1 марта 2022 года в соответствии с постановлением правительства должны быть подготовлены предложения о модернизации системы с учетом результатов пилотной апробации. Апробация пройдет в 2021-2022 годах. Предложения по обновлению квалификационных категорий, судя по документу, должны были появиться к началу 2021 года, что и случилось.
Об учителях-методистах и учителях-наставниках
Изначально планировалось введение новых педагогических должностей «учитель-методист» и «учитель-наставник», но после экспертных обсуждений от ранее рассматриваемого варианта отказались. Введение новых квалификационных категорий «учитель-методист» и «учитель-наставник» является более предпочтительным.
В декабре 2020 года рамках формирования национальной системы профессионального роста педагогических работников, включая национальную систему учительского роста, Министерство просвещения РФ проводило профессионально-общественное обсуждение предложений о введении новых квалификационных категорий «учитель-методист» и «учитель-наставник» на портале поддержки федеральных систем в сфере образования fedproekt.ru. Также новые квалификационные категории обсуждались на площадках Общероссийского Профсоюза образования и Всероссийского экспертного педагогического совета.
Стоит обратить внимание на некоторые планируемые требования к претендентам на получение новых категорий. Требования к претендентам на установление квалификационной категории «учитель-методист»:
1) наличие стажа педагогической работы в должности учителя не менее 5 лет;
2) наличие действующей первой или высшей квалификационной категории по должности «учитель»;
3) дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка или повышение квалификации) по методическому сопровождению реализации общеобразовательных программ (программ начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования), полученное не ранее чем за три года до подачи заявления на проведение аттестации.
Требования к претендентам на установление квалификационной категории «учитель-наставник»:
1) наличие стажа педагогической работы в должности учителя не менее 7 лет;
2) наличие действующей высшей квалификационной категории по должности «учитель»;
3) дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка или повышение квалификации) по организационно-педагогическому сопровождению профессиональной деятельности педагогических работников (учителей), полученное не ранее чем за три года до представления заявления на проведение аттестации.
Таким образом, претендовать на новую квалификационную категорию сможет учитель, имеющий определенный стаж в должности, действующую квалификационную категорию и специальное дополнительное образование.
Департамент подготовки и профессионального развития педагогических кадров Минпросвещения России в аналитическом докладе по перспективам обновления системы квалификационных категорий педагогических работников с учетом общественных и экспертных обсуждений выделил некоторые итоги.
В обсуждении приняли участие 1636 человек. Свои замечания, вопросы и предложения высказали 972 человека по следующим направлениям: критерии и требования для новых квалификационных категорий; финансовые механизмы и процедура присвоения новых категорий; преемственность систем аттестации; дополнительное профессиональное образование педагогов.
Участники обсуждения предлагали:
– разграничить должностные обязанности штатного методиста и учителя, имеющего квалификационную категорию «учитель-методист»;
– ввести категории «педагог-методист» и «педагог-наставник» в дошкольных образовательных организациях, организациях дополнительного образования детей, «преподаватель-методист» и «преподаватель-наставник» – в среднем профессиональном образовании;
– гарантировать дифференциацию оплаты труда учителей-методистов и учителей-наставников, то есть при наличии у учителя одновременно двух квалификационных категорий (например, высшей и категории «учитель-методист») надбавки назначать за обе;
– предусмотреть доплаты за категории «учитель-наставник» и «учитель-методист» из федерального бюджета, как это реализовано с доплатой за классное руководство;
– обозначить представительскую функцию профсоюза.
Ольга КОВРУ, член клуба «Наставник» Общероссийского Профсоюза образования, член Всероссийского экспертного педагогического совета при Минпросвещения России
Петрозаводск, Республика Карелия
Источники:
– «Установлены основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников», government.ru/docs/38760;
– Модель национальной системы учительского роста (проект НСУР) и совершенствование профессионального стандарта «Педагог», www.eseur.ru/Files/Nacionalnaya_sistema_uchitelsk38044.pdf;
– Приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 №703 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») Министерства образования и науки Российской Федерации по формированию и введению национальной системы учительского роста», mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/dpo/normativnye-dokumenty/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-26-07-2017-703‑ob-utverzhdenii-plana-meropriyatij-dorozhnoj-karty-ministerstva-obrazovaniya-i-nauki-rossijskoj-federat. html;
– Портал поддержки федеральных систем в сфере образования fedproekt.ru;
– «Окончательный вариант новой модели аттестации учителей будет утвержден только после широкого общественного обсуждения», edu.gov.ru/press/699/okonchatelnyy-variant-novoy-modeli-attestacii-uchiteley-budet-utverzhden-tolko-posle-shirokogo-obschestvennogo-obsuzhdeniya;
– Исследование предметных и методических компетенций учителей, academy.prosv.ru/teachers;
– «Навредить? Вдохновить? Научить? Оскорбить? Работа над моделью аттестации учителей идет трудно, но руки опускать рано», «Мой профсоюз», №49 от 6 декабря 2018 года;
– Аттестация педагогических работников образовательных учреждений Республики Карелия и муниципальных образовательных учреждений, kiro-karelia.ru/att.
Новая модель аттестации учителей на основе использования единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ)
Новая модель аттестации учителей на основе использования единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ)
- Подробности org/Person»> Автор: Super User
- Категория: Uncategorised
- Просмотров: 14523
Новая модель аттестации учителей на основе использования единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ)
Президент Российской Федерации В.В. Путин поручил Правительству Российской Федерации «… обеспечить формирование национальной системы учительского роста, направленной В соответствии с поручением президента РФ от декабря 2015 года утвержден План мероприятий («дорожная карта») Министерства образования и науки Российской Федерации по формированию и введению национальной системы учительского роста (приказ Министерством образования и науки РФ от 26 июля 2017 г. №703). Центральное место «дорожной карты» отводится формированию новой модели аттестации учителей и подготовке наборов единых федеральных оценочных материалов (далее ЕФОМ). Новая модель аттестации учителей на основе использования ЕФОМ позволит:
Введение новой модели аттестации на основе использования ЕФОМ 2018 год – год апробации и доработки новой модели аттестации учителей. 2019 год – разработка и апробация ЕФОМ по всем предметам, подготовка законодательных актов. 2020 год – год введения новой модели аттестации на основе использования ЕФОМ только для учителей. Первое полугодие 2020 года До 2030 года планируется введение модели аттестации для педагогических работников других должностей. |
ОБЩЕСТВЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ МОДЕЛИ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕФОМ на сайте
http://ефом.рф
|
Полезная информация Презентация 1 Модель аттестации учителей на основе использования единых федеральных оценочных материалов
Презентация 2 Апробация разработанной модели аттестации учителей на основе использования проектов типовых комплектов ЕФОМ для проведения аттестации педагогических работников, замещающих должность «учитель»
Презентация 3 Круглый стол по вопросу апробации на территории Калининградской области новой модели аттестации учителей
Презентация 4 Всероссийская конференция |
- Назад
- Вперёд
Создана система «Студенты в первую очередь» для сертификации учителей, ориентированная на ребенка в целом
16 мая 2018 г. педагоги, школы, программы подготовки педагогов и родители, объявило Министерство образования штата Мичиган.
Новая система сертификации будет иметь пять групп оценок и повышенное внимание к ранней грамотности и обучению математике.
«Эта новая система, ориентированная на учащихся, подготовит эффективных педагогов к использованию дифференцированной поддержки для удовлетворения потребностей ребенка в целом и продвинет наш штат к тому, чтобы в ближайшие 10 лет войти в десятку лучших образовательных штатов», — сказала временно исполняющая обязанности суперинтенданта штата Шейла Аллес. . «Это кульминация трехлетней работы заинтересованных сторон в сфере образования штата Мичиган, представляющих сотни точек зрения на образование, таких как учителя и администраторы Pre-K-12, преподаватели колледжей, представители образовательных групп и родители».
После развертывания новая система сертификации учителей будет включать пять классов: дошкольный (Pre-K)-3, 3-6, 5-9, 7-12 и Pre-K-12 для определенных специализированных одобрений. например, специальное образование.
В отличие от текущего начального сертификата K-8 «по всем предметам», новые группы Pre-K-3, 3-6 и 5-9 классов представляют собой резкий сдвиг, направленный на специализированную подготовку кандидатов в учителя для преподавания в раннем возрасте. грамотность и математика — удвоение времени на подготовку по этим важнейшим предметам — и удовлетворение уникальных социально-эмоциональных потребностей учащихся средних классов.
Пятидиапазонная система будет поэтапно обновлять существующие сертификационные классы учителей K-8 и 6-12, так как MDE сначала разрабатывает стандарты для двух самых ранних классов. Это немедленно решит проблемы всего штата по поводу ранней грамотности и обеспечит хорошую подготовку новых учителей в эти критические для развития ребенка годы. Затем последуют мероприятия по разработке стандартов для диапазонов сертификации для классов 5-9, 7-12 и Pre-K-12.
Мичиганские поставщики услуг по подготовке преподавателей (EPP) перейдут на обновленные сертификационные оценки по мере того, как они будут соответствующим образом пересматривать и согласовывать свои программы. После обновления сертификационные диапазоны K-8 и 6-12 больше не будут предлагаться.
Хотя программы EPP могут быть гибкими в разработке программ для учителей, стандарты и требования к программам устанавливаются на уровне штата.
Текущий проект стандартов Pre-K-3, как ожидается, потребует минимум 12 кредитов по грамотности, 12 кредитов по математике, шести кредитов по естественным наукам и шести кредитов по общественным наукам. Ожидается, что стандарты 3-6 потребуют как минимум девять кредитов для каждой из четырех областей содержания. Однако это оценки, которые могут измениться.
Департамент образования Мичигана (MDE) будет поддерживать педагогов и школы в создании гибких путей повышения квалификации учителей с помощью новых групп оценок. MDE также созовет заинтересованные стороны в сфере образования, чтобы определить, каким образом существующие сертификаты могут быть переведены для надлежащего размещения в рамках новой структуры сертификатов, если вообще будут.
Дополнительную информацию о том, как стать учителем в Мичигане, можно найти здесь.
Верь и готовься
Верь новостям и готовься 2014. Эта пилотная программа предлагала начинающим учителям целый год практики под руководством эксперта-наставника и программу, основанную на компетенциях.
В октябре 2016 года Совет начального и среднего образования штата Луизиана (BESE) при поддержке Попечительского совета штата Луизиана (BoR) принял знаковые постановления о расширении годичного проживания и учебных программ на основе компетенций по всему штату . С 2014 года BESE предоставила гранты на сумму более 9 миллионов долларов поставщикам услуг по подготовке учителей и их партнерам по школьной системе, чтобы ускорить этот переход на годовые резиденции для всех начинающих учителей.
BESE также одобрила трехлетний переходный пакет финансирования для поддержки перехода к этим новым рекомендациям по подготовке учителей, включая годичную ординатуру.
К июлю 2018 года все программы подготовки учителей в Луизиане будут включать годичную ординатуру вместе с опытным наставником, а все программы подготовки будут включать учебный план , основанный на компетенциях , который предоставит кандидатам в учителя знания и навыки, необходимые для того, чтобы подготовлены к первым годам обучения.
ПОВЕРЬТЕ И ПОДГОТОВЬТЕ ИСТОРИИ
В июле 2014 года Департамент провел опрос учителей штата
Эти результаты были опубликованы в отчете Департамента «Партнеры по подготовке: опрос преподавателей и программ подготовки к обучению» 9отчет 0041. В этом отчете освещаются некоторые из текущих проблем, с которыми сталкиваются программы подготовки учителей, и делятся идеями педагогов относительно того, как школьная система и программы подготовки могут сотрудничать, чтобы улучшить этот опыт для будущих кандидатов в учителя.
Непосредственно в ответ на этот отзыв Департамент запустил проект «Верь и готовься», в рамках которого трем группам школьных систем были предоставлены гранты в размере 4,89 млн долларов США для поддержки более тесных партнерских отношений между поставщиками услуг по подготовке и руководителями школьных систем, чтобы предложить начинающим учителям полный год практики в рамках опытный наставник и учебная программа, основанная на компетенциях.
В 2014 году программа «Верь и готовься» была запущена с семью школьными системами и семью поставщиками услуг по подготовке в когорте 1
За три года более 850 кандидатов в преподаватели бакалавриата получили поддержку опытных наставников при прохождении сертификации в рамках годовой программы резидентуры.
ПОВЕРЬТЕ И ПОДГОТОВЬТЕ: КАДРЫ НАСТАВНИКОВ-УЧИТЕЛЕЙ
Признавая важность создания штата подготовленных наставников – опытных классных учителей – для поддержки новых и развивающихся педагогов, осенью 2017 года Департамент запустил возможность обучения в масштабах штата. В 2017 году -2018, почти 500 учителей-наставников пройдут профессиональное развитие, чтобы поддерживать годичных резидентов и других учителей-стажеров.
Чтобы узнать больше, посетите учителей-наставников Луизианы .
ВЕРЬ И ПОДГОТОВЬСЯ: ПОДДЕРЖКА СЕЛЬСКИХ СООБЩЕСТВ
В то время как годичное проживание под опекой опытного наставника более доступно для начинающих учителей в городских и пригородных школьных системах, школы в составляют лишь девять процентов самых малонаселенных приходов Луизианы. в настоящее время могут предложить такие же возможности . В ответ на беседы с руководителями школьной системы и в рамках программы «Верь и готовься» в 2017 году Департамент начал работу по дальнейшему изучению сильных сторон и проблем педагогических кадров в сельских школьных системах, а также по выявлению потенциальных источников поддержки для этих сообществ.
С этой целью летом 2017 года Департамент провел опрос более 1300 преподавателей по всему штату. Проанализировав результаты опроса и данные о штате преподавателей, Департамент выпустил Доступ к полной подготовке для учителей в сельских общинах . В этом отчете освещаются уникальные проблемы подготовки учителей к преподаванию в сельских общинах и подчеркивается необходимость расширения доступа к высококачественным программам подготовки педагогов в сельских общинах, особенно для начинающих учителей, которые начинают работать учителями после получения степени бакалавра или «альтернативного» образования. маршрут сертификации.
В октябре 2017 года 24 школьные системы ответили на запрос Департамента о подаче заявок , ища подходящие школьные системы, приверженные пилотному внедрению инновационных подходов для расширения доступа к высококачественным программам подготовки к месту жительства в сельских общинах.
В декабре 2017 года Департамент отобрал 8 кандидатов на получение гранта в размере 675 000 долларов США и пригласил других кандидатов участвовать в качестве школьных систем сообщества обучения, которые участвуют во встречах на этапе проектирования, а также получают небольшие стипендии.
В августе 2018 года эти пилотные проекты начали поддерживать 38 альтернативных кандидатов на сертификацию, которые преподают в 16 школах сельской Луизианы. Как минимум эти пилотные проекты включают структурированную практику и наставничество в среднем один раз в день, каждый день, в течение всего учебного года . Это время может включать совместное обучение, сеансы наблюдения и обратной связи или совместное планирование. Эти изменения являются результатом скорректированных расписаний занятий и учебных заданий, не влияющих на затраты.
В декабре 2018 года Департамент выпустил отчет «Полная подготовка для всех учителей: наставничество в программах альтернативной подготовки», в котором освещаются важные уроки, извлеченные из этих пилотных проектов, которые дают представление о том, как Луизиана может улучшить опыт кандидатов на альтернативную сертификацию.
В октябре 2018 г. BESE утвердила нормативные изменения, которые требуют, чтобы кандидаты на альтернативную сертификацию получали по не менее 5 часов в неделю наставничества в первый год обучения.