Амнистия 2018 по уголовным делам свежие: Амнистия 2018 года в России по уголовным делам: последние новости на март

Разное

Амнистию капитала предлагается продлить еще на три года

Эксперты «АГ» неоднозначно отнеслись к поправкам. Они считают, что продление срока связано с тем, что предыдущий закон не замотивировал сограждан декларировать активы и счета (вклады) в банках. Кроме того, эксперты отметили, что отсутствие надлежащей проработки причин неэффективности ранее принятого закона не приведет к необходимым результатам.

В Госдуму внесены проекты поправок в законодательство (законопроекты № 377595-7 и № 377597-7), которыми предлагается реализовать инициативу Владимира Путина по продлению срока «амнистии капитала».

Напомним, амнистия проводилась в период с 1 июля 2015 г. по 30 июня 2016 г. В рамках программы добровольного декларирования физическим лицам предоставлялась возможность добровольно задекларировать свое имущество, активы (в том числе оформленные на номинальных владельцев), а также зарубежные счета и контролируемые иностранные компании.

Пакетом поправок предлагается установить второй этап добровольного декларирования в срок с 1 марта 2018 г.

по 28 февраля 2019 г., при этом в полном объеме сохранив гарантии для декларантов, в том числе об освобождении от уголовной ответственности за предусмотренные ст. 193, ч. 1 и 2 ст. 194, ст. 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ преступления, совершенные до января 2018 г. Также предполагается предоставить возможность таким лицам в ходе второго этапа декларирования указать счета в зарубежных банках, которые не только были открыты по состоянию на 1 января 2018 г., но также указать счета в зарубежных банках, закрытые на дату представления декларации. При этом для тех, кто представил декларации в ходе первого этапа, предусматривается возможность подать их повторно.

Старший партнер АБ «ЗКС» Андрей Гривцов, отметил, что ему не известно ни об одном случае освобождения кого-либо от уголовной ответственности после добровольного декларирования, предлагаемого законом об амнистии капитала. «Могу предположить, что законодатель столкнулся с нежеланием граждан что-либо добровольно декларировать. Думаю, предлагаемое продление срока действия нормы связано именно с этим», – указал эксперт.

Конечная цель поправок, по мнению Андрея Гривцова, – убедить сограждан предоставлять сведения о наличии имущества и имущественных прав за пределами РФ и в дальнейшем возвращать данное имущество в страну. «На мой взгляд, идея какой-либо поддержки у сограждан не получила и вряд ли получит, поскольку в данном случае государство использует негодные механизмы. В первую очередь следовало бы сконцентрироваться на изменении экономической ситуации в стране, обеспечении справедливой судебной системы, повышении гарантий прав человека, что, безусловно, повлечет за собой желание россиян вести бизнес именно у себя на родине», – считает он.

Говоря о предусмотренных пакетом законопроектов поправках в УК РФ, адвокат КА «Московская городская коллегия адвокатов» Павел Гейко указывает, что формулировка «Лицо освобождается от уголовной ответственности при выявлении факта совершения им до 1 января 2015 года либо до 1 января 2018 года деяний, содержащих признаки составов…» является тавтологией, а это говорит о ненадлежащей проработке депутатами соответствующего вопроса.

«Полагаю, предложение продлить срок амнистии капитала связан с недостижением государством результата, ожидавшегося от введения принятого в 2015 г. Закона о добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках, и сохранением актуальности и высокого уровня важности проблемы возврата капиталов», – предположил эксперт. По его мнению, данный закон недостаточно замотивировал соотечественников раскрыть зарубежные накопления. «На мой взгляд, это связано с неверием граждан в отсутствие риска стать мишенью для правоохранителей в связи с раскрытием ими компрометирующей информации о себе. Более того, подобная информация может затрагивать не только самого декларанта, но и иных связанных с нечистым накоплением капитала лиц, которые тоже могут способствовать отказу от подачи декларации», – пояснил Павел Гейко.

Эксперт считает, что так как надлежащая проработка причин неэффективности ранее принятого закона не была проведена, законопроект, предусматривающий введение так называемого второго этапа добровольного декларирования, по существу никаких новых механизмов, которые бы могли привести к целям амнистии капиталов, не предусматривает.

Павел Гейко заключил, что перспектива достижения каких-либо новых значительных результатов выглядит туманно.

Адвокат АП Московской области, управляющий партнер АБ «АВЕКС ЮСТ» Игорь Бушманов отметил, что в перечне статей «экономической амнистии» так и не появились наиболее распространенные экономические составы в уголовно-правовой практике, а именно ст. 159 и ст. 174 УК РФ. Это обстоятельство, по мнению эксперта, может явиться серьезным препятствием для ее широкого применения.

«Возможны и злоупотребления, когда освобождение от одних предусмотренных законом видов ответственности не исключает возможности применения к субъекту иных указанных норм уголовной ответственности, носящих так называемый “резиновый” характер правоприменения», – пояснил эксперт.

Также он считает неправильным, что законодатель в очередной раз «засоряет» уголовно-процессуальное законодательство временными нормами, которые в скором времени станут фактически «мертвыми». «Мне видится более правильным принятие Государственной Думой по уже отработанной схеме отдельного постановления об объявлении такой “экономической амнистии” и о порядке ее применения», – заключил Игорь Бушманов.

Амнистия 2023: кого она затронет?

Автор Екатерина Блинцова На чтение 15 мин Просмотров 13.5к. Опубликовано

Рекомендуем подписаться на телеграм-канал A L C A T R A Z  про уголовное право: криминальные новости и практические советы, как сохранить свободу или сократить срок пребывания в тюрьме

В прошлом 2022 году тюремные стены покинули несколько тысяч заключенных, однако произошло это не ввиду объявления амнистии, а по причине помилования осужденных подписавших контракт с ЧВК Вагнера, ввиду развернутой основателем частной военной компании Евгением Пригожиным вербовки для участия в СВО.

Тем не менее, для многих заключенных, которые предпочли не использовать связанную со значительным риском для жизни возможность освобождения, через военный контракт с ЧВК, важным является возможность выхода по ожидаемой в 2023 году амнистии, и понимание на какие категории осужденных она будет распространена.

В связи с значительными внутригосударственными изменениями вероятность амнистии в 2023 – 2024 году оценивается, как высокая. Последняя крупная амнистия была в 2015 года, и была приурочена к 70-летию Великой Победы. Тогда под амнистию попали более 220 000 заключенных. Можно предположить, что грядущая амнистия будет не менее масштабной.

Сейчас на рассмотрении Государственной Думы РФ два основных законопроекта об амнистии:

1. «Об объявлении амнистии в связи со 100-летием образования Союза Советских Социалистических Республик»
2.«Об объявлении амнистии в отношении граждан Российской Федерации, совершивших преступления в сфере экономики»

Первый вариант, в значительной мере завязан на ход СВО и результаты военных действий в Украине.

Предлагается распространить амнистию на осужденных, принимавших участие в боевых действиях по защите Отечества, тружеников тыла, а также на лиц, проходивших военную службу на территориях ряда зарубежных стран в период ведения там боевых действий с участием Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, в частности в Афганистане и других странах, на территориях которых происходили боевые действия.

В соответствии с проектами Постановлений под действие амнистии подпадают военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, лица гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также иных организаций, участвовавших в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.

Постановлением об амнистии предусматривается освобождение от наказания осужденных, совершивших преступление по неосторожности, а также сокращение им срока наказания. Под действие амнистии подпадают осужденные условно, осужденные, которым неотбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания, и осужденные к наказаниям, не связанным с лишением свободы.

Находящиеся в производстве органов дознания, предварительного следствия и судов уголовные дела в отношении определенной категории лиц подлежат прекращению, если на этих лиц распространяется амнистия.

В Постановлении предусмотрено правило о безусловном освобождении от наказания осужденных за совершение преступлений, связанных с различными формами проявления так называемого «инакомыслия». Среди таких составов публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации, исполнении государственными органами Российской Федерации своих полномочий; неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования; публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности; возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства; применение насилия в отношении представителя власти; оскорбление представителя власти; злостное уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в связи с признанием лица выполняющим функции иностранного агента и другие. Всего в Постановлении 22 таких состава. По оценкам представителей средств массовой информации, именно эти статьи Уголовного кодекса Российской Федерации используются для привлечения к ответственности политических оппонентов. В проекте также предусмотрено прекращение уголовных дел этой категории в ходе досудебного производства. Освобождение от наказания таких осужденных в условиях сложной геополитической обстановки позволит наладить общественный мир, будет способствовать консолидации общества и национальному примирению.

Освобождение осужденных от наказания (сокращение срока наказания) или обвиняемых, подозреваемых от уголовной ответственности будет возможно, если на них не распространяются постатейные и другие ограничения, предусмотренные пунктом 9 проекта Постановления об амнистии.

Исполнение Постановления об амнистии предлагается осуществить в течение шести месяцев.

Второй вариант амнистии это законопроект «Об объявлении амнистии в отношении граждан Российской Федерации, совершивших преступления в сфере экономики»

Данным вариантом регулируется порядок применения Постановления Государственной Думы «Об объявлении амнистии в отношении граждан Российской Федерации, совершивших преступления в сфере экономики», которым предлагается объявить амнистию и освободить от наказания граждан Российской Федерации, впервые осужденных к лишению свободы за умышленные преступления, предусмотренные частями первой, второй и пятой — седьмой статьи 159, частями первой — второй статьи 159. 3, частями первой — второй статьи 160, статьями 170, 170.2, 171, 171.1, 176, 177, 178, 180, 198 — 199.4 и 201 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации основной принцип долгосрочного развития России — это опора на предпринимательские свободы.

В то же время, по оценкам Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей за 2021 год, почти 80 % опрошенных предпринимателей не считают ведение бизнеса в России безопасным и полагают, что российское законодательство не предоставляет достаточные гарантии для защиты бизнеса от необоснованного уголовного преследования. 30,3 % обращений в адрес Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей составили обращения, связанные с уголовным преследованием. Половина обратившихся в связи с уголовным преследованием предпринимателей привлекались к ответственности за мошенничество. Подавляющее большинство обратившихся предпринимателей указывают на необъективность и обвинительный уклон следствия. По их словам, суды зачастую соглашаются с позицией следствия без полноценного исследования и оценки доказательств. Споры между бизнес-партнерами по уже поставленным товарам или оказанным услугам перетекают в уголовно-правовую плоскость.

Целью указанной амнистии является освобождение от уголовного наказания предпринимателей, которые способны обеспечить создание рабочих мест, а также реализовать программы по достижению масштабных целей развития России в период санкционного давления.

Порядок применение Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в отношении граждан Российской Федерации, совершивших преступления в сфере экономики» регламентирует вопросы проведения амнистии, в том числе определяет лиц, которые попадают под действие Постановления.

Под действие Постановления об объявлении амнистии подпадают:

лица, совершившие преступления до дня вступления его в силу, а также осужденные, отбывающие наказание на территории Российской Федерации;

лица, подпадающие под действие постановления об объявлении амнистии, освобождаются от основного наказания, а также от дополнительного наказания, если последнее не исполнено на день вступления в силу указанного постановления;

лица, подпадающие под действие постановления об объявлении амнистии, не освобождаются от возмещения вреда, причиненного ими в результате совершения общественно опасных деяний, предусмотренных Особенной частью Уголовного кодекса Российской Федерации.

Тексты законопроектов:

1.) Проект № 241392-8

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи со 100-летием образования
Союза Советских Социалистических Республик»

1. Возложить применение Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи со 100-летием образования Союза Советских Социалистических Республик»(далее — применение акта об амнистии):

1)на исправительные учреждения и следственные изоляторы — в отношении осужденных к лишению свободы, приговоры по делам которых вступили в законную силу. Исполнение Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи со 100-летием образования Союза Советских Социалистических Республик» (далее — Постановление об амнистии) в отношении указанных осужденных осуществляется по утвержденному прокурором постановлению начальника исправительного учреждения или начальника следственного изолятора. К постановлению о применении акта об амнистии прилагаются личное дело осужденного, справка о поощрениях и взысканиях, другие необходимые документы;

2)на органы дознания и органы предварительного следствия — в отношении подозреваемых и обвиняемых, дела и материалы о преступлениях которых находятся в производстве этих органов;

3) на суды:

в отношении лиц, дела о преступлениях которых находятся в производстве судов и не рассмотрены до дня вступления в силу Постановления об амнистии, а также в отношении лиц, дела о преступлениях которых рассмотрены, но приговоры судов не вступили в законную силу;

в отношении условно осужденных в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Вопрос о применении акта об амнистии в отношении указанных осужденных решает суд по представлению уголовно-исполнительных инспекций, осуществляющих контроль за их поведением, а в отношении осужденных военнослужащих — по представлению командования воинских частей;

4)на уголовно-исполнительные инспекции — в отношении лиц, отбывающих наказания в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

5)на судебных приставов-исполнителей — в отношении осужденных к наказанию в виде штрафа, если штраф не взыскан до дня вступления в силу Постановления об амнистии;

6) на командование воинских частей — в отношении военнослужащих, осужденных к ограничению по военной службе; на командование дисциплинарных воинских частей — в отношении военнослужащих, осужденных к содержанию в дисциплинарной воинской части.

2.Освобождение осужденных от дополнительных видов наказаний, не исполненных на день вступления в силу Постановления об амнистии, возлагается на учреждения и органы, рассматривающие вопрос об освобождении осужденных от основного вида наказания.

3.Решение о применении акта об амнистии принимается в отношении каждого лица индивидуально. При отсутствии необходимых сведений об этом лице рассмотрение вопроса о применении акта об амнистии откладывается до получения дополнительных документов.

4.Учреждения и органы, на которые возложено исполнение Постановления об амнистии, вправе запрашивать у соответствующих учреждений документы, необходимые для принятия решения о применении акта об амнистии. Такие запросы исполняются незамедлительно.

5. Постановления о применении акта об амнистии, принятые исправительными учреждениями, следственными изоляторами, уголовно-исполнительными инспекциями, органами внутренних дел Российской Федерации, органами дознания, командованием воинских частей и командованием дисциплинарных воинских частей, утверждаются прокурором, принятые органами предварительного следствия, — руководителем следственного органа, принятые судебными приставами-исполнителями, — старшим судебным приставом. Со дня утверждения указанных постановлений отбывание наказания либо производство по уголовному делу прекращается.

6. Под действие Постановления об амнистии подпадают лица, совершившие преступления до дня вступления его в силу, и осужденные, отбывающие наказание на территории Российской Федерации.

7. Разъяснить, что при применении акта об амнистии:

1) под действие подпунктов 1-3 пункта 1 Постановления об амнистии подпадают осужденные, относящиеся к категориям ветеранов, указанным в статьях 2-4 Федерального закона от 12 января 1995 года№ 5-ФЗ «О ветеранах»;

2) под действие подпункта 4 пункта 1 Постановления об амнистии подпадают лица, удостоенные государственных наград СССР, установленных Указом Президиума Верховного Совета СССР от3 июля 1979 года № 360-Х «Об утверждении Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР», и лица, удостоенные государственных наград Российской Федерации, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 года № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации»;

3) под действие подпункта 5 пункта 1 Постановления об амнистии подпадают лица, совершившие в возрасте до 18 лет умышленное преступление, за которое предусмотрено наказание, не превышающее пяти лет лишения свободы;

4) под действие подпункта 6 пункта 1 Постановления об амнистии подпадают женщины, не лишенные родительских прав и имеющие детей, которым на день вступления в силу Постановления об амнистии не исполнилось 18 лет, а также детей, которые до дня вступления в силу Постановления об амнистии признаны в установленном порядке инвалидами, если они стали инвалидами до достижения возраста 18 лет; женщины, имеющие беременность на день принятия решения о применении акта об амнистии;

5) под действие подпункта 7 пункта 1 Постановления об амнистии подпадают мужчины, не лишенные родительских прав, не вступившие в повторный брак и являющиеся единственными родителями детей, которым на день вступления в силу Постановления об амнистии не исполнилось18 лет, а также детей, которые до дня вступления в силу Постановления об амнистии признаны в установленном порядке инвалидами, если они стали инвалидами до достижения возраста 18 лет;

6) под действие подпункта 8 пункта 1 Постановления об амнистии подпадают мужчины, которым на день вступления в силу Постановления об амнистии исполнилось 55 лет, и женщины, которым на день вступления в силу Постановления об амнистии исполнилось 50 лет, а при отсутствии документов, подтверждающих день и месяц рождения, — мужчины, родившиеся до 1967 года, и женщины, родившиеся до 1972 года;

7) под действие подпункта 9 пункта 1 Постановления об амнистии подпадают лица, признанные в установленном порядке инвалидами I и II групп до дня вступления в силу Постановления об амнистии.

8. Акт об амнистии не применяется в отношении лиц, осужденных по совокупности преступлений, если одно из них предусмотрено пунктом 9 Постановления об амнистии.

9. Лица, подпадающие под действие Постановления об амнистии, не освобождаются от административных наказаний, а также от обязанности возместить вред, причиненный в результате совершенных ими противоправных действий.

10. При применении акта об амнистии в отношении лиц, срок наказания которым был сокращен в порядке помилования или в соответствии с актом об амнистии, следует исходить из срока наказания, установленного соответствующими актами. Применение акта об амнистии допускается не более чем по одному основанию.

11. В соответствии с пунктом 6 Постановления об амнистии сокращению подлежит часть срока наказания, не отбытая на день вступления в силу Постановления об амнистии. Под действие указанного пункта подпадают осужденные, приговоры по делам которых вступили в законную силу до дня вступления в силу Постановления об амнистии.

12. Ограничения, установленные для осужденных пунктом 9 Постановления об амнистии, распространяются также на подозреваемых и обвиняемых, дела и материалы в отношении которых находятся в производстве органов дознания, органов предварительного следствия и судов.

13. При применении акта об амнистии не учитываются:

1)судимости, снятые или погашенные в установленном законом порядке. Лица, у которых снята или погашена судимость, считаются впервые совершившими преступление;

2)судимости за преступления, ответственность за которые не предусмотрена Уголовным кодексом Российской Федерации;

14. В соответствии с подпунктом 3 пункта 9 Постановления об амнистии, акт об амнистии не применяется к лицам, в отношении которых ранее применялось помилование, либо они уже освобождались от наказания вследствие акта амнистии и впоследствии вновь совершили умышленное преступление.

15. Материалы о применении акта об амнистии к отбывающим наказание осужденным, которым в установленном порядке назначены меры медицинского характера в виде лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании, активной формы туберкулеза, венерического заболевания, рассматриваются после завершения указанными осужденными обязательного лечения.

Основанием для признания осужденного завершившим курс лечения является заключение медицинской комиссии о прекращении применения указанных мер.

Материалы о применении акта об амнистии к осужденным, больным активной формой туберкулеза, отнесенным в установленном порядке кI группе диспансерного учета, рассматриваются после завершения указанными осужденными интенсивного курса лечения и прекращения ими бактериовыделения, подтвержденного медицинским заключением.

Для организации необходимой медицинской помощи освобожденным из мест лишения свободы, больным активной формой туберкулеза, отнесенным в установленном порядке к I и II группам диспансерного учета, больным онкологическими заболеваниями III и IV клинических групп, исправительные учреждения должны незамедлительно сообщить соответствующим органам местного самоуправления и органам здравоохранения об освобождении указанных лиц.

16. Предложить Правительству Российской Федерации:

1)принять совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации меры, обеспечивающие трудовое и бытовое устройство лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а также их медицинское обслуживание;

2)сохранить штатную численность уголовно-исполнительных инспекций в течение одного года со дня окончания срока исполнения Постановления об амнистии.

17.В случае, если вопрос о применении акта об амнистии возникнетпо истечении шести месяцев со дня вступления в силу Постановления об амнистии, оно исполняется в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящего Постановления.

18. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

2). Проект № 210127-8

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

О порядке применения Постановления Государственной Думы «Об объявлении амнистии в отношении граждан Российской Федерации, совершивших преступления в сфере экономики»

1. Под действие постановления об объявлении амнистии подпадают лица, совершившие преступления до дня вступления его в силу, а также осужденные, отбывающие наказание на территории Российской Федерации.

2. Лица, подпадающие под действие постановления об объявлении амнистии, освобождаются от основного наказания, а также от дополнительного наказания, если последнее не исполнено на день вступления в силу указанного постановления.

3. Лица, подпадающие под действие постановления об объявлении амнистии, не освобождаются от возмещения вреда, причиненного ими в результате совершения общественно опасных деяний, предусмотренных Особенной частью Уголовного кодекса Российской Федерации.

4. Возложить применение постановления об объявлении амнистии на:

1) органы дознания и предварительного следствия — в отношении лиц, дела и материалы о преступлениях которых находятся в производстве этих органов;

2) суды:

в отношении лицдела, о преступлениях которых находятся в производстве этих судов и не рассмотрены до дня вступления в силу постановления об объявлении амнистии, а также в отношении лиц, дела о преступлениях которых рассмотрены, но приговоры судов не вступили в законную силу;

3) органы внутренних дел Российской Федерации – в отношении осужденных к лишению свободы, не находящихся под стражей, приговоры по делам которых вступили в законную силу;

4) исправительные учреждения и следственные изоляторы – в отношении осужденных к лишению свободы, приговоры по делам которых вступили в законную силу;

5. Решение о применении акта об амнистии в отношении каждого лица принимается индивидуально. При отсутствии необходимых сведений об этом лице рассмотрение вопроса о применении к нему акта об амнистии откладывается до получения дополнительных материалов.

Органы и учреждения, на которые возложено применение постановления об объявлении амнистии, вправе запрашивать в соответствующих учреждениях документы, необходимые для решения вопросов, связанных с применением акта об амнистии. Такие запросы должны исполняться незамедлительно.

6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Если Ваши права нарушаются — обращайтесь по контактам ниже:

Следите за новостями нашего Центра в социальных сетях:

Мальдивы: новое правительство должно порвать с репрессивным прошлым

Смена правительства на Мальдивах предоставляет огромную возможность порвать с репрессиями и нарушениями прав человека в прошлом и наметить новый курс, в котором права человека лежат в основе политики и действий нового правительства, заявила сегодня Amnesty International. .

На президентских выборах 23 сентября 2018 года президент Абдулла Ямин проиграл кандидату от Объединенной оппозиции Ибрагиму Мохаммеду Солиху. Правление Абдуллы Ямина было отмечено нападками на гражданское общество, работников СМИ, политическую оппозицию и судебную власть.

«Это прекрасная возможность для Мальдивских островов. Новое правительство должно порвать с репрессивным прошлым страны и поставить защиту прав человека в центр своей политики и действий», — сказала Динушика Диссанаяке, заместитель директора Amnesty International по Южной Азии.

«Объединенная оппозиция дала несколько обещаний, когда речь идет о ситуации с правами человека на Мальдивах. Теперь пришло время начать претворять эти слова в жизнь, в том числе путем освобождения тех людей, которые были несправедливо заключены в тюрьму, отмены репрессивных законов и создания условий, способствующих полному уважению прав человека и процветанию гражданского общества».

Это прекрасная возможность для Мальдивских островов. Новое правительство должно порвать с репрессивным прошлым страны и поставить защиту прав человека в центр своей политики и действий

Динушика Диссанаяке

Несправедливое судебное разбирательство

Новое мальдивское правительство должно взять на себя обязательство немедленно и безоговорочно освободить людей, которые были заключены в тюрьму исключительно за осуществление своих прав человека. Среди этих узников совести такие политики, как Фарис Момун и Ахмед Махлуф.

Лица, произвольно задержанные или подвергнутые политически мотивированным обвинениям, также должны быть освобождены, а обвинения против них сняты. В феврале 2018 года Верховный суд распорядился об освобождении и повторном рассмотрении дела девяти лидеров оппозиции. Вместо исполнения приказа мальдивские власти также задержали главного судью Абдуллу Саида, судью Али Хамида, бывшего президента Момуна Абдула Гаюма и его зятя Моамеда Надхима.

Amnesty International также обеспокоена справедливостью судебного разбирательства в ряде других случаев, когда активисты гражданского общества и лидеры оппозиции были задержаны или осуждены по сфабрикованным и политически мотивированным обвинениям, которые варьируются от «вторжения» для входа в парламент до «терроризма» и «свержение правительства».

«При последнем правительстве верховенство закона перестало иметь какое-либо реальное значение. Новое правительство должно немедленно освободить тех, кому предъявлены обвинения по политическим мотивам, и снять с них обвинения», — заявила Динушика Диссанаяке.

Свобода слова и ограничения в СМИ

При правительстве президента Абдуллы Ямина журналисты на Мальдивах столкнулись с серьезными ограничениями их права на свободу выражения мнений.

Вещание нескольких независимых СМИ, действующих на островах, по разным причинам прерывалось или прекращалось, а журналисты подвергались угрозам, запугиванию и преследованиям.

Закон о борьбе с диффамацией и свободе выражения мнений 2016 года криминализирует право на свободу выражения мнений вместо того, чтобы защищать его, устанавливая огромные штрафы за высказывания или материалы, которые «противоречат принципам ислама, угрожают национальной безопасности, противоречат социальным нормам или посягают на чужие права». права, репутация или доброе имя».

Неуплата штрафа может привести к тюремному заключению на срок до шести месяцев и даже к закрытию СМИ. Rajje TV, средство массовой информации, связанное с тогдашней политической оппозицией, неоднократно подвергалось преследованиям в соответствии с Законом о борьбе с диффамацией и свободой слова и неоднократно принуждалось платить штрафы.

«Новое мальдивское правительство должно предоставить людям возможность свободно и без страха выражать свое мнение. Он также должен изменить или отменить Закон о борьбе с диффамацией и свободой слова, приведя его в соответствие с международными стандартами в области прав человека», — заявила Динушика Диссанаяке.

Гарантия свободы мирных собраний и объединений

Наряду с правом на свободу выражения мнений право на свободу мирных собраний и ассоциаций подвергалось непрерывным нападкам в течение последних пяти лет на Мальдивах.

Неоднократно в основном мирные демонстрации встречались с применением чрезмерной силы, в том числе с применением резиновых пуль, дубинок и слезоточивого газа.

Массовые произвольные аресты произошли в марте этого года, когда на архипелаге было введено чрезвычайное положение. За одну ночь был взят под стражу не менее 141 человека. Это была самая крупная волна массовых арестов со времен первомайского митинга 2015 года, когда были арестованы сотни протестующих.

«Право на свободу мирных собраний должно всегда уважаться и защищаться. В случае насилия власти должны применять только ту силу, которая необходима и пропорциональна для его устранения. Согласно международному праву, смертоносная сила может применяться только в случае неизбежности защиты от непосредственной угрозы жизни и в качестве крайней меры. Новое правительство должно провести реформы, чтобы положить конец жестокости и безнаказанности полиции», — заявила Динушика Диссанаяке.

Дела Ямина Рашида и Рилвана

23 апреля 2017 года популярный мальдивский блогер Ямин Рашид был неоднократно зарезан. Спустя полтора года эффективного расследования его убийства не проводилось, и никто не был привлечен к ответственности за это убийство.

Перед убийством Ямину Рашиду неоднократно угрожали смертью. Он сообщил об этом в полицию, но никаких действий предпринято не было.

В 2014 году Ахмед Рилван, блоггер и репортер газеты Maldives Independent, был похищен неизвестными преступниками возле своего дома. С тех пор не было никаких новостей о его судьбе или местонахождении из-за опасений, что он мог быть насильственно исчез.

В августе 2018 года мальдивский уголовный суд оправдал двух мужчин, подозреваемых в похищении Рилван. В то время президент Абдулла Ямин, когда его спросили о подробностях судьбы Рилвана, заметил, что он «несомненно мертв».

«Друзья и близкие Ямина Рашида и Рилвана слишком долго ждали справедливости. Новое мальдивское правительство должно взять на себя обязательство провести тщательное, беспристрастное, независимое и эффективное расследование дел Ямина Рашида и Рилвана с целью привлечения подозреваемых к ответственности», — заявила Динушика Диссанаяке.

Смертная казнь

Мальдивы неоднократно угрожали ввести смертную казнь, шаг, который нарушил бы положительную репутацию островного государства в Индийском океане, избегавшего этого жестокого и необратимого наказания на протяжении более шести десятилетий.

В настоящее время трем лицам, приговоренным к смертной казни, грозит казнь, в том числе Хусейну Хумааму Ахмеду, в деле которого использовалось «признание», которое, по всей видимости, было получено под принуждением, от которого впоследствии отказались.

«Мальдивы должны раз и навсегда отменить смертную казнь и смягчить приговоры приговоренным к смертной казни. Этот шаг будет соответствовать глобальным тенденциям, когда большинство стран больше не казнят людей, но также послужит важным примером для региона Южной Азии, где все страны, кроме двух, по-прежнему сохраняют это суровое, жестокое и унижающее достоинство наказание в своих книгах. — сказала Динушика Диссанаяке.

Похожие материалы

Поделиться

Последние добавленные

Мьянма: новые свидетельства нарушений на фоне продолжающейся военной операции в штате Ракхайн

  • Военные блокируют доступ к продовольствию и обстреливают села
  • В операции участвуют подразделения, ответственные за прошлые злодеяния
  • 5 200 гражданских лиц, перемещенных с декабря

Силы безопасности Мьянмы обстреляли деревни и заблокировали доступ мирных жителей к продовольствию и гуманитарной помощи в штате Ракхайн, заявила сегодня Amnesty International на фоне репрессивных мер после вооруженных нападений Араканской армии в начале января. Силы безопасности также использовали расплывчатые и репрессивные законы для задержания гражданских лиц в этом районе.

Обстрелы населенных пунктов и задержка поставок продовольствия недопустимы ни при каких обстоятельствах.

Тирана Хассан, Директор Amnesty International по кризисному реагированию

«Эти последние операции являются еще одним напоминанием о том, что вооруженные силы Мьянмы действуют без всякого уважения к правам человека. Обстрелы населенных деревень и задержка поставок продовольствия недопустимы ни при каких обстоятельствах», — заявила Тирана Хассан, директор по кризисному реагированию Amnesty International.

Amnesty International получила сообщения о том, что армейские подразделения, участвовавшие в зверствах против рохинджа в августе и сентябре 2017 года, в последние недели снова были переброшены в штат Ракхайн.

«Несмотря на международное осуждение зверств мьянманских военных, все данные свидетельствуют о том, что они нагло совершают еще более серьезные нарушения», — заявила Тирана Хассан.

Эти нарушения произошли после того, как Миссия ООН по установлению фактов призвала к уголовному расследованию и судебному преследованию высокопоставленных должностных лиц Мьянмы за преступления в соответствии с международным правом против населения рохинджа в штате Ракхайн и против этнических меньшинств в Качине и северных штатах Шан.

Армия Аракана атакует

4 января 2019 г., в День независимости Мьянмы, вооруженная группировка этнического происхождения Ракхайн, известная как Армия Аракан, осуществила скоординированные нападения на четыре полицейских поста в северной части штата Ракхайн, в результате чего, как сообщается, было убито 13 полицейских. Армия Аракан сражалась с вооруженными силами в составе альянса вооруженных групп на севере Мьянмы и, поскольку в последние годы она сосредоточила свое внимание на штате Чин и Ракхайн, время от времени вступала в столкновения с тамошними силами безопасности.

Через несколько дней после терактов 4 января гражданское правительство Мьянмы поручило военным начать операцию по «разгрому» Араканской армии, которую официальный представитель правительства назвал «террористической организацией». С тех пор военные перебросили в регион значительные средства и войска, в число которых, по сообщениям местных активистов и СМИ, входят солдаты 99-й -й легкой пехотной дивизии (LID). Amnesty International и другие организации обвинили это подразделение в зверствах против рохинджа в 2017 году и против этнических меньшинств в северной части штата Шан в 2016 году9.0003

По данным ООН, к 28 января более 5200 мужчин, женщин и детей были перемещены в результате продолжающихся боевых действий. В подавляющем большинстве они принадлежат к преимущественно буддийским этническим меньшинствам, включая мро, хами, даингнет и ракхайн.

Amnesty International провела телефонные интервью с 11 пострадавшими от боевых действий, а также с представителями гуманитарных организаций и местными активистами в штате Ракхайн. Большинство заявили, что бежали из своих деревень после того, как силы безопасности обстреляли окрестности или ввели ограничения на продукты питания.

Незаконные нападения

Трое жителей деревни Аук Пьин Ньяр, преимущественно этнической деревни мро в поселке Тха Лу Чаунг поселка Кьяуктау, рассказали Amnesty International, что 21 декабря 2018 года в сотне метров от их деревни разорвались два артиллерийских или минометных снаряда. На следующее утро они услышали, как поблизости разорвались новые снаряды.

«Я услышал взрывы тяжелой артиллерии, и у людей даже закружилась голова», — вспоминал 64-летний фермер.

Другой фермер из того же села, вернувшийся через несколько дней, чтобы забрать некоторые вещи, сказал, что деньги были украдены из домов после того, как люди сбежали. Он обвинил в этом солдат Мьянмы, которых в то время видели в деревне и ее окрестностях.

24-летний мужчина из преимущественно этнической деревни мро в поселке Тха Йет Пьин, поселок Бутидаунг, также описал, как 13 января 2019 года слышал, как вокруг его деревни раздавались артиллерийские или минометные снаряды. Жители деревни бежали в местный монастырь, а затем, позже в тот же день в лагерь неофициальных перемещенных лиц в деревне Доне Тейн, в районе соседней деревни Кин Таунг. Через четыре дня мужчина вернулся в свою деревню, чтобы собрать документы о регистрации семьи, и увидел повреждения нескольких домов в деревне, а также местной школы. Он сказал, что деньги были изъяты из некоторых домов в то время, когда силы безопасности Мьянмы контролировали доступ в деревню.

СМИ подробно описали несколько других инцидентов. Иравади и Радио Свободная Азия сообщило, что семилетний мальчик по имени Наинг Со был тяжело ранен в результате взрыва артиллерийского снаряда возле его дома в поселке Тха Ми Ха, городок Ратедаунг, примерно 26 января 2019 года. Radio Free Азия сообщила, что военные Мьянмы открыли огонь по деревне после того, как солдаты привели в действие самодельное взрывное устройство (СВУ) поблизости. Оба новостных агентства сообщили, что военные Мьянмы украли ценности из деревни. The Irrawaddy также сообщил, что 16 января 2019 года два брата в возрасте 18 и 12 лет были серьезно ранены в результате артиллерийского разрыва снаряда возле их дома в поселке Маунгдо.

Хотя Amnesty International не смогла окончательно определить ответственность вооруженных сил Мьянмы за каждое отдельное нападение, в результате которого были ранены гражданские лица или повреждено или уничтожено гражданское имущество, такая незаконная тактика уже давно является отличительной чертой военных операций против вооруженных групп. В отчете за июнь 2017 года Amnesty International подробно задокументировала неизбирательные обстрелы вооруженными силами Мьянмы во время их операций в Качине и северных штатах Шан, в результате которых погибли и были ранены мирные жители и тысячи людей были вынуждены покинуть свои дома.

«Эти незаконные нападения сеют страх во многих деревнях, — сказала Тирана Хассан. «Прямым результатом стали сотни, если не тысячи мирных жителей, которые были вынуждены покинуть свои дома».

Ограничения доступа к продуктам питания и помощи

34-летняя женщина из отдаленной этнической деревни мро в поселке Кьяуктау рассказала Amnesty International, что солдаты и полиция Мьянмы ограничили количество риса, которое можно было привезти в ее деревню. Жители деревни уже испытывали нехватку основных продуктов питания, поскольку боевые действия, вспыхнувшие поблизости в декабре 2018 года, не позволили им собрать урожай риса или бамбука, которые являются ключевыми товарными культурами.

Когда ситуация ухудшилась, группа жителей деревни, в том числе 34-летняя женщина, отправилась в полицейский участок и военный блокпост возле деревни Таунг Мин Ку Лар, чтобы попросить разрешения перевезти рис обратно в свою деревню. Она сказала, что силы безопасности сказали им, что они могут принести максимум шесть pyi (бирманская единица, эквивалентная 2,56-литровому контейнеру) риса, и им потребуется письмо-разрешение от сил безопасности.

«Мы говорили между собой, что жить в нашей деревне больше невозможно», — сказала она Amnesty International. «Мы не хотели переезжать в лагерь [для перемещенных лиц], но мы не могли торговать тем, что нашли в лесу, и не могли достать достаточно припасов».

Деревня опустела, как и несколько соседних деревень, оказавшихся в подобных обстоятельствах.

Местный активист сообщил Amnesty International, что помог получить рекомендательные письма от полиции, чтобы разрешить людям передвигаться по поселку Кьяуктау, но власти по-прежнему не дают людям носить с собой еду, утверждая, что это делается для того, чтобы перекрыть линии снабжения Араканской армии.

Власти Мьянмы также ввели дополнительные ограничения на гуманитарный доступ в штат Ракхайн. 10 января правительство штата Ракхайн запретило всем агентствам ООН и международным гуманитарным организациям, кроме Международного комитета Красного Креста (МККК) и Всемирной продовольственной программы (ВПП), работать в пяти пострадавших от конфликта поселках. Многим организациям пришлось прекратить оказание гуманитарной помощи, что подорвало усилия по реагированию на чрезвычайные ситуации и усилиям по оказанию помощи в одном из самых бедных и слаборазвитых регионов Мьянмы.

Власти штата Ракхайн вместе с МККК и ВПП предоставили некоторую помощь наличными и натурой людям, перемещенным в результате боевых действий, но получатели назвали ее недостаточной и непоследовательной. Несколько представителей гуманитарных организаций заявили, что ограничения, по-видимому, также являются способом отвлечь международное внимание от военных операций.

Применение оскорбительных законов и возможное произвольное задержание

Силы безопасности Мьянмы, по-видимому, также используют неправомерные законы для задержания и судебного преследования гражданских лиц за якобы поддержку араканской армии, что вызывает озабоченность по поводу произвольных задержаний и возможного жестокого обращения.

Через несколько дней после боев 13 января 2019 г. в поселке Тха Йет Пьин полиция задержала для допроса лидера деревни мро Аунг Тун Сейна и не менее 10 других мужчин. Впоследствии они были освобождены, но через несколько дней Аун Тун Сейна вызвали на пост пограничной полиции (ППП). С тех пор он находится под стражей, в настоящее время находится в тюрьме Бутидаунг.

В отчете за июнь 2018 года Amnesty International задокументировала пытки и другие виды бесчеловечного обращения в отношении мужчин и мальчиков рохинджа, удерживаемых на постах BGP в северной части штата Ракхайн.

Члены семьи и другие лидеры деревни не могли определить местонахождение Аунг Тун Сейна более недели после его задержания. Сообщается, что военные обвинили его в том, что он информировал араканскую армию о передвижениях военных. Житель деревни сказал, что Аунг Тун Сейну предъявлены обвинения в соответствии с Законом о незаконных ассоциациях, расплывчатым и репрессивным законом, который власти Мьянмы часто используют для судебного преследования активистов, журналистов и других лиц в зонах конфликта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *