Лужковские: Лужковские выплаты на ребенка в 2023: размер, как получить

Разное

10 архитектурных символов лужковской эпохи

10 декабря скончался бывший мэр Москвы Юрий Лужков. За время его 18-летнего руководства в городе появился новый стиль архитектуры, лужковский — китчевый, аляповатый и вызывающий много критики. «Афиша Daily» вместе с архитекторами и краеведами рассказывает о самых ярких его примерах.

«Это современный стиль архитектуры, и я могу мечтать о том, что этот стиль — развитие московских традиций. Вообще Москва отличается по своей архитектуре, это так называемая российская эклектика. Но она хороша и тем, что я называю не неопределенностью, а разнообразием стилей».

Юрий Лужков

Дом-яйцо

Пожалуй, самое яркое отражение лужковского стиля, выполненное по проекту архитектора Сергея Ткаченко. Изначально в форме яйца планировалось построить роддом, но скоро от этой идеи отказались.

Прототипом московского Дома-яйца служит яйцо Фаберже. Историк архитектуры Григорий Ревзин отмечает: «Это такая архитектура, что ее сначала невольно начинаешь сравнивать с прототипом. Думаешь, что настоящие яйца Фаберже — они как‑то потоньше. Есть в них, образно выражаясь, какая‑то ювелирность. А здесь как‑то все это грубовато получилось». Яйцо имеет металлический каркас, заполненный кирпичом и утеплителем и облицованный керамикой красного цвета, а крыша здания покрыта медью. Инженерными системами дом связан с соседним 8-этажным зданием. Общая жилая площадь — всего 342 квадратных метра.

Дом-яйцо на улице Машкова сразу же после своего появления в 2002 году стал не только достопримечательностью, которую показывают туристам, но и символом всей лужковской архитектуры Москвы начала строительного бума нулевых. Это здание — второй необычный частный дом в Москве после знаменитого дома-мастерской архитектора Константина Мельникова в Кривоарбатском переулке. Как выяснилось, Дом-яйцо оказался довольно бесполезным сооружением с неудобной планировкой, из‑за которого он уже более 5 лет продается и не может найти покупателя.

Однако в Москве и в мире ничего подобного не появлялось раньше. Надо сказать, что сам дом, как и соседний жилой комплекс, выстроен очень качественно (что, кстати, определяло лужковскую архитектуру в самом начале).

«Наутилус»

Торговый центр на Лубянской площади, построенный в конце 2000-х по проекту Алексея Воронцова — заместителя главного архитектора Москвы и, по утверждению Ильи Варламова, друга Юрия Лужкова. Внешний вид «Наутилуса» не раз подвергался критике со стороны профессионального сообщества: торговый центр обвиняли в уродливости и инородности, а Григорий Ревзин писал: «Все, что в доме должно быть прямым, сделано косо, все, что ровным — выпирает, что непрерывным — разорвано». В 2014 году несколько приглашенных «Газетой.ru» архитекторов назвали «Наутилус» главным претендентом на статус самого неудачного с точки зрения архитектуры здания России. Сейчас он продолжает работать как торговый центр.

«Наутилус» — реально великая вещь. Единственное здание, где хай-тек смешался с модерном. У него интересная форма, неплохая мозаика — создается впечатление, что архитекторы искренне попытались совместить эти два стиля. Как бы ни старались, вышло плохо — я бы сравнил здание с утконосом. Он существует, но в природе встречается очень редко. Что хочу отметить: раньше здесь стояла часовня святителя Пантелеймона. И ровно на то место, куда выходила полукруглая апсида часовни, сейчас выходит окружность «Наутилуса». Так что торговый центр, возможно, уродлив внешне, но с точки зрения внутреннего осмысления — выдающееся творение.

Памятник Петру Первому

Скульптура Зураба Церетели — один из самых высоких памятников в России, но примечателен он даже не поэтому. В 1996 году в преддверии установки он вызвал практически единодушное отторжение в кругах общественности и архитекторов. Согласно опросу, проведенному ВЦИОМ, Петр Первый не понравился половине москвичей. Примечательно, что памятник вошел в список самых уродливых строений мира, заняв в нем десятое место.

Прекрасно помню, как сооружался этот памятник. Фигуру ставили на постамент утром 20 октября 1996 года. Это был символический день празднования 300-летия российского флота, к этой дате его должны были открыть, но не успели и еще пару месяцев доделывали.

Для меня это было ужасное зрелище. Помню акции, которые устраивались против установки памятника. Даже сохранилась наклейка журнала «Столица» — «Вас здесь не стояло!» с перечеркнутым памятником. Было понятно, что скульптура исказит центр города и акваторию реки. К тому моменту гигантизм творчества Церетели достиг максимума.

Храм Христа Спасителя

Храмов Христа Спасителя было два — довоенный и послевоенный. Первая его версия была разрушена в 1931 году в результате сталинской реконструкции Москвы. Новым строительством занялись только в 1990-х, совет по восстановлению храма возглавили патриарх Алексий II и Юрий Лужков. Появление нового храма сопровождалось протестами и обвинениями городских властей в коррупции, из‑за чего от работ отошел один из архитекторов — Алексей Денисов, а на его место поставили Зураба Церетели. Церетели изменил первоначальный проект: при нем на белокаменных стенах появились мраморные композиции и бронзовые горельефы, которые были раскритикованы как несоответствующие оригиналу.

Сейчас сложно судить, нужно ли было оставлять бассейн или восстанавливать разрушенное в декабре 1931 года здание храма. Ошибка, которую совершил тогда Моспроект, — попытка «осовременить» инфраструктуру сооружения, подняв его на совершенно новый стилобатОбщий цокольный этаж, объединяющий несколько зданий., в который встроили зал церковных соборов. Этим стилобатом храм «отрезали» от городской среды. На рубеже XIX века и до 1930 года там был благоустроенный сквер на уровне Волхонки, потом — безжизненное транзитное пространство, и уже нынешние власти пытаются как‑то интегрировать это тяжеловесное сооружение в среду.

Дом «Патриарх»

Еще одно здание, спроектированное Сергеем Ткаченко и группой архитекторов в 1997–2002-х годах. Первоначально на углу Малой Бронной улицы и Ермолаевского переулка Ткаченко хотел возвести тот самый Дом-яйцо. После отказа заказчика от строительства здания с такой маленькой площадью архитектор от идеи полностью не отказался и пытался включить символ в оформление: например, сделать конструкцию на крыше или элемент парадного подъезда, но единственное «яичное», что осталось в здании, — желтый цвет.

Здание в итоге было также неоднозначно воспринято архитектурным сообществом — его характеризовали как помпезный китч, а историк искусства Владимир Паперный причислил его к худшим образцам лужковской архитектуры.

Это здание поражает меня сочетанием высоких цен и деревянной конструкции на крыше — некой отсылке к башне Третьего Интернационала: социалистический символ претворился в жизнь и был воссоздан на типичном шуточном ЖК конца 90-х. Ко всему прочему это первый дом в Москве, который имеет свой герб. Смешат меня всегда многочисленные скульптуры наверху, в которых кто‑то ищет (и находит) прораба с мастерком.

Театр Et Cetera

Проектировали театр под управлением Александра Калягина четыре архитектора, один из которых — Александр Великанов — после отказался от авторства. Все тот же Ревзин писал: «Здание театра сделано так. Есть большой прямоугольный объем. В него вписана круглая шайба, которая прорывает прямоугольник и двумя дугами выходит на фасад. Сбоку в углу у всего этого образуется узкая башня. В общем, эта композиция выглядит так, будто перед нами студенческая работа на тему авангарда 20-х». Определенный стиль архитектуре здания присвоить сложно, но цилиндрическая башня имеет претензию на конструктивизм.

Это пример некоего униката: архитектурного объекта, цель которого — сделать яркое индивидуальное высказывание, привлечь любыми средствами интерес зрителя. Ему совершенно не обязательно нравиться, главное — подчеркнуть, что новое общество построено на индивидах, где все разные, а не подобные, как того требовал Советский Союз. И эта благородная идея воплотилась в такой эстетически противоречивой форме.

С точки зрения архитектурных приемов это ирония. Сама идея взята из основ постмодернизма, но очень наивно трактована. Такой результат получился потому, что у постсоветских архитекторов было немного опыта в работе по созданию подобных объектов.

Царицыно

Резиденция императрицы Екатерины II, не достроенная в XVIII веке, была закончена в 2000-х. Ревзин писал, что это «настоящая машина времени, отправляющая нас прямиком в екатерининское время. Правда, не историческое, а такое, каким оно было в представлении лужковских архитекторов». Критики проекта отмечали, что новое царицынское строительство велось с нарушениями законодательства в области охраны памятников культуры и с недопустимыми искажениями исторического облика Царицына. Они говорили, что сама идея восстановить Большой дворец ошибочна с позиции сохранения исторической достоверности. Так и оказалось — дворец был воссоздан в том виде, в котором никогда не существовал. В реконструированном дворце даже есть «тронный зал Екатерины II», несмотря на то что она, очевидно, никогда там не жила.

Еще одна ошибка Лужкова — восстановление Царицына. Его стоило законсервировать, а не создавать там никогда не существовавшие интерьеры. Весь царицынский дворец — это один большой пшик, который к исторической правде имеет очень отдаленное отношение.

Дом музыки на Павелецкой

Очередное лужковское здание, построенное при участии Церетели — его авторству принадлежит скрипичный ключ высотой 9,5 метров. Дом музыки — девятиэтажка с четырьмя залами и музыкальной террасой — в окружении других зданий комплекса «Красные Холмы», куда также входят 34-этажная гостиница и бизнес-центр «Риверсайд Тауэрс». Общий внешний вид комплекса, по словам бывшего министра культуры России Александра Авдеева, разрушил ландшафтную панораму Красной площади: «На заседании Государственной Думы я критиковал архитекторов, которые спланировали, а затем строители построили башню Дома музыки и гостиницу рядом с ним, которая неожиданно оказалась видна с Красной площади и на фоне Василия Блаженного и испортила весь вид. Тоже, кстати, вид, находящийся под охраной ЮНЕСКО. Это безобразие. И мы потеряли эту уникальную панораму Красной площади, если мы смотрим на нее со стороны Исторического музея».

Лужков грезил небоскребами, и вот это здание, видимо, отвечало его представлениям о высотности. Кажется, он думал: все, что бросается в глаза туристу, должно быть массивным, привлекающим, детали должны быть крупными. Этот небоскреб с огромным скрипичным ключом наверху — в нем весь Лужков и есть.

Манежная площадь

Только в 1993 году Манежная площадь была избавлена от транспортного потока ради строительства торгового центра «Охотный ряд». Реконструкция площади также велась с участием Зураба Церетели. Торговый комплекс открыли на 850-летие Москвы еще недоделанным, некоторое время после официального открытия ушло на достройку. По мнению архитекторов, элементы торгового центра испортили вид Манежной площади.

Попытка создать новый ГУМ, совместив его с современным торговым центром, была весьма интересной идеей и в проекте казалась успешной. В то время идея понравилась мне тем, что каждый уровень отражает разный архитектурный стиль Москвы и слой города. Интересным проектом оказался и Музей археологии.

Но вот наружное оформление было очень спорным. Архитекторы той поры еще мыслили категориями масштаба и вида с высоты птичьего полета, с которой площадь действительно эффектно выглядит. Но само пространство оказалось мертвым, даже несмотря на большое количество туристов в этом месте: неудобные лавочки, мелкая нарезка прямоугольной сетки дорожек, отсутствие деревьев — все это некомфортная среда.

Московский монорельс

Монорельс начали строить в 1998 году после подписания Лужковым распоряжения о проектировании новых видов скоростного транспорта. Работы стартовали три года спустя, и уже в 2004 году монорельс принял первых пассажиров. В итоге были открыты шесть станций от «Тимирязевской» до улицы Сергея Эйзенштейна. Проект подвергся критике со стороны СМИ и архитекторов — осуждались дизайн конструкции, маленькая скорость по сравнению с метро и сама идея использования эстакадного транспорта.

Монорельс — изобретение Лужкова. Наверное, в детстве он читал много о подвесных системах, магнитных подушках и прочих видах футуристического транспорта, но в то же время создал такую абсолютно не жизнеспособную систему. Среди патентов Лужкова есть не только сам монорельс, но и транспортная система — локомотивы и вагоны. Он тогда патентовал все — от морса и напитка из сыворотки до сложных инженерных систем. Понятно, что монорельс был для мэра игрушкой, но в то же время он очень здорово передал дух времени.

Из чего состоит «лужковский стиль»

Юрий Лужков, конечно, относился к людям, вышедшим из крепких хозяйственников. Он начинал с депутата Бабушкинского района, работал в химической промышленности… Поэтому трудно сказать, что он был специалистом в области архитектуры. Лужковская архитектура — это, скорее, характеристика временного периода. Не нужно все беды списывать именно на самого Лужкова. Он, как и всякий политик, имел своих фаворитов, и поэтому ему можно поставить в вину засорение города памятниками Зураба Церетели. Для своих он построил несколько домов на Волхонке — и не сказать, что это лучшие здания Москвы. Ко всему прочему он абсолютно пренебрегал российской историей и средовой застройкой. Лужков очень трепетно относился к каким‑то знаковым проектам, а остальным домам просто не уделял внимания. Именно при Лужкове родилась эта печально известная схема — снос здания до фасадной стены и заливка бетоном и стеклом всего, что стоит на этом месте.

В целом рядовые потери в годы Лужкова исчисляются сотней зданий, и, если честно, я бы поспорил, при ком досталось московской архитектуре больше — при советской власти или при диком капитализме бывшего московского мэра.

Еще ему в вину можно поставить абсолютную невнимательность к советскому конструктивизму. Стоит отметить, что он полностью уничтожил Остоженку, когда здесь стала появляться «золотая миля».

С другой стороны, это было время достаточно веселое, поэтому стиль был очень неглубокий и поверхностный, но подкупающий каким‑то китчем. Вообще, Лужков очень любил имперскость, которая вылилась в карнавал. Особенно он любил башенки, они проявляются буквально во всем — начиная с башни у гостиницы «Красные Холмы» на «Павелецкой», заканчивая Измайловским кремлем.

Но я хочу и похвалить Лужкова — он негативно относился к сталинскому периоду в российской истории, поэтому все памятники, которые были тогда снесены, при Лужкове старались максимально быстро восстановить. Это Казанский собор на Красной площади, Воскресенские ворота, храм Христа Спасителя. При восстановлении некоторых объектов, конечно, как всегда, что‑то забуксовало — из‑за этого очень плохо сделана одна из стен и башен Китай-города: эта арка, через которую все сейчас ходят с Никольской на площадь Революции, — просто его фантазия.

Как и почему возник «лужковский стиль»

Лужковская архитектура — или, как ее еще называют, постмодернизм — зародилась в начале 1980-х, когда у архитекторов началась «усталость» от индустриального домостроения и массового типового строительства. В 1990-х город начал обновляться, и это потребовало строительства новых объектов инфраструктуры и социального жилья. В тот момент городские власти пытались приукрасить панели домов и дать им архитектурное разнообразие, но самое яркое проявление стиля началось в коммерческом строительстве. Архитекторы, получившие свободу и состоятельных заказчиков, приобрели возможность «выплеснуть» все то, что они так долго удерживали в голове. На мой взгляд, это было сравнимо с голодным человеком, которого после долгого голодания подпустили к столу, и он жадно поедал все. Новые заказчики — только что образовавшаяся когорта предпринимателей — еще не обладали вкусом и понятиями о том, как должен выглядеть современный банк или офис. Хотелось, чтобы было «дорого и богато». Отсюда и появились вся эта чрезмерная роскошь в интерьерах и башенки на зданиях.

У меня неоднозначное отношение к лужковской архитектуре. Ранние постройки были интересными и отличались детально проработанной архитектурой, над которой работали именитые авторы, многие из них еще успели поучиться у классиков советской и дореволюционной школы. Затем пошло упрощение — и увеличился масштаб построек. Позже архитектура стала уже больше декорацией, да и стало ее много. В результате произошли переизбыток и отторжение этого подхода. Есть в ней и положительные примеры, но все же город очень много потерял. Слишком большое количество памятников архитектуры было разрушено.

Факт того, что мы все знаем лужковскую архитектуру как некий стиль и направление, говорит о том, что это было безусловно яркое и оставившее след в наших душах явление. А это уже автоматически выносит ее за рамки хорошего и плохого. Конечно, в конкретных объектах мы его находим, но это уже свершившийся факт: лужковский стиль — явление, вписанное в историю. У него, безусловно, есть ряд отличительных черт, и когда я занималась этой темой, мне было важно, что они работают как зеркало эпохи. По архитектуре того времени можно прочитать словно в летописи все, что происходило с нашим обществом. Это уникальное явление фиксировало моменты нашей истории: распад коммунистического государства и становление новой России.

Одним из важных компонентов стало появление рыночной экономики и коммерциализация разных сфер жизни. Поэтому когда люди начинают критиковать лужковскую архитектуру, отталкиваясь от эстетических моментов, они забывают, что тогда деньги тогда стали пиком в пирамиде ценностей нового гражданина. Так появлялись невероятные вещи, сегодня кажущиеся запредельными, — например, циничный снос «Военторга», гостиницы «Москва» и других прежде всего коммерчески выгодных проектов.

Когда я занималась темой архитектуры Лужкова, то придумала свою классификацию для всех построенных за почти что 20 лет зданий. Выделяется, конечно же, группа авторских объектов. Важно понимать, что в советское время, особенно в послехрущевское время, им была отведена роль где‑то среди конструкторов и инженеров — в то время ведь опирались на более индустриальные и технологичные способы строительства. Это был обезличенный подход. С приходом демократических ценностей на арену вернулись автор и творец в архитектуре. Именно поэтому при Лужкове было построено огромное количество фантастических зданий. Это, можно сказать, высказывания истосковавшихся по вниманию людей.

Есть еще одна вещь, которая, безусловно, ассоциируется с Лужковым, — коммерческая застройка, появившаяся в том числе из‑за декрета о свободной торговле. Рыночная экономика спровоцировала появление индивидуальных предпринимателей, и для них ларьки стали местом основной торговой деятельности. Коммерциализация пространства также проявилась в виде вездесущих торговых центров на свободных площадях, а также в таких незабываемых объектах, как «Атриум» и Черкизовской рынок. Все это коммерческое направление я называю «грибы», потому что оно появлялось во всех пустых местах города. Нельзя спорить с тем, что «грибы» нанесли урон городскому пространству и инфраструктуре, но, с другой стороны, это было важным проявлением первого ростка демократического общества и рыночной экономики.

Лужковский стиль ассоциируется с китчем и безвкусицей, но это был не только его личный вкус: отсутствие опыта взаимодействия с материальной культурой, которого не могло быть у советского человека, ограниченность архитектурного сообщества от международной повестки — все это сделало нас соавторами этого стиля.

После ухода Юрия Михайловича в Москве произошли серьезные изменения, которые в том числе были спровоцированы его деятельностью. Во многом благодаря его невнимательности к городской среде сейчас фокус властей переместился на общественные пространства. Мы нагнали мировые тенденции менее чем за 10 лет, и это просто потрясающе быстро.

Чем запомнится москвичам лужковская архитектура

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

Культура

22.11.2021 22:52

Поделиться

Дмитрий Чижов

Гигантские колонны, треугольные окна, массивные металлоконструкции, обилие башенок… Архитектуру Москвы конца девяностых — начала нулевых, называемую в народе «лужковским ампиром», трудно не узнать среди современной городской застройки. Отдельные здания и целые комплексы, хаотично выросшие в ту пору в разных частях российской столицы, до сих пор вызывают множество споров.

Александр Корольков

Неоднозначную репутацию имеет и Измайловский Кремль, не так давно мелькнувший в столичных новостях в связи с демонтажем деревянной мельницы на территории вернисажа. Один из долгостроев своей эпохи, он в свое время возник на месте стихийного рынка. Рынок, кстати, и сегодня никуда не делся, напротив, он еще более разросся, окружив со всех сторон белые стены многочисленными деревянными навесами. Броский комплекс «под старину» сейчас больше напоминает пряничный домик, точнее, целую деревню, что усиливает ощущение его оторванности от целого города. Тем не менее сейчас это «самое русское место в Москве», как позиционирует себя на собственном официальном сайте Измайловский Кремль, вновь оказалось в центре внимания широкой общественности.

Новость о сносе мельницы якобы XVIII века, опубликованная в телеграм-канале «Изнанка Измайлово», послужила поводом для публичного обсуждения ценности всего комплекса построек. Встал вопрос: стоит ли освободить эту территорию под застройку района высотными жилыми комплексами? В равной мере касается это и судьбы и других зданий начала двадцать первого века: что лучше — не трогать их пока или освободить дорогую московскую землю под нужды города, которых у него немало?

Немало таких спорных «жемчужин» и в самом центре столицы. Взять хотя бы торговый центр»Наутилус» на Лубянке, театр Et Cetera на Чистых прудах… Вспомним и памятник Петру I на Москве-реке, неточно восстановленные Воскресенские ворота. Торговые центры и офисы, изобилующие бутафорскими башенками, несимметрично расположенными колоннами и прочими странными деталями. Сам Юрий Михайлович Лужков в свою бытность мэром Москвы относил такие новостройки к «неопределенности стилей». Особенности, которая, по его мнению, была традицией для Москвы — мол, ее архитектура во все времена была эклектичной.

Торговый центр «Наутилус» — один из самых спорных новостроев в исторической части города. Фото: Александр Корольков

В столичной застройке действительно немало зданий, появившихся в самые разные времена, что не мешает одним из них вполне гармонично сосуществовать, а другим спорить друг с другом. Но главное, до начала двухтысячных эклектичность никогда не была самоцелью, она просто возникала в результате соединения разных архитектурных стилей в одной городской среде. Но и у засилья башенок есть свое объяснение. Слишком долго советские архитекторы вынуждены были мыслить масштабами «хрущоб», где любая деталь, выходившая за пределы домов, похожих друг на друга, как братья-близнецы, считалась архитектурным излишеством. И вдруг появилась возможность строить иначе! Но для того чтобы у этого «иначе» выработался и вкус, и стиль, и архитекторам, и девелоперам, и просто людям, которые заказывают эту «музыку в камне», как еще называют архитектуру, потребовалось время.

До начала двухтысячных эклектичность никогда не была самоцелью, она просто возникала в результате соединения разных архитектурных стилей в одной городской среде

Надолго ли останутся с нами лужковские постройки? Трудно сказать. «Полагаю, что ненадолго, — считает Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры имени А.В. Щусева. — Качество строительства большинства этих зданий не просто оставляет желать лучшего, оно просто отвратительное. Скорее всего, долго не простоят. Лет через 50 их не останется. Или останутся единицы».

Справедливости ради замечу, что есть среди «лужковскойэпохи» и очень необычные здания, которые могут войти в достойное наследие Москвы 90-х. Взять хотя бы, например, знаменитый дом-яйцо на улице Машкова архитектора Сергея Ткаченко. Дом «Парус» — одну из доминант Ходынского поля, прозванный москвичами «домом-китом». Первые небоскребы «Москвы-Сити»… Случится ли это? Надо подождать. Известно, что ценители не всегда справедливы к своим современникам. Вспомним хотя бы, какой жесткой критике подвергалась стеклянная пирамида во дворе Наполеона, которая стала главным входом в Лувр. А в наши дни разве можно представить Париж без этой достопримечательности? Словом, не случайно по нормам ЮНЕСКО любое здание признается памятником архитектурного наследия не раньше чем через сорок лет после его постройки.

Российская газета — Столичный выпуск: №265(8616)

Поделиться

АрхитектураМоскваСтолицаВ регионах

Юрий Лужков, экс-мэр, доминировавший в Москве почти два десятилетия, скончался в возрасте 83 лет

Юрий Лужков, драчливый бывший мэр Москвы, руководивший преобразованием российской столицы на протяжении почти двух десятилетий, но чьи общенациональные политические амбиции остались нереализованными, уже умер. Ему было 83 года.

Посольство России в Берлине сообщило, что Лужков скончался 10 декабря в мюнхенской больнице, где, по данным российских государственных СМИ, ему делали операцию на сердце. Преемник Лужкова на посту мэра Сергей Собянин, 9 лет.0005 сказал, что Лужков умер , но не сообщил подробностей.

Бывший советский чиновник, страстно увлеченный развитием, Лужков в течение 18 лет руководил огромным бюрократическим аппаратом города, заработав репутацию одного из самых влиятельных политических игроков страны. Но в 2010 году он внезапно впал в немилость, когда Кремль уволил его, заявив, что потерял к нему доверие.

С его невысоким коренастым телосложением, лысой головой и культовой рабочей фуражкой он был одним из самых узнаваемых политических деятелей России.

Сам Лужков, родившийся в Москве, больше всего повлиял на город благодаря стремительному строительному буму, который он там наблюдал. Высотные офисные и жилые дома появились на горизонте, возвышаясь над новыми отелями, торговыми центрами и культурными объектами, которые вызывали у москвичей как презрение, так и восхищение.

Лужков (слева) был награжден президентом Владимиром Путиным орденом «За заслуги перед Отечеством» в 2016 году.

Среди его любимых проектов было восстановление храма Христа Спасителя, разрушенного в 1931 советским диктатором Иосифом Сталиным и возведение вульгарной, всеми ненавидимой статуи Петра Великого на Москве-реке.

После ухода Лужкова со своего поста городские власти безуспешно пытались перенести колоссальную статую царю, известному своим пренебрежением к Москве.

«Совершенно уникальная ситуация. У нас, как известно, брежневская архитектура, хрущевская архитектура, сталинская архитектура — и потом лужковская архитектура. Не Ельцин, не Путин, а Лужков. Это первый случай такого рода, когда мэр — такая определяющая фигура», видный архитектурный критик Григорий Ревзин рассказал Азаттыку

в 2010 году.

Лужков неоднократно сталкивался с обвинениями в том, что он незаконно обогащался за счет безудержного сноса и строительства города во время его пребывания в должности, в том числе путем направления городских контрактов своей жене, миллиардеру-строительному магнату. Елена Батурина.

Фотогалерея:
На фотографиях: Юрий Лужков, Человек, который отстроил Москву

На посту мэра Москвы в течение 18 лет (1992–2010) Юрий Лужков руководил превращением российской столицы из унылого советского города в зачастую кричащую современную столицу. Бывший советский чиновник, страстно увлеченный строительством, Лужков в течение 18 лет руководил огромным городским бюрократическим аппаратом, заработав репутацию одного из самых влиятельных политических игроков страны. Российские официальные лица и государственные СМИ сообщили, что Лужков скончался 10 декабря в мюнхенской больнице, где, как сообщается, ему делали операцию на сердце. Ему было 83.

  • Электронная почта другу


Пара неоднократно отвергала обвинения как ложные.

Несмотря на эти утверждения, Лужков пользовался значительной популярностью среди москвичей на протяжении всего своего правления.

Он был трезвенником и энтузиастом спорта, регулярно играл в футбол и теннис после своего 60-летия, а также имел множество других увлечений, включая пчеловодство.

Лужков также был известен своими донкихотскими инициативами, такими как кампания против иностранных слов в рекламе и его засев облаков для предотвращения дождя во время крупных мероприятий на открытом воздухе.

В 1990-х годах, наслаждаясь взлетом рейтингов одобрения на местном уровне, он попытался извлечь выгоду из своего имиджа политика, способного добиться цели.

Но стремление Лужкова расширить свою власть за пределы Москвы вызвало быструю и зачастую безжалостную реакцию со стороны ближайшего окружения Ельцина, лихорадочно искавшего избранного преемника для победы над соперничающими политическими силами — в конечном итоге остановившись на Владимире Путине в конце 19-го века.90-е.

Лужков (здесь он купается в ледяном озере) отличался донкихотскими инициативами, такими как кампания против иностранных слов в рекламе и его засев облаков для предотвращения дождя во время крупных мероприятий на открытом воздухе.

Его попытки стать общенациональным в конечном итоге были сорваны и кооптированы Кремлем, и Лужков установил стабильные, хотя иногда и непростые отношения с Путиным и преемником российского президента Дмитрием Медведевым, который в конце концов уволил мэра в 2010 году.

В распространенном Кремлем заявлении президент Владимир Путин выразил соболезнования, назвав Лужкова «настоящим начальником… которого москвичи уважали и которому доверяли».

«В трудные годы, на рубеже исторических эпох, он много сделал для развития Москвы, чтобы город мог стать одним из лидеров возрождения России», — сказал Путин.

В заявлении Путина также упоминается давняя поддержка Лужковым объединения украинского Черноморского полуострова Крым с Россией. В 2014 году Россия аннексировала Крым, что не было признано подавляющим большинством стран-членов ООН.

«И, конечно же, мы всегда будем помнить его искреннюю, сердечную поддержку севастопольских и черноморских моряков», — сказал Путин, имея в виду исторический крымский военно-морской порт. «Не единожды и вопреки всем обстоятельствам и дипломатическим протоколам прямо говорил, что Севастополь — русский город». был сыном плотника и матери, работавшей на заводе, сделал карьеру в советской нефтяной и химической промышленности, в том числе на руководящих должностях в министерстве химической промышленности9.0003

Лужков вступил в Коммунистическую партию в 1968 году, и хотя он так и не поднялся в ряды партийной элиты, его деспотичный стиль управления, включая частые публичные упреки чиновников и подрядчиков, напоминал советского начальника.

«Он был представителем советской бюрократии, но лучшим из ее представителей, — сказал New York Times в 1997 году бывший мэр Москвы Гаврил Попов, наставник и предшественник Лужкова, . — И он никогда не был партийным бюрократ»

Лужков пришел в политику в 1970-е годы, работая депутатом местного районного совета в Москве, а затем депутатом Мосгордумы и занимая руководящие должности в правительстве города.

Он был избран заместителем мэра Попова, либерального экономиста, в 1991 году и назначен мэром президентом Борисом Ельциным в следующем году, когда Попов ушел в отставку.

Лужков встал на сторону Ельцина во время попытки высокопоставленных чиновников КГБ свергнуть советского лидера-реформатора Михаила Горбачева в 1991 году, а также во время 19-летнего правления президента России.93 противостояние с депутатами, в ходе которого Ельцин приказал танкам обстрелять здание парламента.

Лужков был уволен с поста мэра Москвы тогдашним президентом Дмитрием Медведевым (слева) в 2010 году.

Но он критически относился ко многим либеральным реформам команды Ельцина, включая массовую приватизацию государственных активов, чреватую коррупцией и вызвавшую возмущение многих россиян, которые видели, как инсайдеры с хорошими связями разбогатели по мере того, как общий уровень жизни в стране резко упал.

В 1996 года Лужков был переизбран мэром, набрав почти 90 процентов голосов. Два года спустя он основал политическую организацию под названием «Отечество», которая позже объединилась с бывшим премьер-министром Евгением Примаковым, чтобы создать блок «Отечество — Вся Россия» в преддверии парламентских выборов 1999 года и президентских выборов 2000 года.

Популистская, антикоррупционная риторика движения рассматривалась ельцинским окружением как серьезная угроза в связи с экономическими потрясениями, которыми руководил Ельцин.

Ельцин и видные покровители, такие как магнат Борис Березовский и экономист Анатолий Чубайс, «не хотели терять власть — и, может быть, не только власть, но, возможно, свою жизнь или свободу — когда к власти пришли Примаков и Лужков», — покойный Кремль- наблюдатель Владимир Прибыловский сказал Азаттыку в 2007 году. против них в дружественных Ельцину СМИ.

Лужков, в свою очередь, столкнулся с резким освещением принадлежащей Березовскому сети ОРТ, где он стал постоянной мишенью известного ведущего Сергея Доренко, в то время самого известного в стране медийного киллера.

В сети появились обвинения в том, что Лужков препятствовал расследованию убийства в 1996 году американского бизнесмена Пола Татума. Доренко предположил, что в качестве мэра Лужков заказал убийство в связи со спором из-за отеля, частично принадлежащего правительству Москвы.

Лужков и его вторая жена Елена Батурина, самая богатая женщина России.

Лужков неоднократно отвергал предположения о том, что он или его сообщники были причастны к убийству Татума, которое остается нераскрытым по сей день.

По мере того, как в 1999 году взошла политическая звезда Путина благодаря его жесткой публичной риторике о терроризме после серии взрывов жилых домов, национальные перспективы блока Лужкова-Примакова начали меркнуть.

После избрания Путина в 2000 г. лужковское движение «Отечество» объединилось с лояльной Кремлю партией «Единство» и образовало «Единую Россию», которая с 2003 г. имеет подавляющее большинство в парламенте9.0003

«Я всегда был паршивой овцой, когда был у власти, — сказал Лужков Радио Свобода в 2011 году. — Но до определенного времени меня терпели. руководству страны, и им нужно было создать мне условия, в которых у меня не было никаких перспектив на будущее».

Он сказал Азаттыку, что сожалеет о слиянии своего политического движения с тем, что впоследствии станет «Единой Россией».

Отношения Лужкова с Путиным в последующее десятилетие временами казались непростыми, и в сообщениях СМИ часто говорилось, что мэр находится на пороге увольнения.

В сентябре 2010 года был снят с поста Медведевым, сославшимся на «утрату доверия» к мэру.

Увольнение последовало за серией сообщений в дружественных Кремлю СМИ, в том числе с обвинениями в коррупции в отношении Лужкова, который после увольнения в значительной степени отошел от общественной жизни.

В сентябре 2016 года, через шесть лет после увольнения, Путин наградил Лужкова государственной медалью «За заслуги перед Отечеством». Он назвал эту награду знаком того, что его отношения с российским руководством налаживаются.

«Эта награда… очень много значит для меня, потому что это еще и явный символ моего возвращения из тех смутных времен, которыми я был обременен несколько лет назад», — сказал Лужков.

У Лужкова осталась Батурина, его вторая жена и самая богатая женщина России с состоянием около 1,2 миллиарда долларов, по данным журнала Forbes.

Среди других выживших есть две дочери пары, которые, как сообщается, вместе со своими родителями проводили большую часть своего времени в лондонском районе Кенсингтон.

Юрий Лужков | Биография и факты

Год рождения:
21 сентября 1936 г. Москва Россия
Умер:
10 декабря 2019 г. (83 года) Мюнхен Германия
Должность/Офис:
мэр (1992-2010), Москва
Политическая принадлежность:
Единая Россия

Смотреть все по теме →

Юрий Лужков , полностью Юрий Михайлович Лужков , (род. 21 сентября 1936, Москва, Россия, СССР — умер 10 декабря 2019, Мюнхен, Германия), российский политик, занимавший пост мэра Москвы (1992–2010). Став мэром, он превратил Москву в двигатель постсоветского государственного капитализма.

Лужков изучал машиностроение в Академии нефти и газа имени Губкина в Москве. После окончания в 1958 году работал младшим научным сотрудником Научно-исследовательского института пластмасс. Впоследствии он работал на различных руководящих должностях в химической промышленности, и к 19 годамВ 86 г. он был начальником отдела науки и техники Министерства химической промышленности в Москве. В 1987 году стал первым заместителем председателя правительства Москвы. Три года спустя он дослужился до должности главы исполкома при мэре Гавриле Попове и стал заместителем мэра, когда Попов был переизбран в 1991 г. Отставка Попова в июне 1992 г. Борис Ельцин назначит Лужкова новым мэром.

Популярный и могущественный Лужков был квинтэссенцией хозяин («начальник»), волевого, временами агрессивного лидера, который направил свою верную команду на единственную цель — переделать город Москву. Благодаря тщательному манипулированию постсоветской приватизацией город полностью владел примерно 1500 предприятиями и имел финансовую долю еще примерно в 300. Лужков проявлял личный интерес к этим предприятиям, от регулярных поездок на стройки до утверждения меню и логотипа сети быстрого питания «Русское бистро», созданной для конкуренции с McDonald’s. Хотя его администрация знала о влиянии организованной преступности на некоторые новые предприятия, она не была запятнана крупными скандалами. В 1994 Лужков убедил Ельцина передать ему контроль над огромным количеством городских государственных активов, и в 1996 году Москва получила 1 миллиард долларов доходов от приватизации.

Часто появляясь на публике в расстегнутом воротнике и кожаной фуражке, Лужков демонстрировал популистскую позицию в своих публичных баталиях с Кремлем. Хотя он поддерживал Ельцина во время кризиса — попытки государственного переворота в августе 1991 г., парламентского мятежа в октябре 1993 г. и президентских выборов в июне и июле 1996 г., — Лужков часто критиковал президента и его молодых сторонников реформ, особенно Первый вице-премьер Анатолий Чубайс. Лужков часто враждовал с Чубайсом по поводу проведения процесса приватизации в Москве. Окраины также питали подозрения к мэру и вновь обретенному богатству его города, но Лужкова хвалили его избиратели, почти 90 процентов из них переизбрали его вместо коммунистического соперника в июне 1996 года. двигатель постсоветского государственного капитализма. В сентябре 1997 года он устроил пышный праздник в честь дня рождения своего родного города. Трехдневная феерия стоимостью не менее 60 миллионов долларов была призвана не только отметить богатую 850-летнюю историю Москвы, но и показать миру, что российская столица, уже являющаяся домом для двух третей иностранных инвестиций страны, стремится для сохранения высоких темпов развития.

В 1998 году Лужков основал политическую партию «Отечество», чтобы служить платформой для президентских выборов 2000 года. Когда его не поддержали в качестве кандидата в президенты от партии, он баллотировался на переизбрание на пост мэра Москвы; он был переизбран в 1999 году и снова в 2003 году. С 2003 года он был сопредседателем партии «Единая Россия», созданной «Отечеством» и другими группами.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подписаться сейчас

Являясь ярым сторонником русского национализма, Лужков направил значительную часть городского бюджета на поддержку российских сепаратистов в Молдавии и российских военных на Украине, а также на строительство нового жилья в русских анклавах в Грузии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *