Избрание президента россии: Президент Российской Федерации

Разное

Статья 3. Избирательные права граждан Российской Федерации при выборах Президента Российской Федерации \ КонсультантПлюс

Статья 3. Избирательные права граждан Российской Федерации при выборах Президента Российской Федерации

1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать Президента Российской Федерации, участвовать в выдвижении кандидатов на должность Президента Российской Федерации, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов Президента Российской Федерации, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Требование к кандидату на должность Президента Российской Федерации об отсутствии у него гражданства иностранного государства не распространяется на граждан Российской Федерации, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным конституционным законом, и постоянно проживавших на территории принятого в Российскую Федерацию государства или территории принятой в Российскую Федерацию части государства.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 05.04.2021 N 89-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, обладает равными с иными гражданами Российской Федерации правами на выборах Президента Российской Федерации.

4. Не имеет права избирать Президента Российской Федерации и быть избранным Президентом Российской Федерации, участвовать в иных избирательных действиях гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

5. Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, занимавший должность Президента Российской Федерации два срока или занимающий на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации должность Президента Российской Федерации второй срок.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 05.04.2021 N 89-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1. Положение Конституции Российской Федерации, ограничивающее число сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента Российской Федерации, применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента Российской Федерации, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции Российской Федерации, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возможность занимать должность Президента Российской Федерации в течение сроков, допустимых указанным положением.

(п. 5.1 в ред. Федерального закона от 05.04.2021 N 89-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.2. Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации:

1) осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;

1.1) осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого преступления, судимость которого снята или погашена, — до истечения 10 лет со дня снятия или погашения судимости;

(пп. 1.1 введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ)

1.2) осужденный к лишению свободы за совершение особо тяжкого преступления, судимость которого снята или погашена, — до истечения 15 лет со дня снятия или погашения судимости;

(пп. 1.2 введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ)

2) осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление, а также осужденный за совершение указанного преступления, судимость которого снята или погашена, — до истечения пяти лет со дня снятия или погашения судимости, если на такого гражданина Российской Федерации не распространяется действие подпунктов 1. 1 и 1.2 настоящего пункта;

(в ред. Федеральных законов от 21.02.2014 N 19-ФЗ, от 14.03.2022 N 60-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1) осужденный к лишению свободы за совершение преступлений, предусмотренных статьей 106, частью второй статьи 107, частью третьей статьи 110.1, частью второй статьи 112, частью второй статьи 119, частью первой статьи 126, частью второй статьи 127, частью первой статьи 127.2, частью второй статьи 133, частью первой статьи 134, статьей 136, частями второй и третьей статьи 141, частью первой статьи 142, статьей 142.1, частями первой и третьей статьи 142.2, частью первой статьи 150, частью второй статьи 158, частями второй и пятой статьи 159, частью второй статьи 159.1, частью второй статьи 159.2, частью второй статьи 159.3, частью второй статьи 159.5, частью второй статьи 159.6, частью второй статьи 160, частью первой статьи 161, частью второй статьи 167, частью третьей статьи 174, частью третьей статьи 174.1, частью второй статьи 189, частью первой статьи 200. 2, частью второй статьи 200.3, частью первой статьи 205.2, частью второй статьи 207.2, статьей 212.1, частью первой статьи 228.4, частью первой статьи 230, частью первой статьи 232, частью первой статьи 239, частью второй статьи 243.4, частью второй статьи 244, частью первой.1 статьи 258.1, частями первой и второй статьи 273, частью первой статьи 274.1, частью второй статьи 280, частью второй статьи 280.1, частью первой статьи 282, частью третьей статьи 296, частью третьей статьи 309, частями первой и второй статьи 313, частью первой статьи 318, частью второй статьи 354, частью второй статьи 354.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, и имеющий на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, а также осужденный за совершение указанных преступлений, судимость которого снята или погашена, — до истечения пяти лет со дня снятия или погашения судимости;

(пп. 2.1 введен Федеральным законом от 14.03.2022 N 60-ФЗ)

3) подвергнутый административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20. 3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах Президента Российской Федерации состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 211-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) в отношении которого вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», либо совершения действий, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 7 и подпунктом «ж» пункта 8 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если указанные нарушения либо действия совершены в период, не превышающий шести лет до дня голосования.

(в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 196-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 5.2 введен Федеральным законом от 26.04.2007 N 64-ФЗ)

5.2-1. Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, причастный к деятельности общественного или религиозного объединения, иной организации, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее — решение суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации). Данное ограничение распространяется на лиц, являвшихся учредителем, членом коллегиального руководящего органа, руководителем, заместителем руководителя, руководителем регионального или другого структурного подразделения, заместителем руководителя регионального или другого структурного подразделения, участником, членом, работником экстремистской или террористической организации или иным лицом, причастным к деятельности экстремистской или террористической организации, в срок, начинающийся за три года до дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации, — для учредителя, члена коллегиального руководящего органа, руководителя, заместителя руководителя, руководителя регионального или другого структурного подразделения, заместителя руководителя регионального или другого структурного подразделения, за один год до дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации, — для участника, члена, работника экстремистской или террористической организации и иного лица, причастного к деятельности экстремистской или террористической организации, а также после дня вступления в законную силу указанного решения суда.

(п. 5.2-1 введен Федеральным законом от 14.03.2022 N 60-ФЗ)

5.2-2. Положения пункта 5.2-1 настоящей статьи распространяются на участников, членов, работников экстремистской или террористической организации и иных лиц, в действиях которых вступившим в законную силу решением суда установлена причастность к деятельности экстремистской или террористической организации: непосредственная реализация целей и (или) форм деятельности (в том числе отдельных мероприятий), в связи с которыми соответствующая организация была признана экстремистской или террористической, и (или) выражение поддержки высказываниями, включая высказывания в сети «Интернет», либо иными действиями (предоставление денежных средств, имущественной, организационно-методической, консультативной или иной помощи) тем целям и (или) формам деятельности (в том числе отдельным мероприятиям) соответствующей организации, в связи с которыми она была признана экстремистской или террористической.

(п. 5.2-2 введен Федеральным законом от 14. 03.2022 N 60-ФЗ)

5.2-3. Лицо, являвшееся учредителем, членом коллегиального руководящего органа, руководителем, заместителем руководителя, руководителем регионального или другого структурного подразделения, заместителем руководителя регионального или другого структурного подразделения экстремистской или террористической организации, не может быть избрано Президентом Российской Федерации до истечения пяти лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации.

(п. 5.2-3 введен Федеральным законом от 14.03.2022 N 60-ФЗ)

5.2-4. Лицо, являвшееся участником, членом, работником экстремистской или террористической организации или иным лицом, причастным к деятельности экстремистской или террористической организации, не может быть избрано Президентом Российской Федерации до истечения трех лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации.

(п. 5.2-4 введен Федеральным законом от 14.03.2022 N 60-ФЗ)

5.3. Если срок действия ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами 1.1, 1.2, 2 и 2.1 пункта 5.2 настоящей статьи, истекает в период избирательной кампании до дня голосования на выборах, гражданин Российской Федерации, пассивное избирательное право которого было ограничено, вправе в установленном законом порядке быть выдвинутым кандидатом на этих выборах.

(п. 5.3 введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ; в ред. Федерального закона от 14.03.2022 N 60-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.4. Если деяние, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом не признается тяжким или особо тяжким преступлением, действие ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами 1, 1.1 и 1.2 пункта 5.2 настоящей статьи, прекращается со дня вступления в силу этого уголовного закона.

(п. 5.4 введен Федеральным законом от 21. 02.2014 N 19-ФЗ)

5.5. Если тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается особо тяжким преступлением или если особо тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается тяжким преступлением, ограничения пассивного избирательного права, предусмотренные подпунктами 1.1 и 1.2 пункта 5.2 настоящей статьи, действуют до истечения 10 лет со дня снятия или погашения судимости.

(п. 5.5 введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ)

6. Гражданин Российской Федерации, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, если такое наказание предусмотрено федеральным законом, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата на должность Президента Российской Федерации, если голосование на выборах Президента Российской Федерации состоится до истечения установленного судом срока.

7. В случае принятия Центральной избирательной комиссией Российской Федерации решения, предусмотренного пунктом 1 статьи 68.1 настоящего Федерального закона, установленные настоящим Федеральным законом условия реализации гражданами Российской Федерации активного избирательного права, права на участие в предусмотренных законом избирательных действиях на выборах Президента Российской Федерации, связанные с достижением возраста 18 лет, определяются исходя из последнего возможного дня голосования на выборах Президента Российской Федерации.

(п. 7 введен Федеральным законом от 14.03.2022 N 60-ФЗ)

8. В случае принятия Центральной избирательной комиссией Российской Федерации решения, предусмотренного пунктом 1 статьи 68.1 настоящего Федерального закона, установленные настоящим Федеральным законом условия реализации гражданином Российской Федерации права быть избранным Президентом Российской Федерации определяются исходя из первого возможного дня голосования на выборах Президента Российской Федерации.

(п. 8 введен Федеральным законом от 14.03.2022 N 60-ФЗ)

Выборы за рубежом: важнейшие новости

Выборы за рубежом: важнейшие новости flickr/moscow-live

Ближний Восток Выборы за рубежом

4 июня 2023, 13:49

Мехмет Шимшек уже занимал пост министра финансов в 2009-2015 годах, а с 2007 по 2009-ый был госминистром по вопросам экономики

t.
me/duma_gov_ru

Ближний Восток Выборы за рубежом

31 мая 2023, 17:55

Позже с официальным визитом в Турцию может прибыть президент РФ Владимир Путин.

flickr/minoritenplatz8

Европа Выборы за рубежом

31 мая 2023, 15:05

Эгил Левитс, который занимал пост главы государства с 2019 года, принял решение не баллотироваться на второй срок.

ТАСС Автор: Валерий Шарифулин

Ближний Восток Выборы за рубежом

29 мая 2023, 10:20 Роман Романов

В Турции завершился второй тур президентских выборов. Действующий глава государства Реджеп Тайип Эрдоган останется в президентском кресле до 2028 года

ZUMA\TASS

Северная Америка Выборы за рубежом

29 мая 2023, 00:00

Губернатор штата Флорида Рон Десантис выдвинул свою кандидатуру от Республиканской партии на президентских выборах 2024 года

№22 пресс-служба кремля

Международные отношения Выборы за рубежом

28 мая 2023, 22:20

Президент РФ также отметил, что ценит вклад Эрдогана в укрепление отношений между Анкарой и Москвой.

Северная Америка Выборы за рубежом

25 мая 2023, 11:51 Сергей Мануков

У Дональда Трампа появился новый соперник. Причем, соперник достаточно серьезный и самый сильный среди республиканцев, изъявивших делание стать президентом США

Сергей Мануков
корреспондент Expert.ru
25 мая 2023, 11:51

piqsels.

com

CRISTOBAL HERRERA-ULASHKEVICH/EPA

Северная Америка Выборы за рубежом

25 мая 2023, 10:56 Роман Романов

Рон Десантис объявил об участии в президентских выборах. Согласно массовым опросам, он является вторым по популярности кандидатом-республиканцем после Дональда Трампа

EPA/TOLGA BOZOGLU

Ближний Восток Выборы за рубежом

22 мая 2023, 00:00

Первый тур президентских выборов и парламентские выборы в Турции закончились убедительной, но пока только моральной победой действующего президента страны Реджепа Эрдогана

№21 flickr/Andrei Nykytushkyn

Северная Америка Выборы за рубежом

16 мая 2023, 10:37

Дональд Трамп прокомментировал выводы специального прокурора, заявив, что американское общество было обмануто.

Necati Savas/EPA/ТАСС

Ближний Восток Выборы за рубежом

15 мая 2023, 10:03 Сергей Мануков

Эрдоган победил, но не стал президентом. Имя нового главы Турции станет известно через две недели.

ТАСС Автор: Денис Соловых

Ближний Восток Выборы за рубежом

15 мая 2023, 10:01 Роман Романов

Очередные президентские выборы в Турции завершились без явного победителя. Лидерами гонки были действующий глава государства Реджеп Эрдоган и лидер оппозиции Кемаль Кылычдароглу

flickr/moscow-live

Ближний Восток Выборы за рубежом

15 мая 2023, 09:29

Накануне ни один из участников гонки не смог набрать 50% голосов избирателей.

Северная Америка Выборы за рубежом

15 мая 2023, 00:00

Помимо будущих результатов президентских выборов 2024 года яростное противостояние демократов и республиканцев грозит обернуться экономической катастрофой в этом году

15 мая 2023, 00:00

№20

AP PHOTO/CHARLES KRUPA

piqsels. com

Европа Выборы за рубежом

11 мая 2023, 13:45

Досрочные парламентские выборы в стране, которая является важным узлом для поставок оружия Украине, пройдут этой осенью

AP/ТАСС

Северная Америка Выборы за рубежом

8 мая 2023, 00:00 Александр Смирнов

Хозяин Белого дома Джо Байден официально выдвинул свою кандидатуру на президентские выборы 2024 года. Однако непопулярность действующего президента США на фоне растущих экономических и политических проблем страны вызывает большие сомнения в успехе такой идеи

№19 EREN KAYA/DEPO PHOTOS/ABACA

Ближний Восток Выборы за рубежом

7 мая 2023, 11:58 Вадим Попов

Накануне президентских и парламентских выборов в Турции опросы показывают равенство голосов у действующего президента и кандидата от оппозиции

№19 DEPO PHOTOS VIA ZUMA

Ближний Восток Выборы за рубежом

5 мая 2023, 20:33 Леонид Цуканов

14 мая в Турции пройдут президентские выборы, которые, по оценкам политологов, могут стать одними из самых напряженных в новейшей истории Турции

Надо читать SHAWN THEW / POOL/EPA

Северная Америка Выборы за рубежом

26 апреля 2023, 10:46 Роман Романов

Президент США Джо Байден решил баллотироваться на второй срок. С большой вероятностью он снова столкнется с Дональдом Трампом в президентской гонке

FLICKR.COM – ФОТОБАНК

Ближний Восток Выборы за рубежом

23 апреля 2023, 10:34

Первые поставки газа начнут поступать в турецкие домохозяйства в первой половине мая, а 14 мая состоятся выборы президента

Спецдоклад Кибербезопасность

Рейтинг Рейтинг публикационной активности российских университетов

Топ

  1. Айтишники, кажется, наконец дождались

    Анна Королева
    2 июня 2023, 14:11

  2. Ряд крупнейших западных СМИ не пустили на саммит ОПЕК+

    Сергей Мануков
    1 июня 2023, 10:23

  3. Спектакль окончен: доллар могут обвалить

    Игорь Неделькин
    2 июня 2023, 09:50

Новости СМИ2

Еженедельный выпуск №23 Контакт национального значения

Попробовать бесплатно Читать за 120 руб

Еженедельный анонс свежих материалов и другие новости «Эксперта»

Все самое актуальное с доставкой в ваш электронный ящик.

Я соглашаюсь на обработку персональных данных

Вот почему Россия делает ставку на Эрдогана на президентских выборах в Турции — Турция

Лидер турецкой оппозиции Кемаль Кылычдароглу сделал четкое и целенаправленное предупреждение России. «Если Россия хочет нашей дружбы после 15 мая, уберите руки от турецкого государства».

Он (справедливо) опасается кибератаки, которая исказит результаты выборов в Турции или вызовет такое количество фальсифицированных голосов, что это вызовет переголосование или отмену голосования в некоторых округах. Именно Эрдоган, а не Путин, быстро отверг обвинение, скрытое в предупреждении его оппонента. «Я не могу этого допустить. Наши отношения с Россией не менее важны, чем наши отношения с Вашингтоном», — заявил он.

Но в Турции до сих пор помнят арест и заключение Энвера Алтайли, который был старшим советником президентов Турции и высокопоставленным офицером турецкой разведки (MIT). Алтайли был приговорен в 2017 году к 23 годам лишения свободы за шпионаж и контакты с движением религиозного проповедника в изгнании Фетхуллаха Гюлена, которого Эрдоган обвинил в организации неудавшегося военного переворота в 2016 году. , Служба разведки России, Александр Бортников. Среди прочего, он рекомендует действовать на всех фронтах — военном, дипломатическом и экономическом — для подрыва режима Эрдогана в ответ на перехват российского истребителя в 2015 году9.0003

Избирательница голосует на избирательном участке во время президентских и парламентских выборов в Хатае, Турция, воскресенье. Предоставлено: EMILIE MADI/Reuters

Турция, для наблюдения за коммерческой деятельностью сына Эрдогана Билала, которого в отчете называют «министром энергетики ИГИЛ» из-за подозрений в том, что он продает бензин организации, и зятя Эрдогана Берата Албайрака, который позже был назначен министром экономики Турции.

  • Избиратели поколения Z будут определять политическое будущее Турции
  • Несмотря на экономические трудности, многие турки не видят альтернативы «волшебнику» Эрдогану
  • Шпионы, потерянные евреи и поп-звезды: отношения любви и ненависти Израиля и Турции вне политики В докладе намекалось на существование российских агентов в турецкой разведке и на то, что российские агенты имеют тесные связи с турецкими СМИ, через которые они могут влиять на общественное мнение.

    Алтайли передал этот отчет старшему советнику Эрдогана Феридуну Билгину, который подтвердил, что передал его премьер-министру (Эрдоган тогда еще не был президентом). Даже после своего ареста Алтайли продолжал предупреждать о российском вмешательстве в Турцию . Он утверждал, что российская разведка выделяла крупные суммы на подкуп журналистов, чтобы создать благоприятное общественное мнение в отношении России, и что турецкий подход к войне на Украине является результатом деятельности России.

    Согласно опросу общественного мнения, проведенному турецкой фирмой «Метрополь», около 48 процентов опрошенных считают, что НАТО и США несут ответственность за российское вторжение в Украину, в отличие от 33 процентов, которые обвиняют Россию, а 7,5 процента считают, что Украина совершила вторжение в Украину. война с самим собой. Это может не доказывать, что это продукт российского влияния, но подозрения не всегда требуют доказательств, чтобы стать фактом.

    Человек держит бюллетень во время президентских и парламентских выборов в Турции на избирательном участке в Анкаре, Турция, воскресенье. Фото: CAGLA GURDOGAN/REUTERS

    Что не является простым подозрением, так это явный интерес России к продолжению правления Эрдогана. В подсчетах выгод и потерь, сделанных мировыми лидерами в преддверии выборов в Турции, можно предположить, что аналитики в Вашингтоне и Брюсселе были бы рады расстаться с лидером, заставившим их сесть на головокружительные американские горки: несмотря на членство в НАТО, Турция закупили российские зенитные комплексы С-400, которые могут нанести ущерб возможностям противовоздушной обороны вооруженных сил НАТО. Эрдоган отказался ратифицировать вступление Швеции в организацию до тех пор, пока она отказывается выдавать разыскиваемых курдов. Несмотря на то, что Турция считается союзником США и Европейского Союза, она не ввела санкции против России после вторжения в Украину, предоставила убежище пропутинским российским олигархам и продолжает получать прибыль от сделок с Кремлем.

    Турция также находится на постоянном конфликтном курсе с Вашингтоном из-за американской поддержки сирийских курдов, которых Турция считает террористическими организациями, а Эрдоган координирует свою военную активность в Сирии с Путиным, и сейчас продвигает примирение с режимом Асада вопреки Американская позиция.

    Для Путина Эрдоган не просто жизненно важный союзник, который позволяет ему обходить санкции и блокировать антироссийские инициативы НАТО — Турция также экономически зависит от российской нефти и газа и доходов от экспорта сельскохозяйственной продукции в Россию. Торговля между двумя странами в 2022 году составит 62 миллиарда долларов по сравнению с 35 миллиардами с США. Кылычдароглу уже заявил, что в случае своего избрания применит западные санкции против России, ратифицирует вступление Швеции в НАТО, будет добиваться возвращения в Турцию проекта по производству самолетов F-35, с которого он был свернут из-за российской антироссийской антисоветской политики. -сделка по самолетам, и что он ожидает, что США одобрят сделку по самолету F-15 на 20 миллиардов долларов.

    Все это не является приятной новостью для Москвы, но к заявлениям Кылычдароглу, который на момент написания этой статьи еще далеко не уверен на президентских выборах, следует отнестись с необходимой долей скептицизма. Не потому, что он не имеет в виду то, что говорит, а потому, что непонятно, сможет ли он сдержать все свои обещания.

    Некоторые изменения в политике потребуют законодательства, а состав нового парламента до сих пор не ясен. Другой фактор заключается в том, что для этого потребуются договоренности между его нынешними коллегами по оппозиции, которые станут старшими министрами и каждый будет требовать свой политический фунт мяса.

    Сможет ли парламент остановить пророссийский захват власти президентом Радевым?

    2 апреля в Болгарии пройдут пятые парламентские выборы менее чем за два года — темпы, не имеющие себе равных ни в одной другой европейской стране или даже в Израиле, который провел пять парламентских выборов с апреля 2019 года.

    2 апреля в Болгарии провести свои пятые парламентские выборы менее чем за два года — показатель, не имеющий себе равных ни в одной другой европейской стране или даже в Израиле, который провел пять парламентских выборов с апреля 2019 года..

    Высокий уровень политической поляризации не позволил партиям сформировать стабильную коалицию и, таким образом, выбрать премьер-министра, который возглавит страну. Президент Румен Радев воспользовался политическим кризисом в Болгарии, чтобы заполнить вакуум парламентской власти и получить контроль над одной из сфер, традиционно выходящих за рамки его конституционных прерогатив: внешней политикой.

    В отличие от большинства крупнейших политических партий Болгарии, которые поддерживают Украину в ее войне против России, Радев использовал свою самопровозглашенную платформу в пророссийских целях. Предстоящие выборы вряд ли разорвут этот цикл, но пока Болгария не найдет способ сделать это, президент будет продолжать препятствовать воле парламента и отталкивать внешнюю политику своей страны от европейского консенсуса в отношении войны.


    Болгария борется с политической поляризацией с момента демократизации в начале 1990-х годов, когда глубокий разрыв между посткоммунистическими и антикоммунистическими силами породил разногласия по таким вопросам, как скорость экономических реформ и внешняя политика. На рубеже веков Болгария, казалось, оставила позади эти разногласия, но в последние годы напряженность достигла пика из-за громких коррупционных скандалов, особенно в отношении поведения Бойко Борисова, бывшего премьер-министра и консервативной организации «Граждане за европейское развитие». Лидер партии Болгарии (ГЕРБ).

    Эта поляризация помешала Болгарии создать прочные коалиции, а иногда даже вообще сформировать правительство. Большинство партий отказываются сотрудничать с ГЕРБ и Движением за права и свободы (ДПС) в связи с этими обвинениями в коррупции. Более того, в последние годы укрепилась новая праворадикальная пророссийская партия («Возрождение»), которая также отказывается сотрудничать с какими-либо другими политическими формированиями.

    Когда парламент не может сформировать правительство, президент должен распустить парламент и назначить дату новых выборов. Этот процесс продолжается до тех пор, пока не будет сформировано правительство, что в случае с Болгарией оказалось непростым делом, вызвав каскад досрочных выборов, которые истощили общественность и так и не смогли сформировать стабильное большинство.

    Между выборами президент, как глава государства, назначает временно исполняющих обязанности премьер-министра. Радев, занимающий пост президента с 2017 года, использовал эту прерогативу больше, чем любой другой демократически избранный глава государства в истории Болгарии. Понятно, что то, что должно было быть исключением, стало правилом. С мая 2021 г. кабинеты, назначаемые президентом, просуществовали вдвое дольше, чем единственное регулярное правительство за этот период, возглавляемое Кириллом Петковым, в течение 231 дня с 13 декабря 2021 г. по 1 августа 2022 г.

    Эти назначаемые кабинеты предназначены для обеспечения преемственности и стабильности в стране в условиях политического хаоса. С тех пор как в апреле 2021 года началась избирательная спираль, партии приходили и уходили, и ни одной партии не удалось сколько-нибудь значимым образом удержать власть. Из пяти правительств — одного постоянного и четырех временных — ни одно не просуществовало более восьми месяцев.

    В отсутствие последовательного парламентского руководства Радев взял на себя обязательство расширить свой президентский портфель, включив в него вопросы внешней политики. При нормальных обстоятельствах глава болгарского государства имеет очень ограниченные внешнеполитические полномочия. 1991 конституции устанавливает, что президент «представляет [государство] в его международных отношениях» и имеет право заключать международные соглашения при определенных обстоятельствах. Он может назначать и увольнять глав дипломатических миссий и постоянных представителей Болгарии при международных организациях, а также отвечает за принятие верительных грамот и рекомендательных писем иностранных дипломатов.

    Хотя эти прерогативы не являются незначительными, на практике их влияние обычно довольно ограничено. Основная часть внешнеполитических полномочий Болгарии принадлежит премьер-министру и министру иностранных дел. И исторически, когда президент и правительство премьер-министра расходились во внешнеполитических вопросах, последнее, как правило, одерживало верх.

    Например, до того, как стать членом НАТО, было хорошо известно, что вступление в этот альянс не было прерогативой ни президента Георгия Пырванова, ни вице-президента Анхеля Марина. Замечание Марина в 1998 году о том, что «движение вперед в НАТО вредно для Болгарии и нашей армии», привело к его отстранению от должности командующего Зенитно-ракетными и артиллерийскими войсками. Несмотря на историческое отсутствие энтузиазма у президентского дуэта, Болгария вступила в НАТО под руководством Симеона Саксен-Кобург-Готского, бывшего болгарского короля, 29 марта., 2004.

    Точно так же в 2019 году между президентом и премьер-министром возникли разногласия по поводу признания ЕС Хуана Гуайдо законным президентом Венесуэлы. Однако, поскольку правительство Борисова располагало стабильным парламентским большинством, он смог легко преодолеть оппозицию Радева этому плану.

    Эта динамика изменилась с апреля 2021 года, когда несколько факторов, в том числе обвинения в коррупции против правящего ГЕРБ, вызвали раскол внутри фракций и помешали парламенту избрать стабильное большинство, что побудило Радева назначить свое второе временное правительство. С тех пор внешняя политика президента не раз конфликтовала с политикой основных партий, но Радев вышел на первое место. Он еще больше укрепил свои позиции, назначив на посты в кабинете своих близких, что практически гарантировало, что внешнеполитический аппарат страны не будет сопротивляться его собственным пророссийским настроениям.

    Это столкновение стало особенно очевидным после вторжения России в Украину в феврале 2022 года. Война началась всего через несколько месяцев после того, как Петков назначил кабинет на основе разнородной четырехпартийной коалиции либералов, социалистов, зеленых и консерваторов. Это не продлится долго, став первым болгарским правительством после демократизации, которое было свергнуто вотумом недоверия в июне 2022 года.

    Отношения между Болгарией и Россией исторически были напряженными. Хотя они не всегда были дружественными, Россия активно участвовала в освобождении Болгарии от ига Османской империи в 1878 году, а после того, как Болгария приняла коммунизм после Второй мировой войны, она была одним из самых верных союзников Советского Союза до его распада. Однако в более поздней истории внешняя политика Болгарии не решалась сближаться с Россией, но зависимость страны от поставок российских энергоносителей заставила ее политиков проявлять осторожность при принятии твердой позиции против нее. Например, после отравления Сергея и Юлии Скрипалей в 2018 году Болгария отказалась высылать российских дипломатов, в отличие от большинства европейских стран.

    Когда Радев вышел на политическую арену во время президентских выборов 2016 года, он придерживался довольно двойственной позиции по отношению к России, резюмированной в его известном высказывании: «Российский флаг развевается над Крымом». Со временем это мнение обострилось, и он дошел до того, что заявил, что Крым был частью России во время президентской кампании 2021 года.

    Однако после вторжения большинство основных болгарских политических партий заняли антироссийскую позицию и поддержали отправку военной помощи Украине вместе с союзниками по НАТО. Неудивительно, что Радев выступил против этих усилий и открыто занял пророссийскую позицию. Показательный пример: в декабре 2022 года он обвинил проукраинских законодателей Болгарии в «разжигании войны». Помимо риторики, он использовал свое положение, чтобы существенно повлиять на политическую реакцию Европы на войну, как это было в феврале, когда он пригрозил использовать право вето Болгарии, чтобы предотвратить санкции ЕС против «Росатома», российской корпорации по атомной энергии. Совсем недавно он заявил, что Болгария не поддержит европейский заказ на поставку снарядов в Украину.

    Эти позиции прямо бросают вызов большинству основных политических партий Болгарии. На довольно продолжительной и противоречивой законодательной сессии, состоявшейся в декабре 2022 года, парламент Болгарии решительно проголосовал за отправку военной помощи Украине при поддержке более 70 процентов депутатов парламента. Недолговечный кабинет Петкова — единственное за последние два года правительство, не являющееся временным, — уже успел неофициально сделать это весной 2022 года. Но когда менее чем через восемь месяцев правительство Петкова рухнуло, был назначен новый временный кабинет. в августе 2022 г., вернув инициативу в руки Радева. С тех пор он не только отказался подписать совместное заявление девяти восточноевропейских президентов в поддержку вступления Украины в НАТО, но и обратился — совсем недавно, в феврале этого года, — к действующему временному правительству с призывом не направлять в будущем никакой военной помощи Украина.

    Все это он сделал вопреки народному возмущению болгар, выразившемуся в демонстрациях поддержки Украины как в марте 2022, так и в феврале 2023 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *