Лесной закон о валежнике: Памятка по сбору валежника | Официальный сайт Новосибирска

Разное

Содержание

«Закон о валежнике»

1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 18 апреля 2018 года № 77-ФЗ «О внесении изменения в статью 32 Лесного кодекса Российской Федерации», более известный как «закон о валежнике». Попробуем разобраться, что изменилось с законодательной точки зрения.

Порубочные остатки (не валежник). Источник фото — http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?f=9&t=23040

Суть изменений в Лесном кодексе сводится к тому, что в число «недревесных лесных ресурсов», к которым «относятся пни, береста, кора деревьев и кустарников, хворост, веточный корм, еловая, пихтовая, сосновая лапы, ели или деревья других хвойных пород для новогодних праздников, мох, лесная подстилка, камыш, тростник и подобные лесные ресурсы», теперь включён ещё и валежник.

Таким образом, с 1 января 2019 граждане могут заготавливать валежник для собственных нужд. При этом необходимо чётко понимать, чем с точки зрения законодательства является валежник.


Валежник. Источник фото — http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?f=9&t=23040

Валежник — это лежащие на земле остатки стволов деревьев, сучьев, не являющихся порубочными остатками в местах проведения лесосечных работ, образовавшиеся вследствие естественного отмирания деревьев, при их повреждении вредными организмами, буреломе, снеговале.

В этом определении важно обратить внимание на формулировку «лежащие на земле». Поэтому к валежнику не относится сухостой.

Также, надо понимать, что речь идёт об остатках стволов и сучьев, упавших на землю «естественным образом», что исключает из состава валежника порубочные остатки.

Конкретный порядок заготовки и сбора валежника должен быть определен на региональном уровне. Примеры того, как определяют порядок сбора валежника разные субъекты, можно почитать здесь.

В Архангельской области порядок заготовки и сбора прописан в статьях 19-29 Закона «О реализации органами государственной власти Архангельской области государственных полномочий в сфере лесных отношений».

На территории национальных парков «Кенозерский» и «Онежское Поморье» закон о валежнике применяется с учётом их Положений.

В общем и целом, если Вы хотите набрать валежника в национальном парке нужно

учитывать следующие моменты:

— Валежник заготавливается только для собственных нужд.
— При заготовке валежника не требуется отвод лесных насаждений, заключение договора купли-продажи, а следовательно, и последующий учёт заготовленного валежника и осмотр мест заготовки. То есть сбор валежника не нужно ни с кем согласовывать.
— При транспортировке валежника не допускается повреждение напочвенного покрова, подроста и лесных насаждений.
— Ранее при заготовке валежника можно было применять только ручные приспособления. Теперь допускается применение механизированных средств (данные изменения вступили в силу с 7 мая 2019 года).

Можно ожидать, что после принятия «закона о валежнике» список недревесных лесных ресурсов будет расширяться. Уже сейчас появляются соответствующие законопроекты. Согласно предлагаемым в них изменениям к недревесным лесным ресурсам могут отнести не только валежник, но и сухостой, и ветровал.

Источники:
— Лесной кодекс Российской Федерации (ст. 11)
— Областной закон от 27.06.2007 № 368-19-ОЗ «О реализации органами государственной власти Архангельской области государственных полномочий в сфере лесных отношений» (ст. 20, ст. 23)
— Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.07.2018 № 325 «Об утверждении Правил заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов»

Измене…pdfПамятк…doc

В текущем году жители края бесплатно заготовили более 2,5 тысяч кубических метров валежника

Депутаты комитета АКЗС по аграрной политике и природопользованию обсудили, как в регионе реализуется так называемый закон о валежнике. Информацию представил заместитель министра природных ресурсов и экологии Алтайского края, начальник управления лесами Андрей Стрелковский.

Свободный сбор и бесплатная заготовка валежника стали доступны россиянам с 1 января 2019 года. Такие изменения в Лесной кодекс РФ были сделаны после многочисленных обращений региональных законодателей. В числе первых с такой инициативой в Госдуму обратились депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания. Принятый закон позволил гражданам свободно и бесплатно использовать валежную древесину для собственных нужд без длительной процедуры оформления разрешительных документов.

Аналогичные изменения депутаты АКЗС внесли в региональный закон «О порядке заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд на территории Алтайского края» в декабре 2018 года. За это время накопился позитивный и негативный опыт реализации этого закона.

По информации заместителя министра природных ресурсов и экологии Алтайского края Андрея Стрелковского, за 11 месяцев 2020 года на территории региона зафиксировано более 680 фактов сбора валежника гражданами. Наиболее востребован этот ресурс на территории Ключевского, Павловского и Ребрихинского районов. «По нашим оценкам, заготовлено более 2,5 тысяч кубических метров валежника», — отметил заместитель министра.

Вместе с тем, Андрей Стрелковский обратил внимание на обратную сторону закона. «За прошедший период 2020 года по Алтайскому краю государственными лесными инспекторами было выявлено более 300 фактов присвоения (хищения) ветровальной, сухостойной древесины, возбуждено 171 дело об административном правонарушении и 145 материалов передано в правоохранительные органы по статье 158 УК РФ «Кража», - уточнил он.

По информации замминистра, фиксируются случаи, когда на лесовозной технике физические лица транспортируют качественную древесину под видом собранного валежника. Напомним, по действующим нормам заготовка валежника представляет собой сбор лежащих на поверхности земли остатков стволов деревьев, сучьев, не являющихся порубочными остатками в местах проведения лесосечных работ,  образовавшихся вследствие естественного отмирания деревьев, при их повреждении вредными организмами, буреломе, снеговале.

«Определить, является древесина валежником или нет, можно только на месте ее происхождения. В случаях транспортировки древесины любой характеристики и объема (сырорастущие, сухостойные, деловые, полуделовые, дрова и т.д.) государственные лесные инспекторы и сотрудники полиции уже не могут определить древесину в кузове лесовоза как валежник или как незаконно заготовленную», — подчеркнул Андрей Стрелковский.

Чтобы исключить подобные ситуации, Минприроды Алтайского края и комитет АКЗС по аграрной политике и природопользованию выступили с совместной инициативой и направили ходатайство в Минприроды РФ о корректировке термина «валежник». Предлагается уточнить параметры и характеристики этого недревесного ресурса — присвоить номинальную длину 1 м и диаметр 14 см. Это обеспечит возможность использования валежника в качестве дров для собственных нужд граждан, но исключит рентабельность валежника для предпринимателей и переработчиков.

Пока позиция федерального министерства остается неизменной. В сложившейся ситуации основной задачей региона остается за счет отлаженного межведомственного взаимодействия не допускать ухудшения обстановки в части незаконной заготовки древесины на территории лесного фонда Алтайского края.

Депутаты комитета отметили, что за время действия обновленного порядка сбора валежника число обращений от жителей края по этому поводу существенно снизилось. «Нам вместе необходимо продолжить разъяснять, рассказывать гражданам, что является валежником, а что нет, что они могут собирать и спокойно использовать, а что нет. Есть юридическое понимание валежника, а есть житейское толкование этого слова, и такие тонкости надо знать каждому, чтобы не попасть под действие закона», — подытожил заместитель председателя комитета АКЗС по аграрной политике и природопользованию Юрий Астанчик.   

валежная древесина — Европейское агентство по окружающей среде

Версии оценок

Опубликовано (проверено и подтверждено качество)
  • Нет опубликованных оценок

Обоснование

Обоснование выбора индикатора

ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ИНДИКАТОРА

  • Актуальность для биоразнообразия: валежная древесина является мерой качества среды обитания, относящейся к тысячам европейских лесных организмов, некоторые из которых находятся под угрозой исчезновения.
    Данные о валежной древесине могут быть собраны с относительно низкими затратами в рамках национальных кадастров лесов, и страны сообщают об этом показателе в соответствии с согласованными определениями.
  • Принятая методика.
  • Географический охват: общеевропейский.
Научные ссылки
  • Нет ссылок на обоснование

Определение показателя

Этот показатель показывает объем стоячей и лежащей валежной древесины в лесах и других лесопокрытых землях, классифицированный по типам леса (Леса Европы — Конференция министров по защите лесов в Европе (MCPFE)). В национальных кадастрах лесов страны обычно классифицируют по типу (стоячие, коряги, лежачие, породы и состояние упадка).

Единицы

т/га
м3/га

Политический контекст и цели

Описание контекста

Валежник (грубые древесные остатки) в виде коряг (сухостоящих деревьев) и бревен (сухолежащих деревьев) является средой обитания для широкого круга организмов и, после гумификации, важный компонент лесной почвы. На некоторых этапах своего жизненного цикла некоторые виды зависят от поиска места для жизни либо на поверхности, либо в дуплах/защищенных местах мертвой или отмирающей древесины умирающих или мертвых деревьев (стоячих и упавших), либо от населяющих древесину грибы или другие виды. Из-за нехватки валежной древесины в многоцелевых лесах многие виды, зависящие от валежной древесины, находятся под угрозой исчезновения.

В настоящее время до сих пор ведутся споры о том, какое количество валежной древесины требуется для сохранения наиболее ценных пород и при каких обстоятельствах накопленный компонент валежной древесины может создавать риск нашествия насекомых.

Связь индикатора с целевой областью

Разлагающиеся древесные среды обитания являются важными компонентами биоразнообразия в европейских лесах и признаны индикатором для оценки и мониторинга биоразнообразия, а также устойчивого лесопользования.

Цели

Цели ЕС в области биоразнообразия на 2020 год – задача 3: Увеличение вклада сельского и лесного хозяйства в биоразнообразие
. ……………………………….

Связанные документы политики
  • Стратегия ЕС в области биоразнообразия до 2020 г.

    в Сообщении: Наше страхование жизни, наш природный капитал: стратегия ЕС по сохранению биоразнообразия до 2020 г. (COM(2011) 244) Европейская комиссия приняла новую стратегию по прекращению утраты биоразнообразия и экосистемных услуг в ЕС к 2020 г. шесть основных целей и 20 действий, которые помогут Европе достичь своей цели. Шесть целей охватывают: — Полное внедрение природоохранного законодательства ЕС для защиты биоразнообразия — Лучшая защита экосистем и более широкое использование зеленой инфраструктуры. — Более устойчивое сельское и лесное хозяйство — Лучшее управление рыбными запасами — Более жесткий контроль над инвазивными чужеродными видами — Больший вклад ЕС в предотвращение глобальной утраты биоразнообразия

Ключевой вопрос политики

Какова тенденция изменения количества валежной древесины в лесах Европы?

Методология

Методология расчета показателей

Определение терминов:

Терминология хорошо определена для международной отчетности Forest Europe. Таким образом, валежная древесина (крупные древесные остатки) как таковая и методология отчетности о ее объеме определяются в соответствии со стандартами Forest Europe.

В национальном масштабе мониторинг валежной древесины осуществляется в нескольких национальных инвентаризациях леса (НЛИ). Работу по гармонизации терминологии проводит акция COST E43. Сюда входит классификация типов (стоячие, гнущиеся, лежачие), а также потенциально важные дополнительные параметры (вырванные с корнем стволы, сплошные срубленные стволы, куски стволов, срезанные ветки, вырванные с корнем клепки, порубочные остатки, мелкие древесные остатки, целые коряги, сломанные коряги, сломанные, лежащие стебли без выкорчевывания). Существует несколько подходов к регистрации состояния распада, чаще всего это классифицируется по пяти классам. Отмечать породы деревьев желательно, но данные собираются не всеми.

МКПЛЕЕ определил следующую отчетность по показателю «Валежник»:

Единицы измерения

  • Статус: м 3 /га.
  • Изменения: м 3 /га/год.

Цифры должны быть представлены по

  • Объем сухостоя (коряги) и лежачих деревьев (брёвна) на лесной площади и
    других лесных угодьях, классифицированных по типу леса.

Минимальная длина и диаметр стоящих и лежащих сухостойных деревьев

  • Длина: 2 м.
  • Диаметр
  • : страны должны определить минимальный размер диаметра, который должен быть указан в отчете
    . Рекомендуется, чтобы минимальный размер был:

Сухая древесина на корню: 10 см в т.ч.
Лежащий валежник: средний диаметр 10 см.

Методика заполнения пробелов

Н/Д

Ссылки на методологию
  • Типы европейских лесов — Категории и типы для отчетности и политики устойчивого лесопользования ЕАОС, 2006 г. Европейское агентство по окружающей среде, Копенгаген, Дания. Технический отчет ЕАОС № 9/2006.
  • Статус на основе национальных лесных кадастров FBI 2003 (Индикаторы биоразнообразия лесов в странах Северной Европы)
  • Термины и определения (Окончательная версия) ОЛР 2005 (Обновленная глобальная оценка лесных ресурсов) (2005 г.). Департамент лесного хозяйства ФАО. Рим, 2004 г.
  • Терминология лесного хозяйства. Термины и определения на английском языке МСНИРО (2000 г.). Мировая серия IUFRO Vol. 9-ан. Секретариат IUFRO в Вене. База данных SilvaTerm
  • Лесные ресурсы в Европе 1950-1990 гг. Куусела, К. 1994. Издательство Кембриджского университета.
  • Дополнительный запрос данных об охраняемых и защитных лесах и других покрытых лесом землях к ОЛРУБЗ КМЗЛЕ (2000). КМОЛЕ и ЕЭК ООН, Женева.
  • Руководство MCPFE по оценке охраняемых и защитных лесов и других лесных угодий в Европе, принятое на совещании MCPFE на уровне экспертов КМЗЛЕ (2002 г.). 10–11 июня 2002 г., Вена, Австрия.
  • Состояние лесов Европы, 2003 г. КМЗЛЕ (2003 г.). Отчет MCPFE об устойчивом управлении лесами в Европе. Подготовлен совместно Отделом связи MCPFE в Вене и ЕЭК ООН/ФАО. Вена.
  • Глобальная оценка лесных ресурсов, 2005 г. ЕЭК ООН/ФАО (2005 г.). Данные по Европе, Организации Объединенных Наций, Нью-Йорку и Женеве.
  • Сообщение г-на Альмунии членам Комиссии SEC (2005) 161 финал. Индикаторы устойчивого развития для мониторинга реализации Стратегии устойчивого развития ЕС.
  • Лесные ресурсы Европы, СНГ, Северной Америки, Австралии, Японии и Новой Зеландии (ОЛРУБЗ 2000 г. ) ЕЭК ООН/ФАО (2000 г.). Основной отчет. Вклад ЕЭК ООН/ФАО в глобальную оценку лесных ресурсов, 2000 год. Организация Объединенных Наций, Нью-Йорк и Женева.

Неопределенности

Неопределенность методологии

Неопределенность не указана

Неопределенность наборов данных

Неопределенность не указана

Обоснованная неопределенность

ОСНОВНЫЕ НЕДОСТАТКИ ИНДИКАТОРА

  • Индикатор является общей мерой качества среды обитания. Невозможно, по крайней мере, в международной отчетности, оценить индикатор по отношению к конкретным организмам, т.е. исчезающие виды.
  • Минимальный уровень необходимой валежной древесины для создания подходящих местообитаний в многофункциональных лесах еще не определен. Это, вероятно, придется сделать при разработке планов управления в масштабах ландшафта или древостоя. Риск может представлять также огромное количество валежной древесины (насекомые, пожар).
  • Методология измерения валежной древесины различается в разных странах. Некоторые страны также включают в расчеты пни. На цифры также может влиять доля ненарушенного леса (в этом случае цифры по валежной древесине могут отражать долю ненарушенного леса, а не реальное количество валежной древесины в продуктивных лесах).

АНАЛИЗ ВАРИАНТОВ

35 количественных показателей MCPFE (http://www.mcpfe.org/documents/r_2007/ici)
относятся к устойчивому управлению лесным хозяйством. Из этого набора были выбраны те, которые имеют непосредственное отношение к биоразнообразию.

Дальнейшая работа

Краткосрочная работа

Работа, указанная здесь, должна быть завершена в течение 1 года.

Долгосрочная работа

Для выполнения указанной здесь работы потребуется более 1 года (с настоящего времени).

Общие метаданные

Ответственность и владение
Контактная информация ЕЭЗ
Катажина Бяла
Собственность
Лесная Европа
Европейское агентство по окружающей среде (EEA)

Идентификация
Код индикатора

SEBI 018

Спецификация

Ссылка: forest-deadwood-1

9001 6 Идентификатор версии: 2

Создан первый черновик:

09 июля 2014 г. , 11:59

Дата публикации:

19 февраля 2015 г., 17:49

Последнее изменение:

31 июля 2017 г., 14:02

Частота обновлений

Обновления запланированы каждые 3 года

Классификация
DPSIR : Государство
Типология : Описательный индикатор (Тип А – Что происходит с окружающей средой и людьми?)

Постоянные ссылки

Старые версии

Темы

Валежник вызывает опасения по поводу лесных пожаров

Комиссары округа Дьюкс обеспокоены более сухой погодой и большим количеством валежника, увеличивающим вероятность лесных пожаров на Винограднике Марты.

За последние несколько лет сухой растительный детрит был определен как фактор, способствующий нескольким пожарам, в том числе пожару в Ок-Блафс в прошлом году, который повторялся.

Во время Национальной недели предотвращения пожаров в 2020 году Исполнительное управление по вопросам энергетики и окружающей среды указало на риски засухи и гибели растительности для населения острова.

На собрании членов комиссии округа Дьюкс в среду Мэри Джейн Уильямс из Совета здравоохранения округа Дьюкс поделилась своими опасениями и обсудила потенциал альтернативного подхода к управлению лесами. «Я действительно встревожен тем, что существует здесь, на Винограднике, из-за возможности возгорания. У нас есть много частей, которые необходимы для того, чтобы делать то, что нужно сделать, но я не уверен, что у нас есть представление о том, как выглядит государственный лес, как выглядит парк парусного лагеря и как выглядит земля. Земля на берегу выглядит», — сказал Уильямс.

Она сказала, что остров должен иметь полное представление о ситуации с управлением в наших парках, лесах и других природных пространствах. «Если мы собираемся предотвратить сильный пожар, мы должны действовать на опережение», — добавила она.

Одно из решений, внедряемых в Калифорнии, по словам Уильямса, состоит в том, чтобы разрешить представителям общественности ходить в лес и убирать валежник, который они могут использовать в своих целях.

Но после разговора с координатором по изменению климата Martha’s Vineyard Commission Лиз Дурки Уильямс сказала, что ей сообщили, что «невозможно» позволить людям убирать валежник из леса из-за потенциальной ответственности городов.

«Я думаю, нам нужно изучить способ сделать это, чтобы снять ответственность с городов, чтобы мы могли быть безопасным местом для жизни», — сказал Уильямс и предложил отказ от ответственности, который защитит островные города от любых судебных разбирательств. связанные с удалением валежника.

В связи с тем, что проблема с жильем остается постоянной, а на острове прогнозируется бурное лето, Уильямс сказал, что будут люди, которые разобьют лагерь в Государственном лесу и других лесных массивах, «что они всегда делали». Это значительно увеличивает риск возникновения пожара в этих местах.

Еще одна тактика управления лесным хозяйством, используемая в Калифорнии, которая может сработать на острове, — это специально отведенная территория, где люди могут оставаться, где есть надзиратель или какой-либо орган, контролирующий территорию, чтобы убедиться, что все в безопасности, сказал Уильямс.

Председатель комиссии Кристин Тодд сообщила, что новый управляющий Государственным лесным хозяйством Конор Лаффи изучает возможность возрождения программы удаления валежной древесины и создания подписей для людей.

Тем не менее, Тодд согласился с тем, что важно поощрять организации по управлению земельными ресурсами к совместной работе и созданию плана управления, который рассматривает все проблемы, связанные с пожарами на Винограднике (среди прочего).

«Мы могли бы дать возможность кому-то из Земельного банка, кому-то из Государственного леса и кому-то из Луга шерифа собраться вместе и проанализировать ситуацию в целом. Тогда мы могли бы разработать совместный план, чтобы иметь возможность решать проблемы лесных пожаров», — сказал Тодд.

Постоянный обмен информацией о снижении риска лесных пожаров также важен для устранения долгосрочной опасности, отметила она. «Мы говорили о людях, которые живут вдоль границы государственного леса, и о том, как они часто расчищают свою собственность, тащат свои ветки и листья на опушку леса и создают эти большие кучи, которые являются просто пороховыми бочками, ожидающими своего появления при подходящих обстоятельствах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *